Научная статья на тему 'Д. И. ЧЕСНОКОВ И СВЕРДЛОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФА-МАРКСИСТА И ПАРТИЙНОГО ИДЕОЛОГА'

Д. И. ЧЕСНОКОВ И СВЕРДЛОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФА-МАРКСИСТА И ПАРТИЙНОГО ИДЕОЛОГА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ / ПАРТИЙНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / БИОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Михаил Валерьевич, Шитов Андрей Константинович

В статье на основании материалов, накопленных в фондах архивных учреждений Свердловской области, авторами представлены неизвестные ранее сведения о начальном этапе профессиональной педагогической и научной деятельности Дмитрия Ивановича Чеснокова - ученого-философа, партийного и государственного деятеля, трудовой путь которого был неразрывно связан с многолетней работой в Свердловском государственном педагогическом институте. Целью работы выступает восполнение существующей в научной литературе лакуны о профессиональном становлении Д. И. Чеснокова главным образом как научно-педагогического работника. Фокусировка внимания исследователей на отдельных биографических данных, полученных в ходе исследования, позволила сделать вывод о том, что становление Д. И. Чеснокова как партийного идеолога было связано отнюдь не с выдающимися заслугами перед ВКП(б), а целиком и полностью стало результатом его научной деятельности, замеченной высшим партийно-советским руководством страны в ходе «философской дискуссии» 1947 г. Исследуя личностные и профессиональные качества заведующего кафедрой основ марксизма-ленинизма СГПИ, авторы приходят к выводу, что Дмитрий Иванович обладал достаточной принци-пиальностью в части соблюдения трудовой и партийной дисциплины. В свою очередь, эти качества наряду с высоким уровнем профессионализма в преподавательской сфере достаточно быстро были замечены руководством Свердловского горкома и обкомом ВКП(б), что явилось одной из предпосылок выдвижения Д. И. Чеснокова на руководящие должности в партийном идеологическом аппарате и в дальнейшей его деятельности как ученого философа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Попов Михаил Валерьевич, Шитов Андрей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

D. I. CHESNOKOV AND THE SVERDLOVSK PEDAGOGICAL INSTITUTE: FORMATION OF A MARXIST-PHILOSOPHER AND A PARTY IDEOLOGIST

In the article, on the basis of materials accumulated in the funds of archival institutions of the Sverdlovsk region, the authors present previously unknown information about the initial stage of the professional pedagogical and scientific activity of Dmitry Ivanovich Chesnokov, a scientist-philosopher, party and statesman, whose labor path was inextricably linked with many years of work in the Sverdlovsk State Pedagogical Institute The aim of the work is to fill in the existing gap in the scientific literature about the professional development of D. I. Chesnokov mainly as a scientific and pedagogical worker. Focusing the attention of researchers on individual biographical data obtained during the study led to the conclusion that the formation of D. I. Chesnokov as a party ideologist was by no means associated with outstanding services to the CPSU(b), but was entirely the result of his scientific activity, noticed by the country’s top party and Soviet leadership during the “philosophical discussion” of 1947. Examining the personal and professional qualities of the head of the department of the foundations of Marxism-Leninism at the SSPI, the authors come to the conclusion that Dmitry Ivanovich had sufficient adherence to principles in terms of observing labor and party discipline. In turn, these qualities, along with a high level of professionalism in the teaching field, were quickly noticed by the leadership of the Sverdlovsk city committee, and the regional committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks, which was one of the prerequisites for the nomination of D. I. Chesnokov to leading positions in the party ideological apparatus and in his further activities as a learned philosopher.

