Научная статья на тему 'Чувства верующих как источник коммерциализации церкви'

Чувства верующих как источник коммерциализации церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
375
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИЛЛЮЗОРНО-КОМПЕНСАТОРНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ / ДИАКОНИЯ / RELIGION / SPURIOUSLY-COMPENSATORY FUNCTION OF RELIGION / CHURCH’S COMMERCIALIZATION / DIAKONIA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бабаева Татьяна Борисовна

В статье рассматривается проблема противоречивого отношения к деятельности РПЦ в связи с ее активной коммерциализацией. «Утешительная» функция религии является важнейшим психологическим фактором зависимого поведения верующих в условиях необходимости совершения религиозных обрядов. Социальная направленность деятельности РПЦ диакония является внешней подменой внутреннего специфического назначения церкви и религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELIEVERS’ FEELINGS AS A SOURCE OF CHURCH’S COMMERCIALIZATION

The article deals with the problem of a controversial attitude to the activities of the Russian Orthodox Church, in connection with its active commercialization. The “comforting” function of religion is the most important psychological factor in the dependent behavior of believers under the conditions of the necessity to perform religious rites. The social orientation of the activity of the Russian Orthodox Church diakonia is an external substitute for the internal specific purpose of the church and religion.

Текст научной работы на тему «Чувства верующих как источник коммерциализации церкви»

Т.Б. БАБАЕВА

Кандидат педагогических наук Доцент кафедры гуманитарных дисциплин, ЧОУВО ТИУиЭ, г. Таганрог

ЧУВСТВА ВЕРУЮЩИХ КАК ИСТОЧНИК КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ЦЕРКВИ

В статье рассматривается проблема противо- верующих в условиях необходимости совершения

речивого отношения к деятельности РПЦ в связи религиозных обрядов. Социальная направленность

с ее активной коммерциализацией. «Утешитель- деятельности РПЦ - диакония - является

ная» функция религии является важнейшим пси- внешней подменой внутреннего специфического

хологическим фактором зависимого поведения назначения церкви и религии.

Религия, иллюзорно-компенсаторная функция религии, коммерциализация церкви, диакония.

Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 21.41.63

T.B.Babayeva

Ph.D., associate professor, Humanities department Taganrog Management and Economics Institute

BELIEVERS' FEELINGS AS A SOURCE OF CHURCH'S COMMERCIALIZATION

The article deals with the problem of a controversial conditions of the necessity to perform religious rites.

attitude to the activities of the Russian Orthodox The social orientation of the activity of the Russian

Church, in connection with its active Orthodox Church - diakonia - is an external substitute

commercialization. The "comforting" function of for the internal specific purpose of the church and

religion is the most important psychological factor in religion. the dependent behavior of believers under the

Religion, spuriously-compensatory function of religion, church's commercialization, diakonia.

Религия как явление, которое неизбежно присутствует в человеческой жизни, выполняет определенные функции и оказывает влияние на социум в целом и на каждого индивидуума в частности. Несмотря на то, что историки до сих пор не пришли к определенному выводу о причинах возникновения религии, все ученые придерживаются единого мнения по поводу того, зачем людям нужна вера в высшие силы и какие функции религия выполняет в обществе.

Функции религии за сотни веков практически не изменились. В наше время роль религии в жизни общества сводится к четырем основным функциям: мировоззренческой, коммуникативной, регулятивной, иллюзорно-компенсаторной. Несмотря на то, что сейчас большинство государств считаются светскими и формально религия не имеет влияния на жизнь гражданского общества, она неизбежно присутствует в жизни социума как культурное явление и местами достаточно плотно вплетена в канву повседневной жизни человека.

В современном мире в период кризиса традиционных религий, формирования нового типа религиозности и новых религиозных движений, упадка многих ценностей, секуляризации и религиозной индифферентности именно компенсаторная функция религии выступает на первый план, отодвигая мировоззренческую, адаптивную, социально-критическую, охранительную и иные ее функции.

