Научная статья на тему 'ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ'

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
736
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ЭТИКА / ЭКОНОМИКА СОБЫТИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИАКУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демшина Анна Юрьевна

Важной частью современной культуры стало внимание к внутреннему миру человека, чувствительность к личным и чужим переживаниям. Цифровые медиа наглядно показывают актуальные тенденции развития культуры, становятся площадкой их формирования и платформой для их анализа. Социальные медиа создают особое эмоциональное коммуникативное пространство, демонстрирующее важность не только самой вещи, но и принципов ее создания и презентации. Предпосылками формирования новой этики можно считать критическую теорию, антифашизм, идеи моральной экономики, связанные с неомарксизмом. Цифровая культура стала серьезным инструментом в развитии дискурса толерантности, в критике феноменов, несоответствующих новой этике. Еще один важный фактор - это активная самоорганизация пользователей вокруг этических ценностей и высокая скорость обращения информации в цифровом сообществе. Межкультурная чувствительность из феномена, связанного с этническими, национальными отличиями, распространилась на уровень субкультурный. Эпоха, когда «смерть события» привела к появлению «экономики события» и стремлению к монетизации любых ощущений и эмоций, оказывается направлена не в глубь и в вечность, а в успешность и удовлетворенность собой и окружающим миром здесь и сейчас. Критика данной тенденции связана с коммерционализацией, рационализацией чувств и с опасением ограничения свободы слова как важной части демократического общества. Исследователи говорят, что вместе с продвижением идей моральной экономики идет рост маркетинговых спекуляций на новых культурных ценностях, эксплуатация этических принципов в коммерческих целях. Отдельный вопрос - критика новой этики с позиций ценностей либерализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSITIVITY AS A CATEGORY OF DIGITAL CULTURE

An important part of modern culture has become attention to the inner world of a person, sensitivity to personal and other people’s experiences. Social media creates a special emotional communication space that demonstrates the importance of not only the thing itself, but also the principles of its creation and presentation. The prerequisites for the formation of a new ethics can be considered critical theory, anti-fascism, ideas of moral economics associated with neo-Marxism. The era when the «death of an event» led to the emergence of an «event economy» and the desire to monitor any sensations and emotions is directed not into depth and into eternity, but into success and satisfaction with oneself and the surrounding world here-and-now. Digital culture has become a serious tool in the development of the discourse of tolerance, in the criticism of phenomena that do not correspond to the new ethics. Another important factor is the active self-organization of users around ethical values and the high speed of circulation of information in the digital community. Intercultural sensitivity from the phenomenon associated with ethnic, national differences spread to the subcultural level. Criticism of this trend is associated with both commercialization, rationalization of feelings, including «the event economy» and with the fear of restricting freedom of speech as an important part of a democratic society. On the other hand, researchers say that along with the promotion of the ideas of moral economy, there is an increase in marketing speculation on new cultural values, the development of the exploitation of ethical principles for commercial purposes. A separate issue is the criticism of the new ethics from the standpoint of the values of liberalism. Digital media clearly show current trends in the development of culture, become a platform for their formation and a platform for their analysis.

Текст научной работы на тему «ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК [316.733:17]:004

А. Ю. Демшина

Чувствительность как категория современной цифровой культуры

Важной частью современной культуры стало внимание к внутреннему миру человека, чувствительность к личным и чужим переживаниям. Цифровые медиа наглядно показывают актуальные тенденции развития культуры, становятся площадкой их формирования и платформой для их анализа. Социальные медиа создают особое эмоциональное коммуникативное пространство, демонстрирующее важность не только самой вещи, но и принципов ее создания и презентации. Предпосылками формирования новой этики можно считать критическую теорию, антифашизм, идеи моральной экономики, связанные с неомарксизмом. Цифровая культура стала серьезным инструментом в развитии дискурса толерантности, в критике феноменов, несоответствующих новой этике. Еще один важный фактор - это активная самоорганизация пользователей вокруг этических ценностей и высокая скорость обращения информации в цифровом сообществе. Межкультурная чувствительность из феномена, связанного с этническими, национальными отличиями, распространилась на уровень субкультурный. Эпоха, когда «смерть события» привела к появлению «экономики события» и стремлению к монетизации любых ощущений и эмоций, оказывается направлена не в глубь и в вечность, а в успешность и удовлетворенность собой и окружающим миром здесь и сейчас. Критика данной тенденции связана с коммер-ционализацией, рационализацией чувств и с опасением ограничения свободы слова как важной части демократического общества. Исследователи говорят, что вместе с продвижением идей моральной экономики идет рост маркетинговых спекуляций на новых культурных ценностях, эксплуатация этических принципов в коммерческих целях. Отдельный вопрос - критика новой этики с позиций ценностей либерализма.

