УДК: 316.47:36:353 DOI: 10.12737/22396
Орлова Валентина Николаевна, кандидатсоциологическихнаук, доцент кафедры социологии и психологии управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail:or_valentina@mail.ru Лытнева Наталья Алексеевна, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕ, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: ukap-lytneva@yandex.ru
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ
В статье раскрыты основные направления социально-экономического развития региона, развития партнерства между различными сообществами по проблемам, интересующим население разного уровня достатка и социальной защищенности. Раскрыта значимость партнёрских отношений в части таких направлений, как снижение социальной напряженности, ликвидации элементов противостояния, конфликтности.
Ключевые слова: партнерство, управление, отношения, социальная защита, социальная политика.
ORLOVA V. N., Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Sociology and Psychology of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration(Rus-sian Federation, Orel), e-mail: or_valentina@mail.ru LYTNEVA N. A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, Professor of the Department of Management and Public Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), email: ukap-lytneva@yandex.ru
SOCIAL PARTNERSHIP IN THE SYSTEM OF STRATEGIC PLANNING OF THE SOCIAL SECURITY IN THE REGION
The article deals with the main directions of socio-economic development of the region, the development of partnership between the different communities on issues of interest of the people of different levels of income and social security. The importance of the partnership is revealed, in terms of areas such as reduction of social tension, elimination of opposing elements, of conflicts.
Keywords: partnership, management, relationship, social protection, social policy.
Устойчивое социально-экономическое развитие региона является результатом принимаемых решений и деятельности, которую ведут разные представители общества. В процессе управления особенно важен баланс интересов между органами власти, бизнесом и местными
сообществами в вопросе об ответственности за благосостояние региона. При этом успешное выполнение задач зависит от развития партнерства между различными сообществами по тем вопросам, которые находятся в сфере взаимных интересов.
Для развития общества нет более важной и актуальной проблемы, чем достижение социального согласия. Исторический опыт многих стран свидетельствует, что их развитие без социальных потрясений и разрушений во многом связано с идеей социального партнёрства, взаимодействия и сотрудничества различных сторон.
Наиболее значимая роль в управлении развитием региона принадлежит органам власти (как регулятору и проводнику государственной политики) и бизнесу (как основному производящему сектору). Практика показывает, что объем финансовых ресурсов, предназначенных для исполнения расходных обязательств большинства регионов, ниже их реальных потребностей. Бюджеты даже благополучных регионов не могут обойтись без трансфертов, особенно в условиях преодоления последствий мирового экономического кризиса. Поэтому важным условием устойчивого развития регионов является привлечение бизнеса к решению региональных проблем на партнерских, взаимовыгодных условиях.
Масштаб и сложность социальных проблем в современной России требуют поиска новых эффективных путей их решения. Все более актуальной становится необходимость налаживания социального партнёрства в системе стратегического планирования социальной защиты населения в регионе как одного из важнейших механизмов проводимой в стране антикризисной социальной политики.
Существует множество концептуальных подходов к исследованию взаимодействия социальных структур общества. В целом общество рассматривается как сложная система, характеризующаяся социальными по своей природе системными качествами и свойствами, такими как структурированность, самоорганизация, регулируемость, устойчивость, динамичность. Структура общества складывается вследствие того, что каждый человек, удовлетворяя свои потребности и реализуя свои интересы, вступает в общественные отношения и занимает определенное место в системе этих отношений. Происходящая социальная дифференциация и формирует социальную структуру. Структурные эле-
менты общества могут развиваться, распадаться и возникать вновь, одни сегменты могут укреплять систему, другие - дестабилизировать ее, однако необходимым остается устойчивость и в тоже время динамичность развития [7].
