Научная статья на тему 'COVID-19 – ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОМУ МИРОПОРЯДКУ'

COVID-19 – ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОМУ МИРОПОРЯДКУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные отношения / миропорядок / коронавирус / пандемия COVID-19 / системы здравоохранения / контроль над эпидемией / гуманитарная миссия / international relations / world order / coronavirus / COVID-19 pandemic / health systems / epidemic control / humanitarian mission
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «COVID-19 – ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОМУ МИРОПОРЯДКУ»

Хоперская Л.Л.

д.полит.н., профессор кафедры международных отношений, Киргизско-Российский Славянский университет, г.

Бишкек

larkhop@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2839-4884

Пшеничная Н.Ю.

д.м.н., профессор, заместитель директора по клинико-аналитической работе, ЦНИИ эпидемиологии

Роспотребнадзора

natalia-pshenichnaya@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2570-711X

COVID-19 - ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОМУ МИРОПОРЯДКУ

Ключевые слова: международные отношения, миропорядок, коронавирус, пандемия COVID-19, системы здравоохранения, контроль над эпидемией, гуманитарная миссия.

Keywords: international relations, world order, coronavirus, COVID-19 pandemic, health systems, epidemic control, humanitarian mission.

После распада социалистического лагеря и Советского Союза сложился миропорядок, который сотрудники Института национальных стратегических исследований при Пентагоне охарактеризовали как глобальную систему, включающую четыре группы стран, выделенных по критерию уровня демократии и развития рыночной экономики:

- западное демократическое ядро (the Western democratic core);

- государства с переходной экономикой (transition states), к которым относятся Россия, Китай и Индия;

- государства-изгои (rogue states), т.е. «государства-преступники», способные спровоцировать конфликт с США и их союзниками, к ним были отнесены Ирак и Северная Корея, изгоем «на полставки» была объявлена Сербия и в перспективе Иран;

- государства-неудачники, «несостоятельные, проблемные и неуспешные» государства (failing states). В эту группу вошло подавляющее большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки1.

Обязанность обеспечивать порядок в этой системе приняли на себя США, объявив о своем глобальном лидерстве, под которым «прежде всего, имеются в виду неоспоримая военная мощь и способность ее проекции в глобальном масштабе, доминирование в финансовой и экономической сферах (особенно в сфере инноваций), культурное доминирование и несопоставимые с другими участниками международных отношений возможности в информационной сфере»2.

Долгое время, несмотря на острую критику, эта концепция оставалась в силе, но в 2016 г. американский политолог Дж. Айкенберри признал, что «сегодня никто не подвергает сомнению тот факт, что богатство и власть смещаются с Севера и Запада на Восток и Юг, и старый мировой порядок, в котором доминировали США и Европа, сменяется новым, где все большую роль играют набирающие силу государства, не принадлежащие к Западу»3.

Многочисленные дискуссии на дипломатических и международных экспертных площадках были посвящены принципам нового мироустройства. Фактически, они являлись столкновением мнений о том, какие ценности должны лежать в основе современного общества - традиционные (семейные и религиозные) или постмодернистские либерально-демократические (приоритет прав меньшинств, ЛГБТ, трансгендеров, пропаганда однополых браков, религиозных сект и культов).

Но в 2020 г. пандемия COVID-19, оказав глубочайшее влияние на экономические, политические и культурные аспекты жизни населения всего мира, дала ответ на этот вопрос, выдвинув в качестве основных ценности жизни и здоровья и тем самым задав новые параметры выстраивания миропорядка.

Следует отметить, что на первом этапе развития пандемии здравоохранение подавляющего большинства стран оказалось не готово к быстрому росту числа больных с вирусной пневмонией. Социально уязвимые группы населения не обращались своевременно, в том числе и по материальным причинам, за медицинской помощью. К моменту объяв-

1 Strategic assessment 1999: priorities for a turbulent world / Institute for National Strategic Studies. - Washington (DC): National Defense University, Institute for National Strategic Studies, 1999. - P. 2-3. - https://play.google.com/ books/reader?id=TadsikSvbnwC &hl=ru&pg=GB S.PA2-3

2 Соловьев Э.Г. Возвращение истории - конец эры либерализма? // Международная жизнь. - М., 2015. - № 12. - С. 63-75. -https://interaffairs.ru/jauthor/material/1416

3 Айкенберри Дж. Будущее либерального мирового порядка / РСМД (9 августа 2016). - http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/

ления ВОЗ о пандемии СОУГО-19, состоявшегося 11 марта 2020 г.1, в мире уже было зарегистрировано более 150 000 случаев СОУШ-19 на территории 210 стран.

