Научная статья на тему 'Compendium vitae Эразма Роттердамского: автобиография ренессансного ученого'

Compendium vitae Эразма Роттердамского: автобиография ренессансного ученого Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
754
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОИСТОРИЯ / НОВАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ / ВОЗРОЖДЕНИЕ / АВТОБИОГРАФИЯ / COMPENDIUM VITAE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьева Е. А., Софронова Л. В.

Анализируется малоизвестный в отечественной исторической науке источник Компендиум жизни нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1467-1536), изложенный в письме к его близкому другу, лувенскому гуманисту Конраду Гоклению (1489-1539). Исследуются исторический контекст возникновения и бытования автобиографии Роттердамца, дискуссии западных медиевистов о подлинности источника, выявляется специфика Эразмова автобиографизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Compendium vitae Эразма Роттердамского: автобиография ренессансного ученого»

УДК 94 (4)

COMPENDIUM VITAE ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО: АВТОБИОГРАФИЯ РЕНЕССАНСНОГО УЧЕНОГО

ЕА ГРИГОРЬЕВА11 Л.В. СОФРОНОВА2)

Ниж егородский государственный пед агогический университет им. Козьмы Минина

1)e-mail [email protected]

2) e-mail: [email protected]

Анализируется малоизвестный в отечественной исторической науке источник - Компендиум жизни нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1467 -1536), изложенный в письме к его близкому другу, лувенскому гуманисту Конраду Гоклению (1489-1539)- Исследуются исторический контекст воз-никнов ения и бытов ания а втоби ограф ии Роттерд амц а, диску с-сии западных медиевистов о подлинности источника, выявляется специфика Эразмова автобиографизма.

Ключевые слова: микроистория, новая биографическая история, Эразм Роттердамский, Compendium Vitae, Возрождение, автобиография.

Современная историческая наука все большее внимание уделяет вопросам микроистории, истории индивида, а в связи с этим и изучению персональных текстов или источников личного происхождения, биографий и, особенно, автобиографий. На сегодняшний день историческая биография находится в центре внимания, существенно обогащаясь, приобретая новые методы и наполняясь новым содержанием. По мнению Л. П. Репиной, которой принадлежит ряд исследований по данной проблеме, «в настоящее время проявившиеся в этой области тенденции дают основания говорить о складывании нового направления со специфическими исследовательскими задачами и процедурами. Речь идет о так называемой «персональной истории» или «новой биографической истории», основным исследовательским объектом которой являются персональные тексты, а целью исследования - восстановление «истории» одной жизни»1. На фоне возросшего в отечественной историографии интереса к «истории индивида» наше обращение к практически неизвестной русскоязычному читателю автобиографии нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского представляется актуальным и, кроме того, может стать весьма плодотворным, поскольку исследуемый нами источник является одним из противоречивых и интереснейших памятников автобиографического жанра эпохи Ренессанса.

Описание своей жизни Эразм предпринял весной 1524 года. 2 апреля он отправил Compendium Vitae2 близкому другу, известному лувенскому знатоку древних языков Конраду Гоклению (1489-1539), приложив к тексту сопроводительное письмо3. На русский язык ни письмо, ни сама автобиография не переводились и еще не привлекали внимания отечественных исследователей Эразмианы. В зарубежной историографии попытки изучения Compendium vitae Эразма стали осуществляться на рубеже XIX-XX вв., участившись с публикацией его в составе первого тома эпистолярного наследия гуманиста. Первые исследователи Эразмова текста столкнулись с проблемой аутентичности источника. Так, нидерландский историк Й.Б. Кан, земляк Эразма, усомнился в подлинности источника. Несомненно, важным аргументом здесь послужил тот факт, что при жизни гуманиста Компендиум не был известен4. Кроме того, ученого насторожило, во -первых, что это жизнеописание представляет собой сжатое изложение одного из писем Эразма (Рим, 1516 г.) и каталога трудов, составленного им в 1523 году. Историк отмечает близкое схо д-

1 Репина Л.П. Персональные тексты и «новая биографическая история»: от индивидуал ьного оп ыта к социальной памяти // Диалог со временем. Альм анах интеллектуальной истории. 2006. № 3. С. 154.

2 Com pendium vitae Erasmi Roterodami, cuius ipse in epistola praecedente facit mention em // Opus epist o-larum Des. Erasmi Roterodami / Rec. per P.S. et H.M. Allen. 12 vol. Oxonii. 1906-1958. Vol. I. 1906. Ep. II. P. 46-52. Далее - Compendium. Cм. также отдельные издания источника: Erasmi Roterodami Compendium vitae / Ed. P.S. Allen, E. Schultz. Basel, 1935.

3 Opus epistolarum Des. Erasmi Roterodami / Rec. per P.S. et H.M. Allen. Vol. V. Ep. 1437. P. 431-438. Далее - Op. ep. Английский вариант см.: The Correspondence of Erasmus: letters 1356 to 1534. Vol. 10 / Trans. by R.A.B. My nor s and A. Dalzell. Toronto-Buffalo - London, 1992. P. 222-231.

