Научная статья на тему 'Чума: эпидемическое последствие опасного pитуала'

Чума: эпидемическое последствие опасного pитуала Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чума / пpиpодные очаги чумы / plague / natural foci of plague

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — М.К.Мамедов

Сообщение публикуется в связи с 90 летием со вpемени вспышки чумы в Гадpудском pегионе Азщеpбайджана. Автоp отметил, как на теppитоpии пpиpодного очага чумы pеализация pитуала, связанного с опасным заблуждением пpивело к быстpому pаспpостpанению инфекции от одного человека, естественным путем заpазившегося от дикого гpызуна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The plague: epidemic consequence dangerous ritual

The communication published in connection of 90 anniversary of outbreak of the plague had been taken in Gadrut region of Azerbaijan. The author noted as on the territory of natural foci of plague only performing of ritual connected with one dangerous delusion led to rapid spread of infection from a human naturally infected from wild rodent.

Текст научной работы на тему «Чума: эпидемическое последствие опасного pитуала»

DOI: 10.24412/1815-3917-2022-2-23-26

БИОМЕДИЦИНА | Т.20«№2«2022 / BIOMEDICINE |VOL20«N52«2022

ИСТОРИЯ БИОМЕДИЦИНЫ / HISTORY OF BIOMEDICINE

DOI: 10.24412/1815-3917-2022-2-23-26

К 90-летию эпидемии чумы в Гадруте (Азербайжан) Чума: эпидемическое последствие опасного ритуала

М.К.Мамедов

Республиканский центр по контролю за особо опасными инфекциями, г.Баку, Азербайджан

Резюме: Сообщение публикуется в связи с 90 летием со времени вспышки чумы в Гадрудском регионе Азщербайджана. Автор отметил, как на территории природного очага чумы реализация ритуала, связанного с опасным заблуждением привело к быстрому распространению инфекции от одного человека, естественным путем заразившегося от дикого грызуна. Ключевые слова: чума, природные очаги чумы.

Для цитирования: Мамедов М.К. Чума: эпидемическое последствие опасного ритуала. Биомедицина (Баку). 2022;20(2):23-26. DOI: 10.24412/1815-3917-2022-2-23-26.

Поступила в редакцию: 24.10.2022. Принята в печать: 03.12.2022.

To the 90th anniversary of the plague epidemic in Hadrut

(Azerbaijan)

The plague: epidemic consequence of the dangerous ritual

Mamedov M.K.

Center for Control of Particularly Dangerous Infections, Baku, Azerbaijan

Abstract: The communication published in connection of 90 anniversary of outbreak of the plague had been taken in Gadrut region of Azerbaijan. The author noted as on the territory of natural foci of plague only performing of ritual connected with one dangerous delusion led to rapid spread of infection from a human naturally infected from wild rodent. Key words: plague, natural foci of plague.

For citation: Mamedov M.K. The plague: epidemic consequence of the dangerous ritual. Biomedicine (Baku). 2022; 20(2):23-26. DOI: 10.24412/1815-3917-2022-2-23-26.

Received: 24.10.2022. Accepted: 03.12.2022.

Для корреспонденции: М.К.Мамедов

Профессор, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, Республиканский центр по контролю за особо опасными инфекциями, г.Баку, Азербайджан. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9777-1914 E-mail: m.mamedov@inbox.ru

Corresponding author: Mamedov M.K

Professor, Doctor of Medical Sciences, Senior Researcher, Center for Control of Particularly Dangerous Infections, Baku, Azerbaijan ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9777-1914 E-mail: m.mamedov@inbox.ru

Специалисты в области эпидемиологии чумы помнят, что 90 лет назад, в 1930-31 гг в Гадрутском районе Азербайджана, разразилась вспышка чумы, унесшая жизни нескольких десятков местных жителей и медицинских работников. Однако, в силу того, что эти материалы, как и любы другие сведения о случаях заболевания чумой среди людей в бывшем СССР, более 60 лет оставались под грифом секретности, эта вспышка чумы была известна лишь узкому кругу сотрудников противочумной службы.

Автору этих строк, тогда еще молодому сотруднику Азербайджанской противочумной станции (АзПЧС), в сентябре 1976 г довелось присутствовать на совещании, в котором в узком кругу специалистов затронули вопрос о появившейся в 1966 г в журнале "Наука и жизнь" первой открытой публикации о вспышке чумы в г.Гадруте, написанной непосредственным участником тех событий академиком АМН СССР профессором Л.А.Зильбером [1].

