ЭЛЕКТРОНИКА
УДК621.317.799
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ СВЧ РЕЗОНАТОРНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ДЛЯ МИКРОВОЛНОВОЙ МИКРОСКОПИИ
ГОРДИЕНКО Ю.Е., СЛИПЧЕНКО Н.И.,
ПЕТРОВ В. В._________________________________
Выполняется количественное исследование вклада в пространственную разрешающую способность различных компонент электромагнитного поля коаксиального резонаторного измерительного преобразователя при ближнеполевой микроволновой микроскопии полупроводниковых материалов. Приводятся зависимости, позволяющие прогнозировать изменения чувствительности измерительного преобразователя и ее порога как по пространственному разрешению, так и по величине неоднородности параметров
1. Введение
Чувствительность резонаторных измерительных преобразователей (РИП), используемых в СВЧ диагностике функциональных материалов, определяется степенью включения исследуемого образца в поле резонатора. При этом результатом измерения являются усредненные по объему включения значения электро -физических параметров.
В микроволновой микроскопии, основной задачей которой является определение пространственного распределения и величины неоднородности электрофизических параметров образца, остро стоит вопрос о пространственной разрешающей способности и парциальной чувствительности, которая определяется степенью включения неоднородности в поле РИП. Остальные части объема образца только нагружают РИП, снижая его добротность и, как следствие, чувствительность.
Локализация зондирующего СВЧ поля на неоднородности осуществляется благодаря использованию резонансных щелей в волноводах [1], апертур конических волноводов [2] либо коаксиальных резонаторных измерительных преобразователей (КРИП) с центральным проводником, который имеет существенно заостренную форму в области взаимодействия с образцом [3].
Физический анализ электродинамической системы «КРИП-образец» показывает, что пространственная разрешающая способность определяется участком РИП, осуществляющим ближнеполевое взаимодействие с неоднородностью, в то время как остальная часть РИП реализует паразитное волновое взаимодействие [4].
В работе [5] приведена модель взаимодействия резонаторного зонда с диэлектрическим образцом. При теоретическом описании использованы следующие приближения: острие центрального проводника коаксиала представлено в виде проводящей сферы, взаимодействие датчика с образцом принято квазистатическим. Очевидно, что полученные таким образом результаты могут быть верны только приближенно.
В работе [6] зонд представлен в виде бесконечно малого диполя. Такая модель позволила провести полный полевой анализ системы зонд-образец, однако при этом не учитывается взаимодействие объема СВЧ резонатора с образцом. Кроме того, в этой работе не рассмотрено влияние на компоненты поля электро -физических параметров исследуемого образца.
В работе [7] относительное изменение резонансной частоты системы «резонатор-зонд» вблизи анизотропного диэлектрического образца рассчитывалось методом теории возмущений - малый участок взаимодействия зонда с образцом представлялся элементом емкостной связи объема резонатора с исследуемым диэлектриком. Электрическое поле в системе получено путем численного решения уравнений Максвелла в статическом приближении при условии, что размер острия зонда и расстояние зонд-образец намного меньше длины волны. Модель зонда представляла собой цилиндр, переходящий в конус и завершающийся сферической поверхностью. Полученные авторами результаты говорят о том, что уменьшение радиуса зонда приводит к возрастанию соотношения компонент электрического поля E±/Eц .
Целью данной статьи является проведение количественных исследований вклада в пространственную разрешающую способность различных компонент электромагнитного поля КРИП при ближнеполевой микроволновой микроскопии полупроводниковых материалов. Для достижения этой цели решены следующие задачи: рассмотрены с позиции общих положений теории СВЧ диагностики материалов зависимости нормальной и тангенциальной составляющих электрического поля СВЧ колебаний КРИП в области ближнеполевого взаимодействия с образцом и их соотношения от ее геометрии и параметров образца; получены зависимости, позволяющие прогнозировать изменения чувствительности микроскопа и ее порога как по пространственному разрешению, так и по величине неоднородности параметров.
