Научная статья на тему 'Дальний Восток России и страны Азиатско-Тихоокеанского региона: сотрудничество и конкурентная политика'

Дальний Восток России и страны Азиатско-Тихоокеанского региона: сотрудничество и конкурентная политика Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
503
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / РОССИЯ / КИТАЙ / ЯПОНИЯ / КОРЕЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Белобородов Максим Владимирович

Статья посвящена анализу направлений сотрудничества Дальнего Востока России и «драконов» Азиатско-Тихоокеанского региона Китая, Японии и Кореи. Дается характеристика интеграционных проектов развития энергетической и транспортной инфраструктур. Выявляются роль антимонопольных служб и формы международного сотрудничества в области конкурентной политики региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дальний Восток России и страны Азиатско-Тихоокеанского региона: сотрудничество и конкурентная политика»

Белобородов Максим Владимирович - канд. экон. наук, заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы России по Приморскому краю (г. Владивосток). E-mail: [email protected]

M.V. Beloborodov

The Far East of Russia and the countries of the Asian-Pacific region: cooperation and the competitive policy

The article is devoted to the analysis of directions of cooperation of the Far East of Russia and the "dragons" of the Asian-Pacific region - China, Japan and Korea. The characteristic of integration projects of development of the energy and transport infrastructure is given. The role of antimonopoly services and the form of the international cooperation in the field of the regional competitive policy are revealed.

Keywords: competitive policy, Asian-Pacific region, Russia, China, Japan, Korea.

Дальний Восток России и страны Азиатско-Тихоокеанского региона: сотрудничество и конкурентная политика

Статья посвящена анализу направлений сотрудничества Дальнего Востока России и «драконов» Азиатско-Тихоокеанского региона - Китая, Японии и Кореи. Дается характеристика интеграционных проектов развития энергетической и транспортной инфраструктур. Выявляются роль антимонопольных служб и формы международного сотрудничества в области конкурентной политики региона.

Ключевые слова: конкурентная политика, Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия, Китай, Япония, Корея.

Китай, Япония, Корея - «драконы» Азиатско-Тихоокеанского региона и основные внешнеторговые партнеры российского Дальнего Востока. На эти страны приходится основной объем внешнеторговых операций Приморского края: в 2009 г. доля оборота с КНР составляла 53,88%, Республикой Корея -13,56% и Японией - 10,51% [1, 2]. Объемы международной торговли с этими странами увеличивались вплоть до 2008 года: рост оборота к 2005 г. составил с КНР 1,9, Кореей - 1,4 и Японией - 2,0 раза. Растет доля внешней торговли в валовом региональном продукте. Товарная структура, в основном, представлена продовольственными товарами, сельхозсырьем, древесиной и целлюлозно-бумажными изделиями из нее, машинами и транспортными средствами.

Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. негативно сказался на внешнеторговом обороте Приморского края. При этом темпы роста

азиатских рынков в два раза выше развитых стран, а процессы интеграции только усиливаются. Укрепляются и выходят на новый этап международные отношения. Усиливается взаимозависимость национальных экономик, возрастает роль международных хозяйственных связей [7, с. 98]. Рынки утрачивают замкнутый национальный характер, превращаясь в региональные и мировые рынки, на которых усиливается международная конкуренция.

Направления сотрудничества

Азиатско-Тихоокеанский регион (далее - АТР) - зона естественных национальных интересов нашей страны [3]. В связи с этим, требуется активизация интеграционных проектов АТР со стороны России, прежде всего, в энергетической и транспортной областях.

«Восточный вектор энергетической политики России», обозначенный в Энергетической стратегии РФ до 2020 г., направлен на «... быстрое и широкомасштабное развитие энергетики восточных регионов России и выход на энергетические рынки Японии, Китая, Кореи и других стран СевероВосточной Азии» [4]. Следует выделить материальный, производственный, сбытовой и логистический аспекты реализации данной политики.