Текст научной работы на тему «Д. И. ЧЕСНОКОВ И СВЕРДЛОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФА-МАРКСИСТА И ПАРТИЙНОГО ИДЕОЛОГА»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.637(470.54)(091)

ББК 4448.3(235.55)63 ГРНТИ 14.09.95 Код ВАК 5.8.1

Попов Михаил Валерьевич,

доктор исторических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: m-v-popov@yandex.ru

Шитов Андрей Константинович,

кандидат исторических наук, старший преподаватель, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: sopranott@gmail.com

Д. И. ЧЕСНОКОВ И СВЕРДЛОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ: СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФА-МАРКСИСТА И ПАРТИЙНОГО ИДЕОЛОГА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические институты; история педагогических институтов; партийная идеология; педагогические работники; биографические материалы; марксистская философия; личность в истории

АННОТАЦИЯ. В статье на основании материалов, накопленных в фондах архивных учреждений Свердловской области, авторами представлены неизвестные ранее сведения о начальном этапе профессиональной педагогической и научной деятельности Дмитрия Ивановича Чеснокова - ученого-философа, партийного и государственного деятеля, трудовой путь которого был неразрывно связан с многолетней работой в Свердловском государственном педагогическом институте. Целью работы выступает восполнение существующей в научной литературе лакуны о профессиональном становлении Д. И. Чеснокова главным образом как научно-педагогического работника. Фокусировка внимания исследователей на отдельных биографических данных, полученных в ходе исследования, позволила сделать вывод о том, что становление Д. И. Чеснокова как партийного идеолога было связано отнюдь не с выдающимися заслугами перед ВКП(б), а целиком и полностью стало результатом его научной деятельности, замеченной высшим партийно-советским руководством страны в ходе «философской дискуссии» 1947 г.

Исследуя личностные и профессиональные качества заведующего кафедрой основ марксизма-ленинизма СГПИ, авторы приходят к выводу, что Дмитрий Иванович обладал достаточной принципиальностью в части соблюдения трудовой и партийной дисциплины. В свою очередь, эти качества наряду с высоким уровнем профессионализма в преподавательской сфере достаточно быстро были замечены руководством Свердловского горкома и обкомом ВКП(б), что явилось одной из предпосылок выдвижения Д. И. Чеснокова на руководящие должности в партийном идеологическом аппарате и в дальнейшей его деятельности как ученого философа.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Попов, М. В. Д. И. Чесноков и Свердловский педагогический институт: становление философа-марксиста и партийного идеолога / М. В. Попов, А. К. Шитов. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2022. - № 3. - С. 8-12.

Popov Mikhail Valerievich,

Doctor of History, Professor of Department of History of Russia, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russi Shitov Andrei Konstantinovich,

Candidate of History, Senior Lecturer of Department of Law, Economics and Methods of Its Teaching, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

D. I. CHESNOKOV AND THE SVERDLOVSK

PEDAGOGICAL INSTITUTE: FORMATION

OF A MARXIST-PHILOSOPHER AND A PARTY IDEOLOGIST

KEYWORDS: pedagogical institutes; history of pedagogical institutes; party ideology; pedagogical workers; biographical materials; Marxist philosophy; personality in history

ABSTRACT. In the article, on the basis of materials accumulated in the funds of archival institutions of the Sverdlovsk region, the authors present previously unknown information about the initial stage of the professional pedagogical and scientific activity of Dmitry Ivanovich Chesnokov, a scientist-philosopher, party and statesman, whose labor path was inextricably linked with many years of work in the Sverdlovsk State Pedagogical Institute

The aim of the work is to fill in the existing gap in the scientific literature about the professional development of D. I. Chesnokov mainly as a scientific and pedagogical worker.

Focusing the attention of researchers on individual biographical data obtained during the study led to the conclusion that the formation of D. I. Chesnokov as a party ideologist was by no means associated with outstanding services to the CPSU(b), but was entirely the result of his scientific activity, noticed by the country's top party and Soviet leadership during the "philosophical discussion" of 1947. Examining the personal and professional qualities of the head of the department of the foundations of

© Попов М. В., Шитов А. К., 2022

Marxism-Leninism at the SSPI, the authors come to the conclusion that Dmitry Ivanovich had sufficient adherence to principles in terms of observing labor and party discipline. In turn, these qualities, along with a high level of professionalism in the teaching field, were quickly noticed by the leadership of the Sverdlovsk city committee, and the regional committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks, which was one of the prerequisites for the nomination of D. I. Chesnokov to leading positions in the party ideological apparatus and in his further activities as a learned philosopher.

FOR CITATION: Popov, M. V., Shitov, A. K. (2022). D. I. Chesnokov and the Sverdlovsk Pedagogical Institute: Formation of a Marxist-Philosopher and a Party Ideologist. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 8-12.

