the CPN Tools (PB-576), Department of Computer Science, University of Aarhus, Oct. 2005, pp. 21-38.
15. Makajic-Nikolic D., Panic B., Vujosevic M. Bullwhip Effect and Supply Chain Modelling and Analysis using CPN Tools. In Proceedings of the Fifth Workshop and Tutorial on Practical Use of Coloured Petri Nets and the CPN Tools (PB-570), Department of Computer Science, University of Aarhus, Oct.
2004, pp. 219-234.
16. Netjes M., van der Aalst W.M.P., Reijers H.A. Analysis of Resource-Constrained Processes with Colored Petri Nets. In Proceedings of the Sixth Workshop and Tutorial on Practical Use of Coloured Petri Nets and the CPN Tools (PB-576), Department of Computer Science, University of Aarhus, Oct.
2005, pp. 251-265.
17. Лескин А.А., Мальцев П.А., Спиридонов А.М. Сети Петри в моделировании и управлении. - Л.: Наука, 1989. - 133 с.
18. W.M.P. van der Aalst, A.H.M. ter Hofstede, Kiepuszewski B., Barros A.P. Workflow Patterns. Distributed and Parallel Databases, 14 (1): 5-51, 2003.
19. Sarshar K., Loos P. Comparing the control-flow of epc and petri net from the end-user perspective. Business Process Management, 2005, pp. 434-439.
20. W.M.P. van der Aalst. Three Good Reasons for Using a Petri-net-based Workflow Management System. In S. Navathe and T. Wakayama, editors, Proceedings of the International Working Conference on Information and Process Integration in Enterprises (IPIC'96), Camebridge, Massachusetts, November 1996, pp. 179-201.
СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Тимченко А.А.*
Черкасский государственный технологический университет, Украина г. Черкассы
Одним из реальных и эффективных путей активизации науки в ВУЗах Украины, является получение ими статуса исследовательского, т.е. создание в их составе учебно-научных институтов, которые предусмотрены соответствующей статьей Закона Украины «О высшем образовании». Ниже представлены результаты, которые отражают опыт создания Института системных информационных исследований (ИСИИ) на базе достижений Института кибернетики им. В.М. Глушко-ва АН УССР.
* Заведующий кафедрой Компьютерных технологий, директор института системных информационных исследований (ИСИИ), доктор технических наук, профессор
Введение. Учебно-научный институт - основа научных исследований в ВУЗе [1, 2]
Учебно-научные институты в ВУЗах создаются, как правило, на базе факультетов с наибольшим научным потенциалом и высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом.
Много ведущих ВУЗов Украины пошли по этому пути и достигли определенных успехов (В первую очередь национальных). В ЧГТУ на базе факультета информационных технологий и систем (ФИТИС) создан Институт системных информационных исследований (далее ИСИИ), который является структурным подразделением университета и обеспечивает образовательную, воспитательную, научную, научно-методическую, научно-производственную деятельность, связанную с предоставлением высшего образования, и имеет соответствующий уровень кадрового и материально-технического обеспечения.
Главными задачами учебно-научного института, соответственно Положению об Институте системных информационных исследований Черкасского государственного технологического университета есть [3]:
- осуществление образовательной деятельности, которая включает учебную, воспитательную, научную, методическую и культурную составляющие;
- обеспечение условий для овладения студентами системы современных знаний, умений, навыков;
- формирование социально зрелой, творческой личности;
- воспитание морально, психически и физически здорового поколения;
- формирование в них гражданской позиции, национального самосознания и патриотизма, собственного достоинства, готовности к трудовой деятельности, ответственности за судьбу, общества, государства и человечества;
- обеспечение высоких этических норм, атмосферы доброжелательности и взаимного уважения в отношениях между преподавателями и студентами;
- осуществление общих научных исследований с другими высшими учебными заведениями Украины и зарубежья, научно-исследова-тельскимиучреждениями и др.;
- участие в переподготовке и повышении квалификации научно-педагогических кадров высшей квалификации;
- создание нового поколения конкурентоспособной учебно-методической литературы, информационных ресурсов учебного назначения соответственно учебным планам разных специальностей и просветительно-квалификационных уровней;
- информирование абитуриентов и студентов о ситуации на рынках работы в производственных областях.