Ключевые слова: цифровая культура, чувствительность как категория культуры, этика, экономика события, межкультурная чувствительность, медиакультура

Anna Yu. Demshina Sensitivity as a category of digital culture

An important part of modern culture has become attention to the inner world of a person, sensitivity to personal and other people's experiences. Social media creates a special emotional communication space that demonstrates the importance of not only the thing itself, but also the principles of its creation and presentation. The prerequisites for the formation of a new ethics can be considered critical theory, anti-fascism, ideas of moral economics associated with neo-Marxism. The era when the «death of an event» led to the emergence of an «event economy» and the desire to monitor any sensations and emotions is directed not into depth and into eternity, but into success and satisfaction with oneself and the surrounding world here-and-now. Digital culture has become a serious tool in the development of the discourse of tolerance, in the criticism of phenomena that do not correspond to the new ethics. Another important factor is the active self-organization of users around ethical values and the high speed of circulation of information in the digital community. Intercultural sensitivity from the phenomenon associated with ethnic, national differences spread to the subcultural level. Criticism of this trend is associated with both commercialization, rationalization of feelings, including «the event economy» and with the fear of restricting freedom of speech as an important part of a democratic society. On the other hand, researchers say that along with the promotion of the ideas of moral economy, there is an increase in marketing speculation on new cultural values, the development of the exploitation of ethical principles for commercial purposes. A separate issue is the criticism of the new ethics from the standpoint of the values of liberalism. Digital media clearly show current trends in the development of culture, become a platform for their formation and a platform for their analysis.

Keywords: digital culture, sensitivity as a category of culture, ethics, event economics, intercultural sensitivity, media culture

DOI 10.30725/2619-0303-2021-3-18-24

Развитие цифровой культуры, в первую очередь социальных медиа, продемонстрировало и обострило ряд важных тенденций развития современного общества. Одной из таких тенденций стало повышенное внимание к внутреннему миру человека, повышенная

чувствительность к личным и чужим переживаниям. Умение контролировать эмоции многие века для европейской культуры было показателем высокого уровня воспитанности и интеллекта. Эти же принципы использовались в воспитании детей. Сегодня ситуация изменилась:

вместо долга перед чем-то внешним на первый план выходит долг по отношению к себе. Современный человек оказывается в эпицентре позитивных и негативных чувств. Важным для него становится чувствительность к структуре внешнего мира: внимание к экологии и к межкультурным, тендерным различиям. С 1970-х гг. идет процесс легитимизации эмоций. С распространением социальных медиа возрастает необходимость публичной демонстрации соответствия эмоциональному накалу жизни. Как отмечает немецкий социолог и теоретик культуры Андреас Реквиц, «на смену логике общего индустриального общества пришла логика частного позднего модерна. Переход от индустриального к культурному капитализму, рост цифровых технологий и их «культурной машины», а также появление образованного городского среднего класса образуют мощный двигатель сингуляри-зации социального. В эпоху позднего модерна уникальность превозносится и возбуждает эмоции, тогда как общее должно оставаться на заднем плане, а это имеет глубокие социальные последствия» [1, р. 3]. Современная трактовка чувствительности подразумевает высокий уровень дифференциации сложных оттенков эмоций, способность ощущать состояния, которые еще недавно сливались в единое поле, видеть различия этичности на первый взгляд одинаковых явлений. Возникают новые концепты, описывающие различные грани этого явления: «межкультурная чувствительность», «чувствительность компаний», «новая чувствительность», «чувствительность».