4 Источ ник увидел свет л ишь в 1607 году стараниями Павла Мерула, профессора истории и библ иоте-каря Лейденского университета.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31

ство вплоть до дословного повторения ряда предложений. Во -вторых, его смущает лаконичность стиля, нехарактерная для гуманиста, а также некоторые фактические ошибки5. В результате, Й.Б. Кан пришел к выводу, что Compendium - подделка XVII века, которая была вставлена неизвестным автором в письмо Эразма к Гокл ению.

Английский переводчик писем Эразма Ф.М. Николз, анализируя текст автобиографии, напрот ив, полагает, чт о факт ы его жизни изложены дост оверно, а скудные св едения о происхождении и семье, скорее всего, почерпнуты из рассказов его матери6 В целом, Ф.М. Николз был склонен считать источник подлинным, не приведя, однако, достаточно убедительных аргументов7.

Выдающийся знаток Эразма, издатель его эпистолярного наследия, Перси С. Аллен, вступая в дискуссию о подлинности Compendium Vitae, не отрицал сходства - вплоть до дословного повторения ряда предложений - данного источника с рядом других работ Эразма. По его мнению, данный факт, отнюдь не опровергает принадлежности Компендиума перу Эразма, а совсем наоборот, свидетельствует в пользу данного утверждения. Гуманист, по словам британского ученого, имел привычку сохранять копии своих писем, а потому вполне мог в спешке использовать их при написании своей биографии, сжав и исключив ряд пассажей; другие же сочинения, на близость которых к Компендиуму указывали ученые, были, полагал П.С. Аллен, написаны Эразмом незадолго до создания Compendium Vitae ,поэтому гуманист мог цитировать некоторые фразы по памяти. Подробно разобрав все остальные доводы Й. Б. Кана (о недостоверном имени отца - Герард, неупоминание брата Питера и т.д.8, Аллен пришел к выводу о необоснованности каких -либо сомнений в подлинности документа, уверенно отдавая авторство Эразму. В дальнейшем обе точки зрения находили своих адептов. Так, Р. Грэхэй отстаивал версию о подложности Компендиума, поскольку автобиография, созданная во время Реформации и написанная для друга-католика, должна содержать защиту Эразмовой позиции в условиях религиозного конфликта. Однако такой защиты в Компендиум нетК подобной оценке склонялась и Маргарет М. Филлипс10. Однако доминирующим в европейской историографии стал иной подход, сущность которого наиболее четко проявляется в исследованиях Дж. Д. Трэси11 и Э. Руммель12. Ученые указывают на возможность того, что Компендиум является подделкой XVII в., но используют его текст как один из основных источников биографических данных об Эразме13. Таким образом, можно констатировать, что споры о подлинности автобиографии Эразма ушли в прошлое. Однако дискуссии ученых еще раз подчеркивают неоднозначный характер источника, стимулируя интерес к нему современного историка. На наш взгляд, актуальной в контексте «новой биографической истории» является иная проблема, решению которой посвящено данное исследование: выяснить специфику Эраз-мова подхода к описанию собственной жизни. Автобиография Роттердамца была написана в эпоху Ренессанса, время расцвета биографического жанра, для которого характерен инт е-рес к человеческой личности. Гуманизм, помещая человека в центр мира, отказывается от идеи греховности и ничтожности человеческой личности, восхваляя ее красоту, разум, силу и творческое начало. В XIV -XVI вв. количество автобиографий резко увеличивается, так как многие ученые, художники, гуманисты создают собственные жизнеописания в форме диалогов, мемуаров, хроник и писем14. Характерными жанровыми чертами автобиографий

5 Bibliotheca Erasmiana / Ed. Dr. J.B. Kan. Ghent, 1888. P. XI.

6 The Epistles of Erasmus from his earliest letters to his fifty-first year arranged in order of time / Ed. and trans. F.M. Nichols. Vol. I. London-New York-Bombay, 1901. Р. 25. Далее - Nichols.

7 Трудно счесть таковыми утверждения, что «только Эразм мог решиться написать в столь непривычном для него стиле и поместить в письмо лишь часть жизнеописания, когда обещал написать полную версию». См .: Nichols. Р. 26.

8 См .: Allen P.S. The autenticity of The Com pendiun Vitae // Op. ep. Vol. I. Appendix I. P. 575-578.

9 Grahay R. Recherches sur le Compendium vitae attribué à Erasme // Humanism e et Ren a issance. № VI. 1939. Р. 7-19, 135-153.

10 Phillips M.M. Erasmus and the Nothern Renaissance. New York, 1960 (1981). P. 18.

11 Tracy J.D. Erasm us: the growth of a m ind. London, 1972. P. 21.

12 Rummel E. The Erasmus Reader. Т oronto, 1990. P. 15-20; Eadem. Desiderius Erasmus. New York, 2004.

13 Авторы многочисленных жизнеописаний Эразма в ХХ в. использовали Компендиум в качестве одн ого из биографических источников. Подробный анализ наиболее значимых составляющих Эразмианы см.: Mansfield B. Erasm us in the Twentieth Centu ry : Interpretations c. 1920-2000. Toronto, 2003.