Традиционно под компенсаторной функцией религии понимают её способность даровать верующим утешение, душевное равновесие и примирять с

неизбежным. Крылатое выражение «религия - опиум для народа», ставшее широко известным благодаря К. Марксу, как раз объясняет, что религия словно одурманивает, как опиум, человека, дает ему некую иллюзию, надежду на будущее, освобождение от страданий, вечную жизнь и т.п. Поэтому нередко компенсаторная функция религии называется также иллюзорно-компенсаторной. Следует добавить, что некоторые психологи с учетом механизма адаптации и самоидентификации, также присущего религиозному чувству, предлагают называть эту функцию психологической. Именно упорядочение, стабилизация, гармонизация внутреннего мира человека подразумевается в качестве цели религии в этом смысле. Новейшая из всех наук - психиатрия -проповедует религиозные принципы именно потому, что психиатры понимают, что вера помогает избавиться от волнений, тревог и страхов, являющихся причиной половины человеческих болезней. Они знают, что, как сказал один из корифеев психиатрии д-р А.А. Брилль: «Любой, кто истинно верует, не болеет неврозом». Сами верующие считают, что религиозные эмоции приносят им определенное облегчение, «забвение тягот жизни», помогают преодолевать жизненные трудности и невзгоды.

Всё это не позволяет однозначно утверждать, полезны или вредны религиозные чувства. Очевидно одно: люди испытывают их в большей или меньшей степени и пытаются «актуализировать», прежде всего, в таком специально организованном пространстве, как Церковь. Именно здесь человек глубже всего испытывает специфические религиозные эмоции,

чувствует себя психологически более защищенным, переживает больший эмоциональный комфорт.

Церковь - исторически сложившийся социальный институт, который претендует на статус единственного «правильного» посредника между Богом и человеком, на непогрешимость в качестве авторитета в вопросах вероучения, на эксклюзивность в этом отношении. В христианстве Церковь утверждает себя как сакральное установление сверхъестественного происхождения, как мистическое «тело Христово».

Любая Церковь существует на пожертвования. Так утверждают священнослужители и официальное общественное мнение. Действительно, у Церкви много естественных расходов, например, заработная плата работникам храма, налоги, коммунальные услуги, воскресные школы и т.д. Священнику нужно есть и пить, храм, в котором совершаются службы, нужно ремонтировать и содержать. Люди это понимают и добровольно вносят пожертвования на храм. Свои чувства верующие «сублимируют» в финансовые вложения, понимая под этим своё взаимодействие с Богом. Деньги здесь для верующих выполняют психологическую функцию, выступают эквивалентом уважения, доверия к Церкви в обмен на обеспечение чувства безопасности, нейтрализации тревоги, сохранения самоуважения и чувства собственной ценности. На бессознательном уровне они воспринимаются в качестве символического эквивалента любви к Богу.

Однако пожертвования, совершаемые человеком добровольно, не единственный источник существования церкви. Наличествует факт буквальной продажи услуг населению. Согласно официальной позиции церкви, любое священнодействие в храме должно совершаться безвозмездно, никто не принуждает человека приносить за это деньги в церковь. Но практика показывает, что на самом деле сегодня в храмах «любое священнодействие» не совершается бескорыстно, в церквях и соборах существуют официальные прейскуранты на различные церковные услуги. Свои коммерческие точки (магазины) некоторые храмы выносят за пределы собственно храмового помещения (с алтарной частью), а в некоторых продажа товаров и услуг осуществляется прямо в самом храме. Таково реальное положение дел, например, в таких православных приходах, как Всехсвятская и Никольская церкви г. Таганрога.

Особенно поражает стоимость услуг, связанных с погребением умершего, отпеванием и так называемым «запечатыванием могилы». К слову сказать, священнослужители, объясняя православным верующим особенности многих обрядов, сетуют на то, что, «мало интересуясь собственно духовной и церковной жизнью, народ у нас проявляет удивительную активность и изощренность в придумывании всевозможных традиций, примет и правил, якобы относящихся к духовной жизни, а на деле не только не согласных с ней, но и противных церковному учению и здравому смыслу, служащих выражением смутного страха перед «иной жизнью» и суеверным желанием с этим миром как-то «поладить» [1].

