Научная статья на тему 'Дача и получение взятки: уголовно-правовой аспект'

Дача и получение взятки: уголовно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7024
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ / REWARD / ВЗЯТКА / BRIBE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Наталья Сергеевна

В статье анализируются дача и получение взятки. Дачу взятки можно считать преступлением, которое направленно на то, чтобы склонить должностное лицо к совершению законных, а также незаконных действий, либо склонение должностного лица к предоставлению или получению каких-либо преимуществ в пользу лица, которое дает взятку, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе. Выступать взяткой могут: 1. Услуги и выгоды (лечение, купля-продажа служебных привилегий); 2. Предметы (деньги, квартиры и т.д.). В системе государственной и муниципальной службы форма проявления коррупции может иметь весьма разнообразный характер (устройство на работу детей, друзей, родственников, вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг). Можно выделить четыре основных типа ситуаций, которые могут побудить человека давать и получать взятки: 1. Взятки могут даваться для того, чтобы получить доступ к так называемым дефицитным благам или привилегиям (например, жилью, субсидиям, распределению государственных земель); 2. Взятки даются для получения благ и привилегий, которые не являются дефицитными, но находятся в ведении отдельных государственных и муниципальных чиновников, которые ими распоряжаются (получение должностей на государственной или муниципальной службе); 3. Взятки даются для того, чтобы конкуренты значительно увеличили затраты на получение какой-либо привилегии; 4. Взятки могут даваться за какие-либо дополнительные услуги, которые связаны с получением той или иной привилегии (например, за конфиденциальную информацию или срочность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дача и получение взятки: уголовно-правовой аспект»

5. Меньшагин В.Д. Преступления против личности по проекту УК РСФСР // Социалистическая законность. М., 1957. № 9. С. 38-39.

6. Алиев И.А. Ответственность за доведение до самоубийства. Дисс. канд. юр. наук / И.А. Алиев. М., 1969. 51 с.

7. Красиков А.Н. Ответственность за убийство по российскому уголовному праву /А. Н. Красиков-Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 124 с.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г. № 25. Ст. 2954.

9. Уколова Ю.А. Проблемы квалификации доведения до самоубийства как преступного деяния: диссертация ... кандидата юридических наук / Ю.А. Уколова. М., 2008. 219 с.

10. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/2016/demo/edn04-16.htm/ (дата обращения: 01.06.2017).

11. Роспотребнадзор закрыл 2,4 тысячи «суицидных» страниц. [Электронный ресурс]: Российская газета 24 сентября 2013 г. Режим доступа: https://rg.ru/2013/09/24/suicide-pages-site.html/ (дата обращения 30.05.2017).

12. Официальный сайт Государственной Думы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=118634-7&02/ (дата обращения: 01.06.2017).

GIVING AND RECEIVING A BRIBE: CRIMINAL-LEGAL ASPECT Guseva N.S. (Russian Federation) Email: [email protected]

Guseva Natalya Sergeevna - Student correspondence courses, DEPARTMENT OF CRIMINAL LAW, RUSSIAN STATE UNIVERSITY OF JUSTICE NIZHNY NOVGOROD

Abstract: in this article we are giving and receiving bribes.

A bribe-giving can be considered a crime that is aimed at inducing an official to commit legal or illegal acts, or to incline an official to provide or receive any advantages in favor of the person who bribes, including for general patronage Or connivance in the service. Perform bribes can:

1. Services and benefits (treatment, purchase and sale of service privileges);

2. Items (money, apartments, etc.).

In the system of state and municipal service, the form of manifestation of corruption can have a very diverse nature (employment of children, friends, relatives, remuneration for obtaining favorable contracts in the form ofpayment of allegedly consulting services). There are four main types of situations that can induce a person to give and receive bribes:

1. Bribes may be given in order to gain access to so-called scarce goods or privileges (for example, housing, subsidies, distribution of state lands);

2. Bribes are given to obtain benefits and privileges that are not scarce, but are in the hands of individual state and municipal officials who dispose of them (receiving positions in the state or municipal service);

3. Bribes are given so that competitors significantly increase the cost of obtaining any privilege;

4. Bribes may be given for any additional services that are associated with obtaining a particular privilege (for example, for confidential information or urgency).

Keywords: reward, bribe.

ДАЧА И ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Гусева Н.С. (Российская Федерация)

Гусева Наталья Сергеевна - студент заочной формы обучения, кафедра уголовного права, Российский государственный университет правосудия, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируются дача и получение взятки.

