Научная статья на тему 'CLICK-WRAP СОГЛАШЕНИЯ: К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ'

CLICK-WRAP СОГЛАШЕНИЯ: К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
240
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CLICK-WRAP / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ДОГОВОР / ВИРТУАЛЬНЫЕ СДЕЛКИ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ТИПОВОЙ ЗАКОН ОБ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татьянкина Дарья Андреевна

В статье проводится анализ вопросов, связанных с правовой природой click-wrap соглашений, направленных на выяснении возникающих при заключении договоров проблем и особенностей, проанализирована судебная практика. Рассмотрены особенности нормативно-правового регулирования, обоснована его недостаточность и предложено решение проблемы: издание отдельного нормативного акта, базирующегося на Типовом законе об электронной торговле, содержащем положения о форме договора, подписи сторон, автономности воли и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLICK-WRAP AGREEMENTS: ON THE ISSUE OF REGULATORY REGULATION

The article analyzes issues related to the legal nature of click-wrap contracts, aimed at clarifying the problems and features that arise when concluding contracts, and analyzes judicial practice. The features of regulatory regulation are considered, its insufficiency is substantiated and a solution to the problem is proposed: the publication of a separate regulatory act based on the Uniform Electronic Commerce Act, containing provisions on the form of the contract, signatures of the parties, autonomy of will, etc.

Текст научной работы на тему «CLICK-WRAP СОГЛАШЕНИЯ: К ВОПРОСУ О НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ»

Click-wrap соглашения: к вопросу о нормативно-правовом регулировании Click-wrap agreements: on the issue of regulatory regulation

Татьянкина Дарья Андреевна

студентка 4 курса ФГБОУ ВО Вятского государственного университета

Киров, Россия e-mail: stud115604@vyatsu. ru

Tatyankina Daria Andreevna

4th year student Vyatka State University Kirov, Russia e-mail: stud115604@vyatsu. ru

Аннотация.

В статье проводится анализ вопросов, связанных с правовой природой click-wrap соглашений, направленных на выяснении возникающих при заключении договоров проблем и особенностей, проанализирована судебная практика. Рассмотрены особенности нормативно-правового регулирования, обоснована его недостаточность и предложено решение проблемы: издание отдельного нормативного акта, базирующегося на Типовом законе об электронной торговле, содержащем положения о форме договора, подписи сторон, автономности воли и т.д.

Annotation.

The article analyzes issues related to the legal nature of click-wrap contracts, aimed at clarifying the problems and features that arise when concluding contracts, and analyzes judicial practice. The features of regulatory regulation are considered, its insufficiency is substantiated and a solution to the problem is proposed: the publication of a separate regulatory act based on the Uniform Electronic Commerce Act, containing provisions on the form of the contract, signatures of the parties, autonomy of will, etc.

Ключевые слова: click-wrap, цифровизация, предприниматели, договор, виртуальные сделки, потребители, Типовой закон об электронной торговле.

Key words: click-wrap agreements, digitalization, entrepreneurs, contract, virtual deals, consumers, Uniform Electronic Commerce Act.

Интернет-пространство стало неотъемлемой частью жизни каждого человека, что повлияло на желание людей переносить повседневные вещи в онлайн-формат. Множество различных услуг оказывается в онлайн пространстве; договоры купли-продажи товаров, заказы на выполнение работ заключаются «не выходя из дома». Популярным способом заключения договоров стали click-wrap соглашения, механизм заключения которых состоит в нажатия кнопки «я согласен» или проставлением галочек.

По данным исследовательской компании DataInsight в период с 2018 до конца 2021 года объем рынка розничной интернет-торговли в России значительно вырос, и если сначала он составлял чуть больше 1 миллиарда, то за 2021 год он составил более 4 трлн рублей. Однако новое экономическое пространство ввиду низкой цифровой грамотности населения содержит в себе подводные камни. Какова правовая природа таких click-wrap соглашений и какие последствия они могут повлечь?

