Научная статья на тему '«Чудотворец» (вспышка памяти)'

«Чудотворец» (вспышка памяти) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Н. А. КОНДРАШОВ / ЛИЧНОСТЬ В НАУКЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / СЛАВИСТИКА / КУЛЬТУРА СЛОВА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / N. KONDRASHOV / PERSONALITY IN SCIENCE / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT / SLAVISTICS / CULTURE OF WORD / PEDAGOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колычева Галина Юрьевна

В мемуарных заметках ученицы профессора Н. А. Кондрашова рисуется портрет самобытного учёного-слависта с необычной стороны. Автор даёт психолингвистическую характеристику личности филолога, вспоминает наиболее яркие фрагменты аспирантской жизни и показывает учителя как неординарного педагога, талантливого языкотворца, живого, ироничного, влюблённого в стихию смыслов человека. Сквозь строки вспыхнувшей памяти автор доносит до читателя редкие факты из филологической практики Н. А. Кондрашова, рассказывает о его «лингвистическом хулиганстве», подчёркивает силу словесного воздействия учёного на окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WONDER WORKER (THE FLASH OF MEMORY)

The memoir notes by Professor N. Kondrashov’s postgraduate draws a portrait of an original Slavicist from an unusual side. The author gives a psycholinguistic characterization of the philologist’s personality, recalls the most vivid fragments of postgraduate life, and shows the teacher as an extraordinary person, a talented linguist, a living, ironic, in love with the element of human meanings. Through the lines of the flashed memory, the author brings the reader rare facts from N. Kondrashov’s philological practice, tells about his “linguistic hooliganism,” emphasizes the power of the scientist’s verbal influence on others.

Текст научной работы на тему ««Чудотворец» (вспышка памяти)»

УДК 82-94

DOI: 10.18384/2310-7278-2019-5-268-270

«ЧУДОТВОРЕЦ» (ВСПЫШКА ПАМЯТИ)

Колычева Г. Ю.

Государственный гуманитарно-технологический университет

142611, Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Зелёная, д. 22, Российская Федерация

Аннотация. В мемуарных заметках ученицы профессора Н. А. Кондрашова рисуется портрет самобытного учёного-слависта с необычной стороны. Автор даёт психолингвистическую характеристику личности филолога, вспоминает наиболее яркие фрагменты аспирантской жизни и показывает учителя как неординарного педагога, талантливого языкотворца, живого, ироничного, влюблённого в стихию смыслов человека. Сквозь строки вспыхнувшей памяти автор доносит до читателя редкие факты из филологической практики Н. А. Кондрашова, рассказывает о его «лингвистическом хулиганстве», подчёркивает силу словесного воздействия учёного на окружающих. Ключевые слова: Н. А. Кондрашов, личность в науке, психологический портрет, славистика, культура слова, педагогическое мастерство

THE WONDER WORKER (THE FLASH OF MEMORY)

G. Kolycheva

State University of Humanities and Technology

22 ulitsa Zelyonaya, Orekhovo-Zuevo 142611, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The memoir notes by Professor N. Kondrashov's postgraduate draws a portrait of an original Slavicist from an unusual side. The author gives a psycholinguistic characterization of the philologist's personality, recalls the most vivid fragments of postgraduate life, and shows the teacher as an extraordinary person, a talented linguist, a living, ironic, in love with the element of human meanings. Through the lines of the flashed memory, the author brings the reader rare facts from N. Kondrashov's philological practice, tells about his "linguistic hooliganism," emphasizes the power of the scientist's verbal influence on others.

Keywords: N. Kondrashov, personality in science, psychological portrait, Slavistics, culture of word, pedagogical skills

Впервые я услышала имя великого учёного Николая Андреевича Кондрашова в 1975 г. , когда поступила в Прикарпатский национальный университет имени Василия Стефаника на филологический факультет (г. Ивано-Франковск, Украина). Первая лекция по «Сравнительной грамматике славянских языков» . В аудиторию буквально «влетает» модно одетый молодой преподаватель М. П . Кочерган. Он начал лекцию с восторженного рассказа о великом учёном - профессоре Кондрашове [4]. Тогда не было интернета, а хорошую книгу купить было сложно - дефицит

© СС БУ Колычева Г. Ю ., 2019 .

