НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019
УДК 338.45
Сукманов Эдуард Валентинович, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики Института экономики и управления, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск, Россия e-mail: [email protected]
Польский Кирилл Антонович, магистрант 2-го года обучения кафедры экономики Института экономики и управления, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», г. Курск, Россия e-mail: [email protected]
ШВЕРШЕНСТБОВАНИЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА УПАКОВОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В данной статье рассматриваются пути совершенствования развития государственного регулирования рынка упаковочной продукции, рассмотрено положение дел в отрасли упаковочной продукции отдельно по некоторым городам Российской Федерации, изучены возможные инновации в сфере упаковочной продукции в России, которые могут появиться в ближайшем будущем, а также, с помощью различных агентств, представлен прогноз развития рынка упаковочной продукции России на ближайшую перспективу до 2021 года включительно.
Ключевые слова: Рынок, государственное регулирование рынка, упаковка, рынок упаковки, пути развития государственного регулирования рынка упаковки.
Sukmanov Eduard Valentinovich, Candidate of Economic Sciences, associate professor, associate professor of economy of Institute of economy and management, FGBOOU WAUGH "Kursk state university", Kursk, Russia e-mail: [email protected]
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019 Polisky Kirill Antonovich, undergraduate of the 2nd year of training of department of economy of Institute of economy and management, FGBOOU WAUGH "Kursk state university", Kursk, Russia e-mail: [email protected]
REGULATION IMPROVEMENT MARKET OF PACKING PRODUCTS
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Summary. In this article ways of improvement of development of state regulation of the market of packing products are considered, the situation in the industry of packing products separately on some cities of the Russian Federation is considered, possible innovations in the sphere of packing products in Russia which can appear in the near future and also, by means of various agencies are studied, the forecast of development of the market of packing products of Russia for the near-term outlook till 2021 inclusive is submitted.
Keywords: Market, state regulation of the market, packing, market of packing, way of development of state regulation of the market of packing.
К сожалению, у нас в стране отсутствует правовая основа в области обращения с упаковочными отходами, что приводит к значительным негативным последствиям: наблюдается ухудшение экологической обстановки; слабый прогресс в структуре производства и потребления товаров в РФ; отсутствует защита рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; интеграция страны в мировую экономику происходит низкими темпами; на рынке наблюдается высокая доля импортных образцов упакованной продукции с маркировкой экологическими знаками, при этом в цену продукции уже включены сборы на утилизацию упаковки после ее прямого применения. Ежегодные потери рынка от этой доли упаковки оцениваются до 70 млрд. руб. [1]
В случае с импортной упаковкой получается двойная оплата за сбор и утилизацию. Во-первых, конечным потребителем оплачивается, включенная в
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019 стоимость товара, экологическая сертификация и маркировка упаковки за границей. Во-вторых, как правило, оплата утилизации использованной упаковки происходит за счет бюджетных средств.
Сильным инструментов в руках государства в сфере обращения и утилизации отходов, в том числе отходов упаковочной отрасли, должна стать платность услуг по сбору и утилизации особенно из искусственных небиодеградируемых материалов.
Формирование финансовой основы для сбора отходов упаковки после ее использования должно происходить на базе: разработанного и принятого в обращения закона о сборе платы за сортировку и утилизацию продуктов отходов упаковочного рынка со всех его участников, включая отечественных и иностранных производителей и поставщиков упаковки, упаковочных материалов, упакованных товаров и продукции; созданных нормативов стандартизации и технического регулирования производственных процессов создания упаковки и дальнейшей ее утилизации после использования; аккредитованных государством некоммерческих организаций в области обращения упаковки и упаковочных отходов и их территориальных органов; создания механизмов учета и отчетности перед государственными органами в области оборота и обращения упаковки и отходами. [2]
Предполагается, что затраты на утилизацию, включенные в стоимость упаковки не окажут значительного увеличения цены товара и, следовательно, расходов населения. При этом позволят значительно сократить расходы бюджета в области утилизации упаковочных отходов.
