Научная статья на тему 'Чувствительность и инициативность матери и ребенка, как условия для построения совместного внимания'

Чувствительность и инициативность матери и ребенка, как условия для построения совместного внимания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совместное внимание / чувствительность взрослого / инициативность взрослого / чувствительность ребенка / инициативность ребенка / joint attention / adult sensitivity / adult initiative / child sensitivity / child initiative

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штейгер Мария Владимировна, Федоренко Елена Юрьевна

Актуальность. Трудно переоценить значимость периода раннего возраста в развитии ребенка. В этот период формируются основы: отношение к себе, взрослым и окружающему миру, происходит активное развитие физических и психических функций. Определяющим фактором развития ребенка раннего возраста служит характер общения с близким взрослым и совместная деятельность с ним. В ряде исследований в качестве такого взаимодействия фигурирует процесс совмест­ного внимания, который определяется как направление внимания взрослого и ребенка к одной цели, объекту в пространстве. В настоящее время условия для построения совместного внимания в процессе взаимодействия близкого взрослого и ребенка раннего возраста недостаточно описаны, что не позволяет типологизировать этот процесс, диагностировать его и конструировать программы развития. В нашем исследовании в качестве условий для построения совместного внимания мы предлагаем рассматривать показатели чувствительности и инициативности матери и ребенка, которые проявляются в процессе взаимодействия и выстраиваются в разные связи, что позволяет определить типы совместного внимания. Цель. Показать, как выстраивается совместное внимание при разных показателях инициативности и чувствительности матери и ребенка раннего возраста. Выборка. Эмпирическое исследование было проведено на выборке 29 пар (мать и ребенок от одного до трех лет), посещающих групповые занятия по раннему развитию в семейном центре. Методы. Опираясь на культурно-историческую концепцию развития Л.С. Выготского и теорию привязанности Джона Боулби, разработано и описано критериально-оценочное наблюдение за взаимодействием матери и ребенка в паре по показателям чувствительности и инициативности. Для каждого показателя приведены исследования авторов и содержательные обоснования. Результаты. Выделены и представлены 4 типа взаимодействия матерей и детей раннего возраста и оценка совместного внимания в каждом типе взаимодействия. Данные исследования позволяют увидеть базовые условия построения процесса совместного внимания, рассмотреть их роль и влияние на результат и его качество. Выводы. Выделенные условия построения совместного внимания позволяют выстраивать развивающие программы для работы с парами матерей и детей, которые могут быть направлены на развитие его компонентов: повышение чувствительности матери к чувствительности и инициативности ребенка, актуализацию удовольствия при взаимодействии, формирование инициативного действия матерей, расширение способов стимулирования инициативы ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штейгер Мария Владимировна, Федоренко Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sensitivity and initiative of mother and child as conditions for building joint attention

Background. It is difficult to overestimate the importance of the early childhood period in a child’s development. During this period, the foundations are formed: attitude to oneself, adults and the surrounding world, there is an active development of physical and mental functions. The determining factor in the development of a young child is the nature of communication with a close adult and joint activities with him. In a number of studies, the process of joint attention appears as such interaction, which is defined as directing the attention of an adult and a child to the same goal, an object in space. At present, the conditions for building joint attention in the process of interaction between a close adult and a young child are insufficiently described, which does not allow typologizing this process, diagnosing it, and designing development programs. In our study, as conditions for building joint attention, we propose to consider the indicators of sensitivity and initiative of the mother and child, which manifest themselves in the process of interaction and are built in different relationships, which allows us to determine the types of joint attention. Objective. To show how joint attention is built with different indicators of initiative and sensitivity of the mother and young child. Sample. The empirical study was conducted on a sample of 29 couples (mother and child from one to three years old) attending group classes on early development in a family center. Methods. Based on L.S. Vygotsky’s cultural-historical concept of development and John Bowlby’s theory of attachment, a criterionevaluation assessment of the interaction of mother and child in a couple according to the indicators of sensitivity and initiative has been developed and described. For each indicator, the authors’ research and substantial justifications are given. Results. Four types of interaction between mothers and young children and an assessment of joint attention in each type of interaction are identified and presented. These studies allow us to see the basic conditions for building the process of joint attention, to consider their role and impact on the result and its quality. Conclusions. The highlighted conditions for building joint attention allow us to build educational programs for working with pairs of mothers and children, which can be aimed at developing its components: increasing the mother’s sensitivity to the child’s sensitivity and initiative, actualizing pleasure in interaction, developing mothers’ initiative, and expanding the methods for stimulating the child’s initiative.

Текст научной работы на тему «Чувствительность и инициативность матери и ребенка, как условия для построения совместного внимания»

���������������� � ��������������

������ � ������� ��� ������� ���

���������� ����������� ��������

�.�. ��������� 1, �.�. ������� 2 .

1 ���������� �������� ��������� ��������� � ��������������� ������ ��� �����-

����� ���������� ���������, ������, ���������� ���������

2 �����-������������� �������� ������� �������������, �����-���������,

���������� ���������

. rupm@bk.ru

������

������������. ������ ����������� ���������� ������� ������� �������� � �������� �������.

� ���� ������ ����������� ������: ��������� � ����, �������� � ����������� ����, �������-

��� �������� �������� ���������� � ����������� �������. ������������ �������� ��������

������� ������� �������� ������ �������� ������� � ������� �������� � ���������� �������-

����� � ���. � ���� ������������ � �������� ������ �������������� ���������� ������� �����������

��������, ������� ������������ ��� ����������� �������� ��������� � ������� � �����

����, ������� � ������������. � ��������� ����� ������� ��� ���������� ����������� ��������

� �������� �������������� �������� ��������� � ������� ������� �������� ������������ �������,

��� �� ��������� ���������������� ���� �������, ��������������� ��� � �������������� �������-

�� ��������. � ����� ������������ � �������� ������� ��� ���������� ����������� ��������

�� ���������� ������������� ���������� ���������������� � �������������� ������ � �������,

������� ����������� � �������� �������������� � ������������� � ������ �����, ��� ���������

���������� ���� ����������� ��������.

����. ��������, ��� ������������� ���������� �������� ��� ������ ����������� ������������-

�� � ���������������� ������ � ������� ������� ��������.

�������. ������������ ������������ ���� ��������� �� ������� 29 ��� (���� � ������� �� ����-

�� �� ���� ���), ���������� ��������� ������� �� ������� �������� � �������� ������.

������. �������� �� ���������-������������ ��������� �������� �.�. ���������� � ������

������������� ����� ������, ����������� � ������� ������������-��������� ���������� ��

��������������� ������ � ������� � ���� �� ����������� ���������������� � ��������������.

��� ������� ���������� ��������� ������������ ������� � �������������� �����������.

����������. �������� � ������������ 4 ���� �������������� ������� � ����� ������� ��������

� ������ ����������� �������� � ������ ���� ��������������. ������ ������������ ���������

������� ������� ������� ���������� �������� ����������� ��������, ����������� �� ���� � ���-

���� �� ��������� � ��� ��������.

������. ���������� ������� ���������� ����������� �������� ��������� ����������� �����-

������ ��������� ��� ������ � ������ ������� � �����, ������� ����� ���� ���������� �� ���-

����� ��� �����������: ��������� ���������������� ������ � ���������������� � ���������-

����� �������, ������������ ������������ ��� ��������������, ������������ �������������

�������� �������, ���������� �������� �������������� ���������� �������.

��� �����������: ���������, �.�., �������, �.�. (2024). ���������������� � �������������� ������

� ������� ��� ������� ��� ���������� ����������� ��������. �����������

���������� �����������,

18(4), 8�23. https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-8-23

� ���������, �.�., �������, �.�., 2024

�������� �����:

���������� ��������,

����������������

���������,

��������������

���������,

����������������

�������, ��������������

�������

������� ������ / Research Article

https://doi.org/10.24412/2782-4519-2024-4124-8-23

���/UDC 159.9.072; 159.9.075

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

8

Sensitivity and initiative of mother and child

as conditions for building joint attention

Elena Yu. Fedorenko 1, Maria V. Steiger 2 .

1 Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the

Russian Federation, Moscow, Russian Federation

2 Institute of Early Intervention, St. Petersburg, Russian Federation

. rupm@bk.ru

Abstract

Background. It is difficult to overestimate the importance of the early childhood period in a child�s

development. During this period, the foundations are formed: attitude to oneself, adults and the surrounding

world, there is an active development of physical and mental functions. The determining

factor in the development of a young child is the nature of communication with a close adult and joint

activities with him. In a number of studies, the process of joint attention appears as such interaction,

which is defined as directing the attention of an adult and a child to the same goal, an object in space.

At present, the conditions for building joint attention in the process of interaction between a close

adult and a young child are insufficiently described, which does not allow typologizing this process,

diagnosing it, and designing development programs. In our study, as conditions for building joint attention,

we propose to consider the indicators of sensitivity and initiative of the mother and child,

which manifest themselves in the process of interaction and are built in different relationships, which

allows us to determine the types of joint attention.

Objective. To show how joint attention is built with different indicators of initiative and sensitivity

of the mother and young child.

Sample. The empirical study was conducted on a sample of 29 couples (mother and child from one to

three years old) attending group classes on early development in a family center.

Methods. Based on L.S. Vygotsky�s cultural-historical concept of development and John Bowlby�s

theory of attachment, a criterion- evaluation assessment of the interaction of mother and child in a

couple according to the indicators of sensitivity and initiative has been developed and described. For

each indicator, the authors� research and substantial justifications are given.

Results. Four types of interaction between mothers and young children and an assessment of joint

attention in each type of interaction are identified and presented. These studies allow us to see the

basic conditions for building the process of joint attention, to consider their role and impact on the

result and its quality.

Conclusions. The highlighted conditions for building joint attention allow us to build educational programs

for working with pairs of mothers and children, which can be aimed at developing its components:

increasing the mother�s sensitivity to the child�s sensitivity and initiative, actualizing pleasure in interaction,

developing mothers� initiative, and expanding the methods for stimulating the child�s initiative.