На формирование материального базиса развития направлены крупные межстрановые топливно-энергетические проекты, к числу которых относятся:

1) строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» (далее - проект ВСТО) с ответвлением нефтепровода в Сковородино на Китай;

2) создание единой системы добычи и транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, на базе четырех центров газодобычи на территории Востока России: Красноярского, Иркутского, Якутского, Сахалинского.

Перспективы активного включения Приморского края в интеграционные проекты со странами АТР определяются факторами мирового, национального и регионального уровней, среди которых мы выделяем:

- тенденции развития мировой логистики - расширение масштабов, увеличение гибкости, интернализация и глобализация;

- интеграция отечественной транспортной системы в мировой транспорт, в первую очередь, в области контейнерных перевозок;

- растущие возможности производства и сбыта российских топливно-энергетических ресурсов (нефть, нефтепродукты, уголь, руда) и продукции (металлы, удобрения, зерно);

- Приморье является международным логистическим перекрестком разных направлений обслуживания грузов, включая международные транспортные коридоры: «Транссиб», «Приморье-1» («Суйфэньхэ»), «Приморье-2» («Туманган»).

Выявленные факторы стимулируют интерес российских и зарубежных компаний к строительству транспортных объектов в Приморском крае. Взаимосвязь обозначенных факторов и эффективное партнерство с

транспортными системами Японии, Кореи, Китая и иных стран приведет к формированию смежного транспортного пространства. Это повлечет за собой облегчение международного товародвижения, будет содействовать росту товарооборота стран-партнеров, увеличит удельный вес Дальневосточного региона в мировой торговле, экономике и, в итоге, приведет к повышению конкурентоспособности страны в целом.

В силу интеграционных процессов, в масштабах региона конкуренция и монополизм приобретают международный оттенок. Возникает возможность трансграничной концентрации бизнеса, с одной стороны, а с другой - «вывод с рынка» российских предпринимателей более серьёзными зарубежными конкурентами. Вследствие указанных обстоятельств требуется активная позиция со стороны антимонопольной службы РФ и других стран региона.

Роль антимонопольных служб в интеграционных процессах

Реализация интеграционных проектов приведет к усилению международной конкуренции, которая требует создания равных условий доступа российских компаний на внешний рынок. В этой связи, перед конкурентным ведомством России встает задача совершенствования антимонопольного законодательства с учетом международных норм. Выделяются два аспекта решения данной задачи:

- сближение с законодательством развитых стран;

- обеспечение механизма взаимодействия конкурентных ведомств разных стран (при рассмотрении случаев нарушения антимонопольного законодательства и контроля экономической концентрации), имеющих трансграничный эффект [5].

В рамках совершенствования взаимодействия со странами АТР Федеральной антимонопольной службы России, ее территориальный антимонопольный орган - Управление Федеральной антимонопольной службы России по Приморскому краю (далее - Управление) - осуществляет деятельность по следующим направлениям:

- сотрудничество с международными и межгосударственными организациями, интеграционными группировками, государственными органами зарубежных стран в вопросах конкурентной политики и законодательства;

- реализация международных программ и проектов в данной сфере;

- участие в работе межправительственных и межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации.

Формы международного сотрудничества в области конкурентной политики

В эпоху глобализации конкурентная политика и правоприменение развиваются в значительной степени под влиянием сотрудничества стран в рамках международных организаций и интеграционных группировок. Международное сотрудничество и координация между азиатскими странами

способствуют также усилению взаимодействия конкурентных ведомств стран АТР [6].

Китай, Корея и Япония являются членами множества международных организаций, устанавливающих принципы регулирования важнейших направлений экономической политики, в том числе конкурентной политики и законодательства. Среди таких организаций выделяются: Организация Объединенных Наций, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (при участии России), Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития (кроме Китая), Международная конкурентная сеть (кроме Китая и с участием России).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (далее -АТЭС) образовано как свободный консультативный форум с целью содействия экономическому росту и развитию Азиатско-Тихоокеанского региона, постепенного формирования общего экономического пространства с последовательной либерализацией режимов взаимной торговли. Для укрепления конкурентной деловой среды в регионе предусматриваются действия на национальном уровне и коллективные действия [7, с. 177 - 178].