Научно-исследовательская и учебно-методическая деятельность института обеспечивается через:
- органическое единство содержания и программ научной деятельности;
- развитие различных форм научного сотрудничества;
- непосредственную деятельность участников учебно-воспитательного процесса в научных исследованиях, которые проводятся в институте;
- планирование проведения и выполнение научно-педагогическими работниками научных исследований в пределах основного рабочего времени;
- организацию научных, научно-практических, научно-методических семинаров, конференций, олимпиад, конкурсов и т.п..
Таблица 1
Основные направления научных исследований на Украине, ориентированные на построение информационного общества
Научное направление Научные исследования, которые отвечают мировому уровню
Информатика, математика, механика Алгоритмы статистической и геометрической теории распознавания образов
Разработка общей теории и методов системного анализа, математического моделирования, оптимизации и искусственного интеллекта
Фундаментальные социально-экономические проблемы Методы и модели прогнозирования экономического и социального развития
Проблеми прогнозирования развития науки и образования Теоретическое обоснование и практическая разработка инновационных моделей развития экономики
Состояние и перспективы научно-исследовательской работы института системных информационных исследований (ИСИИ)
При создании ИСИИ определена одна из главных задач: значительная активизация научной работы професорско-преподавательского состава факультета и аспирантов кафедр и научно-исследовательской работы студентов и магистров.
Таблица 2
Основные направления научных исследований ИСИИ
№ Научное направление — компьютерные науки
Кафедра компьютерных технологий (специальности информационные управляющие системы и технологии; интеллектуальные системы принятия решений)
1. Системное проектирование сложных объектов и систем
2. Автоматизированное проектирование информационных систем управления в области связи, транспорта, образования, медицины
3. Создание информационных технологий управления ВУЗом
4. Математические методы принятия решений в интеллектуальных системах
Продолжение табл. 2
№ Научное направление — компьютерные науки
5. Разработка моделей, методов, технологий и средств дистанционного обучения
6. Разработка и внедрения компъютерно-ориентованых методических систем обучения математическим и информационным дисциплинам
7. Математическое моделирование сложных технических систем
8. Создание информационных ресурсов научно-образовательной среды, в том числе электронных библиотек
Кафедра информационных технологий проектирования (специальность информационные технологии проектирования)
1. Проблемы принятия решений в условиях неопределенности
2. Модели и методы маршрутизации данных в распределенных коммуникационных системах
3. Интеллектуальный анализ информации в сетях WWW
4. Модели и методы рисков в программных проектах
Научное направление — программная инженерия
Кафедра программного обеспечения автоматизированных систем (специальность программное обеспечение автоматизированных систем)
1. Методы повышения помехоустойчивости и скрытности передачи информации в компьютерных сетях
2. Усовершенствование алгоритмического и программного обеспечения систем искусственного интеллекта
Научное направление — компютерная инженерия
Кафедра компьютерных систем (специальность компьютерные системы и сети)
1. Исследование и проектирование компьютерных систем и сетей
2. Исследование кластерных компьютерных систем
3. Защита информации в компьютерных сетях
Кафедра системного программирования (специальность системное програмирование)
1. Теоретические основы создания природно-надежных компьютерных систем и компонентов
2. Основы теории криптографического кодирования
3. Системы поддержки принятия решений в экстремальных ситуациях на основе казуально-темпарально! логики
Кафедра специализированных компьютерных систем (специализированные компьютерные системы)
1. Усовершенствование таблично-алгоритмического метода и моделей специализированных кодопреобразователей для проблемно-ориентированных систем
2. Модели аппаратной реализации специализированных сопроцессоров арифметических операций
3. Модели специализированных высотомеров с шумовой модуляцией
4. Модели и методы защиты компьютерной информации
5. Модели тестирования сегментов оптоволоконных сетей и их компонентов в проблемно-ориентировочных и специализированных устройствах на базе таблично-алгоритмических методов
Кафедра прикладной математики
1. Исследование свойств выпуклых тел в геометрии Минковского с помощью смешанных объемов
2. Проблемы синергетики и нелинейной динамики
3. Информационные технологии в управлении проектами строительства сложных энергетических объектов
4. Напряженно-деформированный стан толстых сферических осесиметричных оболочек
5. Методика применения прикладных задач в обучении курсу «Высшая математика»
6. Разработка методик контроля знаний студентов и анализ их эффективности
Другой аспект научной деятельности ИСИИ - это внедрение результатов в реальную экономику, производство, социальную сферу, в частности и в высшее образование. Поэтому выполнение госбюджетных и хозяйственных тем есть одним из приоритетных в научной работе ИСИИ.