Необходимо значительно использовать опыт государств ЕС, в которых к категории биржевых товаров давно относят отходы упаковки (впрочем, как и другие отходы). Постепенное введение законодательного способа оплаты за услуги, связанные с обращением и утилизацией отходов, не только упаковочной отрасли, позволит решить проблему повышения качества предлагаемых услуг и расширить номенклатуру. [3]
Стимулирование инновационных технологий производства и дальнейшей переработки биоразлагаемой упаковки позволит значительно усилить охрану
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019 окружающей среды, позволит полностью исключить накопление отходов и при этом иметь возможность использовать их сырьевой и энергетический потенциал.
В упаковочной отрасли занято значительное количество организаций малого и среднего бизнеса и необходимо законодательно укрепить позиции отрасли при приоритетном развитии малого предпринимательства.
Соблюдение законодательной политики в области таможенных и налоговых прав и защиты российских производителей упаковки таким образом, чтобы создать им адекватные конкурентные условия наравне с импортерами упаковочных материалов и изделий (часто изготовленных из российского сырья). [4]
Экономическая ситуация в мире и очередной виток развития отрасли подталкивает к укрупнению предприятий, несмотря на это, доля крупных предприятий в общем объеме производства остается небольшой, если сравнивать с показателями Западной Европы.
Одним из значимых событий года 2018-го можно считать фактическое слияние двух московских компаний, «Флексо Принт» и «Гаммафлекс». Объединенная компания сразу вошла в тройку крупнейших производителей упаковки в России.
Рынок БОНН (биаксиально-ориентированная полипропиленовая пленка) в 2018 г. оценивается как очень стабильный. Период тотального дефицита остался в прошлом. Лидирует в этом сегменте «Биаксплен». Компания «Ватер-фолл» постоянно повышает качество продукции и наращивает объемы производства, продукция компании прошла сертификацию во многих пищевых предприятиях. Смена главного акционера благоприятно сказалась на развитии компании «Евро- метфилмз». Немаловажным событием года ожидается запуск еще одного производства БОНН-пленки: планируется запуск завода компании «Исратэк» в г. Кувшиново Тверской области. Производственная линия Mitsubishi Heavy Industry (Япония) позволит выйти на объемы производства до 19 тыс. т пленки в год. Появление такого крупного игрока на рынке еще более стабилизирует рынок и исключит возможные кризисные ситуации, связанных с
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019 дефицитом. Подготовка специалистов компании проведена на высочайшем уровне, что несомненно скажется на быстром запуске и широком ассортименте выпускаемой продукции. [5]
На рынке БОПЭТ-пленок (биаксиально ориентированные полиэтилентерефталатные) вот уже много лет работает единственный производитель - компания МПП в Обнинске. Производственные мощности предприятия составляют 17 тыс. т пленки в год, тогда как емкость российского рынка этого вида продукции в 2018 г. превысила 40 тыс. т. Практически весь недостающий объем завозился странами импортерами -Индия, Турция, Египет, ОАЭ, Бахрейн.
Вероятность изменения ситуации с импортом существует с учетом планов омской группы «Титан», которая планирует начало строительство завода в особой экономической зоне Моглино под Псковом. По планам завода предполагается строительство производства ПЭТ-гранулята волоконного и пленочного грэйда мощностью 180 тыс. т, помимо этого планируется установить две линии Dornier общей мощностью 70 тыс. т. В дальнейшей перспективе установка и третьей линии. Основной вид продукции планируется пленка толщиной от 5,8 до 125 мкм. Что позволит закрыть потребности в пленке не только традиционного рынка БОПЭТ-пленки, но и рынка электроники и конденсаторов. С учетом возможностей линий планируется несколько видов продукции, пленка РЕТ-G, а также твист-ПЭТ-пленка. [6]
При выходе завода на полные мощности, емкость рынка России и близлежащих государств будет значительно перекрыта, поэтому поэтому планируется экспорт части пленки в Европу. Экономическая составляющая себестоимости позволит конкурировать с ведущими производителями Европы, с учетом того что на лицо такое удобство логистики как, расположение рядом с портом Усть-Луга и то, что ПЭТ-гранулят и производство пленки будут находиться на одной площадке.