2. Основные физические положения
Для обеспечения максимальной чувствительности сигналов измерительной информации к локальным неоднородностям необходимо концентрировать поле с той локальностью, которая определяется требуемым пространственным разрешением. В случае КРИП для микроволновой микроскопии в первом приближении следует ожидать уменьшения чувствительности к неоднородности электрофизических параметров полупроводникового образца при уменьшении радиуса острия центрального проводника в области ближне-
РИ, 2007, № 3
19
полевого взаимодействия, т.е. при стремлении улучшить порог пространственного разрешения будетухуд-шаться порог электрофизического разрешения. Попытка [8] снять это противоречие заменой КРИП объемным РИП с резонансной коаксиальной апертурой может иметь перспективу, если более точно уяснить электродинамическую природу ближнеполевого взаимодействия в такой структуре.
В общем случае коаксиальной апертуры РИП сигналы измерительной информации образуются в соответствии со следующими соотношениями:
М
j в(r,cp,z)(Ez2 + E?)dV
f Я E2 + Er2)dV
V
j (E; + E2)dV f (Ez, + E2,)dV
j( E; + E^dV j( E2 + E^dV
V V
Я e;+E2)dV
Q =
PCT + j Я E; + Er2)dV:
(1)
(2)
ОБР
РЕЗ
БП
V
ОБР
5f
f
J 5eEz2dV + J є5(e; + Er2)dV
VБП__________VОБР________________
К e;+E0dV
(3)
Области ближнеполевого Убпв и общего волнового взаимодействия в (1) и (2) не разделены. Разделение их может проявиться только через пространственную зависимость компонент электрического поля Ez и Er. Физически совершенно очевидно, что следует ожидать более сильной локализации Ez в области острия центрального проводника.
Пространственная неоднородность электрофизических свойств проявляется в первую очередь через взаимодействие с Ez -компонентой. Взаимодействие с Er -компонентой скорее интегральное для всех неоднородностей в области включения образца в общее поле РИП.
В целом соотношения (1) - (4) иллюстрируют эти сообр ажения качественно. Для количественной оценки необходимо исследовать влияние геометрии РИП и параметров образца детально. В работе такие количественные исследования проведены численным способом с использованием конечно-элементного решения уравнения Гельмгольца для электродинамической системы, геометрия которой изображена на вставке рис. 1. Заметим, что для таких исследований еще не существенна форма острия, поэтому она выбрана предельно простой. У точнения ее потребуются после вскрытия основных закономерностей.
3. Модель электродинамической системы «резонатор-образец»
J 5aEz2dV + J ст5(Ez2 + E2)dV
^Q _ УБП_______УОБР_____________
Q" Рст +|Я E; + E2)dV , (4)
^ЭБР
гдеAf/f и 5Q/Q- изменения резонансной частоты и добротности РИП, связанные с внесением образца с комплексной диэлектрической проницаемостью є = є'+ je'' = є '(1 - jtg 5) в область взаимодействия РИП; V - полный объем РИП с образцом; УОБР -объем образца; УБП - объем области ближнеполевого взаимодействия; ЯE; + Е;) - изменение распределения поля, обусловленное неоднородностями 5є и 5ст в области ближнеполевого взаимодействия.
Область взаимодействия УОБР охватывает весь объем образца, включаемый в СВЧ поле РИП. Область ближнеполевого взаимодействия УБПВ существенно меньше области общего взаимодействия V и определяет порог пространственной разрешающей способности микроволновой микроскопии.
В числителях (1), (3) выделены два слагаемых, которые физически неравноценны. Первое описывает прямое энергетическое воздействие є на параметры f и Q резонатора, второе - через изменение распределения поля колебаний, вызванное є. Обычно вторым слагаемым пренебрегают. Однако такое приближение справедливо только в рамках малых возмущений. В нашем рассмотрении целесообразно его не допускать.
Исследуемая электродинамическая система представляет собой четвертьволновый коаксиальный резонатор, находящийся в контакте с образцом - диэлектриком с потерями, который характеризуется комплексной диэлектрической проницаемостью
є = є'+ je'' = є '(1 - jtg 5). Из физических соображений очевидно, что полученные результаты будут справедливы и для случая многослойной системы, в том числе при наличии зазора между резонатором и образцом.
