ник умело сочетает различные техники: акварель, графитный и итальянский карандаши. Рисунок «Мост через Тибр в Риме» выполнен на высоком уровне мастерства. Воробьев использует прием ретуширования, что придает работе еще большую изысканность. Кроме видовых изображений художник продолжает рисовать и людей. Тема человека привлекала Воробьева на протяжении всей жизни. Какой пейзаж без человека? Изображение человеческих фигур выступает как дополнение к работе. Если сравнивать рисунки Воробьева с работами предшественников (Сем. Щедрин, Ф. Алексеев, М. Иванов), то человеческие фигурки стали более «живыми», реалистичными, подвижными. Так, в зарисовке «Дорога к французскому монастырю Санта-Мария ди Джезу в Палермо» (1845-1846 гг., ГТГ) молодой человек пьет воду из фонтана. В другом рисунке «Дорога в Оливиццу близ Палермо» (1845-1846 гг., ГТГ) женщины прогуливаются по дороге, а на рисунке «Вид Рима с Монте-Пинчио» (1845 гг., ГТГ) девушки отдыхают под деревом, женщина гуляет с ребенком, мужчины собираются на террасе. Надо отметить, что раскованность фигур, простота их движений были характерными особенностями практически для всех работ Воробьева. Художник не ставит перед собой задачи изобразить фигуры людей, восхищающиеся дворцом или иным памятником архитектуры, как это было у Ф. Алексеева. Его цель -дополнить пейзаж, внести в него жизнь. Воробьев шел к этому постепенно. Поначалу художник испытывал влияние традиций классицизма, но уже в рисунках села Никольского мы наблюдаем вполне свободную трактовку фигур. В период путешествия по Ближнему Востоку человек становится неотъемлемой частью изображения: «Для художника паломники, священники, арабы не просто условный стаффаж. Их присутствие и созерцание ими священного места позволяют зрителю почувствовать свою сопричастность святыне» [2].
Воробьев не был большим сторонником изображения фигур животных, но в некоторых работах они присутствуют. К примеру, в рисунке «Фонтан в селе Никольском» (1812 г., ГТГ) и «У колодца в селе Никольском» (1812 г., ГТГ) художник рисует лошадей, а в рисунке «Мыс Фалль. Вид с террасы» (1834 г., ГТГ) - собачек. И здесь Воробьев стремится наполнить пейзаж жизнью, органично соединив фигуры животных с природой.
Просмотрев таким образом графическое наследие художника, можно сделать следующий вывод. Несомненно, Воробьев является блестящим русским рисовальщиком и акварелистом. Его талант был замечен уже в годы учебы в Академии. П. Н. Петров в журнале «Вестник изящных искусств» писал: «Воробьев в классе Томона, равно как и у преподавателя математики Ска-
бовскаго, учился хорошо; кроме того, он очень любил рисовать, и его рисунки отличались большим вкусом» [3]. Художник на протяжении всей жизни находился в творческом поиске. Многочисленные зарисовки памятников архитектуры, морских пейзажей, людей, животных свидетельствуют о настойчивом стремлении мастера познать окружающий мир и отразить его великолепие на листе бумаги.
Примечания
1. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII -начала XIX века. М., 2005. С. 394.
2. Святая Земля в русском искусстве (каталог выставки) М., 2001. С. 248.
3. Петров П. Н. Воробьев М. Н. и его школа // Вестник изящных искусств. 1888. Т. 6. Вып. 4. С. 282.
УДК 78.03./09
Л. И. Данько
CLASSICAL CROSSOVER В СИНТЕЗИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОЕКТАХ
В статье отражено взаимодействие таких феноменов современной музыкальной культуры, как classical crossover и синтезированный музыкально-художественный проект. Главный тезис заключается в том, что синтезированный музыкально-художественный проект является наиболее распространенной и перспективной формой презентации classical crossover в современной медиатизированной культуре.
The article describes the interaction of such phenomena of modern musical culture as the classical crossover and the synthesized musical-art project. The main point is that the synthesized musical art project is the most widespread and perspective form of presentation of the classical crossover in modern mediatized culture.
Ключевые слова: музыка classical crossover, синтезированный музыкально-художественный проект.
Keywords: classical crossover music, synthesized musical-art project.
На рубеже XX-XXI вв. получил распространение феномен синтезированного музыкально-художественного проекта, который представляет собой «явление массовой культуры, объединяющее в себе разного рода художественные и нехудожественные компоненты» [1].
