Научная статья на тему 'Д. А. Малютин и военные реформы в России в 60-70-е гг. XIX в'

Д. А. Малютин и военные реформы в России в 60-70-е гг. XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4377
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕФОРМЫ / ИМПЕРИЯ / ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ / STATE / REFORMS / THE RUSSIAN EMPIRE / COMPULSORY MILITARY SERVICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шалашная Валентина Михайловна

Исследуются особенности разработки и принятия военных реформ, показаны личные заслуги военного министра Д.А. Милютина в модернизации российской армии. Основой статьи стали мемуары Д.А. Милютина, других государственных и общественных деятелей, а также архивные материалы. Автор показывает работу комиссий над проектами законов. Основное внимание уделено процедуре разработки нового рекрутского устава и принятию устава о воинской повинности. Приведены примеры сопротивления противников реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

D.A. Milyutin and the Military Reforms in Russia in 60-70s of the XIXth Century

The article discovers the features of elaborating and implementing the military reforms and shows the personal contribution of War Minister D.A. Milyutin to the military modernization of Russian army. The article is based on archive materials, Milyutins's memoirs and memoirs of the other statesmen and public figures. The author shows the procedure of committee work on the draft legislation. Main attention is paid to elaborating and framing the Recruit Statute and adopting the Compulsory Military Service Statute. Several examples illustrated resistance to reforms by the contradictors.

Текст научной работы на тему «Д. А. Малютин и военные реформы в России в 60-70-е гг. XIX в»

ББК63.3(2)522-35

В.М. Шалашная

Д.А. Милютин и военные реформы в России в 60-70-е гг. XIX в.

Ключевые слова: государство, реформы, империя, воинская повинность.

Key words: state, reforms, the Russian Empire, compulsory military service.

Одной из предпосылок государственных реформ второй половины XIX в. стала готовность и способность части просвещенной политической элиты Российской империи к реформизму. Значение этих важнейших качеств высшей бюрократии в переломный период истории государства можно проследить на примере государственной деятельности Дмитрия Алексеевича Милютина, крупного государственного деятеля, генерал-фельдмаршала, военного историка и публициста, бывшего в 1861-1881 гг. военным министром, который инициировал и осуществил систему преобразований в армии, в целом составивших военные реформы.

В настоящей статье на основе мемуарного наследия Милютина и его современников, а также архивных источников и некоторых научных публикаций сделана попытка рассмотреть еще недостаточно, на наш взгляд, изученную проблему инициирования, разработки и принятия законопроектов на примере преобразований в области комплектования армии. К ним относятся разработка нового рекрутского устава и устава о воинской повинности.

Обратимся к воспоминаниям Дмитрия Алексеевича. Описывая положение дел в военном министерстве в 1861 г., он отмечает, что с первых же шагов в новой должности министра ему пришлось «приняться за переустройство наших военных сил и всех частей военного управления, выработав предварительно полную программу предпринимаемых преобразований» [1, с. 243]. Действительно, в мае 1861 г. в связи с назначением военного министра Н.О. Сухозанета исполняющим обязанности наместника Царства Польского Д.А. Милютин вступил в управление военным министерством, а 9 ноября был утвержден в должности военного министра. С этого момента в военном министерстве началась активная работа по созданию программы предстоящих преобразований. Новый министр позаботился о назначении в число своих ближайших сотрудников энергичных и инициативных офицеров: Ф.Л. Гейдена, К.П. Кауфмана, А.А. Данзаса,

Н.И. Карлгофа и др., объяснив кадровые перестановки таким образом: «Приниматься за переделку всего старого возможно только с новыми людьми» [1, с. 245]. Особую роль в разработке и редактировании проекта

программы реформ сыграли Ф.Г. Устрялов, бывший крупным специалистом в военном законодательстве, и В.М. Аничков, профессор Николаевской академии Генерального штаба, специалист по проблемам военного управления.

Эта команда, возглавляемая Дмитрием Алексеевичем, стала центром огромной организационной и аналитической работы. Для анализа состояния дел, всестороннего пересмотра и обсуждения «всех частей нашего военного устройства» Милютин почти ежедневно созывал совещания, открыл свободный доступ «всяким посторонним предположениям, мнениям и проектам», создавал особые комиссии для обсуждения и подготовки наиболее значимых вопросов. В результате в военное министерство поступило «огромное количество разнообразных записок и проектов, из которых только немногие оказывались к чему-нибудь пригодными» [1, с. 244]. Это не остановило министра, он понимал, что только в процессе живой деятельности создается атмосфера инициативы и творчества, сопричастности к важному государственному делу.

