Научная статья на тему 'COVID-19: РИСКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КАЗАХСТАНЕ'

COVID-19: РИСКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Пандемия / инновации / экономика / GII / инвестиции / кризис. / Pandemic / innovation / economy / GII / investment / crisis.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бекболатова Зерде Сакенкызы, Бекенова Жулдыз Турарбеккызы, Смагулова Гулжихан Советбековна

Шок на рынке труда Казахстана, вызванный как пандемией, так и мерами по смягчению последствий, имеет серьезные последствия для занятости, особенно в секторах, в которых работают низкоквалифицированные рабочие. Неравный доступ к качественному образованию, особенно во время изоляции, может негативно сказаться на развитии человеческого капитала для бедных. Обновленная информация об экономике страны включает в себя тщательный анализ экономических показателей страны, макроэкономической политики, воздействия пандемии COVID-19 и прогнозов о том, как крупнейшая экономика Центральной Азии будет смягчать потенциальные долгосрочные экономические последствия, связанные с пандемией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COVID-19: RISKS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN KAZAKHSTAN

The shock to the labor market in Kazakhstan, caused by both the pandemic and the mitigation measures, has serious implications for employment, especially in sectors in which low-skilled workers are employed. Unequal access to quality education, especially during periods of isolation, can negatively impact the development of human capital for the poor. The country's economic update includes a thorough analysis of the country's economic performance, macroeconomic policies, the impact of the COVID-19 pandemic and projections of how Central Asia's largest economy will mitigate the potential long-term economic impact associated with the pandemic.

Текст научной работы на тему «COVID-19: РИСКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КАЗАХСТАНЕ»

COVID-19: РИСКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КАЗАХСТАНЕ

COVID-19: RISKS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT IN KAZAKHSTAN

Бекболатова Зерде Сакенкызы, Магистрант, Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби

Бекенова Жулдыз Турарбеккызы, Магистрант, Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби

Научный руководитель: Смагулова Гулжихан Советбековна. к.э.н., доцент Казахский Национальный Университет им. Аль-Фараби

Bekbolatova Zerde Sakenkyzy, Master student, Kazakh National University named after Al-Farabi, Zerde.bekbolatova@mail.ru

Bekenova Zhuldyz Turarbekkyzy, Master student, Kazakh National University named after Al-Farabi, Zerde.bekbolatova@mail.ru

Scientific adviser: Smagulova Gulzhikhan Sovetbekovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kazakh National University named after Al-Farabi

Шок на рынке труда Казахстана, вызванный как пандемией, так и мерами по смягчению последствий, имеет серьезные последствия для занятости, особенно в секторах, в которых работают низкоквалифицированные рабочие. Неравный доступ к качественному образованию, особенно во время изоляции, может негативно сказаться на развитии человеческого капитала для бедных. Обновленная информация об экономике страны включает в себя тщательный анализ экономических показателей страны, макроэкономической политики, воздействия пандемии COVID-19 и прогнозов о том, как крупнейшая экономика

УДК 33

Аннотация

Центральной Азии будет смягчать потенциальные долгосрочные экономические последствия, связанные с пандемией.

Summary

The shock to the labor market in Kazakhstan, caused by both the pandemic and the mitigation measures, has serious implications for employment, especially in sectors in which low-skilled workers are employed. Unequal access to quality education, especially during periods of isolation, can negatively impact the development of human capital for the poor.

The country's economic update includes a thorough analysis of the country's economic performance, macroeconomic policies, the impact of the COVID-19 pandemic and projections of how Central Asia's largest economy will mitigate the potential long-term economic impact associated with the pandemic.

Ключевые слова: Пандемия, инновации, экономика, GII, инвестиции, кризис. Key words: Pandemic, innovation, economy, GII, investment, crisis.