Вопросы конкурентной политики получили развитие в Осакской программе действий (1995 г.) и Манильском плане действий (1996). Чтобы способствовать пониманию региональных законодательств и политик в области конкуренции, исследовать их воздействие на торговлю и инвестиционные потоки, идентифицировать области технического сотрудничества и укрепления потенциала членов содружества создана рабочая группа по конкурентной политике и законодательству (Competition Policy and Law Group, 1996).

Россия является членом АТЭС с 1997 г. и приняла все без исключения пункты программ совместных действий в области конкурентной политики.

ФАС России активно сотрудничает со странами-участниками АТЭС в режиме многостороннего сотрудничества по разным аспектам:

- участвует в разработке Индивидуального плана действий России по либерализации торговли и инвестиций АТЭС, включающего разделы «Антимонопольная политика» и «Конкурентная политика»;

- принимает участие в учебных семинарах форума по вопросам конкурентной политики;

- направляет данные о национальном антимонопольном законодательстве и антимонопольном ведомстве, двустороннем сотрудничестве с ведомствами стран-участниц, примеры применения законодательства, статистическую и другую информацию для размещения на сайте АТЭС;

- осуществляет постоянный обмен информационными и справочными материалами с конкурентными ведомствами стран-членов АТЭС.

Двустороннее взаимодействие ФАС России с экономиками стран-членов АТЭС осуществляется в рамках межправительственных соглашений, в том числе Соглашения между Правительством Российской Федерации и

Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики (Пекин, 25.04.1996 г.), и межведомственных документов.

К числу последних относятся:

- Меморандум о сотрудничестве между Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Комиссией по справедливой торговле Республики Корея (Сеул, 07.12.1999 г.);

- Меморандумы о сотрудничестве между ФАС России и Государственным торгово-промышленным административным управлением КНР на 2008 - 2009 гг. (Москва, 06.06.2007 г.) и 2010 - 2011 гг. (2009 г.);

- Протокол Одиннадцатой консультационной встречи руководителей ФАС России и Комиссии по справедливой торговле Республики Корея (Москва, 04.06.2007 г.);

- Программа сотрудничества в области борьбы с недобросовестной конкуренцией, антимонопольной политики и надзора за рекламной деятельностью между Приморским управлением ФАС и Цзилиньским ГТПАУ КНР (Чаньчунь, КНР, 12.02.2009 г.).

Перечисленные документы определяют стратегические направления и формы сотрудничества ведомств с соответствующими органами зарубежных стран и обозначают следующие задачи:

- выработка согласованных позиций по ключевым вопросам экономического развития;

- обмен опытом в области законотворческой и практической деятельности;

- оказание методической помощи при проведении экспертиз и консультаций;

- организацию стажировок, учебных мероприятий и семинаров [8, с.

7].

Участие в мероприятиях, организованных АТЭС и другими международными организациями и интеграционными группировками, способствует развитию взаимодействия стран-членов АТР, представлению позиции России в области конкурентной политики и законодательства. Так, в рамках Международной конференции по конкуренции под эгидой БРИК (сентябрь 2009 г., Казань) состоялась четырехсторонняя встреча руководителей конкурентных ведомств Бразилии, России, Индии и Китая.

Другим ярким примером успешного расширения практического взаимодействия являются ежегодные конференции Международной конкурентной сети. Данная организация является единственным международным органом, объединяющим государственные ведомства разных стран, занимающиеся исключительно вопросами антимонопольной политики и применения конкурентного права, развития эффективного международного сотрудничества в этой области.

Таким образом, экономики Китая, Японии, Кореи и России устойчиво развиваются. Укрепляются и выходят на новый этап международные отношения между странами. Усиливается взаимозависимость национальных экономик, возрастает роль международных хозяйственных связей [7, с. 98]. Рынки утрачивают замкнутый национальный характер, превращаясь в региональные и мировые рынки, на которых усиливается международная конкуренция.