For citation: Fedorenko, E.Yu., Steiger, M.V. (2024). Sensitivity and initiative of mother and child as conditions

for building joint attention. Preschool Education Today, 18(4), 8�23. (in Russ.). https://doi.org/10.24412/2782-

4519-2024-4124-8-23

� Fedorenko, E.Yu., Steiger, M.V., 2024

Keywords:

joint attention, adult

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

sensitivity, adult initiative,

child sensitivity, child

initiative

��������

������ ������� ������� �������� �����������

������ ��� ����������� � �������� ���� ����-

������ � ����������� ������� �������. ������

� ���� ������ ���������� ��������� ����, ����-

������ ������� � ����������� ����, �������-

���� ������� � ������ ����� � ��������. ������-

������ �������� ������� � ������ ������� �������

�������������� � ����������� ����� � �������

��������. ����� �����, ��� �������� � ��������-

��, ��� �������� � ������� �� ����������� ����

�������, �� ������ ������ �������� ������ ���-

�� ���� ����������� � ������. � ������ �������

�������, � ������ � ������ �� ���� ���, �����

��������

����������� � �������� �����������

�������� ��������� � �������. ��� ��� �������

� �������� ���������� �������� �������� ����-

��� ������������ ��������, ���������� ��������

������������ ��������, ����������� ��������

� �������� ���� � ���� ������.

������� ����������� �������� �����������-

�� ������������� ����������� ��������� � ��-

����� � ������� ������������ ������� ���������

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

9

� ��� ���������������� ��������� � �������, ����

�������� ����������� �������� ������� �������

� ��������� ��� ��������� � ��������� � � ����,

���������� ���� ����� ���� ��������������� ��-

��������� �����������. �������� ������ �����-

��������, ��������� ��������� � ������� ����-

����������� � ��������� ������� ������������.

��� ��� ��� ������������ ���������� ���������

� �������� ������� ������� �������� � �������-

�� ��������� � ������� ���������, ����������-

������, ��������� � ���������� ���������� � ����

� ���������� � ��������.

����� �� ������ �����������, � ����� ���-

��� �������� �������, �������� ������� ������-

�� ��������� �� ���������� ���������� �������.

����������� ������ ������� �������, ����� ����-

���� �� ��������, ��������� �����������, ����-

���� ���������� ������ � �� ������������ ��-

����� � ���������������� ��������� � ���������

�������.

���� ������ � ��������, ��� ������������� ���-

������� �������� ��� ������ ����������� ���-

����������� � ���������������� ������ � �����-

�� ������� ��������.

� ����� ������ �� ����������� ������ ����

�������������� ������� � �����, ��� ����������

�������� ������������� �� ���������� �������

� ���������; ������ �� ���������� ������� ���

������ �� ���������� ���������, � ��� ����������

�������� ������ �� �������������.

������������� �����������

��� ���� ����� ����������� � �������� ����-

������� ����������� ��������, �� ����������

���������� �� ����������� �������� ��������

� ������ ������ ������������� ����������� ���-

����� ��� �������������� ������� � ����� ���-

���� ��������.

�������� �������� ������� ���������������

� ���������� ������� ���������� ����� � ���-

��� ����� ������: ����������� � ������, �����-

�� ��������� �������� �� �������, ����������

� ������� �������� ����������� �������� ���-

�����, ���� ��������� �� �������������� � ��-

������. �.�. ��������� ������� � ���������� ���-

����, ����������� �������� �������, � �����

������ ���� ��� �����, �� ���������� ������-

���, ������� ������ ������ ���������� �����-

����� ����������� ��� ��������. �.�. ����� ��-

������ ������� �������, �������� �� ���������

��� �������������� ��������, ����� ���: �����-

�������� ������� ��������, ������� ����� ��-

���������� ���������, ���������� ��� �������,

��������, ����� ����� ��� �������� ���������

���������� ���-�� ������������ ������, ������,

������� � ��. (�����, 2003). ������������� ��-

����� ���������� ����������� ��������, � ��

����� ��� ���������� �������, ������������

� ����� ��������. ������� ������ ������������

������� ���������� ������������ ������������

�������������, �� ��� ���������� ���������,

���� ��� ����� ������������ � �����������.

������ ������������ �������� ������� ���-

��, �� ����� ������ �������� ����� ������� ��-

���������� ����������� ��������� �������, ��-

�������� ��������� ����������� �������������

����� � �����, ������� ������������� ���������

� ���� ��������-��������. ����� � ������������

���� ��������� ���������� �� �������, ������-

�� ��� �� ��������� ������, ������� ���������

��� ��������, ������� � ���� �����. � ���� ������

����������� �������� ��������� ����� �����

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������: ��������, ������� ���������� �����-

���, � ��������, ������� ����������� ��� ���-

���������� ����� � ����� (�����, 2003). �.�. ��-

������, �. ���������, �.�. ��������� ���������,

��� ��������, ����������� ����� �������� � ��-

������ � ���������� � ������ �������, ��������

����������� ��������� ��� ���������� �����-

���� (���������, 2008; ���������, 2011; �����-

���, 2019). ������� ����������� �������� �����

�������� � �������� ����������� � �����������

�������� ��������� � ������� � ����� ����, ���-

���� � ������������.

����� ������� ��������, ����������� ���-

������ �������, ���������� � ����������, ����-

���� �� ����������� �������� �������� � ����-

������ ����������� ��������������. �������

����� �������� �����-�� ������� �� �������-

��� �����, ������ �� ��� �������� � ���������-

��, �������� �� ���� �������, ��������� �� ����.

��������, ��������� ������� �������� �������,

����� ������ �������� � ��������, ��� ����� ���-

����� �������� �������. ����� ��������� �����

���������� ������ �������� � ��������������

� ����.

�������, �������������� � ������� ����,

�������� � ������ ���������, � ���������� ���-

����� ����������� ������ �� ����������� ���-

�������� ��������� �������. ����������� ���-

����� ��������� � ������� �� ����� � ��� ��

�������� ����������� ����, ���� � ������, ����-

������ � ���������� �������� �������, ��� ���-

�� ������ �������� ��� �������� �������� (�����-

����, 2005; ������, 1985; �������, �����������,

1994). �� ������ �.�. ��������, ������������

�������� ��������� � ������� �� ����� �������-

����� ���������� ���� ������������ (��������,

2007). � ���� �������� ���������� �������� ���-

�����������-������� �������, �������� ����-

���� �������, �������� ��� ������, � �������, ��-

����� �������� �� �� �������, �� �� ���������,

����� ���������� ����� �������� � ����������-

������ ����� ���������.

�. ��������� �������� ����������� �������

� ���������� �������� �������� ����� �����-

��� ������� � ������ �������. ����� ���������,

��� ��� �������������� ������ � ������� �����

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

10

��������� ����� �������, ��� ���������� ������ �

������������� ����������� ������� ���������

��� ������ � ��������� ������� (���������, 2011).

� ����������� �� ����������� ������� ���������

���� ��-������� ��������� �� �����������, �� ��-

������ ���������������� � ���������� �����

� �����. � ���������� �������� � ������� ����-

������ ����������� ��������� ���������, � �����-

��� ���������� ��� �������� ������� ���������

�.�. ���������, �.�. �������, �.�. ������ � ���-

��� ������ (���������, 2005; ������, 1985; �������,

�����������, 1994). �� ������ �.�. ����������, ��-

����� ����� �������� �� ��������� � ��������� ���

� ��� ������, ����� �� ���������� ������� ��������

� ����, �������� ��������, ������� ��� ����������

(���������, 2005).

���������� ����������� �������� ������

� ������� � ����� ���� � ������� � ������������

���������� � ���� ������� � ��������� ���������-

��� �������� ������ ����������� ������� (���).

���, ������������ �. ������ ��������, ���

� ��������� ������������� ����� � ��������

16 ������� � 78% ����������� ������������, ��

������ ������, ��������� � ��� ���������, �� ��-

����� � ������ ������ ������������� ��������

�������. ������������ �����, � ������� � 2-���-

���� �������� ���� ���������� ���������� � ��-

����� ��������, ���� ���������� �������� ����

49% (����������, 2000). ������������ �. �����-

�� � �. ������ ��������� ����������, ��� ����

� �������� 10 ������� ������������ ����� ����-

���� ������, ���� ��� ���� ������� �� ���, ���,

���� ��� �������� ����������� ����� ��� �����-

�� ��������. �� ������ ������������, �������-

����� �������� ���������� ����� ��� ���������

���������������� ��������. �� ���� ���������

���� ������������ �������� ������ �� �� ����-

����, ������� �������� ��� ����������� ����

������������� �����, ���� ���������� ��������-

���. � ������ ������������ ���� �����������-

��, ��� ������ ������ ������������� � ���������

� ������� �������� �������, �� ������� �������

��� ������ (����������, 2000).

� ������������� ��. ������� ����������, ���

�������������� ���� ��������� � ���������, ��-

����������, ������� �������� ������� �����-

���� ������������� ������� �� ����������� ��-

����� ���������� ���� �������� � ������. �����

������ ��� ������������� �������������� ���-

�� �������� ���� ��������� � ����������� �� ��-

��������� ������� ������� (����������, 2000).

�.�. �������������� ������� �������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������� � ������� �������� ������� ������-

�� ������������ ���������������. �� ������-

���� ������������, ����� ������� ���������� �

����������� ������ ������������ ��� �������-

��� ��������� �������, ��� ���������� �� ���-

����� ����������� ��� �������� ������� ����-

��������� ���������� �������. ��������, �����

������� ������ �� ������� � ������������ �� ��-

����� �� ����� �������, ����, ����������� ��-

��� ��� ��������� �������, ����������: ���.., ��..,

��.., ������.., ������..!�. ��� ��������� � �������

� �������� ��������� ����� ������������� �����-

��� ������� �������� ����: ������ ���� �������,

������ ��������������� (��������������, 2003).

