Научная статья на тему 'Чудо в художественном фильме Андрея Прошкина «Орда»'

Чудо в художественном фильме Андрея Прошкина «Орда» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
845
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / МОНГОЛЬСКОЕ ИГО / ОРДА / ЧУДО / МОНАСТЫРЬ / МИТРОПОЛИТ / HISTORY / THE MONGOL YOKE / HORDE / MIRACLE / MONASTERY / METROPOLITAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Орищенко Светлана Серафимовна

Художественный фильм «Орда» Андрея Прошкина об исторических событиях на Руси во времена правления Ивана II. Но главным действующим лицом киноповествования станет митрополит Московский Алексий, который позже будет причислен к лику святых. Чудо, совершённое митрополитом, позволило старцу получить от ордынцев охранную грамоту и в пределах Кремля, на месте ханского подворья, построить Чудов монастырь. Взаимоотношения между христианским митрополитом и ханшей Тайдулой легли в основу сюжета о чуде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MIRACLE IN ANDREI PROSHKIN FEATURE FILM «THE HORDE»

Film «The Horde» by Andrei Proshkin is about the historical events in Russia during the reign of Ivan II. But the main character of the screen version is Metropolitan of Moscow Aleksiy who was canonized. The miracle done by Metropolitan allowed him to get the protection certificate and build Chudov monastery on the site of Khan’s metochion, on the territory of the Kremlin. The plot concerning the miracle deals with the relationship between the Christian Metropolitan and the khan Таidula miracle.

Текст научной работы на тему «Чудо в художественном фильме Андрея Прошкина «Орда»»

УДК 8+791.43

ЧУДО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ФИЛЬМЕ АНДРЕЯ ПРОШКИНА «ОРДА»

© 2014 С.С.Орищенко

Самарская государственная академия культуры и искусств

Статья поступила в редакцию 05.02.2014

Художественный фильм «Орда» Андрея Прошкина об исторических событиях на Руси во времена правления Ивана II. Но главным действующим лицом киноповествования станет митрополит Московский Алексий, который позже будет причислен к лику святых. Чудо, совершённое митрополитом, позволило старцу получить от ордынцев охранную грамоту и в пределах Кремля, на месте ханского подворья, построить Чудов монастырь. Взаимоотношения между христианским митрополитом и ханшей Тайдулой легли в основу сюжета о чуде.

Ключевые слова: история, монгольское иго, орда, чудо, монастырь, митрополит.

Фильм Андрея Прошкина «Орда» вышел на экраны в 2012 году. Это четвёртое высказывание в ряду исследуемых нами в рубрике «Концепт чуда в современном киноискусстве»1. Всего в журнале «Известия Самарского научного центра РАН» с 2012 по 2014 годы выйдет десять статей, посвящённых современному киноискусству. В 2012 году мы остановили свой выбор на художественном фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день», где попытались исследовать идиостиль кинорежис-сёра2. В 2013 году издан цикл статей, посвящённых творчеству Павла Лунгина. Здесь рассматривался религиозный дискурс в художественном фильме «Дирижёр»3. Данная, десятая

Орищенко Светлана Серафимовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры сценической речи и ораторского искусства. E-mail: orichtchenko63 [email protected]

1 Орищенко С.С. Предательство и прозорливость в художественном фильме Павла Лунгина «Остров // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. -Том 16. - № 2. - С. 176 - 181; Орищенко С.С. Три взгляда на «Остров» Павла Лунгина // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - Том 16. -№ 2(2). - С. 434 - 437; Орищенко С.С. Слово в фильме Владимира Хотиненко «Поп» // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. - Том 16. -№ 2(3). - С. 695 - 701.

2 Орищенко С. С. Художественный фильм «Юрьев день» Кирилла Серебренникова в контексте семантики и метафизики города // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - Том 14. - № 2(4). - С. 1017 - 1023; Орищенко С.С. Метафоры фильма «Юрьев день» Кирилла Серебренникова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - Том 14. -№ 2(5). - С. 1283 - 1289; Орищенко С.С. Чеховские мотивы в фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день» // Известия Самарского научного центра РАН. - 2012. - Том 14. - № 2(6). - С. 1553 - 1559.