14 Одна из наиболее известных автобиографий ренессансного периода - автобиография ску л ьптора Бенвенуто Челлини - «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Фл оренции». Русское издание см.: Челлини Б. Жизнь Бенвенуто Челлини, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции / пер. М. Лозинского, вступ. статья

эпохи Возрождения являются жесткий отбор фактов, обусловленный целью создания текста и, как следствие, актуализирующий вопрос о достоверности и объективности сведений; соблюдение хронологической последовательности описания; интимно -личностная составляющая, раскрывающая внутренний мир автора, отнюдь не исключительно в духе послушания Богу и следования заповедям. Жизнеописание составляются не столько в назидание потомкам, сколько ради сохранения памяти о личности, ее идеях и достижениях15. Можно ли говорить о специфике Компендиума Эразма как памятника ренессансного автобиографизма, и в чем состоит эта специфика?

Полагаем, что решение данной проблемы возможно лишь при сопоставлении сведений из Компендиума с информацией из письма К. Гоклению от 2 апреля 1524 г. Из послания мы узнаем, что Компендиум был отправлен адресату при строжайшей секретности, для прочтения в одиночестве и хранения в тайне вплоть до смерти Эразма. Причем конфиденциальность была столь важна для гуманиста, что он дважды упоминает о некой тайне: в самом начале письма («Однако в первую очередь полное молчание обязательно, так чтобы никто не был столь близок тебе, чтоб ты мог открыть тайну») и в конце («Знаю, как трудно сохранить всё в тайне, однако тебе одному я всё вверяю»)1б. Скрытность и осторожность Эразма, засвидетельствованные многими его современниками, хорошо известны историкам17. Однако подобные таинственность и осмотрительность даже для него представляются необычными. Чем они вызваны и почему для Конрада Гокления гуманист делает исключение? Интригующим представляется также и то обстоятельство, что описание собственной жизни Роттердамец начинает с греческого эпиграфа о Рюр Лабра - «Жизнь должна оставаться в тайне». Странный эпиграф для автобиографии. Эразм пишет о своей жизни, намереваясь, однако, сохранить ее в секрете. Что именно и почему он хочет уберечь от других? Очевидно, поиск ответов на эти вопросы должен начинаться с анализа событий, подтолкнувших гуманиста к составлению своего жизнеописания.

Прежде всего, отметим, что весна 1524 года - один из сложнейших периодов в жизни Эразма, о чем он говорит и в письме Гоклению: «О положении моем ты, наверное, знаешь, оно достаточно непростое»18. Это было время противостояния гуманиста с реформаторами - Ульрихом фон Гуттеном и Мартином Лютером. Эразм, хотя и заручился поддержкой папы римского19, все же находился в довольно опасном положении между лагерями католиков и протестантов, каждый их которых стремился привлечь его на свою сторону20. Не примыкая ни к одной из противоборствующих конфессий, Роттердамец стал объектом критики и нападок, как с той, так и с другой стороны. Неудивительно, что в письме он высказывает опасение за свою жизнь и описывает себя окруженным врагами21 . Всюду ему мнится предательство. Особенно подробно Эразм рассказывает Гоклению историю с Эппендорфом, которого он ввел в круг ближайших друзей и который оказался, по его словам, отъявленным мошенником22. Втеревшись в доверие, Генрих Эппен-

А. К. Дживелегова. M. ; Л., lç8ç. Автобиография, автор которой склонен к хвастовству и преувеличениям, хотя и не всегда достоверна, все же красочно изображает не только его личность, но и социальную, политическую и бытовую обстановку, в которой протекала весьма бурная жизнь гениального мастера. Подробнее см.: Сорото-кина ^M. Бенвенуто Челлини. M., 20ll.

15 Ел изаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров II Русский и западноевропейский классицизм. Проза. M., 1982. С. 102; Spengemann W.C. The Forms of Autobiography: Episodes in the History of a Literary Genre. 2 nd ed. New Haven, 2003; Schuster Sh.C. The philosopher's autobiography: A qualitative study. Westport (Conn.), 2003. Р. 28-32.

16 Op. ep. Р. 43l: «Sed hoc in primis opus est profundo silentio, adeo ut nullum habeas tam intim u m tibi cu i hoc credas arca ni»; Р. 4 3 8 : «Scio quam sit difficile continere arcanum; tamen uni tibi credo om nia ».

17 Например, см .: Хёйзинга Й. Эразм. СПб., 2009. С. 334.

18 Op. ep. Vol. V. P. 4 31 : "De statu m eo scias eu m esse satis perplexu m ".

19 Лу венский университет стал центром борьбы против Лютера. Эразма же лувенские теологи сч итал и единомышленником Виттенбергского реформатора. Их нападки были столь сильны, что Эразм вынужден был обратиться к папе, см.: Op. ep. Vol. IV. P. 52.

