Научная статья на тему 'Дальний Восток в инвестиционных отношениях России и Китая: современное состояние и перспективы (политико-правовой аспект)'

Дальний Восток в инвестиционных отношениях России и Китая: современное состояние и перспективы (политико-правовой аспект) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY-NC
179
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / КИТАЙ / РОССИЯ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / КОНЦЕССИОННЫЕ ДОГОВОРЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ / ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Беликова Ксения Михайловна

В статье исследуются общие подходы (вложение средств в виде прямых и портфельных инвестиций, заключение концессионных соглашений) и конкретные аспекты инвестиционного сотрудничества России и Китая в форме инвестирования в объекты производства и инфраструктуры на территории российского Дальнего Востока исходя из того, что сейчас развитие этих территорий выступает одной из приоритетных задач РФ. Приводятся примеры "живых" инвестиционных проектов и инвестконтрактов в исследуемой сфере; обозначаются препятствия на пути такого взаимодействия. При исследовании использовались такие методы научного познания, как: общенаучный диалектический, исторический, сравнительно-правовой анализ, право рассматривается также с позиций экономики. Одновременно автор исходит из субъективно-объективной заданности процессов и явлений, и их взаимосвязанности. Научная новизна исследования обусловлена подходом, в рамках которого внимание уделяется проблемным аспектам инвестиционного сотрудничества РФ и КНР с позиции путей и перспектив их решения для развития российского Дальнего Востока. Показано, что у российско-китайского сотрудничества для освоения российского ДВ есть потенциал и перспективы, как и история, однако реальные шаги зависят от воли сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дальний Восток в инвестиционных отношениях России и Китая: современное состояние и перспективы (политико-правовой аспект)»

Дальний Восток в инвестиционных отношениях России и Китая: современное состояние и перспективы (политико-правовой аспект)

Беликова Ксения Михайловна

доктор юридических наук

профессор кафедры гражданского права и процесса и международного частного права, Юридический институт, ФГАОУ ВО "Российский университет дружбы народов" (РУДН), профессор

117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6, оф. 359 И BelikovaKsenia@yandex.ru

Статья из рубрики 'Транснациональные интересы"

Аннотация.

В статье исследуются общие подходы (вложение средств в виде прямых и портфельных инвестиций, заключение концессионных соглашений) и конкретные аспекты инвестиционного сотрудничества России и Китая в форме инвестирования в объекты производства и инфраструктуры на территории российского Дальнего Востока исходя из того, что сейчас развитие этих территорий выступает одной из приоритетных задач РФ. Приводятся примеры "живых" инвестиционных проектов и инвестконтрактов в исследуемой сфере; обозначаются препятствия на пути такого взаимодействия. При исследовании использовались такие методы научного познания, как: общенаучный диалектический, исторический, сравнительно-правовой анализ, право рассматривается также с позиций экономики. Одновременно автор исходит из субъективно-объективной заданности процессов и явлений, и их взаимосвязанности. Научная новизна исследования обусловлена подходом, в рамках которого внимание уделяется проблемным аспектам инвестиционного сотрудничества РФ и КНР с позиции путей и перспектив их решения для развития российского Дальнего Востока. Показано, что у российско-китайского сотрудничества для освоения российского ДВ есть потенциал и перспективы, как и история, однако реальные шаги зависят от воли сторон.

Ключевые слова: Дальний Восток, Китай, Россия, инвестиционное сотрудничество, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, концессионные договоры,

производственные объекты, объекты инфраструктуры, энергоносители

DOI:

10.7256/2454-0706.2019.2.28930

Дата направления в редакцию:

10-02-2019

Дата рецензирования:

11-02-2019

Статья подготовлена в ходе работы по гранту РФФИ 2018 г. на тему «Общие черты и национальные особенности гражданско-правового регулирования инвестиционной деятельности в России, КНР, Японии и Южной Корее при реализации интеграционных проектов "энергетического кольца", зоны свободной торговли и развития Дальнего Востока» (проект 18-011-00745 А, грантополучатель и научн. рук. - д.ю.н., проф. Беликова К.М.) в 2019 г.