3 Орищенко С.С. Художественный фильм «Дирижёр»

Павла Лунгина сквозь призму эстетики постмодерниз-

ма // Известия Самарского научного центра РАН. -2013. - Том 15 № 2(2). - С. 473 - 477; Орищенко С. С. Блудный сын или взаимоотношения отцов и де-

работа завершает исследование под общим названием «Культурные коды киноискусства» из цикла «Искусство звучащего слова»4. Автору было важно опубликовать статьи в одном журнале, чтобы представить целостный взгляд на современный кинематограф. Тема чуда всегда волновала человечество. Ей мы отвели в книге «Культурные коды киноискусства» целую главу. Искусствовед Паола Волкова так объясняет «феномен притяжения к чуду»:

«Понятие «чуда» имеет вполне реальное право на место в нашей истории. А если точнее, то в любой истории и даже частной жизни «чудо» есть великий двигатель и стимул. Мифологическая, дописьменная, доисторическая история всегда изобилует чудесами»5.

тей в фильме Павла Лунгина «Дирижёр»// Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - Том 15. -№ 2(3). - С. 778 - 783; Орищенко С.С. Страсти по Матфею в фильме Павла Лунгина «Дирижёр» // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. -Том 15. - № 2(4). - С. 1036 - 1042.

4 Орищенко С. С. Искусство звучащего слова: Научно-методический комплекс в 7 кн. «Общеобразовательная школа». - Кн. 1. - Самара: 2012; Орищенко С.С. Искусство звучащего слова: Научно-методический комплекс в 7 кн. «Новый язык литературы постмодернизма». - Кн.2. - Самара: 2012; Орищенко С.С. Искусство звучащего слова: Научно-методич. комплекс в 7 кн. «Академическая лекция». - Кн.3. - Самара: 2012. Три первые книги комплекса, которые изданы, получили в 2013 году Губернский грант; Орищенко С. С. Искусство звучащего слова: Научно-методический комплекс в 7 кн. - Кн. 4 «Живопись». - Самара: 2013; Орищенко С.С. Искусство звучащего слова: Научно-методический комплекс в 7 кн. - Кн. 5 «Культурные коды киноискусства». - Самара: 2014; Ори-щенко С.С. Искусство звучащего слова: Научно-методический комплекс в 7 кн. - Кн. 6. «Скульптура», 2015 (рукопись); Орищенко С.С. Искусство звучащего слова: Научно-методический комплекс в 7 кн.

- Кн. 7. «Театр», 2016 (рукопись).

5 Волкова Паола Мост через бездну. «Ба-гуа» как архаическая космогония Древнего Китая. - М.: 2013.

- С. 85 - 86.

Кинопритча Андрея Прошкина не столь глубоко сокрыта от нас веками по сравнению с дописьменными временами, но потребность чуда велика и в тот период. Стимулом для Юрия Арабова стало написание сценария о временах правления на Руси правнука Александра Невского Ивана Ивановича, сына Ивана Калиты. Правление этого человека было недолгим, всего шесть лет. Вот какие сведения о нём можно получить в «Энциклопедии русской истории»6:

«Иван II Иванович Красный (1326 - 1359) Второй сын Ивана Калиты. После смерти брата Семёна Гордого в 1353 г. стал великим князем московским и владимирским, отстоял право на великокняжеский престол в борьбе с суздальско-нижегородским князем Константином Васильевичем. Продолжал политику по объединению русских земель. Иван II был глубоко верующим. Он находил поддержку у митрополита Алексия. В 1354 г. Митрополит подарил великому князю древнюю реликвию -ставротеку7, привезённую от византийского патриарха Филофея. На ней изображались святые - врачи, исцелители (хранится в Оружейной палате). Правил Русью Иван II всего шесть лет, особенно ничем не отмеченных, кроме того, что при нём началась основная деятельность Сергия Радонежского»8.

Художественный фильм на историческую тему интересен тем, что в нём воспроизводится какой-то определённый отрезок времени из истории отечества. В размышлении о таком фильме будет вполне уместным обращение за комментариями к энциклопедиям. Нам необходимы справки и уточнения о той или иной исторической личности, бытовых подробностях эпохи, детализации семантики тех слов, которые вышли из общеупотребительного словаря.