20 Об одной из попыток Эразма обозначить свою собственную позицию в религиозном вопросе см .: Со-фронова Л.В. Эразм о Джоне Колете и Жане Витрие: собирательный образ «христианского гуманиста» || Средние века. Вып. 71 (1-2). M.: Наука, 20l0. С. 242-266.

21 Op. ep. Vol. V. P. 435: «Поскольку моя жизнь подвергается опасности, мне остается только вверить тебе - честнейшему из моих друзей - всё, что я имею стоящего, в память обо м не, которая, я подозреваю, будет вскоре подвергаться великим нападкам и клевете» (Quum autem su bin de pericliter de v ita, superest v t tibi amicorum sincerissimo commendem id quod habeo charissimum, memoriam mei, quam suspicor multis cahim niis fore obnoxiam). Он дает некоторые наставления о действиях в случае своей смерти. В ч астности, о распоряж е-нии значительной суммой денег в различных монетах, которая оставалась на хранении у друга: Ibid. P. 435.

22 Op. ep. Vol. V. P. 431-432.

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2014 № 15 (186). Выпуск 31

дорф за его спиной распространял клеветы, настраивая против него и католиков, и протестантов. Так, Эразм пишет о том, что именно под влиянием Эппендорфа его возненавидел прибывший в Базель Ульрих фон Гуттен, обвинивший гуманиста в предательстве их общего дела23. Уже после смерти мятежного рыцаря Эппендорф шантажировал гуманиста неким письмом против Гуттена, которое могло опорочить Эразма. Письмо было напечатано и распространилось едва ли не по всей Германии. Роттердамец отмечал, что Эппендорф стремился выжать из него и его друзей как можно больше денег, грозил выдвинуть обвинение в клевете. Враждебное отношение Эппендорфа, нападки лютеран вызвали глубокие переживания Эразма и побуждали к отъезду из Базеля, где гуманист с 1521 г. укрывался от ненависти лувенских теологов24. И здесь Эразма одолевают сомнения. Он пишет: «Если я поеду в Италию, мне придется заняться составлением памфлетов против сумасшедших евангелистов, кричащих, что я предал Священное Писание... Если я поеду во Францию, которую буду рад увидеть, меня обвинят в том, что я ищу убежище у врагов империи и определяю дух лютеран при королевском дворе»25. Таким образом, положение Эразма весной 1524 года было, по его ощущениям, настолько шатким, что, как он мог предположить, любая неоднозначная информация о нем, например, о его незаконнорожденности, могла оказаться в руках его противников весьма опасной. Полагаем, именно это обстоятельство и заставило его соблюдать высокую степень секретности и доверять исключительно близким, проверенным людям. Таковым был Конрад Гоклений, с юности связанный с Эразмом узами дружбы. Они оба были учениками Девентерской школы, слушали лекции Александра Хегия. Вероятно, по протекции Эразма, ценившего в К. Гоклении знание древних языков, особенно, древнегреческого, тот стал деканом арт и-стического факультета Лувенского университета. К. Гоклений защищал Эразма от травли со стороны рьяных сторонников Лютера. Впоследствии Эразм смог оценить в Гоклении не только приверженность эШШа Иишапка^Б, но и личную преданность: лувенский гуманист вел дела Роттердамца после отъезда того в Базель, занимался изданием его трудов. Взаимное доверие и помощь на протяжении многих лет, по-видимому, и обусловили то, что именно Гоклению Эразм, вновь оказавшийся в сложной ситуации, отправляет свою «тайную» автобиографию, вверяет распоряжение наследством и, что особенно показательно, в 1536 г. напишет свое последнее в жизни письмо2б.

На второе обстоятельство, побудившее Эразма создать описание своей жизни, он указывает как в Компендиуме, так и в послании Гоклению. Соответствующие пассажи в авт о-биографии и письме полностью идентичны27. В них говорится, что гуманисту написал Ге-рард Гельденхауер28, сообщавший о неких людях, вознамерившихся описать «жизнь Эразма, частью стихами, частью прозой». Сам Герард тоже хотел «втайне быть руководствован», т.е. получить какие-то материалы от Эразма и инструкции - как писать29. Но Эразм говорит, что побоялся отправить, и велит Гоклению при встрече устно передать тому все наставления. Полагаем, что Эразм написал Компендиум своей жизни для того, чтобы в будущем на его основе приверженцы гуманиста создали полное жизнеописание, так, как он сам сделал - описал жизнь Тома Мора, Джона Колета, Жана Витрие30.

23 Ibid. P. 432-433. Подробнее о противостоянии Эразма и Гуттена см.: Володарский В.М. Спор Эразма и Гуттена // Эразм Роттердам ский и его время. М., 1991. С. 137-148.

24 Ibid. P. 434: «Определенно, что отсюда надо куда -то уезжать» (Certum est hinc aliquo demigrare).

25 Ibid. P. 434-435.

26 Подробнее см.: Tournoy-Thoen G. Gerardus Goclenius // Contemporaries of Erasmus: A biographical register of the Renaissance and Reformation / Ed. by P.G. Bietenholz and Th. Deutscher. Toronto-Buffalo-London, 1985. Vol. I. P. 108-109.