Дачу взятки можно считать преступлением, которое направленно на то, чтобы склонить должностное лицо к совершению законных, а также незаконных действий, либо склонение должностного лица к предоставлению или получению каких-либо преимуществ в пользу лица, которое дает взятку, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

Выступать взяткой могут:

1. Услуги и выгоды (лечение, купля-продажа служебных привилегий);

2. Предметы (деньги, квартиры и т.д.).

В системе государственной и муниципальной службы форма проявления коррупции может иметь весьма разнообразный характер (устройство на работу детей, друзей, родственников, вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг).

Можно выделить четыре основных типа ситуаций, которые могут побудить человека давать и получать взятки:

1. Взятки могут даваться для того, чтобы получить доступ к так называемым дефицитным благам или привилегиям (например, жилью, субсидиям, распределению государственных земель);

2. Взятки даются для получения благ и привилегий, которые не являются дефицитными, но находятся в ведении отдельных государственных и муниципальных чиновников, которые ими распоряжаются (получение должностей на государственной или муниципальной службе);

3. Взятки даются для того, чтобы конкуренты значительно увеличили затраты на получение какой-либо привилегии;

4. Взятки могут даваться за какие-либо дополнительные услуги, которые связаны с получением той или иной привилегии (например, за конфиденциальную информацию или срочность).

Ключевые слова: вознаграждение, взятка.

Дача и получение взятки: уголовно-правовой аспект

Одной из форм коррупции на сегодняшний день можно назвать взяточничество, которое распространилось на все формы общественной жизни и подрывает все понятия о честности и добропорядочности чиновников. Взятка включает:

1. Вознаграждение;

2. Взятка - коррупционная связь;

3. Взятка-подкуп.

Так как государственные служащие, на момент совершения своих преступлений, не выходят за рамки своих служебных полномочий и не создают каких-либо подтвержденных документами доказательств своей преступной деятельности, их можно только поймать с поличным. Взятка-вознаграждение дается для того, чтобы чиновник точно в срок исполнил возложенные на него обязательства.1

1 Основы противодействия коррупции: учебник / вступ. статья Н.Д. Никандров - Москва: Российская академия образования, Университет Российской академии образования, Научно-исследовательский институт противодействия организованной преступности 2012. 302 с.

43

Смысл взятки-коррупционной связи в том, что должностное лицо не только осуществляет «торговлю» своими возможностями и полномочиями, но и очень часто дает согласие на сотрудничество с разными организациями на постоянной основе, за что получает либо постоянное денежное содержание, либо определенную часть доходов от незаконных или преступных сделок.

Сущность взятки-подкупа в том, что должностное лицо принимает хозяйственные, административные и правовые решения с нарушением правовых норм, в пользу лица, которое дало ему взятку. Такие правонарушения, как правило, самостоятельно можно квалифицировать как злоупотребление служебным положением.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, которые связаны со взяткой, это: получение взятки, подробно прописанное в статье 290, и дача взятки, которая также подробно описана в статье 291.

Если говорить о сегодняшнем дне, то получение взятки можно считать одним из самых опасных должностных преступлений, особенно если данное преступление совершено группой лиц, да еще и сопровождается вымогательством, которое содержит в себе получение должностным лицом каких-либо преимуществ, а также выгод за законные или незаконные действия, или же бездействия.

Дачу взятки можно считать преступлением, которое направлено на то, чтобы склонить должностное лицо к совершению законных, а также незаконных действий, либо склонение должностного лица к предоставлению или получению каких-либо преимуществ в пользу лица, которое дает взятку, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.1

Выступать взяткой могут:

1. Услуги и выгоды (лечение, купля-продажа служебных привилегий);

2. Предметы (деньги, квартиры и т.д.).

В системе государственной и муниципальной службы форма проявления коррупции может иметь весьма разнообразный характер (устройство на работу детей, друзей, родственников, вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг).

Можно выделить четыре основных типа ситуаций, которые могут побудить человека давать и получать взятки:

1. Взятки могут даваться для того, чтобы получить доступ к так называемым дефицитным благам или привилегиям (например, жилью, субсидиям, распределению государственных земель);

2. Взятки даются для получения благ и привилегий, которые не являются дефицитными, но находятся в ведении отдельных государственных и муниципальных чиновников, которые ими распоряжаются (получение должностей на государственной или муниципальной службе);

3. Взятки даются для того, чтобы конкуренты значительно увеличили затраты на получение какой-либо привилегии;

4. Взятки могут даваться за какие - либо дополнительные услуги, которые связаны с получением той или иной привилегии (например, за конфиденциальную информацию или срочность).

