Научная статья на тему 'Cовершенствование системы мониторинга качества образовательных услуг в высшем учебном заведении'

Cовершенствование системы мониторинга качества образовательных услуг в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепетова Е.И., Соколова Е.Л.

Развитие рыночной экономики в России, реформы в системе высшего образования, обострение конкуренции на российском рынке образовательных услуг выводят на первый план вопросы совершенствования мониторинга качества образования. В статье отражены основные этапы совершенствования механизма управления образовательным процессом и представлена модель системы мониторинга, обеспечивающая комплексный подход к анализу качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепетова Е.И., Соколова Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Cовершенствование системы мониторинга качества образовательных услуг в высшем учебном заведении»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом [1].

Таким образом, оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розничной торговлей.

В последние годы в России появилось большое количество крупных торговых сетей, что обусловило потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. И главной тенденцией современного рынка оптовой торговли стало усложнение структуры оптовых предприятий, расширение масштабов их деятельности, рост каналов товарных и информационных потоков, усложнение структуры связей в целом. Наблюдаются процессы укрупнения независимых оптовых предприятий, расширение сети крупных торговых посредников, укрупнение оптовых структур-организаторов оптового оборота. Наряду с этим, активное развитие розничных торговых сетей привело их к пониманию важности правильно организованных систем закупок и созданию собственных оптовых и распределительных центров.

Вместе с тем, не ослабляются позиции мелких оптовых структур, жизнедеятельность которых определяется наличием сети малых и средних независимых розничных предприятий, а также решающих проблему организации товароснабжения розничной торговой сети удаленных от регионального центра малых и средних городов.

Оптовые компании стали стремиться к расширению ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке. Кроме того, на российском рынке появились оптовые предприятия с ограниченным перечнем услуг, такие как склады-магазины самообслуживания. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не мо-

гут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, которая существует на рынке. Таким образом, оптовые фирмы позволяют розничным предприятием экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации.

Одной из тенденций последнего времени стало то, что производители стали сокращать число своих дистрибуторов. По оценкам экспертов, сокращение числа дистрибуторов позволит компаниям жестче контролировать ценовую ситуацию в регионах. Производители выходят напрямую на торговые сети (один из используемых вариантов сотрудничества -производство товара под маркой торговой сети), что способствует снижению розничных цен. Стремление производителей такими мерами снизить цены для конечного потребителя заставляют качественно развиваться оптовых посредников, расширять ассортимент и количество предоставляемых услуг, а также логистику.

Таким образом, в условиях формирующейся экономики основными тенденциями развития оптовой торговли являются:

- осуществление структурной перестройки каналов товародвижения, в том числе развитие распределительных центров;

- развитие эффективных инструментов взаимодействия розничных предприятий с логистическими операторами, оптовыми посредниками и производителями товаров;

- расширение предоставляемых дополнительных услуг.

Библиографическая ссылка

1. Официальный сайт правительства Свердловской области. URL: www.midural.ru.

© Хныкин С. А., Тимосюк С. Л., Юрковская Г. И., 2011

УДК 378

Е. И. Шепетова Научный руководитель - Е. Л. Соколова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Развитие рыночной экономики в России, реформы в системе высшего образования, обострение конкуренции на российском рынке образовательных услуг выводят на первый план вопросы совершенствования мониторинга качества образования. В статье отражены основные этапы совершенствования механизма управления образовательным процессом и представлена модель системы мониторинга, обеспечивающая комплексный подход к анализу качества образования.

Оценка качества образования - одна из сложнейших проблем российского образования. В теории социального управления качество определяется как уровень достижения поставленных целей, как соответствие неким стандартам, как степень удовлетворения ожиданий потребителя. Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению

качеством образования на уровне университета необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации возможно при осуществлении мониторинга. Содержание мониторинга в образовательном учреждении определяется в зависимости от целей и конкретных задач. Объектом мониторинга выступа-

Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»

ет качество образования, обеспечиваемое вузом, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности студентов [2].

