Научная статья на тему 'Дагестан: ориентиры долгосрочного развития'

Дагестан: ориентиры долгосрочного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / STRATEGY OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION / ДОКТРИНА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / DOCTRINE OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION / КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / CONCEPTION OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION / КАПИТАЛОВООРУЖЕННОСТЬ ТРУДА / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / LABOUR PRODUCTIVITY / ПУТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / WAY OF ECONOMIC EFFICIENCY / ПУТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ГАРМОНИЗАЦИИ / WAY OF SOCIAL HARMONIZATION / KAPITALLOVOORAZHENNOSť LABOUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышов М. М.

В докладе представлена критика проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года, разработанного группой ученых ИСЭИ ДНЦ РАН по заказу Министерства экономики Республики Дагестан в 2007 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAGESTAN: REFERENCE POINTS OF LONG-TERM DEVELOPMENT

In the report the criticism of the project of Strategy of social and economic development of Republic Dagestan till 2020 developed by group of scientific ISEI ДНЦ the Russian Academy of Sciences by request of the Ministry of Economics of Republic Dagestan in 2007 is presented.

Текст научной работы на тему «Дагестан: ориентиры долгосрочного развития»

ПО ИТОГАМ КОНФЕРЕНЦИЙ

ЧЕРНЫШОВ М.М.

ДАГЕСТАН: ОРИЕНТИРЫ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ1

В докладе представлена критика проекта Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года, разработанного группой ученых ИСЭИ ДНЦ РАН по заказу Министерства экономики Республики Дагестан в 2007 году.

CHERNYSHO VM.M.

DAGESTAN: REFERENCE POINTS OF LONG-TERM DEVELOPMENT

In the report the criticism of the project of Strategy of social and economic development of Republic Dagestan till 2020 developed by group of scientific ISEI ДНЦ the Russian Academy of Sciences by request of the Ministry of Economics of Republic Dagestan in 2007 is presented.

Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития региона, доктрина социально-экономического развития региона, концепция социально-экономического развития региона, капиталовооруженность труда, производительность труда, путь экономической эффективности, путь социальной гармонизации.

Keywords: strategy of socio-economic development of region, doctrine of socioeconomic development of region, conception of socio-economic development of region, kapitallovooruzhennost' labour, labour productivity, way of economic efficiency, way of social harmonization.

К сожалению, обсуждаемый проект Стратегии развития Дагестана не дает ни ответа на стоящие перед республикой вызовы, ни идей решения ключевых проблем развития региона.

В широком смысле слова, стратегия - это система мероприятий, действий и решений, позволяющих достичь намеченной цели.

Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ представляет собой систему мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти. Это определение Минрегионразвития РФ, обозначенное в Требованиях к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ. И когда разработчики проекта Стратегии ссылаются на неопределенность самого термина «стратегия», то хочется посоветовать

1 выступление на Республиканской научно-практической конференции «Стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 года, г. Махачкала, 24-25 июня 2008 года

заглянуть им в этот базовый документ и руководствоваться именно этим определением. А не пытаться выдавать за Стратегию то, что по сути ближе к Концепции.

Поэтому до выработки системы мер государственного управления, - то есть стратегии, необходимо определить сами долгосрочные приоритеты, цели и задачи государственной политики.

Про эту простую последовательность действий дагестанские власти попросту забыли, смешав в кучу все этапы разработки Стратегии. По сути, запрягая телегу впереди лошади, власть пытается убедить общество и бизнес, что так и должно было быть. Поэтому следует признать, что проведение конкурса на разработку проекта Стратегии в мае 2007 года было преждевременным.

До разработки Стратегии развития (как системы мер), необходимо сформулировать и принять два более общих документа: Доктрину и Концепцию развития. Доктрина - это руководящий теоретический или политический принцип, определяющий систему взглядов. В узком смысле Доктрина развития является системой целевых ориентиров социально-экономического развития региона, разделяемой властью, обществом и бизнесом.

Узловые идеи, которые должны находиться в основе Доктрины, озвучены в ежегодных Посланиях Президента РД Народному Собранию Дагестана.

На основе этих идей должна формироваться Доктрина развития, в которой определяются критерии (признаки, на основании которых производится оценка, классификация), цели и их горизонт прогнозирования. Например, к 2020 году средняя производительность труда дагестанца должна быть выше 1,6 млн. рублей.

После обсуждения и принятия Доктрины развития как некого общественного договора власти, общества и бизнеса относительно их видения будущего региона (идеальной картины, привлекательного образа будущего, того состояния, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях) разрабатывается Концепция развития, в которой должны быть определены и обоснованы задачи, направления и приоритеты развития. Например, в каких отраслях, за счет каких мер можно к 2020 году поднять производительность труда выше 1,6 млн. рублей.

Концепция также должна пройти открытое обсуждение.

До утверждения Концепции развития разрабатывать Стратегию развития республики, оперативные планы правительства и муниципальных образований бессмысленно, ибо выбору действий должен предшествовать выбор целей.

На наш взгляд, единственной объективной основой для формулирования целей развития региона является уровень его конкурентоспособности.

На основе существующих вызовов и проблем развития региона, а также его конкурентных преимуществ необходимо определить набор критериев и показателей (численных характеристик отдельных сторон деятельности), объективно отражающих конкурентоспособность региона. Также для

выбранного горизонта прогнозирования следует определить оптимальный уровень этих показателей, который позволит Дагестану быть конкурентоспособным регионом для жизни и бизнеса.

