© Кондратьев, М.Г., 2023 УДК 787.68
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-97-104
ЧУВАШСКИЙ КЁСЛЕ В ИСТОРИИ ПСАЛТИРЕВИДНЫХ ГУСЛЕЙ РОССИИ
М.Г. Кондратьев1
1 Чувашский государственный институт гуманитарных наук, Чебоксары, 428015, Российская Федерация
Аннотация. Псалтиревидные (также шлемовидные, полуовальные, трапециевидные) гусли - один из архаичных и наиболее совершенных музыкальных инструментов народов России. Исследователи музыкального инструментария неоднократно описывали псалтиревидные гусли и высказывали различные предположения о происхождении инструмента. Тем не менее его история и сейчас содержит немало загадок. В исторических данных о русских псалтиревидных гуслях явственно просматриваются два «блока». Первый основывается на материалах XIII-XVII вв., когда существование инструмента фиксировалось только в виде изображений в церковных рукописных книгах. Второй констатирует отсутствие гуслей-псалтыря в русской культуре XVII-XVIII вв. Вместе с тем в культуре народов Поволжья обнаружилось многовековое бытование псалтиревидных гуслей, которые с XIX в. получили в литературе наименование «чувашские гусли». При этом материалам о культуре народов Поволжья, которая лишь с XVIII в. стала привлекать внимание отечественной науки, исследователи русского музыкального инструментария не придали значения, хотя уже А.С. Фаминцын иллюстрировал свой труд «Гусли. Русский народный инструмент» (1890) фотографиями чувашского и марийского инструментов. Именно в культуре этих народов реально присутствовали гусли «развитого вида». Данные о чувашских псалтиревидных гуслях кесле позволяют осветить более пяти веков непрерывной живой истории псалтиревидных гуслей России, отчасти заполнив лакуну, которая не дает покоя исследователям.
Ключевые слова: псалтиревидные гусли, лакуны истории, иконографические источники, чувашские гусли кесле, реальное бытование инструмента
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Кондратьев М.Г. Чувашский кесле в истории псалтиревидных гуслей России // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 97-104. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-97-104.
THE CHUVASH КЁБЬБ IN THE HISTORY OF THE PSALTER-SHAPED GUSLI OF RUSSIA
M.G. Kondratiev1
1 Chuvash State Institute of Humanities, Cheboksary, 428015, Russian Federation
Abstract. Psalter-shaped (also helmet-shaped, semi-oval, trapezoidal) gusli is one of the archaic and most perfect musical instruments of the peoples of Russia. Researchers of musical instruments have repeatedly described psalter-like gusli and made various assumptions about the origin of the instrument. Nevertheless, its history still contains many mysteries. In the historical data on the Russian psalter-like gusli, two "blocks" can be clearly seen. The first is based on the materials of the 13th - 17th centuries, when the existence of the instrument was recorded only in the form of images in church manuscript books. At the same time, in the culture of the peoples of the Volga region, the centuries-old existence of psalter-like gusli was revealed, which since the 19th century received the name "Chuvash gusli" in literature. At the same time, researchers of Russian musical instruments did not attach importance to the materials about the culture of the peoples of the Volga region, which began to attract the attention of domestic science only in the 18th century, although A.S. Famintsyn illustrated his work "Gusli. Russian
Folk Instrument" (1890) with photographs of Chuvash and Cheremis instruments. It was in the culture of these peoples that the centuries-old real existence of psalter-shaped gusli of the "developed species" was revealed. The data on the Chuvash psalter-like gusli kesle allow us to shed light on more than five centuries of the uninterrupted living history of the psalter-shaped gusli of Russia, partially filling the gap that haunts researchers. Keywords: psalter-shaped gusli, lacunae of history, iconographic sources, Chuvash gusli kesle, the real existence of the instrument
Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Kondratiev, M.G. (2023), "The Chuvash kesle in the history of the psalter-shaped gusli of Russia", Journal of Musical Science, vol. 11, no. 4, pp. 97-104. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-97-104.
