Научная статья на тему 'Cимволизм англоязычной литературы: о лабиринте и корабле (на материале романов Роджера Желязны и Грегори Норминтона)'

Cимволизм англоязычной литературы: о лабиринте и корабле (на материале романов Роджера Желязны и Грегори Норминтона) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
символизм / англоязычная литература / лабиринт / корабль / Желязны / Норминтон / symbolism / English language literature / labyrinth / ship / Zelazny / Norminton

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анисимова Ольга Владимировна, Макарова Инна Сергеевна

Данная статья посвящена изучению двух знаковых символов англоязычной литературылабиринта и корабля, рассматриваемых на материале книг Роджера Желязны и Грегори Норминтона. В ключевом произведении американского фантаста «Хроники Эмбера» мифопоэтический образ лабиринта является одним из ключевых символов всего романа, раскрывающих его аллегорическое содержание. В свою очередь, понимание иносказательного смысла дебютного сочинения современного британского писателя Грегори Норминтона «Корабль дураков» реализуется за счет анализа символизма образа ладьи глупцов. В романе Желязны в роли лабиринта выступает Образ, символизирующий универсум и источник самопознания, а также обряд инициации, раскрывающий подлинное предназначение главного героя. В романе Норминтона корабль являет собой аллегорию современного человечества, сбившегося с курса. При этом, в отличие от своих предшественников – Бранта и Босха – Норминтониначе видит исход плавания Корабля дураков, полагая, что современникам должен быть дарован второй шанс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbolism of English language literature: about labyrinth and ship (the cases of novels by Roger Zelazny and Gregory Normonton)

The article is devoted to the study of two significant symbols of English language literaturelabyrinth and ship analyzed in the novels by Roger Zelazny and Gregory Norminton. In the key book of an Americans cientific writer Roger Zelazny “Chronicles of Amber” the mythopoetic image of labyrinth is one of the principal symbols revealing the main allegory of the whole text. Initsturn, the understanding of the allegory of the debut novel by a British novelist Gregory NormintonShip of Fools” is based on the analysis of theimage ofship. In the novel by Zelazny the role of labyrinth is played by the image of Pattern symbolizing the universe, the source of self-awareness as well as the ritual of initiation, which helps the main character to understand his mission. In Norminton’s novel the ship represents the allegory of modern humanity lost in the waves of history. Apart from his predecessors Brandtand Bosch Norminton sees the destination of this ship differently believing that his contemporaries should be given a second chance.

Текст научной работы на тему «Cимволизм англоязычной литературы: о лабиринте и корабле (на материале романов Роджера Желязны и Грегори Норминтона)»

ЛИНГВИСТИКА

Б01 10.24412/1829-0450-2024-1-156-161 УДК 82

Поступила: 20.03.2024г. Сдана на рецензию: 22.03.2024г. Подписана к печати: 13.04.2024г.

СИМВОЛИЗМ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: О ЛАБИРИНТЕ И КОРАБЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНОВ РОДЖЕРА ЖЕЛЯЗНЫ И ГРЕГОРИ НОРМИНТОНА)

О.В. Анисимова1, И.С. Макарова2

СПбПУ Петра Великого, СПбГТИ(ТУ) lesoleil81@mail ги, inna-makarova@mail. ги ОЯСЮ1: 0000-0003-3116-2996, ОЯСЮ2: 0000-0002-2474-1677

Данная статья посвящена изучению двух знаковых символов англоязычной литературы - лабиринта и корабля, рассматриваемых на материале книг Роджера Желязны и Грегори Норминтона. В ключевом произведении американского фантаста «Хроники Эмбера» мифопо-этический образ лабиринта является одним из ключевых символов всего романа, раскрывающих его аллегорическое содержание. В свою очередь, понимание иносказательного смысла дебютного сочинения современного британского писателя Грегори Норминтона «Корабль дураков» реализуется за счет анализа символизма образа ладьи глупцов. В романе Желязны в роли лабиринта выступает Образ, символизирующий универсум и источник самопознания, а также обряд инициации, раскрывающий подлинное предназначение главного героя. В романе Норминтона корабль являет собой аллегорию современного человечества, сбившегося с курса. При этом, в отличие от своих предшественников - Бранта и Босха - Норминтони-наче видит исход плавания Корабля дураков, полагая, что современникам должен быть дарован второй шанс.

Ключевые слова: символизм, англоязычная литература, лабиринт, корабль, Желязны, Норминтон.