В настоящее время развитие территорий российского Дальнего Востока (ДВ) является одной из приоритетных задач в РФ. Несмотря на то, что эти территории по площади составляют 36% от площади всей страны и обладают огромным ресурсным потенциалом -от каменного угля (30%), углеводородов (20%) и древесины (25%) до залежей металлов (цветных и редкоземельных) - на них проживает меньше 5% населения РФ. Вследствие малонаселенности этого региона, невзирая на его природные богатства, в специальной литературе ему отводится незначительная роль, потому что его потенциальные возможности практически не реализуются, а взаимодействие российских приграничных районов с соседними странами сводится больше к созданию барьеров, чем к развитию экономического сотрудничества [1. С. 43].

В целях экономического развития региона соседние дальневосточные страны - Россия, Китай, Южная Корея и Япония - делают попытку трансформировать двусторонние отношения в многосторонние путем развития таких интеграционных проектов этих стран, как «большое энергетическое кольцо» (БЭК) и зона свободной торговли (ЗСТ) [2. С. 285299; 3. С. 172-178]. Такие проекты, во-первых, неизбежно будут сопровождаться взаимными инвестициями, которые, в свою очередь, приведут к инфраструктурному преобразованию территорий ДВ РФ, во-вторых, они нуждаются в правовом обеспечении.

C конца прошлого столетия инвестиции принято считать основным средством, способным интегрировать национальную экономику любого уровня в мировое хозяйство за счет размещения на территории принимающего инвестиции государства или производств с одновременной передачей передовых технологий и инноваций, или капиталовложений в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ) [4. С. 74-76]. Россия и Китай принимают активное участие в процессах взаимного инвестирования - как в качестве доноров, так и в качестве реципиентов капиталовложений.

Однако, оценить реальные объемы произведенного инвестирования Китая на рынке России затруднительно вследствие того, что публикуемые данные значительно разнятся. Например, если Банк России сообщает, что в период с 2011 по 2017 гг. объем ППИ Китая в РФ достиг 16,3 млрд. долл., то по данным Московской школы управления «Сколково» за этот период китайская сторона инвестировала в рынок РФ порядка 35,9 млрд. долл., включая энергетику и минеральные ресурсы с объемом вложений, превышающим 22

млрд. долл. ^^ По другим данным ^ инвестиции КНР в регионы ДВ составляют 80% (4 млрд. долл.) от объемов инвестиций всех стран АТР, произведенных в 2016-2017 гг.

Для активизации развития ДВ в РФ было создано Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ), которое на базе государственной

программы ^ разработало и предлагает иностранным инвесторам структурированный по видам отраслей и объемам необходимых инвестиций комплект из более, чем четырехсот инвестиционных проектов. Для оперативности их реализации АПИ совместно с Ассоциацией по развитию малых и средних предприятий КНР организовали Центр

привлечения и поддержки китайских инвесторов на ДВ РФ.

Объемы инвестиционной активности КНР можно оценить, исходя из произведенных к настоящему времени объемов финансирования китайской стороной ряда производственных и инфраструктурных объектов РФ.

Здесь сразу следует отметить, что с позиции права иностранные инвестиции разделяют на прямые и портфельные (приобретения долей в капитале компании, облеченные в форму концессионных договоров и пр.). Это важно понимать, поскольку поведение портфельных инвесторов, ориентированных на приобретение пакета ценных бумаг (акций), размер которого нацелен больше на обеспечение дивидендов определенной величины, чем на участие в управлении предприятием, и прямых инвесторов, которые вкладывают финансовые средства в приобретение действующего и/или создание (строительство) нового предприятия с обязательным последующим участием в его управлении и контроле, различается.

Вместе с тем, при обозначенном различии иностранные инвестиции остаются иностранной собственностью (частной или государственной), расположенной на территории принимающего их государства.

Обычно Китаем осуществляются портфельные инвестиции путем его участия с другими иностранными инвесторами и с участниками принимающей инвестиции стороны в уставном/учредительном капитале юридических лиц с правом иметь обязательную возможность участвовать в их управлении, контроле и определении стратегической политики [8. С. 1-11]. В таких случаях грань между прямыми и портфельными инвестициями размывается. Например, создание совместных (росийско-китайских и др.) предприятий часто осуществляется на паритетных началах, и тогда имеющий половину уставного капитала так или иначе приобретает и функцию, и возможность контроля ведения дел предприятия. Примером такого совместного предприятия может быть СП в форме компании с ограниченной ответственностью China-Russia Commercial Aircraft International Corporation Co., Ltd. (CRAIC), учрежденное Китайской корпорацией гражданского авиастроения» (COMAC) и ПАО «Объединенная Авиастроительная Корпорация» (ОАК) и нацеленное на выполнение функции оператора совместного создания российскими и китайскими самолетостроителями широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета нового поколения [9. С. 17-30]. Генеральным директором CRAIC станет гражданин РФ, Президент АО "ГСС" и Вице-президент пс гражданской авиации ПАО "ОАК", председателем совета директоров - по согласованию сторон - гражданин КНР, директор программы широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.