Гусли - один из архаичных и в некоторых разновидностях наиболее совершенных музыкальных инструментов народов России. Таковы, в частности, «лежачая арфа» - гусли псалтиревидные (также шлемовидные, полуовальные, трапециевидные). Начиная с XIX в., исследователи неоднократно описывали особенности гуслей-псалтыря и высказывали различные предположения о происхождении инструмента. Тем не менее его история и сейчас полна «темных» мест.
Совсем недавно большой знаток гусельной традиции В.И. Поветкин (19432010) в очередной раз обратил внимание на неразрешенность ряда вопросов, назвав свою публикацию «Загадка гус-лей-псалтыря». В начале статьи он выделил главное противоречие в истории инструмента: почему «при огромной известности этого инструмента как изобразительного символа библейских, а также и вообще славянских гуслей, материальных его свидетельств археологи долгое время не могли обнаружить - и все это на фоне многочисленных открытий других типов гуслей» (Поветкин В., 1997).
Еще один вопрос Поветкина: «Какое место они [гусли-псалтырь] занимали в русском быту, если известно, что ревнители христианских традиций осуждали инструментальное музицирование как наследие язычества?», имеет вполне правдоподобный ответ, который можно найти в этноинструментоведческих трудах. Согласно современным представлениям, в контексте русской культуры шлемовид-
ные гусли изображались на протяжении ХШ-ХУ11 столетий только в церковной литературе главным образом в руках скоморохов. После чего они исчезли вместе с искусством последних, изгнанных из обихода русских городов по указу царя Алексея Михайловича Романова 1648 г. В простонародном же русском быту гусли-псалтырь не имели сколько-нибудь массового распространения.
О косвенных подтверждениях этого говорит Р.Б. Галайская: «Уже в конце прошлого [XIX] столетия полуовальные гусли чрезвычайно редко встречались у русского населения волжско-уральского региона, а также... не сохранилось абсолютно никаких сведений ни о строе, ни о репертуаре, ни даже о способах извлечения звука или о манере игры на русских полуовальных гуслях» (1980, с. 24-25). Об этом же пишет К.А. Вертков, указывая, что и в письменных источниках никто из исследователей русской культуры, в частности, Я. Штелин и М. Гутри, жившие в России в XVIII в., «ничего о данном типе гуслей [шлемовидном] не сообщают» (Вертков К., 1975, с. 73). Вместе с тем у Я. Штелина имеется информация о «лежачей арфе» в домах русских господ, которая величиной и устройством «совершенно схожа с клавиром» - т.е. о гуслях столообразных (Вертков К., 1975). Следовательно, обобщает исследователь, «среди русского населения шлемовидные гусли давно вышли из употребления» (Вертков К., 1975, с. 74).
Таким образом, в исторических данных о русских псалтиревидных гуслях
явственно просматриваются два «блока». Первый основывается на материалах XIII-XVII вв., когда существование инструмента фиксировалось только в виде изображений в церковных рукописных книгах. Второй констатирует отсутствие гуслей-псалтыря в русской культуре XVII-XVIII вв. и отмечает появление в конце этого периода усовершенствованных столообразных гуслей. Согласно концепции, восходящей к А.С. Фаминцы-ну, «шлемовидные гусли развитого вида, в силу их конструктивной сложности, относились, несомненно, к числу профессиональных, скоморошеских инструментов...» (Вертков К., 1975, с. 106).
Иначе говоря, исследователи русского музыкального инструментария не придали значения материалам о культуре народов Поволжья, которая лишь с XVIII в. стала привлекать внимание отечественной науки. Но именно в ней обнаружилось многовековое реальное бытование псалтиревидных гуслей «развитого вида». При этом и в самом быту, и в литературе с XIX в. за «инородческим» псалтериу-мом закрепилось наименование «чувашские гусли» (Вертков К., 1963, с. 28; Бусыгин Е., 1985, с. 113; Михайлов С., 1972, с. 41, 47, 150, 161), поскольку этот инструмент бытовал и описывался именно в культуре этого народа1.