������ ������ ��������, ��� ��������������

� ����������� ���������� ����� ������� �������

��������� ��������, ��� ������� �����������-

����� ������� ������� ���-��. �������������� ��

����������� ������� � �������������� ��� ���-

���������� ����������� �������� ������� ����-

��� �� ���������� �������, � �� �� ����������

���������. ������������� ����������� ��������

�� �������� � ����� ������� ������ ��� �������,

��� ���������� ���������������� � �����������

�������� ������� �������� (������, ��������,

2022).

������������ �������� � ���������� � ���-

������� ���������� ����������� �������� �����

�������� ����������� ������ � ������ �������-

��: ������������ ���������� ��������� �������,

�������������� � ����, ������������ ������ ���

��������, �������������� � ������� ��������

������ � ��������. ���, �.�. �������� �������-

�� �� ����� ����������� ���������, ���: �������-

�� �� �������� ������ �������� � �������-

���� �� �������� ������� ��������; ������������

������ ������� ��������, ����� ����� ����������

� ������ �������; ��������� ������������� ���-

�� ������� � ������������ ��� ��� �����������

�������� ������ �����; ���������� ���������

� ������������� ��������� ������� ��������

(��������, 2006).

���������� ����������� �������� � ���� ��-

������ �������� ��������� � ����������� ���-

����� �������, �������������, �����������,

���������� ������. ������ ����������� �����-

�������� �������, ��� ������ ��������� ������-

����� �������� ����� � ������ ������� ��������

������� (�������, �����, 2021; ���������, 2008;

���������, 2011; ��������, 2006; Montagut-Asuncion

et al., 2022; Sano et al., 2021), �������� �����-

��� �������� �������� � ���������� ����������

����� (Adamson et al., 2019). ������������� ����-

����� ������ ��������� ��������� �����������

�������� �������� ������������ ��������� ��

�� ������ �������, ������� ������� ��� ���� ��-

��� � ������������ ����� �� �������� �� �����

� ����� �� ����� (Montagut-Asuncion et al., 2022).

����� �� �������������� �����������������

������� � ��������� �����������, �� �������,

��� ���� �������� �������������� � ������� ���-

����� �������, ����� ���������� ���������� ��-

������� ������� � ����� �������������� � �����-

��, � ������������ � ��� ����������, �� � �������

����� �������� �������������� � ������� ���-

����� ���������, � � ���� � ����������� �����

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

1 1

����������� ����������� � ���������� ������-

����� ��������. � ���� �������� �� ����� ���-

������ ������, ��� ��� �� �������� ���������

� ���������� ����������� �������� � ��������,

�� ����������� �������� ����������� ��������

�� ���������� ������� �� ������ �������������,

� ����������� ������� ���������� �� ���������

����� ������.

����������� ��������� ��������, ��������-

���� � ��������� ���������� ������� � ������-

��� �� ���������, ����������������� ���������

� ����������� ���������� ������������ � ��-

�������� ���������������� � ��������������

���������. ��� ��������������, �� ��� ������, ��-

������ ��������� � ��������� ��������� �� ��-

������� � ������� � ������������ ����������

����������� ��������. ��� �����������������

��������� �� �������� ��������� ��������� ��-

����� ���������� � ������������������ ������-

�� �������, ����������� ���������� �� �������-

��. ��� ��������������� ��������� �� ��������

��������� ��������� � ������� ��� �����������

��� �������� � ������ ��������.

��������� ����������������

� �������������� �������

� ���������

�������� ������� ��������� � ����������������

����� � ���������� �������������� � �������

�������� (���������, 2005; �������, �����, 2021;

������, 1985; ���������, 2008; ��������, ����-

�������, 1973; ��������, 2006). ����������� ��-

����� � ������� �� �������� ����������� � ��-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� �� �������; ��� ���������� ������;

� ������� �������������, ������ � ���������;

��� ��������� ������ ����������� ��������; ���

���������� ����������� ���������� � �� ���-

������ ������ �������. �.�. ������ ��������

4 ��������, ���������� ����������� �������

� �������: ������� ������� ������ ��������� ���

���������� ������; ������������� ����������

� ����� ��������� ��� ���������� ��������� ��-

����� � ���������; ����������� ��������� � ����-

���������� ��� ����, ����� ������� ���� ������-

����� ����� ��� �������; ���������� ������ ���

������, ��� ���� �� �������� (����, 2012).

������������ �. ��������� ��������, ��� ���-

����� ��������� ������ ������������ ������,

����� ������� ����� ���������� ��� ����: �) ��

������� (���� ����� �������� �� ������ ������

��� ���������� ����� �����); �) ��� �������-

��� ��� ����������, ����� ����� ��������� ����

������� � ������� � �������; �) ��� ���������-

����� ������, ��������, ���� ����� ������ ���-

��� ��� �������� �� � ������ � ���������� ��-

���. �. ��������� ���������� ������ ��������

� �������� ��������� � �������, ��� ��� ��� ��-

���� ����� �� ���������� � � ��������. ������-

��� ������� � ������ � ���������� �����������

�������� � ������� ������������ � ����������

���������� ��������� (���������, 2011).

������� ���������� ������������ ������� ��

�������������� �� �������� �� ��������� ��

��������� ���������������� � ��������������

�������, ������������ �.�. ��������� (������-

��, 2005).

���, �.�. �������� ���������� ������� �������-

��������� � �����, ���� ������� ������ �����������

�� ���������� ���������, � ������������� �����-

���� ����������� �������� ������, ������������

���� �������� ��� �������� �������� (��������,

2005). ������������ ���� ������� ��������� �����-

�� ��������� �������� � �������, ����� ����������

������������ � �������� ��������. ���������� ��-

�������� � ������� ������� �� ����������� � ���-

������� ��������� � ������ ��������� ��������������

������ ��������� ���������.

�������������� ������� � �������, �� ���-

��� ������, �������� ��� ������� �������� � ����

�������� ���������, ������������������ ���

���� ������, �������� � ������, ���������� ��-

����������, ��������� ��������� � ���� � �����

���������, ��������� ������� � ��������� � �.�.

������� ���������� ���������� �����������-

����� � �������������� ������������ � ����

�������: ���������, ���������, ��������, ���-

����������, ��������� � ������� �.�. ���������

(��������, 2005).

��������� ������������� ���������� �����������

������� � ���������� ������������ �����-

���� � �������, ��� ������� ������� �����

��������� ������� ������� ����������������

� ��������������. �� ��������, ��� ������� ���-

������� ���������������� � �������������� ��-

����� ��� �������������� �� �������� ��������

������� �� ����������� ��������� � ������� ����-

���������� ������� ����������� ��������. ����-

����������, �� ����� ������� ����������������

�������� ��������� ���������������� � ������-

�������� ���������.

��� ����������� ���� ����������� �� �����-

���� �� ���������-������������ ��������� ���-

��������� �������� �.�. ����������, ������ ����-

��� ������������ �.�. ���������, ������������

������������ �������� �.�. ���������, ������-

��� �������� ������� ������� �� ���������

�.� �������, ����������� ������������ ��������

�.�. ���������, ������ �������������, �������-

��� � �������: ��. ������, �. ��������, �. ����

(������, 2003; ����, 2012; Ainsworth et al., 1978).

������ �� ���� ���������, �� ����������, ���

������ �������� �������������� � �����������-

����� ������� �������� ������� �� �����������

��������� �������� �� �������������� �������,

�� ���� ��������� ���������������� � ����������

�������� � ��������.

������������ ����������� ��������������-

�� � ������� ������� ������������ � ����������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

12

� ������ �������������, � �������: ��. ������,

�. ��������, �. ����, � ����� � ������� �.�. ����-

�����, ������� ����������, ��� ��������������

����������� ���������������� �������� ����-

���� ��� ������������ �������� �������������

������ � �������, ��� ���������� �� �����������-

��� ����������, ����������������� ���������

� ����������� �������� ������� (������, 2003;

����, 2012; Ainsworth et al., 1978; ��������, 2005).

�� ������ �. ��������, �� �������� � ��������

������, ������� ���������� �� ������ � ����� �

������� � � ������ � ���, �� � � �������� � ���-

������ ��� ����������, ������� ��������������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������� � ��������������, ���������������

����������, ������� ���������� �������� �����

�� ������� ������������ ������� (Ainsworth et al.,

1978). ���� ������� ������� � ��������� ���������

������������� ������������, �� �� ����� �����

�� ������ � ������ �����������, ��� ���������� �

����� ������������������ ��������� (����, 2012).

����� �������������� � ����������������� ��-

�������� ������� �����������, ������� �������-

���� ����� ����, ��� ������� ������� �� ������-

������� ��������. ��� ���� ������ ����������

����� �������������� � ����������������� ��-

����������� ��� ����� ���������� ������ �����-

������, ��� ��������, ��������� �������������

� ����������������� ��������� ����������� ����

� ������, ��� ����� � ��������� (����, 2012).

� ����� ����������� �. �������� ����������

����� ������ ������� ������ ��� ��������������

� ��������, � ������� �������� ��������

�������������� ��������������: ����������������

� �������� �������, ��������-�������-

��� ������� ������ �������, ����������� ������

� �������������� � ��������, ���������� � ���-

������������ ����������� ������ ��� �������,

������������� ��������������� ������, ������

���������� ������������ ��������� �� ������-

��� � ������� (Ainsworth et al., 1978).

������ �� ������ �������������, ��. ������

��������� ������� �� ������� ����������������

� �������, ��� ����������� ����������� �� �������

������� ������, ����� � ��������� (������, 2003).

