Научная статья на тему 'Чужая речь как средство диалогичности в современной политической рекламе'

Чужая речь как средство диалогичности в современной политической рекламе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
225
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чужая речь как средство диалогичности в современной политической рекламе»

© С.А. Чубай, 2007

ЧУЖАЯ РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ДИАЛОГИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЕ

С.А. Чубай

Диалогичность речи - это выражение в тексте средствами языка взаимодействия общающихся, понимаемого как соотношение смысловых позиций, как учет реакций адресата (в том числе второго Я), а также эксплицирование в тексте признаков собственно диалога.

Диалогичность, по мнению исследователей, оказывается как бы «двуслойной» по своим основаниям: в ней совмещаются диалог эгоцентрический и собственно коммуникативный, предполагающий взаимодействие и общение с другим лицом. Поэтому диалогичность речи заключает в себе и отражение основной черты собственно диалога - реплицирования, направленности речи на адресата, кроме того, учет в организации текста его реакций, а также взаимодействие смысловых позиций коммуникантов (как разных субъектов, так и одного).

Рассматривая диалогичность как фундаментальное свойство речи вообще, необходимо отметить, что наиболее явно она эксплицируется в собственно диалоге как форме речи, но «пронизывает» собою и другую ее форму - монолог.

Вопрос о наличии диалогичности в текстах разной стилистической отнесенности изучался на материале художественной ', научной 2, публицистической 3, духовной 4 речи. Между тем вопрос о диалогичности политических рекламных текстов остается пока неизученным.

Вместе с тем исследователи не отрицают, что диалогичность свойственна текстам политической рекламы (ТПР), хотя, разумеется, представлена в них вариативно. Обращается внимание на то, что ее формирование обусловлено целым рядом экстралингвисти-ческих факторов. Основными из них здесь являются особые цели и задачи общения, состоящие в необходимости при информировании реализовать убеждающе-воздействую-щую функцию, ориентировать читателя в ок-

ружающей его действительности, проводя авторскую позицию и идейные установки 5. Именно поэтому при создании ТПР, как отмечают исследователи, важно учитывать роль адресата. Политики, успешно строящие взаимодействие с электоратом, принимают во внимание не только апперцепционный фон сознания адресата, то есть возможности восприятия, понимания, как это делается, например, в научном тексте, но и другие характеристики: социальный статус, характер репрезентативности, эмоциональные особенности, настрой, культурный и образовательный уровень избирателей и многое другое 6.

Политик в целях аргументации собственной позиции демонстрирует адресату ход своих мыслей, поиск решений, рефлексию, поэтому в ряду экстралингвистических факторов, обусловливающих проявление диалогичности в ТПР, выступает диалогичность мышления. Ее отличие состоит в том, что она «пронизана» эмоциональностью. При этом оценка чужих взглядов, даваемая с позиции той социальной группы, интересы которой отстаивает политик, может выражаться резко, иногда переходит в разоблачение.

Рассмотрение языковой организации письменных агитационных текстов кандидатов в депутаты Волгоградской областной Думы (2003 г.), в городской Совет народных депутатов (2004 г.), в Государственную Думу РФ по Волгоградской области (2004 г.), кандидатов на пост мэра г. Волгограда (2003 г.) дает основания утверждать, что в ТПР наблюдается диалогичность двух типов: внешняя и внутренняя, каждая из которых имеет свою систему средств выражения и выполняет ряд функций 7. Внешняя диалогичность связана с экспликацией в тексте отношений «говорящий - слушающий» и возникает благодаря актуализации в высказывании «ты»-сферы. Смена источника информации

или точки зрения в монологическом контексте является сигналом внутренней диалогичности текста. Она возникает путем замещения в речи позиции говорящего лица и связана с воспроизведением в ТПР чужой речи, то есть с актуализацией «я»-сферы высказывания 8. Данная статья посвящена раскрытию феномена внутренней диалогичности ТПР.

Для аргументированности ТПР в нем приводятся примеры, иллюстрации, ссылки на изречения известных авторитетных людей, обращение к житейскому опыту электората, использование пословиц и поговорок. Все это приводит к тому, что ТПР насыщается чужой речью. Феномен чужой речи состоит в ее способности актуализировать в монологическом контексте один из основных признаков диалога - реплицирование. Под реплицировани-ем понимается обмен высказываниями, передающими реакцию на смысловую позицию собеседника по отношению к предмету обсуждения 9. Обмен репликами составляет базовый принцип диалогической теории. По мысли М.М. Бахтина, включение чужой речи в монологический контекст предполагает экспликацию возникающих между ними диалогических отношений.

Таким образом, при введении чужой речи в монологический в основе своей ТПР происходит смена субъектов речи: автор текста на время как бы передает слово тому человеку, мнение которого он приводит, речь которого он цитирует. Предметом рассмотрения в данной статье являются источники цитирования, используемые в ТПР.

Массив текстов, который объединен под общим названием ТПР, можно разделить на

3 группы с точки зрения структуры авторского «я»: Я-тексты, Он-тексты, Я- и Он-тексты.

В Я-текстах повествование ведется от

1 лица, а именно: от лица кандидата; в Он-тек-стах - от имени журналиста или другого лица, представляющего интересы политика. В Я- и Он -текстах (или гибридных ТПР, обычно это тексты интервью) представлен диалог журналиста и политика-кандидата, поэтому повествование может быть двусторонним.

Анализ материала показывает, что источники цитирования с разной степенью частотности представлены в разных типах текстов. Остановимся на этом подробнее.

Наиболее частотными источниками цитирования в Я-текстах являются высказывания исторических и современных деятелей культуры и искусства, политиков, писателей, например:

Еще Рерих утверждал, что Алтай - центр Вселенной. Колоссальные просторы, богатейший край! [94] 10. Как сказал Константин Калачев: «Единую Россию» стоит поддержать хотя бы для того, чтобы в будущем президент Путин не мог сказать, что кто-то ему мешал и никто не помог» [41].