Чувашские инструменты экспонировались на всероссийских выставках, начиная с 1867 г. Существенно и то, что чувашские гусли кёсле в деталях своей конструкции оказались наиболее близкими к разновидности гуслей-псалтериума, известной по иконографическим источникам XIV и XV вв. Это обнаружил еще А.С. Фаминцын, иллюстрируя свое исследование изображением чувашского инструмента. «Драгоценный экземпляр этот, - написал он, - совершенно наглядно воспроизводит. "гусли", изображавшиеся на русских миниатюрах, начиная с XIV века.» (1890, с. 104) (рис. 1-2).
Рис. 1. «Заглавная буква Д - миниатюра из служебника XIV века, изображающая игреца на трапециевидных с закругленными углами, почти полукруглых гуслях-псалтире» (Фаминцын А., 1890, с. 94) "The capital letter D is a miniature from the service book of the XIV century, depicting a gamer on trapezoidal with rounded corners, almost semicircular gusli-psalter" (Фаминцын A., 1890, c. 94)
Рис. 2. «Чувашские двадцати-шестиструн-ные почти полукруглые гусли музея Имп. Русск.
Геогр. Общ.» (Фаминцын А., 1890, с. 103) "Chuvash twenty-six-stringed almost semicircular gusli of the Imp. Museum. Russian.
Geogr. General" (Фаминцын А., 1890, с. 103)
Накопившиеся к настоящему времени данные о чувашском кесле позволяют осветить более пяти веков непрерывной живой истории псалтиревидных (шлемо-видных) гуслей России, заполнив лакуну, которая не дает покоя исследователям.
Наиболее ранние свидетельства о гуслях в культуре народов Поволжья относятся к XVI в., т.е. к столетию, предшествующему изгнанию скоморохов из православных городов. Согласно материалам, опубликованным и прокомментированным историком В.Д. Димитри-евым в книге «Чувашские исторические
предания» (1993), этот музыкальный инструмент был привычным для музыкального быта народов Поволжья в эпоху Казанского ханства (1438-1552 гг.). Таковы несколько рассказов о татарах, например: «Когда Иван Грозный брал Казань, татарский царь, желая показать, что он не страшится русских, на высокой башне играл на гуслях. Но вдруг в него попала стрела, и он с гуслями упал в озеро Кабан. Говорят, он поныне живет в озере. Чувашские гусляры и теперь играют мотив песни казанского царя» (Димитриев В., 1993, с. 105).
Несколько сюжетов повествуют об участвующих в русском войске чувашах -атамане Толбае, в другом рассказе - воине Урге. Отвлекая защитников крепости искусной игрой на гуслях, они помогают точно определить расстояние до крепостной стены, чтобы сделать подкоп и взорвать ее. По просьбе Толбая «Иван Грозный распорядился прекратить стрельбу. Казанцы также перестали стрелять и видят вдруг: со стороны речки Булак направляется к крепости человек - без меча, ружья, лука. Он играет на гуслях и поет по-татарски грустную песню о падении Биляра. Ее слова и мотив доходят до сердца, волнуют душу каждого.» (Димитриев В., 1993, с. 105).
Наряду с такими сюжетами в чувашском селе Верхние Олгаши Козьмоде-мьянского уезда (ныне Моргаушский район Чувашской Республики) записана аналогичная легенда, в которой эту же задачу решает марийский гусляр (Димитриев В., 1993, с. 106). В собственно марийском фольклоре этот сюжет связывается с деяниями легендарного сотенного князя горных черемис Акпарса. В современном Горномарийском районе 20 ноября 2007 г. даже установлен бронзовый монумент, где Акпарс изображен с трапециевидными гуслями.