Для начала стоит отметить, что click-wrap agreement применяются к любым видам договоров, а не опосредуют отдельную договорную конструкцию, т.е. представляют собой механизм приобретения товара, услуги и прочего. Еще в 2016 году А.И. Савельев рассматривал click-wrap договоры в качестве соглашений об обработке персональных данных, польку действующее в тот момент гражданское законодательство не содержало положений, делающих такие сделки легальными.

В 2019 году было введено изменение в ст. 160 ГК, к письменной форме приравняли заключение сделки помощью электронных либо иных технических средств, при этом способ, позволяющий достоверно определить

лицо приравнивается к соблюдению требований о подписи. Однако суды пользуются уже обыденными для них статьями, сочетанием п. 2 ст. 434 ГК РФ, который предоставляет возможность заключить договор путем обмена электронными документами и п.3 данной статьи, в которой говорится, что письменная форма соблюдается при соблюдении условий п.3 ст. 438 ГК, в которой указан перечень конклюдентных действий. В случае с click-wrap соглашением, акцепт посредством клика «Согласен» или подобных вариаций служит конклюдентным действием, и именно через конклюдентность суды квалифицируют данные правоотношения, подтверждающим ваше согласие с условиями оферты.

Особую популярность click-wrap соглашения получили при заключении договоров оказания услуг, купли-продажи и лицензионных соглашений, но такие соглашения позволяют заключать и другие виды обязательств, в том числе непоименованные. В настоящее время нет легальной дефиниции click-wrap agreement, однако, исходя из научных изысканий, под ним понимается договор, заключаемый в цифровом пространстве посредством присоединения к оферте, содержащейся на интернет-сайте, проставлением «галочки» или нажатием кнопки «Я соглашен», «I accept».

Соглашения появились в США еще в прошлом столетии и по сей день используется для установления условий загрузки и использования программного обеспечения в сети Интернет, изложения правил, по которым пользователи могут получить доступ к веб-сайту или его части, а также для установления условий продажи товаров и услуг онлайн. Сами dick-wrap соглашения предназначаются для замены прямых переговоров между сторонами в онлайн-режиме, поскольку данные переговоры были бы мало эффективны или невозможны.

Еще в далеком 2002 году, разбираясь в природе таких договоров A. Gatt выделил некоторые особенности.

1. Акцептирующая сторона не имеет возможности предложить свои условия, лишена возможности вносить правки и вести переговоры. Соглашения заключаются по принципу «take-it-or-leave-it», что буквально означает «прими это или уйди».

Очевидно, что это подпадает под конструкцию договоров присоединения, напомним, что согласно ст. 428 ГК РФ при заключении такого договора акцептирующая сторона присоединяется к формулярам или определенным образцам, соглашаясь со всеми условиями контрагента. К такой позиции пришли и другие авторы, в том числе Е.Ю. Четина, О.В. Тимошенко.

Несмотря на то, что условия такого соглашения находятся в цифровом пространстве, письменная форма фактически соблюдается исходя из положений стст. 160 и 434 ГК РФ. К таким же выводам приходят и суды: «стороны, при заключении договора присоединения договорились, что онлайн форма заключения и подписания приравнивается к письменной». Стоит обратить внимания, что, принимая условия нажатием кнопки «согласен» или проставлением галочки, покупатель, заказчик акцептирует оферту, фактически находящуюся в Правилах, Соглашении и других подобных формах. Кроме этого акцептом может выступать кнопка «зарегистрироваться», так, например, в одном из пунктов Пользовательского соглашения компании ООО «Мэйл.ру» содержится положение о согласии присоединяющегося на получение сообщений рекламного и информационного характера, и суд признает нажатие кнопки «зарегистрироваться» надлежащим принятием оферты.

2. Для click-wrap agreement не требуется материальный экземпляр договора. Достаточно виртуального варианта без «живого» общения контрагентов и собственноручных подписей. Такие соглашения в любое время можно облачить в физическую форму, хотя они этого и не требуют, однако опосредуют отношения в реальном мире, поскольку купленная вещь придет Вам по почте, а от услуг Вы получите полезный эффект.