Под этими компонентами подразумеваются как творческие, так и организационные аспекты деятельности группы специалистов (артистов, менеджеров, стилистов, режиссера и т. д. - во главе с продюсером), направленные на поддер-
© Данько Л. И., 2011
жание концептуального единства проекта на всех стадиях его осуществления [2]. Необходимо отметить, что конечной целью подобных проектов является их коммерческая реализация (в различных формах); проекты рассчитаны на массовую аудиторию; этим во многом обусловливается их насыщенность современными аудиовизуальными технологиями (которые используются как средства обогащения выразительности).
Основой синтезированного музыкально-художественного проекта является его музыкальная составляющая - специально сочиненная, аранжированная или скомпилированная музыка, преимущественно относящаяся к жанрам «третьего пласта» музыкальной культуры (подразумеваются популярно-развлекательные жанры и направления) [3]. Феномен синтезированного музыкально-художественного проекта продолжает свое формирование и в настоящее время. Существует определенная типология видов подобных проектов, предложенная В. Моряхиным: проекты эстрадного, театрального, спортивно-художественного и академического генезисов [4]. Примерами проектов эстрадного генезиса являются всевозможные концертные шоу-программы, телевизионные реалити-шоу («Фабрика звезд», «Русские теноры» на СТС). В зависимости от типа проекта, на первый план выходит та или иная из его функций (этическая, агитационная, эстетически-просветительская, коммуникативная и т. д.). Проекты различаются по форме реализации художественной продукции (выпуск и тиражирование аудио- и видеоальбомов; концертно-гаст-рольная деятельность; телевизионная форма реализации). Во многих случаях можно наблюдать в рамках одного проекта несколько форм реализации (с целью привлечения наибольшего числа реципиентов). Примером может служить отечественный мюзикл «Монте-Кристо» (2008), проект театрального генезиса. Здесь сценическая форма реализации (Московский Театр оперетты) сочетается с выпуском двойного студийного CD-альбома с музыкальной составляющей проекта, а также выпуском видеоверсии премьерного спектакля на DVD.
Одной из важнейших особенностей коммерчески успешного синтезированного музыкально-художественного проекта является инновацион-ность. Она может проявляться в имидже артиста, стиле и жанре исполнения, специфике применения аудиовизуальных технологий в проекте.
На настоящий момент одним из наиболее перспективных и востребованных музыкальных стилей, представленных в синтезированных музыкально-художественных проектах, является classical crossover. Данный феномен подразумевает сочетание элементов академической и поп/ рок/электронной музыки. Таким образом, этот
стиль представляет собой сплав традиций второго и третьего «пластов». Поскольку classical crossover является синтетическим видом музыкального искусства, он обладает гибкостью развития, позволяющей сочетать академическую основу с самыми современными музыкальными тенденциями.
Официальная история classical crossover насчитывает немногим более десятилетия. Премия «Грэмми» в номинации Best Classical Crossover Album существует с 1999 г. Среди номинантов и призеров присутствуют как академические музыканты-инструменталисты (например, виолончелист Йо-Йо-Ма), так и оперные певцы (Брин Терфель, Рене Флеминг), что свидетельствует о размывании дистанции между «высоким» и «популярным» искусством в рамках classical crossover
[5].
Ряд особенностей феномена classical crossover позволяет отнести его к сфере синтезированного музыкально-художественного проекта. К этим особенностям относятся:
- коммерческая направленность classical crossover^;
- ориентированность на массовую аудиторию;
- синтетическая природа музыкального материала;
- применение новейших аудиовизуальных технологий;
- различные формы презентации музыкального материала (сценическое представление, аудиоверсия, телеверсия, видеоверсия, музыкальный клип), которые можно рассматривать как формы реализации художественной продукции синтезированного музыкально-художественного проекта.
В рамках данного исследования рассматриваются особенности синтезированных музыкально-художественных проектов в стиле classical crossover на примерах из зарубежной и отечественной практики.
