Научная статья на тему 'Concepts of Novosibirsk State Technical university international networking as an instrument of higher qualification personnel training'

Concepts of Novosibirsk State Technical university international networking as an instrument of higher qualification personnel training Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Pustovoy N. V., Gouschina А. М., Nekrasov V. V., Tsoy E. B.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Concepts of Novosibirsk State Technical university international networking as an instrument of higher qualification personnel training»

СТРАТЕГИИ ВУЗОВСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Н. В. Пустовой, А. М. Гущина, В. В. Некрасов, Е. Б. Цой

КОНЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НГТУ)

Рассмотрен международный и российский опыт сетевого взаимодействия университетов; предложены новые концепции международного сетевого взаимодействия в соответствии с программой стратегического развития университета.

Ключевые слова: сетевой университет, совместные образовательные программы, международные партнерства.

N. V Pustovoy, А. М. Guschina, V. V Nekrasov, E. B. Tsoy

Concepts of novosibirsk state technical university international networking as an instrument of

higher qualification personnel training

International and Russian experience of university networking is considered; new concepts of international networking according to the university strategic development program are proposed.

Keywords: networking university; joint educational programs; international partnerships.

Ковый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 15) декларирует сетевую форму образовательных программ с использованием ресурсов отечественных и зарубежных образовательных организаций [4]. Формулировка, закрепленная в законе, позволяет вузам использовать различные формы сетевого взаимодействия, включающего в себя как учебные заведения, так и научные учреждения и бизнес-структуры.

Следует отметить, что понятие сетевого университета, несмотря на большое количество публикаций в российских и зарубежных источниках, до сих пор не имеет однозначного толкования [6]. В частности, в работе [10] анализируются две противоположные концепции организации сетевого университета: виртуальный университет, предоставляющий дистанционное образование в различ-

© Пустовой Н. В., Гущина А. М., Некрасов В. В., Цой Е. Б., 2013 6

ных точках мира (проект «The Global Network University» университета Нью-Йорка), и традиционные модели межуниверситетского взаимодействия (австралийская «The Group of Eight» и европейская «The Russel Group of the Universities»).

Европейское образовательное пространство в целом отличается разнообразием подходов к построению сетевого взаимодействия. В частности, сеть TIME («Top Industrial Managers for Europe») объединяет более 50 технических университетов и дает возможность получения двойных дипломов. Главной особенностью «Utrecht Network» является проведение регулярных летних школ, которые организуют члены консорциума совместно с американской сетью университетов MAUI («Mid-America Universities International Network») и университетской сетью AEN («Australian-European Network»). А, например, в сетевую

структуру Университета Арктики (с участием российских университетов) входят 25 научных тематических сетей, на базе которых развиваются различные образовательные программы. В целом следует отметить, что в основе успешного развития сетевого взаимодействия университетов на европейском образовательном пространстве лежит опыт участия в программе ERASMUS, которая дала возможность отработать на практике принципы организации мобильности студентов и преподавателей и создание программ двойных дипломов и т. п.

Интерес представляют примеры сетевого взаимодействия в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в частности APUCEN («Asian-Pacific University-Community Engagement Network») [11]. Однако, как показывают экспертные оценки [13, 14], имеются серьезные отличия в принципах организации сетевого взаимодействия в Европе и АТР. Если в Европе инициатива сетевого взаимодействия принадлежит самим университетам, то в странах АТР стимулом для объединения в сети образовательных и научных учреждений является политическое решение, идущее по вертикали: государство — университет. В частности, в Японии Министерство образования рассматривает модель «Japan's Integrated Research System for Sustainability Science» (JIRSSS) как инструмент своей стратегии, которая поможет японским университетам противодействовать вызовам глобализации и демографического спада.

Некоторым аналогом европейской модели «Utrecht Network» в этом регионе можно считать «Association of Pacific Rim Universities» (APRU), которая объединяет 42 ведущих университета из 16 стран региона [12]. Сетевое взаимодействие реализуется как через летние программы «Undergraduate Summer Program» (лекции, практические занятия и семинары по местной культуре, языку, политике и экономике), так и через ежегодные семинары и конференции «Doctoral Students Conference» (апробация результатов исследований, предшествующая итоговой аттестации на степень).