3. Массовость. Цифровой вариант соглашения позволяет получить акцепт от множества людей, при этом не понеся большого количества экономических издержек. Click-wrap автоматизированы, что

позволяет сделать их цену оптимальной для многих потребителей, все то же сокращение издержек, при этом позволяет повысить объемы продаж и совокупную выручку продавца или поставщика.

Поскольку такие соглашения направлены на потребителей, то их публичность очевидна, однако не все click-wrap могут называться в полной мере публичными, поскольку услуги, например, каршеринга не могут быть таковыми: в заключении должно быть отказано, если заказчик не имеет водительских прав, ввиду того, что экипаж не предоставляется. Несмотря на это, суды, хотя и признают публичность договора, используя следующие формулировки: «в договор включены следующие условия, ущемляющие права потребителя», «права..., как потребителя предоставленной услуги по аренде транспортного средства.. .не могут быть признаны нарушенными» - не применяют Закон о защите прав потребителей.

А поскольку основными проблемами со стороны потребителей явились следующие: отсутствие возможности ознакомиться с правилами применения тарифов, в частности, с условиями о возврате товара; ошибочная идентификация лица; не предоставление информации в момент доставки товара о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в письменной форме; отсутствие информации о возможности лица отказаться от договора, т.е. по сути навязывание услуг, - то судам следует применять хотя бы стст. 8 и 26.1 Закона N 2300-1.

Подробнее проблемы потребителей и отдельные положения о недопущении таковых раскрываются в Информации от Роспотребнадзора "Об особенностях dick-wrap-соглашений".

Возвращаясь к проблеме нормативно-правового регулирования стоит отметить, что на данный момент в Российской Федерации нет специальных законов, которые бы регулировали особенности click-wrap agreement. Однако на международном уровне уже сложились некоторые основы регулирования.

Однако, в 2007 году РФ подписала Конвенцию ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах, ратифицирована данная Конвенция была лишь в 2014 году, но закрепила возможность заключения международных договоров с иностранным элементом.

Однако наиболее интересным видится Типовой закон ЮНСИТРАЛ об электронной торговле, принятые еще в 1996 году комиссией ООН по международной торговле. В Законе содержаться базовые нормы, признанные на международном уровне, призванные устранить правовые препятствия для торговли в цифровом пространстве и сделать их более «предсказуемыми». Помимо этого, в Законе впервые были закреплены основополагающие принципы электронной торговли: недискриминации, технологической нейтральности и функциональной эквивалентности. Принцип недискриминации придает электронным сообщения юридическую силу и возможность обращаться за защитой своих прав, технологическая нейтральность предполагает независимость заключения договора от используемой техники, поскольку ограничение будет затруднять принцип недискриминации на появляющихся устройствах, которые не были бы включены в список. И наконец принцип функциональной эквивалентности определяет определенную модель, позволяющую считать электронный вариант договора эквивалентным бумажному. Как правило, это определенные требования, приравненные к личной подписи лица.

На данный момент на основе Типового приняты законодательные акты в 67 странах, в том числе в Дании, Италии и Франции. В России не только нет законодательного акта, соответствующего положениям Типового закона, но даже не реализованы рекомендации, данные в Законе об электронной торговле, за некоторыми исключениями.

Какие основополагающие положения содержит Типовой закон для заключения договоров посредством технических средств?

Во-первых, письменная форма считается соблюденной посредством обмена сообщениями, если содержащаяся в них информация является доступной для ее последующего использования (ст.6 Закона).

Во-вторых, идентификация лица, вкупе с его согласием на обработку персональных данных, приравниваются к наличию подписи в договоре. Кроме того, сообщения данных приравниваются к сохранению информации в подлинной форме, если имеются надежные доказательства целостности информации с момента, когда она была впервые подготовлена в ее окончательной форме (стст.7-8).