Введение

Рассматриваемые в статье мифопоэтические образы являются весьма тесно связанными друг с другом в плане их символического содержания. Оба представляют собой определенного рода структуру существования - систему бытия отдельного человека и социума в целом. Одновременно, плавание на

АННОТАЦИЯ

корабле, равно как и прохождение лабиринта символизирует обряд инициации, итогом которого становится лучшее познание героем собственной натуры. Популярность обоих образов в мировом искусстве подтверждается многочисленными фактами обращения к ним в различные культурно-исторические эпохи авторами произведений литературы, живописи и кинематографа.

Основная часть

««Символизм лабиринта в «Хрониках Эмбера» Роджера Желязны»»

Начиная с античных времен и до наших дней, лабиринт является символом бытия, круговорота жизни, идеи вечного возвращения, а также бесконечного поиска. Лабиринт - это всегда путь, скитание, инициация, а также метафора выбора дороги. Новые оттенки значения образ лабиринта приобретает в ХХ столетии, вновь став популярным в мировой литературе. Умберто Эко в «Заметках на полях "Имени Розы"» выделяет три типа лабиринта: лабиринт Тесея, в котором все пути ведут к центру; маньеристический лабиринт - с единственной дорогой к выходу; лабиринт-ризому, в котором «нет центра, нет периферии, нет выхода» [1]. По мысли Эко, лабиринт Тесея и маньеристический лабиринт соответствуют борхесовской модели, так как они системны и структурны. Ярким примером современного переосмысления лабиринта в конце ХХ столетия становится роман американского писателя-фантаста Роджера Желязны «Хроники Эмбера».

Время творческого подъема этого автора приходится на 70-90-е годы ХХ столетия. Сегодня изучение его литературного наследия вновь представляется актуальным в связи с тем влиянием, которое писатель оказал на таких популярных в наши дни англоязычных фантастов, как Нил Гейман и Джордж Мартин. Наиболее известным произведением Желязны является серия романов «Хроники Эмбера», состоящая из двух циклов - Корвина и Мерлина -каждый из который содержит пять частей. Материалом настоящего исследования послужил первый из упомянутых циклов. Жанр этого произведения сложно определить, поскольку Роджер Желязны испытал на себе влияние постмодернизма и при создании «Хроник» использовал как элементы формульной литературы (детектива, научной фантастики и фэнтези), так и «большой» (психологический и философский романы), объединив в своем творчестве идеи футурологии, квантовой механики, психоанализа Юнга и теории языка Витгенштейна [2]. Таким образом, символический ряд произведений Желязны представляется весьма насыщенным и разнообразным, требующим детального анализа. В контексте настоящего исследования основное внимание направлено на изучение символизма одного из центральных образов «Хроник» - лабиринта.

Мироздание «Хроник Эмбера» Роджера Желязны зиждется на Образе (Pattern): «Образ управляет Эмбером и ... всей Тенью, которую не захватил

Хаос. Только существование Образа и сдерживает наступление Хаоса» [3]. Образ напоминает замысловатый рисунок фантастического лабиринта, состоящий из Вуалей и Великой Кривой, движение по которым требует сосредоточенности и максимального напряжения воли.

Лабиринт-Образ Желязны, если следовать классификации, предложенной Умберто Эко, является лабиринтом Тесея: он отличается структурностью, имеет единственный вход, целью его прохождения является центр. Согласно древнегреческому мифу, лабиринт в Кноссе был построен легендарным изобретателем и архитектором Дедалом. Образ в «Хрониках» был начертан прародителем янтаритов, художником Дворкиным. Оба лабиринта скрыты глубоко под землей, но несут в себе символы небесного, земного и подземного миров. Прохождение Образа является последней стадией взросления янтаритов: они постигают мироздание, обретая власть над мистическими силами. Образ, как и лабиринт Тесея, выступает в качестве символа структуры мироздания, а также как способ самоидентификации (Корвин на протяжении романа несколько раз проходит Образ, каждый раз обретая все большую силу, все глубже понимая самого себя - процесс индивидуализации завершается начертанием собственного Образа).

