Научная статья на тему '«Да будут все едино…» (Ин 17: 21)'

«Да будут все едино…» (Ин 17: 21) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
205
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Святая Троица / Любовь Божия / Православие / Отечество / единство / Holy Trinity / Love of God / Orthodoxy / Fatherland / unity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Архиепископ Алексий (Фролов

Проповедь архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова), ректора Костромской духовной семинарии (2010-2013) произнесена в День народного единства и пронизана библейскими цитатами. Проповедь содержит основные мысли владыки о единстве, любви к Богу и Родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I also want them to be one with us (John 17, 21)

The sermon of Archbishop Alexei of Kostroma and Galich (Frolova), the rector of the Kostroma Theological Seminary (2010-2013) was pronounced on the Day of National Unity and permeated with biblical quotations. Preaching contains the main thoughts of the lord on the unity, love for God and the Motherland.

Текст научной работы на тему ««Да будут все едино…» (Ин 17: 21)»

УДК 226:281.93

Архиепископ Алексий (Фролов) «ДА БУДУТ ВСЕ ЕДИНО...» (Ин 17: 21)1

Проповедь архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова), ректора Костромской духовной семинарии (2010-2013) произнесена в День народного единства и пронизана библейскими цитатами. Проповедь содержит основные мысли владыки о единстве, любви к Богу и Родине. Ключевые слова: Святая Троица, Любовь Божия, Православие, Отечество, единство.

В Евангелии от Иоанна есть такая удивительная и замечательная фраза, когда Господь говорит Своим ученикам: «И ины овцы имам, Яже не суть от двора сего, и тЫя Ми подобает привести.: и глас Мой услышат, и будет едино стадо (и) един Пастырь»2. Оказывается, то желаемое и то, к чему мы стремимся - это единство - оно возможно лишь тогда, когда мы слышим Слово Божие.

Единственно истинный, подлинный и правильный образ бытия нам являет сама Святая Троица. Вот почему преподобный Сергий Радонежский, научая преподобного Андрея Рублёва тайне Троицы3, заповедал ему написать эту святую икону «дабы упразднить рознь мира сего»4.

1 Слово архиепископа Костромского и Галичского Алексия (Фролова) в праздник в честь иконы Бо-жией Матери, именуемой «Казанская». Слово произнесено в г. Москве на поминальном богослужении в годовщину кончины митрополита Питирима (Нечаева) 04.11.2010. В настоящем тексте опущены вводные предложения. Цитаты и пересказ текстов Священного Писания приводятся курсивом. Оригинальная аудиозапись доступна на интернет канале Костромской духовной семинарии по ссылке (https://www.youtube.com/channel/UC5EuS-CAFcHIouEbbqYcCpQ). Расшифровка аудиозаписи - А. А. Табаченко. Редакция и примечания - священник Георгий Андрианов.

2 Славянский перевод слов Христа Спасителя: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин 10, 16).

3 «Учение о Пресвятой Троице — самая глубокая, непостижимая тайна веры. Все усилия сделать ее понятной, ввести ее в обычные рамки нашего мышления — напрасны. «Здесь предел того», — замечает св. Афанасий Великий, — «что херувимы закрывают крыльями». Однако, при всей своей непостижимости, учение о Святой Троице имеет важное для нас нравственное значение, и, очевидно, поэтому эта тайна и открыта людям» (Епископ Александр (Милеант). Тайна Пресвятой Троицы).

4 Полная цитата: «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» (Преподобный Епифаний Премудрый. «Житие преподобного Сергия»).

Архиепископ Алексий (Фролов) №013)

Если мы говорим с вами «Христос Воскресе!», то мы не только в это верим, мы в этом убеждены. Мы с вами православные верующие христиане. Мы с вами - потомки таких замечательных и святых людей как преподобного Сергия Радонежского, Бориса и Глеба, Серафима Саровского и многих-многих других святых людей.

Задавая себе основополагающие вопросы бытия: «Кто мы?», «Кто я?», «Откуда мы появились на свет?», задумываемся: «Есть ли ответ?» Конечно же, есть! Мы -«дети Божии»!5

Но какие же мы дети, если мы забываем о своём Отце и не думаем о том, что необходимо с Ним встретиться, идти к Нему навстречу. Так вот, говоря о единстве, необходимо говорить о тайне Троицы, о нашем Небесном Отце. Тайну единства и подлинного бытия и единения нам являет Сама

Святая Троица - «единое воление», «единое хотение», «единое действие».6

Вот слова Христа Спасителя, обращённые к Своему Небесному Отцу: «Да будут все едины как мы»7. Удивительно, что вот это «как» гораздо драгоценнее, чем само единство! Это как «едино на потребу»8, это как «ищите прежде Царства Божия, которое внутрь вас есть»9, это боязнь потерять любовь друг ко другу, это боязнь потерять единство.

