страхование
по безработице в сша
страхование по безработице как элемент
социального обеспечения трудящихся (опыт сша)
_Аннотация
Страхование по безработице является одним из активно изучаемых в развитых странах направлений государственной деятельности, нацеленных на поддержку лиц, потерявших работу. За более чем 75-летнюю историю существования государственная система страхования по безработице в США, финансируемая работодателями, стала важнейшим элементом социального обеспечения трудящихся, страховочной сеткой для безработных на период их поисков нового места работы.
Ключевые слова: страхование по безработице, безработица, социальное страхование
В Соединенных Штатах Америки страхование по безработице существует уже более 75 лет и является наиболее распространенной и активно изучаемой государственной программой поддержки дохода для безработных. Данная программа была учреждена Главами III, IX и XII Закона о социальном обеспечении от 1935 года и Законом о федеральном налоге для безработных от 1939 года. Глава III ЗСО уполномочивает федеральное правительство выделять субсидии на осуществление программ по безработице. Глава IX учредила Трастовый фонд для выплаты пособий по безработице. А Глава XII предусматривает выплату займов и ссуд для неубыточных программ штатов [4; 152].
К июлю 1937 года все 48 штатов, округ Колумбия, а затем Территории Аляска и Гавайи учредили свои программы законами штата о налоге для безработ-
Яковлева Анна Валерьевна
доцент кафедры экономической теории и экономической политики,
Санкт-Петербургский
государственный
университет
низкотемпературных
и пищевых технологий
по состоянию
на 2008 год
программы
страхования
_по безработице
_охватили 131млн
работников (более _96% наемных
I ненаемных) и 7,6 млн _работодателей
Ж!
е
ных. Пуэрто-Рико внедрило систему в 1961 году, а американские Виргинские острова - в 1978 году. В данную программу много раз вносились поправки, однако как отмечает ученый из государственного университета Калифорнии Джон Г. Килгур, если не считать продления выплаты пособий во времена экономических спадов, то основные характеристики этой программы остались неизменными [4].
Масштабы страхования
по безработицу
Страхование по безработице в США учреждено федеральным законом, но осуществляется 53 «штатами» при некоторой степени федерального контроля и содействия в периоды высокой безработицы. Округ Колумбия, Пуэрто-Рико и Виргинские острова рассматриваются как штаты, когда речь идет о страховании по безработице. Джон Г. Килгур провел исследование пяти крупнейших штатов с точки зрения гражданской рабочей силы, дающих представление о ситуации в целом. Это Калифорния, Флорида, Иллинойс, Нью-Йорк и Техас. Автор отмечает, что они составляют 36,1% гражданской рабочей силы США, и выгодно расположены в разных частях страны.
В настоящее время страхование по безработице охватывает почти всех работников частного
Рис.1. Лица, имеющие право получение пособия по безработице
Рис. 2. Лица, не имеющие право получения пособия по безработице
и государственного секторов, наиболее важные некоммерческие организации, многих сельскохозяйственных работников и домашний персонал и с 2000 года - работников Индейских организаций.
По состоянию на 2008 год программы страхования по безработице охватили 131 млн работников (более 96% наемных и ненаемных) и 7,6 млн работодателей. Было выплачено более 100 млрд долларов пособиями почти 12 млн получателей [4]. Право на получение пособия по безработице имеют следующие лица (см.рис. 1 на с. 34). Несмотря на то, что почти все наемные и ненаемные работники охвачены программами страхования по безработице, не все имеют право на получение компенсации по безработице (см. рис. 2 выше). Также следует отметить, что существует ограничение по получению пособия для «потерявших работу», т.е. тех которые лишились своего рабочего места не по собственному желанию и не по своей вине.
В 2008 году 86,1% гражданской рабочей силы США было застраховано от безработицы, тогда как в пяти штатах взятых в качестве объектов исследования эти данные составили 92,8% в Калифорнии и 95,1% в Техасе (см. табл. 1 на с.36) [4; 153].
в 2008 году 86,1% гражданской рабочей силы США было застраховано от безработицы
А ^
Таблица 1
Общее число занятых и число застрахованных занятых и безработных лиц и коэффициенты безработицы в Соединенных Штатах Америки и пяти исследуемых штатах в 2008 году (в тыс. чел.)