Настоящее развитие России в значительной степени характеризуется активным и часто противоречивым процессом формирования трех секторов, свойственных любому обществу с развитой институциональной структурой: государственного, коммерческого и некоммерческого. Особенно актуальными вопросы управления государством, экономикой и общественной жизнью становятся в периоды, когда старые нормы, ценности, установки по тем или иным причинам отбрасываются, а новые еще только формируются. В этой связи ключевой задачей, стоящей перед современной Россией, является обеспечение устойчивого и безопасного социально-экономического развития в контексте взаимодействия структурных элементов общества в рамках стратегического планирования социальной защиты населения и прежде всего малообеспеченной категории граждан. Узловой элемент, вокруг которого или на базе которого формируется социальное партнёрство, - это социальная проблема. Социальное партнерство необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые негативные социальные явления (бедность, бездомность, сиротство, насилие в семье, загрязнение окружающей среды и др.). Установление партнёрских отношений способствует снижению социальной напряженности, ликвидирует элементы противостояния, конфликтности и закладывает основы стабильности, общественного порядка.
Представители различных секторов обычно по-разному осознают собственную ответственность за решение этих социальных проблем. Государство может выступать катализатором перемен в социально-экономической жизни, финансово и институционально поддерживать общественные инициативы, на которых основано партнёрство. Государство создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправ-
ления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности. Оно формулирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы. Используя разные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ, для осуществления целевых социальных программ, государство привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации (НКО) и бизнес. Местное самоуправление действует наравне с другими формами общественной и частной самоорганизации, общественным самоуправлением, общественными объединениями, корпорациями и другими.
Представляя интересы местного сообщества, местное самоуправление в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов. Оно действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.
Некоммерческий сектор в настоящее время анализируется учеными как важнейшая составная часть гражданского общества, с одной стороны, и как система создания и доставки потребителю общественных благ - с другой. Особо отмечается демократический, добровольный характер некоммерческого сектора, основанного на непринудительном характере осознанной гражданской инициативы. Именно это отличает третий сектор от государства и сближает его со структурами рыночной экономики. В отношении НКО появилось такое определение: «бизнес, имеющий общественную миссию».
Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации разрабатывают инновационные предложения, социальные технологии, организуют проведение гражданского контроля, ведут волонтёрскую деятельность. Таким образом, эти структуры представляют заинтересованность населения и определяют новые направления. Предприятия предпринимательства и их ассоциации осуществляют благотворительные пожертвования, способствуют распространению опыта и профессиональных тонко-
стей менеджеров в принятии важных общественных решений [1].
К особенностям регионального уровня управления относится участие населения в решении проблем местного значения. Реализация муниципальной реформы предусматривает развитие форм участия населения в жизнедеятельности региона, расширения масштаба контрольных функций граждан той или иной территории за функциями муниципальной власти.
Исследование развития системы социального партнёрства в социальной сфере Орловской области свидетельствует о том, что одним из условий повышения доходности граждан и обеспечения справедливого распределения средств, направленных на потребление,явля-ется социальное партнерство, которое осуществляется в соответствии с Соглашением Правительства Орловской области, Федерации профсоюзов Орловской области и объединения работодателей Орловской области. В нем предусмотрены особо значимые направления социально-трудовой сферы, реализация которых обеспечивает экономическую, правовую и социальную защиту интересов трудящихся.
Гарантом финансовых потребностей и эффективным инструментом распределения оплаты труда и его регулирования выступает коллективный договор. По такой договорной системе в 2015 г. работали 1468 организаций Орловской области. Договорные отношения охватывали более 125 тысяч работников.
Одним из направлений развития отношений с местным сообществом в целях продвижения социальной политики в Орловской области функционирует технология развития социально-ориентированных некоммерческих организаций и общественно-государственного партнерства. Технология позволяет согласовывать интересы бизнеса, общества и власти, используя эффективный метод социальной коммуникации в оказании социальной помощи незащищенным категориям граждан. С этой целью проводятся мероприятия по обсуждению социальных проблем, в том числе конференции, «круглые столы» и др.
На таких мероприятиях рассматриваются проблемы нормативного регулирования сферы
государственно-частного партнерства и развития социально-ориентированных некоммерческих организаций в Орловской области, государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, реализации комплексной программы «Вопросы поддержки деятельности социально- ориентированных некоммерческих организаций».
