Научная статья на тему 'Cравнительный анализ систем поощряющих выплат профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях Армении'

Cравнительный анализ систем поощряющих выплат профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях Армении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поощряющие выплаты / высшие учебные заведения / сравнительный анализ / научная деятельность / incentive payments / higher education institutions / comparative analysis / scientific activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанян Ивета Кареновна

В данной статье речь идет о том, педагогическая работа, будучи сложной и творческой работой, нуждается в многогранной системе оценки и поощрения. В настоящее время во многих университетах Армении применяется система поощрения работы профессорскопреподавательского состава за научное, преподавательско-воспитательную, общественную и административную деятельность. Но в существующих системах имеются некоторые недостатки и пробелы. В статье проанализированы реально используемые системы доплат и поощрения работы профессорско-преподавательского состава, выделены существующие проблемы и недостатки, а также сделаны выводы и предположения. Сравнительный анализ был проведен в четырех государственных высших учебных заведениях Армении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанян Ивета Кареновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of systems of incentive payments for faculty and teaching staff in higher educational institutions of Armenia

Teaching work, being a complex and creative work, needs a multifaceted system of evaluation and encouragement. Currently, many universities in Armenia apply a system of rewarding the work of teaching staff for scientific, teaching, social and administrative activities. However, there are some shortcomings and gaps in the existing systems. The article analyzes the actually used systems of additional payments and incentives for the work of teaching staff, and highlights existing problems and shortcomings. A comparative analysis was carried out in four higher educational institutions, state and interstate educational institutions of Armenia, and conclusions and assumptions were made.

Текст научной работы на тему «Cравнительный анализ систем поощряющих выплат профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях Армении»

Б01 10.24412/1829-0450-2024-1-35-45 УДК 331.225.3

Поступила: 26.03.2024г. Сдана на рецензию: 26.03.2024г. Подписана к печати: 10.04.2024г.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМ ПООЩРЯЮЩИХ ВЫПЛАТ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ АРМЕНИИ

И.К. Степанян

Российско-Армянский (Славянский) университет ivetastepanyan@gmail com ORCID: 0009-0006-9737-2338

АННОТАЦИЯ

В данной статье речь идет о том, педагогическая работа, будучи сложной и творческой работой, нуждается в многогранной системе оценки и поощрения. В настоящее время во многих университетах Армении применяется система поощрения работы профессорско-преподавательского состава за научное, преподавательско-воспи-тательную, общественную и административную деятельность. Но в существующих системах имеются некоторые недостатки и пробелы. В статье проанализированы реально используемые системы доплат и поощрения работы профессорско-преподавательского состава, выделены существующие проблемы и недостатки, а также сделаны выводы и предположения. Сравнительный анализ был проведен в четырех государственных высших учебных заведениях Армении. Ключевые слова: поощряющие выплаты, высшие учебные заведения, сравнительный анализ, научное деятельность.

Введение

Одной из ключевых предпосылок для создания качественной системы образования является высокая квалификация преподавателей. В этом контексте большое значение имеет выбор и использование правильной модели оплаты и стимулирование труда профессорско-преподавательского состава [1].

Научно-педагогическая деятельность, безусловно, относится к высокой интеллектуальной деятельности, которая не может быть стимулирована простым механизмом. Кроме базовой почасовой оплаты труда, необходимо разработать такую систему вознаграждения, которая будет учитывать как аудиторную, так и внеаудиторную, научную деятельность преподавателя.

По статистическим данным, в Армении в 2022-2023 учебном году функционировали 54 высшие государственные и негосударственные учебные заведения и 13 филиалов [2].

Согласно Закону РА «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», высшее учебное заведение самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры надбавок, доплат, поощрений и других средств материального стимулирования, а также ставки заработной платы всех категорий работников - в пределах имеющихся у него средств и предусмотренных для оплаты труда работников, без установления максимальных ставок заработной платы [3].

В целях обеспечения образовательной деятельности высшего учебного заведения, созданные с участием государства и иностранных государств, самостоятельно формируется фонд оплаты труда работников за счет средств, выделенных из государственного бюджета и полученных из других источников, что не запрещено законодательством Республики Армения [4].