���, ��������� ����� �� ������ ������ �������

�������, �� � ��������� �������� �� ���. ��� ���-

�� ���������� ��������� ������, ����� ��� ���-

��� ������, ������������ � ��������� �������

��� ���������� ������� (������, 2003; Ainsworth

et al., 1978). ������������ ��������, ��� ��� ����-

�� �������� ��������� ��������� �������, ���

���� ������ ��������� ����������� ��������-

�� �� ���������. �� ������ ������������, � ���-

�� ������ ������� ���������� ������������ ��-

���� �������� �� ���������� �������, ��������

����� �������� ���� ������, ��� ����� ������.

� ���� ������������ ���� ��������, ��� ��� ����

���������� �� ����� ������� ������ ������ ���-

�����������, ��� ��� ������� ������� ����� �����

��� ������ � ����. � ��������, �������� � �����-

������� ������� ���� ����� ��������. ������

�� ������� ��������� ��� �������� �����-�� ��-

�������� ��������� �� ������� �������; � ��� ��,

� �� �����, ��� ���� ���� ��������� �����������

������ ��� �� �������� ��������� �������, ����

� ����� ������, ������� ����� ������ �� ������-

�� �� ��� �������� (������, 2003). �. ��������

����������� ��� ����������� ��������� � �����-

����� �������. �� ������ ��������:

�) ������ � ���������� ���������� �������

����� �������� � �������, �������� � ������

����� �������, � ����� ����������� ������ ����-

����� ������������� �������, ����� ��� �� �����;

�) ������ ������� ������ �� ������� �������

� �������� �� ����������� �������� ����� ��� ��-

����� � ������������ � ��� ������� ����������;

�) ��������������� ���������� ������� ��-

��������, ��������� ������� �� ����� ����������

���������� ����������� �������� (Ainsworth et

al., 1978).

�. �����, �� ����� �������, ������� � ���

����� ������ ���������� � ���������� ����-

���������� ��������� � ������� � ��������

������������, ������� �������� � ������� ��-

�������� �� ������� ���� � ������ (Adamson,

Bakeman, 2019). ����� �. ��� ������������� ��-

����� ������������� ������, ������� �����-

���� ����� ����, ��� ������� ���� ��� � ������

������� ������ ������������� ���������� ���-

�������� (�����, 1980).

��� ����������� ��������������� � �������-

������ ������ �������������, ��� ����������

������ �������� ������� � ��������, ����� ���

��������� ������� ������� � ������� ��������

���������������.

�������������� ��������� ����������� � ���-

����� ����������� ������� � ���������� �������-

�����, � �������, ����, ��� ������������� ������-

��������. �� ������ ���������� �������������

�����, ��� �������������� ��������� � �����-

�� ������� �������� ����������: �������������

������������ ������������ ������� � ���������,

���������������� �������� ��������� � �������,

�������, ��� ������� � �������� �������������-

�� �� ������ �������� �� ��������. � ��������-

������ ������� �� �������� �������� ����� ��-

�������� ������� ������ �������� � ����������

(��������� �� ������ � �������� ����������),

������� ��� ���������, ������� � �������� (���-

�����, 2014). ��� ���� ���������� ������� ����-

������ � ��� ����������� ������������, � ����-

��� ������� �� ������ � �������� ������� �����

����������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� ����� ��������� � �������� �����

���� ������������ ��� � �����-�� ������� �����-

���� ������ � ��������� ���������. ������� ���-

����� ����� ��������� �������� ����������� ��-

����������� ������������ �������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

13

��� ���������� �������������� � ��������

� ���������� ��� � ���������� ������������ �����-

���� ���������� �������������� ����������� ���-

��������� ��������, � ����� ����� �������������

������������ �������� �������, ��� ��������,

��-������ ������, ���������� ��������������

��������� �� �������������� � ��������.

�������������� ��������� ��������, ���

� ���� �������� ���������� � ������������ ���

�������, ��� ���� ������ ����������� � ��������

� ����� �������������� ����. ���, �.�. ����������

�������� � ������� �������� ����� (����������

� ��., 1997). ��� ��������� �������� ������� ���-

����� �������, �������� �������, �����������

�������, �������� � �������� �� �������. �����

������� ���������� ��������� �������� �����-

��, �������������� ���������� � �������� ���-

�������� � �������� ���������� ������� � ����-

���� �� ����. � ��� � ���� �������� ������� �����

��������� � ������������ ��� ������� ��������:

������� � ���������.

����������� ������������ ��������� ���-

����������� ��������� � ��� ��������������

��������� � ������� ��������� ����� ������ ���-

�����, ������� ����� ���������� ��� ����������

����� ���������. � ����� ������ �� ������� ���

���������� � �������� ���� � �������. ��������

�������� ����� ���� �� ������ ������� � ����-

������ ��������, �� � ����������� �������. ���-

����� ����������� ��������������, ������������-

��� �������� �������������� ���������, � �����

������ � ��� ���������, � ��� �������.

����� �������, �� ���������� �������������

���������� �������� ����� ����������� ������-

����� ���������������� � �������������� ���

���������, ��� � �������. ������� ��������������

��������� � ������� ��� �������, �� ����������

���������� ����� ���������������� ���������

� �������������� ������� � ��������������-

�� ������� � �������������� ���������, � �����

������� ������� ���� ��������� �� �����������

������������ ������ �������� ���� �����.

��� ��������� �������� ������� � �������-

��� ������������, �� ��� ������, �������� � ��

���� ����� �� ������ ������������ ������ �����-

��� ���� �����, �� ����� ���������� ��� �����-

�� ��������, ����� ����, ��� �������� ���������

�������� � ��������� ������ ��������. ��� ����-

������ � ��������� ������� �������� �� ����-

���� �������� ���� � �������. �������� �����

������������� ���������� ������� � ��������

�� ��� ���������� ����������� ������������ ��-

������� ��������. �������� ��������� ����� ����

���������� �� ��������� ���������� �������

� �� �������� ���� ������ ��������. ������� ��-

��� ��������� �� ��������� ���������, �����-

���� ���, ��� ���� ������������� ���� ��������

��� ��������. �� ������ �.�. ��������, ��� �����

����� �������� ����� ������ � ��������� �������

� �������� �� ���������� ���� � �������, �����-

��� ��������� ������ ���������� ���� ��������

��� �������� �������, ����� � ����� ������� ����

�������� ��������� ����� ����� � ������� �����-

����� (��������, 2006).

������� ��������� �������������� ���������-

���, �� ����������� �������� ����������� ���

������ ���������������� ��������� �� ���� ����-

������ � �������������� ��������� �� ���� ��-

��������.

�� ���������� � �������� ���������� �������-

��������� ��������� �������������: ������ ���-

����� ��������� �������; ��������� ������������

��� �������������� � ��������. � ��������

���������� �������������� �������������: ���-

��������� �������� ���������, ����������� ���

�������; ������� ������ ��� ���������� ����-

��� � ���������� ������������ � �������� � ���-

��� �������������� ���������� �������. ���

������ ���������������� � �������������� ��-

����� �� �������������� �� �������� ���� �����

������� ����������, ������������ �.�. ������-

��� (��������, 2005). ����� �������, �������-

��� ���������� ����������� �������� ������� �

������������ � ���� �������������� �����������

� �������� �������� ��� �� ������������ ������.

������� � ������ ������������

������������ ������������ ���� ��������� ��

������� 29 ��� (���� � ������� �� ������ �� ����

���), ���������� ��������� ������� �� �������

�������� � �������� ������.

����� ������������: ����������, ��������,

�������������������, ������������-���������

���������� �� ���������� � ������������� ��-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������� ������� � ����� � �������� �����������

��������. ���������� ��������� �� ����� ���-

������� �������������� ������� � ����� � ���-

��� ��������� �������, ����� ��������� �����

� �������� �� ������� � ������, � ��������, ��-

��� � ��������. ���������� ������� �� �����

5 ����� �� ������ ����� � ������� 3 �������.

� ������������� �������� ������� ������ �����-

���������� � ����������� ������������ �����-

������. ��������� ���������� ���������������

�� ����������������� �����������: ���������-

����� � ���������������� ������ � �������, ��-

������� ������� ��������� �� ������������ ���

����������� ��������.

������ ������������: ���������� ��������

������ � ������� ������� ��������.

������� ������������: ����������� ��������-

��� ���������������� � �������������� ������

� ������� ��� ������� ��� ���������� ���������-

���� ���� ����������� ��������.

���� ���������� � ��������� ��������� ��-

������:

�������� 1. ������� ����������� �������� ��-

����� �� ����������� ����������� ������������-

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

14

�� � ���������������� ������ � ������� � ������-

�� ��������������.

�������� 2. ���� � ������ ��� ��������������

� �������� ���������� ���������������� ����-

���, �� � ������� ���������� �������������� ��-

��� ��������, � ����� ���� � ������ ����������

�������������� �������, �� � ������� ����������

���������������� ����� ��������, ��� ����� ��-

������������� �������� ������ ����������� ���-

����� ������ � �������.

�������� 3. ���� � ������ ���������� ����������������

������, �� � � ������� ����������

�������������� ������, � ���� � ������ ������

���������� ��������������, �� � ������� �����

������ ���������� ����������������, ��� �����

��������������� ������� ������ ����������� ���-

����� ������ � �������.

�������� �����������

������������

�� ��������� �������������� ������� � �����-

�������-���������� ���������� �� ����������-

����� � ����� ������� � �� ����� ������������

������������ �������� ���������� ������� ��

���������� ���������������� � ��������������

��� ������� ���������� ����������� ��������.

������� �1

�������� ������ ���������� �������������� � ���������������� ������

� ������� � �������� ����������� ��������

����������

���������-

����� � ����-

������������

�������� ������ ���������� �������������� � ���������������� ������ � �������

� �������� ����������� ��������

���������-

�����

�������

�������: ������� ��������� ��������� ���������� � �������; ���������� � ������ ��

������ �������: ���������� �������� ������ � ���������; ������ ������ � ������� ��-

���������; ��������� � ���������� ��������; ������� ����� �������� ��� ���������� ��

������ ����; ��������� ���� ���������� ������������� � �������.