Но на втором этапе различные страны проявили разное отношение к эпидемии, в том числе и к регистрации случаев, а также применили отличающиеся подходы к противостоянию СОУШ-19. В зависимости от этого сегодня государства можно классифицировать по критерию способности противостоять пандемии, т.е. эффективно контролировать распространение инфекции в обществе, обеспечивать своих граждан надлежащим объемом и уровнем медицинской помощи.

В первую группу входят государства, способные самостоятельно, без внешней помощи обеспечить функционирование национальных систем здравоохранения. При этом практика показала, что ни уровень демократии, ни экономический потенциал, ни военная мощь не являются определяющими в достижении этой цели. В то же время существенными факторами являются «оказание взаимопомощи и углубление кооперации в области медицины и разработки

2

диагностических тестов и лекарственных препаратов» , «координация в деле противодействия распространению ко-ронавирусной инфекции»3, «взаимодействие профильных служб ШОС, ответственных за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия»4. Для характеристики стратегии противодействия пандемии государств этой группы целесообразно обратиться к опыту Китая и России.

В Китае в начале января 2020 г. эпидемия стала быстро набирать обороты, распространившись на все провинции республики и за ее пределы, достигнув максимума 4 февраля, когда в течение только одних суток диагноз был подтвержден у 3884 человек. 20 января новая коронавирусная инфекция была включена в обязательный отчет об инфекционных заболеваниях, которые могут являть собой чрезвычайную ситуацию в системе охраны здоровья в международном масштабе, и карантинных инфекционных заболеваниях пограничного уровня, в результате чего СОУГО-19 начал подвергаться мониторингу и карантину на транспортных узлах5. Это ознаменовало переход от первоначального частичного контроля к всестороннему принятию различных мер контроля в соответствии с законом. 23 января 2020 г. правительство КНР ввело строгие меры социального дистанцирования и ограничения движения сначала в Ухане, откуда началась эпидемия СОУГО-19, переросшая впоследствии в пандемию, а затем и в других регионах. Протоколы по диагностике и лечению, а также по профилактике и контролю над эпидемией были улучшены, а медицинские ресурсы, включая коечный фонд, медикаменты и средства индивидуальной защиты, усилены. Принятые меры практически незамедлительно сказались на эпидемической кривой, которая пошла вниз уже с начала февраля 2020 г.

На заключительном этапе мероприятия были сосредоточены на сокращении числа кластеров инфекции, достижении баланса между профилактикой и контролем эпидемии, включая тщательное, в том числе цифровое, отслеживание контактов, и устойчивым экономическим и социальным развитием, с единым командованием, высококвалифицированным руководством и реализацией политики, основанной на научных данных, а также мощной поддержкой общественных организаций, включая волонтерское движение. Подход, основанный на оценке риска, был принят с дифференцированными мерами профилактики и контроля для разных регионов. Все последовательно принятые меры в итоге позволили КНР 25 марта снять национальный карантин и практически через 2,5 месяца ликвидировать эпидемию.

Еще один пример сдерживания распространения эпидемии продемонстрировала Россия, которая полностью не закрывала границы ни с одной страной мира, в том числе с Китаем, вплоть до 27 марта. С конца января проводилось тестирование и тщательный мониторинг на протяжении инкубационного периода всех прибывающих из стран, где были зарегистрированы случаи локальной трансмиссии вируса. Это позволило нарастить мощности больниц, включая реанимационные койки, провести перепрофилирование стационаров и развертывание СОУГО-19-госпиталей, построить новые больницы из быстро возводимых конструкций, обучить медицинский персонал, разработать тест-системы и нарастить объемы их производства, начать разработку вакцин. Были введены ограничения на передвижения пожилых людей за пределами места проживания и обеспечена их социальная поддержка. После начала выявления случаев локальной передачи вируса с 16 марта во всех регионах страны стали вводиться ограничительные, а после регистрации роста таких случаев с 30 марта карантинные меры по всей стране. Это позволило предотвратить лавинообразный рост заболеваемости, в значительной мере снизив нагрузку на здравоохранение. Лишь 11 мая 2020 г., спустя более 2,5 инкубационных периодов с момента регистрации первой тысячи больных с СОУГО-19, страна вышла на пиковое значение по заболеваемости, при этом летальность составила 0,9%6.