Выступивший тогда известный в Закавказье специалист по чуме профессор М.Н.Алиев отметил, что впервые об этой вспышке узнал еще в начале 50-х гг в период работы врачом Гадрутского противочумного отделения (ПЧО) [2]. Интересуясь событиями, связанными с этой вспышкой, он расспрашивал о них непосредственных участников тех событий. Спустя годы у него сложилось мнение о том, что эта вспышка возникла, главным образом, из-за того, что дело происходило непосредственно на территории природного очага чумы. Разумеется, свою важную роль сыграл и "человеческий фактор" и, частности реализация местными жителями старинного поверья о том, что при последовательной смерти родных для предотвращения новых смертей следует вскрыть могилы умерших и использовать их органы в ритуале каннибализма. Поэтому было логично допустить, что именно из-за этого ритуала распространение инфекции ускорилось.

М.Н.Алиев напомнил, что нечто подобное имело место в 1897 г во время вспышки чумы в кишлаке Анзоб в Таджикистане, расположенном в близости от высокогорного Гиссарского природного очага чумы (который был открыт лишь в 1970 г). Тогда, заболевания за короткое время возникли у почти 250 человек. Ныне считается, что причиной той вспышки было "рассеяние" инфекции в момент вскрытия могил нескольких умерших больных (его провели для подтверждения корректности процесса заворачивания в саван тел умерших) [3].

В итоге ученый отметил, что ныне территория, на которой произошла гадрутская вспышка, счита-

ется энзоотичной по чуме. Поэтому необходимо, в свете этого факта, более детального проанаали-зировать обстоятельства этой вспышки и сделать соответствующие выводы на будущее.

Отметим, что частично такой анализ был проведен Э.Е.Барагамовой, в то время начальником Гадрутского ПЧО: часть ее материалов были отражены в публикации, изданной в 1982 г [4]. Позднее, по просьбе М.Н.Алиева, уже заместителя начальника АзПЧС по научной работе, еще некоторые сведения о той вспышке со слов участников записал М.Б.Печерский, работавший начальником Гадрутского ПЧО до 1991 г, когда связь с этим ПЧО надолго прервалась. В итоге, накопленные материалы об упомянутой вспышке чумы оказались у М.Н.Алиева, который намеревался их обобщить и опубликовать еще в 1999 г. В 2000 г экземпляр подготовленной им рукописи для ознакомления он передал автору этих строк. Однако тогда этот материал так и не был опубликован.

Отдавая дань уважения памяти этого замечательного ученого, мы решили опубликовать те фрагенты подготовленного им материала, которые дополняют уже неоднократно описанную картину событий, происшедших 90 лет назад в Гадрутском районе, расположенном в регионе, который тогда именовался Нагорно-Карабахской Автономной областью (сегодня это Карабахский экономический район).

Согласно этому материалу 15 января 1931 г Мовсум Исрафилбеков, в то время работавший Народным комиссаром здравоохранения Азербайджанской ССР, получил телеграмму о случаях забо-

М.И.Алиев (1928-2001)

_БИОМЕДИЦИНА | Т.20«№2«2022 / BIOMEDICINE |voL20«№2«2022

DOI: 10.24412/1815-3917-2022-2-23-26 ИСТОРИЯ БИОМЕДИЦИНЫ / HISTORY OF BIOMEDICINE

левания чумой в селе Булутан Гадрутского района. Он немедленно связался с директором бакинского НИИ микробиологии профессором Л.А.Зильбером и поручил ему сфомировать группу специалистов, которой необходимо немедленно выехать в Гадрут для проведения там необходимых противоэпидемических меропритий.

В итоге, группу возглавил патологоанатом профессор И.И.Широкогоров и в ее состав включили Л.А.Зильбера и врача-инфекциониста Е.И.Вострухова. Уже 17 января они прибыли в Гадрут и сразу побывали во всех селах, где были заболевшие. 19 января в Гадрут приехали и сотрудники противочумных институтов: профессор В.В.Сукнев из Саратова и профессор И.С.Тинкер из Ростова на Дону.