Михаил Эпштейн в статье «О новой сентиментальности» пишет, что в XXI в. не хватает сильных ощущений, вернее тонких чувств. Ощущений то вполне хватает, и массовая, низовая, развлекательная литература только и занята бурными чувствами, вспыхивающими между мужчиной и женщиной, преступником и жертвой, спасителем и спасенной... Вся низовая литература любого периода и народа всегда ужасающе сентиментальна, но речь сейчас о другом: о том, чтобы чувства приобрели ту многосложность, какую принесла в XX в. работа художественного интеллекта [2]. Но эпоха, когда «смерть события» привела к появлению «экономики события» и стремлению к монетизации любых ощущений и эмоций, оказывается направлена не в глубь и в вечность, а в успешность и удовлетворенность собой и окружающим миром здесь и сейчас.

Современный человек живет в мире эмоций. Социальные медиа создают особое эмоциональное коммуникативное пространство, демонстрирующее важность не только самой

вещи, но и принципов ее создания и презентации. В языке появляются новые слова для описания тонких оттенков эмоций и новых феноменов культуры, связанных с новой чувствительностью, так в русский язык пришли «авторки» и «блогерки», «абьюз» и «буллинг», «бодишейминг» и «бодипозитив», «токсичность» и др. Очевидна связь внимания к чувствительности с общей тенденций к толерантности, принятию различного культурного опыта. Данные языковые изменения демонстрируют сложные процессы трансформации культурной парадигмы, происходящие на наших глазах. Как писал Л.Витгенштейн: «Тот факт, что мир есть мой мир, проявляется в том, что границы языка (единственного языка, который понимаю я) означают границы моего мира» [3, трактат 5.62]. Интересно проследить, как с возникновением языковых описаний отдельные феномены начинают ускоренно расширяться. Например, распространение информации о непереносимости глютена как причины ряда заболеваний и лишнего веса привело к тому, что большее количество людей прошло соответствующую диагностику, или распространение понятия «буллинг» помогло ряду людей понять причины собственных психологических проблем.

Заимствованность большинства из этих новых слов демонстрирует внешний вектор внедрения новой чувствительности в отечественную культуру. И если еще недавно слова «авторка» или «блогерка» воспринималось российской аудиторией как оксюморон, то сегодня их употребление постепенно становится новой нормой. Для одних принципиально указание гендерного статуса, для других - не обидеть чувства человека, для которого важен гендер-ный аспект; для третьих так удобнее описывать определенные явления; ряд людей использует новые слова, не задумываясь. Отдельный вопрос, насколько эти новые стандарты соответствуют вектору развития нашей собственной культуры, но российская культура - это часть общемировых тенденций, в том числе и в контексте формирования общемирового языка толерантности. Это не снимает вопрос о критике отдельных аспектов данного явления при том, что наличие в русском языке соответствующей лексики создает поле и лексический аппарат для анализа идущих в культуре процессов.

Социальные медиа стали серьезным инструментом в развитии дискурса толерантности, в критике феноменов, несоответствующих новой этике. Это с учетом планетарного охвата интернет-сети, быстроты информационного обмена максимально упрощает внедрение новых ценностей, изменяет формат взаимо-

действия людей, ускоряет распространение новых стандартов. «Нетоксичность» личных и профессиональных отношений ставится выше любви, долга и ответственности. Экологическая дружелюбность товара или степень толерантности автора книги важнее, чем потребительские качества или интеллектуальные достоинства. Еда должна быть произведена этически корректно, а окружающая среда быть дружелюбной к индивидуальным запросам личности. С одной стороны, это большой шаг вперед в признании ценности уникальности каждого человека и в понимании коллективной ответственности за мир, в котором мы живем. С другой - инструмент спекуляций.

Причина повышенной чувствительности к другому, непохожему на меня, и острое осознание необходимости взаимодействия для решения экологических и межкультурных проблем лежат отнюдь не в исключительном влиянии развития цифровой культуры. Данный феномен связан с многими факторами, повлиявшими на развитие современной культуры. Среди прочих сложно недооценить развитие критической теории в гуманитаристике, влияние психологического, гендерного поворотов в культурных исследованиях.

