Научная статья на тему 'Чувствительность лагунных берегов Калининградской области к химическому загрязнению'

Чувствительность лагунных берегов Калининградской области к химическому загрязнению Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
151
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Туголуков Д. А., Зотов С. И.

Разработана методика оценки чувствительности лагунных берегов. Охарактеризованы параметры и проведено ранжирование чувствительности берегов Куршского и Вислинского (Калининградского) заливов к химическому загрязнению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sensitivity

Thе method of sensitivity estimation of lagoon coasts is considered. The parametries of Curonian and Vistula lagoons coasts are characterised and sensitivity of them is ranking to chemical pollution

Текст научной работы на тему «Чувствительность лагунных берегов Калининградской области к химическому загрязнению»

УДК 502.55:66/67

Д.А. Туголуков, С.И. Зотов

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЛАГУННЫХ БЕРЕГОВ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ К ХИМИЧЕСКОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ

Разработана методика оценки чувствительности лагунных берегов. Охарактеризованы параметры и проведено ранжирование чувствительности берегов Куршского и Вислинского (Калининградского) заливов к химическому загрязнению.

!Ье method of sensitivity estimation of lagoon coasts is considered. The parametries of Curonian and Vistula lagoons coasts are characterised and sensitivity of them is ranking to chemical pollution

Берега относятся к пограничным природным комплексам и обладают повышенной чувствительностью к воздействию антропогенных и природных факторов. Для ее оценки использована методика, в основу которой положен расчет интегрального параметра, получаемого в результате суммирования показателей состояния берега. Имеются примеры реализации этой методики для прибрежных ландшафтов Кали-ниградской области [4; 9].

В нашем исследовании впервые объектами для оценки чувствительности стали берега Куршского и Вислинского заливов.

Акватории мелководных Куршского и Вислинского заливов, генетически являющихся лагунами, отделены от Балтийского моря песчаными косами. Вдоль контура кос берег образован рядом чередующихся выступов и бухтовых участков. Выступы расположены в местах подхода к берегу высоких дюнных массивов или вблизи выходов моренных суглинков и лагунных отложений. На участках распространения суглинков и лагунных илов разрослись тростниковые заросли, надежно прикрывающие берег от действия волн и течений. На отдельных участках берег интенсивно размывается и отступает.

Южные и восточные берега Куршского залива низменные, на значительном протяжении заросшие тростником и местами сильно заболоченные. Юго-восточный берег Вислинского залива сложен моренными холмами и поэтому относительно высок, с активными абразионными уступами высотой до 7— 8 м. Более высокие уступы (до 25 м) в настоящее время не подвержены воздействию волн и заросли травянистой и кустарниковой растительностью. Северо-восточный берег залива образует низкая терраса — внешний край зандровой равнины. Со стороны суши на значительном протяжении залив заболочен [2; 3].

Для получения интегрального показателя чувствительности побережий Куршского и Вислинского заливов Калининградской области использовалась матрица, включающая следующий ряд параметров: наличие (либо отсутствие) тростниковых фитоценозов, устьев рек, населенных пунктов.

1. Наиболее важный параметр для определения чувствительности берегов Куршского и Вислинского заливов к химическому загрязнению — наличие или отсутствие тростниковых зарослей. Тростник обыкновенный (Phragmites australis) на лагунных берегах Калининградской области образует как чистые, почти моновидные заросли, так и смешанные (с рогозом) фитоценозы, где он является ярко выраженным доми-нантом. В составе фитоценозов тростниковых зарослей встречаются редкие виды растений: рогоз узколистный, ирис сибирский, взморник морской. На отдельных участках отмечаются морская горчица, язвенник приморский, лапчатка Кранца, белокопытник белый, млечник приморский, клубнекамыш морской [1].