В сценарии фильма «Орда» роль князя Ивана II эпизодическая. Правитель Москвы обращается к митрополиту с просьбой поехать в орду и совершить чудо - вылечить мать хана Тайдулу. В разных источниках находим расхождения об этой исторической личности.

6 Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина Е.Н. Энциклопедия русской истории. - М.: 2000. - С. 640.

7 Стерлигова Ирина. Византийские святыни и драгоценности московских государей. В начале XIX столетия в Кремле еще хранились две византийские ставро-теки. Сведения о них дошли до нас в рукописной Описи собрания Оружейной палаты 1808 года, хранящейся в архиве Музеев Кремля... [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: / /www.nasledie-rus.ru /podshivka/9401.php (Дата обращения 24.04.13).

8 Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина

Е.Н. Энциклопедия русской истории.. - С. 229.

Расхождения касаются сведений о болезни самой Тайдулы или же о болезни её сына. «Тайдула (? - 1360) - жена хана Золотой Орды Узбека, мать его сыновей Тинибека и Джа-нибека, а также дочери, бывшей замужем за Харунбеком, сыном правителя Хорезма Кутлуг-Тимура. Тайдула стала старшей женой Узбека после смерти его жены Баялун в 1323 году, по сообщению Симеоновской летописи»9.

Следует отметить, что история взаимоотношений нашей страны с ордой часто интерпретируется в науке по-разному. Одни учёные утверждают, что гнёт Руси ханской ордой был жесточайшим, монголы разоряли родные просторы на протяжении 3-х столетий. Другие историки считают, что ига в том понимании, в котором мы привыкли считать, не существовало. Русь вполне добрососедствовала с кочевниками. А разорительные войны, в которых русские князья прибегали к помощи иноземных захватчиков в борьбе за власть, раздирали Русь на части гораздо чаще и страшнее. И всё-таки лавина племён менгу, о которых писал Владимир Чивилихин в романе-эссе «Память», впечатляла необузданной силой, натиском в продвижении орды на запад. Интересен и тот факт, что орду саму раздирали страсти по захвату власти. Именно этот период показан в фильме. Как говорят создатели кинокартины, они хотели показать, что это историческое время вполне созвучно сегодняшнему дню, когда современные политики используют некорректные политические технологии в достижении желанной цели. Власть, удержать сложно, но тем привлекательнее она для тех, кто к ней стремится.

Как бы там ни было, но у Юрия Арабова был прекрасный повод создать интересный сценарий на основе исторических событий. Сам факт, что монголы обращаются к православному митрополиту за помощью, говорит о многом. Очевидно, не зря летописи сохранили для потомков сведения о том, что Иван II Красный был набожным человеком, что в его правление на Руси появился праведник Сергий Радонежский, что митрополит Алексий по молитве, обращённой к Богу, смог сотворить чудо, вернув здоровье иноверцу. Ведь совершал чудо Алексий, пользуясь христианскими молитвами, врачуя душу и тело ханши Тайдулы по православным канонам. Читаем об Алексии в «Энциклопедии русской истории»:

«Алексей (Алексий) (1298 - 1378) Русский митрополит с 1354 г. А. активно выступал за объединение русских земель вокруг Москвы. При княжении Ивана Красного и малолетстве Дмит-

9 Тайдула [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тайдула (13.11.12)

рия Донского был фактически главой правительства; позднее поддерживал Дмитрия в борьбе с тверскими и суздальско-нижнего-родскими князьями. Выступал против литовских князей, стремившихся создать отдельную митрополию в Киеве. Алексий был активным сторонником соглашения с Золотой Ордой для предотвращения новых нашествий на Русь. Вылечив молитвой и лампадным маслом от болезни глаз татарскую ханшу Тайдулу, Алексий основал на месте лечения город Тулу (искаженное Тайдула) и получил в благодарность место под монастырь в Московском Кремле, которое ему очистили татары от своего - Ордынского подворья. В память о чуде исцеления монастырь был назван Чудовым, да и татар в Кремле не стало. Алексий покровительствовал Сергию Радонежскому, пытался перед смертью посадить его на свое место, но безуспешно. Канонизирован в 1448 - 49 гг. русской православной церковью»10.

