ности отдела логистики дистрибьюторской компании из-за особенностей работы каждой фирмы на рынке различных стран и городов. Поэтому в статье были представлены главные задачи и цели дистрибьюторских компаний.
Библиографический список
1. Дистрибуция / Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дистрибуция_(бизнес).
2. Транспортная логистика / Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org.
3. Пилипенко В. Задачи отдела транспортной логистики дистрибу-ционного предприятия. Управленческие технологии логистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.ukrlog.com.ua.
УДК 656.13
СМЕШАННЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ: ЛОГИСТИКА ВАРИАНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ Мартынова Е.С., Гусев С.А.
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», 410054, Саратов ул. Политехническая ,77 Автомеханический факультет, кафедра «Организация перевозок и управление на транспорте», [email protected]
Аннотация
Рассматриваются вопросы организации перевозок грузов и пассажиров в смешенном сообщении. Отражены логистические аспекты в организации смешанных перевозок. Приведен анализ терминов и определений системы смешанных перевозок грузов, а также предложены варианты и описание смешанных перевозок для пассажиров. Ключевые слова: логистика, транспорт, пассажир, груз, перевозка, организация, доставка, сообщение, город, пересадка.
MULTIMODAL FREIGHT AND PASSENGERS: LOGISTICS ORGANIZATION OF OPTIONS
МиГуноха E., Gusev S.
Saratov State Technical University named after Y.A.Gagarin
Abstract
Considered issues to the organization of transportation of cargo and passengers in the combined message. Reflected logistical aspects of the organization of multimodal transportations. The analysis of terms and definitions of
the system of multimodal transport of goods, as well as the offered variants and details of intermodal transport for passengers.
Key words: logistics, transport, passenger, cargo, transportation, organization, delivery, message, city, transplantation.
Пассажирские перевозки - деятельность по перемещению в пространстве пассажиров, их ручной клади и багажа, осуществляемая с использованием транспортных средств [1]. Обобщенно структуру логистической системы пассажирских перевозок можно представить в виде сочетания трех составляющих, соответствующих уровням транспортного обслуживания. Этими составляющими являются дотранспортное, транспортное и послетранспортное обслуживание. Дотранспортное обслуживание включает в себя планирование поездки, обеспечение удобства подхода пассажиров к остановочным пунктам общественного транспорта. Транспортное обслуживание реализуется непосредственно через доставку пассажиров с использованием специального подвижного состава из пункта отправления в пункт назначения с необходимым уровнем ком-форта[4]. Послетранспортное обслуживание заключается в обеспечении удобства подхода пассажиров к пунктам назначения либо пересадки на другой вид транспорта.
Городские перевозки пассажиров железной дорогой, метрополитенами, водным и воздушным транспортом рассматриваются только в части взаимодействия с указанными наземными видами городского пассажирского транспорта (ГПТ) (табл.1) [5, 6].
Таблица 1
Виды пассажирского транспорта_
Вид пассажирского транспорта Характеристики
Дорожный Эксплуатируемый на дорожной сети общего пользования и включающий автомобильные транспортные средства(легковые автомобили, автобусы и мотоциклы), городской наземный электрический (троллейбусы, трамвайные вагоны, а, в перспективе, и электромобили), немеханический (транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания объемом менее 50 см3, велосипеды и велорикши, верховые и упряжные животные)
Железнодорожный Эксплуатируемый на железнодорожных путях сообщения общего пользования (пассажирские вагоны, электро- и дизельные поезда)
Водный С подразделением на внутренний, использующий внутренние водные пути сообщения, и морской
Воздушный (гражданская авиация) Осуществляющий перевозки пассажиров самолетами и вертолетами
Использующий искусственно созданную среду для передвижения Метрополитены, эстакадный транспорт, подвесные дороги, фуникулер и пр.
Само название «городской пассажирский транспорт» обозначает основное эксплуатационное отличие этого вида транспорта - перевозки пассажиров локализуются в пределах города (поселка городского типа, иного населенного пункта) (рис. 1).
Городской пассажирский транспорт
Рис. 1. Городские пассажирские перевозки
В настоящее время наблюдается интенсивный процесс интеграции городских форм расселения с прилегающей пригородной зоной. В этой связи происходит стирание различий между внутригородскими и пригородными перевозками.
Практически во всех малых городах и поселках городского типа автобусные маршруты одновременно проходят по территории соответствующего населенного пункта и обслуживают пригородную зону (эффект двойственности маршрута). По мере роста территории города возникают чисто внутригородские автобусные маршруты, однако пригородные маршруты продолжают выполнять двойственную функцию. В ряде случаев троллейбусные и трамвайные маршруты выходят за городскую черту, обеспечивая пригородные транспортные связи. Поэтому, применяя
к таким понятиям, как транспорт, перевозки, маршрут определение «городской», следует исходить из того, что этот термин объединяет два значения - внутригородской и пригородный. Указанные содержательные определения используются в текстах нормативных документов последнего периода. Действующая классификация автобусов по назначению (ГОСТ 27815-88) предусматривает наличие городских автобусов с последующим их подразделением на внутригородские и пригородные [9].