�������: ������� ��������� ���������� �� �� ���� ��������; ��������� � ������ �� ����-

������ ���� ������ ������������ (��������, ������� ������ ���������� ������ �� �����-

��, �� �� ��������� �� � ���������� ������������); ������������ ��������� �� ����������

��������������.

������: ������� �� ���������� ������ �������� � �������; �������� ��������� ������-

���� ������ ����� ��������� � ���� ������, � ���������� ������������ �������� ������-

��������� ��������� �������: ���� ����� ���� ���������� ������; �� ��������� ��-

����������� � ����������� �������� ������ � ��������� � ��������� � ���� (��������,

����������� ������ �������, ��, �� ������� ������, ������ �� �� ����).

�����������: ������� �� ���������� � ������ �� ������ �������� � ����������.

�����������-

�����

�������

�������: ������� ������ ����������� �� ��� ������������ �������� ������, ������� ���-

��������� ��; ��������� ������������� ���� �������� � ���������� ������ (��������, � ��-

��� �� ����������� ��������� ����� ����� �� ���� �� �� �����; � ������������� �������-

���� ������� ��������� � ������ ������ ������, ������� ���������� �� �� ��������).

�������: ������� ������ ����������� �� ���������� ������ �� ������ �������� � ������-

����, ������ ��������� ������������ �������� ���������� (��������, ������ ������ ��-

��� ������ ����� ���� ����������� ������); ��������� ������ ������, �� �� ������ �����-

������ �� ����������� � ���������� ����; �� ������ ������������� ���� ���������

� ����������� �� ����������� ������ (��������, ����������� ������ ������� ������

� �������, �� ����� �� �������� ��, ������ ���).

������: ������� ���� ������� �������� �� ��������� � ���� ������, ����� ����������

��, �� ������������� ���� ��������� � ����������� �� ��������� ������ (��������, ����

���������� ���������� ����, � ������� ���������� ���� �������, �� ������� �������� ��

���������� ������, ��������� �� ������ ����� ������������� ���������; ���� ��������-

�� ���� ������, ������� ��������� �� �� �����).

�����������: ������� �� �������� �� ���������� ������ �� ������ ��������� � ��������

� ����.

���������-

����� ������

�� ���������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����������-

��� ��������,

�����������

��� ��������

�������: ���� ��������� ���������� �� �������������� � ��������, ���������� �������-

����� �������� (������������� ��������, ���������� ������) ��� ����������� ��������

�������.

�������: ���� ��������� ���������� �� �������������� � ��������, �������� ��� �������

�������������, ��� ���� ���������� ������������ ���������� �������� ��� �����������

� ��������� �������� �������, ���� ������������ ����, ���� �������� � ������.

������: ���� � ��������� ������� ��������� ����������, �������� ��� ������� �������-

���� ��������������.

�����������: ���� �� ��������� ���������� ��� �������������� � ��������, ��� ��������

��� �������.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

15

���������-

����� ������

�� �������-

�� ��������

������ ���

����������

������� �

����������

������������

� �������� �

������ ���-

�����������

����������

��������

�������: ����� ������ ��������� �� ������� ����� ������, ����� �� �����, ��� �������-

���� ����, �����, ������ �� ���������� ����� ���������. � ���� �������� ���� ������������

���������� ����������� ���������� �������. ��� ������ �������, ���������� �����

� ���������� ��������, �������������, ���������, ����������� �������� ��������, �������-

�� ��������, ����� �������; �� ����������� �������, ������������� �������� �������

� ��������, � ������� �� ���������.

�������: ����� ������ ��������� �� ������� ������ �� ���������� �������, ����� �� ��-

���, ��� ���� ��������� �� ��������, ��������� ������� �������, ���� �� ���. ���� ����-

�� �������, ���������� �����, ���� ���������� �� ������� �������, ������������� �����

�������, ��������� ��� ��������, � ��������� ��������� �������/����������� ���������

������������ ���������� � �����.

������: ����� ������ ��������� �� ������� ������ �� �� ����������, ����� �� �����, ���

�������� �������� �������� ����, � �������, ��� ��������������, ������ ��������� ���-

������� ������, �� ����������. ���� ���������� � �������, ������ ���-�� �������, ����-

����, ���� ��������, ����������� � �� ������������ �������������.

�����������: ����� ������ ��������� �� ���������� ���������� �������, ���� ������, ���

�������, �������� ���������� �����, ������ � ������� ���������� �� ������� �������.

�����������-

����� ������

�� �������-

�� ���������

���������-

��� ��������

��������

�������: ���� ���������� ���������� ������� � ������ ��������, ��������� ��-

������������ � ���������, ������������, ���� ���� ��� �� ��������� � ������������

������.

�������: ���� ���������� ���������� ������� � ��������� �������������� ������ �����-

��� ������� � ��� ������������, ������ ����� ��� ��������� � ������������ (�������) ��-

����; ��� ���������� ���������� � ������ �������� �������, ��������� ��������������,

���� ���� ��� �� ��������� � ������������ (�������) ������, �� �� ��������� (�� ������������)

���������� �������.

������: ���� ���������� ���������� ������� � ��������� �������������� ������ �����-

���, ���� ��� ��������� � ������������ ������, ������ ���������� �� ����������.

�����������: ���� �� ������������ ���������� � ������ �������� ������� ��� ��������

���������� �������, � ������ �������� �������������� ����������� ��� �� ����������-

���� �����, ���� ��� �� ��������� � ������������ (�������) ������.

�����������-

����� ������

�� ���������

����������

������������

��� ������-

�������� �

���������

�������: ���� �������� ������������ �� ���������� �������� ����������, ���� �� �����-

������ � ������������ ������: ������� �������, ������ � ����� ����������� �� ��������-

��� ����������.

�������: ���� �������� ������������ �� ���������� �������� ����������, �����������

� �� ������������ (�������): �������, ������, ������ ��, ��� ������ ����.

������: ���� �� �������� ������������. �� ���������� �� ����������� ��������. ����

��������, ��� ������� �������, ������, �� �� �������� ������ ���������� � �� ��������

�� �������������� � �������.

�����������: ���������� ������ ������������ �� ���������� ���������� �� ������� ��-

����� ��� ������������ ��������������, �� ������������ �������� �������, ����� �����-

����������� ���������� �������� �������.

Table 1

Criteria for assessing the parameters of initiative and sensitivity of mother and child

in the process of joint attention

Indicators of

initiative and

sensitivity

Criteria for assessing the parameters of initiative and sensitivity of mother and child in the

process of joint attention

Child's

initiative

High: the child constantly takes the initiative in communication; turns to the mother for various

reasons: draws the mother's attention to objects; asks for help in cases of difficulties; involves in

joint actions; shares his joy or disappointment about the game; shows pronounced persistence in

communication.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Average: the child does not show initiative in all situations; appeals to the mother do not cover

the entire range of possibilities (for example, the child only shows the mother toys, but does not

involve her in joint activities); initiative appeals are not persistent.

Low: the child does not initiate contact with the mother first; begins to show initiative only after

the mother addresses him; takes a predominantly passive position in joint activities: most often

waits for the mother to initiate; does not show persistence in attracting the mother's attention

to objects and actions with them (for example, hands the mother a toy, but, having received no

response, puts it on the table).

Missing: the child does not ask the mother about actions with objects.

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

16

Sensitivity of

the child

High: the child readily responds to all of the mother�s initiatives, actively picks them up; tries to

coordinate his actions with the mother�s actions (for example, in response to an offer to feed the

doll, he immediately gives it a drink from a cup; happily agrees to assemble a pyramid and gives

the mother rings, helping to string them on a rod).

Average: the child readily responds to the mother's initiative regarding actions with objects, but

ignores some initiative actions (for example, gives the mother a cube only after three persistent

requests); accepts the mother's help, but does not always respond to offers of joint play; does not

always change his behavior depending on the mother's influence (for example, agrees to roll a car

with the mother, but immediately takes it away, plays on his own).

Low: the child only occasionally responds to the mother�s requests, often ignores them, does not

change his behavior depending on the mother�s requests (for example, the mother suggests playing

together, and the child continues his activity, not paying attention to the mother�s initiative,

accepts it only after repeated requests; the mother offers her help, the child does not accept it

immediately).

Missing: the child does not respond to the mother�s initiative regarding objects and actions with

them.

Mother's

initiative

according to

the parameter

"Initiative

action built for

the child"

High: the mother takes the initiative in interacting with the child and uses a variety of methods

(various actions, expression of emotions) to attract the child�s attention.

Average: the mother takes the initiative in interacting with the child, initiates the action for the

child, while using a limited number of methods to attract and hold the child�s attention, speech is

used more often, actions and emotions are used less often.

Low: the mother takes initiative in some cases, the effect on the child is short-lived.

Missing: the mother does not take initiative when interacting with the child, there is no action for

the child.

Mother's

initiative

according to

the parameter

"Having a

motive to build

communication

and joint

activities

with the child

and a way

to stimulate

the child's

initiative"

High: the mother's motive is aimed at solving a common task, then we see how the game, plot,

dialogue develops from the activity of both partners. In this process, the mother promotes

the manifestation of the child's own activity. She asks questions, holds pauses in joint action,

pronounces, repeats, builds response actions, repeats the actions, words of the child; according to

the child's needs, reproduces the child's actions and situations in which he is.

Average: the mother's motive is aimed at solving the problem on the child's initiative, then we

see how the mother watches the child, fulfills the child's requests, follows him. The mother asks

questions, holds pauses, waits for the child to take the initiative, pronounces the child's words,

accepts his actions, in some situations gives/attributes a certain content and meaning to the

actions.

Low: the mother's motive is aimed at solving the problem on her initiative, then we see that the

main actor is the mother, and the child, during interaction, fulfills the mother's demands, her

instructions. The mother addresses the child, asks to do something, encourages, waits for actions

that coincide with her own needs.

