УДК 316.454.3
В. А. Лапшов
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии Института международных отношений и социально-политических наук МГЛУ; e-mail: [email protected]
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ 1917 г.
В статье рассматривается теоретико-методологические основы социологического анализа революционных преобразований в России 1917 г. с позиций марксистско-ленинской теории социальной революции и теория революции П. Сорокина. Представлено содержание социальной революции с позиции К. Маркса, ее экономическая основа и процесс завоевания власти на основе теории революции П. Сорокина раскрываются социально-политические аспекты революций в разных цивилизациях, начиная с древнеегипетской и заканчивая революциями в России в 1905 г., феврале и октябре 1917 г., характеризуются их социальные изменения и издержки. Социальная цена революций 1917 г.
Ключевые слова: революция; социальная революция; теория революции; социальные изменения; социальные издержки; социальная энергия.
Lapshov V. A.
Doctor of Sociology (Dr.habil.), Head of the Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences, MSLU; e-mail: [email protected]
SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF REVOLUTIONARY TRANSFORMATIONS IN RUSSIA 1917
The theoretical and methodological foundations of the sociological analysis of revolutionary changes in Russia in 1917 from the standpoint of the Marxist-Leninist theory of social revolution and the theory of the revolution of P. Sorokin are considered in the article. The content of the social revolution is presented from the standpoint of K. Marx, its economic basis and the process of gaining power based on the theory of the revolution P. Sorokin reveals the socio-political aspects of revolutions in different civilizations, beginning with the Ancient Egyptian and ending with the revolutions in Russia in 1905, February and October 1917, characterized by their social changes and costs. The Social Price of the Revolutions of 1917.
Key words: revolution; social revolution; theory of revolution; social changes; social costs; social energy.
Любая социальная революция представляет собой качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. В социологии проблемы революционных преобразований, их теоретико-методологические основы разрабатывали представители разных направлений. Мы остановимся на двух точках зрения. Это марксистско-ленинская теория социальной революции и теория революции П. Сорокина.
Марксистско-ленинская теория исходила из того, что революции являются могучим двигателем общественного и политического прогресса. К. Маркс называл революции «локомотивами истории» [Маркс и Энгельс... 1959, Т. 7, с. 86].
Он считал, что историческая роль революций состоит в том, что они устраняют преграды с пути общественного прогресса и представляют собой огромный скачок в общественном развитии, переход к новым, более прогрессивным формам социальной жизни. По его мнению, революция вовлекает в активную политическую деятельность широчайшие массы народа, которые в обычные времена господствующим классам удается отодвинуть от политики. В. И. Ленин писал, что «революции - это праздник угнетенных и эксплуатируемых. Никогда масса народа не способна выступать таким активным творцом новых общественных порядков, как во время революции. В такие времена народ способен на чудеса...» [Ленин... 1969, Т. 11, с. 103].
В предисловии к работе «К критике политической экономии» К. Маркс описывал содержание социальной революции: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или, что является только юридическим выражением последних, с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов всегда необходимо отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, т. е. от идеологических
форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение» [Маркс и Энгельс... 1959, Т. 13, с. 7].
Данный подход основывается на том, что экономической основой революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной, системой производственных отношений. Это конфликт проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. По мнению К. Маркса, классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции. Сама по себе революция никогда не является результатом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию. Поэтому первым шагом социальной революции является завоевание государственной власти революционным классом. «...Каждый стремящийся к господству класс, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - если даже его господство обусловливает, как это имеет место у пролетариата, уничтожение всей старой общественной формы и господства вообще, - должен, прежде всего, завоевать себе политическую власть...» [Маркс и Энгельс... 1959, Т. 3, с. 32].
Вопрос о власти - главный вопрос всякой революции. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса, -отмечал В. И. Ленин, - есть первый, главный, основной признак революции, как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия» [Ленин... 1969, Т. 31, с. 133].