27 Cf.: Com pendium. Р. 52. Lin. 156-162; Op. ep. I. Ep. 1437. P. 437-438. Lin. 212-219.

28 Возм ожно, что это п исьмо № 1436: Op. ep. I. Р. 426-431. Оно по содержанию совпадает с Ком пендиу-м ом, тол ько повествование ведется от первого лица. Герард Гел ьденхауер (Gerardus Geldenhauer, Geldenhouwer, Noviomagus, Neocomus, 1482-1542) - нидерландский гуманист, еще один ученик Александра Хегия, выпускник Девентерской школы. Готовил к печати у Лувенского издателя Мартинса Дирка некоторые из Эразмовых трудов и «Утопию» Т. Мора. Подробнее о нем см.: Tournay G. Gerardus Geldenhauer // Contemporaries of Erasm us. Vol. I. P. 82-84.

29 Впоследствии это сделал Беат Ренан. См. его п исьма кельнскому архиепископу Герману фон Вайду от 15 августа 1536 г. и императору Карлу V от 1 июня 1540 г.: Ор. ер. Vol. I. Ер. III. P. 52-56; Ep. IV. P. 56-71.

30 Литературный портрет Т. Мора см. в письме Эразма У. фон Гуттену от 23 июля 1519 г.: Ор. ер. Vol. III. P. 1 2-23. Ер. 999. Письмо опубликовано в переводе Ю.Л. Каган с сокращениями: Томас Мор. Утопия. М., 197 8. С. 317-332. Параллельное жизнеописание Дж. Колета и Ж. Витрие см. в письм е Юстусу Йонасу от 13 июня 1521 г.: Ор. ер. Vol. IV. P. 507-527. Ер. 1211. Русский перевод с комментариями и вступительной статьей см .: Со-

Рассказ о собственной жизни нидерландский гуманист ведет от третьего лица, как это было принято среди многих авторов, начиная с Юлия Цезаря до папы Юлия II. При этом он обращается непосредственно к своему собеседнику на «ты», превращая автобиографию в диалогическое повествование, в любимом его жанре диатрибы. Вполне в духе ренессансного биографизма гуманист ведет свой рассказ, соблюдая строгую хронологическую последовательность изложения событий, охватывающих период от рождения до 1516 г. Эразм описывает своих родителей, их происхождение и обстоятельства своего появления на свет. Судя по характеру описания, сведения действительно получены от мат ери, которая не смогла простить отца, но попыталась объяснить сыну, почему так сложились их судьбы. Отец Эразма Герард был младшим из одиннадцати сыновей Хелиаса и Катарины. Родители хотели, чтоб он стал служителем церкви, а потому крайне разгневались, узнав о тайной связи с Маргарет. Не найдя сочувствия ни у родителей, ни у братьев, Герард, хотя и не уступает требованиям родственников, но совершил отчаянный поступок: покинул страну, бросив любимую женщину с ребенком на руках. Эразм пишет: «Герард, видевший, что вступление в брак для него однозначно исключено, сделал то, что обычно делает отчаявшийся: тайно бежал, отправив по пути родителям и братьям письмо, адресованное им лично в руки. С припиской: "Прощайте, я никогда вас не увижу"»31. Своего отца гуманист не осуждает, напротив, описывает его как человека острого ума, обладающего многими талантами: в стихосложении, в юриспруденции и других областях. Роттердамец пишет о нем: «Был сведущ в красоте греческого и латыни»32. Такие люди, по замечанию гуманиста, были нужны Риму, и его отец мог рассчит ывать на успешную ученую карьеру. Однако Герарду, замечает его сын, волей судьбы было предначертано стать священником, коим он и становится, получив от родителей ложное известие о смерти Маргарет. Позже, по словам Эразма, Герард забрал его с собой в Рим и заботился о нем. Однако этот рассказ не соответствует реальным событиям жизни маленького Эразма. Как отмечают исследователи, его отец уже был священником, у которого от связи с матерью Эразма за три года до него уже был ребенок - старший брат Питер33. Вероятно, Эразм, страдавший от пятна незаконнорожденности, став взрослым и оказавшись в опасной ситуации, попытался предложить более романтическую версию обстоятельств своего появления на свет.

Крайне скудны и сведения, представленные Эразмом о брате, названного в Компендиуме Питером, хотя в других письмах он упоминается под именем Антония. Возможно, именно эту сторону своей жизни Эразм и стремился сохранить в тайне. Во -первых, наличие старшего брата срывало ореол романтизма с отношений его родителей, во-вторых, видимо, именно брат содействовал уходу Эразма в ненавистный монастырь, что превратило его в предателя, имя которого следует предать забвению.