О гуслях в Казанском ханстве имеется документальное свидетельство и в памят-
нике древнерусской литературы «Казанская история» (XVI в.). Описывая сцену ликования казанцев автор летописи говорит: «И радоватися и веселитися по-чаша, лики творяще, и прелестные песни поющи, и скачущи, и плещущи руками, и играющи в гусли своя, и в прегудницы ударяющи, и шум и грохотание велико творяще...»2.
Летописное выражение «гусли своя» музыковед М.Н. Нигмедзянов интерпретирует как указание на тип инструмента, отличающийся от известного русскому летописцу (1984, с. 26). Тем самым, делается допущение, что в Казанском ханстве были актуальны не звончатые гусли, распространенные у русских, а «свои», иные, каковыми, могли быть, как показывает последующая история, многострунные щипковые инструменты, характерные для культур народов региона.
Об этнических компонентах Казанского ханства историки сообщают: «Общая численность населения в ханстве в сер. 16 в. была ок. 450 тыс. чел. Из татар, составлявших в К[азанском] х[анстве] меньшинство, формировался господствующий слой. Преобладали ясач[ные] чуваши (ок. 200 тыс. чел.). Значительную] долю населения составляли ясач[ные] марийцы и удмурты»3.
Есть основания предполагать, что в музыкальном обиходе столицы ханства не могли не иметь распространения наиболее совершенные музыкальные инструменты, например, названные в источнике «гусли своя». А среди празднующих летописных «казанцев» могли находиться музыканты из татар, чувашей, марийцев или удмуртов. Напомню, что именно чувашский кесле оказался едва ли не прямым «потомком» инструмента, известного по изображениям XIV-XV вв.
Подробно документированная история кесле начинается в XVIII в., когда многострунные гусли идентифицируют-
ся в нескольких письменных источниках как музыкальный инструмент конкретно чувашского народа. Так, академик П.С. Паллас в путешествии 1768-1769 гг. записывает, что чуваши «играют. на гуслях о 16 или 18 струнах» (1773, с. 145). Его современник И.Г. Георги повторяет то же без подробностей: «Пляшут же они по гуслям, по волынке и по губному органу» (1799, с. 38).
Тип инструмента первым определил историк Г.Ф. Миллер, побывавший в Казани в 1733-1743 гг.: «Из игральных инструментов первой у них есть наподобие лежачей гарфы, видом полумесяца, об 18 струнах. Такие инструменты употребительны и у русских» (1791, с. 80). Цитируя Миллера, сегодня почему-то не принято комментировать его высказывание по поводу происхождения «лежачей арфы» у народов Поволжья: «Кажется, что как употребление сего инструмента, так и звание онаго взято у Татар, ибо Татары называют так же Гусли, Черемисы Кюсе-ле, Чуваши Гюссле, а Вотяки Крессь». Его предположение, по-видимому, было основано на свидетельстве автора «Казанской истории». Будучи историком, Миллер не мог не знать этого источника, хорошо известного современникам в многочисленных списках.
Записям членов академических экспедиций вторят сведения, обнаруженные в архивах современными учеными. В XVIII в., пишет В.Д. Димитриев, у чувашей «особенно широко были распространены пузыри и гусли. Документ 1770 г. сообщает: "А понеже без таковой гусельной игры у них, новокрещен, при пойле пива в доме никакая веселость не бывает, за тем что они от прежней своей чувашской натуры до той игры великие охотники, чего для и держат те гусли почти в каждом доме"» (Димитриев В., 1959, с. 471). В его же книге «Чувашские исторические предания» опубликовано сообщение, что
«в XVIII веке из села Кошки-Чурашево Чебоксарского уезда (ныне село Первое Чурашево Мариинско-Посадского района) выселился на новое место Ибрай... Ибрай и его потомки были хорошими гусельниками. Свои гусли они возили продавать даже в Нижний Новгород» (Димитриев В., 1993, с. 151).