т
Штат о о_ со го 5 ск с ня аа я а 1 § го 2 ё 3 хя аа ЭС в процентах - ГРС (%) о х И ^ О О \© 1 ^ хн ат ро са ар со со е е и) ц и( § 1 * £ й (% 1- О цви
^ ° го ^ тоС еа \© 1:0 О чо сх иа \© 1:0 §осо
1_ СО ^ ^ со о О \© =Г ^ О \©
Соединен- 154287 132 780 86,1 8 424 3 306 5,7 2,5
ные Штаты
Калифорния 18 392 17 060 92,8 1 332 503 7,2 3,3
Флорида 9 231 8 660 93,8 572 178 6,2 2,4
Иллинойс 6 690 6 264 93,6 434 160 6,5 2,8
Нью-Йорк 9 680 9 153 94,6 527 210 5,4 2,7
Техас 11 702 11 126 95,1 575 121 4,9 1,2
Источник: [4]
Таблица 2
Компенсационные выплаты по безработице в Соединенных Штатах Америки и выбранных штатах в 2008 году
Штат Средняя Еженедельная сумма пособия для Общей безработицы (в долларах) Замещение в процентах от Средней еженедельной зарплаты, (%) Пособие (долларах)
Минимальное Максимальное
Соединенные 297 34,4 5 546-682*
Штаты
Калифорния 307 31,1 40 450
Флорида 238 30,9 32 275
Иллинойс 312 33,5 51-57* 385-534*
Нью-Йорк 307 26,5 64 405
Техас 303 34,5 58 392
Источник: [4]
* Большая цифра указана с учетом пособия на иждивенца.
Еженедельная сумма пособия значительно разнится по программам штатов отчасти вследствие различий в прожиточных минимумах, сочетании отраслей и профессий и, так сказать, философий или традиций штатов. В 2008 году средняя еженедельная сумма пособия для полностью безработных в США составляла 297 долларов. По штатам эта сумма варьировалась от минимума в 183 доллара в Миссисипи до максимума в 413 долларов на Гавайях. Что касается пяти исследуемых штатов, то имел место диапазон от 238 долларов во Флориде до 312 долларов в Иллинойсе (см. табл. 2 на с. 36) [4].
Продолжительность выплаты пособий по безработице
В первые годы функционирования системы страхования по безработице пособия в среднем по стране выплачивались в течение девяти недель и составляли около 11 долл. в неделю. В середине 90-х годов средняя продолжительность выплат возросла до 16 недель, в средние размеры пособия достигли почти 200 долл. [2]. На сегодняшний день максимальная продолжительность выплаты пособий по безработице составляет 26 недель во всех штатах, кроме двух. В Массачусетсе допускается срок выплаты пособий до 30 недель, а в Монтане - 28 недель. В восьми штатах действует единая продолжительность выплаты пособий в 26 недель для всех кандидатов. Минимальная продолжительность составляет
Таблица 3
Период выплаты пособий в 2008 году, недель
Средняя фактическая
Штат продолжительность выплаты
пособий
Соединенные Штаты 14,9
Калифорния 16,1
Флорида 15,2
Иллинойс 16,7
Нью-Йорк 16,2
Техас 13,4
Источник: [4]
в 2008 году средняя еженедельная сумма пособия для полностью безработных в США составляла 297 долларов
_финансирование
_страхования
_по безработице
_осуществляется
_работодателями
_во всех штатах,
_кроме трех.
_Исключение
составляют Аляска, Нью-Джерси
_и Пенсильвания,
_где налогами
_на страхование
_от безработицы
_облагаются
_и работники
[•1
ро жижкое предпри
от 1 недели в четырех штатах до 21 недели в Луизиане. Данные по исследуемым штатам представлены в табл.3 (см. на с.37) [4]. Однако следует отметить, что федерально-штатный закон о продлении выплаты пособий по безработице от 1970 года, создал устойчивую схему продления пособий в периоды высокой безработицы [2]. Она предполагает дополнительно 13 недель получения пособия для тех, кто использовал свое право на 26 недель обычных пособий (всего 39 недель) на межштатном уровне. Расходы на программу делятся в равной степени между федеральным правительством и штатами. В постоянную программу продления выплаты пособий были внесены поправки Всеобщим законом об урегулировании бюджетных противоречий от 1981 года и Поправками к закону о пособиях по безработице от 1992 года.