Для сравнительного анализа мы взяли крупные государственные высшие учебные заведения Армении, в которых применяется система дополнительного поощрения профессорско-преподавательского состава и, как пример межгосударственного учебного заведения рассмотрели порядок оплаты труда в Американском университете Армении.

Основная часть

Рассмотрим порядок расчета и выплаты дополнительных премии, поощряющих научную деятельность профессорско-научных сотрудников Национального аграрного университета Армении.

Преподавательскому и научному персоналу выплачиваются надбавки за опубликованные статьи, монографии, учебники, учебные пособия, патенты на изобретения, участие в местных ив международных грантах [5].

Таблица 1. Список научных работ и размер доплаты в НАУА.

Наименование научной деятельности Размер доплаты в драмах

1. Статья опубликованная вуказанных списках БАК РА, БАК РФ, в периодических изданиях, входящих в международную базу научного цитирования РИНЦ 40.000

2. Статья опубликованная в периодических изданиях, входящих в базы данных Scopus, Web of Science. 100.000-200.000

3. Монография опубликованная в периодических изданиях, входящих в базы данных Scopus, Web of Science. 200.000

4. Учебники, учебные пособия 90.000

5. Патенты РА/ международные 55.000/150.000

6. Гранты РА/ международные 100.000/150.000

Источник: Составлен автором на базе данных «Порядок оценки и ранжирования годовой деятельности профессорско-преподавательского состава АГЭУ», 21.12.2022.

Так, например, доплата за статью, опубликованную в указанных списках ВАК РА, ВАК РФ, в периодических изданиях, входящих в международную базу научного цитирования РИНЦ, составляет 40.000 драмов, за статью, опубликованную в периодических изданиях, входящих в базы данных международной научной информации "Scopus", 'Web of Science", доплата составляет 100.000-200.000 драмов в зависимости от квартиля.

Плата за публикацию предоставляется после публикации, проверку и утверждение которой осуществляет отдел координации научных работ университета. Если научную статью публиковали в соавторстве, то дополнительная надбавка разделяется по количеству соавторов. За текучий календарный год размер доплат не может превысить 800.000 др. (включая налоги).

Как видим, система поощрительных премий, разработанная ААУ, очень проста, здесь не учитываются преподавательско-воспитательная деятельность, общественная и административная деятельность преподавателя. При такой системе сложно так же запланировать количество научных публикации и патентов, следовательно, и невозможно будет планирование фонда надбавок.

Изучим особенности организации работы и заработной платы в Ереванском государственном университете (ЕГУ). Согласно руководству по оценке годовой деятельности профессорско-преподавательского состава ЕГУ [6], который разработал центр обеспечения качества ЕГУ, ежегодная оценка профессорско-преподавательского состава является одним из основных механизмов внутреннего обеспечения качества и постоянного совершенствования. Оценивается основной профессорско-преподавательский состав ЕГУ, а также внутренние и внешние совместители, преподающие на почасовой основе.

Оценка профессорско-преподавательского состава осуществляется на основе оценки деятельности по каждому из трех основных направлений деятельности и обобщения этих результатов.

Направления деятельности, подлежащие к оценке:

• преподавательско-воспитательная деятельность;

• научные исследования и творческая деятельность;

• общественная и административная деятельность.

Оценка осуществляется тремя основными заинтересованными сторонами, участвующими в процессе: студентами, научными сотрудниками и непосредственным научным руководителем (заведующим кафедрой) с помощью критериев оценки, определенных для каждой категории, результаты которых затем обобщаются.

В конце каждого учебного года преподаватель заполняет годовой отчет самооценки установленной формы, подписывает его и передает заведующему кафедрой вместе с пакетом соответствующих подтверждающих документов.

Далее процесс оценки преподавателя осуществляется непосредственно руководителем и коллегами. Заведующий кафедрой под своим председательством формирует аттестационную комиссию в составе четырех человек. А для оценки деятельности заведующего кафедрой декан факультета образует комиссию, опять же в составе четырех человек. При этом оценка проводится с учетом данной категории преподавателей и с помощью стандартов и показателей, установленных для данной области.

