РЕЦЕНЗИИ
_REVIEW_
УДК. 316.354: 351/35
DOI 10.18413/2075-4566-2019-44-2-357-360
CONTRA COMPLEXIONES. ПОСЛАНИЕ К РОССИЯНАМ ВОЛЖСКОГО ФИЛОСОФА (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ В.А. КУТЫРЁВА «ШВА МИНЕРВЫ ВЫЛЕТАЕТ В СУМЕРКИ»)
CONTRA COMPLEXIONES. VOLGA PHILOSOPHER'S MESSAGE TO THE RUSSIAN PEOPLE (BOOK REVIEW: "THE OWL OF MINERVA FLIES AT DUSK"
BY V.A. KUTYREV)
А.С. Тимощук A.S. Timoschuk
Владимирский юридический институт ФСИН России, Россия, 600020, г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67-е
Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, 67-e ul. B. Nizhegorodskaya, Vladimir, 600020, Russia
E-mail: human@vui.vladinfo.ru
Аннотация
Задачи философии, по мнению В.А. Кутырёва, совпадают с уставом гигиены человеческого и заключаются в том, чтобы сопротивляться постчеловеческой иллюзии, охранять жизнь от вытаптывания исторического марша науки и прогресса. Кутырев надеется, что Россия, как страна, претендующая на сохранение традиции, станет опорой Бытия, не пойдёт по пути Ничто или угнетения жизни и перерождения духовности в рациональность, трансформации идеи бесконечного бытия в технолого-экономическое становление.
Abstract
Objectives of philosophy, according to V.A. Kutyrev, coincide with the charter of human hygiene and consist in resisting posthuman illusions, protecting life from trampling down of the historical march of science and progress. Kutyrev hopes that Russia, as a country claiming to preserve tradition, will become the backbone of Being, will not follow the path of Nothing or the oppression of life and the rebirth of spirituality into rationality, the transformation of the idea of infinite being into a technological and economic formation
Ключевые слова: Владимир Кутырёв, консерватизм, традиция, глобализация, модернизация, трансгуманизм.
Keywords: Vladimir Kutyrev, conservatism, tradition, globalization, modernization, transhumanism
Погнавшись за цивилизацией, мы потеряли простоту. Можно ли быть сложным и простым одновременно? Вот такой парадокс пытается разрешить философ. Как вернуть общество в естественное лоно бытия? Нужно ли изобретать иные миры? Или можно ли позволять Иное? Какова мера человеческого и где проходит граница между возможным и
допустимым? Возможны ли коэволюция «тех, кто готов раствориться в технологии, служа пищей (смазкой на стыках) в системе машин, и тех, кто хотел бы сохранить свою антропологическую идентичность»? Продолжим ли мы скользить по ленте Мёбиуса к полион-тичности или ограничимся видимым бытиём, онтофанией?
Простота — наш дом
Называя простоту нашим домом, философ не призывает нас к примитивизации. Книга написана сложным языком и требует философской подготовки. Тезисно её основу составляют следующие глубокие идеи:
- бытие есть благо,
- самоутверждение есть сущность каждого живого существа,
- вечное возвращение есть прочная платформа вместо прогрессивизма.
Поскольку сохранение существующего требует постоянных усилий, то задачи философии, по мнению В.А. Кутырёва, совпадают с уставом гигиены человеческого и заключаются в том, чтобы сопротивляться постчеловеческой иллюзии, охранять жизнь от вытаптывания исторического марша науки и прогресса. Кутырев надеется, что Россия, как страна, претендующая на сохранение традиции, станет опорой Бытия, не пойдёт по пути Ничто или угнетения жизни и перерождения духовности в рациональность, трансформации идеи бесконечного бытия в технолого-экономическое становление.
В своих сторонников В.А. Кутырёв обращает парафразом самых разных людей:
- «дом бытия держится на традиции, которая есть не пепел, а живой огонь жизни (французский социалист, антимилитарист и историк революции Жан Жорес)»;
- «если прогресс и техника будут вне человека, то я предпочту остаться с человеком, а не с прогрессом (страстный христианин Ф.М. Достоевский)»;
- «философы лишь различным образом изменяли мир, но дело заключается в том, чтобы сохранить его (К. Маркс, великий борец за социальную справедливость)».
Общий посыл книги - этот циничный, безоглядный, без/д/умный инонизм не доведет цивилизацию до добра. Нужна логодиция добра, простоты и меры человеческого. Человек! Не преступай за своё Бытие!
Если философия не прекратит своё увлечение редукционизмом, она потеряет связь с реальностью, её обгонит искусство, которое порой более точно и целостно передаёт реальный мир, нежели однобокие философские конструкты. Уход от целостности жизни, её подмена математизацией, химизацией, информатизацией бытия; превращение в самоцель частных технологий в надежде, что они дадут изобилие; угроза подмены реальности функциями и методологиями.
Цель книги, как и всегда, - спасение Человека. Разница в деталях: если ранее Валерий Александрович спасал от техники, от пустоты, от прогресса, здесь он спасает от самоапокалипсиса, эсхатологической рукотворной трагедии. И, как философ, находит философскую причину этой суицидальной опасности - Иммануила Канта, запустившего обратный отсчёт человечеству. «Критику чистого разума» Кутырёв называет «спекулятивно-философской атомной бомбой в сфере духа» за то, что она уходит от земного в мысленное гипотетическое пространство (с. 13).