В России представлены оба подхода к формированию сетевого взаимодействия университетов. При поддержке государства и в интересах государственной политики РФ созданы такие сетевые структуры, как Университет СНГ [2] и Университет ШОС [3], целью которых является разработка и создание аналога программы ERASMUS на образовательных пространствах государств-участников. По инициативе Российской Федерации планируется широкомасштаб-

ный проект создания сетевого университета Азиатско-Тихоокеанского экономического совета (АТЭС) [9]. Идея его создания была озвучена на встрече министров образования стран АТЭС в Южной Корее (май 2012 г.) и на саммите АТЭС во Владивостоке (сентябрь 2012 г.). Детальному обсуждению этой проблемы была посвящена конференция «Формирование образовательного пространства АТЭС» (Владивосток, июль 2012 г.). Идея создания Университета АТЭС совместно с APRU направлена на укрепление сотрудничества с ведущими исследовательскими университетами Азиатско-Тихоокеанского региона и реализацию общих магистерских программ. Однако пока страны АТЭС делятся на две группы: страны, готовые к сотрудничеству (Австралия, Новая Зеландия, Мексика, Вьетнам, Китай, Таиланд), и страны, чье образовательное законодательство вносит ряд ограничений в участие в университетской сети (США и Канада) [5]. Следует отметить, что этот проект инициировал дискуссию экспертов по поводу того, войдет ли Университет ШОС в состав Университета АТЭС или сохранит свой статус независимого сетевого образования.

С другой стороны, российские вузы развивают сетевое взаимодействие на основе сложившихся международных партнерств. В частности, можно рассмотреть проект МГТУ им. Баумана «Альянс университетов», в который входят 5 российских, один норвежский и один украинский университет. Сотрудничество направлено на разработку и реализацию международных образовательных программ различного уровня, основанных на принципах Болонского процесса. Но в настоящее время реализация проекта ограничивается односторонним мобильным участием студентов из России: они проходят в Норвегии краткосрочное включенное обучение (от 2 недель до 1 семестра), полный курс обучения на получение степени PhD, а также участвуют в международных летних школах в университете Нурланд (Норвегия) [7].

Представляет интерес анализ моделей кластеров высшего профессионального образования, построенных с учетом стратегий регионального развития. В частности, концепция формирования общего образовательного пространства Байкальского региона и открытого сетевого Байкальского университета [8] берет за основу опыт Университета СНГ и Университета ШОС и предлагает сетевое взаимодействие на базе ведущих вузов, учреждений академий наук СО РАН и других отраслевых академий региона. Предполагается, что открытый сетевой Байкальский

университет будет осуществлять образовательные программы подготовки магистров, кандидатов и докторов наук.

Практические результаты сетевого взаимодействия в подготовке кадров высшей квалификации на основе тесной интеграции вуза и научного учреждения, а именно региональная модель сетевого взаимодействия вузов на основе научно-образовательных центров (НОЦ) при научно-исследовательских университетах (НИУ), представлены в работе [1]. Ядром модели сетевого взаимодействия, по мнению разработчиков, является НОЦ, созданный на базе НИУ по приоритетному направлению развития науки и техники, совместно с одним из институтов РАН.

Вышеизложенный краткий обзор существующих практик сетевого сотрудничества зарубежных и российских университетов дает возможность проанализировать концепции международного сетевого взаимодействия Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), разрабатываемые в рамках программы стратегического развития НГТУ «Инженерные и научные кадры для инновационной экономики» и новых концепций сетевого сотрудничества в подготовке кадров высшей квалификации для инновационной экономики региона.

НГТУ является базовым вузом по направлению подготовки «Энергетика» Университета ШОС. Этот опыт дает возможность сделать вывод о том, что если инициатива создания сети идет не от сложившихся межуниверситетских партнерств, а образуется на конкурсной основе и утверждается «сверху», приказом министерства образования, то сетевое взаимодействие не отличается ожидаемой эффективностью. В этом случае разработка и согласование учебных планов подготовки магистров и других категорий обучающихся, осуществляемые под контролем министерств образования государств-участников, выполняются в полном объеме и в соответствии с перспективным планом, но развитие мобильности, особенно двусторонней, встречает определенные трудности. В первую очередь эту проблему принято связывать с языковыми сложностями: рабочие языки Университета ШОС — русский и китайский, что резко снижает шансы на мобильность студентов в базовые вузы Китая (и наоборот). Второй причиной можно назвать значительное различие в уровне жизни в государствах — членах Университета ШОС. Если мобильность иностранных учащихся в российские базовые вузы Университета ШОС может даже превышать ежегодные квоты, то возможность

обучения в ряде этих вузов не является привлекательной для российских студентов. Однако в последнее время наметилась тенденция «выхода» базовых вузов Университета ШОС за рамки сотрудничества, ограниченного одним приоритетным направлением, и развития сетевого взаимодействия и по другим направлениям подготовки. В частности, НГТУ и Алмаатинский университет энергетики и связи (один из базовых вузов Казахстана по направлению подготовки «Энергетика») реализуют программы включенного обучения и краткосрочных стажировок магистров и аспирантов не только по энергетике, но и по таким направлениям, как информационно-телекоммуникационные технологии и наноэлект-роника. Так, только в весеннем семестре 2012/13 уч. г. НГТУ примет более 80 магистрантов из Алмаатинского университета.

