Научная статья на тему 'Дальневосточная Арктика: форпост России в инновационно- технологическом развитии и в международном сотрудничестве в регионе Берингова пролива'

Дальневосточная Арктика: форпост России в инновационно- технологическом развитии и в международном сотрудничестве в регионе Берингова пролива Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дальневосточная Арктика / инновационно-технологическое развитие / регион Берингова пролива / международное сотрудничество / штат Аляска. / Far Eastern Arctic / innovation and technological development / the region of the Bering Strait / international cooperation / State of Alaska.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дальневосточная Арктика: форпост России в инновационно- технологическом развитии и в международном сотрудничестве в регионе Берингова пролива»

Краснопольский Б.Х.

д.э.н., профессор, Институт экономических исследований ДВО РАН

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АРКТИКА: ФОРПОСТ РОССИИ В ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И В МЕЖДУНАРОДНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ

В РЕГИОНЕ БЕРИНГОВА ПРОЛИВА1

Ключевые слова: Дальневосточная Арктика, инновационно-технологическое развитие, регион Берингова пролива, международное сотрудничество, штат Аляска.

Keywords: Far Eastern Arctic, innovation and technological development, the region of the Bering Strait, international cooperation, State of Alaska.

Стратегия России по развитию Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) конечно же, связана с максимальным использованием современных достижений научно-технического прогресса и инновационно-технологических новшеств в процессах дальнейшего освоения арктических территорий и акваторий. Вполне понятно, что эти процессы должны протекать при самом эффективном воздействии инновационной инфраструктуры на формирование как уже действующих, так и вновь создаваемых пространственных образований как на национальном, так и на региональном уровне. Только такой подход может обеспечить значительное снижение издержек на освоение арктического побережья России.

Как хорошо известно, арктические проблемы в нашей стране исследуются весьма подробно многими научными организациями2. Правительством России в предыдущие годы были разработаны основополагающие документы, касающиеся стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в целом, а также Дальнего Востока и Байкальского региона. Что касается программы по Дальнему Востоку и Байкальскому региону, то в него в этом году был введен новый раздел III. «Приоритетные направления развития территории Арктической зоны Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе»3.

В этих документах к АЗРФ относятся следующие территории Дальнего Востока, а именно: в Республике Саха (Якутия) - пять улусов (районов), непосредственно граничащих с Северным Ледовитым океаном, а также Чукотский автономный округ - полностью.

В Якутии республиканское правительство в 2014 г. приняло «Комплексную программу социально-экономического развития арктических и северных районов на 2014-2017 гг. и до 2020 г.»4 с планируемым объемом финансирования более 54 млрд. рублей из средств федерального, республиканского, местных бюджетов, вложений крупных предприятий и бизнеса. В этой программе отмечается, что в состав арктических территорий страны должны быть включены еще дополнительно восемь северо-арктических улусов (районов).

Основными критериями отнесения к арктической зоне республики новых территорий были определены: дискомфортность проживания населения, влияние факторов многолетнего промерзания горных пород, медико-биологические и социально-экономические факторы, целостность природно-хозяйственных территориальных комплексов, связь транспортной системы с арктическими морскими акваториями и впадающими в них северными реками, значимость территорий для экономического роста и обеспечения безопасности всей зоны АЗРФ. В целом, данные критерии полностью соответствуют основным положениям упомянутой выше правительственной программы развития арктической зоны России.

Кстати, южная граница включаемых в эту зону восьми новых территорий Якутии находится почти на одной параллели с Анадырем, которая проходит ровно между Фербенксом и Анкориджем на Аляске, и конечно, гораздо севернее гряды Алеутских островов. А ведь территория штата Аляска, включая Алеутские острова, а также прилегающие морские районы Северного Ледовитого океана полностью включается в состав арктической зоны мира по недавно

1 Материал подготовлен во исполнение раздела плана НИР ИЭИ ДВО РАН на 2018 г. «Дальневосточная Арктика: системные исследования по разработке экономических механизмов и прогнозов имплантации новых технологий рационального использования региональных ресурсов» Программы фундаментальных исследований РАН «Арктика - научные основы новых технологий освоения, сохранения и развития» (координатор Программы академик РАН А.И. Ханчук).

2 См., например, Арктическое пространство России в XXI веке: факторы развития, организация управления / Под ред. акад. В.В. Ивантера. - СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Наука, 2016. - 1016 с.