Некоторые сведения приводятся им о своей школьной жизни, куда отец отправил его в четырехлетнем возрасте. Благодаря письму Эразма мы можем оценить уровень образования, которое получали обучающиеся сельских школ. Он пишет: «В первые годы незначительно продвинулся в деле изучения неприятных наук, для которых рожден не был»34. Вероятно, это была школа в Гауде. В девятилетнем возрасте его отправили в Де-вентер. Раздел Компендиума, связанный с обучением в Девентерской школе, также нуждается в критике. Многие биографы отмечают ее принадлежность к Обществу братьев общей жизни, хотя сам Эразм никаких упоминаний об этом не дает. Система обучения, существовавшая в школе до Хегия, описана Эразмом вполне правдиво. Стиль преподавания, когда учитель читал грамматику вслух, а мальчики сначала повторяли, а потом рассказывали сами, был характерен для средневекового образования. Эта школа, по его словам, еще оставалась варварской, где господствовал схоластический метод обучения с чтением «Отче наш», обсуждением и разбором каждого слова. Данная система была ненавистна гуманисту, что явствует, как из стиля письма, так и его дальнейших педагогиче-

фронова Л.В. Джон Колет. Опыт реставрации образа христианского мыслителя ренессансной эпохи. Н. Новг о-род, 2009. С. 360-423.

31 Com pendium. Р. 47: «Gerardus videns se modis omnibus exclude a matrimonio magno c onsensus omnium, fecit quod solent desperati; dam aufigit et ex itinere misit parrentibus et fratribus epistolam cum manu manu m complexa. Addito clagio: "Valete, nunquam vos videbo".

32 Com pendiu m. Р. 47: «Graece et Latine pulchre calluit».

33 См .: Хёйзинга Й. Эразм . С. 213.

34 Ibid.: «Ac prim is annis mininmni proficiebat in litter is illis in am oenis, quibus natus non erat».

Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 55

2014 № 15 (186). Выпуск 31

ских трудов35. Свободолюбивая натура Эразма противилась жесткости обучения в школе, всегда стремясь к независимости в изучении наук и выборе авторов. Исключение составлял лишь тот факт, что в школе начинают в это время читать привозную гуманистическую литературу. Заслугу в этом Эразм отдает Александру Хегию3б и Зинцию37, которых он и в более позднее время очень ценил.

Значительная часть жизнеописания отводится периоду опекунства, когда от чумы умирают родители гуманиста. При этом Эразм дает здесь одно из немногих хронологических указаний, по которым можно судить о дате тех или иных событий: «И тот, и другая умерли, достигнув не многим более сорока лет» 38. Одним из опекунов был Питер Винкель - школьный учитель словесности, благодаря стараниям которого, Эразм был отправлен в другую школу, город Хертоггенбос. Затем более подробно гуманист останавливается на одной из сложных страниц своей жизни - уходе в монастырь . Во время чумы опекуны Эразма пытались уговорить его пойти в монастырь, чему он яро сопротивлялся, монашеский образ жизни его не привлекал; для него была свойственна тяга к знаниям. Однако все попытки увильнуть оказались тщетны, и Эразм с явным сожалением пишет о том, что влекомый детской дружбой к Корнелию39 и прельщенный его рассказами о богатой библиотеке, в которой хранятся древние рукописи, поступил в монастырь в Стейне. Свой шаг он часто объяснял давящей на него лихорадкой. Однако вскоре Эразм был разочарован и самим монастырем и монашеской жизнью, о которых он писал: «Хотя я и был совсем юношей, однако, скоро почувствовал, что нет там истинного благочестия»40. Он принял решение покинуть монастырь.

Дальнейшие годы своей жизни Эразм упоминает вскользь. Подобный отбор фактов для составления автобиографий, когда автор описывает лишь те события, которые важны для его цели, не является нововведением Эразма, а присущ большинству ренессансных биографий. Помимо беглого упоминания о жизни после монастыря Эразм исключает из повествования и информацию, связанную с его братом Питером, что впоследствии стало одним из поводов для сомнений в подлинности документа. Несколькими предложениями гуманист описывает службу у епископа Камбрейского, учебу в Париже. Несмотря на отсутствие эмоциональной окраски, сам тон повествования выдаёт явное нежелание вспоминать этот период своей жизни. Видимо, сказались чума, плохие условия жизни и занятия богословием, которое все более тяготило его. В Компендиуме он пишет: «От занятия теологией он испытывал отвращение, не свойственное душе, несклонной к отрицанию всех основ, из-за чего потом в будущем мог быть заклеймен званием еретика» 41.

С большой теплотой и восхищением Эразм Роттердамский отзывается о своем ученике, а впоследствии покровителе лорде Маунтджое42, по приглашению которого он не-

35 Подробнее см.: Меньшиков В.М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства. Педагогическая система Хуана Лу иса Вивеса. М., 1 995.