Первым шагом Д.А. Милютина к коренному пересмотру системы разработки проектов военных законов стало его предложение императору об объединении деятельности Военно-кодификационной комиссии, довольно бесплодно работавшей с 1859 г. над пересмотром только что изданного свода военных постановлений, с другими вновь созданными комиссиями военного министерства, которые занимались разработкой проектов военных реформ. К таким комиссиям относились: для улучшений по военной части, внутреннему хозяйству войск, организации армии, составлению положения о военно-окружном управлении и др. Император поддержал идею военного министра, и вскоре Военно-кодификационной комиссии было поручено проводить редакцию всех новых проектов, «каждое изменение в прежних узаконениях», а также «блюсти о согласовании всех законодательных работ и приведении их к единству» [1, с. 314]. Эта мера способствовала координации работы различных комиссий военного министерства.

Большую роль в разработке программы реформ сыграла комиссия, разрабатывавшая проблемы состава и общей организации армии, которую по поручению Милютина возглавил генерал-майор А.К. Баумгартен. В короткий срок комиссия затребовала от различных ведомств министерства «соображения о нуждах и недостатках». Особое внимание было обра-

история

щено на обоснование необходимости введения новых организационных мер по набору рекрутов и предполагаемых в этой связи изменений в законодательстве. Результат деятельности министерства был блестящим: менее чем за два месяца программа преобразований по основным направлениям деятельности военного министерства была создана, и уже 15 января 1862 г. Милютин вручил ее Александру II в форме всеподданнейшего доклада.

Следует отметить, что представленная императору программа военных реформ не была ординарным проектом. С первых шагов ее разработки Милютин был убежден и стремился донести свои идеи до соратников, что в случае высочайшего утверждения программа должна была стать основой серьезных преобразований по военному министерству на многие годы вперед. Осознавая неотложность реформирования армии, Александр II внимательно изучил доклад Милютина и одобрил его основные положения. Об этом свидетельствуют пометки, которые император сделал в тексте прочитанных им положений программы. Вот некоторые из них, приведенные в воспоминаниях военного министра: «Внести в Совет министров. Все изложенное в этой записке совершенно согласно с моими давнишними желаниями и видами» [1, с. 309]; «Предварительно одобряю» [1, с. 311]. Иногда император писал более подробные комментарии, дающие направление будущей работы, например, в общей резолюции по инженерной части отмечено: «Для приведения крепостей в должное устройство представить соображения по годам, что и будет служить руководством при составлении будущих смет» [1, с. 311].

Утвердившаяся к середине XIX в. практика разработки законопроектов включала в себя ряд обязательных, закрепленных в законодательстве требований. Прежде всего инициатива разработки нового законопроекта могла исходить «от министров или по особенным высочайшим повелениям» [2, ст. 30]. В любом случае подготовка проекта нововведения к слушанию в Государственном совете могла осуществляться только на основе высочайшего повеления, которым предписывалось создание особой комиссии или присутствия для разработки проекта, определялся состав и полномочия этой структуры, главную роль в которой играли представители ведомства, инициировавшего проект. В процессе подготовительной работы необходимо было подготовить комплект документов, которые направлялись в Государственный совет, и лишь при выработке мнения Государственного совета проект и все его обоснования, изложенные в специальных журналах, представлялись на «высочайшее усмотрение» императору. Закон устанавливал перечень обязательных материалов, которые необходимо было подготовить для представления проекта в Государственный совет: «...1) краткая записка,

излагающая его существо; 2) все сведения к ней необходимые в приложениях; 3) решительное заключение министра; 4) проект постановления, учреждения.; 5) полная выписка из законов по тому предмету, о котором Государственный Совет рассуждать должен, с указанием (отметкой), какие именно статьи закона с утверждением нового постановления должны быть отменены частично или полностью» [2, ст. 90]. Этот порядок был положен в основу процедуры разработки и утверждения нововведений по комплектованию армии, инициированных Милютиным.

В Совете Министров в январе и начале февраля 1862 г. были зачитаны отдельные разделы всеподданнейшего доклада военного министра, в том числе по организации военно-судной части, об иррегулярных войсках, об организации управления и пр. При этом Александр II присутствовал на заседаниях Совета, выслушивал статьи, уже прочитанные им ранее, и даже лично давал пояснения для тех из членов Совета, которые не слишком хорошо разбирались в военном деле.

