Научная статья на тему 'Что ждет российскую адвокатуру в будущем?'

Что ждет российскую адвокатуру в будущем? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
390
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДВОКАТУРА / КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПРАВОВОЙ СТАТУС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Власов Анатолий Александрович

Цель: Исследование проблем повышения статуса российской адвокатуры в гражданском обществе. Методология: Использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: В статье высказываются соображения относительно статуса адвокатуры в гражданском обществе. В России действует принятый 31 мая 2002 года базовый Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который успешно регулирует профессиональную деятельность адвокатуры на протяжении уже 16 лет. В некоторых других странах нет такого закона, однако существуют правовые институты и механизмы, более продвинутые в правозащитной сфере, которые российские законодатели могли бы в целях совершенствования адвокатуры позаимствовать. Без позитивного опыта международных принципов организации и деятельности адвокатуры российская адвокатура не сможет полноценно реализовать поставленные цели и задачи. Российское общество скоро отметит четверть века Конституции РФ, однако в Основном законе отсутствует упоминание об очень важном для всего общества правозащитном институте адвокатуре. Эту ситуацию необходимо исправлять, для чего следует предусмотреть в Конституции РФ статью об адвокатуре, где раскрыть цели, задачи и принципы организации ее деятельности. Новизна/оригинальность/ценность: Новизна статьи состоит в том, что в ней анализируется статус адвокатуры на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What waits for the Russian legal profession in the future?

Purpose: A research of problems of increase in the status of the Russian legal profession in civil society. Methodology: Formal legal and comparative-legal methods were used. Results: In article observations concerning the status of legal profession in civil society are made. In Russia the basic Law «About Lawyer Activity and Legal Profession in the Russian Federation» adopted on May 31, 2002 which successfully regulates professional activity of legal profession for already 16 years works. In some other countries there is no such law which quite successfully regulates activity of legal profession in the organizational and legal plan in Russia. However in other countries there are legal institutes and mechanisms more advanced in the human rights sphere, than in Russia which the Russian legislators could borrow also for improvement of legal profession. Without positive experience of the international principles of the organization and activity of legal profession, the Russian legal profession won't be able fully to realize the goals and tasks. The Russian society will celebrate quarter of the century of the Constitution of the Russian Federation soon, however in the Basic law there is no mention of this human rights institute, very important for all society, about legal profession and this situation needs to be corrected for what to provide article about legal profession in the Constitution of the Russian Federation, where to open the purposes, tasks and the principles of the organization of her activity. Novelty/originality/value: The novelty of article consists that in her the status of legal profession at the present stage is analyzed.

Текст научной работы на тему «Что ждет российскую адвокатуру в будущем?»

Проблемы организации и функц ионирования адвокатуры

Власов А.А.

ЧТО ЖДЕТ РОССИЙСКУЮ АДВОКАТУРУ В БУДУЩЕМ?

Цель: Исследование проблем повышения статуса российской адвокатуры в гражданском обществе.

Методология: Использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы.

Результаты: В статье высказываются соображения относительно статуса адвокатуры в гражданском обществе. В России действует принятый 31 мая 2002 года базовый Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который успешно регулирует профессиональную деятельность адвокатуры на протяжении уже 16 лет. В некоторых других странах нет такого закона, однако существуют правовые институты и механизмы, более продвинутые в правозащитной сфере, которые российские законодатели могли бы в целях совершенствования адвокатуры позаимствовать. Без позитивного опыта международных принципов организации и деятельности адвокатуры российская адвокатура не сможет полноценно реализовать поставленные цели и задачи. Российское общество скоро отметит четверть века Конституции РФ, однако в Основном законе отсутствует упоминание об очень важном для всего общества правозащитном институте - адвокатуре. Эту ситуацию необходимо исправлять, для чего следует предусмотреть в Конституции РФ статью об адвокатуре, где раскрыть цели, задачи и принципы организации ее деятельности.

Новизна/оригинальность/ценность: Новизна статьи состоит в том, что в ней анализируется статус адвокатуры на современном этапе.

Ключевые слова: адвокатура, Конституция РФ, правовой статус.