По своему социально-экономическому содержанию и технологическим особенностям перевозки пассажиров подразделяются на ряд категорий
Муниципальные пассажирские перевозки - перевозки, выполняемые по муниципальному заказу.
Коммерческие пассажирские перевозки - перевозки, выполняемые с целью извлечения какой-либо выгоды перевозчиком на условиях сделки с пассажиром.
Технологические пассажирские перевозки - перевозки, осуществляемые организациями или предпринимателями на транспортных средствах, принадлежащих им или арендованных ими, в целях удовлетворения потребностей своего производственного процесса и без заключения договора перевозки с иными лицами.
Перевозки пассажиров в личных целях - перевозки, осуществляемые гражданами на транспортных средствах, принадлежащих им или арендованных, эксплуатируемых по доверенности в личных бытовых целях или в целях удовлетворения потребностей их семейного хозяйства. К таковым не относятся перевозки, осуществляемые гражданами-предпринимателями в качестве муниципальных, коммерческих и технологических.
Перевозки пассажиров льготных категорий - перевозки лиц, имеющих установленную действующим законодательством льготу в оплате проезда.
Перевозки пассажиров в прямом сообщении (беспересадочные перевозки) - перевозки без пересадки пассажиров в другое транспортное средство.
Перевозки пассажиров с пересадкой - перевозки, осуществляемые с перемещением пассажиров в процессе поездки из одного транспортного средства в другое. Разновидностью этих перевозок являются перевозки пассажиров в смешанном сообщении, при которых пересадка осуществляется на средство другого вида транспорта [4].
Перемещаясь в пассажирском автобусе, выбрав его таковым для преодоления расстояния, например, до работы или театра, кино начинаем невольно сравнивать комфорт и удобство во время нашего недолгого путешествия с другими видами городского пассажирского транспорта. А
как было удобно или наоборот неудобно в метро, трамвае, троллейбусе или воспоминания о прежних поездках оставляют желать лучшего? А может быть следовало выбрать маршрут с пересадкой с использованием нескольких видов городского пассажирского транспорта. Аналогично возможно построение схемы перевозок в международном направлении. Вот от таких размышлений мы будем отталкиваться по ходу изложения материала статьи.
Анализ литературы по логистике и организации перевозок позволяет отдельно выделять перевозки, которые авторы называют смешанными. Это юнимодальные, интермодальные и мультимодальные перевозки. Ряд авторов приводит несколько иную классификацию, включая в них такие названия как, а-модальные, би-модальные, а также используют ряд других терминов для описания процесса смешанных перевозок грузов. Для включения в этот перечень технология перевозок должна предусматривать наличие двух стран, двух и более видов транспорта и, в ряде случаев, наличия оператора смешанной перевозки грузов. Такая схема организации безусловно позволяет получить ряд преимуществ при доставке для грузовладельцев, уменьшая потери и повышая эффективность работы компаний перевозчиков. Глядя на упомянутые выше способы организации грузовых перевозок, проведем параллели и для пассажирских перевозок.
В первую очередь, в соответствии с законодательной базой договоров перевозки пассажиров на автомобильном транспорте, выделим их основные направления. С учетом направлений под смешанные перевозки пассажиров больше подходит вариант международных перевозок пассажиров, когда появляется несколько стран на пути следования и пассажир не тратит время на пересадки, а например как в туристической поездке посещает намеченные государства в одном автобусе - это своего рода юнимодальная перевозка. Аналогичное определение можем дать для варианта использования несколько перевозчиков на одном виде транспорта (рис.2).
Г е н р /■ \ Международные перевозки пассажиров автобусами
¡5 * 4——1 —■—_^
е еР Несколько перевозчиков, Один перевоз-
ж
I
Рис.2. Организация перевозок пассажиров автобусами в международном
сообщении
Отталкиваясь от таких умозаключений попробуем провести компоновку всех возможных комбинаций и сочетаний при организации перевозок пассажиров в международном направлении.
При использовании нескольких видов транспорта появляется схема, которую можно условно назвать интермодальной для системы пассажирских перевозок, когда туристическая компания организовала тур (например), но в стоимость вошла только оплата на одном виде транспорта или по одному виду услуг [3].
Другой формой может быть мультимодальная перевозка, когда обратившись к одному туроператору, мы получаем весь комплекс услуг и, в том числе, по перевозке. Варианты и описание организации таких перевозок можно найти, просмотрев проект Федерального закона «О смешанных (комбинированных) перевозках». Подробно формулировки терминологии проекта приведены ниже (рис. 3).