Концессионные же договоры предусматривают вложение капиталов в обустраиваемые (строящиеся, модернизируемые) объекты на правах их последующей эксплуатации инвестором в течение времени, позволяющем восполнить понесенные затраты и получить некий согласованный с принимающей стороной объем прибыли. Примером является проект строительства пешеходного и автомобильного мостов через Амур в районе Благовещенска (Амурская область РФ) и Хэйхэ (китайская провинция Хэйлундцзян). Межправительственное соглашение об этом было подписано Россией и Китаем в 1995 г., изменено - в сентябре 2015 г. (URL: http://docs.cntd.ru/document/901903611 (дата обращения: 15.08.2018)). В марте 2016 г. в соотношении 50 на 50 было создано опять-таки совместное российско-китайское предприятие. С ним власти Амурской области и провинции Хэйлунцзян заключили концессионный договор на строительство и эксплуатацию, содержание и обслуживание

этого моста [10. С. 122-139].

Необходимо отметить, что в последнее время практикой КНР является строительство предприятий в тех странах, где ему предоставляют благоприятные условия. Подобная инициатива в отношении России была заявлена китайской стороной в 2016 г. в виде готовности произвести экспорт оборудования для создания новых современных производств, предназначенных для деятельности в производстве цемента и строительстве, судо- и машиностроении, текстильной и химической промышленности, энергетике и металлургии, сельском хозяйстве и пр. с одновременным инвестированием в сопутствующие инфраструктурные объекты, связанные с обеспечением этих производств водой, электроэнергией, транспортными путями, и при обязательном соблюдении экологических стандартов РФ.

Этот способ инвестиций подвергается экспертной критике в РФ, указывающей на то, что при такой постановке взаимодействия речь идет не о ПИИ в экономику ДВ РФ, а об «экспорте» и «передаче технологий» в виде продажи за средства РФ (в качестве импортера) предприятий таких отраслей, в которых у КНР в настоящее время возник переизбыток, не позволяющий реализовывать их продукцию. А как успешно Россия будет реализовывать продукцию этих предприятий (на внутреннем или внешних рынках?)

является открытым вопросом

Наряду с этой критикой в настоящее время имеются публикации [6], описавшие один из способов расширения сотрудничества РФ и КНР - за счет увеличения взаимного товарооборота путем увеличения ассортимента экспортной продукции со стороны ДВ РФ и номенклатуры транзитных грузов и повышения их объемов со стороны КНР через регионы ДВ. Для этих целей планируется осуществить развитие (модернизацию) межгосударственных транспортных (автомобильных и железнодорожных) коридоров («Приморье-1» и «Приморье-2»), включающих морские порты (Зарубино и Восточный), однако реализация подобных идей имеет существенные препятствия.

Например, у всех железнодорожных проектов Китая в России есть проблема, заключающаяся в различной ширине железнодорожной колеи в РФ и КНР (1520 мм и 1435 мм соответственно). Твердая позиция РФ в том, что по ее территории будет идти колея только с отечественной шириной, является причиной практически состоявшегося отказа китайцев от проектов грузоперевозок через территорию ДВ РФ, хотя они и предлагают разные способы решения этой проблемы - от использования поездов со сдвигаемыми колесными парами, до строительства совмещенной колеи, что вряд ли приемлемо для скоростных магистралей. Следствием жесткой позиции России и потерей интереса Китая к модернизации железнодорожных проектов «Приморье-1» и «Приморье-2» является возникновение необходимости в пересмотре (изменении) существующей логистики ДВ региона РФ

Однако в копилке сотрудничества России и Китая имеется ряд успешно действующих проектов нескольких видов. Например, РФ и КНР с 1988 г. начали взаимодействие на условиях бартера между Управлением электроэнергетики Амурской области и Управлением электроэнергетической промышленности китайской провинции Хэйлунцзян. С российской стороны осуществлялась поставка в КНР избытка электроэнергии из Амурской области в Северо-Восточный Китай, с китайской стороны - осуществлялось инвестирование в строительство и ремонт сопутствующих поставкам энергии объектов России. Однако это сотрудничество неоднократно прерывалось (из-за разногласий сторон по тарифам и ценам на электроэнергию), потом возобновлялось (после

достижения сторонами ценового вопроса) и было закреплено в подписанной Программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг. (Ведомости. 12 октября 2009) [13. С. 54-65; 14].