Наиболее богат информацией о кесле XIX в. Приведем некоторые из многочисленных сообщений печати второй половины века. Так, в 1852 г. козьмодемьянский историк-краевед С.М. Михайлов пишет в казанской газете: «У горожан здешних в большом употреблении простые ручные гусли, называемые. чувашскими. У сельских жителей музыка заключается в тех же гуслях с прибавлением ручных гармоний.» (1972, с. 150-151). В 1865 г. «Известия РГО» сообщают о том, что губернский секретарь, пристав 2-го стана уездного полицейского управления Ва-силя, В.А. Подгурский передал в дар Императорскому Русскому географическому обществу чувашские гусли Васильевского уезда Нижегородской губернии4.
В 1890 г. А.С. Фаминцын в своей монографии анализирует 26-струнные чувашские гусли Подгурского и 34-струнные чувашские же - с выставки 1867 г. Впервые приводит также рисунок с фотографии марийского инструмента (Фаминцын А., 1890, с. 102).
В 1902 г. чувашский мастер П.Е. Волков удостаивается бронзовой медали «За дешевые гусли большой звучности» на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Петербурге (Леонова М., 2001, с. 36-37). Их приобрел музыковед-историк русской музыки Н.Ф. Финдейзен для музея Консерватории (ныне они представлены в экспозиции Шереметьевского дворца-музея музыки) (Кондратьев М., 2023, с. 23-24).
В совокупности эти и другие публикации говорят о достаточно широком рас-
пространении кёсле в быту как сельского, так и городского населения Поволжья. Изготавливавшие его кустари хорошо зарабатывали, потому что инструмент пользовался спросом и на ярмарках, и в музыкальных магазинах Казани, Москвы, Петербурга. Под названием «гусли симбирские» его рекламировал каталог фирмы музыкальных инструментов Юлиуса Циммермана - одной из самых известных в России (рис. 3).
К>лсй Генри хт, ЦнкктгМдЦЪ Т7
Гусли Симбирсшя.
ДАН гГли
1 1:1 нчпуупиаг», ПО т 1} пппхапющ! *Г"1 Т [Ся^оп 21 С1||.и7 |Ч:1 чквизъ а 2 ййМНП),
Л г. «.
2НЛ. ги ................It —
1ЙСЙ. Nruiaiiro |<атн1]|Я, uicbl lajiiuia........SO -
CipiHbl ДЛЯ СимбнрйМХЪ целей.
331Л, Ш",|аиа ui(w]IT- л il |"ф- rAl....... Э SO
ШИЧИ|И1И I» ШШ^ОШП ДОК4....... | —
Рис. 3. Фрагмент страницы каталога фирмы музыкальных инструментов Ю.Г. Циммермана5
Fragment of the catalog page of the company of musical instruments Yu.G. Zimmerman5
На рубеже XIX-XX столетий именно чувашский кёсле под этим псевдонимом (потом в источниках появятся гусли «волжские», «нижегородские», «портативные») реально был более распространен, чем звончатые (крыловидные) гусли, возродившиеся на фольклорной концертной сцене в последние десятилетия XX в.
Таким образом, многовековая устойчивость традиции бытования псалтиревид-ных гуслей определенной конструкции -кёсле позволяет говорить, что история шлемовидных гуслей у народов Поволжья началась не с указа Алексея Михайловича 1648 г., когда скоморохи были изгнаны из Московской Руси. Представление, что
«сюда, на Волгу, они, очевидно, принесли свои музыкальные инструменты и распространили их среди местного населения» (Вертков К., 1963, с. 8), по-видимому, упрощает картину их жизни.
