УДК 372.016:008+378
Еналдиева Кристина Олеговна
Аспирантка кафедры общей и социальной педагогики Северо-Осетинского государственного педагогического института, Шопа1978@тай.ги, Владикавказ
тодержание, формы и этапы реализации
культурологического подхода к профессиональному
педагогическому образованию
Аннотация: В статье рассматриваются структурные компоненты системы культурологической подготовки будущих учителей начальных классов, раскрывается смысл культурологического подхода, описываются формы и этапы реализации культурологического подхода к профессиональному педагогическому образованию, перечисляются различные инновационные педагогические технологии для осуществления подхода в условиях педагогического вуза.
Ключевые слова: принцип культуросообразности, культурологический подход, профессиональная культура, культура педагога, целостный образ специалиста
Enaldieva Kristina Olegovna
Post-graduate student of the general and Social Pedagogy Department North Ossetian State Teacher -training Institute, [email protected], Vladikavkaz
cultural training of the future teachers of primary school in the higher educational institution
Abstract: The article dwells upon the structural components of the system of the future primary school teachers training, the sense of cultural approach, describes the forms and stages of realization of the culturological approach to vocational teacher education, lists various innovative pedagogical technologies in the conditions of pedagogical University.
Keywords: cultural conformity, cultural approach, professional culture, culture of a teacher, cultural. a complete image of the specialist
Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с идеей развивающейся личности в развивающемся мире, а решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования - важнейшего компонента человеческой культуры. В настоящее время важным компонентом профессионального образования становится личная культура специалиста. Высшее образование перестает быть только профессиональным, оно становится элементом общей культуры человека. Целостный образ специалиста -это образ человека культуры, свободной, духовно богатой личности, способной к творческой самореализации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Непрерывное образование специалиста, которое осуществляется в рамках повышения квалификации, подразумевает профессиональное совер-
шенствование по профилю через определенное время, выводящее его на новые высоты деятельности, поступательное обогащение творческого потенциала личности [ 3].
В последнее десятилетие большое значение приобрел культурологический подход к осмыслению процессов воспитания и образования, при котором гуманитарный смыслоформирующий аспект выступает на первый план.
Смысл культурологического подхода заключается в рассмотрении образовательных идей в контексте мировой культуры. Так, Н.Б.Крылова определяет культурологический подход как совокупность методологических приемов, обеспечивающих анализ любой сферы человеческой жизни и деятельности через призму системообразующих культурологических понятий, таких, как культура, культурные образцы, нормы и
ценности, уклад и образ жизни, личность и социум, культурная деятельность и интересы [2].
В настоящее время необыкновенно расширилось пространство педагогической мысли. Формирование целостной личности возможно лишь на путях культуры, и в связи с этим педагогический процесс рассматривается как явление культуры.
В соответствии с принципом культурологического подхода образование должно быть ориентируется на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и их дальнейшее воспроизводство.
В системе современного высшего педагогического образования достаточно чётко определяются различные тенденции развития культурологического подхода. Вместе с тем многочисленные исследования практически оставляют без внимания проблему подготовленности самого педагога к осуществлению культурологического подхода. По нашему мнению, реализовать культурологический подход к профессиональному педагогическому образованию смогут лишь те педагоги, которые осознали как необходимость его осуществления, так и достаточность уровня собственной теоретической и практической подготовленности к его осуществлению. Таким образом, содержательно предшествующий осуществлению культурологического подхода этап - это мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая в себя как принятие определённых теоретических основ осуществления культурологического подхода, так и решимость придерживаться всех этих основ в процессе осуществления [4].
Внедрение культурологического подхода в процесс преподавания образовательной области позволит органично соединять элементы разных педагогических технологий: дифференцированного обучения, индивидуализации обучения, гуманно-личностной технологии, совместного проектирования учебной деятельности. Процесс познания учащимися социума реализует метод проектов, как самостоятельную систему обучения ориентированную на умение решать проблемы и самостоятельно добывать знания, на совместную развивающую деятельность взрослых и детей, включение их в творческую деятельность, скрепленную взаимопо-
ниманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда.