Продолжением указанного взаимодействия явилось подписание в 2014 г. российской компанией «РусГидро» с китайскими госкомпаниями - PowerChina и Sanxia - соглашения о создании совместных предприятий (СП), контролируемых российской стороной, по строительству генераций (противопаводковых ГЭС) в бассейне Амура (РФ) общей мощностью до 2 ГВт: Нижне-Зейской (400 МВт), Селемжинской (300 МВт), Гилюйской (462 МВт) и Нижне-Ниманской (600 МВт). Оценочный объем капиталовложений в этот проект составит порядка 230 млрд руб., из которых до 75% составят привлеченные средства банков КНР и РФ, а остальное - средства участников СП. Китайская сторона обязалась гарантировать потребление энергии, вырабатываемой этими ГЭС, на основе заключения долгосрочных договоров, однако предполагаемая цена этой электроэнергии является минусом проекта из-за сложности достижения согласия сторон в переговорном процессе [15; 161.

В настоящее время на территории РФ в Красночикойском районе Забайкальского края осуществляется совместная с КНР разработка крупнейшего каменноугольного месторождения - Зашуланского - с проектной мощностью угольного разреза около 1,0 млн. тонн угля в год при наличии промышленных запасов участка до 19 млн. тонн и с предполагаемой продолжительностью эксплуатации объекта около 20 лет. Правом на добычу угля в этом месторождении обладает СП «Разрез Уголь», учредителями которого являются российское ООО «Компания Востсибуголь» и крупнейшая угольная компания КНР - Shenhua Group, инвестирующая в проект 800 млн. долл. Реализация проекта предполагает возведение на площадке месторождения ряда объектов, необходимых для добычи каменного угля. На первом этапе это - обустройство промышленных объектов -площадок для склада, испытания и уничтожения взрывных материалов, для очистных сооружений карьерных, ливневых и талых вод, карьерной выемки, внешнего отвала и др. и сооружение объектов инфраструктуры - вахтового поселка с модульной котельной, угольного склада, подъездных путей и др. [171

В качестве проекта портфельных инвестиций можно привести в пример крупнейший инвестпроект Китая в России - «Ямал-СПГ» - второй российский завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), запущенный 5 декабря 2017 г. Акции этого завода на сегодняшний день находятся у российской компании «Новатэк» (50,1 %), французской Total (20 %), китайской CNPC - «China National Petroleum Corporation» (20 %) и у фонда Шелкового пути (9,9 %). Стоимость китайского «портфеля» оценивается в 810 млн долл.

Перспективным проектом является строительство сталепрокатного завода для обеспечения нужд судоверфи «Звезда», входящей в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта и нуждающейся в большеразмерных стальных листах взамен свариваемых малоразмерных. Процесс сварки листов приводит к удорожанию себестоимости производства корпуса судов до 50% и до 10 % в целом по готовому изделию, что снижает конкурентоспособность предприятия и его продукции.

В этом формате рассматривается проект китайской корпорации HBIS Tangsteel, которая в настоящее время нацелена на приобретение металлургического завода в Хабаровском крае и на строительство нового металлургического предприятия на территории Приморья с готовностью вложить в это строительство около 1,5 млрд евро. По мнению руководства региона важными составляющими проекта являются - экологичность производства и

потребность в производимой продукции (листовой стали) судоверфи «Звезда», поэтому наличие завода, который изготавливает необходимую для технологического процесса на кораблестроительном производстве сталь в непосредственной близости от судоверфи является очень привлекательным liSI.