По мнению представителей данного направления, революция выступает как открытая и наиболее острая форма классовой борьбы, которая может принимать самые разнообразные формы (вооруженное восстание, политический переворот, гражданская война, мирные формы борьбы и т. п.). «...Революционные периоды, -подчеркивал В. И. Ленин, - являются по преимуществу как раз такими периодами истории, когда в сравнительно короткие промежутки времени столкновение борющихся общественных сил
решает вопрос о выборе страной прямого или зигзагообразного пути развития на сравнительно очень продолжительное время» [Ленин 1969, Т. 16, с. 8-9].
Другой подход в социологическом обосновании теории революций предложил Питирим Сорокин. Основным трудом данного автора в разработке теории революции считается книга «Социология революции», которую он написал в 1922-1923 гг. Данное произведение было опубликовано в 1925 г. в США на английском языке. В России оно появилось только в 2005 г. Предметом социологического исследования П. Сорокина были социально-политические революции в разных цивилизациях, начиная с древнеегипетской и заканчивая революциями в России в 1905 г., феврале и октябре 1917 г.
Исследуя основные причины революций, П. Сорокин видит их в невозможности основной части общества удовлетворить важнейшие и минимально необходимые инстинкты. К числу таких «ущемленных инстинктов», согласно его теории, относятся потребности:
- в питании (голод - одна из причин волнений и революций, угроза голодной смерти подталкивает массы к действиям революционного характера);
- индивидуальном самосохранении (поводом для бунтов часто становятся казни безвинных людей, массовые убийства, кровавая резня);
- групповом самосохранении (люди выступают на защиту членов семьи, близких, единоверцев;
- против издевательств над святынями);
- жилище, одежде, тепле в минимальном размере;
- удовлетворении половых инстинктов (в противном случае происходит изнасилование жен и дочерей, принудительные браки и т. п.);
- удовлетворении инстинктов собственности (социальный взрыв неминуем, если подавляющее количество граждан находится за чертой бедности, а все богатства сосредоточены в руках нескольких человек);
- самовыражении и признании собственного достоинства (недовольство вызывает игнорирование заслуг и достижений одних людей при завышенной оценке других, менее достойных);
- борьбе и конкуренции, творческой работе, разнообразии жизни и приключениях, в свободе.
Чтобы общество было готово к революции, должны быть ущемлены интересы подавляющей или, по крайней мере, значительной его части. П. Сорокин отмечает и такую предпосылку революции, как «бессилие групп порядка уравновесить принципиально усиленным торможением возросшее давление ущемленных рефлексов» [Сорокин 2005... Электронный ресурс].
П. Сорокин дает глубокую социологическую оценку изменениям поведения людей во время революций. Революция - это, прежде всего, изменение поведения членов общества, их психики и идеологии, убеждений и верований, морали и оценок. Отличительными чертами таких изменений являются их массовость, быстрота и резкость, специфический характер, интенсивная циркуляция, социальные перегруппировки, неустойчивость и постоянные колебания строения общества.
Особое внимание в своей работе П. Сорокин уделил анализу социальных и демографических последствий революциям в России 1917 г. В социологическом исследовании данный автор опирался на следующие статистические данные. Русское государство вступило в войну 1914 г. с численностью подданных в 176 млн. В 1920 г. РСФСР вместе со всеми союзными советскими республиками, включая Азербайджан, Грузию, Армению и т. д., имела лишь 129 млн населения. В соответствии с этим исследователь делает вывод о том, что за шесть лет Русское государство потеряло 47 млн подданных. Население же всех советских республик убыло на 21 млн, что на 154 млн составляет потерю в 13,6 %. Из 21 млн на прямые жертвы Первой мировой войны приходится не более 2-2,5 млн (убитыми и умершими от ран и болезней - 100 000 чел.; пропавшими без вести и взятыми в плен (большая часть из которых вернулась) -3 911 000 чел.). В итоге количество прямых жертв войны и революции П. Сорокин определяет в 5 млн человек. Остальные 16 млн, по его мнению, приходятся на долю их косвенных жертв: на долю повышенной смертности и падения рождаемости. Если принять экономическую ценность человека равной 32 тыс. франков, как это делают экономисты, то потеря 21 млн населения равна экономическому ущербу 672 000 000 000 франков [Сорокин 1994].