Уже высказывалась гипотеза, что «изображения, полуовальных гуслей ... появляются в тот исторический период, когда в Поволжье и прилегающих к нему регионах активизировалась русская миссионерская деятельность, сопровождавшаяся, естественно, усилением контактов с местными жителями. Известно, что христианизация сопровождалась и известного рода русификацией. Непонятные русским священникам названия местных традиционных предметов переводились на русский язык. То же могло произойти и с традиционным многострунным музыкальным инструментом, так похожим на русские гусли. <...> Поэтому нет ничего удивительного в том, что, подхватив разновидность многострунного музыкального инструмента у вновь обращенных в православие народов, они принесли его с именем "гусли" в московские земли, где, безусловно, к инструменту должен был вспыхнуть интерес, подогреваемый теми же скоморохами - профессиональными игроками и музыкантами. Однако популярность пришлого инструмента оказалась недолговечной» (Галайская Р., 1980, с. 23-24, 24-25). Аргументация ленинградского исследователя, видимо, показалась настолько неожиданной и парадоксальной для участников дискуссий о загадках гуслей-псалтыря, что ее предположения не получили ни развития, ни опровержения.
Несомненно пока только то, что псалти-ревидные гусли принадлежат тысячелетней культурной истории народов России. Лакуны их истории требуют дальнейшего изучения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Наряду с чувашскими инструментами в 1882 г. М. Бухом в кн.: Buch M. Die Wotjaken Eine удмуртский полуовальный крезь был описан Ethnologische Studie. Helsingfors, 1882. 187 S.
2 Казанская история. М.; Л.: АН СССР, 1954. С. 149.
3 Чувашская энциклопедия: в 4 т. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. Т. 2. С. 183.
4 Известия Императорского Русского географического общества. Т. 1. СПб., 1865. С. 151.
ЛИТЕРАТУРА
Бусыгин Е.П., Яковлев В.И. Гусли у поволжских народов // Советская этнография. 1985. № 2. С. 109-116.
Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975. 280 с.
Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М.: Музыка, 1963. 275 с.
Галайская Р.Б. Опыт исследования древнерусских гуслей в связи с финно-угорской проблематикой // Финно-угорский музыкальный фольклор и взаимосвязи с соседними культурами: сб. ст. / сост. И. Рюйтел. Таллин: Ээсти раамат, 1980. С. 21-31.
Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. СПб., 1799. Ч. 1. 76 с.
Димитриев В.Д. История Чувашии XVIII века. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1959. 531 с.
Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Очерки истории чувашского народа с древних времен до середины XIX века. 2-е изд., доп. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. 447 с.
Кондратьев М.Г. Мастер Павел Волков в истории псалтиревидных гуслей // Сохранение национальных традиций в народно-инструментальном искусстве: проблемы и перспективы: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. М.: Пробел-2000, 2023. С. 15-26.
Леонова М. Знаменитые гусли // Музыкальная жизнь. 2001. № 2. С. 35-37.
Миллер Г.Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов, яко-то: черемис, чуваш, вотяков. СПб., 1791. 101 с.
Михайлов С.М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов. Чебоксары, 1972. 423 с.
Нигмедзянов М.Н. Татарские народные песни. Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. 240 с.
Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санктпе-тербургской Академии наук. СПб., 1773. Ч. 1. 776 с.
Поветкин В.И. Загадка гуслей-псалтыря // Чело. 1997. № 1. URL: http://www.bibliotekar.ru/rusPovetkin (дата обращения: 14.03.2022).
Фаминцын А.С. Гусли. Русский народный музыкальный инструмент. Исторический очерк. СПб., 1890. 135 с.
5 Гусли симбирские // Циммерман, Юлий Генрих. Фабрика музыкальных инструментов. Иллюстрированный каталог. СПб.; М.; Рига, Нижегородская ярмарка, Лейпциг. [Б.м., б.г.]. С. 77. [Конец XIX - нач. XX в.].
REFERENCES
Busygin, E.P., Yakovlev, V.I. (1985), "Gusli among the Volga peoples", Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography], no. 2, pp. 109-116. (in Russ.)
Famintsyn, A.S. (1890), Gusli. Russkii narodnyi muzykalnyi instrument. Istoricheskii ocherk [Russian folk musical instrument. Historical essay], Saint Peresburg, 135 p. (in Russ.)
Dimitriev, V.D. (1959), Istoriya Chuvashii XVIII veka [History of Chuvashia of the XVIII century], Chuvashgosizdat, Cheboksary, 531 p. (in Russ.)