Как видим характеристика митрополита полнее и интереснее, нежели характеристика князя Ивана II. Вот и фильм Андрея Прошки-на об этом чудесном исцелении, сотворённом митрополитом. Орду раздирают страсти. Одна из них желание повелевать. Оно так сильно, что брат губит брата, не понимая, что удел каждого следующего преступника, вознамерившегося взойти на престол, вполне предсказуем. Удивительно, но жаждущие взойти на престол совершают преступления в присутствии своих ближних, при большом скоплении народа, ничуть не стесняясь посторонних. Причём, официальная версия гибели того или иного соперника во власти искажается, убийцы придумывают причины гибели ханов. Порочная, кровожадная жизнь ордынцев, погрязших во грехе, живёт по законам: мяса и крови, золота и зрелищ. Правители, уставшие от власти и подчинения себе этого мира, жаждут чуда. При этом они не забывают о том, что власть может удерживаться на страхе. Отсюда публичные казни пленников, чьи головы выше колеса, они срубают. Своеобразное прокрустово ложе в орде - площадная забава, казнь совершается прилюдно, в присутствии скопления народа. Воины оттачивают своё мастерство, срубая головы пленников. Интересен тот факт, что они не забывают оставлять в ханстве людей мастеровитых, но оставляют и их нехотя, боясь возможного голода. Подробности потрясают, когда Тайдула говорит сыну, что лишние рты им не нужны в зиму, иначе можно снова есть человечину. Не трудно догадаться, кого едят ордынцы в особо сложные моменты жизни. Порочная жизнь так страшна, что можно только удивляться, как эти люди ещё способ-

10 Бенедиктов Н.А., Бенедиктова Н.Е., Базурина Е.Н. Энциклопедия русской истории.....- С. 23.

ны воевать и держать в подчинении и страхе народы.

В книге «Память» В.Чивилихин утверждал, что страх двигал разрозненными кочевыми племенами, которые не могли общаться между собой, так как принадлежали к разным народностям и говорили на разных языках. Страх за свою жизнь делал армию монголов непобедимой, так как при отступлении десятка воинов казнили сотню. При бегстве с поля боя сотни, казнили тысячу. При дрогнувшей в бою тысяче, казнили десять тысяч. Воинам гораздо легче было расстаться с жизнью во время боя от стрелы противника или его клинка, нежели при показательной казни, когда из рассечённой груди, у живого ещё человека, вырывали сердце. Когда затаптывали провинившихся табунами лошадей, превращая человека в придорожную пыль. Когда выпускали кишки и наматывали их на столб, вокруг которого водили пленного, пока казнённый не умирал в невероятных мучениях. Кровавые игры без правил, порождали ненависть к врагу и бесстрашие, граничащее с безумием. Возможно, как раз жизнь без правил и делала эту армию непобедимой. В одном из эпизодов фильма монгольские воины, очевидно, для устрашения «добровольных» пленных, митрополита Алексия и его служки Фёдора, рассказывают ещё об одной пытке. Можно наматывать кишки пленника на клинок, воткнув его в пупок врага и поворачивая оружие слева направо. Жизнь человека в орде ценится дёшево.

Что говорить о жизни русских пленных, если убийство в ханских палатах также закономерно. После эпизода, когда сын Тайдулы Джанибек11 убивает своего брата Тинибека, чтобы занять престол в орде, мать отрубает себе палец, дабы заплатить жертву за беззаконие сына. Таким образом, мать своей кровью за кровь Тинибека смывает позор сына, делает возможным его приход к власти. Если помнить, что матери всегда считают своих детей пальчиками на руке, то можно сделать вывод, что такое понимание свойственно не только русской культуре. Любая боль в пальце отзывается болью в сердце матери. Что говорить об отсечённом пальце? Такую боль мало кто

11 Джанибек (тат. Canibgk, Щанибж; ум. 1357) - хан Золотой Орды (1342 — 1357). Третий сын Узбек-хана. Пришел к власти, убив своих братьев - хана Тинибека и Хизра. Проводил политику усиления центральной власти и вмешательства в дела вассальных княжеств. Тем не менее, Джанибек в русской летописи назывался «добрым». В 1347 году произошёл единственный за всё время правления Джанибека набег на Русь - в окрестности города Алексина [Электронный ресурс] -Режим доступа: http: / /ru.wikipedia.org/wiki / Джанибек (13.11.12).