Самодостаточные в борьбе с СОУГО-19 государства (Китай и Россия) использовали и продолжают использовать следующие ресурсы:

1 WHO Director-General's opening remarks at the media briefing on COVID-19 - 11 March 2020. - Geneva, 2020. - March. -https://www.who.int/dg/speeches/detail/

2 Состоялся телефонный разговор Владимира Путина с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином (19 марта 2020). - http://kremlin.ru/events/president/news/63038

3 Телефонный разговор с Премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху (6 апреля 2020). - http://kremlin.ru/events/ president/news/63156; О сотрудничестве с Турцией в борьбе с новой коронавирусной инфекцией (22.05.2020). - https://www.rospot rebnadzor. ru/about/info/ news/news_details.php?ELEMENT_ID=14520

4 О согласовании плана мероприятий по противодействию угрозам эпидемий на пространстве Шанхайской организации сотрудничества (17.06.2020). - https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14715

5 Fidler D.P., Gostin L.O. The new International Health Regulations: an historic development for international law and public health // The Journal of Law, Medicine & Ethics. 2006. - Vol. 34, N 1. - P. 85-94.

6 Здесь и далее статистические данные о случаях заражения коронавирусом и летальности (мировая статистика случаев заражения коронавирусом) взяты с сайта «Coronavirus (COVID-19)»: https://coronavirus-monitor.ru

- создание оперативных национального и региональных штабов в первые дни эпидемии и координация действий министерств и ведомств, вовлеченных в работу по ликвидации эпидемии СОУГО-19: в Китае - Министерства здравоохранения, Центра по контролю за заболеваемостью, Министерства науки и технологий, Министерства лесного хозяйства и природных ресурсов, Министерства внутренних дел, Министерства транспорта и связи и других министерств и ведомств, участвующих в работе по ликвидации эпидемии; в России - Министерства здравоохранения, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), Министерства науки и высшего образования, Министерства природных ресурсов и экологии, Министерства внутренних дел, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), Министерства транспорта и связи, Министерства промышленности и торговли;

- введение ограничительных мер с одновременной перезагрузкой всей системы здравоохранения: бесплатное оказание медицинской помощи пациентам с СОУГО-19 и обеспечение строжайших мер инфекционного контроля, многоуровневое отслеживание контактов с помощью 1Т-технологий, многократное наращивание мощности госпиталей, увеличение производства диагностических тест-систем и объемов тестирования, разработка и производство лекарственных препаратов и вакцин;

- обеспечение совместными усилиями министерств, средств массовой информации, социальных сетей и волонтерских движений беспрецедентной социальной мобилизации населения.

Вторую группу составляют государства, признающие недостаточность собственных ресурсов и открыто обращающиеся за помощью в борьбе против распространения коронавирусной инфекции к странам, обладающим необходимыми средствами. Отметим, что и в данном случае выработанные США критерии оценки государств и их принадлежность к «незападной стратегической идентичности» не оказали никакого влияния на решение обратиться к ним за помощью.

Так, руководство Италии в связи с крайне тяжелой эпидемиологической обстановкой (8 марта Италия вышла на первое место в мире по смертности зараженных коронавирусом) 11 марта обратилось с просьбой о помощи к председателю КНР Си Цзиньпину, а 21 марта - к президенту России В. Путину. 12 марта Китай направил группу из девяти человек, а также 30 тонн необходимых медицинских и защитных материалов, 22 марта ВКС России доставили в Италию восемь мобильных бригад российских военных медиков и около ста дезинфектологов, автомобильные комплексы аэрозольной дезинфекции транспорта и территории, а также медицинское оборудование.

С аналогичными просьбами о направлении гуманитарных миссий в целях противодействия распространению коронавирусной инфекции к России обратились президенты Сербии, Республики Сербской (Босния и Герцеговина), Казахстана, Киргизии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Ливана, Абхазии, Таджикистана, Молдавии.

За период пандемии Россия передала тест-системы и реагенты для проведения более миллиона определений в 33 страны всех регионов мира, в числе которых Иран, Туркмения, Вьетнам, Конго, Гвинея, Непал, Коста-Рика, Никарагуа, Палестина, Афганистан, Куба, Лаос, Доминика, Ливан, Сербия, Венесуэла, Египет, ЮАР. Но большая часть направлена в страны ЕАЭС и СНГ на безвозмездной основе. Аппараты для проведения тестирования были направлены в Донецкую и Луганскую народные республики1.