С другой стороны, по признанию самого Желязны, в основе Образа лежат представления о Древе Жизни или Сфирот Кабалы. Путь познания и совершенствования в Кабале заключается в последовательном прохождении ступеней «Древа Жизни», начиная с 10 и выше. Прохождение Образа в «Хрониках» состоит в преодолении Вуалей (Veils). Образ обладает сложным строением и символизирует планетарную структуру, как и лабиринт Борхеса; как и У. Эко, Желязны утверждает необходимость переосмысления структуры, смены лабиринта. Образ испорчен, его система разрушена, линии прерваны, добраться до центра более не представляется возможным. Образ «Хроник» -это еще и человеческое сознание (мозг человека в разрезе напоминает лабиринт, состоящий из кривых). Испорченный Образ может быть интерпретирован как неполноценный мозг, ущербное больное сознание, лишившее человека способности логично мыслить. Главный герой «Хроник» Корвин, в отличие от пассивных персонажей борхесовской прозы [4], изменяет мир вокруг себя, принимая активное участие в происходящих вокруг него событиях. По мысли Желязны, окружающий людей мир зависит от внутреннего состояния каждого отдельного человека. Следовательно, мир можно изменить, устранив все «неполадки», а в случае, если это невозможно, создать новый.

В дальнейшем мотив лабиринта получает широкое распространение в западноевропейской литературе второй половины XX столетия. Писатели обращаются к образу лабиринта как к символу человеческой жизни - весьма сложной и запутанной. Затрагивая проблему поиска человеком цели своего существования, выхода из хаоса и бессмысленности жизни, обретения истины, авторы предлагают различные варианты ее решения. Если писатели 60-

70-х годов верили в возможность выхода из подобного лабиринта, приводя своего героя к смысловому центру, то прозаики эпохи 80-90-х окончательно разочаровались в возможности познания человеком истины.

Символизм корабля в романе Грегори Норминтона «Корабль дураков»

Не менее значимым в мировой культуре является мотив корабля, получивший широкое распространение в различных произведениях искусства [5]. На протяжении нескольких тысячелетий бок о бок существуют корабли всевозможных форм и строений: героический античный корабль аргонавтов, судно легендарного Одина, созданный из ногтей мертвецов Нагльфар, ветхозаветный Ноев Ковчег и трагический Летучий Голландец. Но более всех на общем фоне выделяется Корабль дураков, на борту которого горланит песни, пирует и веселится под несмолкаемую какофонию разношерстная компания, состоящая из ярких представителей общества.

Корабль дураков - это прочно закрепившийся в западноевропейском сознании символ сбившегося с истинного пути человечества. Наиболее значимым художественным воплощением этого образа, наряду с поэтическим произведением Себастьяна Бранта и прозаической аллегорией Франсуа Рабле является подлинный шедевр средневековой живописи - легендарное полотно Иеронима Босха. Интерес, однако, представляют и гораздо более поздние образцы, с поразительной точностью воспроизводящие оригинал. Среди них средневековый пастиш британского писателя Грегори Норминтона. Первоисточник проглядывает здесь отовсюду, и дело не в типологических схождениях, а намеренном цитировании прообраза, изначальном желании указать на оригинал. Но не только. В этом произведении также предпринята попытка ведения спора с мастером, заставившим все будущие поколения вглядываться в пассажиров его ореховой скорлупы.

В «Корабле дураков» Норминтона, как и в случае с одноименным живописным шедевром Босха, морское судно является центральным образом. Общим для судов является и количество их пассажиров: 12 главных героев картины Босха в точности продублированы в романе Норминтона (каждый из них рассказывает свою притчу): пловец, пьяная баба, монашка, раскаявшийся пропойца, шут, монах, певцы-горлопаны, разбуженный пьяница, обжора, попрошайка [6]. Оба корабля плывут в никуда. На картине Босха корабль изображен статичным, застывшим на месте судном, пассажиры которого давно смирились со своей судьбой и теперь отчаянно предаются безудержному веселью. Незадачливые мореплаватели Норминтона, медленно передвигающиеся в неизвестных водах, не замечают течения времени и меняющегося пейзажа, занятые рассказыванием баек. Роднят корабли и аллегорически изображенные людские грехи и пороки (прелюбодеяние и чревоугодие), ряд художественных деталей (развевающийся флаг с изображенными на нем звездой и полумесяцем - символами отказа от истинной веры, привязанный к мачте

жирный гусь (символ бдительности), к которому с ножом подбирается обжора, и сухая ветка с перевернутым кувшином на конце - символ пустоты), а также общая атмосфера греха и порока, символически выраженная в каждом из двух произведений.

При очевидном сходстве созданных живописцем и прозаиком кораблей английский писатель третьего тысячелетия отказывается следовать за Босхом до конца - итог плавания своего судна он видит иначе, нежели средневековый живописец. Как уже было отмечено выше, корабль Босха ждет неминуемая гибель - в пользу этого свидетельствует достаточное количество художественных деталей и символов (в кроне мачты корабля поселилась сова - представитель потустороннего мира, который изобличает зло, выступая в качестве грозного судьи; отовсюду торчат сухие ветки - символ отмирания). Более того, Босх указывает на конечное место пребывания душ пассажиров этого судна - Ад.