Внешняя политика России нацелена на активное развитие отношений со странами АТР. Для этого на Востоке России необходимо развитие современной инфраструктуры, в первую очередь, энергетики и транспорта. Интеграция Приморского края в международную транспортную систему должна осуществляться во всех сферах транспорта и видах перевозок, связанных с международным товародвижением: экспорт, импорт и транзит.

Для реализации транзитного потенциала Российской Федерации необходимо комплексное развитие крупных транспортных коридоров, что требует обязательного участия ближайших соседей - Японии, Китая и Кореи.

Возрастающая роль международного сотрудничества и интернационализации рынков неизбежно сказывается на характере конкуренции: она становится более острой и приобретает международный характер. Существующая система норм, регламентирующая международную торговлю, требует корректировки, направленной на снижение барьеров для торговли и инвестиций, в том числе возникающих из-за разных подходов стран к регулированию конкурентных отношений [9]. Ощущается настоятельная потребность в расширении сотрудничества государств по вопросам конкурентной политики.

Сотрудничество ФАС России с международными организациями и интеграционными группировками в области конкурентной политики и правоприменительной практики является средством реализации новых возможностей разработки стратегий правоприменения, гармонизации процедуры и основных стандартов, а также обмена передовой практикой.

В рамках организаций, занимающихся вопросами международной конкуренции, ФАС России принимает непосредственное участие в решении возникающих коллизий в данной сфере, выработке подходов к реформированию конкурентного законодательства и правоприменительной практики в России на основе норм, согласованных на многостороннем уровне.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Действия в обозначенных направлениях являются необходимым условием интенсификации международных торговых и инвестиционных отношений, оптимальной интеграции России в мировую экономическую систему.

2. В контексте результатов таких действий должно осуществляться развитие российской транспортной инфраструктуры (с учетом потребностей и возможностей не только нашей экономики, но и наших партнеров по АТР).

3. Эффективное участие российского конкурентного ведомства в сфере внешнеэкономического регулирования способствует

проконкурентному развитию российской экономики, а осуществление антимонопольной политики и развитие конкуренции подчинены глобальным задачам социально-экономических преобразований.

Литература и источники:

1. Дарькин, С. М. Стратегия социально-экономического развития Приморского края в условиях трансформации азиатских рынков / С. М. Дарькин // Итоговые материалы Третьего Тихоокеанского экономического конгресса, 25 - 26 июля 2009 г. - Владивосток, 2009. - 276 с. - С. 18 - 29.

2. Приморский край. Социально-экономические показатели: Статистический ежегодник //Приморскстат. - Владивосток, 2010. - 318 с.

3. Хрущев, И. Э. Транспортная система Приморского края: ее роль в мировом транспортном комплексе // Четвертый Тихоокеанский экономический конгресс (июль 2010 г.). - Владивосток, 2010.

4. Энергетическая кооперация Востока России и стран СВА: путь от научных исследований к практической реализации / Н. И. Воропай, Б. Г. Санеев, А. Д. Соколов, С. Ю. Музычук // Дальневосточный международный экономический форум. - Режим доступа: http://www.dvforum.ru

5. Международные связи ФАС России // ФАС России: официальный сайт. - Режим доступа: http://fas.gov.ru

6. Белобородов, М. В. Сравнительный анализ антимонопольного регулирования стран АТР /М. В. Белобородов //Россия и АТР. - 2011. - № 3.

7. Ячеистова, Н. И. Международная конкуренция: законодательство, регулирование и сотрудничество / Н. И. Ячеистова. - Нью-Йорк, Женева: ООН, 2001. - 468 с.

8. Деятельность ФАС России в области международного сотрудничества и антимонопольного контроля при осуществлении государственного регулирования внешнеэкономической деятельности // Федеральная антимонопольная служба России: официальный сайт. - Режим доступа: www.fas.ru

9. Артемьев, И. Ю. Вступительное слово на Шестой ежегодной конференции Международной конкурентной сети / И. Ю. Артемьев // Федеральная антимонопольная служба России: официальный сайт. - Режим доступа: www.fas.gov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.