"The Original Three Tenors Concert" (1990) -проект с участием Хосе Каррераса, Пласидо До-минго и Лучано Паваротти. По типологии проект можно отнести к синтезированным музыкально-художественным проектам как эстрадного, так и академического генезисов. Музыкальной составляющей проекта послужила концертная программа в исполнении «Трех теноров». Концерт состоялся 7 июля 1990 г. в Термах Каракаллы в Риме. Изначально проект был рассчитан на широкую аудиторию, о чем свидетельствует активное вовлечение аудиовизуальных технологий в процесс его создания и реализации (оснащение системами звукоусиления и звукозаписи, телевизионная съемка концерта). Осуществлялась прямая телевизионная трансляция концерта, которую посмотрели около миллиарда телезрите-
лей во всем мире. Стимулом для аудитории во многом послужил фактор инновационности, нашедший выражение в следующем:
- беспрецедентность факта совместного выступления указанных артистов;
- многомерная синтезированность проекта: синтез музыкальной и визуальной составляющих (в рамках которого можно наблюдать сочетание оперного искусства и античной архитектуры Терм Kaрaкaллы), соединение в концертной программе оперного репертуара и произведений, относящихся к жанрам третьего «пласта» (арии из мюзиклов, популярные мелодии). Немаловажную роль в усилении музыкально-художественной (и визуальной) выразительности сыграл тот факт, что на сцене тенорам аккомпанировали одновременно два симфонических оркестра (Флорентийский Maggio Musicale и оркестр Римского оперного театра). Формы реализации художественной продукции проекта включают телеверсию концерта, видеоверсию в форматах VHS/DVD, аудиоверсию на CD. В силу огромной коммерческой рентабельности проект «Три тенора» получил статус долгосрочного. ^ррерас, Доминго и Паваротти продолжали совместную концерт-но-гастрольную деятельность в рамках проекта до начала XXI в. Творческая деятельность «Трех теноров» оказала значительное влияние на развитие classical crossover^.
"One Night in Eden" (1999) - концерт с участием Сары Брайтман, одной из ведущих исполнительниц в стиле classical crossover. Музыкальной основой для концерта послужил CD-альбом "Eden" (1998), занявший высокие позиции в чар-тах США, стран Южной Америки и Европы [б]. Музыкальный материал One Night in Eden включает в себя арии из опер ("Laschia Ch'io Pianga", "Nessun Dorma"), вокальные интерпретации инструментальных произведений ("Nella Fantasia", "Anytime, anywhere" - композиция на мотив "Adagio" Альбинони), популярные произведения в академической обработке ("Il Mio Cuore Va" -обработка поп-композиции "My Heart Will Go On" из фильма «Титаник»). Также в программу концерта вошли фрагменты из мюзикла "The Phantom of The Opera" в исполнении Брайтман. Перечисленные произведения в настоящее время входят в стандартный репертуар артистов classical crossover^. Особенностью исполнения Сары Брай-тман является сочетание техники бельканто и эстрадно-джазовых интонаций, что обычно неприемлемо для оперных певцов, но характерно для большинства исполнителей classical crossover^ (Эмма Шапплин, Андреа Бочелли, Флоран Па-ньи).
"One Night in Eden" можно отнести к проектам как эстрадно-академического, так и театрального генезиса. Подтверждением данного тезиса
является подчеркнутая театрализованность концертных номеров. Примером может служить сценография номеров, объединенных морской тематикой. "La Mer" сопровождалась перемещением участников, закрепленных специальными тросами, над сценой за полупрозрачным подсвеченным занавесом. В результате создавался иллюзорный эффект подводного мира. Номер "Il Mio Cuore Va" визуально решен при помощи декорации фрагмента палубы «Титаника», что являлось отсылкой к фильму.
Съемки концерта "One Night in Eden" проходили в Южной Африке [7], что было отражено в самом шоу и видеоверсии (в визуальный ряд включены документальные кадры Южной Африки). Видеоверсия концерта была выпущена в форматах VHS и DVD. Важным признаком, указывающим на рассматриваемый пример как форму реализации художественной продукции синтезированного музыкально-художественного проекта, является наличие продюсирования (Фрэнк Пе-терсон, британский менеджер, продюсировал многие альбомы Сары Брайтман, в том числе "Eden"). На принадлежность к синтезированному музыкально-художественному проекту указывает и концертно-гастрольная форма реализации в рамках тура "One Night in Eden Tour", направленная на популяризацию музыкальной составляющей проекта.
В качестве примеров форм реализации художественной продукции синтезированных музыкально-художественных проектов в стиле classical crossover (в зарубежной практике) также можно привести видеоальбомы Хосе Каррераса "Around the World" (2002) и "Energia" (2005), основанные на музыкальном материале одноименных CD-альбомов [8]. Данные примеры демонстрируют характерные признаки classical crossover^:
- сочетание академического вокала и современной аранжировки (включающей как симфонические, так и джазовые и электроинструменты);
- акцентирована роль перкуссионных и ударных инструментов;
- репертуар альбомов, включающий интерпретации песен народов мира, неаполитанские романсы ("Passione", "Mandulinata a Napule", "Vurria" и др.), а также академические обработки поп- и рок-композиций ("Quando Sento Che Mi Ami", "Wind of Change").