Чтение и обсуждение доклада Милютина на заседании Совета министров положило начало преобразованиям по направлению, которое в наибольшей степени вызывало тревогу у правительства, а именно комплектование армии рекрутами. Александр II повелел создать особую комиссию для пересмотра рекрутского устава, в состав которой были включены делегаты от министерств (военного, морского, внутренних дел, государственных имуществ, уделов, финансов), а также представитель II отделения Собственной его императорского величества канцелярии. От Сената в комиссию вошел тайный советник К.Г. Репнинский. Постоянным представителем военного министерства в комиссии был Ф.Л. Гейден [3, л. 1]. Председателем комиссии был назначен Н.И. Бахтин, которому военный министр в последствии дал такую характеристику: «... один из самых деловитых членов Государственного совета, человек развитый и с просвещенными взглядами» [1, с. 310]. Милютин принимал активное участие в обсуждении важнейших проектов, неоднократно давал разъяснения или опровержения их отдельных положений.

Особая комиссия для пересмотра рекрутского устава действовала с 10 февраля 1862 г. по 11 января 1867 г. В журнале комиссии от 9 марта 1862 г. изложено повеление императора, на основании которого был определен порядок работы по подготовке будущего законопроекта. Комиссии предписывалось «по утверждении главных начал будущего рекрутского устава» приступить к составлению подробного проекта нового узаконения, «который и вынести вышеобъяс-нительным порядком на обсуждение Государственного Совета» [3, л. 1об.]. Для успешной работы комиссии по изучению разносторонних материалов император повелел: «.предоставить председателю оной состав-

лять, по усмотрению своему, ...особые редакционные комиссии из лиц, специально знакомых с делом» и «предоставить всем министерствам, а также второму отделению С.Е.И.В. Канцелярии передать ныне же в комиссию все имеющиеся в оных проекты и предположения о преобразовании и улучшении существующей ныне системы рекрутского набора» [3, л. 2об.].

На первом заседании комиссии под руководством ее председателя Бахтина были определены основные направления работы, назначены по каждому направлению ответственные из числа членов комиссии и разработана схема подготовки «предположений» комиссии по каждому из направлений. Из одиннадцати основных проблем, определенных для работы комиссии, были выделены четыре вопроса, «особенно важные и обширные, от которых зависит направление всех прочих». Комиссия решила рассмотреть и разрешить их «в сколь можно скором времени, хотя бы на первый раз в самых общих чертах». К этим наиглавнейшим вопросам относились: 1) обозрение главных систем рекрутских наборов в других государствах «с оценкою их преимуществ и недостатков, избрание из них одной или нескольких, наиболее приличествующих России»; 2) «рассмотрение допущенных у нас изъятий от рекрутской повинности по сословиям, местностям и семейным положениям»; 3) «определение порядка найма охотников» и рассмотрение порядка замены отбывания рекрутской повинности денежным взносом; 4) «изыскание способов к обеспечению будущности отставных солдат» [3, л. 4об.].

Распределение данных вопросов для предварительной подготовки между членами комиссии осуществлялось с учетом личного желания и целесообразности, определяемой опытом и знаниями чиновников. Далее была разработана процедура подготовки законопроекта, которая включала следующие этапы: 1) предварительное изучение «означенного вопроса»; 2) составление подробной записки по каждому направлению; 3) внесение записок, «по мере изготовления их», через председателя в комиссию; 4) ознакомление с содержанием записок всех членов комиссии; 5) «окончательное обсуждение» на общем заседании комиссии [3, л. 5].

Понимая сложность и огромный объем предстоящей работы, члены комиссии выработали модель отчета в форме итоговой записки, в которую «по мере надобности, возможности и удобства» должны войти: а) «изложение настоящего состояния законодательства по обсуживаемому предмету»; б) «более или менее пространное, если это нужно, историческое обозрение его»; в) указания на постановления иностранных законодательств, «таких государств, которые по устройству и положения своему, могут до известной степени служить примером для нас по некоторым вопросам или отделам, где сие может быть полезно»; г) соображения «о недостатках порядка, ныне суще-

ствующего»; д) заключение «о возможных и нужных на будущее время мерах улучшения с присовокуплением всех необходимых при сем статистических и других данных» [3, л. 91-91об.].

Утверждение порядка отчетности и предстоящего обсуждения внесло четкость в работу комиссии. Ее заседания проводились регулярно, но уже в июне 1862 г. комиссия пришла к убеждению, что общий пересмотр рекрутского устава с указанием новых основ отбывания воинской повинности «имеет составить предмет обширного законодательного труда», который не может быть завершен в короткий срок. В течение пяти лет комиссия в основном занималась изучением проблем в армии, разрабатывала особые правила набора рекрутов, которые после обсуждения в Государственном совете и утверждения императором объявлялись в ежегодных манифестах, и, в конце концов, пришла к выводу о необходимости в корне изменить принцип комплектования вооруженных сил.