На платной основе российские тест-системы поставляются в Турцию, Грузию, Украину, Австрию, Бангладеш, Болгарию, Бразилию, Венгрию, Германию, Индию, Италию и Объединенные Арабские Эмираты. На рассмотрении находятся заявки на оказание поддержки от целого ряда стран Африки и Ближнего Востока, в том числе Йемена, Алжира, Египта, Катара, Кувейта, Ливана, Ливии, Мавритании, Марокко, Палестины, Сирии, Судана и Туниса2.

Китай выделил 2 млрд. долларов на помощь пострадавшим от коронавируса странам. С начала пандемии для борьбы с коронавирусом он предоставил гуманитарную помощь более чем 140 международным организациям и государствам, направил группы медиков в десятки стран и провел свыше 70 видеоконференций экспертов со 150 государствами и международными организациями3. Важность китайской помощи подчеркивали официальные лица обратившихся к Китаю стран - президент Сербии А. Вучич, премьер-министр Чехии А. Бабиш и министр иностранных дел Италии Л. Ди Майо.

Оказываемую Россией и Китаем помощь в форме гуманитарных миссий, поставок тест-систем и медицинского оборудования, проведения специализированных онлайн-консультаций государства второй группы рассматривают как элемент трансформации и модернизации национальных систем здравоохранения с целью адекватного и эффективного противостояния распространению пандемии СОУГО-19.

Третья группа - государства, отрицающие опасность пандемии и принципиально отказывающиеся от осуществления каких-либо специальных ограничительных мер под предлогом защиты своей экономики. Однако смертность их граждан находится на высоком и среднем уровне. Главный эпидемиолог Швеции А. Тегнелл признал, что выбранная стратегия привела к высокому числу жертв4 (смертность в конце апреля достигала 12%). Более того, Швеция, которая не останавливала экономику, пострадала из-за закрытия границ в связи с зависимостью собственной экономики от производства в других странах.

В Белоруссии с начала распространения коронавирусной инфекции также не вводилось чрезвычайное положение. Страна продолжила жить без карантина, но с соблюдением ряда профилактических мер. 2 июля президент Бело-

1 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Новости. -rospotrebnadzor.ru/about/info/news/

2 Как Россия помогает другим странам в борьбе с СОУГО (16 июля 2020). - https://www.for.kg/news-658558-ru.html

3 Байназаров Э. Грусть ответственности: Китай направил антивирусную помощь 140 странам (11 мая 2020). - https://iz.ru/1009034

4 Шведский синдром. К чему привел отказ Стокгольма от карантина? (04.06.2020). - https://aif.ru/health/coronavirus/

руссии А. Лукашенко заявил, что республике удалось выстоять и победить COVID-191, тем не менее, рост числа жертв SARS-CoV2 в республике продолжился (на 2.07.2020 - 412 чел., на 17.09.2020 - 767 чел.), на 17.09.2020 смертность составляла 1,03%.

По официальным данным правительства Туркменистана, подтвержденные случаи заражения коронавирусом в республике отсутствуют. В конце марта журналистам запретили употреблять слово «коронавирус» в публикациях, его исключили из специальной брошюры, которую Министерство здравоохранения республики рассылало в учебные заведения, больницы и на рабочие места2. Однако в середине июля Консультативно-техническая миссия ВОЗ выразила обеспокоенность информацией о росте случаев заболевания пневмонией в Туркменистане. Накануне прибытия миссии ВОЗ в республику там был введен масочный режим, ограничено автобусное и железнодорожное сообщение, создана общенациональная многосекторальная рабочая группа по COVID-19, утвержден план готовности и реагирования в связи с новой коронавирусной инфекцией и подготовлено руководство по профилактике, диагностике и лечению этого вируса.

Обобщение опыта государств, которые проводят стратегию, основанную на том, что «чудовищные экономические последствия карантина намного превосходят условный выигрыш в медицинском плане», показало, что данная стратегия себя не оправдала. Этот вывод имеет особое значение в контексте распространения в отдельных СМИ и соцсетях информации о том, что ВОЗ якобы «призывает правительства государств больше не вводить карантин в связи с пандемией коронавируса при второй и всех последующих волнах COVID-19»3. Напротив, как отмечает сайт STOPFAKE, «ВОЗ по-прежнему подчеркивает, насколько важным является соблюдение всех рекомендуемых мер безопасности для нераспространения SARS-CoV-2, в том числе карантина и самоизоляции»4.