Добрые дела в Церкви - это всего лишь следствие! Также, как следствием является единство в браке между мужем и женою. Это тоже следствие единства и деторождения. Значит, вот это подлинное бытие наше, которое обнаруживает Сама Святая Троица для нас с вами.

5 «Дети Божии» - новозаветный термин из послания апостола Иоанна Богослова. «Возлюбленные! мы теперь дети Божии» (1 Ин 3, 2).

6 Богословские формулы, используемые святыми отцами для объяснения тайны Святой Троицы.

7 Полная цитата: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Ин 17, 21-22).

8 Славянский перевод заключительных слов из поучения Христа Спасителя: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» (Лк 10, 42).

9 Объединение двух цитат Христа Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6, 33) и «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17, 21).

Владыка Алексий с архимандритом Кириллом (Павловым; f20.02.2017)

Это единство возможно только во Христе. Вот единство в Боге. Не будет этого единства в Боге - не будет и единства и друг с другом, и, прежде всего, в семье.

И вопрос очень простой - «Что мы строим?» Единство - это прежде всего боязнь потерять любовь друг ко другу и единство во Христе. И вот она национальная идея! Она определена уже сейчас нами с вами здесь -«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»10. Не может разнйтся идеология семьи от идеологии государства -это единство.

Единая идеология, как единство между мужем и женою, как единство государства между людьми - единство только в Боге и строится только на любви к Богу. Другого единства у нас не будет и другой идеи нам не дано Богом, ибо мы дети Божии! Тогда что же мы ищем?

Другой вопрос - идти к Богу чрезвычайно трудно. Фараон, чтобы отучить евреев думать о Боге, заставлял их работать и хорошо кормил. Не похоже ли? Вот у нас - культ работы. Мы должны работать, работать, мы забываем своих детей, свою семью. Мы работаем для того чтобы жить.

Вот это совершенно непонятная вещь. Но кто же мы? Мы дети Божии? Или мы всё-таки потомки тех, кто сошёл с деревьев? Для нас свобода, оказывается, это желание делать всё, что я хочу.

Но, если мы дети Божии, то всякое понятие, которое мы определяем в своей жизни, носит религиозный характер. Семья - религиозный характер, армия - религиозный характер. Если мы исключим из нашего лексикона или даже из наших представлений, из наших слов и понятий религиозность -мы не понятно для чего живём!

Но когда мы начинаем говорить о Боге - нам становится трудно, и мы вспоминаем Великого инквизитора у Достоевского - «Ты зачем пришёл? Без тебя легче!»11

Бжезинский - противник нашего Отчества, Руси, России - говорил, что единственный враг остался - это Русская Православная Церковь12. Да, мы являемся единственным врагом для всего демонически настроенного мира, но мы с вами русские люди. Русские - это православные.

История это есть обнаружение духовной реальности. Нам вручён весь мир. Космос является продолжением человека. От нас зависит - будет ли продолжаться человеческая история. От нас с вами - русские люди! Нам вручена тайна Православия. Полнота Божественного Откровения нам дана. Мы её обязаны сохранить. Если мы не живём с Богом - мир завершает своё существование.

10 Мф 6, 33.

11 Имеется ввиду персонаж легенды о Великом инквизиторе из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». По ходу повествования Инквизитор упрекает вновь пришедшего в мир Христа в том, что он мешает жизни по человеческому произволу.

12 Здесь имеется ввиду фраза американского политолога Збигнева Бжезинского (ум. 2017 г.): «После разрушения коммунизма единственным врагом Америки осталось русское православие», которую кинорежиссер Н.С. Михалков приводит в своей статье в «Независимой газете» от 14.02.1997г. Позднее, в 2011 году, американский политолог отрицал свое авторство.

Спор о душе между ангелом и бесами во время прохождения мытарств. Фрагмент фрески Рыльского монастыря в Болгарии

Христос пришёл не научить людей мыслить иначе. Он пришёл научить людей жить иначе: если тебя ударили в правую щёку подставь левую13 - трудно? Очень трудно! И не ищи справедливости. Где правда? И где справедливость, если мы согрешили, а Христос на Кресте?!

Так чему-то необходимо научиться? Чему-то заставить себя научиться? Да, заставить необходимо! Заставить себя довериться Богу как Отцу Небесному. Вот этого не хватает. Мы очень часто верим в Бога и этим ограничиваемся, а довериться Богу мы не можем. Поэтому, а также по причине «умножающегося беззакония»14, в сердцах охладевает любовь. Основой и причиной миробытия является Божественная любовь. Любовь выражает себя в творчестве. Это необходимо запомнить!

Обратите внимание, какая интересная история произошла с одним великим замечательным старцем. Ему было дано откровение, что в одном храме будет проповедовать враг в образе священника, и он будет говорить ложь. Старец удивился, но в назначенное время пришёл в храм. На амвон взошёл священник и начинает проповедовать. Старец внимательно слушает, желая услышать какую он скажет ложь, но тот формально всё говорит правильно. Когда враг закончил, старец к нему подошёл (старец великой жизни, пророк), и задал вопрос: «Какую ты говорил ложь, ибо я не услышал никакой неправды?» Он тогда ответил: «Я всё говорил без любви».