Рынок самоклеящихся этикеток постепенно насыщается машинами цифровой печати. Лидирующие позиции занимают машины HP Indigo. Машины этой марки установлены во многих регионах (в основном HP Indigo
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019 WS6X00, ширина полотна до 330 мм, скорость печати до 30 м/мин) и они являются серьезными конкурентами традиционным флексомашинам на рынке сверхмалых тиражей.
Новая цифровая машина HP Indigo 20000 установлена в компании «Данафлекс» (Казань). Таким образом, открыта эра цифровой печати в сегменте гибкой упаковки.
Возможности этой машины, ширина полотна 762 мм и скорость печати до 42 м/мин, позволяют с успехом работать на рынке гибкой упаковки. Машины глубокой и флексографской печати обладают более высокими характеристиками, но для малых и сверхмалых тиражей машины HP Indigo более чем оптимальны.
Цифровая печать осуществляется в 7 красок, которые обеспечивают охват до 97% оттенков веера Pantone, а с 2018 г. доступно и серебро. Раппорт может меняться одним кликом в пределах 1 м. Технология One-shot обеспечивает точное совмещение цветов на всех типах пленки. Разрешение печати 800 и 1219 dpi, адресуемое 2438x2438 dpi. [7]
Важнейшее отличие цифровой печати от флексографской это подготовительный, допечатный процесс. Процесс вывода печатных форм для флексомашины трудоемкий и занимает немало времени. Для малых и сверхмалых тиражей стоимость формы составляет значительную стоимость изделия. При отсутствии собственного формного участка в стоимость изделия вкладывается транспортная составляющая при доставке форм на производство. В случае повреждения формы в процессе работы необходимо дождаться вывода новых форм. [8]
Трудоемкий процесс перехода с тиража на тираж. Вот только основные операции, которые должен произвести печатник: должен смыть машину, поменять анилоксы, формные гильзы и иногда ракели, залить новую краску, запустить тираж на небольшой скорости, собрать макет и далее попасть в цвет на рабочей скорости. Еще более сложный и дорогой процесс допечатной подготовки как и переход с тиража на тираж в глубокой печати, в силу того что,
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019 цилиндры очень тяжелые и любые манипуляции с ними требуют сил и дополнительных механизмов.
Подобные процесс подготовки и печати тиража в цифровой машине значительно проще. Подготовка макета для печати может быть сделана любым специалистов в любой точке земного шара. После подготовки он загружает макет в облако интернета, и после макет можно загрузить в машину. Запуск тиража производится нажатием клавиши. Естественно рядом с машиной находиться печатник, но только для контроля процесса. Приводка и попадание в цвет моментальные. Процесс перехода с тиража на тираж производится также нажатием нескольких клавиш. А в случае непрерывного тиража можно настроить автоматический переход с тиража на тираж. Готовая продукция напечатана красками совместимыми со всеми видами ламинации.
В перспективе 10-20 лет сравнение развития флексографской и цифровой дело неблагородное. Но при этом конечно же будут развиваться технологии и вполне вероятно, что производители цифровых машин увеличат производительность, создадут более надежные печатные головки. И рынок крупных тиражей тоже будет легко доступен цифровым машинам. И не стоит забывать о развивающейся технологии дополненной реальности, которая может оказать существенное влияние на рынок гибкой упаковки. [9]
На последней выставке Labelexpo были представлены стартапы на эту тему. Суть процесса в том, что при печати рисунка на упаковку наносится специальный код. По утверждению основателя одного из стартапов, нанесение такого кода не окажет существенного влияния на формирование стоимости упаковки. При наведении смартфона на такую упаковку «оживает» напечатанное изображение, что несет в себе не только рекламную, эстетическую составляющую, но значительно передает информацию о продукте, сроках хранения и реализации, составе, производителе и т.д. Помимо персонализации упаковки происходит защита от подделок, так как фальсификат не будет располагать необходимыми кодами для BD-образов в дополненной реальности. [10]
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019
Рассматривая с другой стороны эту технологию, можно предположить, что измениться и модель продаж, информация может идти не только в сторону покупателя, но и от покупателя в сторону производителя с пожеланиями или претензиями. Будет происходить обмен информацией.