Финансирование страхования по безработице осуществляется работодателями во всех штатах, кроме трех. Исключение составляют Аляска, Нью-Джерси и Пенсильвания, где налогами на страхование от безработицы облагаются и работни
ботники.
а
азмер отчислений в фонд прахования по безработице
Размер отчислений в фонд страхования по безработице по Закону о федеральном налоге для безработных составляет 6,2% от первых 7 000 долларов дохода, приходящегося на работника за 1 календарный год.
Следует отметить, что по Закону о федеральном налоге для безработных, если в штате есть утвержденная программа, то 5,4% налога с работодателей может быть возмещено и выплачено штату. Остальные 0,8% налога (6,2% минус 5,4%) идут федеральному правительству. Эта цифра состоит из постоянных 0,6% и «временных» 0,2%, которые добавили в 1976 году и с тех пор неоднократно увеличивали [4].
Средняя ставка взносов работодателей в 2008 году по рассматриваемым штатам представлена в табл. 4 (см. на с. 39).
В настоящее время 80% федеральных налогов по Закону о федеральном налоге для безработных поступают на счет Управления обеспечения заня-
Таблица 4 Ставка взносов работодателей в 2008 году, %
Штат Средняя ставка взносов работодателей
Соединенные Штаты 2,3
Калифорния 4,1
Флорида 1,4
Иллинойс 3,0
Нью-Йорк 3,4
Техас 1,2
Источник: [6]
тости и используются для оплаты административных расходов по программам штатов. Остальная доля налогов поступает на счет для продления выплаты пособий по безработице для финансирования федеральной части постоянной программы продления выплаты пособий. В заключении хотелось бы отметить следующее, во второй половине XX века в течение 76 лет федеральное правительство и штаты довольно хорошо сотрудничали по вопросам страхования по безработице, которое подверглось серьезному испытанию во время экономического спада 2008 года и, как результат, длительной безработицы. В этот период федеральное правительство обеспечило 100-процентное финансирование из общего фонда ряда продлений выплаты пособий по безработице, что дало возможность программам штатов выплатить необходимые пособия. Однако как отмечает Джон Г. Килгур следующий экономический спад будет характеризоваться гораздо более суровым макроэкономическим климатом, и федеральному правительству будет сложнее финансировать продления пособий. Поэтому необходимо предпринять меры по усилению финансирования страхования по безработице [4].
Литература
1. Лебедева Л.Ф. Опыт США: государственное страхование на случай безработицы // Человек и труд. -1999. - № 11. - С. 31-36.
во второй половине XX века в течение 76лет федеральное правительство и штаты довольно хорошо сотрудничали по вопросам страхования по безработице, которое подверглось серьезному испытанию во время экономического спада 2008 года
У-
зарубежныйопыт
2. Лебедева Л.Ф. Государственное страхование рисков в сфере труда // США - Канада: Экономика. Политика. Культура. - 2000. - № 7. - С. 26-39.
3. Лебедева Л.Ф. Опыт США: государственная политика в социально-трудовой сфере // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 5. -С. 43-48.
4. Kilgour J. G. Unemployment Insurance in the 21st Century - http://cbr.sagepub.com/content/42/3/152. Р. 151-161.
5. Krueger A.B., Meyer B.D. Labor supply effects of social insurance // Working Paper 9014. NATIONAL BUREAU OF ECONOMIC RESEARCH. June 2002. P. 1-102.
6. Table 9.A2 - Summary data on state programs, by state or other area, 2008 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ssa.gov/policy/docs/ statcomps/supplement/2010/9a.pdf.
Anna V. Yakovleva
Associate Professor, Department of Economic Theory and Economic Policy, Saint Petersburg State University of Refrigeration and Food Engineering
Unemployment Insurance in the System of Social Security in the USA: A Case Study
Abstract
Unemployment insurance is one of the most scrutinized governmental support programs for the unemployed in the developed countries. Within over 75 years the Federal-State Unemployment Insurance Program in the US, which is funded by employers, has become an essential element in the social security system, a welfare guarantee for the period of both employment and another job search.
Keywords: unemployment insurance, unemployment, social insurance