Missing: the mother�s motive is aimed at controlling the child�s behavior; the mother usually gives

short instructions such as �go,� �sit down,� and expects the child to obey.

Mother's

sensitivity

according to

the parameter

"Acceptance

of the child's

initiative

actions"

High: the mother recognizes the child�s initiative and the object of attention, correctly interprets

and accepts, supports, even if this does not coincide with the mother�s needs.

Average: the mother recognizes the child's initiative and correctly interprets the object of the

child's attention and supports it only when it coincides with the mother's need (motive); or

recognizes the child's initiative and object of attention, correctly interprets it, even if it does

not coincide with the mother's need (motive), but does not accept (does not support) the child's

initiative.

Low: the mother recognizes the child�s initiative and correctly interprets the object of attention if

it coincides with the mother�s needs; she does not recognize other initiatives.

Missing: the mother does not detect the initiative and the object of the child�s attention, or notices

the child�s initiative, but the object of attention interprets it incorrectly or does not interpret it at

all, if this does not coincide with the mother�s need (motive).

Mother's

sensitivity

according to

the parameter

"Getting

pleasure from

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

interaction

with the child"

High: the mother gets pleasure from the child�s display of initiative, even if it does not coincide

with the mother�s needs: the child heard, saw and began to act on his own initiative.

Average: the mother gets pleasure from the child�s display of initiative that coincides with her

need (motive): he heard, saw, did what the mother asked.

Low: the mother does not get pleasure. Her initiative is not accepted by the child. There are signs

that the child heard, saw, but does not respond with his own actions and does not interact with

the mother.

Missing: absence of the emotion of pleasure from the child�s display of initiative or demonstration

of displeasure from the child�s proactive actions, often accompanied by a cessation of the child�s

action.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

17

�� ��������� ������� ���������� ���������

���������� ����������� �������� � ������

� ������� ���� �������� � ������� ������

���� ����������� �������� ��������� � �����-

�� ������� ��������, ������� ��� ���� �������:

�, �, �, D. �� ��������, ��� ��� ��������� ����-

������� ����������� ���������������� � �����-

��������� ��������� � ������� ����������� ���-

��������� ������ �������� �����������.

���� ������������ ������������ ��������

������� ���� � ��������� ������� ��������������

������� � �����.

��� ����������� �������� �

�������� � ������� ����� ������������ ������

�������� ���� �����, ���������� ��� � ������-

����� ��� ������� ����������� ����������������

� �������������� � �������, � ���������.

� ������ � ������� ���������� �����������

������� � ���������� ������������ � ����� ���-

����� ��������. �� ���� ������ ����� �����-

����, ��� ��������������� ������������ ���

������������ �������� � ��� ������������� ���-

����������� � ����� �������� ��������. ������

�������� ����� ������������ � ����������, ���-

�������� ��� ���������� ���������� ���������.

������� ���������� � ���������� ��������, ����-

����� � ������ � ��� ���������, � ��� �������-

��� ��������, ������, �����������.

������ ���������� ������ �������� �������,

��������� �������������� � ���������, ���� ���

�� ��������� � ������������ (��������) ������.

�������� ������ � �������, ��� �������, �����

� ����������. ������� �������������� �����-

���� �������: ������������� ����� �������� ���

�������� �������, ���������� ��������, ���� ��-

����� �� ����������� �������, ���������������

�������� ������� � ��������, � ������� �� ����-

�����, ���������� ����� �������� ������� �����

������.

������ �������� ������������ �� ����������

���������� ��������, �� ����������� � ������-

������ ������, � �� ���������� ����������� ���-

�������. ����� ������� ����������, ���� �����

��� ���������. ����� ������� ����� �����������

���, ��� ��������� ������, ��� ���������� ����-

�� �������� ���������� � ������������� ������-

����.

����������� ���� ������ �������������,

��� ����� ����������� ������ �������� �������

� ���������.

���� � ������� ������ ���� � ������� �����,

����������� ������ � �����, ����� ������ ��������,

���������� ��������. ��������� ��������

�� ���������� �������: ������� ����� �����

� ������ �� �����, ��� ��� �������� ����, �

�������: �� �������.

���� ��������: �� ������ � ��������. ����� �������

� �������� � �����.

�������: �����! � ��� ���� ����� ������ �

������� ���������.

����: ��, � ������ �������, � ��� ��� �����

����� �� ����������.

�������: ��������� ����.

����: ��������� ���� � �����.

��� ���� ������ ������������� �����������

�������������� ������ � ������� � �������� ��-

���������� ���������������� � ��������������

� ���������� ��������.

������� (����) ������� ������� ��������,

����� ������, ����� � ������ ���� ���. ��� (�������)

��� �� ����� ������� �������. �� ��������

������ � ���������� ������: �� �������

���!� ������� ��������� ������ ��� �� �

��� �� ������. �� ��� ����� �������������,

���� � ���� ��������. ������� ��� ������, �������

� ����� ��� ���������.

��� ����� �������������� ������, ��� ����-

���� ������������, �� ���������� ������ ����-

������ � ����� ����������� ���������� ��������

� ��������.

��� ����������� �������� �

�������� � ������� ����� �������� ������������

������ �������� ���� ����� ��� ������� ������-

����� ���������������� ���������, �� ������ ��-

��������� �������������� � ��������� �� ������-

�� ������������ ���������������� ������� � ���

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� ����������� �������������� �������.

� ������ � ������� ���������� �����������

������� � ���������� ������������ � �����

��������� ��������. � ���� ���� ���������� ���-

����� ������������� ����� ������������� �����-

��� ������ � ������� �������� �������. ������

� ���� � ����� �������������� �������� ������-

���� ������ �������� ���� �����.

������ ����������� �������������� � ��������

� ������� �������������� ��� ����������. �����-

�� �������������� ��������� �������: ���������

� �������, ������ � �������, ���������, ����� ���

����� ��� ���������� ���������� �������, �����-

������� ����������� �������� � �������� �������.

������ � ����� ���� �������������� ����������-

�� ������� � ��������������� ����������� ������-

������ ��������. ������ ���� ������� ����� ���������

�������, ������������ ���, ��������� ���

����������, ��� ������� �� ��� ���������� ����-

�������� � �������. ��� ���� ������ ����� ������-

�� ������������ ������ �������� �������, �����-

�����������, � ���������.

������� �������������� ��� ������������ ��-

������� ��������� ������� ��� ��������. �����

�� ��� �������� ������, �������������� �����-

��� �������, ������� ���������, ����������. ��

���� ������� ������ �������� ������, �������

������� �� ���������� � �� ���������.

������� ���������� � ������ ��� ���������

������, ���������, �����, ���������� � ����-

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

18

���. ������ ����� �������� ������������ �� ���-

������� ���������� �������� � �� ��������

����������� ���������� ��������, �� ��������-

��� �������� �������� ������ � �������.

����������� ���� ������ �������������, ���

�������� �������� ���������� ������ ��������

�������.

������� �� ������� ����� � ����� ����� �����,

�������� ������ � ��������. ���� (2,6), �����

�� ���, ���������� �� ��������, ������������ �

������� � ����. ���� ���������� ���� �� �������?

�, ��� �������: ���� �������, ���� �������:

����, �� �� ������, �� ��� ����� � ������ �������

�. ���� ���������� �������. ����: ��� �����

���������� �������, ����������� �� �������,

��� ��� �� �������. ����: ����, ������� � ������

��� �������. ���� �������� ��������� �� ��������

�� �����, ��������, �������. �� ���� ���

������ �����������. ���� ������ ����, ���������

� ����. ���� �� �������������. ����� ������

�������� �������� ��������, �� ��� �� ��.

������� ��� �� ����� �����������, �����������

��� ������� ������.

������ ������������� ������� ����������

���������������� ������: ��� ���������� �����-

��, ��-�� ������� ������� ������; �������� ����

����������, �������� �� ���������, ������, ���-

������ � ����.

������� ���� ������ � ���� ��� ����������

�����������, ������.

�� ��� �� ����� ���� �� ����� ������� ���-

��� ����������� ������� ���������, ����� ���-

������ � �������� �� �����������. � ����������

������� �������������� � ��� ������ �������-

�������.

��� ����������� �������� C

�������� � ������� ����� �������� ������������

������ �������� ���� ����� ��� ������� ������-

����� �������������� ���������, ������ ������-

����� ���������������� ���������, ������ ����-

������� �������������� ������� � ������ ���

������� ����������� ���������������� ���������.

� ������ � ������� ���������� �����������

������� � ���������� ������������ � �����

��������� ��������. �� ���� ������ ����������

�������� ������������� ����� �������������

�������� ������� � ������� �������� �������-

��. ����������� ������� ���������� �� �������-

�� ����������� � �������������� �������, �����

��� ���������� ������, � �� ���������� �� ���.

������� �������� �� ���������� ������ ���

���������� ����������, ������� ����������-

��� ������ ��� ������� ����������. ������� ��-

��������� ������ �� ���������� ������, �����

��� ���������� � ����. � ����� ��������� ��-

������������ �������������� � ��������������-

�� ������ �� ���������� � ������� ������. ���

������� ���������������� �������, �� ������

�������������� �� ���� ������ ����������� ���-

������� � ������ ���� ������ �������� ������

� ������� ����������. ��� ���� ������� �������-

�� �� �������.

��������� ������������ ������ �� ������-

�������� � �������� ����� ���� �������� �����������

��������� ��������. ������ ��������-

���� ������� � �������� ��������� ������, �

���������� ����������. ����� ��� ����� ��-

������ ���������� �������, �� �����������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

� �� �������, �� �� �� ������������, ����� �� ��-

��������������, ���� ���������������� �����-

��. ������ ���������������� ������ �� ���������

������������ � ��������� ����� �������� �����-

��, � ���� ������ � ������������ � �����������

������������. �� ���� ������� ������ ��������

�������, ������� ���� �� ����������.