Именно «суеверное желание с этим миром как-то поладить» заставляет родственников усопшего отда-

вать буквально последние деньги, чтобы получить хоть какое-то облегчение в ситуации тяжелой утраты. Если от обрядов венчания и даже крещения человек может отказаться в силу своей «неплатежеспособности», то достойно проводить в мир иной умершего родственника старается каждый. Стоимость этой «услуги» в таганрогских приходах составляет 1000 рублей. Она заведомо ставит человека в унизительные условия, заставляя делать тяжелый морально-психологический выбор: провести должным образом обряд по усопшему за такую большую цену или оставить деньги себе на проживание. «Цена предложения» несоизмерима с доходами большинства населения не только в г. Таганроге, но и по всей стране. Напомним, что в Ростовской области в 2018 г. прожиточный минимум пенсионеров составлял 8 488 рублей. На эти деньги невозможно не только «достойно провожать» усопших, но и существовать оставшимся живым.

Многие церковники в различных интервью говорят о том, что церковные обряды должны выполняться бесплатно, но на практике психологический дискомфорт от необходимости попросить об этом приводит людей в замешательство, и поэтому каждый, утешая себя мыслью, что «так надо», платит по назначенной цене. Люди не знают, какими еще средствами можно проявить свои чувства в таких крайних экзистенциальных обстоятельствах. Язык религиозного ритуала, который они считают православным, кажется им наиболее подходящим.

Церкви зарабатывают на дополнительных услугах, среди которых важнейшие - венчание и заупокойная служба. Иногда церковные служители говорят, что стоимость обряда может обсуждаться со священником, но у многих церквей есть расценки по умолчанию (от 1500 до 5000 рублей). В заявлениях некоторых священнослужителей присутствуют утверждения о том, что Церковь бедна, и бедна настолько, что более 90% когда-то принадлежавших ей зданий представляют собой руины, вернуть и восстановить которые Церковь сейчас не в силах. Богатство Церкви - это миф, повторяют они [2].

Но вот данные из официальных источников. В ноябре 2010 г. Президент Дмитрий Медведев принял Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», по которому РЦП безвозмездно получала в собственность или пользование здания церквей, монастырей и др. Журнал «Власть» отмечал, что после вступления в силу закона РПЦ становится одним из крупнейших собственников в России, сопоставимым по стоимости активов с такими структурами, как РЖД и Газпром [3].

Фонд храма Христа Спасителя сдаёт помещения в аренду для проведения мероприятий. Зал Церковных соборов с VIP-гримёрными можно снять за 450 000 рублей в сутки, конференц-зал - за 100 000 рублей. Аренда Трапезной палаты на 200 человек обойдётся в 70000 рублей, кроме того, можно обеспечить гостей едой и алкоголем. В интернет попадало много фотографий с корпоративов, в частности, как в 2006г. Deutsche Bank с размахом отмечал своё 125-летие в

Зале церковных соборов. Кроме того, на территории храма находятся автомойка, шиномонтаж, платная парковка, химчистка и множество торговых ларьков. Химчистка обслуживает 15 храмов и заодно предлагает услуги всем желающим. По официальным данным земля и здания комплекса храма Христа Спасителя принадлежат Фонду, который управляет активами мэрии Москвы. Сопредседатели Фонда -Патриарх Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин. Кроме того, в системе СПАРК РПЦ значится одним из совладельцев храма Христа Спасителя.

Среди других «церковных» проектов - жилые комплексы и гостиницы в разных районах Москвы и городах России. Оценить бюджет РПЦ очень сложно: каждый из более чем 30 000 её приходов - самостоятельное юридическое лицо, каждая из 160 епархий тоже имеет свой бюджет, Московская патриархия -свой.

По программе господдержки в 2012 г. храм Христа Спасителя получил из бюджета Москвы 372 млн рублей, в 2014-м РПЦ выделили из федерального бюджета 1,15 млрд рублей и 600 млн - в 2015 г. в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России». Одно из прибыльных направлений деятельности РПЦ - отели и хостелы. Четы-рёхзвёздная гостиница «Даниловская», где стоимость номера начинается от 5000 рублей, предлагает услуги салона красоты и химчистки, а также сауну с джакузи и бассейн с водопадом [3].