М. П . Кочерган привозил из Москвы учебники профессора Н . А. Кондрашова, а самым прилежным студентам дарил на экзамене с автографом автора Такой учебник [2; 3] есть и у меня .

Шли годы, но знания, полученные в студенческое время, всегда нужны были как спасательная соломинка В течение пяти лет по окончании университета я побывала в Чехословакии, Польше, Белоруссии, Украине, Болгарии - как же мне пригодилась университетская выучка! Сколько раз я благодарно произносила имя Николая Андреевича, по книгам которого училась!

В 1990 г. кафедра методики начального обучения Орехово-Зуевского пединститута, на которой я работала в то время ассистентом, рекомендовала меня в аспирантуру при МОПИ имени Н . К . Крупской . Мне была назначена аудиенция . Проверить мою компетентность взялся Сам. . . Какой же страх вперемешку с волнением меня тогда обуревал! Я вошла на кафедру и успокоилась: передо мной сидел очень добрый, скромный, спокойный мужчина, который мне напомнил образ любимого святителя Николая, Мирликийского чудотворца Николай Андреевич плавно развернулся ко мне лицом и тихо спросил:

- Dzien dobry, Jak Pani ma?

- Dzi^kuj^, dobrze, - ответила я машинально и только потом осознала, что мы говорим по-польски

- Czy chcialaby Pani skosztowac herbaty, wody, lemoniady? - продолжал Николай Андреевич

Завязался разговор Потом незаметно Николай Андреевич перешёл на чешский, украинский, церковнославянский... Он знал псалмы, и я уже терялась, с кем беседую: с профессором, академиком, обыкновенным человеком или с самим Николаем-чудотворцем? Николай Андреевич был очень прост в беседе и, если чувствовал фальшь, мгновенно ставил «на место» .

Ещё помню его любимое для меня лично выражение «дурища пещерная» - это его ласковое поощрение и одобрение Не ко всем он так обращался - только к тем аспиранткам, которых уважал, любил, к кому питал надежду и уверенность

Каждому аспиранту очень важно знать, чем он будет заниматься, может быть, многие годы, а то и всю свою жизнь. Николай Андреевич часто говорил нам о миссии словесника: «Словом можно возвышать, очищать и облагораживать людей, прививать веру, радость и бодрость, возрождать любовь и милосердие, сообщать душе мир и спокойствие . И наоборот - скверными словами можно убить душу, заразить всеми видами страстей, греха и порока, можно отравлять существование окружающих. Слово способно менять жизнь коренным

образом» (текст не дословный, естественно, воспроизвожу по памяти суть).

Я лично стараюсь очень внимательно относиться к тому, что говорю, памятуя наставления не только великого моего учителя, но и святителя Феофана Затворника: «Помни, что ты, говоря, рождаешь слово, и оно никогда не умрёт, но будет жить до Страшного Суда Оно станет пред тобою и будет за тебя или против тебя»1 Об этом я всегда говорю студентам

После знакомства с Николаем Андреевичем предстоял серьёзный разговор о будущей теме кандидатской диссертации Он тогда с лёгкостью их «дарил» В то время, когда я ломала голову над ней, Николай Андреевич всем «раздавал». словообразовательные морфемы (суффиксы и приставки) . Эти вопросы меня не очень увлекали, и я с большим волнением ждала, что мне предложит великий славист Николай Андреевич, человек с большим чувством юмора и «лингвистический хулиган», предвкушая мой трепет и желая меня хорошенько взбодрить, с ходу произнёс: - Занимайся словами на -зда. Я потеряла дар речи Сутки молчала, умышленно не открывала словообразовательные словари, пытаясь вспомнить слова на -зда, а в голове только два: «звезда» и «.зда» . Через день, совсем убитая, приехала к Николаю Андреевичу По моему лицу «шеф» понял, что с этими словами я не справлюсь Спокойно, по-дружески, за чашкой чая он мне поведал историю о том, как известный лингвист профессор Е. М . Галкина-Федорук, проходя по улице, упала в открытый канализационный люк и так громко и крепко выражалась, что обалдевшие от услышанного рабочие, проводившие ремонт, сбежались на крик и стали записывать её перлы А ещё Николай Андреевич «прочитал мне лекцию» о том, что в русском языке существуют четыре матерных слова, от корней которых произведено слов на четыре тома. Да-да, в моей голове это было сложно разложить и уяснить Вот так по-доброму, в

1 См . : 50 советов и изречений святителя Феофана // Православие .RU. URL: https://pravoslavie.ru/76728. html (дата обращения: 29.09.2019) .