Взятка рассматривается как одна из форм коррупции в органах государственной власти и включающая разные интерпретации, такие как вознаграждение, взятка-коррупционная связь, взятка-подкуп.

В связи с этим можно сказать о том, что складывающаяся в России ситуация в отношении взяток остается очень сложной. И на сегодняшний день мало кого пугают последствия получения и дачи взяток.

Законодательство не стоит на месте, оно совершенствуется с каждым днем и может быть в будущем придет то время, когда лицо, которое захотело получить взятку или дать ее, посмотрев на наказания, которое несет за собой взятка, остановится и примет правильное решение, работать честно и добросовестно и вследствие этого коррупция пойдет на спад.

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3.

44

Применительно к криминализации обещания и предложения взятки можно условно выделить стратегическую и тактическую цели.

Стратегическая цель криминализации заключается в ужесточении антикоррупционной уголовной политики и перенесении начального порога уголовно-правового воздействия на стадию первичной реализации умысла, когда только высказывается намерение дать или получить взятку.

Тактическая цель криминализации обещания и предложения взятки состоит в создании единого правового пространства для борьбы с национальной и транснациональной коррупцией.

Несмотря на то, что в оценках стратегической цели криминализации преобладают скептические мнения, эксперты склонны видеть в ней серьезный превентивный потенциал. И заключается он не столько в возможности выявления данных преступлений, сколько в формировании нового механизма сдерживания коррупции за счет увеличения ее трансакционных издержек.

«Согласно ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому или особо тяжкому преступлению. Следовательно, уголовно наказуемым в России может быть обещание взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации в строго определенных случаях: при обещании взятки за совершение заведомо незаконных действий (ч. 3 ст. 291 УК РФ); за обещание взятки в крупном (ч. 4 ст. 291 УК РФ) или особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ)».

Введение в УК РФ оконченного состава обещания и предложения взятки позволит устранить и противоречия в нормативной оценке коррупционных преступлений. В то время как в УК РФ обещание и предложение взятки являются стадией преступного посягательства, в ст. 19.28 КоАП РФ они образуют состав оконченного правонарушения, если совершены юридическим лицом.

С принципиально иных позиций следует оценивать тактическую задачу криминализации, а именно установление единого правового пространства для противодействия преступности.

Важность криминализации умышленного предложения и обещания взятки иностранному должностному лицу как оконченного преступления подчеркивается в следующих ратифицированных Россией документах:

- Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Российская Федерация присоединилась к Конвенции 1 февраля 2012 г.);

Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (ратифицирована Российской Федерацией 8 июня 2006 г.);

- Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ратифицирована 25 июля 2006 г.);

- и др.

Как справедливо отмечает А. Магуза, «обещание взятки, подкрепленное определенными деяниями, подтверждающими высокий риск доведения задуманного до цели преступления (обещание дарения, долговая расписка и др.), выступает в качестве приготовления к совершению дачи взятки, если обещанное не удается реализовать по не зависящим от лица обстоятельствам». 1

Что же касается предложения взятки, то оно оценивается судами как стадия обнаружения умысла. В частности, не является уголовно наказуемым устное или письменное предложение дать взятку в будущем, выраженная готовность передать деньги или материальные ценности лицу, готовому выступить посредником, высказанное намерение дать взятку и др.

Данные аргументы не исчерпывают всего многообразия вопросов, сопровождающих проблему криминализации обещания и предложения взятки. Но, вместе с тем, они указывают на необходимость более последовательной и тщательной проработки

1 Магуза А. Особенности криминализации обещания и предложения взятки в свете международных антикоррупционных обязательств // Уголовное право, 2013. № 5. С. 91-93.

45

обозначенной проблематики с позиции возможности достижения стратегической и тактической задач предупреждения взяточничества в российском уголовном праве.

Список литературы /References

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3.

2. Магуза А. Особенности криминализации обещания и предложения взятки в свете международных антикоррупционных обязательств // Уголовное право, 2013. № 5. С. 91 -

93.

3. Основы противодействия коррупции: учебник / вступ. статья Н.Д. Никандров. Москва: Российская академия образования, Университет Российской академии образования. Научно-исследовательский институт противодействия организованной преступности 2012. 302 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.