Мониторинг предусматривает различные источники и способы получения информации (промежуточный и итоговый контроль, итоговая аттестация, анкетные опросы участников образовательного процесса и др.). Отличительной чертой мониторинга является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, прогнозированию, а также оценка этого соответствия. Обратная информация - еще один необходимый элемент мониторинга, на ее основе изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей [1].

Планируемые и происходящие изменения в образовании повысили требования к качеству управления образовательным процессом, обоснованности принятия управленческих решений в рамках системы менеджмента качества, прогнозированию и предупреждению возможных несоответствий. Для решения этой проблемы необходима четкая и полная картина состояния образовательного процесса. Инициируемые государством инновации в достижении качества ценностей, целей, норм, условий и содержания образования привели к необходимости совершенствования в вузах системы мониторинга управления качеством.

Этапы совершенствования механизма управления образовательным процессом можно представить следующим образом:

1. Определение ценностей, целей, формирование стратегии.

2. Выделение ключевых и адекватных факторов успешного развития.

3. Формирование системы мониторинга.

3.1. Реализованной по схеме «вход-процесс-выход-условия».

3.2. Учитывающей основные виды научно-образовательной деятельности.

3.3. Учитывающей всех участников процесса и все связи «объект-субъект».

4. Комплексный анализ по масштабам: кафедра, факультет, специальность, университет.

5. Принятие управленческих решений.

6. Улучшение процесса [2].

Анализ в разных плоскостях и масштабах позволит многогранно оценить образовательно-педагогическую действительность и выявить причинно-следственные связи, исходя из этого была разработана следующая система мониторинга, обеспечивающую комплексный подход к анализу качества образования:

1. Условия образовательного процесса:

a) мониторинг условий образовательного процесса (анализ ресурсного обеспечения, соответствия ак-кредитационным показателям);

2. Вход:

a) мониторинг входных данных (уровень подготовки абитуриентов, спрос на специальность в обществе);

3. Процесс:

a) мониторинг компетенций (рейтинговая система оценки деятельности преподавателей);

а) мониторинг учебных достижений (анализ уровня и качества подготовки специалистов, текущий контроль);

б) мониторинг удовлетворенности потребителей (анализ соответствия запросам общества, производства, личностным ожиданиям в процессе образования);

4. Выход:

а) мониторинг эффективности образования (сохранность контингента, трудоустройство по специальности);

б) мониторинг учебных достижений (анализ уровня и качества подготовки специалистов на выходе);

в) мониторинг удовлетворенности потребителей (анализ соответствия запросам общества, производства, личностным ожиданиям на выходе).

Сложности мониторинга деятельности образовательного учреждения и качества предоставляемой им образовательной услуги рождаются на фоне отсутствия стандартов, позволяющих осуществлять комплексную оценку. Многие университеты в рамках внутреннего аудита разрабатывают собственные системы оценки качества образования, имеющие диагностический характер, но внутренний мониторинг приводит к неспособности образовательного учреждения объективно оценить себя. В настоящее время в масштабе страны стоит проблема адекватности, системности и сопоставимости результатов оценки качества образования. Решение этих проблем видится в построении общероссийской системы оценки качества образования, позволяющей проводить сравнительный комплексный анализ различных университетов по основным видам деятельности, используя единый методологический подход. Построение такой системы будет способствовать развитию потенциала вузов страны, повышению качества образования в целом [3].

Библиографические ссылки

1. Управление образованием по результатам. Теория и практика / под ред. П. И. Третьякова. М. : Новая школа, 2001.

2. Управление качеством образования / под ред. М. М. Поташника. М. : Педагогическое общество России, 2000.

3. Никитина Н. Ш., Николаева Н. В. Управление качеством образовательных услуг в вузе // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования : материалы V Всерос. конф. В 6 ч. Ч. 3. Челябинск : Образование, 2006. С. 175-178.

© Шепетова Е. И., Соколова Е. Л., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.