Согласно прогнозам экспертов, следует ожидать:
- Прирост ВВП на 0,6%, прирост промышленности - 1,1%
- Рост заработных плат (+1,2%), который может восстановить покупательскую способность населения и платежеспособный спрос.
- Повышение оборота розничной торговли на 1,1% [11]
Ожидается, что все эти факторы смогут оказать положительный эффект для динамики роста. По оценкам экспертов, объем производства
л
гофропродукции в 2018 году составит 5 750 - 5 850 млн м , что на 1,9 - 3,5% больше, чем в 2017 году. Выпуск коробок и ящиков увеличится в тех же пределах - 1,9 - 3,5%, а выпуск товарного гофрокартона - на 1,9 - 4,0%. На текущий и ближайшие годы запланированы несколько крупных проектов по строительству и модернизации производственных мощностей крупных игроков рынка. При этом усилится конкуренция и может понизится загрузка производств, что создаст вероятность дальнейшего понижения доходности производителей. Для построения такого прогноза есть несколько предпосылок:
- Сложившаяся динамика потребительского рынка в 2017 году
- Изменение структуры потребления домашних хозяйств
- Активное дальнейшее импортозамещение
- Увеличение объемов экспорта
По прогнозам, совокупный объем производства тарных картонов в России в 2018 году составит 3 976 тыс. тонн, что на 5,6% больше, чем в 2017 году. Производство целлюлозного сырья вырастет на 4,0% до 1 807 тыс. тонн, макулатурного - на 6,5% до 133 тыс. тонн.
При текущем падении платежеспособности, как населения, так и предприятий, потребителей упаковки, ожидается рост спроса на более доступную по цене макулатурную продукцию. Если в 2010 году доля
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019 макулатурной гофротары в общей структуре рынка составляла 55%, то по итогам 2018 года ожидается ее увеличение до 71%. [12]
Перспективы развития на 2018 год можно кратко описать следующим образом:
- Рынок гофропродукции и смежные с ним рынки входят в 2017 год в сбалансированном состоянии
- Ценообразование на рынке остается непредсказуемым; динамика изменения цен может быть разнообразной
- Усиление конкуренции и снижение загрузки мощностей возможно на фоне ввода в эксплуатацию новых производств и модернизации существующих
- Риск снижения доходности всех игроков рынка возрастает в результате ценовой борьбы интегрированных и неинтегрированных игроков
- С другой стороны, инвестиционная привлекательность отрасли возможна при повышении доходности бизнеса.
Объем мирового рынка пластиковой пищевой тары из жестких пластиков прогнозируется на 2018 год на уровне 5,4 млрд. долларов. Прогнозируемый объем рынка гибкой упаковки к 2020 году - 248 млрд. долларов. [13]
На рынке гибкой упаковки постоянно проводятся инновационные исследования и результаты очень перспективны, такие как, например, пластиковые консервные банки. В перспективе именно данный вид упаковки завоюет значительную долю рынка. Помимо инновационности, дешевизны такая упаковка полностью совместима с параметрами оборудования для консервирования и не требует дополнительных затрат по перепрофилированию работающих производств. [14]
Если говорить о прогнозах на ближайшее будущее в цифровом эквиваленте, то по данным исследовательского агентства маркетинговых исследований 1пёехБох к 2021 году в сфере упаковочной продукции в России возможны следующие показатели:
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019
900
880
860
840
820
800
780
109,5%
104,3%
102,6%
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
ПРОГНОЗ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, тыс.тонн
Рис. 1. Прогноз объёма предложения на рынке картонной потребительской тары в 2018-2021 гг. Источник: агентство маркетинговых
исследований IndexBox [8] Согласно исследованию, (рисунок 1) к 2021 году объем предложения на рынке картонной продукции вырастит на 7,1%, и составит примерно 880 тысяч тонн, что должно привести к росту спроса на картонную продукцию.