Четвертая группа - государства, декларирующие самодостаточность в борьбе с коронавирусом, но объективно демонстрирующие самые высокие показатели заболеваемости и смертности от коронавирусной инфекции, прежде всего США (по данным на 17.09.2020, США является мировым лидером по заболеваемости - 6 828 301 чел., летальность - 2,95%).

Для политических и бизнес-элит США противодействие пандемии коронавируса является одним из инструментов внутриполитической борьбы, выражения внешнеполитических амбиций и сохранения стремительно ухудшающегося геополитического статуса. Исследователи из Университета Сиэтла (штат Вашингтон) показали, что в США определяющим фактором введения ограничительных мер с целью нераспространения или снижения темпов распространения COVID-19 является политическая принадлежность губернатора штата: губернаторы-республиканцы на начальном этапе эпидемии в среднем на 2,7 дня позже вводили в своих штатах ограничительные меры, что непосредственно влияло на число зараженных5. Этот факт активно используется в качестве аргумента в предвыборной гонке за президентский пост в США.

О том, что высшее руководство страны и его оппоненты не собираются решать проблемы по организации «комплексного реагирования и смягчать influenza-pandemic в целях спасения американских жизней», свидетельствуют выводы и рекомендации Министерства здравоохранения США, сделанные по результатам состоявшихся в 2019 г. учений «Багровая инфекция» (Crimson Contagion)6. Основными недостатками в отчете названы законодательная неопределенность ролей и обязанностей и плохая координация действий федеральных и местных органов власти, Департамента здравоохранения и Федерального агентства по управлению в чрезвычайных ситуациях; проблемы с запросом и распределением ресурсов; низкий объем тестирования и проблемы со специфичностью тест-систем в первый месяц после начала активной циркуляции вируса на территории страны; нехватка медицинских и вспомогательных средств; разная степень разработки и внедрения антикризисных стандартов помощи, вплоть до отсутствия стандартов.

Сходная ситуация - о чем свидетельствует статистика - наблюдается и в других странах «западного демократического ядра», где летальность на 26 августа 2020 г. составляла: в Великобритании - 14,25%, в Италии - 13,58%, во Франции - 12,5%, в Бельгии - 12,13%, в Венгрии - 11,78%, в Нидерландах - 9,19%. Причем попытки руководства таких стран, как Италия или Венгрия, принять чрезвычайные меры для защиты своих граждан от распространения пандемии встречают активное сопротивление не только со стороны внутренней оппозиции и некоторых неправительственных (при этом зависящих от крупных корпораций) организаций7, но и бюрократов из Евросоюза. Так, президент Европейского парламента Д. Сассоли заявил, что «никому нельзя позволить использовать эту пандемию для подрыва наших свобод»8.

Вместо принципиальной реорганизации национальных систем здравоохранения либеральные демократы западных стран сосредоточены на поисках всяческих способов дискредитации опыта Китая и России в борьбе с COVID-19.

1 Лукашенко объявил о победе над коронавирусом в Белоруссии (2 июля 2020). - https://www.interfax.ru/world/715592

2 Туркмения запретила слово «коронавирус» (31 марта 2020). - https://lenta.ru/news/2020/03/31/ih_borba/

3 Музычук А. ВОЗ призывает больше не вводить карантин (17.08.2020). - https://www.medikforum.ru/medicine/102964

4 Манипуляция: ВОЗ призвала страны больше не вводить карантин (18 августа 2020). - https://www.stopfake.org/ru/

5 Christopher A., Kenya A., Bang-Jensen B. Pandemic Politics: Timing State-Level Social Distancing Responses to COVID-19. -https://faculty.washington.edu/cadolph/papers/AABFW2020.pdf

6 Crimson Contagion 2019 Functional Exercise Draft. After-Action Report. October 2019. - P. 46. - https://int.nyt.com/data/ documenthelper/6824-2019-10-key-findings-and-after/05bd797500ea55be0724/optimized/full.pdf#page=1

7 Hungary's PM wins emergency powers to fight coronavirus (March 30, 2020). - https://www.reuters.com/article/us-health-coronavirus-hungary-law/

8 Statement by European Parliament President David Sassoli on the Hungarian emergency law (31.03.2020). - https://europarl. europa.eu/the-president/en/newsroom/sassoli-on-hungary-parliaments-must-remain-open-and-the-press-must-remain-free-1

В пропагандистской кампании с обвинениями Китая в распространении инфекции коронавируса и использовании китайской помощи другим странам в период пандемии как элемента информационно-политического наступления Китая на Запад тон задают США1. Так, в начале мая 2020 г. на рассмотрение конгресса США был внесен законопроект о санкциях против КНР под названием «Об ответственности за COVID-19». США также обвинили Китай в попытках украсть американские разработки вакцины против коронавируса. Президент США Д. Трамп каждый раз, говоря о ко-ронавирусе, называет его либо «китайским», либо «уханьским».