Одна из задач книги «Сова Минервы» - охрана вещно-событийной реальности. Ку-тырёва тревожит тенденция к распредмечиванию, преобразование структурно-субстратного подхода к миру в системно-функциональный, изгнание субстратности и её замещение функциональность и структурностью. Предметы не должны быть точкам пересечения функций и системных связей, а математизация науки не есть индикатор её высокого развития.
Утверждение феноменологии
Пожалуй, самая большая ценность новой книги Владимира Александровича заключается в авторизации феноменологии как генеральной линии жизнеутверждающей философии XXI века. Изучение сознания как чистой, априорной, трансцендентальной ре-
альности, его структуры, интенциональности - это не только вечный вопрос для человека. В условиях прогрессивизма и этического нигилизма философия сознания становится путеводной звездой цивилизации. Научным языком Гуссерль возвращает нас к основам бытия, осуществляя выход за психическое и телесное. Можно только согласится, что М. Хайдеггер сделал из феноменологии почвенническую поэзию.
Не подпишусь под обвинением трансцендентализма Гуссерля в актуальной экспансии информационно-компьютерных технологий. Тогда уж нужно «поднять на суд» идеи Р. Луллия, Б. Паскаля, В. Лейбница. Непосредственно в самой программе дигитализации Гуссель не принимал участия. Ж. Жаккар, французский изобретатель самодействующего ткацкого станка, считывавшего программу с перфокарты для выполнения узоров на ткани, «виновен» в цифровизации экономики гораздо больше Гуссерля.
Кутырёв - тоже феноменолог, но хайдеггерианский. Феноменолог словесности и духа. Он даёт перевод феноменологического как «непосредственное, изначальное, не опосредованное, ничем не экранированное» (с. 383), сопоставляет с «само-по-себе-себя-кажущее» Хайдеггера. Здесь мир предстаёт человеку через его телесность, общение с другими, переживание и входящее живое знание.
Кутырёв противопоставляет эту феноменологию дигитально-гуссерлианской. Хайдеггер - почвенническая, традиционная феноменология. Гуссерль - редукционно-информационная. Хайдеггер - за несокрытость бытия, за веру и любовь. Гуссерль - за формализацию и математизацию. У Хайдеггера - феномены суть истина чувств. У Гуссерля - аберрация.
Бытие становится наивно несокрытым. Оно просто есть. Вот-бытие. Dasein. Видимость и сущность не нужно различать. Кант был не прав, а Ницше прав. Бытие зовёт и дышит. Оно очевидно и не требует разделения на субстанцию и феномен. Предвечно и ниоткуда не выводится. Онтофания переходит в теофанию и даёт особое догматическое богословие, третий путь между апофатикой и катафатикой.
В число представителей реальной феноменологии Кутырёв записывает Гартмана, Ингардена и Я.Э. Головкера. Они же суть стражи бытия, различающие в нём слои и уровни. Из представителей литературы он называет Марселя Пруста, стремившегося удержать непосредственное переживание мира вопреки контролю рассудка.
Жизненный мир, вышедший из фундаментального философствования, открывает философско-антропологические перспективы. Кутырёв выводит жизненную концепцию истинности: чем ближе к человеку и миру, тем более истинна теория. Знание должно быть продуктивным, а не просто изощрённо-абстрактным. Не всё, что научно - адекватно. Средства познания должны соответствовать предмету познания. Присутствие и причастие - вот опора жизненной феноменологии.
Жизнь, практика, человек, природа - все эти данности выше теории и не обязаны заниматься апологетикой. Реалистическая феноменология исполнена чувств и воображения, близка к антропологии и метафизике, мифологии и поэтике, истории и традиции, экологии и гуманизму. Т.е. всему, что способствует выживанию человека.
Феноменологическая экономика - вот новый ориентир цивилизации. Дальнейшее продвижение культуры, духовности и человека возможно в посткапиталистическом (феноменологическом) режиме. Если экзистенциализм - это гуманизм, то феноменология -это значит держаться корней. Рыночная экономика будет сохраняться, но в обществе неизбежно будут шириться социалистические отношения. Социализм - вечный проводник капитализма, они связаны как право и государство. Частная собственность дополняется дарением и альтернативной системой владения и доступа к ресурсам (access economy, sharing economy, ^working), где право пользования ценится выше, чем право владения. Чистый капитализм перестаёт быть прибыльным. Производство всё больше нуждается в планировании, корпорации - в социальных программах и тонкой настройке коллектива в виде неэкономической мотивации персонала. Интеллект, образование, творчество - вот двигатели постиндустриального общества. Чтобы управлять таким обществом нужно
пройти эволюцию от зоны контакта (насилие) через волевой и харизматический контроль до оптимизации финансово-ресурсных потоков и процедур.
Расставляя простые точки над И-ным, закончим по-кутырёвски: Если мне скажут, что завтра конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево.
М. Лютер
Ссылка для цитирования статьи Reference to article
Тимощук А.С. 2019. Contra complexiones. Послание к россиянам волжского философа (рецензия на книгу В.А. Кутырёва «Сова минервы вылетает в сумерки»). Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 44 (2): 357-360. DOI: 10.18413/2075-4566-2019-44-2-357-360
Timoschuk A.S. 2019. Contra complexiones. Volga philosopher's message to the russian people (Book Review: "The owl of Minerva flies at dusk" by V.A. Kutyrev). Belgorod State University Scientific Bulletin. Philosophy. Sociology. Lawseries. 44 (2): 357-360. (in Russian). DOI: 10.18413/2075-4566-2019-44-2-357-360