Параллельно с этим проектом компаниями «Торэкс-Хабаровск » (владелец завода «Амурметалл» г. Комсомольск-на-Амуре) и Debang Guangdong International (представитель интересов консорциума китайских инвесторов - Sinosteel Corporation, Rizhao Steel Holding Group Co., Ltd., Jianglong Group и др, Гонконг, подписано соглашение о намерениях, включающих: производство 30 млн. тонн металлопродукции в год, обеспечение функционирования производственно-сбытовой цепочки, начиная от добычи сырья, непрерывного плавильного производства, производства и сбыт на территории РФ и за рубежом (в странах Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона) конечной продукции из стали. Начало реализации данного проекта стороны намерены осуществить на базе существующих мощностей завода «Амурметалл» с последующей его модернизацией для увеличения объема производства готовой продукции. В качестве основной выгоды для РФ от реализации этого проекта отмечают повышение налоговых поступлений в бюджет региона и создание новых рабочих мест (от 50 до 80 тыс.) (URL: https ://www.eastrussia.ru/en/tag/Debang%20Guangdong%20International/ (дата

обращения: 27.01.2019))1191.

Как видно из приведенных примеров инвестиционное взаимодействие приносит определенные результаты и работает на перспективу. Так, новая «Программа развития российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке России на 2018-2024 годы», подписанная на Восточном экономическом форуме во Владивостоке 11-13 сентября 2018 г., в контексте основной темы «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» закрепила положения о привлечении на ДВ в ближайшие годы китайских инвестиций.

В отличие от предыдущей Программы, курируемой Минэкономразвития РФ и Госкомитетом по развитию и реформе КНР, в настоящее время руководство перешло к Минвостокразвития РФ и Минкоммерции КНР. При этом, если прежняя программа пыталась координировать направление развития регионов по обе стороны границы: Восточная Сибирь и Дальний Восток РФ, с одной стороны, и Северо-Восточный Китай, с другой, то теперь в Программе говорится только о ДВ РФ, а КНР заявлена только как субъект развития (если российские инвесторы примут участие в развитии китайских приграничных территорий).

Программа 2018-2024, по сути, является путеводителем для китайских инвесторов, показывающим возможные сферы капиталовложений и сотрудничества. В отличие от Программы 2009-2018 новая Программа практически ничем не связывает и не обязывает стороны (особенно китайскую). Россия предлагает на рассмотрение возможные для инвестирования сферы, конкретно указывая только те проекты, которые уже реализуются (напр., к 2020 г. построить автомобильный мост Благовещенск - Хэйхэ и др.). В новую Программу не включены также проекты, которые обсуждались и обсуждаются сторонами в течение слишком длительного времени (например, совместное освоение острова Большой Уссурийский под Хабаровском). О роли территориальных вопросов в подобного рода переговорах России мы упоминали ранее в наших статьях применительно к Японии [20. С. 47-62].

Изложенное позволяет заключить, что у российско-китайского сотрудничества для

освоения российского Дальнего Востока есть потенциал и перспективы, как и история, однако реальные шаги зависят от воли сторон (также полагают и китайские исследователи [21. С. 117-122]). Какой проект получит развитие и будет реализован покажет время.

Библиография

1. Титаренко М.Л. Геополитическое значение Дальнего Востока. Россия, Китай и другие страны Азии. М. 2008. С. 43.

2. Беликова К.М. Инвестиции Южной Кореи и Японии в российский Дальний Восток: современное состояние и перспективы. // Государственно-правовые основы ускоренного развития Дальнего Востока России: монография / Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров, Л.В. Андриченко и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2018. - С. 285-299 (301 с.).

3. Ахмадова М.А. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество в сфере электроэнергетики: правовой аспект. // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018.-№ 2. - С. 172-178. URL: http://www.urvak.ru/articles/probl-vypusk-2-rossiysko-kitayskoe-investitsionnoe/ (дата обращения: 07.12.2018).

4. Семочкина М.А. К вопросу о понятии иностранных инвестиций и объектов инвестирования. // Пробелы в российском законодательстве.-2014.-№ 1. - С. 74-76.