Приоритетными направлениями и рекомендациями, направленными на эффективное использование потенциала социально-ориентированных некоммерческих организаций, являются:
1. Квотирование части бюджета для организации научных грантов Президента Российской Федерации для регионов с высокой численностью населения, нуждающегося в социальной защите, имеющих высокий уровень дефицитности регионального бюджета.
2. Развитие механизмов стимулирования социального предпринимательства на региональном уровне.
3. Выделение бюджетных средств для проведения конкурсов грантов поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций.
4. Усиление информационной прозрачности отчетности социально-ориентированных некоммерческих организаций.
5. Разработка инструментов нормативно-правового регулирования объективной оценки качества предоставления социальных услуг общественными партнерами, оценки их финансовых возможностей, способности исполнить соответствующий государственный заказ.
Отношения Департамента социальной защиты населения Администрации Орловской области с неправительственными организациями направлены на развитие социального партнёрства, повышение уровня социальной защиты населения, обеспечение оптимального баланса в реализации общих и специфических интересов сторон.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о готовности представителей государственных структур к взаимодействию с общественными организациями. К критериям подбора партнёров относятся: инициативность,
готовность к диалогу, порядочность и конструктивность со стороны лидеров, имидж организации. Основными партнерами Департамента социальной защиты населения Администрации Орловской области являются: Федерация профсоюзов региона, областное общество «Знание», Орловское региональное отделение «Российский Красный Крест», Советы ветеранов, областная общественная организация Всероссийского общества инвалидов.
В настоящее время в Орловской области около 500 организаций и предприятий являются постоянными партнёрами учреждений социальной защиты населения в оказании помощи незащищенным категориям граждан. Ими осуществляется ряд совместных программ, проектов. Например, по работе с детьми-инвалидами в стационарных условиях сотрудничество осуществляется: с ассоциацией юных лидеров, практических психологов и психотерапевтов «Практик», областной общественной организацией Всероссийского общества инвалидов, благотворительной организацией «Орловские соотечественники» и другими. Сотрудничество по оказанию гуманитарной помощи осуществляется совместно с американским международным благотворительным фондом «Жизнь ребенка», международной культурно-просветительской организацией «ХАМА» в России, центром народной помощи «Благовест», ассоциацией «Духовное возрождение».
Таким образом, общественный сектор Орловского региона представлен широким спектром общественных организаций, движений и фондов, которые содействуют развитию партнерских отношений в местном сообществе и отстаивают интересы слабозащищенных категорий граждан. Правительство Орловской области проводит последовательный курс на укрепление правовых гарантий и улучшение экономических условий для развития общественной и частной инициативы в сфере благотворительности, в достижении социального благополучия инвалидов, в реализации адресности социальной помощи.
К направлениям развития социального партнерства относится укрепление отношений с
представителями бизнеса, финансирование которых направляется на: совершенствование системы здравоохранения; развитие учреждений для организации досуга молодежи и подростков; помощь незащищенным группам населения; содействие занятости населения муниципальных образований; благоустройство городов и поселков. Среди основных инструментов реализации социальных программ представителями бизнеса следует отметить: денежные гранты, благотворительные пожертвования, спонсорская помощь, софинансирование, социальные инвестиции.
Участие представителей бизнеса в социальной сфере территорий сопровождается не только ростом бюджетов социальных программ и профессионализмом управления социальными программами, но и взаимными интересами органов местной власти и бизнеса, которые определяютсяразработкой и реализацией социально-экономической политики, обеспечивающей эффективное, устойчивое стратегическое развитие Орловской области.
На наш взгляд, для успешного управления системой социального партнерства в регионе, создания эффективных и работоспособных схем сотрудничества необходимы следующие критерии: владение коммуникативной культурой и знаниями делового этикета; умение грамотно представлять свое учреждение в процессе поиска партнера; оказание информационной поддержки партнерам; умение ориентировать партнеров на долгосрочную перспективу; знание методов анализа деятельности и рефлексию среди партнеров; выделение приоритетов в партнерских отношениях, основанных на взаимодействии бизнеса, власти и общественности.