В качестве основного вывода П. Сорокин характеризует социальные изменения революции 1917 г.:
- неисполнение ею ни одного из основных лозунгов, а осуществление результатов, противоположных им;
- социальная пирамида русского общества осталась нетронутой. Она скорее удлинилась, чем сократилась. Переменились лишь «жильцы» разных этажей пирамиды, но за последние полтора года и здесь появилась реставрация: выкидывание «сверху» рабочих и подъем «наверх» буржуев;
- равенство - правовое и экономическое - не увеличилось, а уменьшилось;
- эксплуатация не ослабела, а усилилась;
- объем свободы сократился;
- деспотизм власти возрос;
- разрушено народное хозяйство;
- вместо создания более совершенной системы общества под названием коммунизма и государственного капитализма был введен архаический строй государственного рабства, характерный для древних деспотических организаций;
- вместо мира революция принесла гражданскую войну, опустошившую страну и обескровившую население;
- голод, вымирание и людоедство;
- дискредитирование коммунизма - как общественной системы и хозяйства, как идеологии и как практического идеала [Сорокин 2005].
Два подхода в социологической теории революции, две точки зрения, которые разделяют современное российское общество.
Сегодня, обращаясь к событиям 1917 г. в российском обществе, необходимо помнить, что революционные настроения свидетельствуют об отсутствии социального согласия, о кризисном состоянии общества. Октябрьская революция в России 1917 г. -это не только социальный взрыв, который следует за нарастанием массового недовольства многих социальных слоев населения политической властью, социальной несправедливостью, отсутствием социальной защищенности. Это полная ломка существующих социальных институтов, с последующей гражданской войной и созданием новых социальных норм функционирования общества. В отличие от реформ (постепенных, частичных усовершенствований каких-либо сфер общественной жизни) революции представляют собой совсем иное социальное явление.
В анализе социальных последствий революций необходимо учитывать, что общество представляет собой систему взаимо-
связанных социальных подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Их объединение не является простой совокупностью отдельных частей, а представляет собой единое целое, в котором каждая подсистема, обладая функциональной самостоятельностью, напрямую влияет на социальный порядок, стабильность и интеграцию общества в решении жизненно важных задач [Алексеева ... Электронный ресурс].
Революционные события в России 1917 г. являлись частью глобального процесса, происходящего в мире. Революционные выступления разных масштабов происходили в то время в Китае, Мексике, Венгрии, Индии, Турции, Монголии и других странах. Общества этих стран находились перед серьезным геополитическим выбором: или быстрая социальная модернизация и социально-политическая трансформация общественного строя, или второстепенная роль в мировом общественном развитии.
Россия по валовым показателям входила в шестерку ведущих мировых держав, но при этом она оставалась отсталой аграрной страной, в которой, несмотря на отмену крепостного права в 1861 г., так и не был решен земельный вопрос. Самодержавный строй сдерживал социальное развитие, мешал устраивать общественную жизнь на началах социальной справедливости. Социальные преобразования в российском обществе делалось половинчато. Столыпинская реформа до конца не была доведена. Многопартийность была в зачаточном состоянии. Дума представляла собой социальную декорацию существования гражданского общества [Миронов 2007... Электронный ресурс].
В начале XX в. в России нарастала поляризация общества. Существовал огромный социальный разрыв между правящей элитой, которая состояла из родовой аристократии, и другими социальными слоями общества. Трудовой народ в основной массе своей был неграмотным и имел свою систему ценностных ориентаций.
В России квалифицированные рабочие промышленных предприятий, которые имели высокую зарплату, составляли всего 2-4 % от всех работников. Остальные рабочие зарабатывали для себя и своих семей, мясо ели только по праздникам и жили в ужасных жилищных условиях. Рабочий день в начале XX в. по закону ограничивался 11,5 часами, но хозяева часто нарушали этот закон, принуждали рабочих трудиться сверхурочно, когда это было
владельцам предприятий выгодно. Бедные крестьяне составляли примерно 2/3 от общего количества сельского населения. Им всегда не хватало хлеба до нового урожая. А в неурожайные голодные годы хлеба не хватало и более зажиточным середнякам. Периодически случались неурожайные годы, когда крестьянские семьи вымирали, люди бежали в крупные промышленные города. При этом российский хлеб вывозился за границу.