Вл

настоящее время в историческои ) литературе нет ни одной серьезной публикации о жизни и деятельности Д. И. Чеснокова (рис.). А ведь на XIX съезде КПСС будучи заместителем директора Института философии Академии наук СССР и главным редактором журнала «Вопросы философии» Дмитрий Иванович был избран членом Президиума (Политбюро) ЦК КПСС, и, как следует из информации, размещенной в медиапространстве, сам Сталин прочил ему роль главного партийного идеолога в нашей стране. В мемуарах А. И. Микояна утверждается, что Чесноков «понравился вождю народов» по какой-то журнальной научной статье и Сталин предложил его кандидатуру в состав высшего партийного органа ни с кем не советуясь. Более того, Анастас Иванович Микоян пишет, что, когда Чеснокова кто-то поздравил с избранием в Президиум ЦК, он даже ис-

пугался и просил таких шуток не допускать [3, с. 144]. В общедоступных открытых источниках о Дмитрии Ивановиче содержатся лишь незначительные упоминания о его деятельности в качестве партийного чиновника в Свердловском горкоме ВКП(б) в 1940-е гг. и в Горьковском обкоме КПСС в 1950-е гг. Краткие сведения о биографии философа-марксиста содержатся в статье его сына Г. Д. Чеснокова [16, с. 17-20]. Однако о деятельности Д. И. Чеснокова в качестве вузовского работника на Урале с 1931 по 1947 гг. в период становления его как преподавателя и ученого публикации отсутствуют. А ведь эта деятельность была в основном связана со Свердловским педагогическим институтом и не может не вызывать интереса у историков, в первую очередь уральских, тем более что в последнее время были открыты новые, ранее недоступные архивные материалы.

Рис. Групповая фотография выпускников исторического отделения СГПИ 1938 г. (Д. И. Чесноков - второй ряд сверху, второй справа)

Эти архивные документы свидетельствуют, что Д. И. Чесноков родился 7 ноября 1910 г. в селе Каплино Старосельского района Курской губернии [15, л. 3]. Он не был ни революционером, ни партийно-

советским чиновником, не имел личных связей среди «советских начальников». Более того, хотя его социальное происхождение было вполне приемлемым с точки зрения идеологических установок того време-

ни («крестьянин-бедняк») [15, л. 3], будущий партийный идеолог с 14 лет не работал в производственной сфере и не имел стажа работы школьного учителя. В своей автобиографии, написанной в 1943 г., Дмитрий Иванович сообщал о том, что после смерти отца в 1918 г. материальную поддержку ему и его матери оказывала родная тетка (сестра матери), которая была сельской учительницей [15, л. 5]. Это позволило Чеснокову закончить начальную школу и в 1924 г. поступить в Старооскольский педагогический техникум, где, по его словам, он «жил на стипендию». После окончания среднего специального учебного заведения в 1928 г. Дмитрий Иванович сумел стать студентом МГУ (педиститута), который успешно закончил, получив специальность вузовского преподавателя диалектического материализма и истории материальной культуры [15, л. 3]. В мае 1931 г. молодой выпускник был направлен на Урал, где в Свердловском коммунистическом университете, Свердловском горкомвузе и в Уральском индустриальном институте с 1931 по 1933 гг. он преподавал марксистско-ленинскую философию [15, л. 3]. В декабре 1934 г. Д. И. Чес-ноков был зачислен в Свердловский пединститут преподавателем диалектического материализма по дневному и заочному отделениям [7, с. 29], где и продолжил работу в течение последующих 13 лет.

С самого начала главнейшим направлением активности Чеснокова была научная работа: в отчете о работе СГПИ за 1936/37 уч. г. сообщается, что сферой научных интересов молодого педагога является изучение русской философии, в частности им подготовлено научное исследование о философских взглядах А. И. Герцена [1, л. 10]. А в отчете за 1937/38 уч. г. отмечается, что Дмитрий Иванович успешно сдал экзамены по кандидатскому минимуму [2, л. 3].