Пандемия COVID-19 стала самым большим потрясением для экономики Казахстана почти за два десятилетия и уже оказывает крайне негативное влияние на рост. В то время как обвал цен на нефть в 2009 и 2015 годах привел к сокращению совокупного спроса и потрясению стабильности финансового сектора, нынешний кризис означает, что на сторону предложения в экономике также повлияла серия локдаунов. Эти меры, которые были необходимы для сдерживания пандемии, особенно разрушительны для предприятий, которые полагаются на физическое присутствие и личные транзакции. Правительство Казахстана быстро приняло меры по сдерживанию распространения COVID-19. После объявления чрезвычайного положения была создана государственная комиссия для координации усилий по борьбе с пандемией, введения карантинного контроля и оказания поддержки тем людям, чьи средства к существованию пострадали от коронавируса или чрезвычайных ограничений.

Официальные органы также представили пакет налоговых мер для оказания поддержки компаниям и домашним хозяйствам, пострадавшим от кризиса. Этот эффективный подход к борьбе с пандемией и улучшению доступа к услугам здравоохранения следует продолжать и укреплять. Но Казахстану также необходимы развертывание ресурсов и реформы для выхода из кризиса. Пакет стимулов может восстановить экономический рост только после того, как пандемия отступит. Таким образом, прогнозируется, что ВВП восстановится лишь на 2,5 процента в 2021 году [1].

Ожидается, что инфляционное давление сохранится до конца 2021 года, но замедлится по мере постепенного исчезновения эффекта снижения обменного курса. Инфляция в этом году останется выше целевого показателя центрального банка в 6 процентов после обесценивания тенге.

Затяжной кризис может привести к увеличению бедности и неравенства в Казахстане. По предварительным оценкам, уровень бедности за последние годы может вырасти с прогнозируемых 8,3 до 12,7 процента, что означает, что более 800 000 человек будут жить в бедности.

Рисунок-1: Уровень бедности в Казахстане

Несмотря на экономический рост на 2,3 процента в первом квартале 2020 года, нашей стране пришлось пережить спад экономической активности из-за падения

цен на сырьевые товары и торговли, а также мер по COVID-19. Экономический спад стал крупнейшим для Казахстана за последние два десятилетия. Потребительский спрос показал умеренный рост на 1,2 процента, что отражает растущую обеспокоенность по поводу COVID-19 и ограничительных мер. Ожидается, что инвестиции снизятся до 1,0 процента в год, в основном за счет текущих прямых иностранных инвестиций в нефтегазовую промышленность и жилищное строительство.

Почти 4 миллиона человек, потерявших работу из-за блокировки, из 18 миллионов населения страны дважды получали финансовую помощь в размере 42 500 тенге (100 долларов США), пока действовало чрезвычайное положение, и получат ее снова в условиях новых ограничений. Почти миллион человек, малообеспеченных и социально уязвимых людей с ограниченными возможностями, получат продуктовые корзины и предметы первой необходимости.

Правительство Казахстана быстро приняло меры по сдерживанию распространения COVID-19. После объявления чрезвычайного положения была создана государственная комиссия для координации усилий по борьбе с пандемией, введения карантинного контроля и оказания поддержки тем, чьи средства к существованию пострадали от коронавируса или чрезвычайных ограничений. Власти внедрили пакет налоговых льгот для оказания поддержки компаниям и домохозяйствам, пострадавшим от кризиса.

Эксперты Всемирного банка отметили, что такой эффективный и целостный подход следует продолжать и укреплять, и заявили, что трудно предсказать, в какой степени эти меры помогут защитить экономику. А также, необходимо выделить больше ресурсов для улучшения доступа и качества образования и здравоохранения.

Наличие среднесрочной программы реформ также может помочь мобилизовать ресурсы частного сектора и дать ему возможность лучше адаптироваться и реагировать на новые возможности.

В первом квартале 2020 года Казахстан продолжал получать положительный чистый приток капитала. Чистый приток прямых иностранных инвестиций составил 2,5 миллиарда долларов, или около 8 процентов ВВП, в течение первого квартала 2020 года, но несколько более медленными темпами по сравнению с тем же кварталом прошлого года. ПИИ в первом квартале 2020 года были в основном обусловлены осуществлением деятельности и реинвестированием доходов в горнодобывающий сектор. По мере того как казахстанские фирмы и правительство сокращали свои иностранные активы, на финансовом счете был зафиксирован чистый приток портфельного капитала в размере 0,5 миллиарда долларов [2].

