Научная статья на тему 'CТИМУЛИРОВАНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА'

CТИМУЛИРОВАНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
922
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Г Бромберг, Г Соловьева, Л Фатькина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «CТИМУЛИРОВАНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА»

Г.БРОМБЕРГ, Г.СОЛОВЬЕВА, Л.ФАТЬКИНА

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА1

Один из важнейших элементов национального богатства России — интеллектуальный продукт, созданный и создаваемый, несмотря на все препятствия, ее научно-технической интеллигенцией, деятелями культуры. К сожалению, те, от кого зависит поддержание и развитие этой составляющей национального богатства, либо вовсе не понимают ее роли в судьбе нашей страны, либо не в состоянии преодолеть "сырьевые увлечения". Это следует объяснить прежде всего недостатком культурного уровня таких руководителей. Между тем именно интеллект российских ученых, изобретателей, умноженный на поддержку тех руководителей отечественного бизнеса, кто видит приоритет ценностей культуры, способен вывести российскую экономику из кризиса.

Интеллектуальные права порождают две группы интересов, казалось бы, часто противоборствующих. Это интересы творцов, создающих интеллектуальный продукт, и интересы предпринимателей, осуществляющих его коммерческую эксплуатацию [4]. На самом деле они не должны противоречить друг другу: творцы кровно заинтересованы в использовании своих достижений (в России это вообще характерная черта менталитета изобретателей, ученых), а предприниматели вынуждены искать и реализовывать эти достижения, чтобы отвоевать или сохранить рыночную нишу для своих товаров (к сожалению, в России пока преобладают более легкие пути "делать деньги": финансовые спекуляции, стремление сделать меньше и не обязательно лучше, а "сорвать" подороже и т.п. Но это когда-нибудь пройдет). Их баланс, являющийся, как правило, результатом компромисса, представляет интересы общества.

Для реализации интеллектуального продукта на отечественном и особенно зарубежном рынках недостаточно одного лишь технического решения. Необходимо доведение его до стадии, допускающей его практическое использование.

В противном случае продажа продукта на рынках будет либо вообще неосуществима, либо возможна, но только на крайне невыгодных условиях. Поэтому необходимы меры стимулирования, как авторов-создателей интеллектуального продукта, так и предприятий, на которых

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 97-06-8022)

112

используется этот продукт, а также лиц, содействующих доведению технического решения до стадии практического использования последнего. Без этих мероприятий рассчитывать на серьезное функционирование рынка интеллектуального продукта не приходится.

В связи с этим являются, на наш взгляд, чрезвычайно актуальными меры по совершенствованию поощрения (материального и морального) участников инновационного процесса. Разного рода льготы при осуществлении инновационной деятельности являются обычными и в практике иностранных государств.

1. Зарубежный опыт

Государственное стимулирование изобретательства на предприятиях и в организациях

Большое значение для стимулирования изобретательства имеет система государственных мероприятий, направленных на предоставление льготного налогового режима для исследовательских организаций и изобретателей, различного рода ссуд, дотаций, целевое финансирование исследований, льготная пошлинная политика и др.

Существенную роль среди них играет налоговая политика. В США она определяется Законом о налогах (1986 г.) [29], который снизил максимальные налоговые ставки для частных лиц с 50 до 28%, а для корпораций — с 46 до 34%.

Поскольку налоговые суды признавали, что выплаты служащим при уступке ими патентных прав являются компенсацией не за службу, а непосредственно за передачу работодателю созданных изобретений, что квалифицируется как приобретение капитала и вследствие этого облагается более низким налогом, то существовала реальная возможность поощрить изобретателя в виде возрастания чистого заработка автора с помощью налогового стимула. Для реализации на практике этого положения рекомендовалось в трудовых соглашениях, контрактах предусматривать дифференцированную компенсацию работнику за его работу в качестве наемного служащего и отдельно за его согласие уступить работодателю патенты на созданные изобретения.

Во Франции, Швеции, Японии признано целесообразным создание таких структур, которые предоставляли бы изобретателю субсидии на всех этапах инновационного процесса, вплоть до сбыта продукции на рынке. Такие системы созданы в Швеции — Региональный фонд развития, во Франции — Национальное агентство содействия научным иссле-

113

дованиям (Новый Анвар), в задачи которых входит содействие созданию и использованию изобретений путем предоставления из государственных средств финансовой помощи, главным образом "рисковому бизнесу" — малым исследовательским фирмам и отдельным независимым ученым и изобретателям. При этом этапы вплоть до проведения испытаний финансируются агентством в размере 25% затрат, а при внедрении — 50% [25]. В общем случае прямое финансирование правительством мелких и средних предприятий и отдельных изобретателей достигает во Франции 50% от расходов на создание новой продукции и технологии [19].

Правительство ФРГ оказывает помощь в проведении исследований преимущественно мелким и средним фирмам в виде частичной оплаты труда исследовательского персонала — в среднем до 40% соответствующего фонда заработной платы, а также путем прямого финансирования до 30-40% сметных затрат на НИОКР, осуществляемые по государственным заказам. Кроме того, распространенной является практика предоставления им безвозмездных ссуд, достигающих 50% затрат на внедрение новшеств [27].

В ряду мероприятий государственной поддержки новых начинаний в Великобритании большое место занимает конкурсное финансирование разработки наиболее перспективных новаторских идей, проводимое правительственными министерствами техники, торговли и промышленности. Средства, получаемые за счет призовых наград, позволяют покрыть 50-75% затрат на разработку и сбыт нововведения. Серьезную политику стимулирования деятельности независимых изобретателей и малых фирм в Великобритании проводят финансируемые государством организации, обеспечивающие поддержку разработки и запуска в коммерческое производство новых идей, такие как филиал промышленной и торговой финансовой корпорации Текникал Девелопмент Кэпитал и Национальная научно-исследовательская корпорация развития. Они субсидируют исследования и внедрение их результатов, осуществляют поддержку перспективных изобретений во всех областях науки и техники, предоставляют средства для создания новых перспективных предприятий, поощряя мелкий рисковый бизнес [8].

Достижению высоких показателей способствует в наибольшей степени государственная поддержка. Так, доля мелкого и среднего предпринимательства в государственных субсидиях в ФРГ на изобретательство в промышленности (даже без учета налоговых льгот и премий за научные разработки) составляет 29%.

114

Кроме этих мер государственного финансирования помощь в некоторых странах оказывается небольшим компаниям для поощрения патентной деятельности. В США, например, за счет бюджетных средств таким образом оплачивается до 50% всех расходов, связанных с получением охранных документов. Подобные действия оказывают достаточно серьезное стимулирующее влияние — на соответствующих финансовых условиях в стране выдается 25% всех патентов [22].

В ряду мероприятий, составляющих государственную систему стимулирования изобретательства, важное место принадлежит установлению льготного порядка уплаты пошлин в зависимости от важности изобретения и статуса изобретателя. С 1 июля 1987 г. в США начали действовать поправки к патентному закону (35 U.S.C.), которыми введено 50%-ное снижение пошлин для независимых изобретателей, некоммерческих организаций и малых фирм.

Низкие абсолютные размеры пошлин также могут послужить стимулом для изобретателей. Так, в Южной Корее патентные пошлины составляют величину в 6 раз меньшую, чем в Японии, ив 15 раз меньшую, чем в США [28].

Установление пошлинных льгот для изобретателей-одиночек свидетельствует о возрастающем внимании в странах, использующих патентную систему охраны изобретений, к их стимулированию. Признавая растущее значение и перспективность их деятельности, патентная система с помощью предоставления различного рода льгот создает режим наибольшего благоприятствования для поощрения деятельности независимых изобретателей и мелких рисковых фирм.

Патентные законы ФРГ, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Японии также содержат ряд положений, предоставляющих льготы по уплате пошлин для отдельных изобретателей [29]:

- пошлины за получение патента и поддержание его в силе могут быть отсрочены до истечения определенного срока со дня подачи заявки (Союзный закон о патентах на изобретения Швейцарии, ст.44) или на срок, не превышающий определенного количества лет со дня выдачи патента (Патентный закон Японии, ст.109; Швеции, ст.42) в случае, если у изобретателя возникают значительные трудности при оплате пошлин, и он докажет свою нуждаемость. При решении вопроса об отсутствии средств у лица, подавшего ходатайство об отсрочке уплаты пошлины, во внимание следует принимать доход, который он получает или ожидает получить, его имущество, а также число лиц, о содержании которых он должен заботиться (Патентный закон Австрии, № 171/з/);

115

- предусматривается сокращение размера пошлин и даже освобождение от их уплаты в отношении авторов изобретений, доходы которых не дают оснований для обложения их налогом согласно законодательству о налогообложении (Закон о патентах на изобретения Бельгии, ст.71);

- патентный закон Австрии предусматривает отмену или отсрочку уплаты заявочной и годовых пошлин, если речь идет о заявке, которая очевидно имеет целью получение или экономию энергии (№ 171).

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в зарубежных странах государство является мощным спонсором инновационной деятельности, постоянно совершенствуя систему стимулирования изобретательства, основанную на использовании патентной формы правовой охраны изобретений. При этом важно заметить, что программы государственной поддержки изобретательства основываются на использовании механизма экономической заинтересованности в научно-техническом развитии и ускорении внедрения его достижений в производство.

Создание такого механизма в нашей стране послужило бы базой для преодоления экономического кризиса и дальнейшего подъема экономики.