Весовые коэффициенты оценки различаются в зависимости от категории и статуса преподавателя. Так, для основного профессорско-преподавательского состава удельный вес преподавания лектора составляет 80-100%, научных исследований - 0-20%, обслуживания - 0-5%, а в случае профессора -50-70%, 30-50, 0-15, соответственно. А при внутреннем совмещении устанавливается весовой коэффициент 50-75%, независимо от категории преподавателя.

Затем баллы, полученные в результате оценивания по трем основным направлениям деятельности преподавателя, умножаются на весовые коэффициенты оценки, определенные для данного преподавателя, и суммируются.

ЕБАЛЛ = Б.преп. х К1 + Б.исслед. х К2 + Б.услуг х К3, где

ЕБАЛЛ - сумма баллов;

Б.преп. - набранные баллы за преподавательско-воспитательную деятельность;

Б.исслед. - набранные баллы за научные исследования и творческую деятельность;

Б.услуг - набранные баллы за общественную и административную деятельность;

К1, К2, КЗ - весовые коэффициенты оценки.

Как видим, положение ЕГУ носит комплексный характер, в нем оцениваются три важных направления преподавательской деятельности, а весовые коэффициенты, установленные для оценок, так же дифференцированы по ученой степени и званию преподавателя.

Изучим особенности организации работы и заработной платы Государственного экономического университета Армении. Согласно коллективному договору вуза, работнику выплачивается базовый оклад за выполненную в вузе работу. Работодатель обязуется последовательно осуществлять меры в направлении повышения основной заработной платы работников в пределах возможностей, предусмотренных бюджетом университета (за счет государственного бюджета и внебюджетных фондов). Изменение размера базовой заработной платы предварительно обсуждается с профсоюзом [7].

Сотрудникам университета выплачиваются надбавки, премии, надбавки и льготы - в соответствии с трудовым законодательством Республики Армения.

В университете также определяется порядок оценки и рейтингования годовой деятельности профессорско-преподавательского состава, целями которого являются:

• оценка качества и эффективности профессорско-преподавательского состава университета;

• анализ удовлетворенности внутренних стейкхолдеров образовательной, исследовательской и иной деятельностью университета;

• содействие профессиональному росту профессорско-преподавательского состава;

• повышение степени заинтересованности профессорско-преподавательского состава и привлекательности работы в университете;

• повышение ответственности за деятельность профессорско-преподавательского состава;

• принятие решения о необходимости целевого обучения или усовершенствования, направленного на исправление выявленных пробелов и совершенствование деятельности.

Согласно ежегодной процедуре оценки и ранжирования профессорско-преподавательского состава АГЭУ, оценке педагогической деятельности подлежат следующие направления:

1. Учебная деятельность;

2. Научно-методическая деятельность;

3. Социальная и организационная деятельность [8].

Оценке подлежат как представители основного профессорско-преподавательского состава университета, так и внутренние и внешние совместители.

Оценка учебной деятельности преподавателя осуществляется на основании результатов аттестации непосредственного руководителя, заведующего кафедрой, на основании ежегодных результатов анкетирования студентов, и на основе мониторинга действий, определенных в системах UMS и Moodle, а также результаты текущего контроля за выполнение расписания.

Оценка научно-методической деятельности преподавателя производится по следующим пяти компонентам:

• Оценка участия в научных проектах по типу и по статусу.

• Оценка методической деятельности, например, участие в разработке новых образовательных программ, редактирование и издание учебного пособия, разработка и внедрение нового курса и его программы.

• Издания по типу, статусу, месту издания и языку.

• Доклады на конференциях и семинарах по видам.

• Научно-исследовательская или иная профессиональная деятельность: защита диссертаций, рецензирование и т.п.

Социальная и организационная активность преподавателя оценивается по двум компонентам:

• Работа в комитетах по уровням.