Тростниковые фитоценозы являются местом обитания большой группы водных и околоводных наземных позвоночных животных. Достаточно регулярно в отдельные периоды жизни в тростниковых фитоценозах с той или иной степенью постоянства обитают кабан и лось, эпизодически встречаются косуля, лиса, горностай, ласка, хорь и другие млекопитающие. Но наибольшее значение тростниковые фитоценозы имеют для пролетных и гнездящихся птиц. В них гнездятся регионально редкие виды птиц: большая и малая выпи, серый гусь, луговой лунь, малый погоныш, усатая синица, массовые охотничьи виды (кряква и лысуха), а также различные виды поганок, лебедь-шипун, красноголовый нырок, хохлатая чернеть, болотный лунь, озерная чайка, тростниковая и дроздовидная камышевки, соловьиный сверчок, тростниковая овсянка. В период миграций в тростниковых фитоценозах останавливаются различные виды гусей (серый, гуменник, белолобый) и уток (кряква, чирок-трескунок, чирок-свистунок, серая утка, шилохвост, свиязь и др.). В тростниках формируются крупные ночевочные скопления мелких воробьинообразных птиц, в частности скворцов и различных видов ласточек. Птицы как компонент биологического разнообразия часто используются в целях контроля качества среды обитания, то есть в роли биологических индикаторов [1].

Для объективной оценки чувствительности берегов Куршского и Вислинского заливов Калининградской области было принято деление тростниковых фитоценозов по трем уровням биологического разнообразия:

— максимально высокий (в границах фитоценоза регулярно гнездятся все вицы птиц, характерные для тростниковых биотопов региона);

— высокий (в границах фитоценоза регулярно гнездятся не менее 80 % видов птиц, характерных для тростниковых биотопов региона);

— низкий (в границах фитоценоза регулярно гнездятся менее 80 % видов птиц, характерных для тростниковых биотопов региона, при этом, как правило, отсутствуют наиболее редкие индикаторные виды: серощекая поганка, малая выпь, серый гусь, серая утка, луговой лунь, малый погоныш, усатая синица).

Согласно установленным критериям к категории с максимально высоким уровнем биологического разнообразия отнесена прибрежная

часть болота Приморского; высокий уровень биологического разнообразия наблюдается на трех крупных участках тростниковых зарослей, локализованных на восточном побережье Куршского залива (устья р. Дальней и Немонин, зал. Камышевый). Оставшаяся часть тростниковых фитоценозов характеризуется низким уровнем биологического разнообразия [1].

Не занятые тростниковыми зарослями участки лагунных берегов также ранжированы на стабильные и размываемые. Размыв лагунных берегов наблюдается на большей части не занятых тростниковыми фитоценозами участков [2].

2. Устья рек являются местами более активного по сравнению с фоновым — массо- и энергообмена — активными точками, а следовательно, более чувствительны к химическому загрязнению.

3. Наличие населенных пунктов также закономерно приводит к повышению чувствительности прилегающих территорий, что связано как с ведением человеком хозяйственной деятельности (а следовательно, увеличением антропогенной нагрузки), так и с риском для жизни местного населения.

Все параметры были ранжированы (табл. 1), а результаты ранжирования (в баллах) просуммированы. По результатам суммирования также было выделено пять категорий показателя чувствительности лагунных берегов к химическому загрязнению (табл. 2) и построена электронная карта чувствительности берегов Куршского и Вислинского заливов в пределах Калининградской области.

Согласно полученным результатам очень высокая степень чувствительности характерна прежде всего для участков, занятых тростниковыми фитоценозами, в местах впадения в заливы малых рек при наличии близко расположенных населенных пунктов (пос. Мысовка, Заливное, Каширское и др.).

Таблица 1

45

Параметры оценки чувствительности берегов Куршского и Вислинского заливов

Параметр Градация Количество баллов

Тростниковые фитоценозы Наличие Максимально высокий уровень биоразнообразия 4

Высокий уровень биоразнообразия 3

Низкий уровень биоразнообразия 2

Отсутствие Стабильные участки берега 2

Размываемые участки берега 1

Устья рек Наличие 2

Населенные пункты Города и поселки городского типа 2

Поселки сельского типа 1

Таблица 2

Категории чувствительности берегов Куршского и Вислинского заливов к химическому загрязнению

Категория чувствительности Сумма баллов

Пониженная 1

Умеренная 2

Повышенная 3

Высокая 4

Очень высокая 5 и более

Устья рек, расположенные вдали от населенных пунктов на участках, занятых тростниковыми фитоценозами, характеризующимися низкой степенью разнообразия, обладают высокой степенью чувствительности. К той же категории следует отнести и прибрежную часть болота Приморского как обладающий максимально высоким уровнем биологического разнообразия тростниковый фитоценоз.