Слово, сказанное без любви - ложь. Слово, которое сказано без любви, разрушает и того, кто говорит и того, кто слушает. Но если слово, сказанное без любви это ложь, тогда обратим внимание на следующее - «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». И «когда вы увидите мерзость запустения», это говорит Сам Христос Спаситель, «стоящую на святом месте» - это сердце человеческое - «тогда прибывающие в городе бегите в горы», поднимайтесь горе; и «горе беременным и питающимся сосцами в те дни»15.

13 См.: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф 5, 39).

14 См.: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф 24, 12).

15 Имеется ввиду предсказание Христа Спасителя о поругании и разрушении Иерусалимского храма

Когда здесь нет любви, любая общность человеческая, политическая, экономическая, социальная, культурная, религиозная, семейная не имеет никакого значения, потому что нам заповедано хранить эту любовь. Когда мы что-либо делаем без любви, мы создавшие что-либо без любви, будем свидетелями гибели того, что мы созидаем, потому что созидаем без любви. Это не правда, это ложь. Вы помните, как Господь сказал о дьяволе - он есть «отец лжи»16, он «клеветник»17.

Он говорит на Страшном суде. Вспомните икону18 - его глава у престола Божия, он не говорит неправду, он говорит злую правду о нас Богу, чтобы Господь изменил Свой Промысл Божий о нас или любовь отнял от нас.

Вот, дорогие, когда мы начинаем говорить о Боге, это идея сама по себе нас напрягает. Неужели есть Тот, перед Кем когда-то я предстану, и ещё я буду отвечать, а я же знаю, очень хорошо знаю, что многие вещи делал плохо. И это меня обличает.

Понятие совесть - это опять понятие опять религиозное. И совесть, и личность и свобода - эти понятия оказываются тоже религиозные. Свобода - это ответственность пред Богом. Ответственность за всё своё богатое наследие или наследство.

Вот - генетика! За наследственность я буду отвечать, потому что я ношу всех в своём сердце и вплоть до Адама. Я ветвь человечества, я вплетён в такую удивительную паутину человеческих отношений Промыслом Божиим, где от меня как от православного христианина зависит чрезвычайно много, ибо «от слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься»19.

«Тако да просветится свет ваш пред человеки»20, «не вы Меня избрали, а Я вас избрал»21, «вы - соль земли, вы - свет миру, когда соль обуяет (станет некачественной). Куда её? Выбрасывают!»22

Неужели и для нас последует такая же участь? Неужели мы, отказывающиеся от любви Божией и от Самого Бога, забыли и о святых? Мы забыли о Боге? Да мы забыли просто чьи мы дети! Мы забыли всё!

римлянами в 70 г. н.э.: «Когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» (Мф 24, 15-19).

16 Ин 8, 44.

17 См.: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную..., низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр 12, 9-10).

18 Вероятно, имеется ввиду православный иконописный сюжет спора ангелов и демонов за душу человека. Один из ярких примеров - монументальная фреска «Мытарства» в Рильском монастыре, которую владыка мог видеть во время одного из своих визитов в Болгарию.

19 См.: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф 12, 36-37).

20 Славянский перевод слов Христа Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5, 16).

21 Ин 15, 16.

22 См.: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира» (Мф 5, 13-14).

Откуда мы взялись? Кто такая Святая Русь? Она наполнена была Богом. Теперь, кого мы из себя представляем на сегодняшний день? Почему такие мы стали? Забыли Бога! Дай Бог, чтобы только Бог нас не забыл!

Так вот, дорогие, единство возможно только в Боге. Ещё раз я напомню: «Имам овцы», - говорит Спаситель своим ученикам, - «Яже не суть от двора сего», то есть не иудейское племя, не иудейский народ, «Яже имам и их привестй, и глас мой услышат».

Если мы не слышим Бога, глас Его отеческий, глас отческой любви к нашему сердцу - мы не Его овцы. Мы не Его стадо. И тогда мы что строим?

Да будет «едино стадо и един Пастырь», потому что мы все будем любить и бояться потерять любовь Бога. Другого единства, не в Боге быть не может. И иллюзий не стоит строить!

Archbishop Alexy (Frolov) I ALSO WANT THEM TO BE ONE WITH US (JOHN 17, 21)

The sermon of Archbishop Alexei of Kostroma and Galich (Frolova), the rector of the Kostroma Theological Seminary (2010-2013) was pronounced on the Day of National Unity and permeated with biblical quotations. Preaching contains the main thoughts of the lord on the unity, love for God and the Motherland. Keywords: Holy Trinity, Love of God, Orthodoxy, Fatherland, unity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.