36 Александр Хегий (1433-1498) - немецкий гуманист. О ранних годах его жизни практически ничего неизвестно. В 1469 г. он стал ректором школы в Везеле, чуть позже был назначен главой монашеской школы в Эм мерихе. В 1474 г. он принял руководство школой в Девентере, которая в те дни приобрела славу. Как Гу м а-нист он был восторженным поклонником древнего классического периода; говорил и писал на латинском. Он был одинаково сведущ и в греческом языке и стремился привить своим уч еникам л юбовь к языку Гом ера. Признания Хегий достиг, в основном, в области педагогики. Он упростил и улучшил метод обучения и убрал из школ древние книги, которые в течение многих столетий использовались для обучения. Школа Девентера достигла успеха под его руководством; бол ьше двух тысяч студентов обучалось там в то время. Александра Хегия отличали очень религиозный ум, моральные качества, скромность и простота, очарование его ч истого сердца в сочетании с глубокой ученостью, которые производили неизгладимое впечатление. Он был настоящим отцом своим ученикам, особенно бедным, которым отдавал то, что получал от богатых. Незадолго до своей смерти Хегий распределил все, что имел среди бедных Девентера, которые впоследствии следовал и за останками своего благотворителя. Он не приобрел выдающе йся славы п исателя, небол ьшие его трактаты, письма и стихи был и изданы Джэйкобом Фэбри в 1503 г. в Девентере.

37 О Зинции достоверно известно, что он был одним из братьев Девентера, который позже преподавал там. Вместе с Хегием он написал «Учение Александра», впервые опубликованное в Девентере в 1488 г., и другие труды по грамматике.

38 Compendium. Р. 4 8 : «Uterque decessit non multo supra annum quadragessim um ».

39 Вероятно, речь идет о Корнелии из Гауды, который был выпускником Девентерской школ ы и давно знал Эразма. В 1508 г., будучи хорошо известен в религиозных и культурных кругах Северных Нидерландов, приобретя славу евангелического Горация, он был удостоен императором Максимилианом звания поэта -лауреата. Корнел ий был одним из друзей Эразм а в Стейне.

40 Com pendiu m . Р. 50: «Interea, tam etsi adolescens, sensit quam non esset illic vera pietas».

41 Ibid.

42 Уильям Маунтджой (1478-1534) - ученик Эразма. Первое письмо Эразма лорду Маунтджою было от-

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

сколько раз побывал в Англии43. Эта страна, по его мнению, более всего могла похвастаться учеными мужами. Здесь он приобрел многих друзей. Однако, по его словам, ожидания не оправдались, обещания выполнены не были, что и заставило его направиться в Италию, где он давно мечтал побывать.

В Англию Эразм Роттердамский вернется вновь по приглашению своих друзей вскоре после смерти короля Генриха VII и восхождения на престол Генриха VIII, о котором он, в свое время, был достаточно высокого мнения44. Однако его надежды и ожидания, как он сам пишет, не оправдались вновь, и он уехал в Брабант, где оставался при дворе принца Карла, будущего императора. В целом, следует отметить, что всю свою жизнь после обучения в Девентере Эразм описывает бегло, соблюдая хронологическую последовательность, но без указания конкретных дат тех или иных событий. Единственно откуда мы можем сделать вывод о времени - его упоминание о собственном возрасте45

Таким образом, в духе ренессансной автобиографии Эразм Роттердамский кратко описал в Компендиуме некоторые факты своей жизни в хронологической последовател ь-ности - от рождения до 1516 г. Дальнейшие сведения он упускает, говоря своему собеседнику, что «остальное тебе известно»46. На наш взгляд, остановка повествования на данной хронологической границе может быть также связана с нежеланием гуманиста касаться своей позиции в ходе Реформации.

Одной из особенностей Компендиума становится описание автором собственного характера, помещенное в конец текста. Эразм пишет Конраду, что всегда отличался слабым здоровьем, его часто лихорадило, особенно в определенные сезоны. Характером, по его словам, обладал простым, но ненавидел лжецов: «Его характер прост; и его нелюбовь к лжецам такова, что даже как ребенок он ненавидел других мальчиков, которые лгут, и в старшем возрасте даже вид таких людей физически раздражал его» 47. С друзьями всегда был приветлив, доброжелателен и красноречив. Как пишет сам гуманист, он так и не смог научиться не доверять своим друзьям48. Вполне вероятно, что сделать акцент на своем отношении к друзьям Эразма заставил случай с Генрихом Эппендорфом. Вероломство л ю-дей, которых он считал своими близкими друзьями, тяготило его, делало мнительным и скрытным. Тем более что события, описанные ранее, произошли в то время, когда Эразм в силу своего нежелания присоединяться к какому-либо конфессиональному лагерю, пост о-янно подвергался нападкам как с той, так и с другой стороны. Он с гордостью говорит, что ему удалось сохранить свободу собственного стиля и не допустить нападок на него со стороны других авторов: «К пятидесяти годам он не нападал ни на одного автора, и никто не нападал на него»49. Здесь Эразм лукавит, предпочитая не вспоминать неприятную для историю с Гуттеном и крайне резкие высказывания, которые он позволил себе в адрес рыцаря в своей «Губке»50. И даже трагедия лютеран, по признанию гуманиста, разрывавшая его на части, не заставила принять какую-либо одну сторону. По словам автора, он стремился примирить обе. Данный факт известен биографам нидерландского гуманиста, которые

правлено в 1498 г., после чего они стали заниматься риторическим и упражнениями. В начале 1499 года Мау нтджой пригласил Эразма жить в его доме в Париже; Эразм принял приглашение в марте. В мае Уильям у помянул о возможности посещения Эразмом Англии, и спустя два месяца, Эразм уже был в Англии. Чуть позже, возможно в 1500 г., Маунтджой был назначен наставником к молодому принцу Генриху, которому представили Эразма еще в 1499 г.