• Другая общественная деятельность: участие в процессах аккредитации вуза и его образовательных программ, ориентации абитуриентов и набора студентов, деятельность, направленная на повышение репутации вуза среди общественности, участие в программах международного обмена и т.д.

Оценка учебной деятельности (50% от общей оценки) включает в себя:

S Заведующий кафедрой оценивает годовую учебную деятельность преподавателя: она составляет 40% оценки учебной деятельности.

S Оценка действий, определенная в системах UMS и Moodle, составляет 20% оценки учебной деятельности.

S Оценка учащихся, которая составляет 40% оценки учебной деятельности.

S Оценка научно-исследовательской, методической, общественной и организационной деятельности (остальные 50% общего балла), включающая:

Оценка научно-методической деятельности составляет 40%;

Оценка общественной и организационной деятельности - 10%.

Результаты оценок разных оценщиков суммируются в один комплексный показатель. Баллы, полученные в результате оценивания по трем основным направлениям деятельности преподавателя, умножаются на весовые коэффициенты оценки и суммируются.

Академическая зарплата в Американском университете Армении определяется в зависимости от ученого звания, стажа работы по ученой степени и академических достижений. Несмотря на то, что заработная плата рассчитывается за девятимесячный учебный год, заработная плата выплачивается равномерно в течение 12-месячного периода. Преподаватель может распределить исследовательскую часть зарплаты между 3-мя летними месяцами в соотношении 1/3. Если размер вознаграждения за научно-исследовательскую работу известен на начало учебного года, он также может быть распределен равномерно на 12 месяцев [9].

Преподавателю, который также занимает административную должность, например, руководитель учебной программы, декан, заместитель декана, присваиваются баллы, соответствующие административной должности на теку-

щий учебный год. Кроме того, предполагается, что в летние месяцы сотрудник выполняет преимущественно административную работу. Таким образом, заработная плата таких сотрудников рассчитывается следующим образом:

AV=(Академическая зарплата)*(1+X/9) +Дополнительная плата, где

X - количество летних месяцев, необходимых для административной работы.

Размер пособия определяется проректором по согласованию с деканами и заместителями деканов. Однако размер вознаграждения, получаемого из всех источников, не может превышать 4/3 академического оклада и стипендии.

Для академических должностей - таких, как директор программы, заместитель декана и декан, расходы на учебный год, дополнительные расходы на оплату летней административной работы и стипендии предусматриваются из соответствующего программного бюджета.

Полученные извне гранты и программные бюджеты планируется использовать для оплаты за учебный год кредитов, дополнительной оплаты летней административной работы и премий директорам научно-исследовательских центров.

В Американском университете РА также есть правила для штатных преподавателей. Там определяется объем рабочей нагрузки, необходимый для наличия штатной должности, в зависимости от ученой степени и звания. Обычно учебный год в ААУ длится 9 месяцев.

В ААУ ППС занимается следующими видами деятельности:

• Обучение.

• Исследовательская работа.

• Административная работа.

• Консультация студентов.

• Руководство дипломными и научно-исследовательскими работами студентов.

• Сервисная работа в университете.

• Профессиональная сервисная работа.

• Работа на государственной службе.

• Профессиональный рост.

Поскольку основной задачей профессорско-преподавательского состава является преподавание, преподавательская нагрузка формируется на основе академических кредитов. Преподаватель, работающий полный рабочий день, должен набрать 18 академических кредитов за учебный год.

Преподаватели зарабатывают кредиты, преподавая на уровне бакалавриата или магистратуры по следующей формуле:

TCP = (кредиты курса) x коэффициент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где коэффициент определяется по формуле

коэффициент = 1 х (1+n х 0,015),

где n - количество студентов, превышающее 40 чел. на курсе.

Если количество студентов не достигает 40, n=0.

Если преподаватель преподает предмет, состоящий из нескольких частей на одном курсе, количество кредитов за вторую и третью части рассчитывается, исходя из n=0,8.

Обратите внимание, что полный балл дается за курс с наибольшим количеством студентов.

Профессора-сопреподаватели получают равные баллы. Например, предмет с 3 кредитами, преподаваемый на курсе из 30 студентов, дает 1,5 кредита на преподавателя.