В очернении России особой активностью отличается Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям (East Stratum Task Force), созданная в 2015 г. Европейской службой внешнеполитической деятельности на основании принятого Европейским союзом решения о необходимости «противостоять продолжающимся дезинформационным кампаниям со стороны России»2.

East StratCom создан специальный сайт Eu vs Disinformation, где отдельные публикации, размещенные в международном информационном пространстве, определяются как «обеспечивающие частичное, искаженное или ложное изображение действительности и распространяющие ключевые прокремлевские сообщения»3. К ним отнесены публикации, в которых рассматривается и положительно оценивается роль помощи России в первую очередь Италии, а также другим странам в борьбе с коронавирусом. В частности, дезинформацией считается фиксация фактов, правда, резюмированная в стиле East StratCom: «ЕС не поддержал Италию. На севере уезда просто ужасная ситуация, люди умирали, не получая никакой помощи. Здесь мы видим благородные поступки Президента России, приславшего военных врачей, вирусологов, огромное количество медицинского оборудования, аппаратов ИВЛ. Глобальная эпидемия показала необходимость международного сотрудничества, и Россия оказала гуманитарную помощь наиболее страдающим странам»4. В «опровержении» тоже представлены факты: о программе помощи Италии со стороны Евроко-миссии, об инвестиционной инициативе Европейского союза и программе покупки активов Европейского центрального банка, о приеме итальянских больных немецкими больницами. Только вот российская помощь поступила 22 марта, а европейская значительно позже.

С нашей точки зрения, настоящей дезинформацией стала кампания, развернутая итальянским медиа-конгломератом GEDI Gruppo Editoriale SpA в своих печатных и Интернет-изданиях la Repubblica и la Stampa против российской гуманитарной акции на севере Италии.

La Stampa через три дня после прибытия российской миссии 25 марта 2020 г. заявила, что 80% поставленной в Италию из России техники якобы не помогут в борьбе с коронавирусом, и что Москва, оказывая помощь Италии, «удовлетворяет свои политические амбиции»5, что расквартирование российских военных в гостевом доме итальянской армии вызывает опасения российской «оккупации» Италии6.

La Repubblica 28 апреля отметила, что «правительство намерено не продлевать экспедицию, которую использует путинская пропаганда против ЕС и НАТО. В регионах отрицают, что просили помощи у солдат из Москвы»7. 6 мая она подвела итог: «... присутствие российской бригады, спонсируемой российской пропагандой, вызвало немало недоумений»8.

В то же время другие издания сообщили, что президент региона Ломбардия А. Фонтана «на церемонии прощания поблагодарил российскую делегацию: "Спасибо врачам, медсестрам, дезинфицирующим средствам, всем людям, которые были частью этой бригады. Вы прибыли в один из самых сложных моментов в истории последних 80 лет нашего региона и города Бергамо в частности"»9, что министр обороны Италии Л. Герини позвонил министру обороны России С. Шойгу, чтобы поблагодарить его за своевременную и эффективную поддержку, оказанную Италии с первых недель кризиса, в частности, за «профессиональную работу 8 российских медицинских бригад, работающих в полевом госпитале Бергамо, одном из мест, наиболее пострадавших от пандемии. Поблагодарить за восстановительные мероприятия, проводимые Вашей командой вместе с нашими военными из седьмого полка ядерной, биологической и химической защиты "Кремона", которые получили искреннюю признательность местных жителей провинций Бергамо и Брешиа»10.