Большим событием в институте была публикация в 1938 г. в журнале «Под знаменем марксизма» научной статьи молодого ученого «Герцен и его "Письма об изучении природы"» [17]. В начале 1938 г. приказом по СГПИ Д. И. Чесноков был утвержден в качестве заведующего кафедрой социально-экономических наук [7, с. 44]. Безусловно, это было признанием научных заслуг вузовского работника, ибо несмотря на то, что диалектический материализм, который преподавал Дмитрий Иванович, как и другие дисциплины, читавшиеся преподавателями кафедры, которую он возглавлял, читались в духе партийной идеологии, новый заведующий кафедрой в ВКП(б) не состоял. Даже в начале 1930-х гг., когда прием в партию был вполне возможен и желателен для преподавателя Комвуза, Дмитрий Иванович

вопроса о партийном членстве не ставил. Лишь в 1938 г., после того как были завершены партийные чистки середины 1930-х гг. и возобновлен прием в ВКП(б), Д. И. Чесно-ков был принят в кандидаты в члены партии [8, л. 9]. Это позволило ему стать преподавателем основ марксизма-ленинизма, ибо для тех, кто преподавал этот предмет, партийная принадлежность была обязательной [9, л. 12]. Уже в мае 1939 г., став членом ВКП(б), Чесноков утверждается партийными органами в должности заведующего кафедрой основ марксизма-ленинизма СГПИ [10, л. 15].

Таким образом, успехи служебной карьеры Дмитрия Ивановича были результатом его достижений на научном и преподавательском поприще и в наименьшей степени зависели, в отличие от того, как это очень часто было в первые десятилетия советской истории, от общественной и политической активности вузовского работника. В определенной степени это позволило Чеснокову избежать негативных последствий сталинских репрессий: он стал коммунистом, когда «ежовщина» и массовые аресты ушли уже в прошлое. Характерно, что в своих автобиографиях, написанных для партийных органов в 1943 и в 1947 гг., Чесноков специально выделяет информацию о том, что к политическим репрессиям он ни в коей мере не причастен [15, л. 5]: «репрессированных среди родственников никого не имею» [13, л. 5]. Главные успехи карьеры будущего партийного идеолога были связаны с его научной деятельностью: в ноябре 1938 г. он защитил кандидатскую диссертацию по философии. В летописи-хронике Уральского государственного педагогического университета авторами отмечается, что это первое упоминание о защите диссертации штатным преподавателем института [7, с. 48].

Назначение на должность заведующего кафедрой ни в коей мере не повлияло на добрые взаимоотношения Д. И. Чеснокова с профессором С. З. Каценбогеном, в середине 1930-х гг возглавлявшим кафедру философии СГПИ, преобразованную в кафедру основ марксизма-ленинизма во главе с Чесно-ковым. Не поддерживал Дмитрий Иванович и надуманных политических обвинений в адрес С. З. Каценбогена со стороны некоторых коммунистов. Последний стремился добиться снятия партийных взысканий с себя за то, что он якобы в 1923 г. поддерживал «троцкистов». При этом Каценбоген полагал, что причиной незаслуженных обвинений в ряде случаев была личная неприязнь коллег по работе. Выступая на партийном собрании СГПИ 16 мая 1940 г., Д. И. Чесно-ков поддержал восстановление Соломона

Захаровича в качестве члена ВКП(б), отметил, что «как преподаватель Каценбоген относится к работе добросовестно, ведет большую пропагандистскую работу». В то же время он призвал профессора «изжить свою чрезмерную мнительность», так как это «может привести к отрыву от членов нашей партийной организации» [14, л. 30]. Характерно, что, работая как преподаватель на кафедре основ марксизма-ленинизма, С. З. Каценбо-ген в 1940/41 уч. г. получал ежемесячное денежное вознаграждение в сумме 1 500 руб., т. е. в полтора раза больше, чем заведующий этой кафедрой Д. И. Чесноков. Однако по итогам соцсоревнования за первый семестр последнего предвоенного учебного года и тот и другой были утверждены в качестве ударника и отличника [5, л. 58]. В то же время характерна принципиальность молодого ученого в отношении своих начальников: в мае 1939 г. в газете «На Смену!» Чесноков опубликовал статью, в которой публично подверг критике директора Свердловского пединститута И. И. Шарова, который в учебном году не посетил ни одного занятия преподавателей кафедры основ марксизма-ленинизма, не познакомился ни с одной стенограммой лекции по этому предмету, несмотря на требования Всесоюзного комитета по делам Высшей школы, обязывающие директоров вузов лично контролировать работу кафедр марксизма-ленинизма [4].