Доценту, перешедшему на преподавательскую должность сразу после окончания учебы или имеющему небольшой опыт работы, на первом году работы может быть предоставлена сниженная преподавательская нагрузка в размере 12 кредитов за очную форму обучения, чтобы иметь свободное время для освоения учебной программы и проведения собственного исследования.

Преподаватель, набравший в текущем учебном году больше кредитов, чем требуется для очного обучения, может перенести свои дополнительные кредиты на следующий год, таким образом оставаясь на полной ставке с уменьшенной рабочей нагрузкой в следующем году. И, наоборот, если кредитов лектора недостаточно для очного обучения, он может восполнить дефицит в следующем году, набрав больше кредитов. Кафедра, обеспечивающая учебный процесс, следит за этими расчетами, производя соответствующие расчеты по каждому преподавателю [10].

Однако основная обязанность профессоров должна быть связана с университетом. Ни при каких обстоятельствах внешняя консультационная работа не может повлиять на качество и количество предоставляемых лектором услуг. При этом такие консультации имеют ограничение по времени - не более 1 дня в неделю. Преподавательский состав должен быть уверен, что такая работа не вызовет конфликта интересов вуза.

Заключение

Изучая системы стимулирования, действующие в вышеупомянутых высших учебных заведениях РА, можно сделать следующие выводы.

Система поощрительных стимулов, разработанная ААУ, довольно простая, линейная, однако не учитывает широкий спектр активностей преподавателя - таких, как преподавательско-воспитательская, общественная и административная деятельность. При использовании данной системы трудно также осуществить точное планирование количества научных публикаций и патентов, что приводит к неопределенности в планировании фонда поощрительных выплат.

Положения дополнительных стимулирующих выплат ЕГУ и АГЭУ носят комплексный характер, оценивают преподавательско-воспитательную деятельность, научно-исследовательскую и творческую деятельность, а также общественную и административную деятельность. Однако процедура оценки довольно-таки трудоемкая, и некоторые критерии оценки имеют субъективный характер, поскольку доказательной базы невозможно предоставить.

В Американском университете Армении, несмотря на то, что заработная плата рассчитывается за девятимесячный учебный год, заработная плата выплачивается равномерно в течение 12-месячного периода. Преподаватель может распределить исследовательскую часть зарплаты между 3-мя летними месяцами в соотношении 1/3. Если размер вознаграждения за научно-исследовательскую работу известен на начало учебного года, он также может быть распределен равномерно на 12 месяцев.

Подводя итоги исследования, следует отметить, что стимулирование работы профессорско-преподавательского состава чрезвычайно важно, но, к сожалению, оно работает не во всех вузах, а существующие модели имеют определенные недостатки, которые следует изучить более детально.

ЛИТЕРАТУРА

1. Степанян И.К. Анализ состояния оплаты труда профессорско-преподавательского состава в Республике Армения // Экономика счастья в формате ABLE: искусство, бизнес, право, экономика: материалы XIV Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 ноября 2018г.) / науч. ред. С.А. Маковкина; Уральский институт управления - филиал РАНХиГС. Екатеринбург, 2018. СС. 59-61. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42198131.

2. Официальный сайт Статистического комитета Армении. URL: https://armstat.am/am/.

3. ¿mjjmummh^ mqqmjj^h mqpmpmjj^h hmtfmjumpmh^ ^pn^hunpmqmum^num^mh U q^mm^mh mh&hm^mqU^ q^mm^mh qnp&nLhhnLpjnihp ^pm^nrnnq jpm^mphtp^ hm2^mp^tfmh U ^mptfmh ^mpq, hmurnmrn^mi 26.03.2024p.: URL: https://clck.ru/3ADfmo.

4. Там же.