Норминтон, в свою очередь, склонен более оптимистично, нежели голландский живописец, рассматривать будущее этого легендарного корабля. Характеризуя свой первый роман, автор не раз подчеркивал, что пассажиров его судна ждет Чистилище, а значит, их души еще можно спасти: «Ад - слишком суровое для них наказание. Чистилище - вот, где их место» [7]. Для Нор-минтона его герои - свидетели, которые дали показания пусть неумело и далеко не всегда правдиво, однако искренне. Каждая история, рассказанная в романе, - своего рода исповедь кающегося грешника, признающего свои порочные деяния. Таким образом, Норминтон, высказывая надежду на возможное исправление человечества, дает своему Кораблю дураков еще один шанс.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, остается добавить, что, помимо двух упомянутых мифопоэтических образов, лабиринта и корабля, в англоязычной литературе широко представлен и ряд других наполненных глубоким символизмом образов, интерпретация которых важна для понимания как авторского замысла, так и интертекстуальных связей произведения, его места в культурно-историческом контексте, а также интермедиальной природы (что особенно актуально в свете изучения современной художественной литературы). К их числу могут быть отнесены такие образы, как, к примеру, дерево, роза, ворон, змей и ряд других, мифологические корни которых восходят к глубокой древности, при этом к их богатому символическому потенциалу активно обращаются авторы современной эпохи, нередко кардинально их переосмысляя, а порой и объединяя в синтетические образы. Подобные примеры могут быть обнаружены и в произведениях упомянутых писателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эко У. Заметки на полях «Имени Розы». СПб.: «Симпозиум», 2005. C. 14.

2. Анисимова О.В. Поэтика «Хроник Эмбера» Роджера Желязны. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филолог.наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010.

3. Желязны Р., Рэнделл Н. Путеводитель по замку Амбер. М.: «Эксмо-пресс», 2000. C. 849.

4. БорхесХ.Л. Коллекция. СПб.: «Северо-Запад», 1992.

5. Макарова И.С. Образное поле «корабль» в западноевропейской литературе. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филолог.наук. М.: МГПУ, 2021.

6. Норминтон Г. Корабль дураков. М.: АСТ, 2003.

7. Norminton G. Letter to Inna Makarova. 2010. 12 April [Личная переписка].

REFERENCES

1. Eco U. The notes in the margins of "The name of the Rose". St. Pb.: Symposium, 2005. P. 14.

2. AnisimovaO.V. Poetics of "The Chronicles of Amber" by Roger Zelazny. Diss. for the Ph.D in Philology. SPb.: RGPU after A.I. Herzen, 2010.

3. Zelazny R., Randell N. Visual Guide to Amber Castle. M.: "Eksmo-press", 2000. P. 849.

4. Borges H.L. Collection. St. Pb.: "North-West", 1992.

5. Makarova I.S. The figurative field "ship" in Western European literature. Diss. for the the Doctor in Philology. M.: MGPU, 2021.

6. Norminton G. Ship of Fools. M.: AST, 2003.

7. Norminton G. Letter to Inna Makarova. 2010. 12 April [Personal correspondence].

SYMBOLISM OF ENGLISH LANGUAGE LITERATURE: ABOUT LABYRINTH AND SHIP (THE CASES OF NOVELS BY ROGER ZELAZNY AND GREGORY NORMONTON)

O. Anisimova, I. Makarova

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, St.Petersburg State Institute of Technology (Technical University)

ABSTRACT

The article is devoted to the study of two significant symbols of English language literature - labyrinth and ship analyzed in the novels by Roger Zelazny and Gregory Norminton. In the key book of an Americans cien-tific writer Roger Zelazny "Chronicles of Amber" the mythopoetic image of labyrinth is one of the principal symbols revealing the main allegory of the whole text. Initsturn, the understanding of the allegory of the debut novel by a British novelist Gregory Norminton "Ship of Fools" is based on the analysis of theimage ofship. In the novel by Zelazny the role of labyrinth is played by the image of Pattern symbolizing the universe, the source of self-awareness as well as the ritual of initiation, which helps the main character to understand his mission. In Norminton's novel the ship represents the allegory of modern humanity lost in the waves of history. Apart from his predecessors Brandtand Bosch Norminton sees the destination of this ship differently believing that his contemporaries should be given a second chance.

Keywords: symbolism, English language literature, labyrinth, ship, Zelazny, Norminton.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.