Теоретическое исследование проблемы реализации культурологического подхода к профессиональному педагогическому образованию обеспечил собственно технологический подход. В его рамках была получена возможность глубокого теоретического осмысления технологической культуры как личностного новообразования педагога-профессионала. При этом личностное новообразование важно для нас не как некий идеальный образ, но как движение к нему саморазвивающегося педагога-профессионала, ориентирующегося на оптимальную модель саморазвития.
Ведущие педагоги полагают, что в центре культурологического мышления находится концепция взаимозависимого и взаимодействующего мира. И поскольку эта концепция утверждает мир целостного человека, важно научиться видеть и то общее, что объединяет человечество, и самоценность каждого отдельного человека. Сегодня профессиональное педагогическое образование направлено на развитие человека в целостную личность.
Нетрудно увидеть, что составляющие личности педагога по сути есть предполагаемый педагогический результат профессионального педагогического образования на основе культуры - постижения ценностных смыслов технологической культуры, постижения, направленного на человека и развитие его сознания на базе самостоятельно сформированного профессионального мировоззрения и жизненного кредо, а также Освоения творческой преобразовательной деятельности.
В структуру педагогической системы по реализации культурологического подхода входит:
• планирование образовательного процесса на год, раздел и учебную тему, с включением культурологических компонентов позволяющих донести до учащихся достижения многих областей культуры. [1, с.160-161];
• организация и проведение уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения с внесением в их содержание ценностно-смысловых элементов, новых культурных представлений, направленных на активизацию личностных структур со-
148
Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2013
знания школьников;
• применение коррекционных форм контроля и оценивания деятельности учащихся через карты образовательных результатов школьника, индивидуальные карты защиты проекта, рейтинговую систему.
Культурологическая подготовка будущих учителей начальных классов в СОГПИ осуществляется в трех аспектах: содержательном, технологическом, образовательно-средовом. Содержательная составляющая реализуется в изучении ряда базовых дисциплин образовательной программы.
В процессе реализации образовательной программы используются различные педагогические технологии, однако, предпочитаемыми в своей деятельности преподаватели нашего института определи интерактивные технологии и технологии проектной деятельности. Так завершающей формой контроля по изучаемым дисциплинам является защита проектов культурологического содержания, подготовленные студентами. Наиболее значимые и востребованные в образовательном пространстве проекты студентов участвуют в конкурсах различного уровня: республиканского, регионального, всероссийского.
В учебной и педагогической практике студентами организуются и проводятся мероприятия культурно-просветительского
характера. В процессе преподавательской деятельности педагогический процесс студентами выстраивается с учетом интересов и потребностей воспитанников таким образом, чтобы каждый имел возможность выбора и самореализации как личности.
Таким образом, культурологический подход позволяет рассматривать педагогические проблемы в общекультурном контексте.
Библиографический список
1. Ермолаева Н. В. Проектирование образовательного процесса как одного из условий реализации культурологического подхода на уроках «Технологии»: материалы XII Международной научно-практической конференции «Проблемы технологического образования в школе и в вузе» - Москва: МИОО, 2006. - С. 159-162.
2. Крылова Л. А.. Культурологический аспект преподавания литературы в школе: дис. ... д-ра пед. наук : - Петропавловск, 2001. - 387 с.
3. Медведева В. В. Развитие культурологической компетентности преподавателя русского языка и литературы в системе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук, Шуя, 2011. - 132 с.
4. Рябцев В. П.Теоретические основы культурологического подхода к профессиональному педагогическому образованию: дис. ... д-ра куль-турол. наук, : Краснодар, 2006 - 288 с.
5. Сластёнин В. А., Артамонова Е. И. Аксиологический аспект содержания современного педагогического образования //Педагогическое образование и наука. - 2002. - №3. - С. 4-9.