Понятно, что приведенные цифры - это противоречивые «деяния» внутри самой системы, но то, что РПЦ в целом утратила евангельскую скромность и не стесняется откровенной роскоши, очевидно. Существующие мелкие провинциальные приходы, возможно, и не получают таких масштабных финансовых поддержек, как столичные «гиганты», и будто бы существуют на пожертвования. Однако такие пожертвования больше напоминают торговлю и приносят значительные суммы религиозным организациям.

Самым «простым» примером зарабатывания денег на чувствах верующих является продажа такой элементарной церковной атрибутики, как свечи. Не зря Отец Фёдор Востриков из «12 стульев» И.Ильфа и Е.Петрова лелеял мечту о свечном заводике в Самаре. Дело это суперприбыльное. Только что купленная и зажжённая свеча в храме, погорев совсем недолго, тушится и убирается всегда присматривающими за этим процессом «церковными бабушками». Таким образом, отправленные на переплавку свечи приносят прибыль сверх 1000%. Конечно, священнослужители объясняют непонятливым прихожанам, что «свеча - это символ вашего участия в жизни храма, деньги, собираемые за свечи, идут на поддержание прихода». Следовало бы добавить: на роскошные апартаменты и дорогие автомобили в том числе. Социальные сети завалены объявлениями, сфотографированными при входе в многие храмы: «Братья и Сестры! Свечи купленные вне нашего храма возже-гать не разрешается. Настоятель храма» или «Уважаемые братия и сестры! Свечи, купленные на улице, в храме не действительны! Просьба ими не пользоваться» (орфография и пунктуация оригиналов

сохранены). Примечательно, что в православных и католических храмах Западной и Восточной Европы свечи не продают, они, как правило, лежат в свободном доступе. Люди могут их взять бесплатно, каждый оставляет пожертвование, размер которого определяет сам, либо он указан рядом со столиком, на котором лежат свечи. В России о бесплатных свечах рассказывают очевидцы, лично побывавшие в подмосковной Троице-Сергиевой лавре. На вопрос: почему у нас другая традиция, протодиакон и церковный ученый Андрей Кураев, отвечает так: «Многое зависит от степени сознательности верующих людей. В Греции могут себе такое позволить. В некоторых московских храмах пробовали перенести этот опыт и прогорали. Деньги, потраченные на приобретение свечей, не возвращались». В Троице-Сергиеву лавру, по словам Кураева, люди едут с определенным духовным настроем, поэтому свечи за пожертвования окупаются [4]. Здесь хочется спросить: а кто ответственен за воспитание сознательности верующих людей? Видимо, «сознательность» русских православных верующих формировать гораздо сложнее, чем православных и католиков в Западной Европе. И «определённый духовный настрой» гораздо выше и качественнее у людей, стремящихся в Троице-Сергееву лавру, нежели у людей, посещающих Всехсвятскую или Никольскую церковь в г. Таганроге.

В рассуждениях о коммерциализации церкви на основе чувств верующих можно встретить некоторые возражения. Например: почему вы вмешиваетесь в дела церкви, если вы человек неверующий (т.е. считаете ее деньги), второй: церковь - такой же социальный институт, как и все остальные, поэтому система функционирования этого института имеет проблемы, свойственные любому другому социальному институту. На первый аргумент в общих чертах можно ответить следующее: любой человек в любой момент из статуса неверующего может перейти в статус верующего или хотя бы лояльного по отношению к церкви и религии, поэтому «дела церкви» могут стать «делом» и отдельного человека тоже. Иллюзорно-компенсаторная функция религии, как это было сказано выше, несет в себе колоссальный потенциал психологической поддержки человека, и поэтому желание обратиться к Богу посредством Церкви, если не осуществляется человеком в данный момент, всегда возможно в принципе.