Главным результатом работы особой комиссии по пересмотру рекрутского устава стало глубокое осознание необходимости принципиально новых подходов к военному строительству, обновлению всей системы подготовки, формирования, вооружения, финансирования вооруженных сил России в условиях нарастающей военно-политической конкуренции и противостояния между ведущими государствами Европы. Кроме того, именно в процессе подготовки проекта изменений рекрутского устава была выработана процедура разработки военных реформ, важнейшей частью которой стала тщательная подготовительная работа, основанная на межведомственной интеграции кадров, информации, экспертных оценках. В журнале заключительного заседания комиссии от 11 января 1867 г. было сформулировано «мнение» комиссии, адресованное на высочайшее усмотрение Александра II, в котором содержалось объективное и то же время самокритичное заключение: «Комиссия не может совершить этот труд собственными средствами... предлагает объединить работу рекрутской комиссии и членов II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии» [3, л. 292об.]. Опыт, накопленный комиссией по пересмотру рекрутского устава, был успешно применен Милютиным при организации разработки устава о всеобщей воинской повинности.

Важнейшей из военных реформ, на наш взгляд, следует признать введение всеобщей воинской повинности. Эта мера затронула интересы всех социальных слоев общества и показала его готовность к дальнейшему продвижению по пути демократизации. Вопрос об изменении существовавшего принципа комплектования армии, поставленный Милютиным в докладе по военному министерству 15 января 1862 г., был первым шагом к введению всесословной воинской повинности. 17 ноября 1870 г. была создана

история

комиссия о воинской повинности под председательством Ф.Л. Гейдена, который в то время занимал пост начальника Главного штаба [4, с. 228]. Эта комиссия провела подготовительную работу, а для обсуждения выработанных ею проектов устава о воинской повинности и положения о призыве государственного ополчения 8 января 1873 г. было образовано особое присутствие при Государственном совете. Работу особого присутствия возглавил председатель Государственного совета великий князь Константин Николаевич. В состав присутствия вошли председатели и члены департамента государственной экономики и департамента законов Государственного совета, а также ряд министров, великие князья Александр Александрович, Владимир Александрович, Михаил Николаевич, Николай Николаевич и некоторые другие высшие сановники [5, с. 320-324; 6, л. 148]. Отношение членов присутствия к обсуждаемой реформе было различным. Многие из них считали реформу слишком радикальной и не совсем продуманной. Но открыто выступить против введения всесословной повинности сановники не посмели. Причину такой позиции пояснил член особого присутствия и член Государственного совета князь Д.А. Оболенский: «Я убежден, что большинство членов Совета не сочувствуют главным основаниям реформы, но об этих основаниях почти не было обсуждения, потому что они решены и утверждены были Государем прежде внесения проекта на обсуждение в Государственный совет» [7, с. 337]. Такое отношение сановников к обсуждаемому проекту, вызвавшему много критики в салонах высшего общества, иллюстрирует записанное А.В. Головниным высказывание К.П. Победоносцева, который на первом заседании Совета по обсуждению устава о воинской повинности на предложение председателя сделать замечания по существу проекта, заявил: «.возможно ли предлагать подобные замечания, когда неоднократно было заявлено, что государь изволил одобрить основные мысли проекта». Ответ Константина Николаевича был прост: «Можно обсуждать о своевременности введения устава» [8, л. 1-1об.].

О жесткой борьбе против нововведений и лично военного министра свидетельствуют события февраля-марта 1873 г., когда по инициативе Милютина были проведены секретные совещания под председательством Александра II. Предполагалось, что высшие сановники империи смогут обсудить и выработать единый подход к дальнейшей модернизации армии. Дмитрий Алексеевич рассчитывал, опираясь на авторитет участников совещаний, добиться увеличения ассигнований на развитие вооруженных сил, без которых невозможно было продвигать перевооружение и комплектование армии. Однако, противники военных реформ во главе с князем А.И. Барятинским использовали эти совещания для разгрома проведенных преобразований и пытались обвинить военного министра

в снижении качества подготовки войск, неэффективности введенной окружной системы управления, отказе от рекрутских наборов. Лишь угроза Милютина уйти в отставку вынудила Александра II поддержать военного министра и сохранить проведенные преобразования [4, с. 219]. Тем не менее отношение императора к военному министру постепенно менялось. Брат царя, великий князь Константин Николаевич, высоко ценивший Д.А. Милютина, писал в своем дневнике: «Интриги Барятинского остались не без следа» [9, л. 50].