В годы Первой мировой войны было ранено и искалечено 2,5 и 5 млн россиян. Реальная зарплата рабочих выросла в годы войны в 1,5-2 раза, тогда как цены на продовольствие по различным видам - в 10-14 раз. Из-за призыва работников в армию (было мобилизовано 15,5 млн человек, главным образом крестьян), сокращалось производство продовольствия. В то же время прибыль монополий выросла в 3-4 раза, началось взяточничество и хищения при поставках в армию.
Свержение самодержавия породило в широких слоях населения большие надежды и социальные ожидания. Новый социальный порядок должен был служить модернизации общества, т. е. его глубокому всестороннему обновлению (в политике, экономике, образовании, религиозной жизни и др.).
В политической сфере революция привела к разрушению старой политической системы, завоеванию власти новой элитой, принятию новых политических ценностей, провозгласила расширение политической активности народных масс. Декрет о мире призывал все воюющие страны к заключению справедливого мира без аннексий и контрибуций.
Экономические результаты революции можно оценить следующим образом: Декрет о земле провозглашал отмену частной собственности на землю, ликвидацию помещичьего землевладения, превращение земли в общенародное достояние. Идеи национализации экономики, новых механизмов управления и контроля привели к распаду социальных и экономических структур и экономической разрухе. Изменить такое положение дел были призваны командные методы управления и идеологическое воздействие на граждан.
Достижениями в социальной сфере стали: установление 8-часового рабочего дня, запрет на использование детского труда, равноправие мужчин и женщин. Говоря о социальной сфере,
также следует отметить, что ликвидация частной собственности и буржуазного государства, принятие Декрета об уничтожении сословий и гражданских чинов не стали гарантом отсутствия бюрократии, формализма и привилегированного положения чинов. На месте дореволюционной государственной службы быстро вырос новый иерархически организованный аппарат чиновников, ядром которого стала партийная номенклатура.
В духовной сфере наметился явный прогресс во всеобщем светском образовании. В соответствии с Декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» религия утратила свое влияние на население. Декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР» [Декреты 1971] обязал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет научиться писать и читать. В 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность!». Началось всенародное движение за ликвидацию безграмотности. Результатом масштабной деятельности по обучению грамоте не только детей, но и взрослых явилось возрастание доли грамотных среди населения России.
По переписи 1926 г. число грамотного населения в РСФСР увеличилось в два раза и составило 51 %. Массовыми формами подготовки квалифицированных рабочих и среднего технического персонала стали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), школы крестьянской молодежи (ШКМ) и техникумы. Для облегчения поступления в высшие учебные заведения рабочих и крестьян при институтах и университетах с 1919 г. создаются рабочие факультеты («рабфаки»), «подтягивавшие» их знания до необходимого уровня. Быстро увеличивается количество вузов. Преимуществом при приеме пользуются представители «неэксплуататорских классов» - пролетариат и «трудовое» крестьянство [Долгов 2017].
Вместе с тем развитие системы образования сталкивалось с серьезными трудностями, обусловленными, прежде всего, катастрофическим недостатком преподавателей, многие из которых в годы революции были уничтожены или изгнаны из страны как «буржуазный элемент». Решить данную проблему был призван Институт красной профессуры, созданный в 1921 г. Москве. Тем не менее качество преподавания упало. Это было неизбежным побочным действием масштабной демократизации образования, которую невозможно было бы провести без некоторой потери качества. Как
отмечал П. Сорокин, «.печальным было положение профессуры и студентов <...>. Получая ничтожное вознаграждение, и то с опозданием в три-четыре месяца, не имея никакого пайка, профессура буквально вымирала от голода и холода. Смертность ее повысилась в шесть раз по сравнению с довоенным временем. Комнаты не отапливались. Не было ни хлеба, ни, тем более, других "необходимых для существования" благ. Одни в итоге умирали, другие не в силах были вынести все это - и кончали с собой» [Сорокин 1994, с. 470].