Общими усилиями всех этих специалистов и местных органов управления, обеспечившим грамотное проведение надлежащих карантинных и противоэпидемических мероприятий, вспышка была быстро локализована и после 25 января 1931 г случаи заболеваний чумой не регистровались.

Ретроспективно проведенное эпидемиологическое расследование позволило установить последовательность событий, отражающих процесс распространения инфекция и вовлечения в эпидемический людей. Стало очевидным, что все началось в самом конце декабря 1930 г, когда чумой заразился первый житель села Булутан - 16-ти летний Самвел Адамян. Он поймал и принес домой зайца, где его сварили и всей семьей съели. Уже 1 января у юноши поднялась температура - 5 января он был госпитализирован в больницу в Гадруте. И хотя уже 6 января он скончался, но успел заразить не только своих родственников (до поступления в больницу), но и соседей по больничной палате (в период пребывания в больнице).

Через несколько дней заболели родственики Самвела - его родители, брат и жена брата, которые за помощью обратились к сельской знахарке Зари Авакян. Однако, ее усилия не дали эффекта и 9 января их поместили в больницу Гадрута, где 12 января они умерли (вскоре заболела и умерла и З.Авакян). Однако диагноз легочной чумы так и не был поставлен.

К этому моменту заразились работавшие в больнице врач, фельдшер, две медсестры и санитарка. От них заразился и военный врач, приехавший в Гадрут из пограничной заставы в г.Джебраил. И именно он первым заподозрил, что имеет дело с чумой и телегафировал в Баку - но он заболел уже после приезда специалистов из Баку.

Итак, менее, чем за месяц заболело и умерло 35 человек, среди которых были 19 жителей с.Бу-

лутан, 10 жителей трех других сел и 6 медицинских работников (два врача, фельдшер, две медсестры и санитарка). При этом, если жители с.Бу-лутан заразились от "нулевого" пациента (или от контактировавших с ним лиц), то медики заразились в процессе ухода за больными, находившимися в больнице. Остальные погибшие были представлены пациентами, находившимися в больнице в промежутке времени, когда так период пребывали заболевшие чумой, а также посещавших их близких. При этом, не нашла приемлимого объяснения одна особенность этой вспышки - более половины умерших были жителями с.Булутан и принадлежали 5 семьям, из которых 4 семьи были родственниками С.Адамяна. Но прямой контакт с ним имели лишь члены его семьи и были неясны обстоятельства заражения других родственников из остальных семей.

Ситуацию разъяснила информация, полученная Л.А.Зильбером (от приехавшего в составе группы сотрудника НКВД), позволившая раскрыть истинную причину быстрого распространения инфекции в с.Булутан - в селе происхода тайная эксгумация трупов умерших, осуществляемая заграничными диверсантами. Но проверка этой информации Л.А.Зильбером позволила связать создавшуюся ситуацию со старинным обычаем, описанным еще в первой статье Л.А.Зильбера о гадрутской вспышке чумы [1].

Оказалось, что после смерти членов семей "нулевого" пациента лечившая их З.Авакян вспомнила об этом обычае, согласно которому в случае последовательной смерти членов одной семьи считается, что первый умерший еще жив и "тянет" за собой остальных.

Поэтому надо вскрыть его могилу, отрезать голову трупа, а кусочки печени и сердца съесть остальным членам семьи. Выполнение этого ритуала поручили другу семьи Адамянов Н.Бабаяну, который 13 января вскрыл трупы С.Адамяна и его родственников и передал изъятые органы другим родственникам. 15 января Н.Балаян заболел и, заразив еще нескольким человек, 19 января скончался. Именно поэтому большинство заболевших оказалось эпидемиологически связанными с "нулевым" пациентом.

Эти соображения, как и другие сведения о вспышке чумы, были представлены в официальном отчете, в котором Л.А.Зильбер представил точку зрения, поддержанную и другими специалистами. Они полагали, что отмеченная вспышка чумы имела "местное" происхождение и, скорее всего, была результатом ее распространения от "нулевого" больного, заразившегося от пойманного им и

инфицированного в природе грызуна. Развитие же вспышки ускорилось из-за того, что местные жители, находясь в заблуждении, невольно способствовали распространению инфекции при извлечении трупов из могил и их вскрытии.