Исходя из международной практики, более перспективной для создания устойчивого сетевого взаимодействия является модель программы ERASMUS: согласование образовательных программ для подготовки специалистов высшей квалификации и развитие мобильности магистрантов, аспирантов и преподавателей в рамках консорциума университетов-партнеров.

Именно на основе этой модели выстраивается концепция Сетевого технического университета НГТУ (СТУ НГТУ). При разработке концепции СТУ НГТУ учитывались следующие исходные условия:

— сложившиеся научно-образовательные связи с зарубежными партнерами (более 100 договоров и соглашений с университетами из 25 стран мира);

— опыт согласования учебных планов и разработки совместных образовательных программ на основе ECTS (прежде всего, в рамках 4 проектов TEMPUS по совместной подготовке магистров и аспирантов в 2008-2013 гг.);

— опыт реализации одной из первых в стране совместных российско-китайских образовательных программ в партнерстве с Харбинским политехническим университетом (набор 1990, 1992 и 1994 гг.) и участия в сетевом проекте подготовки студентов специальности «Международные отношения» в партнерстве с Томским государственным университетом и членами международного консорциума вузов «Сибирский центр изучения Евросоюза»;

— отработанный механизм организации двусторонней студенческой и академической мобильности (в том числе за счет участия вуза в консорциумах 3 проектов ERASMUS Mundus);

— участие в различных международных и российских ассоциациях (Ассоциация российских и китайских технических университетов; ассоциация российских университетов «Совместные образовательные программы и программы двойных дипломов», учредителями которой являются Российский университет дружбы народов, НГТУ и Томский политехнический университет, и т. п.);

— модернизация образовательного процесса путем разработки практико-ориентированных образовательных программ непрерывной многоуровневой профессиональной подготовки кадров высшей квалификации;

— включение в образовательный процесс научно-образовательных центров НГТУ, созданных совместно с академическими институтами РАН и крупными зарубежными высокотехнологическими компаниями.

Целью создания СТУ НГТУ является, с одной стороны, повышение привлекательности образовательных программ НГТУ по ряду приоритетных направлений; с другой стороны, расширение возможностей в построении индивидуальных образовательных траекторий для магистров и аспирантов НГТУ.

СТУ НГТУ функционирует на правах консорциума, который подразумевает равноправное партнерство университетов, закрепленное двух-и многосторонними соглашениями и договорами

о научно-образовательном сотрудничестве. В част-ности, 15 марта 2013 г. подписано рамочное соглашение о совместной подготовке аспирантов в области электротехнологий между НГТУ и университетом Падуи (Италия). Вузам, желающим стать членами консорциума, предлагается подписать Декларацию о сотрудничестве по созданию сетевого технического университета (см. рисунок).

Основным инструментом функционирования СТУ НГТУ является согласование с зарубежными партнерами совместных образовательных программ/программ двойных дипломов (СОП/ПДД).

В рамках проекта «Создание сетевой структуры инженерного образования на базе российских и зарубежных университетов — партнеров НГТУ» и Программы стратегического развития университета на основе конкурса на 2012-2014 гг. выделено финансирование на разработку пяти СОП:

1. «Системы электроснабжения и управления ими» (магистратура, кафедра систем электроснабжения предприятий). Члены консорциума: НГТУ, Монгольский университет науки и технологии, Карагандинский государственный технический университет (Казахстан).

2. «Глобальное управление инновациями» (магистратура, факультет бизнеса). Члены консорциума: НГТУ, университет прикладных наук Лааперанта (Финляндия), Варшавский университет (Польша), Восточно-Казахстанский госу-

Рис. 1. Схема взаимодействия Сетевого технического университета НГТУ

дарственный технический университет им. Д. Се-рикбаева и университет «Кайнар» (Казахстан).