Постановление Правительства РФ от 30 марта 2018 г. № 362 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». - С. 44-46. - ИПр^оуегп ment.ru/programs/232/events/

4 Комплексная программа Республики Саха (Якутия) «Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». - http://docs.cntd.ru/document/432880477

принятому «Соглашению об усилении международного научного сотрудничества в Арктике» от 2017 г.1. Вообще, как видно из этого Соглашения, включение территорий восьми стран международного Арктического совета, куда входит и Россия, в арктическую зону мира осуществляется не столько по четким природно-географическим факторам, сколько по неким геополитическим принципам. Если придерживаться этих принципов, то включение новых улусов (районов) Якутии в АЗРФ вполне может быть политико-географически оправдано, тем более по сравнению с территориями и акваториями Чукотки и Аляски.

Автор придерживается именно такой классификации дальневосточных арктических территорий и акваторий2. Таким образом, к Дальневосточной Арктике он относит Чукотский автономный округ (ЧАО) и тринадцать арктических и северных улусов (районов) республики Саха (Якутия) с прилегающими морями Северного Ледовитого океана, т.е. эти территории и акватории в совокупности представляют собой восточную часть национальной Арктической зоны Российской Федерации.

Некоторые данные по этим территориям приведены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели площади территории, численности населения и численности коренных малочисленных

народов Севера (КМНС) Дальневосточной Арктики

Территории Дальневосточной Арктики Площадь территории, тыс. кв. км Численность населения на 01.01.2014 (тыс. чел) Численность КМНС на 01.01.2014 (тыс. чел)

Улусы (районы) Якутии 1608,8 (52,2% от площади территории республики) 69,4 (7,2% от численности населения республики) 20,3 (50,8% от численности КМНС республики)

Чукотский автономный округ 721,5 52,2 15, 8

Итого: 2330,3 121,6 36,1

Источники: Данные из приведенных выше правительственных и региональных документов.

С территориями и акваториями Чукотки через Берингов пролив граничит штат Аляска, США, который, как выше было сказано, также относится к арктической зоне мира. Существенное влияние на транспортно-экономическую активность в Берингийском секторе Арктики оказывает и крупнейший канадский порт Ванкувер, являющийся большим населенным пунктом провинции Британская Колумбия, хотя он и не входит в зону мировой Арктики. Исследования показывают, что трансграничное влияние зарубежных территорий и акваторий во все большей степени начинает влиять на развитие и Дальневосточной Арктики, что должно быть обязательно учтено при проведении НИР по это-

3

му региону .

Главным недостатком действующей на сегодняшний день технологии проведения исследований по дальневосточным арктическим пространственным образованиям, направленным на внедрение в практику освоения региона современных достижений НТП посредством новейших инновационно-технологических механизмов, а также на усиление международного сотрудничества в регионе Берингова пролива является их разрозненность, узкодисциплинарная направленность, несогласованность, межрегиональные и межведомственные барьеры, нарушение целостности отображения объекта изучения, неразвитость единой базы данных, отсутствие системной взаимосвязи по всей «технологической цепочке» от естественных наук до экономических, несоответствие и несопоставимость используемых параметров отображения региональных объектов в их моделях, которые составляются по каждому научному направлению в интересах той или другой дисциплины. Все это создает серьезные помехи для действенного научного обеспечения стратегических оценок и прогнозов рационального системообразования вновь формирующегося трансграничного региона на базе согласованного использования всех современных инновационно-технологических новшеств и применения наилучших практик из опыта освоения соседствующей в Беринговом проливе территории Аляски4.

А ведь эти территории и акватории представляют собой весьма важную вторую «точку опоры», второе восточное «крыло» АЗРФ в совокупности с весьма развитой первой западной «точкой опоры» - европейской частью арктического побережья России, имеющей тесные связи с арктическими европейскими странами и связанной с ними целой системой трансграничных научных и политических договоров. В ближайшие десятилетия, как показывают исследования, дальневосточный сектор совместно с его зарубежным соседом - штатом Аляска в связи с развитием Северного морского пути и дальневосточных транспортных коридоров, выходящих на страны Северо-Восточной Азии (Китай, Япония, Южная Корея и др.), развитием Северо-Западного прохода вдоль канадского архипелага и аляскинского арктического побережья и ростом морских перевозок по транспортным коридорам вдоль Северо-Западного побережья США и Канады в арктическом направлении превратятся в крупнейший перекресток не только морских дорог Арктики, но и в «перекресток» важнейших международных политико-экономических проблем, в большой степени определяющий дальнейшее научно-технологическое и хозяйственное освоение арктической зоны мира. Например, только по значимости в морских транспортных перевозках он может сравняться с Суэцким каналом.

