Click-wrap соглашения: к вопросу о нормативно-правовом регулировании Click-wrap agreements: on the issue of regulatory regulation
Татьянкина Дарья Андреевна
студентка 4 курса ФГБОУ ВО Вятского государственного университета
Киров, Россия e-mail: stud115604@vyatsu. ru
Tatyankina Daria Andreevna
4th year student Vyatka State University Kirov, Russia e-mail: stud115604@vyatsu. ru
Аннотация.
В статье проводится анализ вопросов, связанных с правовой природой click-wrap соглашений, направленных на выяснении возникающих при заключении договоров проблем и особенностей, проанализирована судебная практика. Рассмотрены особенности нормативно-правового регулирования, обоснована его недостаточность и предложено решение проблемы: издание отдельного нормативного акта, базирующегося на Типовом законе об электронной торговле, содержащем положения о форме договора, подписи сторон, автономности воли и т.д.
Annotation.
The article analyzes issues related to the legal nature of click-wrap contracts, aimed at clarifying the problems and features that arise when concluding contracts, and analyzes judicial practice. The features of regulatory regulation are considered, its insufficiency is substantiated and a solution to the problem is proposed: the publication of a separate regulatory act based on the Uniform Electronic Commerce Act, containing provisions on the form of the contract, signatures of the parties, autonomy of will, etc.
Ключевые слова: click-wrap, цифровизация, предприниматели, договор, виртуальные сделки, потребители, Типовой закон об электронной торговле.
Key words: click-wrap agreements, digitalization, entrepreneurs, contract, virtual deals, consumers, Uniform Electronic Commerce Act.
Интернет-пространство стало неотъемлемой частью жизни каждого человека, что повлияло на желание людей переносить повседневные вещи в онлайн-формат. Множество различных услуг оказывается в онлайн пространстве; договоры купли-продажи товаров, заказы на выполнение работ заключаются «не выходя из дома». Популярным способом заключения договоров стали click-wrap соглашения, механизм заключения которых состоит в нажатия кнопки «я согласен» или проставлением галочек.
По данным исследовательской компании DataInsight в период с 2018 до конца 2021 года объем рынка розничной интернет-торговли в России значительно вырос, и если сначала он составлял чуть больше 1 миллиарда, то за 2021 год он составил более 4 трлн рублей. Однако новое экономическое пространство ввиду низкой цифровой грамотности населения содержит в себе подводные камни. Какова правовая природа таких click-wrap соглашений и какие последствия они могут повлечь?
Для начала стоит отметить, что click-wrap agreement применяются к любым видам договоров, а не опосредуют отдельную договорную конструкцию, т.е. представляют собой механизм приобретения товара, услуги и прочего. Еще в 2016 году А.И. Савельев рассматривал click-wrap договоры в качестве соглашений об обработке персональных данных, польку действующее в тот момент гражданское законодательство не содержало положений, делающих такие сделки легальными.
В 2019 году было введено изменение в ст. 160 ГК, к письменной форме приравняли заключение сделки помощью электронных либо иных технических средств, при этом способ, позволяющий достоверно определить
лицо приравнивается к соблюдению требований о подписи. Однако суды пользуются уже обыденными для них статьями, сочетанием п. 2 ст. 434 ГК РФ, который предоставляет возможность заключить договор путем обмена электронными документами и п.3 данной статьи, в которой говорится, что письменная форма соблюдается при соблюдении условий п.3 ст. 438 ГК, в которой указан перечень конклюдентных действий. В случае с click-wrap соглашением, акцепт посредством клика «Согласен» или подобных вариаций служит конклюдентным действием, и именно через конклюдентность суды квалифицируют данные правоотношения, подтверждающим ваше согласие с условиями оферты.
Особую популярность click-wrap соглашения получили при заключении договоров оказания услуг, купли-продажи и лицензионных соглашений, но такие соглашения позволяют заключать и другие виды обязательств, в том числе непоименованные. В настоящее время нет легальной дефиниции click-wrap agreement, однако, исходя из научных изысканий, под ним понимается договор, заключаемый в цифровом пространстве посредством присоединения к оферте, содержащейся на интернет-сайте, проставлением «галочки» или нажатием кнопки «Я соглашен», «I accept».
Соглашения появились в США еще в прошлом столетии и по сей день используется для установления условий загрузки и использования программного обеспечения в сети Интернет, изложения правил, по которым пользователи могут получить доступ к веб-сайту или его части, а также для установления условий продажи товаров и услуг онлайн. Сами dick-wrap соглашения предназначаются для замены прямых переговоров между сторонами в онлайн-режиме, поскольку данные переговоры были бы мало эффективны или невозможны.
Еще в далеком 2002 году, разбираясь в природе таких договоров A. Gatt выделил некоторые особенности.