Тростниковые фитоценозы, характеризующиеся высоким уровнем биологического разнообразия, локализованные на восточном побережье Куршского залива (устье р. Дальней и Немонин, зал. Камышевый) обладают повышенной степенью чувствительности к химическому загрязнению, как и участки тростниковых зарослей с низким уровнем биологического разнообразия при наличии близко расположенных населенных пунктов.

Оставшаяся часть берегов Куршского и Вислинского заливов обладает умеренной чувствительностью к химическому загрязнению, за исключением не блокированных тростниками размываемых участков (прежде всего лагунных берегов Куршской и Вислинской (Балтийской) кос, а также юго-восточного берега Вислинского залива), которые следует отнести к категории с пониженной степенью чувствительности.

Список литературы

1. Биологические ресурсы Калининградской области и пути их рационального использования / Под ред. В. П. Дедкова. Калининград: Изд-во КГУ, 2004.

2. Болдырев В.Л., Рябкова О. И. Динамика береговых процессов на Калининградском побережье Балтийского моря / / Известия РГО. 2001. Т. 133. № 5. С. 41 —48.

3. Географический атлас Калининградской области / Гл. ред. В.В Орленок. Калининград: Изд-во КГУ; ЦНИТ, 2002.

4. Сивков В.В., Зотов С.И., Кузьмина Е.В. Оценка экологической чувствительности прибрежных ландшафтов Калининградской области к химическому загрязнению / / Прибрежная зона моря: морфолитодинамика и геоэкология: Материалы конф. / Отв. ред. проф. В.В. Орленок. Калининград: Изд-во КГУ, 2004.

5. Brunsden D., Thornes J.B. Landscape sensitivity and change // Trans. Inst. Br. Georg. № 4. 2002. P. 463 — 483.

6. Miles J., Cummins R.P., French D.D. et al. Landscape sensitivity: an ecological view // Catena 42, 2001. P. 125 — 141.

7. Thomas M.F. Landscape sensitivity in time and space — an introduction // Catena 42. 2001. P. 83 — 98.

8. Usher M.B. Landscape sensitivity: from theory to practice // Catena 42. 2001. P. 375—383.

46

9. Zotov S.I., Volkova I.I., Shaplygina T.V. Estimation of ecological sensitivity of the Curonian spit coastal zone natural complexes to the sea chemical pollution / / International borders geoenvironmental concerns international workshop. Krynica Mor-ska, Poland. 2004. June 16-19. P. 37-38.

Об авторах

С. И. Зотов — д-р геогр. наук, проф., РГУ им. И. Канта.

Д. А. Туголуков — асп., РГУ им. И. Канта.

УДК 551,24—0,3

А.В. Покровский

ОБ ЭНДОГЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КРУГОВОРОТА ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ

На основе анализа геогидродинамического режима литосферы океанов, переходных зон и континентов показано, что собственно эндогенной можно считать только ювенильную мантийную воду. В процессе континентализации Земли она участвовала в качестве универсального переносчика вещественных масс и тепла. В различной форме (седимен-тационной, метаморфогенной и др.) не менее десяти раз ювенильная вода вовлекалась в глобальный литосферно-гидросферный цикл.

On the base of geohyrodynamic regime analysis for the lithosphere of oceans, transitional zones and continents this paper show that only juvenile mantle water possible to recognize as really endogenous by their origin. In the process of continentalization of Earth juvenile water have been participated as universal thermal mass carrier. In different form (sedimentary, metamorphic etc.) no less than 10 time this type of water was included in the global litho-sphere-hydrosphere cycle.

Постановка вопроса

Проблема происхождения и эволюции гидросферы и геологического круговорота Земли издавна привлекала внимание многих выдающихся исследователей (В.И. Вернадский, Д.С. Коржинский, А.А. Маракушев, В.С. Соболев, Н.Л. Добрецов и др.). В.И. Вернадский [2] впервые сформулировал принципиальные положения о водообмене между сушей и океаном. По его представлениям, гидросфера в основном сформировалась на ранних стадиях геологического развития Земли в результате дегазации протовещества, а объем и средняя глубина Мирового океана, по крайне мере с позднего протерозоя, существенно не изменялись.

Вместе с тем некоторые вопросы происхождения и эволюции гидросферы окончательно не решены, о чем свидетельствуют альтернативные концепции о ее диссипации [7] или, напротив, прогрессирующем нарастании, вплоть до превращения Земли в планету-океан [13]. В части познания закономерностей водообмена гидросферы с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.