Dimitriev, V.D. (1993), Chuvashskie istoricheskie predaniya. Ocherki istorii chuvashskogo naroda s drevnikh vremen do serediny XIX veka [Chuvash historical legends. Essays on the history of the Chuvash people from ancient times to the middle of the XIX century], 2 ed., Chuvashskoe knizhnoe izdatel'stvo, Cheboksary, 447 p. (in Russ.)
Galaiskaya, R.B. (1980), "The experience of studying Old Russian gusli in connection with Finno-Ugric issues", Finno-ugorskii muzykal'nyi fol'klor i vzaimosvyazi s sosednimi kul'turami [Finno-Ugric musical folklore and interrelations with neighboring cultures], in I. Ryuitel (comp.), Ehehsti raamat, Tallin, pp. 21-31. (in Russ.)
Georgi, I.G. (1799), Opisanie vsekh v Rossiiskom gosudarstve obitayushchikh narodov, takzhe ikh zhiteiskikh obryadov, ver, obyknovenii, zhilishch, odezhd i prochikh dostopamyatnostei [Description of all the peoples living in the Russian state, as well as their everyday rituals, beliefs, customs, dwellings, clothes and other memorabilia], Part 1, Saint Petersburg, 76 p. (in Russ.)
Kondrat'ev, M.G. (2023), "Master Pavel Volkov in the history of psalter-like gusli", Sokhranenie natsional'nykh traditsii v narodno-instrumental'nom iskusstve: problemy i perspektivy [Preservation of national traditions in folk instrumental art: problems and prospects], Probel-2000, Moscow, pp. 15-26. (in Russ.)
Leonova, M. (2001), "Famous psaltery", Muzykalnaya zhizn [Musical life], no. 2, pp. 35-37. (in Russ.)
Mikhailov, S.M. (1972), Trudy po ehtnografii i istorii russkogo, chuvashskogo i mariiskogo narodov [Works on ethnography and history of the Russian, Chuvash and Mari peoples], Cheboksary, 423 p. (in Russ.)
Miller, G.F. (1791), Opisanie zhivushchikh v Kazanskoi gubernii yazycheskikh narodov, yako-to:
cheremis, chuvash, votyakov [Description of pagan peoples living in the Kazan province, such as: Cheremis, Chuvash, Votyakov], Saint Petersburg, 101 p. (in Russ.)
Nigmedzyanov, M.N. (1984), Tatarskie narodnye pesni [Tatar folk songs], Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, Kazan', 240 p. (in Russ.)
Pallas, P.S. (1773), Puteshestvie po raznym mestam Rossiiskogo gosudarstva po poveleniyu Sanktpeterburgskoi Akademii nauk [Travel to different places of the Russian state at the behest of the St. Petersburg Academy of Sciences], Part 1, Saint Peretsburg, 776 p. (in Russ.)
Povetkin, V.I. (1997), „The Riddle of the PsalterPsalter", Chelo, no. 1, Available at: http://www. bibliotekar.ru/rusPovetkin (Accessed 14 March 2022) (in Russ.).
Vertkov, K.A. (1975), Russkie narodnye muzykalnye instrumenty [Russian folk musical instruments], Muzyka, Leningrad, 280 p. (in Russ.)
Vertkov, K., Blagodatov, G., Yazovitskaya, E. (1963), Atlas muzykalnykh instrumentov narodov SSSR [Atlas of musical instruments of the peoples of the USSR], Muzyka, Moscow, 275 p. (in Russ.)
Сведения об авторе
Кондратьев Михаил Григорьевич, доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук (Чебоксары) E-mail: [email protected]
Author information
Mikhail G. Kondratiev, D. Sc. (Art Criticism), Full Professor, Chief Researcher of the Chuvash State Institute of Humanities (Cheboksary) E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 29.06.2023 После доработки 07.11.2023 Принята к публикации 21.11.2023
Received 29.06.2023 Revised 07.11.2023 Accepted for publication 21.11.2023