В условиях экономической и социальной нестабильности в обществе закономерно общее усиление роли социального партнёрства как одного из важнейших механизмов проводимой в стране социальной политики. Следовательно, в ближайшей перспективе следует ожидать совершенствования структуры системы социального партнёрства и совершенствования содержания взаимодействия субъектов социального партнёрства. ^циальное партнёрство, его
идеология и практика дают шанс современной России уберечь общество от окончательного раскола, а страну - от неизбежной гибели. Именно оно - как цель и как современная, не откладываемая на неопределенное будущее практика - позволит успешно регулировать взаимоотношения в сфере труда и капитала.
Библиография:
1.Бацюн Г.Е., Стацура Л.С. Социальное партнёрство. Проблемы, поиски, решения: сборник. -М., 2013. - С. 7.
2.Кыштымова Е. А., Лытнева Н. А. Инструменты механизма внутреннего и стратегического планирования промышленных предприятий/Вестник ОрелГИЭТ. -2014.- №1(27).-С. 50-56.
3.Лытнева Н.А. Развитие малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса: Монография Орел: Издательство ОрелГИЭТ.- 2009. -118 с.
4.Лытнева Н.А. Управление системными изменениями //Вестник ОрелГИЭТ. - 2008. -№ 4. - С. 72-83.
5.Лытнева Н.А., Комаревцева, О.О. Алгоритм финансово-инвестиционной оценки муниципального образования для исследования эффективности экономических систем//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. -№11-2. - С. 290-295.
6.Сысоева О.Н., Лытнева Н.А. Исследование стратегического управления прибылью в инновационной среде. // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. - №4 (22). -С.37-41.
7.Тиховодова А.В. Социальное партнёрство: сущность, функции, особенности развития в России // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 58. -С. 25-26.
References:
1. Batsiun G.E., Statsura L.S. Sotsial'noe partnerstvo. Problemy, poiski, resheniia: sbornik. - M., 2013. - S. 7. (In Russ.)
2. Kyshtymova E. A., Lytneva N. A. Instrumenty mek-hanizma vnutrennego i strategicheskogo planirovaniia promyshlennykh predpriiatii // Vestnik OrelGIET. - 2014. - № 1 (27). - S. 50-56. (In Russ.)
3.Lytneva N.A. Razvitie malogo i srednego predprinimatel'stva v usloviiakh ekonomicheskogo krizisa: Monografiia - Orel: Izdatel'stvo OrelGIET. -2009. -118 s. (InRuss.)
4. Ьуйпеуа И.Д. иргау1еп1е ^етпугт ктегшит // УевЬп1к ОгеЮ!ЕТ. - 2008. - № 4. - Б. 72-83. (1п Ривв.)
5. 1_упеуа И.Д., Котагеу1зеуа, О.О. Д1дог11т А-пап80Уо-1пуе8и181оппо1 о1вепк1 типИв1ра1'подо оЬга-гоуапНа ^Иа 1881еЬоуап11а е1Гекиупо811 екопот1оЬе8к1кИ 8|81ет // Mezh-dunaгodnyi гИигпа! pгikladnykh I 1ипс1а-тепИаГпукИ 188!еСоуапИ. - 2015. - № 11-2. - Б. 290-295.(1п Ри88.)
6. Бу8оеуа О.№, Ьу1леуа И.Д. ¡88!еСоуап1е 81га1е-д1оИе8кодо иргау!епИа рг1Ьу!'1и V 1ппоуа181оппо1 8геСе. // Уе81л1к Оге!С!ЕТ. 2012. - №4 (22). - Б.37-41. (1п Ри88.)
7. Tikhovodova Д.У. Бо1аа!'пое paгtneгstvo: 8и8ИоИпо81', 1ипк8н, о8оЬеппо81 гаг^ИЛа V Ро88н // ^е8Йа РСРи 1т. Д.!. Се|18епа. - 2008. - № 58. -Б. 25-26. (!п Ри88.)