В русле антифашизма и формирования постколониальной политики и на фоне появления ядерного оружия постепенно менялась этическая и эмоциональная оценка событий. Томас Манн еще в 1939 г. в эссе «Этот человек мой брат» писал о том влиянии, которое оказала на фашизм романтическая концепция творчества, когда гению принято прощать аморальность, неэтичность, а талантливая личность видится более ценной и важной, чем обыватели. Манн анализирует личность лидера национал-социалистической партии Германии с позиций романтического понимания артистической натуры и говорит о коллективной ответственности за появление фашизма [4].

В русле критики избранности творческой или сильной личности можно рассматривать многочисленные публичные расследования, связанные с харассментом и сексуальными домогательствами, которые происходят у нас и за рубежом в последнее время. В центре таких скандалов оказался ряд известных творческих деятелей и влиятельных бизнесменов. Кроме законодательного преследования, важным становится осуждение аудиторией и отказ в новых контрактах. Публичные выказывания жертв различных форм насилия становятся как примером для других пострадавших, так и рычагом воздействия на корпорации, инструментом манипулирования публикой. Встречу советской

традиции понимания избранности творческого человека и современной концепции равенства прав и обязанностей каждого человека продемонстрировало разделение общества на два лагеря в отношении актера Михаила Ефремова: одни отстаивали неприкосновенность таланта, другие говорили о равенстве всех людей перед законом. Социальные сети становятся площадкой для трансляции важной идеи равенства, отсутствия привилегий перед этикой для облеченных властью или влиянием. Вторая важная идея - это то, что меняется отношение к жертвам. Не так давно жертвы сексуального насилия или буллинга часто признавались виновными в том, что с ними произошло. Еще одно отличие от предыдущих эпох - это то, что анализу с позиций новой чувствительности подвергаются феномены в исторической ретроспективе, без скидок на конкретные исторические условия или социальные традиции.

Милтон Беннет ввел в гуманитарные исследования такой концепт, как «межкультурная чувствительность». Он известен своей моделью развития межкультурной восприимчивости, которая используется на международном уровне для разработки дизайна межкультурного обучения и оценки межкультурной компетентности. В 2006 г. он основал Исследовательский институт межкультурного развития (ЮР!), миссия которого состоит в том, чтобы поддерживать информационно и коммерчески новую теорию и исследования в области межкультурного развития, формализовать развивающий подход к межкультурной адаптации и информировать общественный дискурс о научных исследованиях межкультурных отношений. Беннет утверждает, что на первой стадии отличия не признаются и не осознаются человеком, потом с ростом межкультурной чувствительности иная культура начинает восприниматься как один из возможных взглядом на мир. На следующей стадии идет повышение чувствительности, происходит признание чужой культуры, которая постепенно становится частью собственной идентичности. В идеале в конце концов должно случиться формирование нового типа личности, сознательно интегрирующей элементы различных культур [5, р. 23-40].

Важным элементом развития культурной чувствительности становится искусство. Проблематика «межкультурной чувствительности» рассматривается не только интеллектуальной литературой, авторским киноискусством или актуальными художественными практиками. Массовые проекты становятся площадкой презентации новой этики, изучения различных аспектов межкультурной чувствительности. В рамках взаимодействия элитарного и массового в совре-

менном искусстве, гибкости кампаний и наличии большого количества независимых авторов ряд подобных проектов имеет достаточно высокое качество. Цифровые медиа стали площадкой для продвижения проектов с небольшим бюджетом, что важно как для развития искусства в целом, так и для презентации культурного разнообразия. Через подобные проекты и изменение реакции на них аудитории наглядно видна работа концепции Милтона Беннета на практике.

Возникновение дискурса вокруг термина -это способ для личности сформулировать собственную позицию по определенному вопросу и форма развития площадок для диалога. Р. Дарн-тон в свой работе «Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры» пишет о том, что угнетенные не имеют своего языка, поэтому не имеют своего голоса [6, р. 32]. Это оборотная сторона уже упомянутого тезиса Витгенштейна. Возникновение своего языка и наличие цифровых площадок для дискурса формируют и властный капитал подобных сообществ.