В-третьих, в соответствии со статьей 13 считается, что информация, отправленная составителей, -является сообщением необходимых данных при составлении договора, т.е. личность стороны не оспаривается.

И в-четвертых, подтверждение осуществляется путем любого сообщения со стороны адресата, направленного автоматически или нет, а также любых действий со стороны адресата, достаточных для определения получения сообщения стороной. Если стороны не договорились о другом (ст. 14).

Помимо этого, Типовой закон содержит и иные важные положения.

Исследовав специфику механизма click-wrap и особенности его регулирования в РФ, приходим к следующим выводам.

Термин click-wrap в нормативных актах не упоминается и требуется закрепления дефиниции в гражданском законодательстве в следующей формулировке: click-wrap соглашение - механизм заключения договора в цифровом пространстве посредством присоединения к оферте, содержащейся на интернет-сайте, проставлением «галочки» или нажатием кнопки, как-то «Я соглашен» или иной равнозначной формулировки.

Помимо этого, к click-wrap соглашениям в большинстве случаев применим Закон о защите прав потребителей в части информирования их об изготовителях и товарах, услугах, что стоит учесть судам при рассмотрении данной категории дел. Механизм таких соглашений является договором присоединения и, в большинстве случаев, публичным договором.

Также, чтобы законодательно закрепить особенности регулирования click-wrap agreement предлагаем принять Федеральный закон, базирующийся на положениях типового закона, который содержит в себе ряд положений, позволяющих разрешить коллизии при совершении сделок: это и нормы о письменной форме, и приравнивание подписи к идентификации лица, а также закрепление автономности воли через положения о личном характере сообщений данных и наличие положений о подтверждении заключения договора.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс»

2. Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах (Принята резолюцией 60/21 Генеральной Ассамблеи от 23 ноября 2005 года) (дата обращения: 30.11.2022 г.) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/elect com.shtml

3. Типовой закон об электронной торговле Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (Принят на 29-й сессии Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. Рекомендован резолюцией 51/162 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1996 года) (дата обращения: 30.11.22) // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/commerce.shtml

4. Buono F.M., Friedman J.A. Maximizing the Enforceability of Click-Wrap Agreements // Journal of Technology Law & Policy. - 1999. - Vol. 4: Iss. 3, статья 4. // URL:

https://heinonline.org/HOL/LandingPage?handle=hein.journals/jtlp4&div=16&id=&page= (Дата обращения: 04.10.22).

5. Gatt A. Electronic Commerce - Click-Wrap Agreements // Computer Law & Security Report. - 2002. -Vol.18 № 6. - P. 405-406.

6. Gillies L.E. Electronic Commerce and International Private Law: A Study of Electronic Contracts. // Ashgate Publishing Company. - 2008. - 286p.

7. Ливай М. Click-wrap соглашения: обзор судебной практики 2020. // URL: https://zakon.ru/blog/2020/2/28/click-wrap soglasheniya obzor sudebnoj praktiki (Дата обращения: 07.10.22).

8. Никишина В.В., Татаринова Е.П. Защита прав потребителей и лицензионный договор в сети «Интернет» // Юрист - 2022. - №11. - С. 21-26.

9. Пахомова Е.П. Договор оказания интернет-услуг связи // Современное право. - 2016. -№ 7. - С. 9093.

10. Савельев А. И. Договорное право 2.0: «умные» контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права. - 2016. - Т. 16. - № 3. - С. 32-60.

11. Тимошенко О.В. Click-wrap и browse-wrap соглашения: новый уровень эволюции договорного права в сети Интернет // Право в сфере Интернета. - 2018. - С.363-37.

12. Филиппов К. Click-wrap соглашение: понятие и критерии действительности. 2020. // URL: https://zakon.ru/blog/2020/5/11/click-wrap soglashenie ponyatie i kriterii dejstvitelnosti# ftn3 (Дата обращения: 06.10.22).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.