1 Пироженко В. Антикитайская кампания в США приобретает разнузданный характер (22.05.2020). - http://politanalyse.com/ 2020/05/22/

2 European Council meeting (19 and 20 March 2015) - Conclusions. - https://www.eesc.europa.eu/resources/docs/european-council-conclusions-19-20-march-2015-en.pdf

3 EUvsDISINFO. - https://euvsdisinfo.eu/disinformation-cases/7disinfo_ keywords%5B%5D=106935&date

4 Disinfo: the eu did not give any Attention and Support to Italy, where People were dying without any Help (06/07/2020). -https://euvsdisinfo.eu/report/

5 Coronavirus, la telefonata Conte-Putin agita il governo: «Più che aiuti arrivano militari russi in Italia» (25 Marzo 2020). -Lastampa.it/topnews/primo-piano/2020/03/25/news/

6 Militari di Mosca acquartierati nella foresteria dell'esercito italiano, i timori di un' «occupazione» russa in Italia. - https://www. lastampa.it/topnews/primo-piano/2020/03/25/news/

7 Russi? No, grazie. La missione militare verso la conclusion (28 Aprile 2020). - https://rep.repubblica.it/pwa/generale/2020/04/ 28/news/

8 Ministro russo della Difesa: «I nostri medici militari lasceranno l'Italia domain». - https://www.repubblica.it/esteri/2020/05/06/ news/medici_russi_ italia_domani-2558341

9 Coronavirus, Bergamo saluta i medici militari russi: «Grazie per quel che avete fatto» - Cronaca (7 мая 2020). - https://www. ilgiorno.it/bergamo/cronaca/medici-militari-russi-1.5139306

10 Specialisti militari russi lasciano Bergamo. Il saluto dei medici: «Buona fortuna Italia». Il grazie del Governo e della Reglione Lombardia (05/07/2020). - http://www.farodiroma.it/

В интервью BBC News глава правительства Италии Дж. Конте назвал оскорбительными намеки на политическую подоплеку российской помощи Италии, заявив: «Меня глубоко обижает эта самая настоящая инсинуация. Это оскорбление в адрес итальянского правительства, а также в адрес (президента России) Владимира Путина, который никогда не помышлял использовать это (помощь) в качестве рычага»1. Журналист К. Мейер возмутился тем, что

«русские солдаты, которые 75 лет спустя снова пожертвовали своей жизнью, чтобы спасти нас от COVID-19, атакова-

2

ны ложью» .

Чтобы понять причину таких противоположных оценок российской помощи, следует учесть, что GEDI Gruppo, курирующая национальные газеты la Repubblica и la Stampa, а также местные периодические издания на севере Италии, ряд радиостанций и телеканалов, находится под управлением холдинга CIR Group (Compagnie Industriali Riunite), который одновременно контролирует компанию KOS, работающую в сфере социального здравоохранения и оказания медицинских услуг и являющуюся ведущим оператором частных пансионатов для престарелых в Италии3.

В Италии в подчинении KOS находятся 53 дома престарелых, 16 реабилитационных центров, 13 психиатрических лечебниц и 7 психиатрических клиник и 2 больницы всего на 8700 коек4. Именно там работали российские военные медики и дезинфектологи, не только выполнив свои прямые обязанности, но и оказав непосредственное влияние на репутацию KOS, а следовательно, на репутацию промышленного холдинга CIR Group, который в первой половине 2020 г. понес «убыток в размере 30,4 млн евро после прибыли в 1,6 млн. евро в первой половине 2019 г.»5.

Казалось бы, дальнейшие комментарии излишни, но журнал Strade, позиционирующий желание «внести свой вклад в распространение принципов рациональности, здравого смысла и индивидуальной свободы, противостоящих страху, безразличию и корпоративным интересам»6, в аналитической статье «"Из России с любовью". Гибридная война и стратегия хаоса на COVID-19» утверждает, что российские медики прибыли «для проведения разведывательных и пропагандистских операций, замаскированных под меры по оказанию медицинской и/или гуманитарной помощи»7.

Стремление дискредитировать Россию так велико, что западные СМИ не ограничиваются только «своей» аудиторией, а активно продвигают антироссийские установки и на территории постсоветских государств, которым Россия и ее союзники оказывают гуманитарную помощь. Один из ярких примеров - Киргизская Республика. На помощь этому государству, оказавшемуся в трудной ситуации летом 2020 г., пришли Россия, КНР, Казахстан и Узбекистан, приславшие специалистов, средства индивидуальной защиты, препараты, аппараты ИВЛ, диагностические тест-системы.