3. «Химическая инженерия» (магистратура, кафедра технологических процессов и аппаратов). Члены консорциума: НГТУ, университет Аквилы (Италия), Лондонский университетский колледж (Великобритания), Институт химических технологий технического университета Берлина (Германия), университет имени Адама Мицкевича (Польша), Институт химических технологий (Чехия).

4. «Электротехнология» (магистратура и аспирантура, кафедра автоматизации электротехнологических установок). Члены консорциума: НГТУ, Силезский технический университет (Польша), технологический университет Катовице (Польша), университет Падуи (Италия).

5. «Материаловедение» (магистратура, кафедра материаловедения в машиностроении). Члены консорциума: НГТУ, университет Ганновера (Германия).

Кроме того, в рамках действующего проекта TEMPUS MPAM ведется разработка СОП «Ме-хатронные системы и автоматика». Члены консорциума: НГТУ, технический университет Ли-берец (Чехия), технический университет Софии (Болгария), университет Блез-Паскаль (Франция), 3 российских и 4 украинских технических университета.

Система управления СТУ НГТУ аналогична той, что принята в Университете ШОС и Университете СНГ. Она предусматривает ежегодную конференцию ректоров университетов-членов консорциума, в рамках которой будут приниматься стратегические решения, а также семинары представителей вузов по согласованию учебных планов и реализации совместных образовательных программ.

В то же время концепция СТУ НГТУ включает в себя и элементы вышеупомянутых модели кластера высшего профессионального образования (академические институты СО РАН) и модели сетевого взаимодействия вузов на основе НОЦ НИУ. В НГТУ действуют более 30 НОЦ, центров коллективного пользования и авторизованных лабораторий ведущих зарубежных компаний (в частности, первый в России учебный центр германского машиностроительного концерна «Deckel Maho Gildemeister», учебный центр сварочных технологий германского концерна «Kjellberg Finsterwalde», ЦКП «Нанотехнологии в электронике» и «Распределенные параллельные вычисления Grid System» и др.). Именно включение в учебный процесс академических институтов

СО РАН, НОЦ, ЦКП и авторизованных центров и лабораторий НГТУ повышает привлекательность разрабатываемых СОП для зарубежных партнеров. И это касается не только партеров из ближайшего зарубежья — Казахстана, но и европейских партнеров НГТУ. Так, на очередную 4-ю международную летнюю школу (СОП «Материаловедение»), которая состоится в июле 2013г., уже подали заявки 19 студентов и аспирантов из Германии. Положительным образом этот интерес сказывается и на балансе въездной и выездной мобильности в НГТУ. Если среднее количество выездов за рубеж в последние годы составляет 250-275 человек (из них до 30 % приходится на долю аспирантов, магистрантов и бакалавров), то в 2012/13 уч. г. только на краткосрочные образовательные программы и программы стажировок в НГТУ приедут более 100 зарубежных магистрантов и аспирантов.

Второй перспективной концепцией сетевого взаимодействия НГТУ является Сетевой университет IFOST (СУ IFOST). Его цель — развитие существующего международного сотрудничества между НГТУ, Томским политехническим университетом и университетами Южной Кореи, Монголии, Китая, Вьетнама, Бангладеш, Индонезии, определенного учредительным договором Международного форума по стратегическим технологиям (International Forum on Strategic Technology — IFOST) от 28 ноября 2008 г. и ежегодными решениями совета директоров консорциума IFOST.

В настоящее время, по аналогии с «Association of Pacific Rim Universities» (APRU), СУ IFOST дает возможность аспирантам партнерских университетов апробировать результаты своих научных исследований на ежегодных форумах IFOST; формировать новые международные научные группы и развивать мобильность аспирантов и преподавателей. Перспективными формами взаимодействия в рамках этого сетевого университета станут: создание совместных образовательных программ подготовки кадров высшей квалификации; двойное руководство аспирантами; проведение летних и зимних школ, стажировок, совместных научных исследований, а также международных научных мероприятий различного уровня. Причем, в отличие от Университета АТЭС, который развивает образовательные программы гуманитарного профиля, приоритетными направлениями СУ IFOST являются новые технологии (информационные, энергосберегающие, нанотехнологии и др.).

СУ IFOST также будет функционировать на правах консорциума, предусматривающего рав-

ноправное партнерство университетов. Членство в нем открыто для новых университетов и предусматривает подписание Декларации о сотрудничестве по созданию Сетевого университета IFOST. Управление СУ IFOST предполагает ежегодно в рамках международного форума IFOST организовывать отдельную секцию «Сетевой университет IFOST». На ней будут обсуждаться стратегические вопросы планирования деятельности университета; подписываться общие соглашения; проводиться семинары для специалистов, ответственных за реализацию совестных программ.

