Научная статья на тему 'D. V. vilkeev is 80 years'

D. V. vilkeev is 80 years Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
68
Поделиться
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хузиахметов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «D. V. vilkeev is 80 years»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2007. №1(8)

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

Д.В.ВИЛЬКЕЕВУ - 80 ЛЕТ

Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки ТАССР, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, награжденный медалью К.Д.Ушинского, Джав-дат Валиевич Вилькеев является одним из ведущих отечественных дидактов. Результатами его более чем пятидесятилетней научно-педагогической и практической деятельности стали большие достижения в области теории активизации учебного процесса, в развитии профессиональной и общеобразовательной школы, в том числе национальной, в организации и проведении специальных исследований актуальных проблем общего и высшего профессионального образования. Труды ученого получили признание как в нашей стране, так и за рубежом.

Джавдат Валиевич Вилькеев родился 16 мая 1927г. в городе Волгограде (тогда Сталинграде) в семье учителей. Учился он в русской школе, увлекался рисованием, любил уроки истории и литературы, много читал. После окончания школы несколько лет проработал в колхозе села Килин-чи, а в 1946 году поступил в Астраханский педагогический институт, который окончил с отличием. Стал работать учителем истории в школе, одновременно учился в музыкальном училище. Через год Джавдата Валиевича приглашают в Областной институт усовершенствования учителей в качестве методиста.

В 1955 году по рекомендации врачей Джавдат Валиевич меняет место жительства - переезжает в Казань. Здесь его приглашают на работу в Татарский институт усовершенствования учителей. С этого времени начинается новый этап в его жизни. В 1957-1958 годы учителя школ Татарии включились в коллективную разработку проблем повышения познавательной активности и самостоятельности школьников. Всю работу по обобщению и научному обоснованию опыта учителей республики выполняли методисты Татарского института усовершенствования учителей. В обязанности Д. В. Вилькеева входило методическое руководство вечерними (сменными) школами рабочей и сельской молодежи. Он почти все время проводил в командировках в вечерних школах нефтедобывающих районов, где вел экспериментальную работу, организовывал семинары и конференции.

В 1959 году была опубликована его первая научная статья в дидактическом сборнике, отражающем опыт учителей школ Татарии по решению проблем повышения эффективности урока. В последующие годы Джавдат Валиевич выступает с докладами по этой проблеме на "Педагогических чтениях", республиканских и всесоюзных научных конференциях. В 1961 году вышла в свет его монографическая работа "Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся вечерних (сменных) школ". За оказание научной помощи учителям республики в решении проблемы воспитания активности и самостоятельности школьников Министерство просвещения РСФСР награждает Д.В.Вилькеева значком "Отличник просвещения" и Почетной грамотой.

В 1961 году Джавдат Валиевич поступил в аспирантуру при НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, которую закончил с защитой в 1964 году диссертации кандидата педагогических наук по теме "Активизация усвоения знаний учащимися вечерних школ". В том же году он был приглашен на работу на кафедру педагогики и психологии Казанского государственного педагогического института.

Джавдат Валиевич часто выступает перед учителями, активно пропагандируя идею проблемного обучения, участвует во всесоюзных конференциях, публикует статьи на страницах журнала "Советская педагогика" и в дидактических сборниках. В 1967 году была опубликована его монография "Познавательная деятельность школьников при проблемном обучении основам наук в школе", которая стала практическим руководством для учителей при внедрении идей проблемного обучения.

Проблемное обучение трактуется им не как метод или сумма методов исследовательского характера, а как тип обучения. Д.В.Вилькеев исследует логические, дидактические и психологические основы проблемного обучения, синтезирует результаты исследований по данной проблематике, проведенные в нашей стране и за рубежом. В 1983 г. Джавдат Валиевич успешно защищает в АПН СССР докторскую диссертацию по теме "Соотношение индукции и дедукции в структуре учебных предметов и учебном познании".

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

В середине 80-х годов коллектив кафедры психологии КГПИ под руководством Д.В.Виль-кеева начал разрабатывать тему формирования профессионально значимых личностных качеств у студентов педагогических вузов. В результате были подготовлены и защищены две докторские диссертации, опубликованы научные сборники и монографии.

Д. В. Вилькеев является автором более чем 150 научных работ, в том числе шести монографий, 46 статей в центральных академических журналах и сборниках, четырех статей в зарубежных сборниках. По исследуемой проблематике им сделано более 70 научных докладов на Всесоюзном съезде психологов, Всероссийских

педагогических конференциях, симпозиумах, Всероссийском методологическом семинаре, а также региональных конференциях. Накануне юбилея вышла в свет книга Д.В.Вилькеева "Педагогическая психология", допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве ученого пособия для системы дополнительного и профессионального образования (Казань, 2007).

Джавдата Валиевича характеризуют феноменальные знания, неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, интеллигентность в самом высоком значении этого слова.

А.Н.Хузиахметов