В 1пБ1адгат, ШТок и на УоиТиЬе ведется полемика, связанная с границами тезиса «мое тело-мое дело». В социальных медиа активно обсуждается тема бодипозитива. От наличия единого стандарта привлекательности современность пришла к культурному многообразию. Права голоса, право на самоорганизацию получили сторонники диаметрально противоположных концепций: от стройного тела до спортивного тела, от тотального до умеренного бодипозитива. Появление лексики, описывающей различные формы расстройства пищевого поведения, с одной стороны, помогли людям разобраться с собственными пищевыми привычками и сделать их голос более слышимым. Это важно как для людей с идентичными проблемами, так и для культуры в целом. В последнее время все чаще развиваются дискуссии, связанные с недовольством людей, борющихся с лишним весом, пропагандой нездоровья и нездорового образа жизни под видом бодипозитива, маркетинговыми спекуляциями на их проблемах. Положительная тенденция заключается в том, что, кроме полярных точек зрения и категоричных высказываний, появляются авторитетные независимые площадки, несущие реальную помощь нуждающимся и выполняющие информационную функцию для общества. В качестве примера можно привести деятельность блогеров Абей Шарп, Линды Сан, Наташи Ошеан и др. Они производят различный по содержанию контент, цель которого - дискуссия, демонстрация личного опыта, а не осуждение чужих точек зрения. Так блоггер ОЬеБе1:оВеаБ1 активно выступает за информирование, грамотную нейтральную подачу

информацию. Основываясь на личном опыте потери веса, он выступает против привлекательных «clickbait» заголовков о быстрых рецептах похудения и пропаганды лишнего веса как нормы (разбор контента каналов Амберлин Рейд, Оливии де Андреа, Линды Сан, Грега Дюше и др.).

Другой аспект формирования новой этики -это активная пропаганда принципов моральной, эмоциональной экономики в рамках цифровой культуры. В 1920-е гг. советский ученый А. Чаянов актуализировал термин «моральная экономика», появившийся еще в XVIII в. С конца ХХ в. данный концепт вернулся в исследования по экономике, социологии, культурологии. Условия и возможности моральной экономики активно анализируются не только в рамках экономики, но и в гуманитарных исследованиях.

Большой вклад в исследование моральной экономики в современных условиях внесли С. Боулз, Э. Томпсон и Дж. Скотт. Актуальные исследования возможностей моральной экономики большое внимание уделяют эмоциональной составляющей экономических процессов. Лорреин Дастон пишет об аффективной, эмоциональной составляющей экономических процессов [7]. Для корпораций игнорирование данного тренда может стоить прибыли и лояльности потребителей. Например, недавние скандалы с производителями одежды, обвиненными в использовании труда людей, работающих в Китае в ужасных условиях. В результате ряд компаний, среди которых Nike и H&M, отказались закупать хлопок, произведенный на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района. Ответом Китая стал отказ продавать и потреблять продукцию данных фирм.

Примером изменения культурных норм потребления продуктов под влиянием чувствительности может служить увеличение процента людей, отрицательно относящихся к пиратскому контенту в Интернете, в том числе в нашей стране.

В цифровых медиа, в том числе и в отечественных, идут дискуссии, посвященные данному вопросу [8]. Примечательно, что молодая аудитория оказывается на стороне добросовестного отношения к цифровому контенту. Сокращение использования пиратского контента связано и с появлением в цифровой среде более легких способов оплаты продукта, и развитием партнерских сайтов, на которых вы можете поддержать проекты, которые вы считаете интересными или ценными, например Патреон, предоставляющий возможность поддержать творческих людей, или Планета, краудфандин-говая платформа по поддержке конкретных проектов.