Система вознаграждения фирмами авторов изобретений

Очевидно, что потеря изобретателем патентных прав при уступке изобретения работодателю должна быть компенсирована каким-либо вознаграждением. Анализ показывает, что в некоторых случаях система вознаграждения изобретателей за уступку патентных прав настолько рационально разработана и эффективно проводится, что получаемые автором выплаты или льготы в достаточной мере покрывают его возможные убытки ввиду отказа от обладания патентом на созданное изобретение. В качестве поощрения изобретателей работодателями наиболее часто используется механизм увеличения заработной платы, прибавок к ней, повышения в должности, признания заслуг авторов.

Для персонала "hired to invent", т.е. служащих, в чьи служебные обязанности входит изобретательская деятельность, основной формой материального стимулирования является установление повышенного оклада по сравнению с другими группами персонала фирмы. При этом необходимо учитывать риск со стороны работодателя, который, выплачивая высокие оклады такого рода служащим, как бы авансирует им ком-

116

пенсацию за изобретения, которые могут быть ими созданы. Поскольку работодатель стремится создать благоприятные условия работы для изобретателей, обеспечивает им необходимые материальные, технические и информационные средства, то он вправе предъявлять права на изобретения, созданные на деньги фирмы и с ее помощью. В связи с этим законодательство США, а также ряда европейских стран (ФРГ, Швеция) содержит положения, согласно которым "достаточная" компенсация изобретателям не предполагает плату за изобретательскую деятельность, которая уже была оплачена. Это означает, что лица, нанятые с целью создавать изобретения, не получают от фирмы дополнительного вознаграждения за изобретения, которые они создают в период работы по найму.

Традиционной формой специального вознаграждения, применяемой и на частных предприятиях, и в правительственных органах, и в университетах, является премирование лиц, создавших изобретение. Такие награды чрезвычайно разнообразны по масштабам, целям и объемам. Они распространяются и на непатентуемые объекты (например, секреты производства). Существуют еще более широкие программы премирования, которые применяются к административно-организационным, коммерческим предложениям, как например, в компаниях Дженерал электрик или Дюпон де Немур.

Премирование в соответствии с этими видами программ вознаграждений осуществляется в виде наличных выплат, а также дивидендов на выданные награждаемым акции компании. При этом за награжденными служащими сохраняется право продажи или переуступки полученных акций. Путем включения изобретателей в число акционеров компании эти фирмы проводят политику сближения интересов служащих и акционеров компании, провозглашая, что вознаграждение в виде доли в акционерном капитале более соответствует целям поощрения акционерной собственности и стимулирования изобретателей, чем наличные выплаты.

Однако премирование изобретателей в форме наличных фиксированных выплат на различных стадиях создания и патентования изобретения остается традиционным. Из анализа данных по нескольким американским корпорациям известно, что общей для большинства из них является практика наличной выплаты фиксированных сумм, производимых работодателями при оформлении и подаче заявки на патент, выдаче патента Ведомством по патентам и товарным знакам, его переуступке работодателю. Выплачиваемые в этих случаях авторам суммы вознаграждений могут значительно различаться, но, как правило, редко пре-

117

вышают величину в несколько сот долларов безотносительно к действительной ценности уступаемого изобретения. При этом следует отметить, что недостаточная действенность материальных стимулов изобретательской деятельности явилась основной причиной снижения числа зарегистрированных в США патентов — с 225 в расчете на 1 млн. населения в 1970 г. до 169 в 1980 г. Такое неблагополучное положение побудило Конгресс предложить установить минимальный размер вознаграждения — 200 долл. за изобретение, дающее фирме экономический эффект до 20 тыс. долл. [2].

В частном секторе некоторые компании пытаются регулировать величину вознаграждения в зависимости от степени значимости и природы сделанного служащим вклада. Примером этого могут послужить дифференциация прибавок к заработной плате от 10 до 70% основного годового заработка служащим компании Полароид, система вознаграждения изобретателей компании Дюпон де Немур, Дженерал Электрик в виде определенной доли в акционерном капитале. Существенные стимулы для изобретателей содержат поощрительные программы компаний, пытающихся поставить величину денежного вознаграждения в зависимость от получаемого экономического эффекта. Так, в ряде крупных концернов установлены нормативы выплат вознаграждения за изобретения в размере 10-25% от экономического эффекта в течение первого года его использования, а в случае особо важных — 10% и в следующем году. Следуя этой политике, под лозунгом "риск — ответственность — вознаграждение" перестраивает систему стимулирования Дженерал Моторс [2]. Кроме того, в результате осуществляемых рядом компаний (Вестин-гауз Электрик Корп., Боинг Компани, Юнайтед Стейтс Раббер К и др.) [23] "программ предложений", вознаграждение служащим выплачивается в размере до 10% экономии, полученной в первом году использования изобретения. Если изобретение не создает экономии, а его ценность заключается, например, в повышении качества продукции, что в результате приводит к увеличению ее цены, то вознаграждение может выплачиваться в зависимости от увеличения прибыли компании.

Однако формальное недифференцированное установление зависимости форм материального стимулирования изобретательства от конечного результата может привести к нежелательным отклонениям в изобретательской деятельности, а именно: стремлению не разрабатывать новые, рискованные идеи, а заниматься доработкой, совершенствованием существующих объектов. Так, по результатам исследований, проведенных фирмой "Вуз, Аллен энд Гамильтон", 44% новшеств связаны с мо-

118

дификацией, перекомпоновкой товаров, снижением себестоимости, повышением качества.

Заслуживает внимания анализ систем стимулирования, применяемой японской фирмой Тосиба и представляющей собой комбинацию вышеперечисленных механизмов [9]. Там разработаны и применяются следующие правила вознаграждения изобретателей.

1. Небольшое вознаграждение выплачивается изобретателю при подаче заявки на патент.

2. Большее по размеру вознаграждение выплачивается изобретателю, когда на изобретение получен патент.

3. Вознаграждение выплачивается изобретателю, если фирма использует его изобретение. Специальная комиссия оценивает его и относит к одному из 6 разрядов в соответствии с эффектом от его использования с ежегодной выплатой вознаграждения от 6 тыс. до 200 тыс. иен и более.

4. Вознаграждение за проданную лицензию выплачивается ежегодно, а за обмен лицензиями — раз в пять лет.

5. Особое вознаграждение выплачивается в случае, если изобретение принесло большой доход фирме.

В ряде примеров увязки вознаграждения служащих-изобретателей с ценностью созданных ими изобретений представляется важным упомянуть о практике фирм, которые стимулируют своих авторов, выплачивая им часть поступлений за продажу лицензий или патентов на созданные изобретения. Такая система вознаграждений применяется в Висконси Алюмни Ресерч Фаундейшн и Ресерч Корпорейшн, занимающихся коммерческой реализацией уступленных им патентов университетских сотрудников. Определенные отчисления от поступающих сумм роялти выплачивают авторам и такие частные организации, как Америкен Ресерч энд Девелопмент Корпорейшн, учрежденные для оказания помощи в использовании изобретений индивидуальных, независимых изобретателей. При этом деятельность последней направлена на создание новых компаний, в которые для активного участия привлекаются сами изобретатели.

В авиастроительной и аэрокосмической промышленности (в ведущих корпорациях этих отраслей Макдоннелл-Дуглас, Локхид) распространена такая система вознаграждения, при которой работодатель предлагает изобретателю оказать помощь в использовании принадлежащих автору прав на изобретение от имени служащего с условием раздела выгод, которые поступят в связи с выплатами роялти. Такая система

119

несет в себе значительно более тесное финансовое сотрудничество изобретателя и его работодателя, последний выступает в данном случае в роли финансового управляющего и пользователя изобретения. В случае применения работодателем системы вознаграждения авторов, основанной на разделении выручки от лицензирования или продажи своих патентов, устанавливается, как правило, нисходящая шкала вознаграждения, максимально в размере 30-40% от первого платежа в сумме от 1000 до 10 тыс. долл. и 5-10% от всех сумм, полученных после 3-5 лет действия лицензии.

Подобная практика выплаты авторам изобретений определенной доли в платежах роялти существует и в европейских странах (Швеция, ФРГ, Франция и др.) [12], где в патентных законодательствах содержатся положения, требующие выплаты служащим-изобретателям соразмерного вознаграждения в зависимости от доходов от лицензирования и других выгод, исходящих из владения патентом. Так, в соответствии с применяемыми в ФРГ государственными Примерными указаниями о вознаграждении за изобретения лиц, работающих по найму и состоящих на частной службе [7], которые содержат исходные положения для выплаты работодателям вознаграждений за переуступленные им изобретения, при определении размера авторского вознаграждения должны учитываться следующие факторы:

- экономическая полезность изобретения (производственный эффект, лицензионная выручка);

- характер постановки и решения задачи;

- положение работающего по найму лица на предприятии.

Экономическая полезность изобретения оценивается с учетом

долевого участия и так называемой лицензионной ставки, разработанной на основании анализа практики лицензионных операций в соответствующих отраслях промышленности.

Оценка показателя, определяющего характер постановки и решения задачи, учитывает инициативу изобретателя при постановке задачи и ее актуальность. Здесь в коэффициентах оценивается самостоятельность постановки задачи, сфера научно-производственной деятельности изобретателя, предоставление в его распоряжение информационной базы предприятия, оригинальность или традиционность методов решения задачи. Оценка положения служащего на предприятии основана на учете его возможностей в распоряжении научно-технической и административной информацией в связи со служебным положением и

120

величиной заработной платы. Таким образом, определенным преимуществом в этом случае пользуются изобретатели-рабочие.