Надо отметить, что через год после описанной вспышки чумы и, вероятно, в связи с ней, И.И. Широкогоров подготовил и опубликовал книгу о чуме в Азербайджане, в которой он привел ряд косвенных доводов в пользу обоснованности мнения о том, что гадрутская чума, как и ранее описанные другие вспышки этого заболевания, имеет "местное" происхождение [5].

Однако, эта точка зрения "не устроила" органы государственной безопасности из-за доминировавшего в тот момент в правительственных кругах мнения о том, что наличие природных очагов чумы на территории Азербайджана маловероятно, а причиной отмечаемых заболеваний чумой людей является ее злонамеренный, осуществляемый с провокационными целями, занос в Азербайджан из Ирана. Поэтому, после описанной вспышки для предотвращения возможности проникновения чумы из-за рубежа вдоль государственной границы в нескольких населенных пунктах и, в том числе, в Гадруте, были организованы противочумные отделения.

И только почти через 15 лет после описанных событий было доказано, что на территории страны, на ее равниной части, имеется активный природный очаг чумы, а в 1962 г был открыт и горный природный очаг, расположенный в пределах Закавказского нагорья в зонах, прилегающих к хребтам Малого Кавказа и имеющий общую площадь около 100 тыс гектаров [6]. Иными словами, сегодня известно, что описанная вспышка чумы происходила именно на территории горного природного очага чумы.

Итак, сегодня ясно, что в 1930-1931 гг в селах Гадрутского района, расположенных на территории природного очага, сложилась вполне ординарная в таких условиях ситуация, когда местный житель оказался случайно вовлечен в эпизоотический процесс, протекавший среди диких грызунов (в энзоотичной по чуме местности нередко отмечаются случаи заражения живущих там людей). Вместе с тем, именно проведение местным населением ритуала, связанного с эксгумацией трупов умерших и, особенно, каннибализмом, распространение инфекции приобрело эксплозивный характер и, в итоге, привело к заражению и гибели многих людей.

Литература

1. Зильбер Л.А. Операция "Руда". Наука и жизнь. 1966;12:55-57.

2. Абдуллаев Р.М., Талбызаде А.Н., Мамедов М.К. Памяти профессора Мамеда Неймат оглы Алиева. Современ. дост. Азерб. медицины. Режим доступа: 2012;1:156-157. https://maamjoumal.az/download/dost_n1_2012.pdf

3. Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы. М.:Вузовская книга (Чума бактериологического периода). 2006;2:28-34.

4. Барагамова Э.Е. Еще раз об операции "Руда". Эпизоотология и профилактика природно-очговых инфекций. Саратов: Изд-во Всесоюзн. НИПЧИ "Микроб". 1982:76-79.

5. Широкогоров И.И. Чума (pestis опеШа^). Баку: Изд-во Наркомздрава. 1933:58 с.

6. Талыбзаде А.Н. Противочумная служба - 80 лет на страже эпидемиологического благополучия Азербайджана. Биомедицина (Баку). 2011;3:34-40. Режим доступа: https://biomedicine.az/download/biomedicine_3_2011.pdf

References

1. Zilber L.A. [Opepaciua "Ruda"]. Nauka i zhizn. 1966;12:55-57. (In Russian).

2. Abdullayev R.M., Talbyzade A.H., Mamedov M.K. [Pamjati ppofessopa Mameda Hejmat ogly Alieva]. Modern Achiev. Azerb. Medicine. Available at: 2012;1:156-157. https://maamjournal.az/download/dost_n1_2012.pdf (In Russian).

3. Supotnickij M.V, Supotnickaja H.S. [Ochepki istorii chummy]. M.:Vuzovskaja kniga (Chuma bakteriologicheskogo perioda). 2006;2:28-34. (In Russian).

4. Baragamova Je.E. [Eshhe raz ob operacii "Ruda"]. Epizootologiya i profilaktika prirodno-ochgovyh infekciy. Saratov: Izd-vo Vsesojuzn. HIPChI "Mikrob". 1982:76-79. (In Russian).

5. Shirokogorov I.I. Chuma (pestis orientalis). Baku: Izd-vo Harkomzdrava. 1933:58 p. (In Russian).

6. Talibzadeh A. Anti-plague service - 80 years of on the guard of epidemiological wellbeing of Azerbaijan. Biomedicine (Baku). 2011;3:34-40. Available at: https://biomedicine.az/download/biomedicine_3_2011.pdf (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.