43 В Ком пендиуме нет прямого указания на дату первого визита Эразма в Англию, но известно, что он приходится на 1499 год.

44 Стихотворение Эразма, написанное после его первого визита в эту страну, «Говорит Британия» начинается словами: «Великая Британия, которая некогда была названа Альбионом, а ныне зовётся Англ ия, ор а-дующая доблести непобедимейшего короля Генриха и выдающемуся таланту королевского отпрыска».

45 В Ком пендиуме упоминается, что в 4 года его отдали в школу в Гауде, в 9 лет в Девентер, а в сорок лет он уехал в Болонью.

47 Ibid. P. 52: «Ingenium erat simplex; adeo abhorrens a mendacio ut puellus etiam odisset pueros mentie ntes et senex ad illorum aspectum etiam corpore commoveretur». Опираясь на свидетельства современников, м ногие исследователи отмечают также такие черты характера гуманиста, как скрытность, застенчивость, нерешител ь-ность, обидчивость и крайняя ранимость, объясняя их незаконным происхождением Эразма. См.: Маркиш С. Знаком ство с Эразм ом из Роттердам а. М., 1971. С. 145.

50 Ср.: Хёйзинга Й. Эразм. С. 381: «Тон, подход этой Губки остаются мелочными и ограниченными, проди к-тованными ненавистью и жаждой мести. Когда Эразм ненавидел, он мог ударить своего врага ниже пояса».

46 Ibid. P. 52.

48 Ibid. P. 52.

49 Ibid.

неизменно отмечают его устойчивое желание не вмешиваться в религиозные и политические споры, сохраняя независимость собственного мнения51.

Таким образом, Compendium vitae Эразма представляет собой типичный образец ренессансной автобиографии, обладающий, тем не менее, рядом специфических черт. Жизнеописание представлено в виде письма к давнему, хорошо знавшего Роттердамца другу, что обусловило особенности стиля: при сообщении о нежелательных для автора сторонах его жизни, к тому же известных адресату, он пишет короткими, отрывистыми предложениями. В остальных случаях стиль является более связным, привычным для читателя, знакомого с другими письмами и сочинениями Эразма. Ценность данного текста, прежде всего, заключается в том, что он предоставляет сведения о происхождении гуманиста и ранних годах его жизни, неизвестные по другим источникам. Раскрытие внутреннего мира, свойственное для ренессансной биографии, практически не прослеживаются в Компендиуме. Автор ведет повествование от третьего лица и почти не дает никаких оценок. Отношение его к тем или иным фактам собственной жизни можно обнаружить, как правило, лишь по употребляемым речевым оборотам и полноте/сжатости описания. Автор излагает события жизни в хронологической последовательности, оставляя без внимания многие важные аспекты своей жизни. Специфика автобиографии Эразма может быть правильно истолкована лишь в контексте конфессионального противостояния католиков и лютеран в 1523-1524 гг. Скудость сообщаемых биографических сведений, доведение повествования только до 1516 г., а также отсутствие описания религиозно-философских воззрений можно объяснить опасениями Эразма за свою судьбу в условиях нападок на него со стороны обоих религиозных лагерей. Видимо, боязнь обвинения в ереси удерживала Роттердамца от полного и откровенного описания своей жизни. Однако попытки некоторых его сторонников создать его биографию побудили Эразма составить некий образец, которым следовало руководствоваться его биографам. Двойственность такой ситуации обусловила противоречивую позицию Эразма в отношении своей автобиографии: берясь за ее создание, он, тем не менее, стремился следовать принципу «жизнь должна оставаться в тайне».

DESIDERII ERASMI COMPENDIUM VITAE: THE AUTOBIOGRAPHY OF RENAISSANCE SCHOLAR

E.A GRIGORYEVA11 L.V. SOFRONOVA21

Minin Nizhny Novgorod Sta te Pedagogical University,

1) e-mail: [email protected]

2) e-mail: [email protected]

The article focuses on highlighting the peculiarities of the little-known in our historical learning source - Compendium vitae of Dutch humanist Erasmus of Rotterdam (1467-1.5.36), set out in his letter to close friend, Louvain humanist Conradus Goclenius (14891.539). Investigated the historical context of the origin and existence of the autobiographical sketch, the Western medievalists' debates about the authenticity of the source, the specificity of Compendium vitae is revealed in terms of development this genre during the Renaissance.

Key words: microhistory, new biographical history, Erasmus of Rotterdam, Compendium Vitae, Renaissance, autobiography.

51 Подробнее см.: Маркиш С. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М., 1971. С. 145; Хёйзинга Й. Эразм . С. 363, 368-370, 387-392.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.