1 Agreement on Enhancing International Arctic Scientific Cooperation. - https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/1916

Краснопольский Б.Х. Дальневосточная Арктика: междисциплинарные, межрегиональные, международные исследования и устойчивость развития региона // Вестник СВФУ. Серия «Экономика. Социология. Культурология». 2018. - № 1 (109). - С. 22-29.

3 Краснопольский Б.Х. Тихоокеанская Арктика: современное состояние и возможные направления развития // Регионали-стика. 2017. - Т. 4, № 4. - С. 29-39.

4 Минакир П.А., Краснопольский Б.Х., Леонов С.Н. Исследования по проблемам развития Дальневосточной Арктики: экономические аспекты // Регионалистика. 2016. - Т. 3, № 4. - С. 6-19.

Но здесь выявляются весьма существенные процессы, тормозящие международное сотрудничество в регионе Берингова пролива между восточным сектором национальной арктической зоны России и западно-арктическими территориями США и Канады. Конечно, в данном случае играют свою негативную роль препятствия, связанные с различного рода политико-экономическими санкциями в отношении нашего государства со стороны этих арктических стран. Но тем не менее, как показывает ряд зарубежных исследований, прогрессивная часть, например, американских ученых готова более тесно работать с их российскими коллегами над изучением закономерностей развития природы и общества в этом важном секторе Арктики, что является основой для оценок и возможных направлений экономического развития этого весьма многообещающего сектора в плане совместной выгоды для всех соседствующих здесь стран1.

Что касается России, то в целях повышения социально-экономической эффективности и устойчивости развития АЗРФ на базе применения современных инновационно-технологических новшеств в перечисленных выше правительственных документах и предлагается создать ряд территорий опережающего развития (ТОР) и несколько опорных зон, в число которых входят Северо-Якутская и Чукотская.

Неразвитость прежде всего транспортной и энергетической инфраструктуры является основной проблемой, которая касается обеих этих зон2. Эта сложившаяся ситуация замедляет их системное, взаимосвязанное формирование и динамически устойчивое эффективное (не только в экономическом плане) развитие. Именно поэтому в качестве системообразующих проектов этих опорных зон определяются проекты, предусматривающие ускоренную, опережающую реконструкцию и развитие этих видов инфраструктуры.

В Северо-Якутской опорной зоне намечается ускоренное развитие портовой инфраструктуры открытого акционерного общества Морской порт «Тикси», создание высокотехнологичной Жатайской судоверфи на реке Лене, строительство речных судов различных типов и назначений и строительство судов класса «река - море» в целях доставки различного рода грузов из центральных районов Якутии в арктические порты, а затем и для обеспечения каботажных перевозок не только для арктических районов Республики Саха (Якутия), но и для смежных арктических территорий Чукотки. В принципе, при разумной организации этого грузопотока между арктическими районами Якутии и Чукотки можно в определенной мере снизить объемы перевозки грузов, в особенности - продовольственных, по системе северного завоза по Северному морскому пути (СМП) в направлении восточного сектора АЗРФ.

Что касается Чукотской опорной зоны, то в качестве системообразующего элемента ее формирования также выступает создание транспортной инфраструктуры на основе единой системы СМП, воздушного сообщения и автомобильных дорог, которые участвуют в транспортировке грузов, в том числе в виде полезных ископаемых, добываемых на месторождениях АЗРФ. В качестве стратегической задачи необходимо также рассматривать формирование энергетической инфраструктуры, включающей строительство новых и реконструкцию существующих источников электроэнергии и линий электропередач и подстанций в наиболее перспективных зонах освоения минерально-сырьевых ресурсов Чукотки с интеграцией систем энергоснабжения со смежными арктическими районами Якутии.

Т.е. в данном случае проявляются процессы хозяйственной интеграции и кооперации в развитии двух соседствующих арктических территорий, и инфраструктура, прежде всего транспортная и энергетическая, выступает здесь тем фактором, который будет «цементировать», «стягивать» эти регионы в более-менее единое в хозяйственном плане пространственное образование, называемое здесь Дальневосточной Арктикой.

Но исследования показывают, что в целостном развитии этого региона имеет место существенная асимметрия и диспропорция социально-экономического и геополитического потенциалов - при наличии значительного природно-ресурсного потенциала международного значения и возможностей кратчайшего выхода по СМП на основные растущие экономики мира уровень социально-экономического освоения восточной части АЗРФ существенно ниже, чем западной.