Несмотря на то, что риск длительного глобального экономического спада сохраняется, Казахстану может быть выгодно потратить время на повышение эффективности государственного управления и услуг, включая более широкую оцифровку государственных услуг, улучшение налогового администрирования и механизм для обзора и перераспределения бюджетных ресурсов в сторону более эффективных государственных программ. Реформы в логистике, цифровых телекоммуникациях и финансовом секторе могут стимулировать рост частного сектора.

Инновации - это процесс, который начинается с идеи и приводит к трансформирующим тенденциям и созданию новых предприятий, которые могут стимулировать экономическое развитие страны. Для Казахстана инновации могут дать толчок развитию частного сектора, поскольку страна стремится к построению более диверсифицированной и конкурентоспособной экономики. Запущенный Министерством образования и науки Казахстана и Всемирным банком и основанный на впечатляющих достижениях Проекта коммерциализации технологий Банка за последние 12 лет, Проект стимулирования производственных инноваций (FPIP) способствует продвижению и развитию коммерческих инноваций в Казахстане путем

предоставления грантов предпринимателям и стартапам, стремящимся улучшить качество жизни людей.

Основная цель FPIP для Казахстана - продвижение высококачественных, актуальных для страны исследований и коммерциализация новых технологий. Хотя воздействие пандемии на научные и инновационные системы проявится со временем, есть положительные признаки расширения международного сотрудничества в области науки. В то же время существуют опасения по поводу срыва крупных исследовательских проектов и закрытия международных компаний в поисках инноваций.

Кризис СОУГО-19 уже стимулировал инновации во многих новых и традиционных секторах, таких как здравоохранение, образование, туризм и розничная торговля.

«Сейчас существуют реальные риски для международной открытости и сотрудничества в области инноваций. Сталкиваясь с беспрецедентными проблемами, будь то санитарные, экологические, экономические или социальные, миру необходимо объединить усилия и ресурсы для обеспечения непрерывного финансирования инноваций», - говорит исполнительный директор ШЗЕАО по глобальным индексам Бруно Ланвин [3]. Ключевой вопрос заключается в том, как экономические последствия кризиса COVID-19 повлияют на стартапы, венчурный капитал и другие традиционные источники финансирования инноваций. Многие правительства создают пакеты чрезвычайной помощи, чтобы смягчить последствия блокировки и столкнуться с надвигающейся рецессией. Но в GП 2020 рекомендуется, чтобы в последующих раундах поддержки были расставлены приоритеты, а затем расширена поддержка инноваций, особенно для небольших предприятий и стартапов, которые сталкиваются с препятствиями при доступе к пакетам спасательных услуг. Что такое GП?

Глобальный индекс инноваций 2020 (GII), 13-е издание в 2020 году, публикуется совместно Корнельским университетом, INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС, специализированное учреждение Организации Объединенных Наций) [4].

GII, публикуемый ежегодно с 2007 года, в настоящее время является ведущим инструментом сравнительного анализа для руководителей предприятий, политиков и других лиц, стремящихся получить представление о состоянии инноваций во всем мире. Политики, руководители предприятий и другие заинтересованные стороны используют GII для постоянной оценки прогресса. Исследование основано на опыте своих партнеров по знаниям: Конфедерации индийской промышленности, Dassault Systèmes - компании 3DEXPERIENCE и Национальной конфедерации промышленности (CNI) - Бразилия, а также Консультативного совета международных экспертов.