Преодолев многочисленные возражения противников воинской повинности из привилегированных сословий, особое присутствие о воинской повинности в ноябре 1873 г. передало проект нового устава на рассмотрение Государственного совета, в общем собрании которого проект обсуждался в ходе четырех заседаний: 3 декабря, 11 декабря, 13 декабря, 17 декабря. Д.А. Оболенский после последнего заседания присутствия сделал следующую запись: «Теперь можно считать дело конченным, ибо в Общем собрании дело будет слушаться 3-го декабря только для проформы и засим поступит на высочайшее утверждение» [7, с. 326-327]. Сравнительно короткий период обсуждения проекта в Государственном совете объясняется не только предварительным одобрением его со стороны императора, но и детальной отработкой каждой статьи устава на заседаниях особого присутствия, проведенной на основе экспертных заключений всех заинтересованных ведомств, тщательность которой во многом обеспечивалась принципиальной позицией Милютина.

1 января 1874 г. был издан Высочайший манифест о введении всеобщей воинской повинности. Российская армия стала всесословной. Это было огромным успехом военного министра и его соратников, прежде всего сотрудников военного министерства. Рескрипт императора Александра II на имя Милютина от 11 января 1874 г. поручал министру приводить закон в исполнение «в том же духе, в каком он составлен». Это свидетельствовало о том, что император предоставил Милютину возможность реализовать программу по модернизации русской армии в полном объеме.

Однако не всегда реформатор находил безусловную поддержку своих идей у самодержца. Записи в Дневнике, который военный министр начал вести именно в решающий период обсуждения устава о воинской повинности, свидетельствуют о его сложном положении в среде высшей бюрократии. 31 января 1873 г. Милютин с огорчением назвал уходящий год, самый плодотворный в деле государственных преобразований, одним из худших в своей жизни: «Ни в один из предшествующих годов не выносил я столько неприятностей, досад и неудач. . Видя на каждом шагу нерасположение и недоверие со стороны того, чья воля окончательно,

безапелляционно решает все дела, я парализован в своей деятельности» [4, с. 74].

Разработка новых воинских уставов четко обозначила позицию Милютина как противника сословных привилегий, а введение образовательного ценза, влияющего на срок службы, отразила его способность идти на радикальные меры по внедрению в государственную жизнь новых более демократических порядков.

Понимая несовершенство, неповоротливость, субъективизм существующего государственного механизма по разработке и принятию законопроектов, Дмитрий Алексеевич, тем не менее, не ставил вопрос о немедленном введении конституции и высшего представительного органа власти. Он был сторонником постепенной эволюции государственности

Российской империи, а потому неустанно работал над совершенствованием механизма разработки и принятия государственных решений, в том числе и процедуры рассмотрения законопроектов. Кредо министра-реформатора очень точно, на наш взгляд, сформулировал в своих записках С.Д. Шереметьев: «Милютин сознательно и неуклонно шел к ясной своей цели, его лозунг: революция сверху» [10, с. 141].

Краткий анализ разработки и принятия некоторых нововведений в армии в эпоху великих реформ позволяет глубже понять законотворческий процесс и его связь с профессионализмом, компетентностью, личной ответственностью реформаторов, одним из которых был Д.А. Милютин, посвятивший свою жизнь служению России.

Библиографический список

1. Милютин, Д.А. Воспоминания. 1860-1862 / Д.А. Милютин. - М., 1999.

2. ПСЗ-2. - Т. 17, отд. первое. - СПб., 1842. -№15518.

3. Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 1192. - Оп. 1. - Д. 1 (Т. 16).

4. Милютин, Д.А. Дневник. 1873-1875 / Д.А. Милютин. - М., 2008.

5. Зайончковский, П.А. Военные реформы 1860-1870 годов в России / П.А. Зайончковский. - М., 1952.

6. РГИА. - Ф. 1246. - Оп. 1 (т. XVI) 1873. - Д. 1, ч. 1.

7. Оболенский, Д.А. Записки князя Дмитрия Александровича Оболенского / Д.А. Оболенский. - СПб., 2005.

8. Отдел рукописей Национальной государственной библиотеки (ОР НГБ). - Ф. 208. А.В. Головнин. - Оп. 1. -Д. 285.

9. Государственный архив Российской Федерации. -Ф. 722. - Оп. 1. - Д. 105.

10. Мемуары графа С.Д. Шереметьева. - М., 2004. - Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.