По сумме оценочных показателей разработана шкала, определяющая долю вознаграждения автора в ранее определенной экономической полезности изобретения (лицензионной ставке или производственном эффекте).

Примерные указания обязывают выплачивать вознаграждение и за изобретения, которые непосредственно промышленно не используются. Речь идет о служебных изобретениях, на которые выданы блокирующие патенты, т.е. препятствующие реализации аналогичной продукции каким-либо конкурентом, а также о перспективных изобретениях. Фактически они приносят или могут принести предприятию дополнительный доход и, следовательно, являются полезными.

Что касается служебных изобретений, создающих экономию, то вознаграждение за них выплачивается однократно, в зависимости от технико-экономической значимости изобретения. В отличие от такой системы в Японии применяется выплата вознаграждения изобретателю за национальный патент (владельцем которого является государство) в фиксированном размере 3 тыс. иен, согласно утвержденному в 1980 г. стандарту. Если правительство получает доход от использования изобретения, например, от продажи лицензии или переуступки патентных прав, размер вознаграждения может увеличиваться до 2 млн. иен в год в зависимости от размеров дохода. Если изобретение используется самим правительством или его подрядчиком, вознаграждение изобретателю может выплачиваться в виде роялти, размер которого, по данным печати, в среднем составляет 2,7%.

В прошлом американская правительственная политика вознаграждения изобретателей не предполагала выплату служащим-изобретателям платежей в виде доходов от лицензирования. Это было связано с тем, что правительственные ведомства предоставляли заинтересованным лицам бесплатные лицензии на патенты, которыми они владели и, таким образом, не получали платежей роялти (за незначительным исключением). В соответствии с документом 5 U.S.C. [24], регулирующим стимулирование изобретательства и предусматривающим денежное поощрение изобретателей, внесших выдающийся вклад в развитие техники, использование государством изобретения, за которое выплачено вознаграждение, не дает основания для предъявления в дальнейшем каких-либо претензий государству со стороны служащего-автора изобретения. В связи с тем, что запрет на предоставление лицензий являлся

121

причиной чрезвычайно низкого уровня использования в частном секторе изобретений, защищенных государственными патентами, решением Конгресса 1980 г. были произведены изменения в области предоставления исключительных лицензий на право коммерческой реализации технологий, созданных на средства федерального правительства. Федеральным законом о передаче технологии H.R.3773 [21] государственные служащие наделяются правом получать вознаграждение в виде роялти в случае создания совместных научно-технических предприятий на основе федеральных лабораторий и частного сектора. Он содержит положения о выплате государственными органами изобретателям — государственным служащим 15% роялти за передачу изобретения по лицензии. Вместе с тем правительственные органы могут избрать альтернативный вариант распределения роялти при соблюдении условия, что изобретателю должна быть гарантирована выплата фиксированной суммы за каждый год получения роялти, а также выделение процентной доли от роялти в том случае, когда поступления превышают пороговый уровень, установленный правительственным органом. Такая система обеспечивает государственным ведомствам и лабораториям достаточную гибкость при решении вопроса о вознаграждении и облегчает федеральным органам сбор роялти за изобретения, передаваемые ими по лицензии частным предприятиям. В системе вознаграждений предусматривается многообразие и других наград служащим, предоставляемых работодателем в обмен на уступку изобретений или иных результатов, полезных для него. Такие награды могут иметь денежное выражение, соответствующее сумме наличного вознаграждения, и на практике представляют собой ценные подарки изобретателям, оплату их отпускных путешествий и туристических поездок, а также скидки при приобретении товаров или услуг фирмы-работодателя.

Существенное значение для стимулирования изобретательства имеет моральное поощрение авторов. Самыми распространенными моральными стимулами являются присуждение специальных почетных званий, включение в члены изобретательских клубов, выдача изобретателям удостоверений, грамот, медалей и других знаков отличия, публикации об авторах и созданных изобретениях в центральных, отраслевых или собственных печатных органах фирмы. Корпорации ИБМ, Рэдио Корпорейшн оф Америка присуждают изобретателям специальное звание "Член научного общества". Та же форма поощрения используется и некоторыми другими компаниями, например, Миннесота Майнинг энд Мэньюфекчюринг компани, учредившими статус научного общества или

122

клуба изобретателей, членство в которых призвано не заменить, а дополнить денежное вознаграждение. Для получения звания "Член научного общества" и вступления в такой клуб служащему необходимо приобрести в компании устойчивую репутацию исследователя, имеющего успешные результаты в виде подачи заявок на изобретения, получения патентов, активного содействия научному и производственному процветанию фирмы.

Определенным моральным стимулом для изобретателей являются научные публикации. Однако обычно работодатели не включают в систему авторских вознаграждений какие-либо выплаты за публикации. Это связано с тем обстоятельством, что количество публикаций часто несоизмеримо с их научной ценностью. В качестве примера обычно приводят тот факт, что формализованное описание теории относительности Эйнштейна заняло всего несколько печатных строк, а сообщение о принципах транзистора содержалось в 15-страничном "Письме к издателю" ("Физикал Ревью"). Очевидно, количество публикаций не может служить подходящей мерой для оценки творческого вклада служащих.

Исключением являлась Рэдио Корпорейшн оф Америка, которая выплачивала специальное вознаграждение автору за принятую публикацию в своем печатном органе ("РСА Текникал Ноутс"). В данном случае фирма руководствовалась следующими соображениями: поскольку в публикациях служащих практически всегда содержатся сведения об участии компании в исследованиях, что повышает ее престиж в научном сообществе, у настоящих и будущих клиентов, то авторы таких публикаций заслуживают соразмерного вознаграждения. При этом важно, что научные и технические публикации являются весомой частью заслуг служащих-изобретателей, учитываемых при повышении их в должности в исследовательских корпорациях, таких как РСА, Белл Телефон Лабора-ториз, ИБМ и др.

Анализ системы стимулирования изобретателей позволяет проследить наличие корреляции между политикой в отношении служащих-изобретателей, выражающейся в системе распределения патентных прав и системе вознаграждения авторов, и результатами их изобретательской деятельности в виде созданных ими изобретений.

Необходимо учитывать, что выдача определенного количества патентов в определенном году зависит также от таких переменных, как специфическая область, к которой относится изобретение, пропускная способность ведомства по патентам и товарным знакам, направление патентной политики корпораций, экономическая, торговая, научная ситуа-

123

ция в стране. Кроме того, "низкий" ранг в этой связи корпораций Галф Ойл, Юнайтед Стейтс Стил объясняется, помимо прочего, еще и тем, что компании, преимущественно использующие и обрабатывающие сырье, имеют меньший по численности исследовательский персонал и, следовательно, меньший "выход" изобретений.

Анализ абсолютных патентных показателей позволяет сделать вывод о том, что промышленные корпорации, обладающие большими трудовыми ресурсами и материальными фондами — экономической базой для выполнения широкомасштабных исследований (Дженерал Моторс) — имеют возможность получать больше патентов служащих практически независимо от наличия программ стимулирования изобретательства, хотя ИБМ и Вестингауз Электрик, занимающие высокие места, издавна осуществляют обширную программу вознаграждения за изобретения.

Однако размеры корпораций не являются решающими. Белл Телефон Лабораториз — единственная чисто исследовательская организация среди рассматриваемых фирм — лидирует в списке, несмотря на то, что ее штат составляет всего 2% от числа занятых в Дженерал Моторс, и это при том, что она не проводит какой-либо политики вознаграждений служащих за созданные ими изобретения. Ее система поощрения изобретательства заключается в существенном повышении заработной платы активно работающим изобретателям. За Белл Телефон Лабораториз в списке закономерно следуют Полароид, Вестингауз Электрик, Рэдио Корпорейшн оф Америка, ИБМ — компании, осуществляющие активную политику стимулирования изобретательства.

Подводя итоги анализа различных форм стимулирования изобретательства в зарубежных странах, использующих патентную форму охраны, можно сделать следующие выводы.

Практика применения работодателем многообразных форм поощрения изобретателей-служащих, таких как: повышение заработной платы, продвижение по службе, специальные премии, награды и льготы, вознаграждение в виде акций фирмы-нанимателя, части платежей роялти, соответствующие формы признания заслуг и т.д., свидетельствуют о том, что в большинстве случаев они являются более гибкими и управляемыми рычагами стимулирования изобретательства и оценки творческого вклада автора, чем непосредственное получение прав на изобретение.

Распределение патентных прав между автором и работодателем может стать средством поощрения изобретателя-служащего. В отличие от системы распределения патентных прав, приведенные выше формы

124

компенсации, составляющие систему вознаграждения авторов, предлагают обеим сторонам варианты, которые являются не только более многообразными, но и лучше адаптируются к деликатному решению проблем компенсации за результаты различной степени важности, созданные различными субъектами. Кроме того, зачастую они в большей степени соответствуют интересам и пожеланиям служащих, которые могут предпочесть денежную выплату другим формам компенсации. Практика патентных судов свидетельствует о том, что такие альтернативные формы компенсации значительно реже становятся объектом спора или недобросовестного использования, т.к. ими легче управлять, и они более восприимчивы к административному регулированию.