5. Zm]murnmh^ ^trnm^mh mhmtumq^rnm^mh hmtfmjumpmh^ mphturnm^gm^mh ^mqüm^tp^nLpjnih, ^mjjtfmhmq^p, hmurnmrn^mb 20.10.2021: 4:

URL: https://asue.am/upload/files/documents/

H.K. CmenaHMH

6. fcpbmh^ qtrnrn^mh hmtfmjumpmh, Hpm^ m^mhn^tfmh ^thmpnh, fc^Z qmum-^num^mh ^mqtf^ mmpt^mh qnp&nLÜtnLpjmh qhmhmmtfmh qt^m^mp Atnhmp^:

tg 3, 5: URL: https://www.ysu.am/documents/337.

7. Zmjmummh^ qtrnm^mh mhmtumq^mm^mh hmtfmjumpmh^ mphtumm^gm^mh ^mqtfm^tp^nLpjnLh, ^n^h^m^^ ^mjümhmq^p, hmummm^mi 20.10.2021: tg 4:

8. URL: https://asue.am/upload/files/documents/

9. Zmjmummh^ qtrnm^mh mhmtumq^mm^mh hmtfmjumpmhnLtf m^mqttf^m^mh ^mqU^ mmpt^mh qnp&nLhtnLpjmh qhmhmmtfmh U ^mp^mh^m^nptfmh ^mpq, hmummm^mi 21.12.2022: tg 1: URL: https://asue.am/upload/files/scientific-board/

10. Faculty Workload, American University of Armenia, Policy Number: ACAD20140010. URL: https://policies.aua.am/policy/13.

11. Academic Salaries, American University of Armenia, Policy Number: HUMR20140018. URL: https://policies. aua.am/policy/12.

REFERENCES

1. Stepanyan I.K. Analysis of the wages of the professorial-teaching staff in the Republic of Armenia // The economics of happiness in the ABLE format: art, business, law, economics: materials of the XIV International Scientific and Practical Conference (Ekaterinburg, November 27-28, 2018) / scientific. ed. S.A. Makovkina; Ural Institute of Management -branch of RANEPA. Ekaterinburg, 2018. PP. 59-61. URL: https://www.elibrary.ru/i-tem.asp?id=42198131.

2. Official website of the Statistical Committee of Armenia. URL: https://armstat.am/am/.

3. Procedure for calculation and payment of additional fees encouraging the scientific activity of the professorial and scientific staff of the National Agrarian University of Armenia, approved on 26.03.2024. URL: https://clck.ru/3ADfmo.

4. The same.

5. Trade Union of the State University of Economics of Armenia, Collective Agreement, approved on 20.10.2021. P. 4. URL: https://asue.am/upload/files/documents/

6. Yerevan State University, Center for Quality Assurance, YSU faculty annual performance evaluation manual. P.P. 3, 5. URL: https://www.ysu.am/documents/337

7. Trade Union of the State University of Economics of Armenia, Collective Agreement, approved on 20.10.2021. P. 4. URL: https://asue.am/upload/files/documents/

8. Procedure for evaluation and ranking of the annual activity of the academic staff at the State University of Economics of Armenia, approved on 21.12.2022. P. 1. URL: https://as-ue.am/upload/files/scientific-board/

9. Faculty Workload, American University of Armenia, Policy Number: ACAD20140010. URL: https://policies.aua.am/policy/13.

10. Academic Salaries, American University of Armenia, Policy Number: HUMR20140018. URL: https://policies. aua.am/policy/12.

COMPARATIVE ANALYSIS OF SYSTEMS OF INCENTIVE PAYMENTS FOR FACULTY AND TEACHING STAFF IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF ARMENIA

I. Stepanyan

Russian-Armenian (Slavonic) University

ABSTRACT

Teaching work, being a complex and creative work, needs a multifaceted system of evaluation and encouragement. Currently, many universities in Armenia apply a system of rewarding the work of teaching staff for scientific, teaching, social and administrative activities. However, there are some shortcomings and gaps in the existing systems. The article analyzes the actually used systems of additional payments and incentives for the work of teaching staff, and highlights existing problems and shortcomings. A comparative analysis was carried out in four higher educational institutions, state and interstate educational institutions of Armenia, and conclusions and assumptions were made. Keywords: incentive payments, higher education institutions, comparative analysis, scientific activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.