Но только ли перечисленные выше виды инфраструктуры имеют такое большое влияние на рациональное формирование и системообразование вновь создающегося региона? Не менее важное, причем стратегическое значение имеет, конечно, инновационная инфраструктура, которая ориентирована на внедрение инновационно-технологических новшеств в конкретных отраслях и регионах. Хорошо известно, что под этим термином понимается «совокупность субъектов инновационной деятельности (научно-исследовательские институты, учреждения высшего профессионального образования, инновационно-технологические центры, технологические парки, особые экономические зоны, центры коллективного пользования, фонды развития и другие специализированные организации), ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности»3.

Существенные изменения в развитии территорий Дальневосточной Арктики, большое количество требующих модернизации и нового строительства промышленных объектов и связанное с этим развитие социальных объектов и услуг, в том числе в такой специфической сфере как поддержание традиционного образа жизни и хозяйственной дея-

1 Alaska and the New Maritime Arctic. A Report to the State of Alaska Department of Commerce, Community and Economic Development / School of Natural Resources and Extension. University of Alaska Fairbanks. Fairbanks, Alaska, 2015 / Project Leader: Dr. Law-son W. Brigham. - https://www.commerce.alaska.gov/; Berkman R.A., Vylegzhanin A.N., Young O.R. Governing the Bering Strait Region: Current Status, Emerging Issues and Future Options //Ocean Development & International Law. 2016. - Vol. 47, N 2. - P. 186-217.

2 Краснопольский Б.Х. Инфраструктура Арктики: новые вызовы, новые подходы и решения // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения. - Апатиты, 2016. - С. 80-86.

3

Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О науке и государственной научно-технической политике». - https://official.academic.ru/8088

тельности коренных малочисленных народов Севера (КМНС) резко усиливает роль инновационной инфраструктуры. Это должно проявляться в максимально возможном внедрении передовых приемов инновационно-технологического развития и в производственной, и социальной сферах этого вновь формирующегося региона, во внедрении различных форм инновационного участия среднего и малого бизнеса в целях существенного повышении его технико-технологического потенциала, и в конечном итоге в обеспечении решения проблем национальной безопасности страны и ее территориальной целостности за счет активного развития ее трансграничного форпоста в восточном секторе АЗРФ.

Но, в основном в связи с очаговостью освоения территорий Дальневосточной Арктики инновационная инфраструктура, к сожалению, отдана в основном на откуп отраслевым ведомствам, непосредственно ответственным за создание конкретных точечных объектов. Конечно, большинство технико-технологических и прочих инновационных новшеств привносятся в этот регион извне, на самой этой территории не могут в достаточной полной мере развиваться специализированные исследования в этой области. Но этого и не требуется, если разумно использовать тот потенциал научно-исследовательских разработок и предложений по их внедрению, который накоплен в соответствующих областях знаний, хотя бы в самом макрорегионе Дальнего Востока. Что касается их использования в регионе Дальневосточной Арктики, то для этого нужно лишь создать на его территории современный и сравнительно небольшой по численности Инновационно-технологический центр, охватывающий своей деятельностью обе составляющие этот регион территории.

Также для того, чтобы процессы развития вновь формирующегося пространственного образования шли ускоренными темпами на передовом уровне обеспечения инновационной инфраструктурой необходима разработка новой технологии проведения опережающих и тесно целевым образом взаимосвязанных естественных, научно-технологических и социально-экономических междисциплинарных и межрегиональных исследований и прогнозов, которые должны стать важнейшим фактором рационального системообразования, устойчивого развития и функционирования территорий Дальневосточной Арктики и основой для повышения эффективности использования ее природных и экономических ресурсов.

В этой связи возникает предложение о необходимости усиления междисциплинарной координации исследований по рассматриваемому региону в целях развития его инновационного обеспечения, что вполне возможно за счет объединения усилий в данной области ряда научных подразделений ЯНЦ СО РАН, ДВО РАН, СВФУ и ДВФУ. В этих научных и образовательных структурах проводятся серьезные исследования инновационного плана по проблемам Дальневосточной Арктики, но они, к сожалению, как выше уже было сказано, не согласованы, узкодициплинарны, не имеют единой базы данных и т.д.

В дальнейшем, если это будет признано необходимым, возможна разработка и реализация совместного Комплексного плана научно-прикладных исследований (КПНИ) между этими подразделениями по инновационно-технологической тематике, что принесет значительный «синергетический» эффект и в исследованиях, и во внедрении их результатов в хозяйственную практику по дальнейшему развитию арктических территорий и акваторий дальневосточного региона России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.