Еще один важный фактор - это активная самоорганизация пользователей вокруг этических ценностей и высокая скорость обращения информации в цифровом сообществе. Так в центре скандала оказался художник Мах1т0ао, который вместо оригинальных разработок для проекта блогера Natalina Mua предоставил украденные у китайского художника эскизы. Благодаря быстрой реакции международного интернет-сообщества обман был быстро раскрыт. Сторонам удалось достичь примирения в досудебном порядке.

Если еще недавно в центре как исследований, так и культурной практики была эстетическая составляющая эмоционального переживания, то сегодня на первый план выходит этика. Именно на спекуляции чувствам строится современная «экономика события». Продаются эмоциональные кейсы, в том числе связанные с ответственным потреблением и экологическими стратегиями. Этично произведенная косметика, этичные заголовки видео в Интернете, экологически дружелюбное производство становятся частью рекламных стратегий.

Оборотная сторона медали - это неоправданные ожидания от продуктов и спекуляции на чувствительности аудитории к использованию этических трендов. Ответом на новую этику стало появление большого количества продуктов для обеспечение нового тренда: от товаров и форм проведения досуга, отвечающих новым стандартам, до тренингов и программ, обещающих быстрый успех в решении проблем чувствительной личности. Цифровая культура породила феномен «инфоцыган», предлагающих разнообразные профессиональные, досуговые и психологические тренинги на любой вкус и кошелек.

Реакцией на подобные спекуляции стала консолидация пользователей Сети. В рамках цифровой культуры есть мощная самоорганизация, которая отслеживает добросовестность использования в рекламе этически корректных образов и конструктов.

Примером может служит «отмена» рядом блогеров и пользователей продукции английского бренда «Gymshark», производящего товары для занятий спортом (в частности блогеры ObesetoBeast [9], Natacha Océane [10]). Блогеры обвинили бренд в эксплуатации идей бодипози-тива и предоставление недостоверной информации пользователям.

Против «инфорцыганства» активно выступает отечественный сегмент цифровых медиа. Блогеры (К. Коносова, Ютьюбная и др.), интернет-версии нецифровых СМИ (Москва 24, Специальный репортаж и др.). Но, несмотря на это, процент успешных псевдоэтичных проектов, спекулиру-

ющих на чувствительности людей, пока только растет.

Чувствительность становится частью маркетинга и технологией давления на человека, предметом спекуляций и извлечения прибыли. Если индустриализация прошлого ХХ в. была сосредоточена на производстве стандартизированного продукта: товара, города, организации, субъекта, то сегодня особо ценится уникальность. Уникальность объекта, опыта, эмоции становится частью маркетинга. «Мы живем в эпоху экономики события, которая производит, в первую очередь, ощущение переживания, сопричастности, приобретения какого-то опыта. Сфера производства и потребления коммодифи-цирует чувства - вы покупаете не товар, а ощущение. Одновременно происходит и встречный процесс: человеческие отношения приобретают некую рыночную ценность», - пишет Л. Карась [11]. Примером конвертации эмоций в экономических целях можно назвать «День святого Валентина», когда индустрия «экономики события» предлагает способы демонстрации чувств на любой вкус и кошелек. В целом цифровые медиа произвели революцию в поиске партеров, ухаживании, создав по меткому выражению А. Р. Хохшильд, «революцию в ухаживании, став самым большим торговым центром любви» [12]. Хохшильд пишет о том, что на подобных сайтах активно используются диаграммы, похожие на статистику роста акций на бирже и существуют опции ранжирования потенциальных возлюбленных по определенным параметрам.

В результате формирования новой чувствительности и конкуренции в рамках «экономики события» субъект хочет получать большое количество разнообразных эмоций и представлять это в цифровых медиа как признак собственной успешности и состоятельности. Идет странный процесс, когда подход к эмоциям максимально рационализируется. Это приводит к использованию эмоций в рекламе и маркетинге. Спекуляции эмоциональным капиталом приводят к тревожности потребителей из-за необходимости быть эмоционально вовлеченным в большой ряд событий, просчитывать этичность огромного количества информации. По мнению исследователей переживания виртуального события в цифровой среде не отличаются от переживаний в рамках реальных событий [11].

