Научная статья на тему 'Чувственный образ: сущность и его роль процессе интуитивного познания'

Чувственный образ: сущность и его роль процессе интуитивного познания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5507
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ / ИНТУИЦИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Виноградова Наталья Викторовна, Бондаренко Александр Викторович

Проблема чувственного познания, формирования чувственного образа, его объективной и субъективной составляющих, материальной или идеальной природы входит в сферу интересов разных областей научного знания. Данное исследование показывает специфику чувственного познания и его реализацию в интуитивном мышлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чувственный образ: сущность и его роль процессе интуитивного познания»

3. Бунге М. Интуиция и наука. - М.: Прогресс, 1967. - 187 с.

4. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. - М.: Наука, 1978. - 191 с.

5. Кармин А. С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. - М.: Наука, 1971. - 216 с.

6. Литвинова А.Л. Роль интуиции в научном познании // Философия о предмете и субъекте научного познания: сб. ст. / Под ред. Э.Ф. Караваева. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. унта, 2002. - С. 135-150.

7. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. - М.: Республика, 1995. - 399 с.

8. Цапок В.А. Взаимосвязь интуитивного и дискурсивного в творческом процессе: Автореф. дис. ... канд. филос. наук / Кишиневский гос. ун-т. - Кишинев, 1974. - 20 с.

9. Чанышев А.Н. Мировоззрение и философия // Мысль и жизнь: сб. ст. - Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та, 1993. - С. 226-241.

УДК 165.19

Н.В. Виноградова, А.В. Бондаренко ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ: СУЩНОСТЬ И ЕГО РОЛЬ ПРОЦЕССЕ ИНТУИТИВНОГО ПОЗНАНИЯ

Проблема чувственного познания, формирования чувственного образа, его объективной и субъективной составляющих, материальной или идеальной природы входит в сферу интересов разных областей научного знания. Данное исследование показывает специфику чувственного познания и его реализацию в интуитивном мышлении.

Ключевые слова: чувственный образ, художественный образ, чувственное познание, интуиция, художественное творчество.

Ряд российских философов (А.Г. Спир-кин, И.Т. Фролов, В.П. Кохановский и др.) простейшим чувственным образом называют ощущение. С точки зрения психологии, ощущение - это процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств и возникающее в результате него субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и других характеристик воздействия на органы чувств [1, с. 363]. То есть, это процесс первоначального обнаружения и кодирования энергетических сигналов, посылаемых окружающей средой или внутренними органами человека. Ощущения могут быть как единичные, так и сложные. Единичные ощущения, как правило, выступают частью комплекса сложных ощущений. Например, раздражение вкусовых рецепторов языка молекулами химических соединений вызывает у человека сразу комплекс ощущений (предположим, кислое - сладкое, вкусное - невкусное и т.п.). Однако для того, чтобы у человека сложился именно образ внешнего предмета этого недостаточно. Необходимо воздействие на другие чувствительные нервы. Как только сложное ощущение переступает порог сознания, оно становится частью восприятия и, соответственно, об-

раза. Иными словами, ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. Важнейшей же особенностью образа является целостность, поэтому понятие образа применимо более к восприятию, как следующему после ощущения этапу чувственного познания. Исключение составляет психологическое понятие «последовательный образ» или «послеобраз», которое обозначает ощущение, возникающее после прекращения действия раздражителя, «след» раздражителя [1, с. 400].

В отношении восприятия среди философов и психологов существует более согласованная точка зрения. С одной стороны, восприятие - это сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа, с другой, это сам субъективный образ предмета, явления или процесса, воздействующего непосредственно на анализатор или систему анализаторов. Восприятие целостно отражает свойства и отношения окружающей действительности. В процессе восприятия задействованы такие понятия, как смысл, взаимосвязи, контекст, субъективная оценка, предшествующий опыт индивида и память [5, с. 24]. В зависимости от модальности анализатора различают зрительное, слуховое, осязательное,

254

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

© Н.В. Виноградова, А.В. Бондаренко, 2009

вкусовое и обонятельное восприятия. При этом во всех видах восприятия важную роль играют двигательные (кинестезические) ощущения, даже если они отчётливо не воспринимаются человеком. Так, например, зрительное восприятие включает движения глаз, осязательное - движение рук или других частей человеческого тела, вкусовое -движение языка. Следовательно, в создании целостного образа участвуют, как правило, ощущения нескольких модальностей. Кроме того, ощущения могут и не осознаваться человеком, восприятие же (то есть чувственный образ) всегда осознанно и осмысленно. Человек живёт в мире ощущений и может не замечать их, в этом случае ощущения можно назвать пассивными. Процесс восприятия или создания образа всегда активен, требует от субъекта преднамеренности, направленной воли и определённой деятельности. На восприятие накладывают отпечаток индивидуально-психологические качества личности, его опыт, знания, эмоциональное состояние. Всё это даёт возможность человеку как бы мысленно достраивать образ до некоторой целостной формы. Предположим, если человек видит только часть какого-либо предмета, он способен воссоздать в сознании весь предмет полностью. Когда мы слышим музыку, мы не рассматриваем её как комплекс различных ощущений (высоты звуков, их расчленённости во времени), а воспринимаем целостный образ музыкального произведения.