Смешанные (комбинированные) перевозки (проект федерального закона)
Оператор смешанной (комбинированной) перевозки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее за плату перевозку грузов, пассажиров и багажа двумя или более видами транспорта с гарантией сохранности на условиях и в сроки, обусловленные договором смешанной (комбинированной) перевозки и другими договорными обязательства-
ч_:_/
Рис.3. Терминология смешанных перевозок в соответствии с проектом Федерального закона «О смешанных (комбинированных) перевозках»
Перевозки осуществляются на основании договора смешанной (комбинированной) перевозки на доставку груза, пассажиров и багажа двумя или более видами транспорта (рис.4).
Перевозки грузов, пассажиров и багажа
Оператор организует всю перевозку грузов следующих самостоятельно и сопровождая пассажиров
I
Доставка груза без переоформления в пути следования
Технологии пегги-бэг
Транспортировка всего автомобиля контрейлеры и ро - трейлеры
Съемный полуприцеп
и «
ч
о «
§ «
¡г
со
о «
<и а <и
а
со «
Я «
Ч
О
Я о
н <и
а о
о «
Я Я
я а
а 8
* §
л
и &
о
<и
И Л
ч
<и
ч
со Л Рч
«
н
а н £
а и
о о
е н
о о
И Л
Л ¡г
«
ч о
в «
« о
« 03
н <и Л
<и « н о
Рис.4. Предлагаемая схема описания вариантов организации перевозок пассажиров и грузов
Представленный вариант объединяет перевозку грузов и пассажиров, а также предполагает возможность перемещения пассажиров и
грузов совместно. Поехав в туристическую поездку можно, собравшись с мыслями и подкрепив свой интерес финансово, приобрести пробную партию понравившегося товара и отправить его в страну проживания, попробовав его там реализовать (табл.2).
Таблица 2
Варианты организации доставки совместно грузов и пассажиров
№ Доставка пассажиров Доставка груза Сбор и хранение груза
Мелкие отправки Крупные отправки Торговая организация Доставка на терминал Склад на колесах
1 Легковой а/м + + + + +
Сочетания вариантов организации перевозок в различных комбинациях
2 Автобус малой вместимости
3 Автобус средней вместимости
4 Автобус большой вместимости
5 Комбинация с переменой транспортного средства на границе
Модели организации системы смешанных перевозок, представленные в табл. 2, могут быть составлены следующим образом: проводятся перпендикуляры по строкам и столбцам таблицы и находятся варианты организации перевозки пассажиров. Одновременно, если с пассажиром следует груз, то определяется вид транспорта, на котором этот груз перевозится. Например, пассажир выбрал в качестве средства перемещения легковой автомобиль, а приобретенный груз отправил на самолете.
Пассажиры и грузы могут перемещаться как совместно, так и с опережением. При этом доставка груза может быть организована сборной (несколько отправителей), крупными партиями, с промежуточным хранением или напрямую.
Многовариантность организации таких моделей есть разносторон-
ний взгляд на смешанные перевозки пассажиров и грузов (синхронно или асинхронно) [7, 8].
Применение логистики к управлению пассажирскими перевозками позволяет использовать в их исследовании системный подход [2]. Такой вывод вытекает из сложного характера взаимодействия элементов (звеньев) логистической системы и их функций, а также из необходимости учитывать влияния значительного количества стохастических факторов внешней среды. В то же время, целостность логистической системы обусловлена общей заданной целевой функцией, не свойственной ни одному из ее элементов в отдельности. Иерархичность данной системы выражается в подчиненности звеньев элементам более высокого уровня линейного и функционального логистического управления. И еще одна особенность пассажирской логистики - ее адаптируемость, проявляющаяся в способности функционировать в условиях ярко выраженной неопределенности.
Библиографический список
1. Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Вельможин [и др.] / под ред. В.А. Гуд-кова. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 448 с.
2. Логистика: общественный пассажирский транспорт: учебник / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, В.Д. Герами [и др.]. - М.: Экзамен, 2003. - 224 с.
3. Осипова О. Я. Транспортное обслуживание туристов: учеб. пособие. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 384 с.
4. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2011. - 400 с.
5. Транспортная логистика: учебник / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, В.А. Гудков [и др.]; Моск. автомоб.-дорож. ин-т (Гос. техн. ун-т). -М.: Экзамен, 2005. - 511 с.
6. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р
7. Трегубов В.Н. Современные технологии обеспечения перевозок льготных пассажиров с использованием методов логистики: монография. - Саратов: Изд-во Саратовск. гос. техн. ун-та, 2009. - 288 с.
8. Трегубов В.Н. Методы и модели логистической синхронизации на пассажирском транспорте: монография. - Саратов: Изд-во Саратовск. гос. техн. ун-та, 2009. - 288 с.
9. Федеральный закон о смешанных (комбинированных) перевозках. Проект / Законы России. Справочник по законодательству РФ [Электронный ресурс]. URL: http://zakonrus.ru/vlad134/oskp_pr.htm.