Критика внимания к чувствительности в современной культуре связана с боязнью исчезновения свободы слова, на которой строился западный либерализм. В качестве примера можно привести критику «культуры отмены»: «В западном обществе все шире распространяется цензура: нетерпимость к противоположным

взглядам, мода на публичный позор и осуждение, а также тенденция растворять сложные политические вопросы в слепой моральной уверенности» [13]. В 2020 г. на сайте журнала «Харперс базар» появилось письмо, подписанное многими известными учеными и творческими людьми и озаглавленное как «Письмо о справедливости и открытых дебатах», котором идет речь о влиянии современной этики на науку, искусство и либеральные ценности [14]. Другой фактор, ограничивающий свободу слова, - это увеличение власти, сосредоточенной в руках владельцев цифровых медиа. Одним из первых свидетельств усиления властного потенциала их возможностей стали результаты отказа к доступу к личному аккаунту в популярной социальной сети Д. Трампу.

Влияние цифровых медиа сегодня сложно недооценить. В XXI в. Интернет перестал быть отдельной опцией, связанной исключительно с передачей информации. Современные цифровые медиа являются частью нашей повседневности, тесно переплетены с невиртуальными институциями. Именно цифровые медиа наглядно показывают тенденции развития культуры, становятся площадкой их формирования и платформой для их анализа. В рамках современной культуры формирование чувствительности как этической категории находится в стадии развития. На этот процесс достаточно сильно повлияли критическая теория в гуманитаристике и антифашизм.

С одной стороны, чувствительность приводит к большому вниманию к этике, утверждает ценность культурного основанный на уважительном отношении к потребностям собственной и иной уникальной личности. Межкультурная чувствительность из феномена, связанного с этническими, национальными отличиями, распространилась на уровень субкультурный. Сегодня значим не только смысл, но и контекст употребления слов и образов. Чувствительность к контексту создания продуктов и артефактов культуры привела как к большему вниманию к сохранению окружающей среды, так и к развитию культуры отмены.

Критика данной тенденции связана с ком-мерционализацией, рационализацией чувств, в том числе и в рамках «экономики события», и с опасением ограничения свободы слова как важной части демократического общества. С другой стороны, исследователи говорят, что вместе с продвижением идей моральной экономики идет рост маркетинговых спекуляций на новых культурных ценностях, эксплуатация этических принципов в коммерческих целях. Отдельный вопрос - это критика новой этики с позиций ценностей либерализма и ценностей не евро-американских культур.

Список литературы

1. Reckwitz A. The society of singularities / transl. V. A. Pakis. Cambridge, UK: Polity, 2020. VIII, 416 p.

2. Эпштейн М. О новой сентиментальности // Emory University: [сайт]. URL: https://www.emory.edu/ INTELNET/es_new_sentimentality.html (дата обращения: 13.08.2021).

3. Витгенштейн Л. Л. Логико-философский трактат / пер. с нем. И. Добронравовым, Д. Лахути; общ. ред. и предисл. В. Ф. Асмуса. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. 133 с.

4. Mann T. That man is my brother // Esquire. 1939. Vol. 11, № 3. URL: https://larvatus.livejournal.com/291296.html (дата обращения: 13.08.2021). 5. Bennett M. J. Basic concepts of intercultural communication: paradigms, principles & practices. 2nd ed. Boston: London: Intercultural Press, an imprint of Nicholas Brealey Publ., 2013. IV, 348 p.

6. Darnton R. The Great Cat Massacre and Other Episodes in French Cultural History. New York: Basic Books, 2009. 320 p.

7. Burke P. History and Social Theory. 2nd ed. Ithaca; New York: Cornell Univ. Press, 1993. IX, 198 p.

8. AnnieIdiotstile. Clubhouse-Подкаст 13: Про авторское право. URL: https://www.patreon.com/posts/clubhouse-13-pro-53596482 (дата обращения: 13.08.2021).

9. ObesetoBeast. The TRUTH About GymShark Athletes Coaching SCAMS (Called Out). URL: https://www. youtube.com/watch?v=bMEzaveE4RA (дата обращения: 13.08.2021).