Численное исследование выполнялось путем решения методом конечных элементов задачи на собственные значения для уравнения Гельмгольца в области, изображенной на вставке к рис. 1 (1 - область резонатора, 2 - область ближнеполевого взаимодействия, 3 - основной объем образца). Далее для ТЕМ моды определялись распределения компонент поля в образце при различных его электрофизических параметрах. Радиальное распределение определялось на глубине, равной половине толщины образца, вертикальное - на оси симметрии системы в направлении от зонда вглубь образца. Интегралы от квадратов компонент поля вычислялись по всему объему исследуемого образца.
4. Результаты и обсуждение
На рис. 1 приведены распределения Er -компоненты по радиусу области взаимодействия для Ъ/X = 0,15 ; а/b = 0,1; Х = 3 см. Образец взят толщиной к/2 = 0,2
20
РИ, 2007, № 3
и экранирован с обратной стороны. Распределения исследовались на глубине h/ X = 0,1. Качественно это распределение соответствует известному из литературы и отражает фактлокализации Er за областью ближнеполевого взаимодействия (r/X > 0,01).
Рис. 1. Горизонтальное распределение нормальной компоненты
Представленные на рис. 2 распределения отношения Ez/Er по радиусу убедительно свидетельствуют о локализации Ez -компоненты в области ближнеполевого взаимодействия (r/X < 0,02 ) и о существенном ее преобладании над Er -компонентой.
Рис. 2. Горизонтальное распределение отношения компонент
Вертикальное (по z) распределение Ez при r = 0 представлено на рис. 3, 4 и показывает наличие существенной зависимости Ez-компоненты от tg8 образца. Качественно полученные зависимости от є и tg 8 обеих компонент укладываются в общее представление о зависимости вносимой образцом емкости от его параметров.
Рис. 3. Вертикальное распределение нормальной компоненты при различных є
Рис. 4. Вертикальное распределение нормальной компоненты при различных tg 8
Следующим этапом исследований было установление локализации компонент Er и Ez в зависимости от соотношения внутреннего и внешнего радиусов коаксиальной апертуры РИП. Как видно из рис. 5, 6, локализация общего поля в области ближнеполевого взаимодействия усиливается с уменьшением a/b именно за счет компоненты Ez. Полученные зависимости без каких-либо физических допущений могут качественно и количественно масштабироваться в область a/b < 0,05.
Выполним оценку влияния особенности локализации поля на чувствительность и пространственную разрешающую способность РИП.
Исходя из соотношений (3), (4), можно качественно оценивать влияние локализации поля на пространственную разрешающую способность и пороги чувствительности по регистрации неоднородности 8є и 8ст . Для этого лучше оценивать зависимости интегралов от Ez компоненты поля.
РИ, 2007, № 3
21
Рис. 5. Горизонтальное распределение тангенциальной
Рис. 6. Горизонтальное распределение отношения компонент при различных a/b
На рис. 7, 8 представлены соответствующие зависимости, которые убедительно свидетельствуют об улучшении указанных параметров РИП при уменьшении радиуса центрального проводника в области взаимодействия РИП с образцом. Из рис. 8 вытекает также одновременный рост чувствительности РИП к неоднородностям 5є и 5ст для образцов с более высокими значениями є и tg 8 .
Рис. 7. Интеграл нормальной компоненты: зависимость от электрофизических параметров
JUE= dv/|u Efdv
О -З
с Ід (Ід 6)
Рис. 8. Отношение интегралов компонент: зависимость от электрофизических параметров
Очень важными для оценки эффективности РИП такого типа для микроволновой микроскопии полупроводников являются зависимости, представленные на рис. 9, 10.
-и
то
Рис.9. Интеграл нормальной компоненты: зависимость от a/b
Рис. 10. Отношение интегралов компонент: зависимость от a/b
22
РИ, 2007, № 3
С учетом данных рис. 7, 8 указанные зависимости свидетельствуют о том, что с уменьшением a/b происходит энергетическая локализация поля в области ближнеполевого взаимодействия, а зависимость ее от tg5 образца практически отсутствует при сохранении зависимости от є.