Безусловно, возможность получать крупные суммы вознаграждений имеют индивидуальные, независимые изобретатели, на свои средства создавшие изобретения и запатентовавшие их. В этом случае патентная система стимулирует их наилучшим образом. Если же рассматривать положение наемного изобретателя, то возможные потери вследствие отказа от прав на патент компенсируются ему работодателем в той или иной форме, что неизбежно снижает для него значение и ценность обладания патентными правами.

2. Практика премирования за содействие изобретательству в бывшем СССР

В бывшем СССР действовало Положение о премировании за содействие изобретательству и рационализации (далее — Положение), утвержденное постановлением Госкомтруда 23 июня 1983 г. На наш взгляд нельзя однозначно отвергнуть или принять за образец содержавшиеся в Положении принципы стимулирования лиц, содействовавших изобретательству. Однако представляется целесообразным осветить практику применения Положения и разработанных на его основе предприятиями и организациями частных систем поощрения изобретателей и лиц, содействовавших изобретательству, для возможного использования при разработке предложений по совершенствованию механизма морального поощрения и налоговым льготам для авторов-создателей объектов промышленной собственности и лиц, содействующих изобретательству в Российской Федерации. Причем представляет определенный интерес как позитивный, так и негативный опыт применительно к Положению [13].

125

Так, согласно п.1 Положения премирование одних и тех же лиц может быть произведено по двум основаниям: за содействие изобретению (п. 1) и за содействие использованию этого же изобретения (п.1б). Этот подход вполне оправдан, поскольку изобретение в процессе создания и использования проходит несколько этапов, участники которых не только могут, но и должны (для успешного нововведения) "курировать" новшество от ранних этапов до завершающих.

С другой стороны, отказ, согласно п.1 Положения, в премировании за содействие разработке изобретений, которые созданы не в связи с выполнением служебного задания, не выглядит мерой поощрения творческой инициативы и поиска новых нестандартных технических решений работников так же как и отсутствие в Положении специального указания о премировании патентных работников, хотя они играют особую чрезвычайно важную роль в обеспечении условий для создания и использования изобретений и других объектов промышленной собственности.

В то же время, в Положении совершенно оправданно не забыты руководящие работники, премии которым за содействие изобретательству выплачивались в порядке, установленном п.2 (абзац 2) и п.4 (абзац 2). К ним отнесены: руководитель предприятия, его заместители, главный инженер, главный экономист, начальник планово-экономического отдела, главный (старший) бухгалтер, начальник отдела технического контроля и даже освобожденные партийные, профсоюзные и комсомольские работники. А вот главного конструктора, главного технолога и др. руководящих работников, которые могут иметь непосредственное отношение к судьбе изобретения, в этом перечне нет. Так же, как нет в нем руководящих работников министерств, ведомств и других органов управления, хотя их роль в судьбе того или иного изобретения (особенно крупного) даже в нынешних рыночных условиях весьма велика.

Согласно Положению, лицам, проявившим инициативу в использовании изобретений, применяемых на других предприятиях или опубликованных в печати (п.1в), премии выплачиваются независимо от того, выплачивалось ли вознаграждение авторам этих изобретений.

В то же время ограничение суммы премий за содействие разработке конкретного изобретения величиной выплаченного за это изобретение поощрительного вознаграждения являлось неоправданно сдерживающим инновационную активность фактором.

126

Как показал анализ материалов результатов проведенной Госкомтрудом бывшего СССР проверки практики премирования за содействие изобретательству и рационализации [11], допускалось несоответствие между размерами премий, выплаченных работникам, и величиной реальной экономии, полученной от использования изобретений, что привело к установлению завышенных размеров премий и уравниловке в материальном поощрении работников. Этот недостаток премирования на практике усугублялся тем, что эффективность изобретений и рацпредложений искусственно преувеличивалась. На ряде предприятий Минэнерго были выявлены факты, когда сумма премий, выплачиваемых за содействие, в 2-3 раза превышала размер вознаграждения изобретателям и рационализаторам.

В Харькове на одном из предприятий [3] была разработана система морального и материального стимулирования изобретательства, подтвердившая в свое время свою действенность и результативность на практике.

Автору, получившему авторское свидетельство (или положительное решение) на изобретение, премия по итогам года, так называемая "тринадцатая зарплата", увеличивалась на 15%. За получение трех и более положительных решений в год эта прибавка возрастала до 25%. Авторам изобретений, заявленных от имени предприятия и использовавшихся в течение года, предоставлялось право выбора времени очередного отпуска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если же количество таких изобретений было не менее трех, то предоставлялась еще и возможность получить льготную путевку к очередному отпуску. Когда экономия от использования в производстве новшества из расчета авторской доли в изобретении достигала 40 тыс. руб., его автор награждался Почетной грамотой и премировался. При эффекте в 75 тыс. руб. и более фамилия изобретателя заносилась в "Книгу почета предприятия", а сам он получал премию.

Работнику предприятия, оказавшему помощь в оформлении и внедрении изобретения (при условии, что экономический эффект от использования данного технического решения превышал 5 тыс. руб.) выплачивалась премия в сумме не менее 35 руб. Предусматривалось и поощрение сотрудников, принимавших активное участие во внедрении изобретений, заимствованных из патентной литературы. В этом случае сумма была несколько меньше, но не менее 15 руб. [3].

Оценка труда изобретателей определялась по балльной системе. Распределение суммы баллов между соавторами изобретения

127

производилось согласно их долевому участию. При подсчете учитывалось количество полученных в течение года авторских свидетельств на изобретения, их внедрение, а также полученный при этом экономический эффект. На оценку влияло и патентование изобретений, и продажа лицензий. Изобретателям, набравшим 20, 30, 50 баллов, присваивалась, соответственно, 3, 2 и 1 категории. Заслуженный изобретатель предприятия должен был иметь по итогам года не менее 70 баллов. Категории присваивались на год. Однако за выдающиеся успехи в разработке изобретений, имевших большое народнохозяйственное значение, экономия от внедрения которых составляла свыше 100 тыс. руб. в год и по которым продана лицензия, звание "Заслуженный изобретатель объединения" присваивалось на 3 года.

Присуждение категорий изобретателям сопровождалось повышением заработной платы в виде ежемесячной надбавки от 15 до 40 руб., а также разовыми премиями в размере от 20 до 70 руб. Если категория подтверждалась три года подряд, то изобретатели 3 и 2 категорий награждались Почетной грамотой, фамилия изобретателя 1 категории и заслуженного изобретателя заносились в "Книгу почета предприятия" и каждый из них премировался. Обладатель категории также имел право выбора времени очередного отпуска.

При распределении премий среди работников лучших коллективов по изобретательской работе обязательно предусматривалось премирование начальника цеха — победителя и председателя Совета ВОИР. Кроме того, выделялось 200 руб. для поощрения работников объединения, активно участвовавших в организации изобретательской работы.

Все решения о поощрении лучших новаторов всегда оглашались. В торжественной обстановке происходило и вручение авторских свидетельств на изобретения, о творческих достижениях рассказывалось по заводским средствам массовой информации. За три года действия системы в ПО было внедрено 83 изобретения и 1670 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 4394 тыс. руб. [3].

Все эти положительные стороны и недочеты действовавшей в бывшем СССР системы материального и морального поощрения авторов новшеств и лиц, содействовавших их созданию и использованию, должны быть учтены при подготовке предложений о совершенствовании стимулирования содействия созданию и использованию объектов промышленной собственности в Российской Федерации.

128

3. Современное состояние стимулирования авторов-создателей объектов промышленной собственности и лиц, содействующих изобретательству в Российской Федерации

Как указано в ст.34 Патентного закона РФ, государство стимулирует создание и использование объектов промышленной собственности, устанавливает авторам и хозяйствующим субъектам, использующим указанные объекты, льготные условия налогообложения и предоставляет им иные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3518-1 "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации" было установлено, что положения Закона СССР "Об изобретениях в СССР" и Закона СССР "О промышленных образцах", касающиеся вопросов льгот и материального стимулирования указанных объектов промышленной собственности, действуют на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов РФ.

Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. № 822 "О порядке применения на территории Российской Федерации некоторых положений законодательства бывшего СССР об изобретениях и промышленных образцах", а также Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 12 июля 1993 г. № 648 "О порядке использования изобретений и промышленных образцов, охраняемых действующими на территории Российской Федерации авторскими свидетельствами на изобретение и свидетельствами на промышленный образец (выплаты их авторам вознаграждения)" в настоящее время являются основными законодательными актами, регулирующими вопросы льгот и материального стимулирования авторов изобретений и промышленных образцов. Вышеуказанные документы регламентируют порядок выплат и относительные размеры авторских вознаграждений за изобретения и промышленные образцы. Однако, следует отметить, что нормативными актами СССР не предусматривались выплаты вознаграждений за полезную модель. Кроме того, порядок выплат вознаграждений предусматривал, что в основном изобретения или промышленные образцы должны были быть созданы в рамках служебных заданий изобретателей. Таким образом, на сегодняшний момент относительно урегулированными являются вопросы по

129

стимулированию создания так называемых "служебных" изобретений. На настоящий момент установлены следующие льготы и стимулы в области изобретательской деятельности.

Для стимулирования изобретательской деятельности предусмотрены некоторые налоговые льготы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 355 "О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждения физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов и в соответствии со ст. 11 Закона РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц"".