5. Амбиции Пекина: что приносят России китайские инвестиции. 30 октября 2018. URL: https ://finance.rambler. ru/markets/41160297/?

utm_content=rfinance&.utm_medium = read_more&.utm_source = copylink (дата обращения: 27.01.2019)

6. Дробышева И. От локальных проектов к трансграничной кооперации. Китай реализует на Дальнем Востоке 28 проектов на 4 млрд долларов. // Российская газета - Спецвыпуск № 7463 (297). URL: https://rg.ru/2017/12/29/kitaj-realizuet-na-dalnem-vostoke-28-proektov-na-4-mlrd-dollarov.html (дата обращения: 27.01.2019)

7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 308 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона". URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 03.05.2018)

8. Беликова К.М. Что надо знать участникам «энергетического кольца» (Китай, Южная Корея, Япония) о правовых особенностях инвестирования в российский ТЭК (некоторые аспекты) // Право и политика. - 2018. - № 11. - С. 1-11. DOI: 10.7256/2454-0706.2018.11.27975 URL: https://

nbpublish.com/library_read_artde.php?id = 27975 (дата обращения: 20.11.2018)

9. Беликова К.М., Ахмадова М.А. Паевые и кооперационные совместные предприятия в Китае как форма реализации инвестиционной деятельности: сравнительный правовой анализ. // Юридические исследования. - 2018.-№ 8.-С. 17-30. DOI: 10.25136/2409-7136.2018.8.27102 http://e-notabene.ru/lr/article_27102.html (дата обращения: 16.08.2018)

10. Беликова К.М. Инвестиционный контракт(договор, соглашение): понятие, правовая природа, образцы реализации (на примере России и Китая) // Право и политика. -2018. - № 8. - С. 122-139. DOI: 10.7256/2454-0706.2018.8.27185 URL: http:// nbpublish.com/library_read_artide.php?id = 27185 (дата обращения: 08.09.2018)

11. Попов Э. Дело соседское. Тему китайских инвестиций на Дальний Восток активно обсуждают эксперты. 21.04.2016. URL: https://www.eastrussia.ru/material/delo-

sosedskoe/ (дата обращения: 28.01.2019)

12. Комраков А. Китайский бизнес ломает игру российским чиновникам. Скоростную магистраль до Владивостока окупят с помощью любителей казино. // Независимая газета. 23.08.2018. URL: http://www.ng.ru/economics/2018-08-23/1_7295_china.html (дата обращения: 27.01.2019)

13. Иванов С.А. Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг. // Таможенная политика России на Дальнем Востоке.-2018.-№ 1(82).-С. 54-65.

14. Зуенко И. Как Китай будет развивать Дальний Восток. 30.10.2018. URL:

https ://www.eastrussia.ru/material/kak-kitay-budet-razvivat-dalniy-vostok/ (дата обращения: 28.01.2019)

15. Дзагуто В. Китай выходит на берега Амура. "РусГидро" ждет денег на новые проекты. 10.11.2014. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2607228 (дата обращения: 03.11.2018).

16. РусГидро подписало соглашение с компанией «PowerChina» о совместном строительстве гидроаккумулирующих станций. URL:

http://www.rushydro.ru/press/news/95541.html (дата обращения: 03.11.2018)

17. Строительство первой очереди на Зашуланском месторождении в Забайкальском Крае. 24 апреля 2018 г. URL: https://tekkos.ru/stroyaschiesya-obekty-rossii/stroitelstvo-pervoj-ocheredi-na-zashulanskom-mestorozhdenii-v-zabajkalskom-krae.html (дата обращения: 27.01.2019)

18. Иванова Д. Китайская металлургическая корпорация заинтересована в создании производства в Приморье. 30 Ноября 2018. URL:

http://www.otvprim.ru/society/primorskij-kraj_30.11.2018_71209_kitajskaja-metallurgicheskaja-korporatsija-zainteresovana-v-sozdanii-proizvodstva-v-primorje.html )дата обращения: 27.01.2019)

19. ГК «Торэкс» и «Дэбан Гуандун Интернешнл» подписали соглашение. По инф. министерства РФ по развитию Дальнего Востока. 09.01.2018. URL: https://minvr.ru/press-center/news/11733/ (дата обращения: 27.01.2019)

20. Беликова К.М. Инвестиционная стратегия Японии // Право и политика. - 2018. - № 7. - С. 47-62. DOI: 10.7256/2454-0706.2018.7.26671 URL: http:// nbpublish.com/library_read_article.php?id = 26671. URL: http://e-notabene.ru/plp/article_26671.html (дата обращения: 02.08.2018)

21. Хань Сюемэй. Инвестиционное партнерство Китая и России: ключевые факторы успеха. // Вестник университета. - 2018.-№ 7. - С. 117-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.