Разумеется, сетевое взаимодействие, как и любое международное сотрудничество, невозможно, если его участников разделяют языковые барьеры. В университете создана сеть языковых центров для дополнительного изучения европейских (английский, немецкий, французский, польский) и восточных (китайский, корейский, японский, иврит) языков. Разработана система финансовой мотивации аспирантов к повышению уровня владения иностранным языком (премирование за сдачу экзамена на сертификат международного уровня). В рамках проекта «Повышение уровня языковых компетенций» Программы стратегического развития НГТУ только за 2012 г. осуществлена следующая работа:

— создан механизм внутреннего тестирования и сертификации на знание английского языка;

— разработаны внутренние тесты (английский язык) по стандартам международных экзаменов;

— проведена серия пробных тестов для кандидатов на участие в проектах ERASMUS Mundus Aurora и Triple I, разработчиков СОП, сотрудников международной службы;

— создан путеводитель по электронным ресурсам для самостоятельного изучения английского языка (описан 61 бесплатный ресурс);

— возрожден английский разговорный клуб НГТУ с участием носителей языка из Великобритании и США.

Таким образом, развитие концепции сетевого взаимодействия способствует как интернационализации вуза, так и повышению качества подготовки кадров высшей квалификации и привлекательности вуза для зарубежных учащихся, а также оказывает опосредствованное влияние на формирование потребностей студентов, аспирантов и преподавателей вузов в повышении уровня языковых компетенций и межкультурной коммуникации.

Выбор концепции и формы сетевого взаимодействия должен быть автономным правом са-

мого учебного заведения и соответствовать его стратегическим планам развития, приоритетным направлениям образования и научных исследований, а также интересам сложившихся региональных и международных партнерств.

1. Гитман М. Б., Данилов А. Н, Столбов В. Ю, Южа -ков А. А. Модели сетевого взаимодействия вузов при подготовке кадров высшей квалификации // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 69-73.

2. Концепция открытого сетевого университета СНГ [Электронный ресурс]. URL: http://imp.rudn.ru/ su_sng/concept

3. Модель Университета ШОС [Электронный ресурс]. URL: http://uni-sco.ru/stat/3/stat_3.html

4. Об образовании в Российской Федерации : Федерал. закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

5. Перспективы создания университета АТЭС обсудили во Владивостоке [Электронный ресурс]. URL: http://primamedia.ru/news/apec/09.07.2021/215404/ perspektivi-sozdanija-setevogo-universiteta-stran-ates-obsudili-vo-vladivivostoke.html

6. Пономарева Е. В. Сетевая модель международного взаимодействия университетов : дис. ... канд. соци-ол. наук. Саратов, 2008. 188 с. [Рукопись].

7. Проект «Альянс университетов» [Электронный ресурс]. URL: http://www.mstu.edu.ru/info/inter/projects/ alliance.shtml

8. Томских А. А. О сетевой модели организации кластера высшего профессионального образования Байкальского региона [Электронный ресурс] // Изв. Иркут. гос. ун-та. 2011. № 2. С. 227-236. URL: http://isu.ru/ izvestia

9. Формирование образовательного пространства АТЭС [Электронный ресурс]. URL: http:// events.informika.ru/phpp/files/news/30/d2/c2/post-relis_32.doc

10. Шилов С. М., Круглое А. Ю. Оптимизация международной деятельности в рамках сетевого педагогического университета // Вестн. Герцен. ун-та. 2010. №№ 7(81). С. 20-25.

11. Executive Summary Asian-Pacific University-Community Engagement Network (APUCEN) [Electronic resource]. URL: http://www/cebem.org/cmsfiles/articles/ EXECUTIVE-SUMMARY_APUCE

12. Fact Sheet on Association on Pacific Rim Universities [Electronic resource]. URL: www.apru.org

13. Nomura K., Abe O. Sustainability and Higher Education in Asia and Pacific [Electronic resource] // Global University Network for Innovation. URL: http:// www.guninetwork.org/resources/he-articles/sustainability-and-higher-education-in-asia-and-the-pacific

14. Sharma Y. Asian-Pacific university network tackles sustainable development [Electronic resource] // University Worldwide News. 2012. 17 June. URL: http:// www.universityworldnews.com/article.php?story= 20120615054825548

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.