Дело в том, что в Киргизии с 22 марта по 10 мая действовал режим чрезвычайной ситуации (с 25 марта - чрезвычайного положения), введенный в связи с COVID-19. Режим ЧП в стране был отменен 11 мая, но после митинга, состоявшегося в Бишкеке 29 июня, начался резкий рост официальной заболеваемости. Это побудило президента КР С. Жээнбекова 3 июля 2020 г. обратиться за помощью к президенту России В. Путину. В рамках оказания гуманитарной помощи 23 июля в республику прибыла группа медиков из России, в состав которой вошли врачи-хирурги, кардиологи, терапевты, педиатры, анестезиологи-реаниматологи, инфекционисты, специалисты с опытом диагностики и лечения COVID-19.

В течение месяца российские медики работали в «красных зонах» больниц во всех областях КР, помимо этого программа их пребывания включала обучение врачей соблюдению правил биологической защиты и противоэпидемического режима, участие в совещаниях по стабилизации эпидемиологической ситуации в стране, предложение рекомендаций по внесению изменений в клинические протоколы лечения больных. При этом Минздрав КР «абсолютно самостоятельно определялся и с протоколами, и с клиническими рекомендациями, и всем остальным»8. По завершении гуманитарной миссии 15 августа благодарность российским врачам выразили президент КР, депутаты Жогорку Кенеша, представители правительства КР, а также гражданские активисты.

Однако на сайте радио «Азаттык» - киргизской службе медиакорпорации «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (РСЕ/РС) - появилась статья, центральная идея которой - в условиях коронавируса «граждане вынуждены защищать кыргызскую государственность»9. Для поддержки своей позиции ее автор обращается к ссылкам на уже упоминавшуюся la Stampa, которая, по его мнению, «опубликовала впечатляющие факты, свидетельствующие о том, насколько полезна была для Италии широко разрекламированная иностранная помощь одной из постсоветских стран, что эта помощь из себя представляла и какие преследовала цели».

Формами покушения на суверенное государство автор считает «бездумное вхождение Кыргызстана в Евразийский экономический союз в 2015 году», просьбу властей КР о помощи, а также давление, якобы оказываемое Россией на Министерство здравоохранения КР, с целью приобретения непроверенных препаратов для лечения коронавируса.

1 The Coronavirus Pandemic: An Interview with Italy's Prime Minister (9 Apr 2020). - https://www.bbc.co.uk/programmes/ m000hp4v

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Quei militari russi che 75 anni dopo hanno offerto di nuovo la vita per liberarci dal Covid 19. Attaccati con falsita (05/08/2020). -http://www.farodiroma.it/

3 Our History. - https://www.cirgroup.it/en/our-history/

4 KOS in a nutshell. - https://www.kosgroup.com/eng/profile/kos-in-a-nutshell/

5 CIR: results for first half 2020 (July 31 2020). - https://www.cirgroup.it/en/press-releases/cir-results-for-first-half-2020/

6 Chi siamo. - https://www.stradeonline.it/chi-siamo#

7 Massimiliano Di Pasquale 'Dalla Russia con amore'. Guerra ibrida e strategia del caos sul Covid-19 (18 апреля 2020). - https:// www.stradeonline.it/diritto-e-liberta/4181

8 Бенгард А. Российские медики о героизме кыргызстанских коллег в борьбе с коронавирусом (31 июля 2020). - https://24. kg/obschestvo/161278_

9 Исмаилов М. Граждане вынуждены защищать кыргызскую государственность (7 августа 2020). - https://rus.azattyk.org/a/ 30771201.html

В «Фейсбуке» на странице группы «За развитый и многонациональный Кыргызстан» было отмечено, что некоторые представители НПО-сектора начали полномасштабную кампанию против помощи России в борьбе с коронави-русной инфекцией в Киргизской Республике, направляя все свои усилия на то, чтобы не допустить на фармацевтический рынок Киргизии российские препараты, которые они считают бесполезными или, того хуже, опасными. Доказательная медицина, в которой апеллируют защитники «кыргызской государственности», на деле используется как маркетинговый инструмент и инструмент антироссийской пропаганды.

Причины попыток дискредитировать российских медиков прозападными СМИ и «лидерами общественного мнения» понятны, особенно в контексте принятия новой редакции Конституции РФ в июле 2020 г., закрепившей традиционные для народа России, а не либеральные ценности. С нашей точки зрения, это подтолкнуло разные страны отказаться от объяснения мироустройства в терминах концепции «центров силы» и перейти к терминам концепции «центров притяжения», которыми стали государства, способные самостоятельно, без внешней помощи обеспечить функционирование национальных систем здравоохранения и более эффективно, чем «центры силы», сохранять жизнь и здоровье своих граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.