стерпит. Тайдулла же сама отрубает себе палец. Её поступок показывает в ней сильного человека, способного ради любви, ради власти младшего сына принести в жертву не только палец, но и себя. С одной стороны, физическая боль - постоянное напоминание матери о гибели ребёнка, с другой стороны, утверждение в правоте содеянного, демонстрация силы характера, одобрение кровопролития. Возможно, так Тайдула разделила страдания погибшего Тинибека, возможно, раз и навсегда отрезала тот период времени, пытаясь вычеркнуть из памяти бесчинство младшего сына.

Несмотря на то, что убийство Джанибек совершил при большом стечении народа, задушив брата, матери он говорит о том, что тот подавился куском хрящика. И сначала может показаться, что поступок сына мог разочаровать Тайдулу, но дальнейшие события говорят об обратном. Дворцовый этикет сохранён: ложь Джанибека и кровь Тайдулы приводят младшего сына ханши к власти.

Попробуем понять, как создатели фильма смогли вслед за летописями показать Джани-бека «добрым». В фильме есть несколько эпизодов, которые могут так характеризовать героя. В первом эпизоде, когда он ругает своего слугу за то, что тот убил одного из лекарей в ответ на свой приказ, чтобы глаза его (хана) не видели этого псевдолекаря: «Я разве просил его убивать? Что за народ? Дикий народ. Неразумный». Второй эпизод, когда хан не расправляется с послами из Италии, а позволяет им жить в орде. Никто не помогает им, но никто и не преследует как иноверцев, не мучит, не пытает. Третий эпизод, когда он, унизил Алексия после неудачного лечения матери. Он раздел митрополита донага, бросив старца в пыль и вылив ему на голову святую воду из чаши, но при этом приказал своему воину следить за ним, чтобы старец оставался живым. Конечно, Джанибеком движет не милосердие, живым нужен митрополит, чтобы хан смог показать свою силу при уничтожении Москвы, чтобы причинить Алексию большее страдание, нежели смерть. Но справедливости ради необходимо вспомнить поведение Джани-бека после того, как Тайдула прозрела. Он разыскивает старца, встаёт перед ним на колени, приказывает отмыть гостя, накормить и отправляет домой с подарками и охранной грамотой. Своего же верного слугу бьёт плетью по лицу, негодуя на то, что митрополит был недалеко от погибели.

После одной из показательных казней новых пленных с Руси Тайдула слепнет. Темнота покрывает мир после того, как ханша сама приказала казнить одного из пленных, выбрав

его из-за его высокого роста. Маги, чародеи и шаманы со всего мира пытаются заклинаниями и лечебными мазями вылечить мать хана. Но никому из них не удаётся это сделать. Тогда сын принимает решение послать конвой на Русь за митрополитом Алексием, чтобы тот, приехав в орду, сотворил чудо, вылечил мать от слепоты.

Сцены, в которых показана древняя Москва, с точки зрения сегодняшнего зрителя, достаточно точны. Это не белые каменные палаты, не своды и арки, это не золото и богатое убранство, а деревянный городок, больше напоминающий захудалую деревеньку. И князь одет не в дорогие соболиные одежды, унизанные драгоценными камнями и расшитые златом и серебром. Иван II обращается к митрополиту с просьбой, чтобы тот отправился в орду, потому что понимает, что в случае отказа город вновь будет разорён кочевниками, которые своё превосходство подчёркивают тем, что въезжают, не спешившись, в православный храм во время службы. Элемент превосходства кочевников не нов для кинематографа. Мы уже видели подобные сцены в «Андрее Рублеве» Андрея Тарковского. А вот юрты, расставленные повсюду в черте города рядом с деревянными покосившимися домиками, пожалуй, мы увидели впервые.