1. Акцептирующая сторона не имеет возможности предложить свои условия, лишена возможности вносить правки и вести переговоры. Соглашения заключаются по принципу «take-it-or-leave-it», что буквально означает «прими это или уйди».
Очевидно, что это подпадает под конструкцию договоров присоединения, напомним, что согласно ст. 428 ГК РФ при заключении такого договора акцептирующая сторона присоединяется к формулярам или определенным образцам, соглашаясь со всеми условиями контрагента. К такой позиции пришли и другие авторы, в том числе Е.Ю. Четина, О.В. Тимошенко.
Несмотря на то, что условия такого соглашения находятся в цифровом пространстве, письменная форма фактически соблюдается исходя из положений стст. 160 и 434 ГК РФ. К таким же выводам приходят и суды: «стороны, при заключении договора присоединения договорились, что онлайн форма заключения и подписания приравнивается к письменной». Стоит обратить внимания, что, принимая условия нажатием кнопки «согласен» или проставлением галочки, покупатель, заказчик акцептирует оферту, фактически находящуюся в Правилах, Соглашении и других подобных формах. Кроме этого акцептом может выступать кнопка «зарегистрироваться», так, например, в одном из пунктов Пользовательского соглашения компании ООО «Мэйл.ру» содержится положение о согласии присоединяющегося на получение сообщений рекламного и информационного характера, и суд признает нажатие кнопки «зарегистрироваться» надлежащим принятием оферты.
2. Для click-wrap agreement не требуется материальный экземпляр договора. Достаточно виртуального варианта без «живого» общения контрагентов и собственноручных подписей. Такие соглашения в любое время можно облачить в физическую форму, хотя они этого и не требуют, однако опосредуют отношения в реальном мире, поскольку купленная вещь придет Вам по почте, а от услуг Вы получите полезный эффект.
3. Массовость. Цифровой вариант соглашения позволяет получить акцепт от множества людей, при этом не понеся большого количества экономических издержек. Click-wrap автоматизированы, что
позволяет сделать их цену оптимальной для многих потребителей, все то же сокращение издержек, при этом позволяет повысить объемы продаж и совокупную выручку продавца или поставщика.
Поскольку такие соглашения направлены на потребителей, то их публичность очевидна, однако не все click-wrap могут называться в полной мере публичными, поскольку услуги, например, каршеринга не могут быть таковыми: в заключении должно быть отказано, если заказчик не имеет водительских прав, ввиду того, что экипаж не предоставляется. Несмотря на это, суды, хотя и признают публичность договора, используя следующие формулировки: «в договор включены следующие условия, ущемляющие права потребителя», «права..., как потребителя предоставленной услуги по аренде транспортного средства.. .не могут быть признаны нарушенными» - не применяют Закон о защите прав потребителей.
А поскольку основными проблемами со стороны потребителей явились следующие: отсутствие возможности ознакомиться с правилами применения тарифов, в частности, с условиями о возврате товара; ошибочная идентификация лица; не предоставление информации в момент доставки товара о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в письменной форме; отсутствие информации о возможности лица отказаться от договора, т.е. по сути навязывание услуг, - то судам следует применять хотя бы стст. 8 и 26.1 Закона N 2300-1.
Подробнее проблемы потребителей и отдельные положения о недопущении таковых раскрываются в Информации от Роспотребнадзора "Об особенностях dick-wrap-соглашений".
Возвращаясь к проблеме нормативно-правового регулирования стоит отметить, что на данный момент в Российской Федерации нет специальных законов, которые бы регулировали особенности click-wrap agreement. Однако на международном уровне уже сложились некоторые основы регулирования.
Однако, в 2007 году РФ подписала Конвенцию ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах, ратифицирована данная Конвенция была лишь в 2014 году, но закрепила возможность заключения международных договоров с иностранным элементом.
Однако наиболее интересным видится Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принятые еще в 1996 году комиссией ООН по международной торговле. В Законе содержаться базовые нормы, признанные на международном уровне, призванные устранить правовые препятствия для торговли в цифровом пространстве и сделать их более «предсказуемыми». Помимо этого, в Законе впервые были закреплены основополагающие принципы электронной торговли: недискриминации, технологической нейтральности и функциональной эквивалентности. Принцип недискриминации придает электронным сообщения юридическую силу и возможность обращаться за защитой своих прав, технологическая нейтральность предполагает независимость заключения договора от используемой техники, поскольку ограничение будет затруднять принцип недискриминации на появляющихся устройствах, которые не были бы включены в список. И наконец принцип функциональной эквивалентности определяет определенную модель, позволяющую считать электронный вариант договора эквивалентным бумажному. Как правило, это определенные требования, приравненные к личной подписи лица.