Установлено, что при определении подлежащего налогообложению годового дохода физических лиц — авторов произведений науки, открытий, изобретений и промышленных образцов и других граждан, которые в соответствии с законодательством об авторском праве получают авторские вознаграждения, из сумм полученных вознаграждений исключаются документально подтвержденные расходы.

Законодательством предусматривается, что затраты предприятия, связанные с изобретательством и рационализаторством, в частности, с:

• проведением опытно-экспериментальных работ;

• изготовлением и испытанием моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям;

• организацией выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации;

• выплатой авторских вознаграждений и т.п.,

включаются в себестоимость так же, как затраты на производство и реализацию, и не облагаются налогом на прибыль (согласно п.2 д. Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 с последующими изменениями.).

При составлении соответствующей отчетности согласно п.10 "Положения о составе затрат..." к элементу "Прочие затраты" в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относят вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения.

130

Патентно-лицензионные операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности, а также получение авторских прав не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС).

Однако при общем упадке производственной сферы отдельные льготы малоэффективны, поскольку производство само по себе убыточно. В этой ситуации предприятия не заинтересованы в развитии изобретательства и других работ по созданию и использованию интеллектуальной собственности.

Развитию инновационной деятельности также не способствует и то, что в соответствии с действующим порядком (см. также Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 20 февраля 1997 г. № 04-03-08) научно-исследовательские работы, выполняемые российскими предприятиями (в том числе на основе хозяйственных договоров с иностранными юридическими лицами), не относящимися к учреждениям образования и науки, от налога на добавленную стоимость не освобождаются. Наблюдается также тенденция сужения толкования понятия патентно-лицензионных операций до операций, связанных с получением соответствующих охранных документов на объекты промышленной собственности и регистрацией лицензионных договоров, т.е. связанных с уплатой пошлин. Когда же под патентно-лицензионными операциями понимаются операции, связанные с платежами по договорам об уступке прав или о предоставлении лицензии на использование объектов промышленной собственности, то о различных патентных исследованиях и других услугах, в том числе услугах патентного поверенного, традиционно сопутствующих изобретательской деятельности, в связи с освобождением от уплаты НДС вообще не упоминается. Однако следует заметить, что зачастую именно эти виды работ требуют больших затрат финансовых средств со стороны изобретателей и предприятий и становятся непреодолимым для них препятствием на пути создания, практического применения и коммерциализации изобретений. [15].

Льгота по налогу на имущество, в том числе по нематериальным активам, также не относится к тем промышленным предприятиям, для которых НИОКР не является основной сферой деятельности, хотя эти работы и необходимы для развития основного производства, совершенствования выпускаемой и освоения новой конкурентоспособной продукции.

Известно, что далеко не все предприятия в настоящее время нормально функционируют. Доля убыточных предприятий, например, в

131

январе-октябре 1997 г. в государственном секторе составила 40,9%, в негосударственном секторе — 49,3%. В целом в промышленности за январь-октябрь 1997 г. убыточными оказались 47,5% предприятий [14].

Нередки случаи отказа в выплате вознаграждений авторам не только из мошеннических побуждений, но и из-за отсутствия средств на эти выплаты, что приводит к декларированию соответствующих стимулирующих изобретательство мер, а не к реальному их исполнению.

Следует также отметить, что предприятия зачастую отказываются от какой-либо инновационной деятельности, и все вопросы создания, патентования и коммерческого использования объектов промышленной собственности перекладываются на авторов.

И как следствие, для авторов-создателей и лиц, содействовавших созданию объекта промышленной собственности, становится главным получение соответствующего документа, подтверждающего и охраняющего права собственности на подобный объект, т.е. патента или свидетельства. Причем льготным категориям авторов и авторам, являющимся единственными авторами-заявителями, предоставляются определенные льготы и отсрочки по уплате патентных пошлин. Однако о тяжелом положении авторов и в области уплаты патентных пошлин свидетельствует, например, письмо ведущего специалиста Таганрогского котлостроительного завода "Красный котельщик" Бориса Вакуленко, опубликованное в издании "Интеллектуальная собственность" [5]. Как указывает автор письма, при практическом прекращении строительства новых объектов энергетики автор изобретения и держатель патента не могут самостоятельно выйти на иностранного заказчика. Организации, ведущие внешнеторговую деятельность, не заинтересованы в сопутствующем лицензировании, а продажа лицензий и ноу-хау не приносит прибыли ни изобретателям, ни заводу (к сожалению, автор не указывает причины бесприбыльности таких продаж). И как следствие, руководство завода выступает против изобретателей и даже ликвидирует патентно-лицензионные службы. Уплата патентных пошлин и получение патента становится заботой исключительно изобретателей. Однако изобретателю не по карману его же собственные изобретения, когда за последние четыре года, как указывает автор, размер пошлин увеличился в 111 раз при росте заработной платы только в 13 раз. Из 70 изобретений автора внедрено только 11, от 7 патентов изобретатель будет вынужден отказаться из-за невозможности выплачивать пошлины за поддержание патента. Как

132

отмечает изобретатель и автор письма, таких, как он, немало — это инженеры, т.е. люди низкого достатка.

Известно, что нередко патентообладателями становятся либо авторы (например, единственный автор, коллектив авторов, один или несколько авторов из коллектива авторов-создателей), либо лица, содействовавшие созданию объекта, например, выделением финансовых средств или предоставлением оборудования и помещений, либо и те и другие. Авторы и их помощники получают, таким образом, возможность заключить коммерческие сделки, связанные с исключительными правами, которыми они владеют.

Однако, как отмечается в письме Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 8 июля 1996 г. № 04-04-06, доходы граждан, получаемые в виде платежей по лицензионным договорам, облагаются налогом в общепринятом порядке. Основания для применения льготы, предусмотренной подп."т" п.1 ст.3 Закона о подоходном налоге, отсутствуют.

Представляется также нереалистичным вариант облегчения налогового бремени изобретателя в виде выплаты авторского вознаграждения самому себе, если вообще лицензионный договор состоится.

Важным элементом системы материального стимулирования является вознаграждение за содействие созданию и использованию изобретений и промышленных образцов. Порядок выплаты вознаграждения лицам, содействовавшим созданию и использованию неслужебных изобретений и промышленных образцов в инвестиционных проектах, действующим законодательством не регламентирован [6].

Помимо льгот материального характера большое значение имеют также меры морального стимулирования. В настоящее время важной мерой морального поощрения является присвоение почетного звания "Заслуженный изобретатель Российской Федерации", введенного Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации". Согласно этому указу звание "Заслуженный изобретатель Российской Федерации" присваивается авторам изобретений, имеющих важное государственное значение и внедренных в производство, внесшим крупный вклад в научно-технический прогресс, за многолетнюю плодотворную изобретательскую деятельность.

Таким образом, обнаруживается противоречивая ситуация, когда меры по стимулированию изобретательской деятельности авторов

133

приняты, но отсутствуют какие-либо меры, стимулирующие деятельность по коммерциализации, по использованию плодов изобретательского труда на реальном рынке инноваций, в реальном производстве.

4. Стимулирование авторов служебных изобретений, промышленных образцов и лиц, содействовавших их созданию, использованию в Российской Федерации

Действующим законодательством предусмотрен порядок стимулирования авторов служебных изобретений и промышленных образцов (далее — изобретений) по следующим основаниям:

• за создание служебного изобретения;

• за использования служебного изобретения на предприятии, где оно было создано;

• за содействие его созданию и использованию;

• за реализацию лицензионных договоров, объектом которых является служебное изобретение;

• за содействие реализации лицензионных договоров на служебные изобретения;

• выплата компенсации в случае, если работодатель не подает заявку в Патентное ведомство после уведомления его автором о создании изобретения.

В соответствии со ст.34 Патентного закона РФ поощрительное вознаграждение за создание изобретения является формой стимулирования его создания. Поощрительное вознаграждение выплачивается автору (авторам) изобретения, патент на которое выдан предприятию. Порядок выплаты поощрительного вознаграждения за служебное изобретение регламентирован пп. 1 и 3 постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 г. № 822 "О порядке применения на территории Российской Федерации некоторых положений законодательства бывшего СССР об изобретениях и промышленных образцах" и п.2 ст.8 Патентного закона РФ от 23 сентября 1992 г.

Согласно указанным нормативным актам поощрительное вознаграждение авторам служебных изобретений выплачивается в размере и на условиях, определяемых соглашением с патентообладателем (работодателем).

134

При недостижении соглашения применяются положения п.5 ст.32 Закона СССР "Об изобретениях в СССР", согласно которым размер поощрительного вознаграждения за изобретение (независимо от количества соавторов) должен составлять не менее сложившегося на момент выплаты поощрительного вознаграждения среднего месячного заработка работника данного предприятия. Максимальный размер поощрительного вознаграждения законодательством не ограничивается.

Поощрительное вознаграждение выплачивается автору (авторам) изобретения в месячный срок со дня получения предприятием (работодателем) или его правопреемником патента на это изобретение, оно не учитывается при последующих выплатах автору (авторам) вознаграждений за использование на самом предприятии либо других формах реализации.

В соответствии с п.2 ст.8 "Патентообладатель" Патентного закона РФ автор (авторы) изобретения, не являющийся патентообладателем, имеет право на вознаграждение за использование изобретения на данном предприятии, получившем патент. Выплата вознаграждения автору за использование изобретения осуществляется патентообладателем в течение срока действия патента и при наличии факта его использования. Размер и условия выплаты вознаграждения определяются соглашением между автором (авторами) изобретения и патентообладателем.