«У нас - отчасти после Льва Гумилёва - пошла традиция представлять себе Орду как неких толерантных восточных людей. Это абсолютно не сходится с историческими источниками. Ордынцы были достаточно жестоки, они разоряли церкви - и это описано в летописях (летописи -единственный исторический источник, и если их ставить под сомнение, то у нас не остается документальных источников вообще)»12.

Митрополит Алексий понимает, что обречён на гибель. При разговоре с князем, он пытается иронизировать по поводу столь лёгкой задачи - вернуть зрение слепому, куда сложнее видится ему задача, чтобы у безногого или безрукого выросли новые конечности. В иронии этой содержится понимание священника, что чудо в руках Всевышнего, но не человека. Не верит Алексий в свою способность совершать чудеса. Понимает это и князь, но, тем не менее, он посылает митрополита на погибель, чтобы получить отсрочку от ордынцев, желая спасти город от полного разорения. При этом передаёт бразды правления в руки другого священника, который удручён ситуацией: «Как же? При живом-то митрополите?». Только па-

12 Кульба Андрей. Чудо о Тайдуле // Интернет-журнал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: / /www.pravoslavie.ru/jurnal /50049.htm (25.11.13).

ства свято верит своему наставнику, у них не вызывает сомнения, что их духовный отец совершит чудо. Сопровождающий в поездке пастыря служка читает по дороге в орду Евангелие как руководство к действию. Алексий понимает, что он не святой, и совершить чуда без Божьей помощи не в состоянии.

Интересен тот факт, что слепая Тайдула узнаёт прибывшего к ней Алексия по запаху. Алексий бывал раньше в ханстве, встречался с Тайдулой. Удивляет поступок ханши, вызвавшей православного пастыря для лечения. Вызов православного батюшки для столь необычного дела уже составляющая чуда. Возможно, в этом поступке отчаяние, а возможно, и дань уважения к христианам и их вере в Иисуса Христа. Можно предположить, что ханша вспомнила какую-то ситуацию, связанную с пребыванием Алексия в орде и потому предположила, что он сможет совершить чудо.

Здесь важно отметить, что роль Тайдулы исполняет известная для Самары актриса Роза Хайруллина, которая прослужила в Самарском театре юного зрителя (САМАРТ) более десятилетия. Одна из главных её ролей в театре мамаша Кураж, в ней Роза представала перед зрителями с лицом-маской, так похожей на клоунессу. Поэтому в фильме «Орда», может быть, как раз для самарских зрителей облик Розы Хайруллиной был скорее узнаваемым, нежели наоборот. Кстати, Роза Хайруллина за эту роль получила на Московском кинофестивале первую премию 2012 года за лучшую женскую роль.

Максим Суханов сыграл митрополита Алексия. И роль им столь же удачно сыграна, как и Розой Хайруллиной. Играть старца в его возрасте достаточно сложно, но актёр со своей задачей справился. Актёрский состав вообще подобран интересно, так в первых кадрах фильма одного из правителей ханства Тинибе-ка играет Андрей Панин. Грим подчеркнул особенности лица актёра, превратив его в жителя-кочевника...

Чудо, сотворённое митрополитом, сохранит ему жизнь. Но прежде чем это произойдёт, ему придётся в орде пройти девять кругов ада. После всех нечеловеческих мытарств митрополит получит охранную грамоту и вернётся на Русь. Удивительно, что старец и после благополучного исхода, утверждал, что он ничего не сделал, он боялся впасть в прелесть и помыслить о себе, что он способен совершить чудо. Но очевидно, сила его молитвы была столь действенной именно потому, что была дана безгрешному человеку. Отречение от себя, терпение и смирение перед унижениями, милосердие к ближнему, желание придти на по-

мощь любому сделали возможным, что молитва митрополита была услышана Господом. Голгофа Алексия закончилась самым значительным подарком - жизнью.