Ядро Отчета GII состоит из рейтинга инновационных возможностей и результатов мировой экономики. Признавая ключевую роль инноваций как движущей силы экономического роста и процветания, а также необходимость широкого видения инноваций, применимого к развитым и развивающимся экономикам, GII включает показатели, которые выходят за рамки традиционных показателей инноваций, такие как уровень исследований и развитие. Чтобы поддержать глобальную дискуссию об инновациях, направить политику и выявить передовой опыт, необходимы показатели для оценки инноваций и связанных с ними результатов политики. GII создает среду, в которой факторы инноваций постоянно оцениваются, включая следующие особенности: • 131 профиль экономики страны , включая данные, рейтинги, сильные и слабые стороны, 80 таблиц данных для показателей из более чем 30 международных государственных и частных источников, из которых 58 являются достоверными данными, 18 составных показателей и 4 вопроса для опросов.

• Прозрачная и воспроизводимая методология вычислений, включая 90% доверительные интервалы для каждого рейтинга индекса ^П, выходные и входные субиндексы), а также анализ факторов, влияющих на годовые изменения рейтингов

• GII 2020 рассчитывается как среднее значение двух субиндексов. Субиндекс затрат на инновации измеряет элементы национальной экономики, которые воплощают инновационную деятельность, сгруппированные по пяти компонентам: (1) институты, (2) человеческий капитал и исследования, (3) инфраструктура, (4) развитость рынка (5) бизнес. Субиндекс результатов инновационной деятельности отражает фактические свидетельства результатов инноваций, разделенных на два компонента: (6) результаты в области знаний и технологий и (7) результаты творчества.

Индекс подвергается независимой статистической проверке Объединенным исследовательским центром Европейской комиссии.

«Быстрое распространение коронавируса во всем мире требует свежего мышления, чтобы обеспечить общую победу над этой основной глобальной проблемой», - говорит Генеральный директор ВОИС Фрэнсис Гарри [5]. «Даже сейчас, когда мы все сталкиваемся с непосредственными человеческими и экономическими последствиями пандемии СОУГО-19, правительствам необходимо обеспечить, чтобы пакеты спасательных работ были ориентированы на будущее и поддерживали людей, исследовательские институты, компании и других лиц с инновационными и совместными новыми идеями для сообщения. В соответствующем ежегодном рейтинге мировых экономик по инновационному потенциалу и объему производства GП показывает годовую стабильность на вершине, но постепенное смещение на восток локуса инноваций как группы азиатских экономик, особенно Китая, Индии, Филиппины и Вьетнам -значительно продвинулись в рейтинге инноваций за эти годы. Швейцария, Швеция, США, Великобритания и Нидерланды возглавляют рейтинг инноваций, а вторая азиатская экономика - Республика Корея - впервые вошла в первую

десятку (Сингапур находится на 8-м месте). В топ-10 доминируют страны с высоким уровнем дохода.

Рисунок-2: рейтинг инноваций.

Ландшафт инноваций меняется. GII 2020 показывает, что география инноваций продолжает меняться. За прошедшие годы Индия, Китай, Филиппины и Вьетнам стали странами, добившимися наиболее значительного прогресса в рейтинге инноваций в GII с течением времени. Все четверо сейчас в топ-50. Страны с лучшими показателями в GII по-прежнему почти полностью принадлежат к группе с высоким уровнем дохода, при этом Китай (14-е место) остается единственной страной со средним уровнем дохода в 30-м рейтинге GII. За ним следует Малайзия (33-е место). Индия (48-е) и Филиппины (50-е) впервые попали в топ-50. Филиппины достигли своего лучшего рейтинга - в 2014 году они заняли 100-е место. Возглавляя группу с доходом ниже среднего, Вьетнам второй год подряд занимает 42-е место - с 71-го места в 2014 году. Индонезия (85-е место) присоединяется к первой десятке этой группы. Танзания возглавляет группу с низким доходом (88-е место) [6].

Страны с лучшими показателями в GII

2020 2014

0 20 40 60 80 100 120

■ Танзания ■ Вьетнам ■ Индия ■ Малайзия ■ Филиппины ■ Индонезия ■ Китай

Рисунок-3: Страны с лучшими показателями в GП

«Как показали Китай, Индия и Вьетнам, настойчивое стремление к инновациям со временем окупается», - говорит бывший декан и профессор менеджмента Корнельского университета Сумитра Датта [7]. GП использовался правительствами этих стран и другими мире, чтобы улучшить свои инновационные показатели. Каковы результаты GII 2020?