При отсутствии соглашения в соответствии с п.3 постановления Совета Министров — Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 822 применяются положения пп.1 и 3 ст. 32 Закона СССР "Об изобретениях в СССР".

Согласно указанным правовым нормам вознаграждение за использование изобретения в течение срока действия патента исчисляется исходя из прибыли, если при его использовании патентообладатель получает прибыль, либо из полной себестоимости продукции, выработанной с использованием изобретения, если при этом возникает положительный эффект.

В случае, если использование изобретения позволяет патентообладателю получать прибыль (доход), то размер авторского вознаграждения должен быть не менее 15% прибыли (доли прибыли, приходящейся на данное изобретение) или соответствующей части дохода, ежегодно получаемой патентообладателем от использования изобретения.

135

Вознаграждение за использование изобретения, полезный эффект которого не выражается в прибыли или доходе, исчисляется исходя из полной себестоимости (доли полной себестоимости) и выплачивается автору (авторам) в размере не менее 2% от суммы полной себестоимости (доли себестоимости) продукции (работ, услуг), приходящейся на данное изобретение.

Важно иметь в виду, что указанные проценты (15 и 2%) являются нижней (минимальной) границей размера авторского вознаграждения, максимальный размер которого не ограничен, поэтому фактические проценты выплаты авторского вознаграждения определяются предприятием-патентообладателем по согласованию с автором (авторами).

Вознаграждение выплачивается автору (авторам) не позднее трех месяцев после окончания каждого года, в котором использовалось изобретение. При несвоевременной выплате вознаграждения за использование изобретения предприятие-патентообладатель выплачивает автору (авторам) за каждый день просрочки выплаты пеню в размере 0,04% суммы, причитающейся к выплате.

При реализации лицензии, объектом которой является служебное изобретение, авторы имеют право на вознаграждение, размер которого определяется соглашением между автором (авторами) и патентообладателем. При отсутствии соглашения в соответствии с п.3 постановления Совета Министров — Правительства РФ от 14 августа 1993 г. № 822 применяются положения пп.1 и 3 ст. 32 Закона СССР "Об изобретениях в СССР".

В соответствии с перечисленными нормативными актами размер вознаграждения автора (авторов) должен составлять не менее 20% выручки от продажи лицензий без ограничения максимального размера вознаграждения. Вознаграждение автору (авторам) выплачивается не позднее трех месяцев после поступления выручки от продажи лицензии.

Аналогичным образом определяется порядок выплаты авторского вознаграждения при внесении прав на использование служебного изобретения в качестве вклада в уставные капиталы других организационно-правовых структур и в совместную деятельность (простое товарищество) без образования юридического лица.

Передача права на использование изобретения в перечисленных случаях также осуществляется на основе лицензионных договоров в соответствии с п.17 постановления Президиума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 "О

136

некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", который предполагает, что в качестве вклада в уставные капиталы других структур может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством.

В отдельных случаях, если размер авторского вознаграждения высок (более 40% от суммы выручки за продажу лицензии), следует предусмотреть авторское вознаграждение в лицензионном договоре, в этом случае автор получает авторское вознаграждение у лицензиата.

При определении в соглашении между автором (авторами) и предприятием-работодателем конкретных значений процентов от прибыли (дохода) следует иметь в виду, что в соответствии с п.2 ст.8 Патентного закона РФ в случае, если работник создал изобретение в связи с выполнением своих служебных обязанностей или полученного от работодателя конкретного задания и право на получение патента принадлежит работодателю, автор (авторы) могут рассчитывать на вознаграждение, соразмерное выгоде, которая получена при надлежащем использовании изобретения.

Определение долевого участия изобретения в прибыли (доходе) рекомендуется осуществлять в случаях, когда в объекте техники (технологии) используются несколько технических решений. Расчеты долевого участия изобретения производятся на основе фактических сведений о реализации такого объекта техники.

В случае невозможности выделения затрат и результатов, связанных непосредственно с созданием и использованием изобретения, доля прибыли и полной себестоимости определяется экспертным методом.

Необходимо также отметить, что расчеты долевого участия изобретения представляют собой соответствующие методические рекомендации, т.е. носят рекомендательный характер, а не нормативный. Законодательство не предусматривает обязательное использование того или другого методического подхода. Однако обязательным является определение соответствующей доли прибыли, приходящейся на изобретение, для определения соответствующих размеров вознаграждения.

137

Конкретные сроки выплаты вознаграждения предусматриваются договором (соглашением) между предприятием-патентообладателем и автором (авторами).

Поскольку форма оплаты законодательством не регламентируется, выплата авторских вознаграждений может осуществляться в форме уплаты единовременной суммы, периодических платежей или в форме комбинированных платежей, включающих первоначальный платеж и периодические платежи.

В случае совладения патентом на служебное изобретение несколькими предприятиями, которым согласно п.2 ст.8 Патентного закона РФ работодателем было передано право на получение патента, вознаграждение за использование изобретения выплачивается автору (авторам) на условиях отдельного соглашения с автором (авторами).

В соответствии со ст.31 "Рассмотрение споров в судебном порядке" Патентного закона РФ споры о выплате вознаграждения автору (авторам) изобретения работодателем решаются в судебном порядке. При этом следует иметь в виду, что согласно п.2 ст.5 "Льготы по уплате государственной пошлины" Федерального закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине" от 31 декабря 1995 г. № 226-Ф3" от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы — по спорам об авторстве, авторы — по искам, вытекающим из авторского права, из права на изобретение, а также из других прав на интеллектуальную собственность.

Компенсация, определяемая на договорной основе, выплачивается автору — патентообладателю изобретения, использующему изобретение в собственном производстве. Это происходит в случае, если работодатель в соответствии с п.2 ст.8 Патентного закона РФ в течение четырех месяцев со дня уведомления его автором о созданном изобретении не подает заявку в патентное ведомство, не переуступит право на подачу заявки другому лицу и не сообщит автору о сохранении соответствующего технического решения в тайне, а автор на основании предоставленных ему действующим законодательством прав подаст заявку и получит патент на свое имя.

Лицензионные платежи, размер которых, определенный Высшей патентной палатой (одновременно с определением пределов использования, сроков и порядка платежей), устанавливаются не ниже рыночной цены лицензии, выплачиваются патентообладателю, а в случае принудительной неисключительной лицензии на изобретение любому

138

лицу, обратившемуся в Высшую патентную палату с ходатайством при неиспользовании или недостаточном использовании патентообладателем объекта промышленной собственности (ст.10 Патентного закона РФ).

Открытая лицензия стимулируется уменьшением на 50% для патентообладателя пошлины за поддержание патента в силе с года, следующего за годом опубликования сведений о его заявлении в Патентное ведомство о предоставлении любому лицу права на использование объекта промышленной собственности (открытая лицензия).

Лицо, изъявившее желание использовать указанный объект промышленной собственности, обязано заключить с патентообладателем договор о платежах.

В интересах национальной безопасности Правительство РФ имеет право разрешить использование объекта промышленной собственности без согласия патентообладателя с выплатой ему соразмерной компенсации (п.4 ст.13 Патентного закона РФ). Споры о размере компенсации разрешаются Высшей патентной палатой.

Патентообладателю после получения патента выплачивается денежная компенсация физическим или юридическим лицом, использующим заявленное изобретение в период временной правовой охраны (со дня публикации сведений о заявке до дня публикации сведений о выдаче патента). Этот порядок регламентируется пп.1, 3, 4 ст.22 Патентного закона РФ.

6. Предложения по дополнению механизма материального

и морального поощрения авторов-создателей объектов промышленной собственности, лиц, содействующих изобретательству, и предприятий, использующих эти объекты

Меры по стимулированию изобретательства должны образовывать целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, стимулирующих изобретательскую и рационализаторскую деятельность, коммерциализацию изобретений как объектов права интеллектуальной, в т.ч. промышленной, собственности и инновационное предпринимательство в целом.

В зависимости от субъектов изобретательской деятельности, на которых направлено соответствующее воздействие, мероприятия можно

139

подразделить на непосредственно стимулирующие изобретателей, как создателей объектов промышленной собственности, а именно:

• мероприятия, направленные на стимулирование изобретательской деятельности наемных служащих, служебные обязанности которых включают изобретательство;

• мероприятия, направленные на стимулирование деятельности независимых изобретателей, или изобретателей, в круг служебных обязанностей которых не входит изобретательство вообще или в конкретной области в частности;

• и мероприятия косвенного стимулирования относительно юридических и физических лиц, содействующих изобретательству, включающие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• мероприятия, направленные на стимулирование предпринимателей, предприятий и организаций в сфере коммерческой реализации изобретений и других результатов интеллектуальной деятельности и, в конечном итоге, на стимулирование создания и производства продукции на базе изобретений, ноу-хау, полезных моделей и т.д.;

• мероприятия, направленные на стимулирование оказания изобретателям и правообладателям таких специфических услуг, как проведение патентных и маркетинговых исследований, юридическое представительство интересов перед патентным ведомством и судом, юридические и экономические консультации, услуги по аудиту, по оценке изобретений и инвестиционному проектированию.