Примеры classical crossover^ в отечественной практике во многом основаны на зарубежном опыте. Отдельного внимания заслуживает совместная деятельность Игоря Крутого (как композитора и продюсера) и Дмитрия Хворостовского (как исполнителя) в рамках синтезированного музыкально-художественного проекта «Дежавю» (2009). Музыкальной составляющей проекта послужил цикл из 24 вокально-инструментальных
произведений в стиле classical crossover, написанных И. Крутым с учетом исполнительских качеств Д. Хворостовского. Характерное отличие композиций - сочетание оперного вокала и оркестрового сопровождения с элементами симфонической и электронной музыки. Здесь также значительна роль перкуссионных инструментов и ударных. Некоторые из произведений стилизованы под неаполитанский романс ("Gelosia", "Canzonetta Semplice", "Mari"). Характерно, что большая часть композиций исполнена на итальянском языке (подчеркнутая «академичность», указывающая на влияние традиций «второго пласта»).
Формы реализации художественной продукции проекта «Дежавю»:
- Музыкальный клип режиссера А. Бадоева на одну из композиций проекта ("Toi et Moi"), который начал демонстрироваться на музыкальном телевидении непосредственно до запуска проекта с целью привлечения потенциальной аудитории. Этому в значительной степени способствовало применение мультимедийных технологий при создании клипа (трехмерная графика, компоузинг), фэнтезийное содержание видеоряда, а также подчеркнутый героико-романтичес-кий образ исполнителя (Д. Хворостовский), включающий элемент эпатажности (который является признаком поп-культуры).
- Студийный альбом «Дежавю», включающий 24 композиции на двух носителях в формате CD-аудио.
- Концерт «Дежавю» с участием композитора и исполнителя, основанный на музыкальном материале одноименного альбома. Премьера концерта состоялась в Государственном Кремлевском Дворце в ноябре 2009 г. Концерт характеризовался широким использованием аудиовизуальных технологий (системы звукоусиления и звукозаписи, световые и мультимедийные эффекты) [9].
- Телеверсия концерта, которая была продемонстрирована вскоре после его премьеры.
Основываясь на перечисленных особенностях, проект «Дежавю» можно отнести к синтезированному музыкально-художественному проекту в стиле classical crossover.
Рассмотренные в рамках настоящего исследования примеры демонстрируют ряд общих при-
знаков, характерных для classical crossover'a, а также признаки, присущие синтезированному музыкально-художественному проекту (в том числе наличие продюсирования: "The Original Three Tenors Concert" - Марио Дради, "One Night in Eden" - Фрэнк Петерсон, «Дежавю» - Игорь Крутой). Всем рассмотренным явлениям присущи ориентированность на массовую аудиторию, синтезированность, инновационность, насыщенность аудиовизуальными технологиями, различные формы реализации художественной продукции.
Таким образом, анализ примеров зарубежных и отечественных синтезированных музыкально-художественных проектов показывает, что применение в них такого музыкального стиля, как classical crossover, получает все большее распространение. Сочетание современных аудиовизуальных технологий с выразительными возможностями музыкального феномена classical crossover обеспечивает зрелищность и коммерческий успех этих проектов и расширяет перспективы дальнейшего развития данного направления в музыкальном искусстве.
Примечания
1. Моряхин В. А. Синтезированный музыкально-художественный проект как явление культуры рубежа XX-XXI веков: автореф. дис. ... канд. искусствовед. СПб.: СПбГУП, 2009. C. 9.
2. Там же.
3. Костюк Е. Б. Популярные музыкальные направления и жанры XX века: джаз, мюзикл, рок-музыка, рок-опера: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008.
4. Моряхин В. А. Синтезированный музыкально-художественный проект как явление культуры рубежа XX-XXI веков: автореф. дис. ... канд. искусствовед. СПб.: СПбГУП, 2009. С. 13.
5. Лосева-Демидова Е. С. Оперное искусство как фактор формирования ценностных ориентаций молодёжи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2009. С. 13-14.
6. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Eden_%28Sarah _Brightman_album%29
7. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/One_Night_In_ Eden
8. См.: URL: www.jcarreras.com Sound Recordings Review-Around the World | By Roger Pines | Copyright © 2002 Metropolitan Opera Guild, Inc. Source: Opera News. Date Published: January 2002
9. Новые аудиовизуальные технологии: учеб. пособие / отв. ред. К. Э. Разлогов. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 38.