Кризис COVID-19 поразил инновационную среду в то время, когда инновации процветали. В 2018 году расходы на исследования и разработки (НИОКР) выросли на 5,2%, то есть значительно быстрее, чем рост мирового валового внутреннего продукта (ВВП), после сильного восстановления после финансового кризиса 2008-2009 годов. Венчурный капитал (ВК) и использование интеллектуальной собственности (ИС) были на рекордно высоком уровне.

В заключении статьи, у нас возникает вопрос «кто будет финансировать инновации?» Один из выводов GП заключается в том, что деньги для финансирования инновационных предприятий истощаются. Сделки венчурного капитала резко сокращаются в Северной Америке, Азии и Европе. Воздействие этого дефицита в финансировании инноваций будет неравномерным, при этом

негативные последствия будут сильнее ощущаться венчурными капиталистами на ранних стадиях, стартапами, интенсивно использующими НИОКР, и в странах, которые обычно не являются горячими точками венчурного капитала. Ниже указанные элементы инновационной инфраструктуры обеспечат интегрированную систему поддержки инноваций на всех этапах внедрения, что позволит:

Рисунок-4: элементы инновационной инфраструктуры которые обеспечивают систему поддержки инноваций.

Интеграционные процессы дают Казахстану возможность расширить свои рынки и увеличить свой инновационный потенциал. Конкурентное давление создает для казахстанских предприятий огромный стимул к инновациям. Чтобы в полной мере воспользоваться этими возможностями, необходимо принять эффективные меры политики для поддержки дальнейшей модернизации и диверсификации экономики.

Ученые верят в роль инноваций в повышении конкурентоспособности наций, обеспечении экономического роста, стимулировании социальных изменений и создании основы для будущего страны.

Литература

1. Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. [Электронный ресурс-Режим доступа: https://stat.gov.kz/

2. Приток прямых иностранных инвестиций. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://ranking.kz/

3. Горячая линия министерства здравоохранения РК [Электронный ресурс] -Режим доступа: https: //www.coronavirus2020.kz/

4. GII 2020: COVID-19 Pandemic's Expected Impact on Global Innovation; Annual Ranking Topped by Switzerland, Sweden, U.S., U.K. and Netherlands September 2, 2020

5. Ответ ВОИС на COVID-19 [Электронный ресурс]- Режим доступа: https: //www.wipo .int/

6. GII 2020: COVID-19 Pandemic's Expected Impact on Global Innovation;

7. Глобальный индекс инноваций 2020. Корнельский университет, INSEAD и Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO). Сумитра Дутта [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://ru.qaz.wiki/wiki/Soumitra_Dutta

Literature

1. Bureau of National Statistics of the Agency for Strategic Planning and Reforms of the Republic of Kazakhstan. [Electronic resource] - Access mode: https: //stat.gov.kz/

2. Inflow of foreign direct investment. [Electronic resource] - Access mode: http://ranking.kz/

3. Hotline of the Ministry of Health of the Republic of Kazakhstan [Electronic resource] - Access mode: https://www.coronavirus2020.kz/

4. GII 2020: COVID-19 Pandemic's Expected Impact on Global Innovation; Annual Ranking Topped by Switzerland, Sweden, U.S., U.K. and Netherlands September 2, 2020

5. WIPO's response to COVID-19 [Electronic resource] - Access mode: https: //www.wipo .int/

6. GII 2020: COVID-19 Pandemic's Expected Impact on Global Innovation;

7. Global Innovation Index 2020. Cornell University, INSEAD and the World Intellectual Property Organization (WIPO). Sumitra Dutta [Electronic resource] -Access mode: https://ru.qaz.wiki/wiki/Soumitra_Dutta

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.