На данный момент на основе Типового приняты законодательные акты в 67 странах, в том числе в Дании, Италии и Франции. В России не только нет законодательного акта, соответствующего положениям Типового закона, но даже не реализованы рекомендации, данные в Законе об электронной торговле, за некоторыми исключениями.
Какие основополагающие положения содержит Типовой закон для заключения договоров посредством технических средств?
Во-первых, письменная форма считается соблюденной посредством обмена сообщениями, если содержащаяся в них информация является доступной для ее последующего использования (ст.6 Закона).
Во-вторых, идентификация лица, вкупе с его согласием на обработку персональных данных, приравниваются к наличию подписи в договоре. Кроме того, сообщения данных приравниваются к сохранению информации в подлинной форме, если имеются надежные доказательства целостности информации с момента, когда она была впервые подготовлена в ее окончательной форме (стст.7-8).
В-третьих, в соответствии со статьей 13 считается, что информация, отправленная составителей, -является сообщением необходимых данных при составлении договора, т.е. личность стороны не оспаривается.
И в-четвертых, подтверждение осуществляется путем любого сообщения со стороны адресата, направленного автоматически или нет, а также любых действий со стороны адресата, достаточных для определения получения сообщения стороной. Если стороны не договорились о другом (ст. 14).
Помимо этого, Типовой закон содержит и иные важные положения.
Исследовав специфику механизма click-wrap и особенности его регулирования в РФ, приходим к следующим выводам.
Термин click-wrap в нормативных актах не упоминается и требуется закрепления дефиниции в гражданском законодательстве в следующей формулировке: click-wrap соглашение - механизм заключения договора в цифровом пространстве посредством присоединения к оферте, содержащейся на интернет-сайте, проставлением «галочки» или нажатием кнопки, как-то «Я соглашен» или иной равнозначной формулировки.
Помимо этого, к click-wrap соглашениям в большинстве случаев применим Закон о защите прав потребителей в части информирования их об изготовителях и товарах, услугах, что стоит учесть судам при рассмотрении данной категории дел. Механизм таких соглашений является договором присоединения и, в большинстве случаев, публичным договором.
Также, чтобы законодательно закрепить особенности регулирования click-wrap agreement предлагаем принять Федеральный закон, базирующийся на положениях типового закона, который содержит в себе ряд положений, позволяющих разрешить коллизии при совершении сделок: это и нормы о письменной форме, и приравнивание подписи к идентификации лица, а также закрепление автономности воли через положения о личном характере сообщений данных и наличие положений о подтверждении заключения договора.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс»
2. Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах (Принята резолюцией 60/21 Генеральной Ассамблеи от 23 ноября 2005 года) (дата обращения: 30.11.2022 г.) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/elect com.shtml
3. Типовой закон об электронной торговле Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (Принят на 29-й сессии Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Рекомендован резолюцией 51/162 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 года) (дата обращения: 30.11.22) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/commerce.shtml
4. Buono F.M., Friedman J.A. Maximizing the Enforceability of Click-Wrap Agreements // Journal of Technology Law & Policy. - 1999. - Vol. 4: Iss. 3, статья 4. // URL:
https://heinonline.org/HOL/LandingPage?handle=hein.journals/jtlp4&div=16&id=&page= (Дата обращения: 04.10.22).
5. Gatt A. Electronic Commerce - Click-Wrap Agreements // Computer Law & Security Report. - 2002. -Vol.18 № 6. - P. 405-406.
6. Gillies L.E. Electronic Commerce and International Private Law: A Study of Electronic Contracts. // Ashgate Publishing Company. - 2008. - 286p.
7. Ливай М. Click-wrap соглашения: обзор судебной практики 2020. // URL: https://zakon.ru/blog/2020/2/28/click-wrap soglasheniya obzor sudebnoj praktiki (Дата обращения: 07.10.22).
8. Никишина В.В., Татаринова Е.П. Защита прав потребителей и лицензионный договор в сети «Интернет» // Юрист - 2022. - №11. - С. 21-26.
9. Пахомова Е.П. Договор оказания интернет-услуг связи // Современное право. - 2016. -№ 7. - С. 9093.
10. Савельев А. И. Договорное право 2.0: «умные» контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права. - 2016. - Т. 16. - № 3. - С. 32-60.
11. Тимошенко О.В. Click-wrap и browse-wrap соглашения: новый уровень эволюции договорного права в сети Интернет // Право в сфере Интернета. - 2018. - С.363-37.
12. Филиппов К. Click-wrap соглашение: понятие и критерии действительности. 2020. // URL: https://zakon.ru/blog/2020/5/11/click-wrap soglashenie ponyatie i kriterii dejstvitelnosti# ftn3 (Дата обращения: 06.10.22).