Новое российское руководство стремилось сохранить и развить научный потенциал страны. Видным ученым, особенно представителям естественно-научных дисциплин, лояльным к новой власти, предоставлялись практически все возможные в годы Гражданской войны и разрухи условия для работы. Сначала им даже прощалось определенное политическое недовольство. Они продолжали исследования, начатые еще до революции, сотрудничали с государством, помогая ликвидировать последствия Гражданской войны и оккупации. Сложнее строились отношения с властью большевиков ученых, работавших в области гуманитарных и общественных наук. В целом, интеллигенция, сначала весьма отрицательно в своей массе отнесшаяся к большевистскому перевороту, со временем примирилась со сложившейся ситуацией и стала взаимодействовать с новой властью.
Революции 1917 г. в России способствовали всплеску социальной энергии, обладавшей и определенной разрушительной силой, и колоссальным созидательным, творческим, потенциалом. Они существенным образом изменили жизнь российского общества и начали новый этап отечественной истории - советский. В обществе произошли глобальные изменения. В социальной сфере серьезные изменения всегда имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Это в полной мере проявилось в социальном развитии послереволюционной России.
Не руководство страны было главным источником всех достижений советской эпохи, которыми можно гордиться сегодняшним россиянам. Этим источником была именно социальная энергия общественного порыва к достойной и справедливой жизни. Только благодаря ему отсталая аграрная страна смогла превратиться
в передовую индустриальную державу. Была побеждена неграмотность, созданы лучшие в мире системы бесплатного народного образования и здравоохранения. Благодаря этому была одержана Великая Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., покорены высочайшие вершины в области культуры и искусства, в науке и технике, освоении космоса.
Однако несчастье нашего общества заключается в том, что цена всего этого в результате деятельности органов власти оказалась ужасной: миллионы людей, «перемолотых в мясорубке» репрессий и раскулачиваний, замученных в ГУЛАГе, погибших от голода, лишенных политических прав. В конечном счете, именно наш (отечественный) общественный строй, своей идеологической направленностью, всеобщим надзором за образом мысли и поступками людей, сдерживанием каких-либо экономических или политических инициатив, привел общество в новые социальные тупики, а страну - к социальной фрагментации в конце XX - начале XXI вв.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева М. И. О социальных последствиях революции 1917 г. URL: scientificresearch.ru/images/PDF/2017/16/o-sotsialnykh.pdf (дата обращения: 10 сентября 2017 г.). Декреты Советской власти: 1 апреля - 31 июля 1919 г. М. : Политиздат, 1971. Т. 5. 701 с.
Долгов В. В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. URL: www.countries.ru/library/russian/dolgov/ history2_14.html (дата обращения: 10 сентября 2017 г.). Ленин В. И. Полное собр. соч.: 55 т. 5-е изд. Т. 31. М. : Политиздат, 1969. 671 с.
Ленин В. И. Полное собр. соч. : 55 т. 5-е изд. Т. 16. М. : Политиздат, 1969.697 с.
Ленин В. И. Полное собр. соч.: в 55 т. 5-е изд. Т. 11. М. : Политиздат, 1969. 589 с.
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. М. : Изд-во политической литературы, 1959. 770 с. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. М. : Изд-во политической литературы, 1959. 616 с. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. М. : Изд-во политической литературы, 1959. 669 с.
Миронов С. Октябрь 1917: уроки без забвения // Российская газета. 31.10.2007. URL: rg.ru/2007/10/31/oktyabr-mironov.html (дата обращения: 10 сентября 2017 г.). Сорокин П. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет /
Ин-т социологии. М. : Наука, 1994. 560 с. Сорокин П. Социология революции. М. : Территория будущего, Российская политическая экциклопедия, 2005. 704 с.