����������� ������������ �������� �������-

�� ��������, ������������ ������������ �������

��� ���������� �������. ��������� ���������-

����� ��������� ����� ���� ��������� � ��-

�����, ������ �������, ���������, ����� ��� ��-

�������� ���������� �������, �����������

� ������������ ������. ���� �������� ������� ��

��������� � ��������� ������, �� �����������

������������� � �������� �������, ������������

��� �������� �� ����������� �������� � ��������������

������������ �������� �������.

����������� ���� ������ �������������, ���

������� ��������� � �� ���������� ����������

� �������� ������.

����: (������� ���� �������) ������ ���������,

��� � ����� ������ �����?�

������� ������, � ��� ���� ��� ����� �������

���� �� ����� � �������������.

����: ��� ����� ���������, ��� ����� � ������!

� ����� ����� �� ���� ������� (��������

��� ��������): ���� ���?�

�������: �������.

����: �� ����� ������ ����� �����?�

�������: ������ � �������, � �������� ����� �

���, ���� � ��������� ������� ��� ����.

����: �� ����� ������ ����� �����?�

�������: �� ���� � �����, � ������� ��� ����,

������������ ��� ������ ���������, �� �������

�� ����.

����� ������� ������� ������� �� ����,

���� ������ �� ��� ���� �����, ���������� �������:

���, ��� ����� �����? ����� ��������!

������, ����. ��� ����� ����������, � ����������

�� ���.

�������: ������!� � ����������.

����: ��� ��� ��� �����. � ��� ���?�

����� �������, ������� �������� ���������

������ ����� ��������� ��������� � ����, �� ���-

������ �������� ������, �� ����������� � ����,

�, �������������, ��������� ��������� �� ��������.

� ���������� �������� ������ ��������� ���-

��������� �������� �������: �������� �� ���

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

19

������� ������� � ��������� ��� � ���� ����; ��-

����� �����������, � ���� ���������� ��������

���������, �� ���������� ������� ���� � ����-

���, ������ ���� ���� � ���������� ������� ���

����.

��� ����������� �������� D

� ��������� � ������� ����� ������ �������� ��-

���������. ������� �������� ������� � ���������

�� ���������. ������ �������� �� ������������

�� �������� � �������, �� �������� � ���������.

� ��������� ������� ������ �������� �������

������������ �������� �� � ������ ���� � �����-

�� ����������������.

���������� ���������������� � ���������-

����� ������� � ��������� ����������� �� ����-

����������.

�������� ������������ ���������� �������

�����������, ���������, �������� ������� �����

� ������. ������������ ������������� ��������

�������� �� ������, ������������� �������, ��-

����������� �� ���������� ���������� �����-

��: ����, ����, ������, ������, �����������

��������, �� �������������� ��� �����������

�������� �������. ����� � ���������� �������-

����� � ��������� �����������/ �� �����������.

� ���� ��������� ����� �������������� �����

� ������������ �������, ��� ��������� � ������-

���� ������� ��� ��-������, ���������.

��� ���� ������� ����� ������� ��������� ��

��������. ������� �������� ���������� ������

��� ������������� ���������, �������� ������-

���� ���������� ����� ����� ��� ������ �������

� ����� ���������, ��������� �������� ������-

��� � ������.

� ����� ���� �������������� ����������� � ��-

������� �� ��������� �� ��������������� �����-

���, ������� �� ��������� ���������� � ����-

����� ���������, �������������� �� ���������,

�������� ������������� ���������.

� �������� ������� ����� ����������� �����-

���, ������� �������������, ��� ������ �����-

��� ������� �� ������������ �������.

���� (2,4) ������ ���, �� �� ����� �������, ���

��� ���. ����� ���� � ���������� ������� ��

���� � �����. ���� �������: �����, ������� �����������,

��� ����, ��� ���������. �������

�����: ����� � ����������, ��� ������ ����� ���,

������� ����� �� �����, ��������� � �������,

��������� �� ���, ��� ���� � ����� �� ��������.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

����: �����, �������� ���, �� ��� �� �������.

��� ���? ������ ��� ���!�, ������ �� ���� �������.

������� �����������, ������.

��� ���� ������, ������� �������������, ���

������� ��� ������������� ��������� ������ ��-

����� � ���������.

����� (2,4) ������ �� �������, ����� ������,

������� ������, ����� � ������ � �����. ������

� ����� ����, ���������, ����������� ������� ��

���, ��� ����� � �����, �� ����� � ��������. ���-

��������� ����������� �� �������� �����, ����-

����, ��������� �������� �� ������. ���� �����

������� � �������: �������, �������� ��������

� ������� �������, ������� �� ������. ���� ���-

������ ��������� ���: ��� ������ ����������,

� �� �������, ����� ����������� �������: �������

����� �������, ��� ����� ��������. ������� ����-

���������� � ������� � ����. ��� ������������ ��

����� �������� � �� ������� ����, ������� ����

� ��� �������� �������� ������� �������. �� ��-

������� �� ���, ��� ���������� �� �������, �� ��-

������ �������� �� ����, ���� �������, �����,

����� ��� �� ������.

������

����������� ������������ ��������� ������-

����, ��� ��� ����������� �������� (��������-

��� �������� ��������� � ������� � ����� ����,

������� � ������������) ������� �� �����������

����������� �������������� � ��������������-

�� ������ � ������� � �������� ��������������.

��� ��������� ����������� ����������������

� �������������� ��������� � ������� ������-

����� ������������ ������ �������� ���� �����

����� ����������.

���� ���������� ��������, ��� ��� ����-

���������� � �����, ��� � ��������� � �����-

�� ������������� ���������� ����������������

� ��������������, ���������� �������� �� ��-

�����������: � ������� �� ����������� ������-

����� ���������� �� ���������, �� ���� ������-

����� ��� ���������� ����������� ����������

�� ��������������, � �������� ��������� �� ��-

������������� ����������� ��������� �������.

����� ���� ����������, ���, ���� � ������ ���

�������������� � �������� ����������� ����-

��� ���������� ���������������� � ���������-

�����, �� � ������� ���������� ������������-

�� � ����������������

���� ���� ��������, ���

��������������

���������� �������� ������ ���-

�������� ��������. � ����� �������������� ���-

������� �������������� �������� ������������

������� � ���������� ����������� ����������

� ���������� � ���������� ����������� � ����-

����� �� ���������. ����� �� ����������, ���

��� �������������� ������ � �������, ��� � ������

���� �� �����������: ���� ��������������, ����

���������������� ��������� ������, � �������

����������� ������� � ������ ����������������

� ��������������. ��� ����� �������������� ��-

��������� ��������� � ����������� ������� ���-

����� ������� ��� � ������, ��� � � �������.

���������� ������ ��������� ������� ����-

��������� �� ������ �������� ����������� ���-

�����, ��� �� ������ ����� ����������������

��������� �������� �������� �������� ��� ���-

����� �������������� � ���������������� ��-

�����. �� ������ ����� ��� ������� �����������

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

20

���������������� ��������� ��������� ��������-

��� �������������� ��������� ����� ��� �����-

��� ���������������� �������.

������������ �������� ������� ����������

����������� �������� ��������� � ������� �����

����� ������� ��� ���������� �������� �����-

��� � ������ � ������ ������� � �����. ��������

������������� ���������������� ������ (���-

����� �������� �������, ��������� ������� ���-

��������� �� ���������� ���������� �������);

�������������� ������ (������������ ������-

������� ��������, ���������� �������� �������-

������� ���������� �������) ��������� �����-

���� ��� �������������� � �������.

������ ����������

����������, �., ������ �. (2000). �������� ���������� ��������. ������: ���-�� �������-

������.

������, ��. (2003). �������������. ������: ���-�� �����������.

����, �.�. (2012). ������� ��������� �������������: �� ������ � ��������. ���. � ���. ������:

���-�� �������-������, 2012.

���������, �.�. (2005). ���������� �������� ��������. ������: ���-�� �������; �������.

�����, �.�. (1980). ������ ��������. ������: ���-�� ���.

�������, �.�., �����, �.�. (2021). ���� ����������� �������� � ������ �������� �����������

��������. ������������� � ����������������� ����������, 14(2), 6�25. URL: https://cyberleninka.

ru/article/n/rol-sovmestnogo-vnimaniya-v-rannem-razvitii-sotsialnogo-poznaniya (���� ���������:

21.03.2024).

������, �.�. (1985). ������� � ����: �������� ���� � ����� � ������� �� ���������. ������-�����-

������������ �������� ����� � �������������� ���������� ��� ����. ������: ���-�� ������������.

�����, �.�. (2003). ������ ���������������. ������� ������� ��� ��������� ������ �������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

���������. ������: ���-�� ����������.

���������, �.�. (2008). ������ �������. ������� ������������� ������� �������� �������

� ��� ��������� �� ������ ������ �.�. ����������. ������: ���-�� �������-���Ȼ.

���������, �.�., ��������, �.�., �������, �.�. (2011). ��������� ���������� ����, ��� ��������

������� ������������ ����������� ������������ �������� ������ �����. ������: ���-�� �������-

���Ȼ.

��������������, �.�. (2003). ���� � ��������: ��������������� ��������������. �����-�����-

����: ���-�� ������.

����������, �.�., ��������, �.�., �������, �.�. (1997). �������� �������. ���� ������. ������:

���-�� ����������.

�������, �.�., �����������, �.�. (1994). ����� � ������� ���������� � ������� ��������.

������: ���-�� ���.

��������, �.�., ����������, �.�., ��������, �.�., ����������, �.�. (2005). ����������� �����-

������� �������� ����� �� �������� �� 3 ���. ������������ ������� ��� ������������ ����������.

�����-���������: ���-�� ��������-������.