Аналогичные тенденции достраивания образом можно также проследить при создании художественных произведений. Если придерживаться концепции синергетики, то выходит, что механизм самодостраивания включает в себя ориентированность на зарождающееся целое. Например, многие талантливые художники способны взглянуть на созидаемое ими полотно как бы с расстояния «птичьего полета», т.е. художник способен держать в своей голове весь замысел, план планируемого произведения. На этот самый план, или можно обозначить его еще как скелет, насаживаются все компоненты опыта и знания. Например, А.С. Пушкин, как отмечают исследователи его творчества, а также его современники, с которым им посчастливилось общаться, имел привычку составлять краткий план поэмы, в котором при помощи ряда мелких деталей (образов, рисунков) как бы схватывал ритм всей поэмы. А Л.Н. Толстой писал свои тысячестраничные романы ради двух или трех сильно любимых

им сцен, которые концентрировали вокруг себя все остальное содержание произведения [3, с. 113]. Естественно, что концентрированный план, положенный в основу будущего творческого проекта, не должен носить чисто логическое выражение, а должен представлять скорее невербали-зуемый «сгусток смысла», но который выливается в будущем в выражение мыслей в вербализованной форме. Также надо отметить, что план в синергетике служит непосредственным стимулом, вызывающим резонансное воздействие на сознание-подсознание. План непосредственно стимулирует работу подсознания и является как бы катализатором процесса вербализации значимых мыслей и суждений, запертых в сфере бессознательного. Например, у А.С. Пушкина это выражалось в следующем: за контурами и линиями, своеобразным образом «расположенных на листе бумаге, стоял целый комплекс смыслов и ритмов, зовущих к творчеству» [3, с. 113-116].

Несомненен и тот факт, что на данном этапе определенная роль принадлежит интуиции. Большое значение в процессе творчества играют два разных и противоположных процесса, а именно: ассоциация и концентрация. Под ассоциацией понимается установление значительного количества связей, а под концентрацией - напротив, фиксация на определенном, специфическом, но обязательно целостном процессе. А конечной целью этих вышеуказанных процессов является непосредственно самоорганизация в сфере творческого мышления, т.е. выстраивание целостной структуры, включающей все необходимые для этого компоненты. Например, в генштальт-пси-хологии данный процесс получил название «ин-сайтная перестройка», который характеризуется организацией правильной «красивой мозаичной структуры». Этот описываемый выше процесс представляет не простое объединение единого из разных элементов, а «самовырастание» целостного вследствии «самоусложнения» этих компонентов. По мнению Е.Н. Князевой и С.П. Курдю-мова, процесс самодостраивания весьма схож с механизмами распознавания образов. Процесс этот, по мнению вышеотмеченных авторов, выглядит следующим образом: «существует специальный механизм (называемый авторами «генератором случайности»), который создает вокруг рассматриваемого образа поле блужданий». Основная функция данного «генератора» заключается в уходе от четкой преднамеренности и в пе-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

255

реходе к процессу, заключающемуся в случайном пробеге по линиям образа, ведь «недаром древние учили интуиции, обучая правильному зрению, умению видеть и тренировать память». Вышеприведенные сторонники синергетического подхода утверждают, исходя из данного указанного момента, что тренировка видения есть не что иное, как тренировка чувственной интуиции. А что касается интеллектуальной интуиции, то здесь присутствует еще более качественно новый тип самодостраивания, на котором происходит, если это можно так выразить, эволюция до уровня более сложной структуры [1, с. 116-117].

Синергетический подход в представлении механизма работы интуитивного мышления как са-модостраивания вполне может быть применен и для объяснения художественного творчества: вначале происходит формирование главного значимого образа, либо ключевой фразы, которая из общего хаоса образов и мыслей выводит все стихотворение в упорядоченном виде [3, с. 118]. Вот как метко выражен данный вышеописанный процесс в следующем стихотворении Максимилиана Волошина:

Рождение стиха Бальмонту В душе моей мрак грозовой и пахучий...

Там вьются зарницы, как синие птицы. Горят освещенные окна.

И тянутся длинны,

Протяжно-певучи Во мраке волокна.

О, запах цветов, доходящий до крика!

Вот молния в белом излучении.

И сразу все светло и велико.

Как ночь лучезарна!

Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно В влюбленном созвучии.

Из недра сознания, со дна лабиринта Теснятся виденья толпой оробелой.

И стих расцветает цветком гиацинта, Холодный, душистый и белый.

[Цит. по: 3, с. 118].

На наш взгляд, в художественном творчестве существует органическая взаимосвязь интуитивных и дискурсивных моментов, при доминировании внелогической составляющей. Причем превосходство внелогического момента над логическим проявляется на различных уровнях, ведь, к примеру, уже тот факт, что в холодный мрамор, серый холст, в простые прозаические слова художник способен «вдохнуть жизнь», является чудом «преодоления логики материала»

и тем самым показывает победу интуиции над логикой.