1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0
43,7
43,3
43,3
43,3
Производство Импорт Экспорт Потребление
2018
2019
2020
2021
Рис. 2. Динамика и структура рынка картонной потребительской тары в
2018-2021 гг.
Источник: Агентство маркетинговых исследований IndexBox [8] В свою очередь, динамика производства, потребления, экспорта и импорта картонной продукции в России за ближайшие 3 года по данным
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019 1пёехБох (рисунок 2) возрастёт в среднем на 2-3% каждый из показателей, по сравнению с 2017 годом.
Направления государственного регулирования
Воздействие упаковки и ее отходов на экологию Защита рынка от иностранной конкуренции Интеграция отечественной упаковки на ДППК1ППМ III.IHVl* Создание системы сбора, сортировки, переработки и утилизации
Рис. 3. Основные направления государственного регулирования рынка упаковочной продукции России. Источник: [15]
В данной статье рассмотрены пути развития и совершенствования государственного регулирования рынка упаковочной продукции России (рисунок 3), а также представлен прогноз на среднесрочный период по производству и потреблению отдельных видов упаковочной продукции России.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что в ближайшие 10-20 лет критически радикальных изменений на рынке упаковки не произойдет. Вполне возможен быстрый скачек в развитии цифровой печати и традиционные методы будут потеснены. Существует вероятность внедрения в повседневную жизнь элементов повседневной реальности, что может оказать большое влияние на жизнь людей в целом, а не только на узкий круг любителей модных гаджетов, хотя предсказать что-то наверняка пока не представляется возможным.
Список источников:
1. Крылова Е.Г. Упаковка и маркировка товара: Учеб. Пособие. Мн.: БГЭУ, 2016.
2. Федько В.П. Упаковка и маркировка: Учебно-практическое пособие. М., 2016. 129 с.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019
3. Хайн Т. Все об упаковке. М.: Арт-Родник, 2015 345 с.
4. Шевченко В. В. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. М.: ИНФРА-М, 2005. 544 с.
5. Польский К.А., Сукманов Э.В. Сущность государственного регулирования деятельности предприятия// Политика, экономика и инновации. 2018. № 3 (20). [Электронный ресурс]. URL: http://pei-journal.ru/ex.php/En. Дата доступа: 29.11.2017.
6. Мировой рынок упаковки: сегодня и завтра [Электронный ресурс]. URL: http://newchemistry.ru/printletter.php?n_id=2915. Дата доступа: 29.11.2017.
7. Мировой рынок тары и упаковки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://exposfera.com/news/mirovoy-rynok-tary-i-upakovki/. Дата доступа: 29.12.2017.
8. Маркетинговое агентство IndexBox [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.indexbox.ru 29.12.2017.
9. Маркетинговое исследование: рынок упаковки из картона [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://marketing-i.ru/issledov/runok-ypakovki-iz-kartona. Дата доступа: 02.04.2016.
10. МЕРПАСА: комплексное решение// Тара и упаковка. 2014. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://www.merpasa.ru/articles.php?id=22]. Дата доступа: 29.11.2017.
11. Национальный Тарный Союз, перспективы развития рынка тары и упаковки [Электронный ресурс]/PRADO marketing. Режим доступа: http://upload.ved21.ru/Skachat-1330921549-5.pdf. Дата доступа: 05.12.2017.
12. Обзор рынка упаковки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stepconsulting.ru/publ/cover.shtml. Дата доступа: 06.12.2017.
13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru
14. Российский рынок тары и упаковки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://article.unipack.ru/33692/. Дата доступа: 02.12.2016.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 1 (19) 2019 15. Чхутиашвили Л.В. Перспективы развития и нормативно-правовое регулирование экологического аудита в РФ // NB: Экономика, тренды и управление. 2015. № 1. С. 131-153. DOI: 10.7256/2306-4595.2012.1.530. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://e-notabene.ru/etc/article_530.htm Дата доступа: 29.11.2017.