Насчёт функционирования Церкви как социального института важно, на наш взгляд, отметить следующее глубокое противоречие. В деятельности современной РПЦ существует такое направление, как диакония. Диакония - это социальное служение Церкви (благотворительность, социальная деятельность), инициированное, организованное, координируемое и финансируемое Церковью или с помощью Церкви. Сегодня это более 4500 церковных социальных служб и инициатив на всей территории России. Эта деятельность имеет своей целью оказание помощи нуждающимся и может быть очень разной: это поддержка, укрепление и защита семьи, помощь старикам, инвалидам, людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, бездомным, детям-сиротам и детям,

оставшимся без попечения родителей, заключенным или освобождающимся из заключения, ВИЧ-инфицированным, малоимущим, погорельцам, мигрантам, семьям, потерявшим кормильца, людям, попавшим в иные трудные обстоятельства, лицам, страдающим наркотической или алкогольной зависимостью, а также другим людям, нуждающимся в помощи. Она может быть медицинской, реабилитационной, социальной, психологической, консультационной, духовной, а также материальной, включая финансовую поддержку, сбор и распределение продуктов, вещей и медикаментов [5]. Последнее положение наиболее интересно и вызывает встречный вопрос: как получается, что, с одной стороны, церковь оказывает финансовую помощь нуждающимся и делает это за пределами религиозных учреждений, но при этом в собственных стенах не менее нуждающимся продает самые необходимые, «первичные» церковные товары и услуги весьма недешево. Очевидно, что, по мнению Церкви, здесь нет противоречия. Позиционирование себя в общественном пространстве как благотворительной организации не мешает Церкви зарабатывать на своем непосредственном поприще. Все публичные действия, направленные на популяризацию социальной церковной активности, - это внешняя деятельность, которая стала подменой внутренней жизни церкви.

При всех противоречиях существования современной РПЦ она всё же имеет колоссальный «кредит доверия» от населения страны. По данным социологических опросов о принадлежности или симпатиях к РПЦ заявляет большинство населения России. Причем численность «доверяющих» Церкви существенно превышает процент верующих. Три четверти взрослых жителей России считают себя православными, но большинство признают, что религия в их жизни не играет важной роли. При этом, как показывают многие исследования, их общие понятия о месте веры и церкви в жизни весьма противоречивы. Наиболее распространенные ответы на вопрос о роли церкви в жизни общества: церковь должна заниматься вопросами морали (47%), удовлетворять духовные потребности верующих (41%), а в дела государственные входить не должна (66%) [6].

Потребность в психологической защищенности и стабильности - одна из самых актуальных социальных проблем для человека. Невозможность ее удовлетворения другими способами приводит многих людей в Церковь. Наличие у церкви «кредита доверия» позволяет этой организации весьма существенно влиять на умонастроения граждан, выполняя в идеале по-прежнему одну из важнейших своих задач -отвечать на духовные запросы общества. Однако перекосы и противоречия в ее деятельности - неприкрытая коммерциализация, доходящая до стяжательства, непосредственная продажа самых естественных и необходимых церковных обрядов, слишком активное участие в политических и государственных делах, спорные оценки и категорические осуждения «неправильных» форм искусства и т.д. - неизбежно расшатывают единство рядов лояльных к церкви и религии граждан. Люди обращаются к церкви, чтобы найти в ней ответы на сложные духовные вопросы своего бытия, но не находят, потому что эти вопросы для самой церкви, очевидно, отходят на второй план.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Немного об околоцерковных суевериях. Интервью священника Димитрия Шишкина [Электронный ресурс]. - URL:https://pravoslavie.ru/103739.html

2. Интервью священника Александра Лебедева, настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы (на Торгу) Вологды [Электронный ресурс]. -URL: https ://pravoslavie. ru/63 386. html

3. Святое дело. Как зарабатывают христианские церкви [Электронный ресурс]. - URL:https://secret mag.ru/trends/whatsup/kak-zarabatyvayut-cerkvi.htm

4. Сколько на самом деле стоят церковные свечи и зарабатывает ли на них церковь [Электронный ресурс]. - URL: https://sobesednik.ru/obshchestvo

5. Православная диакония [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/Belopopsky_ru.htm

6. Борусяк Л., Левинсон А. Противоречивые православные: как прошла мода на религиозность [Электронный ресурс]. - URL:https://www.rbc.ru/ opinions/society/24/02/2016/56cd5a699a7947738365 0249.

© Татьяна Борисовна Бабаева, 2019 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.