Чудо произошло и закреплено в веках. Напоминание о нём - Чудов монастырь. Факт не только религиозный культуры, но и факт исторический. И важен он для современных зрителей осознанием того, что главное чудо, возможно, свершившееся гораздо позже жизненных путей и митрополита Алексия, и ханши Тайдулы, давшей имя исконно-русскому городу Тула, свершилось. Заключается оно в том, что русские и татары с разным языком, с разной культурой, с разной религией смогли стать добрыми соседями, способными уважать и язык, и культуру, и религию друг друга. Отношения эти добрые, веками проверенные, доказывающие, что представители разных наций могут понимать и принимать друг друга, жить в мире, не деля его на своих и чужих.

Предполагаем, что создателям фильма было очень непросто обратиться к данной теме, чтобы воспроизведение христианского чуда не исказило исторического факта, не превратило его в выдумку, в сказку, в небыль... Андрей Прошкин снял фильм «Орда», в котором всё задуманное получилось. Чудо, представленное им, было явлено не в сиянии лучезарного блеска и мистической недоговорённости, а в драматургии человеческих борений, в красоте веры, человеческого духа, ведь митрополит Алексий нигде ни разу не усомнился в Божественной мудрости и правильности предначертанного ему пути. Потому и в орде остался, вернее, вернулся в неё с очередной партией пленных, потому что не мог возвратиться на родину с трагической вестью о том, что Москва будет разрушена и поругана в очередной раз, и теперь по его вине.

Фильм Андрея Прошкина не случайно вызывает к себе такой интерес, потому что весь актёрский ансамбль, тема, идея фильма созвучны современному обществу. Принято считать, что для того, чтобы не совершать новых исторических ошибок, полезно заглядывать в прошлое. Создатели фильма смогли для нас его приоткрыть. Как знать, возможно, сегодня это кого-то убережёт от необдуманных поступков на политической арене, а кого-то вернёт к истокам православной веры.

Феномен чуда в современном кинематографе исследуется с завидным постоянством. Помня о том, что «чудо» есть великий двигатель и стимул» в частной жизни, мы понимаем, что вера, основанная на проявлении чудесного в личном опыте, опирается на текст Евангелия. Чудо в Евангелии - это всегда ответ на

поиски конкретного человека. Таким ответом на внутренний запрос митрополита Алексия стала история, рассказанная в художественном фильме Андрея Прошкина «Орда».

«Чудо - это тот момент, когда реальность этого мира теряет свою актуальность, а человек уже знает, чувствует, верит, ищет встречи с реальностью иного порядка. То есть чудо - не цель, а попутный феномен. Пока нет этого внутреннего прозрения, нет искреннего стремления принять Творца, чудо не имеет никакого смысла. Оно, как взрыв, прорывает оболочку внешности, разрывает последние преграды на пути к Богу, сковывающие веру»13.

Хорошо, что потребность говорить сегодня о чуде, чудесах и чудесном опирается на исто-

рические факты. Хорошо, что эти факты имеют подтверждение. Хорошо, что в кинематографе приоткрывают завесы над такими тайнами, которые ведут нас к исследованию философии поступка, который, по мнению М.М.Бахтина, должна исследовать нравственная фило-софия14. Но это уже следующий этап постижения фильма Андрея Прошкина «Чудо».

13 Феномен чуда Николо-Угрешская Православная Духовная Семинария [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nupds.ru/index.php/2012-05-14-15-47-01/516-2013-09-11-09-53-14 (03.02.14).

14 Бахтин М.М. Собрание сочинений в семи томах. -Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. К философии поступка. - М.: 2003. - С. 49.

A MIRACLE IN ANDREI PROSHKIN FEATURE FILM «THE HORDE»

© 2014 S.S.Orishchenko° Samara State Academy of Culture and Arts

Film «The Horde» by Andrei Proshkin is about the historical events in Russia during the reign of Ivan II. But the main character of the screen version is Metropolitan of Moscow Aleksiy who was canonized. The miracle done by Metropolitan allowed him to get the protection certificate and build Chudov monastery on the site of Khan's metochion, on the territory of the Kremlin. The plot concerning the miracle deals with the relationship between the Christian Metropolitan and the khan Taidula miracle. Keywords: history, the Mongol yoke, the Horde, miracle, monastery, Metropolitan.

Svetlana Serafimovna Orishchenko, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Stage Speech and Oratory. E-mail: orichtchenko6 3 6@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.