непринужденной беседе он меня успокоил, спросил, чем бы я хотела заниматься. Ну, конечно, старославянскими, а точнее, церковнославянскими морфемами .

- Ну тогда бери суффикс -tel, - почти торжественно объявил он, - времени у тебя три года

Моя голова просветлела. Столько слов вспомнилось с этим суффиксом, причём во всех славянских языках, что диссерта-

ция [1] была написана на одном дыхании, за два года, и защита состоялась досрочно .

Очень-очень благодарна своему учиЫю, воспитаЫю, вдохновиЫю, ваяtelю, благодеЫю, покор^е1ю, руковод^е1ю, своему дорогому ангелу-хран^е1ю! Поминаю его каждый день в утренних молитвах!

Статья поступила в редакцию 13.11.2019 г.

ЛИТЕРАТУРА

1 . Колычева Г. Ю . Имена существительные с суффиксом -тель в современном русском языке: Семантико-

стилистический и словообразовательный аспекты: дисс.... канд. филол. наук. М. : МПУ 1993. 247 с.

2 . Кондрашов Н . А . Общее языкознание: (курс лекций). Ч . I . История языкознания . М. : МОПИ име-

ни Н . К. Крупской, 1972. 173 с.

3 . Кондрашов Н . А. Общее языкознание: (курс лекций) . Ч . II . Проблемы языкознания и методы из-

учения языка. М. : МОПИ имени Н. К. Крупской, 1974. 171 с. 4. Никитин О . В . Филолог-славист Н . А . Кондрашов как историограф науки и педагог (К 100-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 2019 . Т. 80 . № 5 . С. 81-89 .

REFERENCES

1. Kolycheva G . Yu. Imena sushchestvitelnye s suffiksom -tel' v sovremennom russkom yazyke: Semantiko-stilisticheskii i slovoobrazovatelnyi aspekty: diss. ... kand. filol. nauk [Nouns with the suffix -tel in modern Russian: Semantic-stylistic and word-formation aspects: D. thesis in Philological Sciences]. Moscow, Moscow Pedagogical University Publ. , 1993. 247 p .

2 . Kondrashov N. A. Obshcheeyazykoznanie: (kurs lektsii). Ch. I. Istoriyayazykoznaniya [General linguistics:

(course of lectures). Part I . The History of linguistics]. Moscow, Krupskaya Moscow Region Pedagogical Institute Publ. , 1972. 173 p.

3 . Kondrashov N. A. Obshchee yazykoznanie: (kurs lektsii). Ch. II. Istoriya yazykoznaniya [General

linguistics: (course of lectures). Part II . The History of linguistics]. Moscow, Krupskaya Moscow Region Pedagogical Institute Publ. , 1972. 171 p. 4. Nikitin O . V. [Slavic philologist N . Kondrashov as a historiographer of science and a teacher (to his 100th anniversary)]. In: Russkiiyazyk vshkole [Russian language at school], 2019, vol. 80, no. 5, pp. 81-89 .

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Колычева Галина Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики начального и дошкольного образования, декан факультета переподготовки и повышения квалификации Государственного гуманитарно-технологического университета; e-mail: fppk@ggtu. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Galina Yu. Kolycheva - PhD in Philological Sciences, Associate Professor at the Department of theory and methodology of primary and preschool education, Dean of the Faculty of retraining and advanced training, State University of Humanities and Technology; e-mail: fppk@ggtu. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Колычева Г. Ю . «Чудотворец» (вспышка памяти) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология . 2019 . № 5 . С. 268-270. DOI: 10.18384/2310-7278-2019-5-268-270.

FOR CITATION

Kolycheva G . Yu. The Wonder Worker (The Flash of Memory). In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Russian Philology, 2019, no. 5, pp. 268-270. DOI: 10.18384/2310-7278-2019-5-268-270

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.