Глубокие теоретические знания Дмитрия Ивановича Чеснокова и владение им методикой преподавания общественно-политических дисциплин были основанием для местных партийных органов в период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы для привлечения молодого доцента к агитационно-пропагандистской, идеологической работе: в марте 1943 г. он был утвержден штатным лектором Свердловского обкома ВКП(б) [13, л. 3], а в марте 1947 г. - преподавателем Свердловского отделения заочной Высшей партшколы [12, л. 3]. В феврале 1946 г. Д. И. Чесноков был назначен для работы по совместительству на должность заведующего кафедрой философии Уральского государственного университета [13, л. 1]. Отмечая высокие профессиональные качества Дмитрия Ивановича как преподавателя, секретарь Свердловского обкома ВКП(б) в служебной характеристике в мае 1947 г. писал: «Лекции товарища Чесно-кова отличаются глубоким идейным содержанием, насыщенны яркими примерами внутриполитической жизни нашей страны, излагаются простым, ясным, доступным слушателям языком, от начала до конца выслушиваются с большим интересом» [13, л. 11]. При этом, излагая материал с позиции

партийных идеологических установок, Чес-ноков допускал возможность постановки «острых» вопросов лектору со стороны слушателей и дискуссии по рассматриваемым проблемам. В октябре 1946 г. за подобного рода «терпимость» к якобы «враждебному выступлению» решением бюро Свердловского обкома ВКП(б) Дмитрию Ивановичу был объявлен выговор [12, л. 12].

Местное партийное руководство Свердловска использовало в полной мере знания и педагогический опыт Чеснокова для организации пропагандистско-организационной работы в городе. В июле 1943 г. он был назначен на должность заведующего отделом агитации и пропаганды горкома ВКП(б) [15, л. 1]. Свою деятельность партийного чиновника Дмитрий Иванович совмещал с работой в качестве преподавателя СГПИ. При этом методы вузовской деятельности он стремился использовать для организации политического просвещения коммунистов. В 1945 г. в областной газете «Уральский рабочий», давая оценку работе вечернего университета марксизма-ленинизма, Чесноков рекомендовал наряду с теоретическими конференциями, в которых, по его мнению, знания теоретических проблем показывали лишь одни докладчики, проводить собеседование со слушателями по ключевым теоретическим вопросам [6]. Не случайно в мае 1946 г. Д. И. Чесноков был утвержден секретарем Свердловского горкома по пропаганде и агитации [11, л. 5].

Хотя оценка работы Чеснокова как спортивного чиновника выходит за рамки нашей статьи, хотелось бы отметить, что его выдвижение в идеологическом аппарате в 1948 г. было связано прежде всего с тем, что высшее партийное руководство высоко оценило уровень его научной и научно-педагогической подготовки во время философской дискуссии, организованной управлением агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) в июне 1947 г. Первая правительственная награда - орден «Знак почета» - была присвоена Дмитрию Ивановичу в ноябре 1944 г., как это отмечено в личном деле - «за выдающиеся заслуги в деле подготовки специалистов для народного хозяйства и культурного строительства» [13, л. 2]. Вплоть до своего назначения в ноябре 1947 г. заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Чесноков продолжал свою преподавательскую деятельность в Свердловском педагогическом институте [13, л. 15]. Таким образом, становление Дмитрия Ивановича Чеснокова как ученого и педагога связано главным образом со Свердловским педвузом, где он проработал почти 13 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Свердловской области (далее - ГАСО). - Ф. Р-2167. - Оп. 1. - Д. 18.

2. ГАСО. - Ф. Р-2166. - Оп. 1. - Д. 22.

3. Микоян, А. И. Так было. Размышления о минувшем / А. И. Микоян. - М., 1999.

4. На смену! - 1939. - 8 мая.

5. Попов, М. В. Первые директоры Свердловского пединстиута: судьбы руководителей образования в 1930-е гг. / М. В. Попов, М. В. Суворов. - Екатеринбург, 2020.