10. Oceane N. Why I left Gymshark, Staying True to Myself + Toxic Coaches. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=yYdIif9rs08 (дата обращения: 13.08.2021).

11. Карась Л. Гиперинфляция чувств: что происходит с эмоциями в digital-среде // Theory&Practice: сайт. URL: https://theoryandpractice.ru/posts718637-giperinflyatsiya-chuvstv-chto-proiskhodit-s-emotsiyami-sovremennogo-cheloveka (дата обращения: 13.08.2021).

12. Hochschild A. R. The managed heart: Commercialization of human feeling. Berkeley etc.: Univ. of California press, Cop. 2012. XII, 307 p. URL: https://www. amazon.com/gp/product/B007GMRICS/ref=dbs_a_def_rwt_ hsch_vapi_tkin_p1_i2 (дата обращения: 13.08.2021).

13. Алкнис И. «Культура отмены»: самоуничтожение либерализма // РИА Новости. 2020. 20 июля. URL: https://ria. ru/20200720/1574561961 .html (дата обращения: 13.08.2021).

14. A Letter on Justice and Open Debate // Harper's magazine. 2020. July 7. URL: https://harpers.org/a-letter-on-justice-and-open-debate/ (дата обращения: 13.08.2021).

References

1. Reckwitz A.; Pakis V. A. (transl). The society of singularities. Cambridge, UK: Polity, 2020. VIII, 416.

2. Epstein M. On the new sentimentality. Emory University: [website]. URL: https://www.emory.edu/INTELNET/ es_new_sentimentality.html (accessed: Aug.13.2021) (in Russ.).

3. Wittgenstein L. L.; Dobronravov I. (transl.), Lakhuti D. (transl.); Asmus V. F. (ed., foreword). Logical and philosophical treatise. M.: Publ. house of foreign lit., 1958. 133.

4. Mann T. That man is my brother. Esquire. 1939. 11 (3). URL: https://larvatus.livejournal.com/291296.html (accessed: Aug.13.2021).

5. Bennett M. J. Basic concepts of intercultural communication: paradigms, principles & practices. 2nd ed. Boston: London: Intercultural Press, an imprint of Nicholas Brealey Publ., 2013. IV, 348.

6. Darnton R. The Great Cat Massacre and Other Episodes in French Cultural History. New York: Basic Books, 2009. 320.

7. Burke P. History and Social Theory. 2nd ed. Ithaca; New York: Cornell Univ. Press, 1993. IX, 198.

8. AnnieIdiotstile. Clubhouse-Podcast 13: Copyright Pro. URL: https://www.patreon.com/posts/clubhouse-13-pro-53596482 (accessed: Aug.13.2021) (in Russ.).

9. ObesetoBeast. The TRUTH About GymShark Athletes Coaching SCAMS (Called Out). URL: https://www.youtube.com/ watch?v=bMEzaveE4RA (accessed: Aug.13.2021).

10. Oceane N. Why I left Gymshark, Staying True to Myself + Toxic Coaches. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=yYdIif9rs08 (accessed: Aug.13.2021).

11. Karas L. Hyperinflation of feelings: what happens to emotions in the digital environment. Theory & Practice: website. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/18637-giperinflyatsiya-chuvstv-chto-proiskhodit-s-emotsiyami-sovremennogo-cheloveka (accessed: Aug.13.2021) (in Russ.).

12. Hochschild A. R. The managed heart: Commercialization of human feeling. Berkeley etc.: Univ. of California press, Cop. 2012. XII, 307. URL: https://www.amazon. com/gp/product/B007GMRICS/ref=dbs_a_def_rwt_hsch_ vapi_tkin_p1_i2 (accessed: Aug.13.2021).

13. Alknis I. «The culture of abolition»: the self-destruction of liberalism. RIA Novosti. 2020. July 20. URL: https://ria.ru/20200720/1574561961.html (accessed: Aug.13.2021) (in Russ.).

14. A Letter on Justice and Open Debate. Harper's magazine. 2020. July 7. URL: https://harpers.org/a-letter-on-justice-and-open-debate/ (accessed: Aug.13.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.