��������, �.�., �����������, �.�. (1973). ���������� ��������� ������������ � ������� ��

��������� � ����� ������� � ����������� ��������. ���������� ����������. �����-���������:

���-�� ��������-������.

���������, �. (2011). ������ ������������� �������. ������: ���-�� ��������.

��������, �.�. (2006). ��������. ��� 4. ������: ���-�� ����������.

��������, �.�. (2019). ���������� ��������: ���� � ������� � ���������� �������� �������

� ����������� ����������� ��� ���. ������: ���-�� ����������.

��������, �.�. (2006). �������������� ������� � ���������, �������� ���� ���������� �����-

���. ���������-������������ ����������, 2(4), 61�73.

��������, �.�. (2007). � ��������� ������� ����������. ���������-������������ ����������,

3(1), 41�55.

������, �.�., ��������, �.�. (2022). ���������� ��������� ��� ���� � ���������� ���������-

�� ��������: �������� ���������� ������������. ���������-������������ ����������, 18(1). 6�16.

https://doi.org/10.17759/chp.2022180101

��������, �.�. (2014). ������� �������� (������� � �������� ���������� �������� II). �������-

��-������������ ����������. ������: ���-�� �����.

��������, �.�. (1999). ���������� ����. ������: ���-�� ��������.

Adamson, L.B., Bakeman, R., Suma, K., Robins, D. L. (2019). An expanded view of joint attention: Skill,

engagement, and language in typical development and autism. Child Development, 90(1), e1�e18. https://

doi.org/10.1111/cdev.12973

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

21

Ainsworth, �.D., Blehar, �., Waters, �., Wall, S. (1978). Patterns of attachment. A psychological study

of the Strange Situation. NJ, Hillsdale: Erlbaum.

Hamby, W. (2017) Cognitive brain systems in typical development and autism spectrum disorder sources

of information about the development of joint attention related to autism spectrum disorder deborah. URL:

https://www.researchgate.net/publication/319892640_A_Review_of_Joint_Attention_and_Social-Cognitive_

Brain_Systems_in_Typical_Development_and_Autism_Spectrum_Disorder (accessed: 21.03.2024)

Montagut-Asuncion, M, Crespo-Martin, S, Pastor-Cerezuela, G, D�Ocon-Gimenez, A. (2022). Joint

attention and its relationship with autism risk markers at 18 months of age. Children (Basel), 9(4), 556.

https://doi.org/10.3390/children9040556.

Sano, M., Yoshimura, Y., Hirosawa, T., Hasegawa, C., An, K.-M., Tanaka, S., Naitou, N., Kikuchi,

M. (2021). Joint attention and intelligence in children with autism spectrum disorder without severe

intellectual disability. Autism Research, 14(12), 2603�2612. https://doi.org/10.1002/aur.2600.

Vogrincic, B. (2020) The development of joint attention and its possible role in early language

development. URL: https://urn.nsk.hr/urn:nbn:hr:158:766954 (accessed: 21.03.2024)

References

Adamson, L.B., Bakeman, R., Suma, K., Robins, D. L. (2019). An expanded view of joint attention:

Skill, engagement, and language in typical development and autism. Child Development, 90(1), e1�

e18. https://doi.org/10.1111/cdev.12973

Ainsworth, M.D., Blehar, M., Waters, E., Wall, S. (1978). Patterns of attachment. A psychological

study of the Strange Situation. NJ, Hillsdale: Erlbaum.

Bowlby, J. (2003). Attachment. Moscow: Gardariki Publ. (In Russ.)

Brish, K.H. (2012). Therapy for Attachment Disorders: From Theory to Practice. Moscow: Cogito-

Center Publ. (In Russ.)

Butterworth, D., Harris, M. (2000). Principles of Developmental Psychology. Moscow: Cogito-Center

Publ. (In Russ.)

Elkonin, B.D. (2014). Action event (Notes on the development of object actions II). Cultural-historical

psychology. Moscow: MSUPE Publ. (In Russ.)

Elkonin, D.B. (1999). Psychology of the game. Moscow: Vlados Publ. (In Russ.)

Falikman, M.V. (2006). Attention. Volume 4. Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.)

Falikman, M.V. (2019). Joint Attention: Role in Speech and Social Development of the Child and

Possibilities of Intervention in ASD. Moscow: Terevinf Publ. (In Russ.)

Hamby, W. (2017) Cognitive brain systems in typical development and autism spectrum disorder

sources of information about the development of joint attention related to autism spectrum disorder

deborah. URL: https://www.researchgate.net/publication/319892640_A_Review_of_Joint_Attention_

and_Social-Cognitive_Brain_Systems_in_Typical_Development_and_Autism_Spectrum_Disorder

(accessed: 03/21/2024)

Izard, K.E. (1980). Human Emotions. Moscow: Moscow University Press. (In Russ.)

Kotyusov, A.I., Malykh, S.B. (2021). The Role of Joint Attention in the Early Development of Social

Cognition. Teoreticheskaya i Eksperimental�naya Psikhologiya = Theoretical and Experimental Psychology,

14(2), 6�25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sovmestnogo-vnimaniya-v-rannemrazvitii-

sotsialnogo-poznaniya (accessed: 21.03.2024). (In Russ.)

Lisina, M.I. (1985). Communication and speech: Development of speech in children in communication

with adults. Research Institute of General and Educational Psychology of the Academy of Pedagogical

Sciences of the USSR. Moscow: Pedagogika Publ. (In Russ.)

Luria, A.R. (2003). Fundamentals of neuropsychology. Textbook for students of higher educational

institutions. Moscow: Akademiya Publ. (In Russ.)

Maksimova, E.V. (2008). Levels of communication. Causes of early childhood autism and its correction

based on the theory of N.A. Bernstein. Moscow: Dialog-MIFI Publ. (In Russ.)

Maksimova, E.V., Semenova, N.E., Arkhipov, B.A. (2011). Violations of self-perception as the main

reason for the formation of distorted mental development of special children. Moscow: Dialog-MIFI

Publ. (In Russ.)

Montagut-Asuncion, M, Crespo-Martin, S, Pastor-Cerezuela, G, D�Ocon-Gimenez, A. (2022). Joint

attention and its relationship with autism risk markers at 18 months of age. Children (Basel), 9(4), 556.

https://doi.org/10.3390/children9040556.

Mukhamedrakhimov, R.Zh. (2003). Mother and baby: psychological interaction. St. Petersburg:

Rech Publ. (In Russ.)

Nikolskaya, O.S., Baenskaya, E.R., Liebling, M.M. (1997). Autistic child. Ways to help. Moscow:

Terevinf Publ. (In Russ.)

� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �

22

Obukhova, L.F., Shapovalenko I.V. (1994). Forms and functions of imitation in childhood. Moscow:

Moscow University Press. (In Russ.)

Sano, M., Yoshimura, Y., Hirosawa, T., Hasegawa, C., An, K.-M., Tanaka, S., Naitou, N., Kikuchi,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M. (2021). Joint attention and intelligence in children with autism spectrum disorder without severe

intellectual disability. Autism Research, 14(12), 2603�2612. https://doi.org/10.1002/aur.2600.

Shevel, T.M., Falikman, M.V. (2022). �Glance cue� as a key to joint attention mechanisms: main

research results. Kul�turno-Istoricheskaya Psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 18(1). 6�16.

(In Russ.). https://doi.org/10.17759/chp.2022180101

Smirnova, E.O., Galiguzova, L.N., Ermolova, T.V., Meshcheryakova, S.Yu. (2005). Diagnostics of

mental development of children from birth to 3 years. Methodological manual for practical psychologists.

St. Petersburg: Detstvo-press Publ. (In Russ.)

Smirnova, E.O., Kondratovich, I.A. (1973). Manifestation of Some Peculiarities in Communication

with Adults in Children of Early and Preschool Age. Preschool Education. St. Petersburg: Detstvo-press

Publ. (In Russ.)

Tomasello, M. (2011). The Origins of Human Communication. Moscow: Gnosis Publ. (In Russ.)

Vogrincic, B. (2020) The development of joint attention and its possible role in early language development.

URL: https://urn.nsk.hr/urn:nbn:hr:158:766954 (accessed: 03/21/2024)

Vygotsky, L.S. (2005). Psychology of Human Development. Moscow: Smysl Publ.; Eksmo Publ. (In

Russ.)

Zuckerman, G.A. (2006). Interaction between a child and an adult, creating the zone of proximal

development. Kul�turno-Istoricheskaya Psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 2(4), 61�73.

(In Russ.).

Zuckerman, G.A. (2007). On supporting children�s initiative. Kul�turno-Istoricheskaya Psikhologiya

= Cultural-Historical Psychology, 3(1), 41�55. (In Russ.).

���������� �� �������

����� ������� ���������, �������� ��������������� ����, ������, ������� �������

��������� ������-����������������� ����������� ����������� ������������ ���������� ���-

����� ��������� ��������� � ��������������� ������ ��� ���������� ���������� ���������

(�������), ������, ���������� ���������, e.fedorenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5550-1353

����� ������������ �������, ������� �� ����������� ������������, �������� �����-

�������������� ��������� ������� ������������� (��� ��� ��� ����), �����-���������, ������-

���� ���������, rupm@bk.ru, https://orcid.org/0009-0005-3459-2109

Abo ut the author S

Elena Y. Fedorenko, Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor, Senior Researcher at the Research

Laboratory of Cognitive Research, Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, e.fedorenko@mail.

ru, https://orcid.org/0000-0001-5550-1353

Maria V. Steiger, Master�s degree in Psychology, Psychologist at the Institute of Early Intervention,

St. Petersburg, Russian Federation, rupm@bk.ru, https://orcid.org/0009-0005-3459-2109

���������: 6.05.2024; �������� ����� ���������: 3.07.2024; ������� � ������: 30.07.2024.

Received: 6.05.2024; revised: 3.07.2024; accepted: 30.07.2024.

T H E O R Y A N D P R A C T I C E O F E D U C AT I O N

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.