Выбор цитируемого лица, как нам представляется, не случаен. Это политики разного уровня, в данный момент находящиеся у власти (В. Путин, В. Жириновский, И. Хакамада, Е. Ищенко, К. Калачев и др.), современные деятели культуры (Г. Мирзоев - Заслуженный юрист России, И. Сергеев - Маршал, Советник Президента и др.), русские писатели, философы, художники (В. Шукшин, Л. Толстой, В. Ильин, Н. Рерих). Высказывания авторитетных людей используются кандидатами для подтверждения истинности своей позиции, аргументированности своих слов, поэтому имя автора цитируемого высказывания называется. Помимо этого в Я -текстах цитируется чужая речь, авторство которой приписывается общественным или политическим группам («единороссы мне сказали...»; «СПС считает...»; «АПР подтверждает...»). В этом случае обобщенный характер чужой речи используется, на наш взгляд, для усиления объективности и авторитетности содержательной стороны цитируемого высказывания, которое начинает восприниматься как универсальное, отражающее мнение не конкретного лица, а партии в целом.

Источник внутренней диалогичности ТПР, наиболее характерный для Он-текстов, -цитирование чужих высказываний в повествовательных фрагментах текста, которые могут содержать рассказ о политической ситуации, описание событий, связанных с деятельностью политиков или их противников. Субъектами речи, цитируемой в повествовательных фрагментах Он-текстов, выступают действующие политики города и области (О. Савченко, К. Калачев, М. Серенко), адресные группы избирателей (пенсионеры, медики, учителя и др.), сам политик, если он является участником описываемой ситуации:

166

С.А. Чубай. Чужая речь как средство диалогичности в современной политической рекламе

Стала Андрея Ивановича благодарить, а он мне в ответ: Вы не стесняйтесь, если что-то еще надо, звоните. Приедем, поможем» [204].

Рассмотрение функциональной значимости включаемых в повествовательные фрагменты ТПР средств внутренней диалогичности позволяет говорить о том, что они используются, как правило, для более убедительного толкования сказанного.

Воспроизведение гипотетической речи сторонников или противников политика является доминирующим способом введения в монологический контекст чужого слова в Я- и Он-текстах (или гибридных ТПР):

И надеюсь, что в новой Думе к неугодным депутатам уже не будут подходить так называемые коллеги и в открытую угрожать карами: «Ну, парень, доиграешься. Тебе это даром не пройдет» [37]; «Так нет же, - отвечает чиновник, - технические условия не позволяют выдать ордер: необходима реконструкция, а денег на нее в бюджете нет» [81].

Важно отметить, что в гибридных текстах внутренняя диалогичность возникает и в речи кандидата, и в речи журналиста.

Наш анализ показывает, что в качестве субъекта воспроизводимой в текстах данного типа гипотетической речи чаще выступает политический противник кандидата, имя которого обычно не называется, а дается лишь обобщенная номинация: так называемые коллеги; руководители города и др. Использование гипотетической речи в гибридных ТПР объясняется, на наш взгляд, тем, что автор текста настраивает избирателей на критическое отношение к речевым и неречевым поступкам возможного адресата высказывания: Можно ли исправить ситуацию? Военные скажут: не вашего ума дело, мол, мы сами все решим, устраним недостатки и накажем виновных [20].

Итак, основу внутренней диалогичности ТПР составляет авторизация, понимаемая как указание на источник информации в речи, и связанные с ней модификации «я»-сферы высказывания.

Чужая речь является средством диалогичности в ТПР. Доминирование тех или иных источников цитирования во многом зависит от типа ТПР: высказывания известных исторических личностей, авторитетных людей горо-

да наиболее характерны для Я-текстов; введение речи действующих лиц в повествовательных фрагментах ТПР - для Он-текстов; использование гипотетической речи - для Я-и Он-текстов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Амвросова С.В. Языковые средства полифонии в художественном тексте (на материале английских романов XX века): Дис. ... канд. филол. наук. М., 1984; Карпенко Е.П. Внутренний диалог в лирической поэзии XX в.: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1991.

2 См.: Славгородская Л.В. Научный диалог. Л., 1986; Кожина М.Н. Проблемы специфики и системности функциональных стилей речи: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1970; Красавцева Н.А. Выражение диалогичности в письменной научной речи: Дис ... канд. филол. наук. Пермь, 1987.

3 Айша Чжао. Диалогизация монологического текста как средство воздействия на читателя (на материале публицистики): Дис. ... канд. филол. наук. М., 1993; Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. СПб., 1996; Попова Т.П. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте. СПб., 2002.

4 См.: Прохватилова О.А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. Волгоград, 1999.

5 Лисовский С.Ф. Политическая реклама: функциональные и жанрово-стилистические особенности: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2000.

6 Там же. С. 11.

7 Термины см.: Прохватилова О.А. Современная православная духовная речь и русский риторический идеал // Мир православия. Вып. 5. Волгоград, 2004. С. 428-446.

8 См. подробнее: Чубай С.А. Внешняя диалогичность современной политической рекламы // Риторика в системе коммуникативных дисциплин: В 2 т. СПб., 2005. Т. I. С. 97-99 (Записки Горного института); К вопросу о внутренней диалогичности современной политической рекламы // Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов: Материалы Междунар. науч. конф. Волгоград, 2005.. С. 417-421.

9 Якубинский Л.П. О диалогической речи // Русская речь: Сб. ст. / Под ред. Л.В. Щербы. Вып. 1. М., 1923.

10 Цифра в квадратных скобках после примера обозначает номер агитационного материала из картотеки автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.