Vlasov A.A.

WHAT WAITS FOR THE RUSSIAN LEGAL PROFESSION IN THE FUTURE?

Purpose: A research of problems of increase in the status of the Russian legal profession in civil society.

Methodology: Formal legal and comparative-legal methods were used.

Results: In article observations concerning the status of legal profession in civil society are made. In Russia the basic Law «About Lawyer Activity and Legal Profession in the Russian Federation» adopted on May 31, 2002 which successfully regulates professional activity of legal profession for already 16 years works. In some other countries there is no such law which quite successfully regulates activity of legal profession in the organizational and legal plan in Russia. However in other countries there are legal institutes and mechanisms more advanced in the human rights sphere, than in Russia which the Russian legislators could borrow also for improvement of legal profession. Without positive experience of the international principles of the organization and activity of legal profession, the Russian legal profession won't be able fully to realize the goals and tasks. The Russian society will celebrate quarter of the century of the Constitution of the Russian Federation soon, however in the Basic law there is no mention of this human rights institute, very important for all society, - about legal profession and this situation needs to be corrected for what to provide article about legal profession in the Constitution of the Russian Federation, where to open the purposes, tasks and the principles of the organization of her activity.

Novelty/originality/value: The novelty of article consists that in her the status of legal profession at the present stage is analyzed.

Keywords: legal profession, Constitution of the Russian Federation, legal status.

В последнее время уделяется много внимания обсуждению роли и места адвокатуры в российском обществе и государстве. Так, прошедший 30 мая 2018 года на достаточно высоком научно-практическом уровне круглый стол, проведенный Рабочей группой Общероссийского Гражданского Форума «Развитие адвокатуры» (координаторы В.В. Клювгант и А.В. Рагулин [3]), был посвящен разрешению проблем обеспечения необходимых гарантий адвокатской деятельности.

К участию в круглом столе были приглашены заинтересованные лица: представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов адвокатского самоуправления и общественных объединений адвокатов, предста-

вители образовательных и научно-исследовательских учреждений.

Ранее высказанные Рабочей группой ОГФ важные позитивные предложения, в частности об исключении из УПК РФ процедуры допуска адвоката к участию в деле, о запрете на использование в качестве доказательств материалов адвокатского производства, о разрешении присутствия при производстве обыска в отношении адвоката специально уполномоченного представителя региональной адвокатской палаты, об установлении в УПК РФ обязательных требований к основаниям и порядку, а также решениям о производстве обыска, были учтены в принятом Федеральном законе № 73-ФЗ от 17 апреля 2017 года, что очень

отрадно. Также законодательно были расширены права адвоката-защитника в части приобщения к материалам уголовного дела заключения специалиста, и фактически устранен запрет на разглашение адвокатом-защитником данных предварительного расследования, если это необходимо в связи с осуществлением им защиты подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу.

Весьма положительными также можно признать реализованные предложения Рабочей группы ОГФ в принятом Федеральном законе № 146-ФЗ от 1 июля 2017 года, по итогам которого был увеличен до 5-10 тысяч рублей административный штраф за неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату, информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, а также за несвоевременное её предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации.

Тем не менее, как отмечено на заседании Рабочей группы ОГФ, анализ положений действующего Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и процессуального законодательства, а также постоянный мониторинг практики применения этих нормативных правовых актов, проводимые Рабочей группой ОГФ, показывают, что многие правовые нормы, призванные способствовать осуществлению адвокатом своей профессиональной деятельности надлежащим образом, пока работают недостаточно эффективно. С этим трудно не согласиться.

Параллельно с активной деятельностью Рабочей группы ОГФ Минюстом РФ был опубликован Проект Распоряжения Правительства РФ «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи», согласно которому основной задачей разработанной Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг в Российской Федерации, предполагающей:

- повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг;

- совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности;

- создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг, условий исключения из профессии недобросовестных консультантов;

- создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным

международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство.

Налицо вроде бы благие цели исполнительной власти, с которыми трудно не согласиться.

Авторами Концепции в целях регулирования так называемого «рынка» профессиональной юридической помощи предполагается осуществить ее реализацию в три этапа.