Нельзя сказать, что все целевые параметры, обозначенные в проекте Стратегии, вызывают нарекания. Три из них, на наш взгляд, достаточно близки к оптимальным. Это уровень безработицы по методологии МОТ -10,5%, доля налоговых изъятий в валовом региональном продукте - ВРП (этого показателя нет в проекте Стратегии, но его уровень можно получить как расчетное отношение собственных доходов бюджета к ВРП) - 16,4%, площадь жилья на 1 человека - 31,6 кв. м.

По поводу остальных 57 показателей, обозначенных в проекте Стратегии, можно горячо дискуссировать как по набору самих показателей, так и по их численному значению.

Например, инвестиции в основной капитал - это достаточно грубый показатель, характеризующий способность экономики к росту. А в условиях несовершенства статистического учета и деформации механизмов трансформации сбережений в капиталы (в первую очередь слабость инвестиционного кредитования и неразвитость рынка ценных бумаг) мультипликационный эффект инвестиций искажается и известное всем экономистам уравнение с мультипликатором Кейнса просто не работает. С учетом особенностей Дагестана мы должны говорить не об инвестициях, а о соотношении капиталовооруженности и производительности труда.

Но такой важнейший базовый показатель теории экономического роста, как производительность труда, вообще не присутствует в проекте дагестанской Стратегии, хотя в Стратегии развития России этот параметр ключевой.

Если принять за основу обозначенный в Стратегии тезис о том, что к 2020 году Дагестан должен достичь среднероссийского уровня, то, основываясь на поставленных В.Путиным и Д.Медведевым целях развития России до 2020 года, можно обозначить следующие ориентиры развития:

Горизонт прогнозирования - 2009-2020 гг.

Ориентиры развития:

производительность труда (в расчете на 1 работника в год) - 1,6 млн. руб.

налоговые платежи (в расчете на 1 работника в год) - 250-300 тыс. руб.

среднемесячная заработная плата - более 60 тыс. руб. (в проекте Стратегии - 27,8 тыс. руб.).

Если к 2020 году увеличить долю занятых в численности экономически активного населения с 73 до 88% (в проекте Стратегии - 88,5%), то при количестве работающих 1,1 млн. человек (по расчетам на основе прогнозов проекта Стратегии 1,15 млн. человек), основные параметры экономики республики 2020 года будут выглядеть следующим образом:

Объем валового регионального продукта - 1,8 трлн. рублей (в проекте Стратегии 0,58 трлн. рублей). Фактически речь идет об увеличении за 12 лет ВРП в 11,5 раз по сравнению с уровнем 2007 года. Ежегодные темпы роста

ВРП должны составлять более 95%.

Налоговые сборы в бюджеты всех уровней - 275-330 млрд. рублей (в проекте Стратегии 94,7 млрд. рублей). Это при условии, что уровень дотационности консолидированного бюджета не должен превышать 15% (в проекте Стратегии 33%), а общее сальдо доходов и расходов бюджета должно стать положительным.

Можно добавить несколько целей по социальной сфере:

Ввод жилья в год - не менее 2,6 млн. кв. м.

Площадь жилья в расчете на 1 человека - не менее 35 кв. м

Отношение заработной платы к средней стоимости квадратного метра жилья: 3 к 1 (не менее 3 кв. м. на одну зарплату).

Доля расходов на продукты питания в расходах населения - менее 25%.

Понятно, что эти цели для Дагестана более чем амбициозные.

Но, исходя из такого набора целей, составляющих Доктрину развития, делается дальнейший идеологический выбор:

1. либо путь экономической эффективности, тогда следует отказ от поддержки отраслей с низкой производительностью и налоговой отдачей (например сельское хозяйство) и территорий с низким потенциалом (например горные районы);

2. либо путь социальной гармонизации (дотирование трудоёмких и низкоэффективных отраслей и национально-культурных резерваций, в которые неизбежно превратятся экономически слабые районы республики).

Попытка найти компромиссное решение, как это планируется в проекте Стратегии, приведет лишь к провалу. Например, невозможно наполнить бюджет Дагестана за счет сельского хозяйства (один из приоритетов проекта Стратегии), так как в существующей системе отношений эта отрасль имеет низкий налоговый потенциал (в 2007 году в сельском хозяйстве было уплачено всего 700 рублей на 1 работника, хотя в обрабатывающей промышленности - 47 тыс. рублей, в энергетике - 79 тыс. руб., а в добывающей промышленности - 221 тыс. рублей).

Выставление приоритетов, противоречащих целям развития, ведет к классической ситуации «лебедь, щука и рак». Следовательно, ограниченных ресурсов будет недостаточно для развития региона.

Поэтому следует, приостановив работу над проектом Стратегии, вернуться к этапу разработки Доктрины и Концепции развития, определить основные критерии, сформулировать цели и задачи, обозначить оптимальные параметры. Именно на этом этапе нужно решить, можем ли мы догнать Россию или следует ставить более достижимые цели. Затем на основе базовых параметров (производительности труда, численности занятых, структуры экономики, объемов производства, энергоемкости производства и т.д.) выходить на проработку более узких задач (набора социальных услуг, уровня жизни, необходимого энергетического баланса, параметров транспортной инфраструктуры и т.д.).

И только после этого можно заниматься разработкой Стратегии,

программ и планов мероприятий.

_Литература_

1. Требования Минрегионразвития РФ к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (утверждено приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. № 14).

2. Техническое задание Министерства экономики РД к государственному контракту на разработку Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.