К мероприятиям, непосредственно стимулирующим изобретательство, можно отнести урегулирование выплат авторского вознаграждения, льготное налогообложение доходов изобретателей, соблюдение регулярности выплат по лицензионным и другим договорам, снижение размеров патентных пошлин, моральные стимулы и другое.

Существенное значение для стимулирования изобретательства имеет моральное поощрение авторов. В связи с этим можно рекомендовать: присуждение специальных почетных званий, включение в члены изобретательских клубов, выдачу изобретателям удостоверений, грамот, медалей и других знаков отличия, публикации об авторах и созданных изобретениях в центральных, отраслевых или собственных печатных органах фирмы, присуждение изобретателям специального звания "Член научного общества предприятия", "Член изобретательского клуба", членство в которых призвано не заменить, а дополнить денежное

140

вознаграждение. Для получения звания "Член научного общества" и вступления в такой клуб служащему необходимо приобрести в компании устойчивую репутацию исследователя, имеющего успешные результаты в виде подачи заявок на изобретения, получения патентов, активного содействия научному и производственному процветанию фирмы.

Определенным моральным стимулом для изобретателей являются научные публикации. Можно предложить фирмам выплачивать специальное вознаграждение автору за принятую публикацию в печатном органе. В данном случае фирма может руководствоваться следующими соображениями: поскольку в публикациях служащих практически всегда содержатся сведения об участии компании в исследованиях, что повышает ее престиж в научном сообществе, у настоящих и будущих клиентов, то авторы таких публикаций заслуживают соразмерного вознаграждения. При этом важно, что научные и технические публикации являются весомой частью заслуг служащих-изобретателей, учитываемых при повышении их в должности в исследовательских корпорациях.

Можно рекомендовать предприятиям разработать и утвердить следующие документы по стимулированию авторов и лиц, содействующих изобретательству: положение о постоянно действующем конкурсе на лучший цех, отдел по изобретательской и рационализаторской работе; о присуждении категорий изобретателям; условия смотра работ по изобретательству; условия конкурса и условия присвоения утвержденного на предприятии звания.

Авторам изобретений, заявленных от имени предприятия и использовавшихся в течение года, целесообразно предоставлять право выбора времени очередного отпуска. Если же количество таких изобретений было не менее трех, то предоставлять еще и возможность получить льготную путевку к очередному отпуску. Когда экономия от использования в производстве новшества из расчета авторской доли в изобретении достигает значительной величины, его автора награждать Почетной грамотой и премировать.

Оценку труда изобретателей можно определять по балльной системе. Распределение суммы баллов между соавторами изобретения производить согласно их долевому участию. При подсчете учитывать количество полученных в течение года охранных документов на объекты промышленной собственности, их использование, а также полученный при этом экономический эффект. На оценку должно влиять и патентование изобретений за рубежом, и экспорт лицензий.

141

Изобретателям, набравшим определенное количество баллов, присваивать на год, соответственно 3, 2 и 1 категории. Заслуженный изобретатель предприятия должен иметь по итогам года не менее установленного количества баллов.

Присуждение категорий изобретателям предлагается совмещать с материальным стимулированием, т.е. сопровождать повышением заработной платы в виде ежемесячной надбавки, а также разовыми премиями. Если категория подтверждалась три года подряд, то изобретателей 3 и 2 категорий награждать Почетной грамотой, фамилию изобретателя 1 категории и заслуженного изобретателя заносить в "Книгу почета предприятия" и каждого из них премировать. Обладатель категории также имеет право выбора времени очередного отпуска.

Все решения о поощрении лучших новаторов рекомендуется всегда оглашать в торжественной обстановке, о творческих достижениях рассказывать по заводским средствам массовой информации.

Для работодателей служащих, в чьи служебные обязанности входит изобретательская деятельность, можно рекомендовать установление повышенного оклада по сравнению с другими группами персонала фирмы, как основную форму материального стимулирования. Автору, по изобретению, полезной модели, промышленному образцу которого, были выданы соответствующие охранные документы, премия по итогам года может увеличиваться, например, до 15%. За получение трех и более положительных решений в год эта прибавка может возрастать до 25%. Представляется также целесообразным в трудовых соглашениях, контрактах предусматривать дифференцированную компенсацию работнику за его работу в качестве наемного служащего и отдельно за его согласие уступить работодателю патенты на созданные изобретения.

При этом необходимо учитывать риск со стороны работодателя, который, выплачивая высокие оклады такого рода служащим, как бы авансирует им компенсацию за изобретения, которые могут быть ими созданы. Работодатель должен стремится создать благоприятные условия работы для изобретателей, обеспечивать им необходимые материальные, технические и информационные средства. При соблюдении указанных условий работодатель может предъявлять права на изобретения, созданные на деньги его фирмы и с ее помощью. В связи с этим "достаточная" компенсация изобретателям может не предполагать плату за изобретательскую деятельность, которая уже была оплачена созданием соответствующих условий.

142

Предлагается применять премирование лиц, создавших изобретение, не только в виде наличных выплат, но и в виде дивидендов по выданным акциям компании. При этом за награжденными служащими должно сохраняться право продажи или переуступки полученных акций. Путем включения изобретателей в число акционеров компании смогут проводить политику сближения интересов служащих и акционеров.

Существенные стимулы для изобретателей будут содержать поощрительные программы компаний, пытающихся поставить величину денежного вознаграждения в зависимость от получаемого экономического эффекта. Так, могут быть установлены нормативы выплат вознаграждения за изобретения в размере 10-25% от экономического эффекта в течение первого года его использования, а в случае особо важных — 10% и в следующем году использования изобретения. Если изобретение не создает экономии, а его ценность заключается, например, в повышении качества продукции, что в результате приводит к росту дохода предприятия, без увеличения ее цены, то вознаграждение может выплачиваться в зависимости от увеличения прибыли компании. При этом:

1) небольшое вознаграждение выплачивается изобретателю при подаче заявки на патент;

2) большее по размеру вознаграждение выплачивается изобретателю, когда на изобретение получен патент;

3) вознаграждение выплачивается изобретателю, если фирма использует его изобретение. Специальная комиссия оценивает изобретение и относит к одному из установленных разрядов (в соответствии с эффектом от его использования) с ежегодной выплатой вознаграждения от минимального до максимального размеров;

4) вознаграждение за проданную лицензию выплачивается ежегодно, а за обмен лицензиями — раз в пять лет;

5) особое вознаграждение выплачивается в случае, если изобретение принесло большой доход фирме.

С целью увязки вознаграждения служащих-изобретателей с ценностью созданных ими изобретений представляется важным для фирм стимулировать своих авторов, выплачивая им часть поступлений за продажу лицензий или патентов на созданные изобретения.

Дальновидный работодатель может предлагать изобретателю оказать помощь в использовании принадлежащих автору прав на изобретение от имени служащего с условием раздела выгод, которые поступят в

143

связи с выплатами роялти. Такая система несет в себе значительно более тесное финансовое сотрудничество изобретателя и его работодателя, последний выступает в данном случае в роли финансового управляющего и пользователя изобретения. В случае применения работодателем системы вознаграждения авторов, основанной на разделении выручки от лицензирования или продажи своих патентов, устанавливается, как правило, нисходящая шкала вознаграждения, максимально в размере 30-40% от первого платежа и 5-10% от всех сумм, полученных после 3-5 лет действия лицензии.

Целесообразно рекомендовать фирмам выплачивать вознаграждения даже за изобретения, которые непосредственно промышленно не используются. Речь идет о служебных изобретениях, на которые выданы блокирующие патенты, т.е. препятствующие реализации аналогичной продукции каким-либо конкурентом, а также о перспективных изобретениях. Фактически они приносят или могут принести предприятию дополнительный доход и, следовательно, являются полезными.

Премирование одних и тех же лиц может быть произведено по двум основаниям: как за содействие разработке изобретения, так и за содействие использованию этого же изобретения. Этот подход вполне оправдан, поскольку изобретение в процессе создания и использования проходит несколько этапов, участники которых не только могут, но и должны (для успешного нововведения) "курировать" новшество от ранних этапов до завершающих.

В то же время не должно существовать ограничение суммы премий за содействие разработке конкретного изобретения величиной выплаченного за это изобретение поощрительного вознаграждения, что являлось бы неоправданно сдерживающим инновационную активность фактором.

Представляется целесообразным создание таких структур, которые предоставляли бы изобретателю субсидии на всех этапах инновационного процесса, вплоть до сбыта продукции на рынке, путем предоставления из государственных средств или фондов, поддерживающих технический прогресс, финансовой помощи главным образом "рисковому бизнесу" — малым исследовательским фирмам и отдельным независимым ученым и изобретателям. При этом этапы вплоть до проведения испытаний могут финансироваться этой структурой в размере 25% затрат, а при внедрении — 50%. В ряду мероприятий государственной поддержки новых начинаний важное место должно занимать конкурсное финансирование разработки наиболее перспективных новаторских идей,

144

проводимое правительственными министерствами. Средства, получаемые за счет призовых наград, позволят покрыть 50-75% затрат на разработку и сбыт нововведения.

В ряду мероприятий, составляющих государственную систему стимулирования изобретательства, важное место принадлежит установлению льготного порядка уплаты пошлин в зависимости от важности изобретения и статуса изобретателя. В связи с этим целесообразно введение 50%-ного снижения пошлин для независимых изобретателей, некоммерческих организаций и малых фирм.