Заключение. Основные выводы, итоги и перспективы [4].
С целью усовершенствования системы управления научно-исследовательской деятельностью ИСИИ, создание его качественно нового научно-технического потенциала, которое оказывало бы содействие на повышение уровня научной и профессиональной подготовки его выпускников, их конкурентоспособности на рынке интеллектуальной работы в области информационных технологий, обеспечению подъема престижа института, необходимо осуществить ряд мероприятий:
1. Ввести как стратегическое направление научно-технической деятельности института курс на обновление имеющейся научно-технической и научно-методической базы.
2. Разработать ряд мероприятий по поощрению профессорско-преподавательского состава к созданию научных или творческих коллективов, которые оказывают содействие активизации инновационной деятельности в высшей школе, занимаются коммерциализацией результатов научных исследований, усовершенствованием организационно-экономического и правового механизма трансфера технологий.
3. Разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленных на поощрение студентов к участию в научно-технологической деятельности, в частности через создание при кафедрах студенческих научно-исследовательских и конструкторских бюро, других инновационных структур, центров, виртуальных сообществ.
4. Активизировать исследование относительно создания прикладных программных средств учебного назначения, как прикладных исследований, которые оказывают содействие повышению качества высшего образования, формированию в молодежи привычек обучения и работе в информационном обществе.
5. Активизировать научное сотрудничество кафедр с ведущими научными центрами и учреждениями Украины и ближнего и далекого зарубежья.
Список литературы:
1. Глушков В.М. Основы безбумажной информатики. - М.: Наука. Главная редакщя фiзико-математической литературы, 1982. - 552 с.
2. Тимченко А.А., Родионов А.А. Основы шформагики системного проектирования объектов новой техники / Отв. ред. В.И. Скурихин; АН УССР. Ин-т кибернетики им. В.М. Глушкова. - Киев: Наук. думка, 1991. - 152 с.
3. Тимченко А.А., Триус Ю.В. Системний подход к созданию информационно-аналитической системы контроля и оценивания учебной деятельности студентов ВУЗ // Вестник Херсонского национального технического университета. - Херсон: ХНТУ, 2009. - Вып. 2 (35). - С. 415-419.
4. Тимченко А.А., Триус Ю.В., Перспективы научно-исследовательской деятельности института системних информационных исследований ЧГТУ // Весник Черкасского государственного технологического университета. - 2010. - № 1. - С. 73-81.
МЕТАСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ПРИЛОЖЕНИЯХ SEMANTIC WEB
© Чернов В.В.*
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
В статье рассматривается вопрос создания распредленных интернет-систем, использования веб-сервисов и применение метасистемного подхода в концепции Semantic Web. Доказана правомерность использования метасистемного подхода для приложений Semantic Web.
Современный этап развития интернета характеризуется стремлением к построению распределенных систем. Но не с пустого места, а на основе данных уже имеющихся интернет-ресурсов, такие системы используют либо отдельные элементы, либо агрегируют или выбирают необходимую информацию. Выгоды таких систем очевидны как для их владельцев, так и для пользователей.
Так, например, в проходящих пик своего развития социальных сетях, накоплено громадное количество, что немаловажно, структурированной, информации. В закрытых социальных сетях пользовательские данные принадлежат не человеку, а сети, что приводит к неудобству для пользователя в случае присутствия в нескольких сетях: необходимость различных учетных записей, ввод зачастую одной и той же информации. В связи с этим наметился переход к открытым социальным сетям. Этот переход основывается на широком внедрении OpenID и OAuth. OpenID представляет собой уникальную идентификацию пользователя по его персональному URL. OpenID это большой шаг вперед для открытых систем, но эта технология позволяет лишь использовать единую учетную запись и сократить ввод регистрационных данных.
Куда больший интерес представляет использование открытых веб-сервисов (веб-служб). Основанные на открытых стандартах, веб-сервисы
* Магистрант кафедры «Системный анализ и управление»