6. Уральский рабочий. - 1945. - 29 июля.

7. Уральский государственный педагогический университет: Летопись-хроника 1930-2000. - Екатеринбург : [б. и.], 2000. - 426 с.

8. Центр документации общественных организаций Свердловской области (далее - ЦДООСО). -Ф. 4. - Оп. 33. - Д. 79.

9. ЦДООСО. - Ф. 4. - Оп. 34. - Д. 24.

10. ЦДООСО. - Ф. 4. - Оп. 34. - Д. 51.

11. ЦДООСО. - Ф. 4. - Оп. 41. - Д. 48.

12. ЦДООСО. - Ф. 4. - Оп. 43. - Д. 106.

13. ЦДООСО. - Ф. 4. - Оп. 51. - Д. 2785.

14. ЦДООСО. - Ф. 120. - Оп. 1. - Д. 9.

15. ЦДООСО. - Ф. 161. - Оп. 16. - Д. 744.

16. Чесноков, Г. Д. Чесноков Дмитрий Иванович / Г. Д. Чесноков // Философия в России. - М., 2019.

17. Чесноков, Д. И. Герцен и его «Письма об изучении природы» / Д. И. Чесноков // Под знаменем марксизма. - 1938. - № 1.

REFERENCES

1. Gosudarstvennyi arkhiv Sverdlovskoi oblasti (GASO) [State Archives of the Sverdlovsk Region]. Stock 2167. List 1. Dos. 18.

2. Gosudarstvennyi arkhiv Sverdlovskoi oblasti (GASO) [State Archives of the Sverdlovsk Region]. Stock 2166. List 1. Dos. 22.

3. Mikoyan, A. I. (1999). Tak bylo. Razmyshleniya o minuvshem [It Was. Reflections on the Past]. Moscow.

4. Na smenu! [Change!]. (1939). May 8.

5. Popov, M. V., Suvorov, M. V. (2020). Pervye direktory Sverdlovskogo pedinstituta: sud'by rukovoditelei obrazovaniya v 1930-e gg. [The First Directors of the Sverdlovsk Pedagogical Institute: the Fate of Education Leaders in the 1930s]. Ekaterinburg.

6. Ural'skii rabochii [Ural Worker]. (1945). July 29.

7. Ural'skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet: Letopis-khronika 1930-2000 [Ural State Pedagogical University: Chronicle of 1930-2000]. (2000). Ekaterinburg. 426 p.

8. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti (TsDOOSO) [Center for Documentation of Public Organizations of the Sverdlovsk Region]. Stock 4. List 33. Dos. 79.

9. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti (TsDOOSO) [Center for Documentation of Public Organizations of the Sverdlovsk Region]. Stock 4. List 34. Dos. 24.

10. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti (TsDOOSO) [Center for Documentation of Public Organizations of the Sverdlovsk Region]. Stock 4. List 34. Dos. 51.

11. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti (TsDOOSO) [Center for Documentation of Public Organizations of the Sverdlovsk Region]. Stock 4. List 41. Dos. 48.

12. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti (TsDOOSO) [Center for Documentation of Public Organizations of the Sverdlovsk Region]. Stock 4. List 43. Dos. 106.

13. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti (TsDOOSO) [Center for Documentation of Public Organizations of the Sverdlovsk Region]. Stock 4. List 51. Dos. 2785.

14. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti (TsDOOSO) [Center for Documentation of Public Organizations of the Sverdlovsk Region]. Stock 120. List 1. Dos. 9.

15. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh organizatsii Sverdlovskoi oblasti (TsDOOSO) [Center for Documentation of Public Organizations of the Sverdlovsk Region]. Stock 161. List 16. Dos. 744.

16. Chesnokov, G. D. (2019). Chesnokov Dmitrii Ivanovich [Chesnokov Dmitry Ivanovich]. In Filosofiya v Rossii. Moscow.

17. Chesnokov, D. I. (1938). Gertsen i ego «Pis'ma ob izuchenii prirody» [Herzen and His "Letters on the Study of Nature"]. In Podznamenem marksizma. No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.