Пошлины за получение патента и поддержание его в силе могут быть отсрочены до истечения определенного срока со дня подачи заявки или на срок, не превышающий определенного количества лет со дня выдачи патента в случае, если у изобретателя возникают значительные трудности при оплате пошлин и он докажет свою нуждаемость. При решении вопроса об отсутствии средств у лица, подавшего ходатайство об отсрочке уплаты пошлины, во внимание следует принимать доход, который он получает или ожидает получить, его имущество, а также число лиц, о содержании которых он должен заботиться. На данный момент, несомненно, окажет стимулирующее воздействие снижение или же отмена патентных пошлин с одновременным повышением размеров пошлин для иностранных фирм-заявителей. Подобные льготы могут быть реализованы для изобретателей, чьи изобретения находятся в сфере наиболее перспективных направлений науки и техники. Например, ресурсосберегающие технологии, технологии по переработке радиоактивного топлива, а также решающие наиболее актуальные медицинские и экологические проблемы (при условии отказа от уступки прав на такие изобретения иностранным фирмам).

Необходимо распространить на выплаты изобретателям, производимым по условиям лицензионных и других договоров по передаче и использованию прав, действующий на данный момент режим льготного налогообложения авторского вознаграждения за служебные изобретения.

Предлагается также создавать и развивать структуры по коммерческой реализации изобретений с привлечением изобретателей к дальнейшей доработке (за соответствующее вознаграждение) их изобретений до стадии промышленного использования.

В качестве мероприятий, косвенно стимулирующих изобретательскую деятельность и направленных на использование плодов изобретательского творчества предпринимателями, предприятиями и организациями, можно назвать жизненно необходимое облегчение нало-

145

гового бремени в отношении предпринимателей и предприятий, использующих на законном основании изобретения в производстве с определенным коммерческим успехом. Наиболее эффективным может оказаться снижение ставки налога на прибыль не только на часть прибыли, полученной в результате применения изобретений, но и на всю прибыль в целом, полученную таким хозяйствующим субъектом. Свою роль может сыграть и освобождение от обложения НДС ряда платежей, связанных с изобретательством.

Правительство может оказывать помощь в проведении исследований преимущественно мелким и средним фирмам в виде частичной оплаты труда исследовательского персонала — в среднем до 40% соответствующего фонда заработной платы, а также путем прямого финансирования до 30-40% сметных затрат на НИОКР, осуществляемые по государственным заказам. Кроме того, нуждается в распространении практика предоставления им безвозмездных ссуд, достигающих 50% затрат на внедрение новшеств. Одним из эффективных стимулов, несомненно, является кредитование государственными и частными структурами соответствующих инновационных работ по сниженным процентным ставкам.

Также представляется существенно стимулирующим изобретательскую деятельность осуществление мер, способствующих эффективной защите прав на результаты интеллектуальной деятельности изобретателей.

Для эффективной охраны и защиты прав изобретателей, для введения в норму практики отчислений изобретателям части вознаграждений правообладателями или для соблюдения положений лицензионных договоров с изобретателями — правообладателями необходимо также предоставить изобретателям возможность контролировать (при помощи юристов и аудиторов) объемы производимой продукции с использованием их изобретений на отечественных и зарубежных предприятиях. Следовательно, необходимо создание таких условий, при которых предприятиям выгодно сообщать об использовании изобретения (например, введение в действие налоговых льгот для предприятия, отчитавшегося об использовании изобретения, с момента представления отчета об использовании), а также гибкого льготного налогового режима для патентных поверенных, адвокатов, аудиторов, специалистов по патентным исследованиям, работающих по заказам изобретателей. Соответствующие налоговые льготы для таких специалистов могут повлиять на сниже-

146

ние расценок их гонораров и позволят большему числу изобретателей обращаться за квалифицированной помощью.

Определенную стимулирующую роль в этом вопросе может сыграть установление для изобретателей и их представителей режима доступности к сведениям государственной статистической отчетности, касающимся использования изобретений и других объектов интеллектуальной собственности.

Вышеупомянутые меры предлагается сочетать с общими мерами по стимулированию реального сектора экономики (снижение налогообложения производства) и стабилизации финансовой сферы, с расширением масштабов инвестиционных конкурсов, развитием страхования инновационного предпринимательства и сферы информационных и консультационных услуг за доступные цены.

Следует отметить, что само по себе применение действующих на данный момент в России норм по порядку выплат вознаграждений может существенным образом стимулировать изобретателей на предприятиях, фирмах, организациях. Однако необходимо наладить механизм исполнения законодательных норм, обязательств и договоров. Предлагаемое выше дополнительное стимулирование изобретательской и, особенно, инновационной деятельности способно, на наш взгляд, кардинально улучшить инновационный "климат" и помочь в преодолении кризиса в экономике России.

Литература

1. Аксенова В.П. Структурные изменения в экономике зарубежных стран // Сборник научных трудов НИЭИ Госплана СССР. — М., 1986.

2. Андрощук г.А. Стимулирование инновационной деятельности в зарубежной практике // Вопросы изобретательства, 1989. — № 12. — С.53-56.

3. Диденко В.И. Практика морального и материального стимулирования изобретательства в производственном объединении // Вопросы изобретательства, 1984. — № 10. — С.44-45.

4. Дозорцев В.А. О мерах по развитию рынка интеллектуальных продуктов // Законодательство и экономика. — М., 1998. — № 7, 8.

5. Интеллектуальная собственность, 1998. — № 1. — С.62-63.

6. Конов Ю.П. Отвечаем на ваши вопросы // Патенты и лицензии, 1997. — № 6. — С.8-11.

147

7. Лынник Н.В. О материальном стимулировании изобретательства // Вопросы изобретательства, 1989. — № 11. — С.8-12.

8. Наука и техника современного капитализма. Социально-экономический справочник.

— М.: Мысль, 1987.

9. Озу К. Осуществление патентных операций в японской промышленности. — М.: ТПП СССР, 1982.

10. О материальном стимулировании освоения и внедрения изобретений // Изобретательство. Патентное дело. Патентная информация, 1991. — № 9. — С.21-22.

11. О результатах проверки практики премирования за содействие изобретательству и рационализации и мерах по совершенствованию этого премирования (постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 23.06.83 № 134) // Бюллетень Государственного комитета по труду и социальным вопросам. — М., 1983. — № 9. — С.3-6.

12. Патентное законодательство зарубежных стран. — М.: Прогресс, 1987.

13. Положение о премировании за содействие изобретательству и рационализации // Бюллетень Государственного комитета по труду и социальным вопросам. — М., 1983.

— № 9. — С.6-10.

14. Промышленность к концу 1997 года. Экономический обзор // Экономист, 1998. — № 2. — С.3-6.

15. Романова Т.И. Патентно-лицензионные операции и налог на добавленную стоимость // Патентная информация, 1995. — №4. — С.36-42.

16. Ткаченко А.Н. Венчурный бизнес в процессе создания и освоения изобретений // Вопросы изобретательства, 1988. — № 10. — С.57-62.

17. Торре-Аледо К.Г. Обзор практики налогообложения авторского вознаграждения в странах Латинской Америки // Бюллетень по авторскому праву. — М., 1994. — T.XXVII, № 2. — С.18-39.

18. Тыцкая г.И., Финкель Н.К. Правовое регулирование служебных изобретений за рубежом. — М.: ВНИИПИ, 1995.

19. Цачева Л. За паритет в обслуживании на изобретательство // Изобретательство и рационализаторство, 1987, — № 9. — С.23-25.

20. Bruinsma A. Academic capitalism at work // Les Nouvelles, 1986. — Vol.XXI, № 2. — P.109-110.

21. Brunsvold Brian G. Recent Developments in the Law relating to licensing // Les Nouvelles, 1986. — Vol.XXI, № 4. — P.203-204.

22. Business America, 9.06.86. — P.6.

23. Cooley R.B. An update: employee suggestion programs // Journal of the patent and trademark office society, 1987. — Vol.69, № 9. — P.503-519.

148

24. Duck So Han. The outcome of the technological development policy for the development of the economy of the Republic of Korea // Intellectual Property in Asia and the Pacific, 1986. — № 4. — P.6-31.

25. Fox M., Gadlar M.L., Robertson A.B. Finding outlets for Inven-tiveness // Industrial Property, 1982. — Vol.4, № 2. — P.66-69.

26. Gauh D. Betriebslibergang und Arbeitnehmererfindung // GRUR, 1990. — № 3. — S.163-168.

27. Journal of Japanese Group of AJPPJ, 1985. — Vol. 10. — P.7.

28. Masoye C. Copyright and taxation // Revue internationale du droit dAauteur, 1960. — January. — P.38, 40.

29. Miller Charles E., Zhang Hailing. The 1986 US Tax Law. Its ramification and impact on intellectual property activities // China Patents and Trademarks, 1987. — № 4. — P.77-79.

30. Nadudvary Z. As innovacio allami tamogatasanak fex iranyzatai a fejlett tokes orszagoklan // Ujitok Lapja, 1985. — № 19. — Old.6-7.

31. Shaojic C. PRC view of technology transfer // Les Nouvelles, 1986. — Vol.XX1, № 3. — P. 124-125.

32. Tresansky Y.O. Patents rights in federal employee inventions // Journal of the patent and trademark office society, 1985. — Vol.67, № 9. — P.451-488.

33. Vergutungsrichtslinien fur Arbeitnehmererfindungen // GRUR, 1983. — № 12. — S.723.

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.