И только творец-скульптор, вкладывая частичку своей души, обращает камень (мрамор) - символ безжизненности и мертвенности, в глубокомысленный образ, несущий в себе жизненные силы и одухотворенность, ярким примером чего является скульптура «Венеры Милосской». Другой не менее известный пример, когда при прослушивании первых восьми звуков (четырех музыкальных нот) Пятой симфонии Бетховена слушатели мгновенно повергаются в состояние тревоги, несмотря на то, что эти ноты не несут в себе прямого, конкретно-содержательного смысла и логически бессодержательны.

Особо хотелось бы остановиться на эмоциональной составляющей чувственного образа. В широком смысле понятия «чувственный», «чувства» включают в себя человеческие эмоции, переживания, которые так же являются особой формой отражения действительности. В связи с этим обратимся к понятию «художественный образ», эстетической категории, особенностью которой является отражение действительности в конкретной чувственной форме. Можно сказать, что это понятие включает в себя понятие «чувственный образ», так как художественное произведение - это, в первую очередь, результат чувственного восприятия действительности автором. С другой стороны, произведение создаётся для того, чтобы быть воспринятым другими людьми. Иначе говоря, чувства-эмоции автора воплощаются в художественном произведении, а оно, в свою очередь, рождает чувства-эмоции у воспринимающего субъекта. Именно на примере художественного образа ярче всего демонстрируется, что в процессе восприятия «постоянно взаимодействуют собственно эмоциональная и когнитивная составляющие» [2, с. 26]. Схематически это возможно представить так: «действительность ^ чувственные ощущения + эмоции + память ^ восприятие-образ ^ художественное произведение ^ восприятие (ощущения +эмоции + память) - образ ^ эмоции».

Очень тесно с понятием «художественный образ» связано психологическое понятие «эйдетический образ» - образ, который сохраняет в себе чёткие детали объекта, очень яркий, красочный и точный. Даже при отсутствии источника восприятия эйдетический образ кажется субъекту перцеп-том, то есть образом восприятия. В нём сочетают-

256

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

ся, казалось бы, несовместимые характеристики послеобраза и представления памяти. Хотя подобной способностью обладают немногие люди, данный вид чувственного образа существует.

Промежуточным звеном между восприятием и теоретическим мышлением является представление - наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путём его воспроизведения в памяти или воображении. В зависимости от этого образы представления делят на уже упоминавшиеся представления памяти и представления воображения. По сравнению с образами восприятия образы представления менее ярки и детальны, но более обобщены и схематизированы.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.

2. ДриккерА. С. «Энергетика» художественного воздействия // Человек. - 2006. - №26. - С. 21-34.

3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Философские науки. -1994. - №>2. - С. 110-122.

4. Носов Н.А. Виртуальная психология. - М.: Аграф, 2000. - 432 с.

5. Шиффман X Ощущение и восприятие. -СПб.: Питер, 2003. - 928 с.

УДК: 316.334

Р.С. Волков СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

Статья посвящена нестабильному функционированию социальных механизмов таможенной службы. Автор раскрывает основные причины нестабильного функционирования социальных механизмов таможенной системы. Предлагает основные методы по оптимизации работы социальных механизмов.

Ключевые слова: социальный механизм, таможенные органы, коррупция, государство.

В последнее время в науке усиливается тенденция ко все более глубокому системному исследованию взаимоотношений в государственной сфере [1]. В этом смысле необходимо осознать и роль таможни в общей системе социальных процессов общества: что же она дает людям и какое место занимает в их жизни?

В основе таможни, как социальной системы, регулирующей взаимоотношения и поведения людей при перемещении товаров через границу, лежит фискальная доктрина, основанная на реализации интересов правительства и государства на данном историческом отрезке времени. Реализация этих интересов не всегда совпадает с интересом отечественного производителя, и порой входит в противоречие с осуществляемым экономическим курсом государства. В основе методов работы существующей ныне таможни лежат административные меры.

Социальный механизм общества - понятие, впервые введенное Контом для объяснения целостности и жизнеспособности общества как «социального тела». По его мнению, каждое общество имеет свой социальный механизм, обеспе-

чивающий его выживание и развитие. В дальнейшем, концепция социального механизма в различной форме нашла отражение в трудах практически всех классиков социологии (Г. Спенсер,

Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Веблен, К. Маркс, Т. Парсонс и др.).

Рост коррупции, региональные проблемы таможенного оформления и контроля, связанные с исторически сложившимся несовершенством законодательной базы, не только оказывают негативное влияние на осуществление фискальной функции таможни, но и на образ жизни общества в целом.

Основными причинами нестабильного функционирования социальных механизмов таможенной системы являются:

- несовершенство законодательной базы, высокий уровень документооборота и бюрократии, затяжные сроки оформления товаров;

- функции таможенных органов, функционирования всей таможенной системы в целом и функциональных недостатков, таких как: присутствие аспектов теневой экономики при перевозке товаров (коррупция, представление недо-

© Р.С. Волков, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.