5. Выводы
Научная новизна работы заключается в следующем.
1. Выполнены численные исследования пространственных распределений нормальной (Ez) и тангенциальной (Er) составляющих СВЧ электрического поля КРИП в области образца. Показано, что их локализация существенно различается, так же как и энергетические соотношения. Компонента Ez локализована в области центральной части зонда, Er имеет максимум вблизи середины радиуса внешней части коаксиала.
Энергетически электрическое СВЧ поле по мере уменьшения радиуса центрального проводника в области образца концентрируется в нормальной компоненте, на порядок превышая энергию в тангенциальной компоненте. Этим и определяется ближнеполевое взаимодействие в микроволновой микроскопии с помощью КРИП.
2. Установлено, что нелокальное взаимодействие тангенциальной компоненты с образцом уменьшает добротность КРИП и снижает его чувствительность по неоднородности. Локальное взаимодействие нормальной компоненты, определяющее чувствительность микроволновой микроскопии, возрастает при уменьшении отношения радиусов центральной и внешней части коаксиала и непосредственно радиуса центрального проводника в области образца.
3. Установлено, что распределения компонент электрического СВЧ поля в объеме зависят от є и tg 8 образца, а энергетические соотношения зависят только от є, возрастая с увеличением s от 1 до 10 и далее насыщаясь.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные зависимости позволяют прогнозировать изменения чувствительности КРИП и ее порога как по пространственному разрешению, так и по величине неоднородности параметров.
Литература: 1. GolosovskyM., Davidov D. Nowel millimeter-wave near-field resistivity microscope // Applied Physics Letters. 1996. V. 68, No. 11. P. 1579-1581. 2. Nozokido T, Bae J., Mizuno K.. Scanning near-field millimeter-wave microscopy using a metal slit as a scanning probe // IEEE Trans. on microwave theory and techniques. 2001. V. 49, No. 3. P. 491-499.3. Wei T., XiangX.-D., Wallace-Freedman W.G., Schultz P.G.. Scanning tip microwave near-field microscope // Appl. Phys. Lett. 1996. Vol. 68, No. 24. P. 3506-3508. 4. Гордиенко Ю.Е., Петров В.В., Хаммуд Ф.М. Оценка численно-аналитических моделей СВЧ резонаторных датчиков с коаксиальной измерительной апертурой // Радиотехника. 2005. №140. С. 156-162. 5. Gao G., Xiang X.-D.. Quantitative microwave near-field microscopy of dielectric properties. Review of Scientific Instruments. 1998. V. 69, No 11. P. 3846-3851.6. Imtiaz A., Anlage S.. Effect oftip geometry on contrast and spatial resolution of the near-field microwave microscope // Journal of applied physics. 2006. 100. 7. Wang Y.G., Reeves M.E., Kim W.J., Horwitz J.S., RachfordF.J.. Uniaxial dielectric anisotropy in Bao.5Sr0.5TiO3 films studied by evanescent-probe microscopy // Applied Physics Letters. 2001. V. 78, No. 24. P. 3872-3874. 8. Гордиенко Ю.Е. Ближнеполевая сканирующая сверхвысокочастотная микродиагностика объектов в технологии электроники // Нові технології. 2002. №1. С.3-6.
Поступила в редколлегию 14.09.2007
Рецензент: д-р физ.-мат. наук, проф. Чурюмов Г.И.
Гордиенко Юрий Емельянович, д-р физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой микроэлектроники, электронных приборов и устройств ХНУРЭ. Адрес: Украина, 61166, Харьков, пр. Ленина, 14, тел. +38-057-702-13-62.
Слипченко Николай Иванович, канд. техн. наук, профессор, проректор по научной работе ХНУРЭ. Адрес: Украина, 61166, Харьков, пр. Ленина, 14, тел. +38-057-702-10-13.
Петров Вячеслав Викторович, аспирант кафедры микроэлектроники, электронных приборов и устройств ХНУ-РЭ. Адрес: Украина, 61166, Харьков, пр. Ленина, 14, тел. +38-057-702-13-62.
РИ, 2007, № 3
23