Так, на первом этапе реализации Концепции (2018 год) предусматривается разработка нормативных правовых актов, включающих в себя:

- создание возможностей для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для ведения адвокатской деятельности (объединения в адвокатские образования), при этом создание новых организационно-правовых форм коммерческих организаций, не предусмотренных ГК РФ, не предполагается;

- обеспечение возможности работы адвокатов по трудовому договору с адвокатскими образованиями;

- детализацию режима налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от избранной формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи;

- обеспечение возможности использования адвокатскими образованиями, в том числе являющимися некоммерческими организациями, средств индивидуализации;

- обеспечение возможности участия адвокатских образований в государственных закупках;

- введение правила о том, что оказание юридической помощи лицами, являющимися адвокатами или юристами иностранных государств и не имеющими статуса адвоката на территории РФ, допускается при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется федеральным органом юстиции, и только по вопросам права данного иностранного государства при соблюдении принципа взаимности (то есть иностранное государство, в котором данное лицо является адвокатом или юристом, предоставляет взаимно российским адвокатам на своей территории статус, позволяющий оказывать юридическую помощь) [4];

- введение правила о том, что иностранные граждане вправе получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо высшее юридическое образование, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Россий-

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 3 (34) 2018 <

АДВОКАТУРА

ской Федерации, при условии соблюдения принципа взаимности (то есть если в соответствии с законодательством данного иностранного государства гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, вправе получить в данном государстве на тех же условиях статус адвоката или иной аналогичный статус, позволяющий оказывать юридическую помощь по вопросам права этого государства);

- введение требований к адвокатским образованиям, устанавливающих запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В рамках второго этапа реализации Концепции (2019 год) предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа концепции в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу.

При этом упрощенный порядок приема в адвокатуру предполагает проверку знаний только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, осуществляемую в форме тестирования [4]. Данный упрощенный порядок предполагается осуществлять в переходный период до 1 января 2023 года для лиц, соответствующих общим требованиям закона об адвокатуре и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев. Лицам, не отвечающим установленным критериям, необходимо будет сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке.

Квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование, полученное в РФ или СССР, либо ученую степень в области юриспруденции и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет в организациях (либо в качестве индивидуальных предпринимателей по этому виду деятельности), оказывающих юридические услуги на территории РФ. При этом должна допускаться возможность сдачи повторного экзамена для претендентов, не сдавших его в первый раз, в течение всего переходного периода реализации концепции.

Правила предоставления статуса адвоката в упрощенном порядке и порядок сдачи соответствующего квалификационного экзамена должны быть унифицированными, максимально прозрачными и публичными и утверждены совместно Федеральной палатой адвокатов РФ и Минюстом России.

Предполагается, что на лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не должно распространяться требование, предусмотренное пунктом 1 статьи 21 и пунктом 1 статьи 22 Закона об адвокатуре, о необходимости наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов.

Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру [4].

В настоящий момент размер таких отчислений устанавливается решениями собраний (конференций) адвокатов адвокатских палат субъектов РФ и существенным образом отличается в различных регионах. Установление упрощенного порядка вступления в адвокатуру должно предполагать единообразие в решении данного вопроса.

На третьем этапе реализации Концепции (2020-2022 гг.) предполагается осуществлять прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке в соответствии с переходными правилами, разработанными и принятыми в рамках второго этапа. К моменту окончания третьего этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

Самым революционным является то, что, согласно Концепции, с 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также юристы, осуществляющие профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций.

Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 года юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования.

Что касается коммерческих организаций, осуществляющих деятельность по оказанию юридических услуг, которые намерены продолжить ее в дальнейшем, до 1 января 2023 года они должны будут привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре и при соблюдении необхо-

димых требований получить статус адвокатского образования.

Можно по разному оценивать данную Концепцию, однако прийти к однозначному выводу о целесообразности многих ее положений без обязательного мониторинга полученных и достигнутых результатов в 2018-2020 гг. будет сложно.

Безусловно, все, что делается различными структурами в плане укрепления адвокатуры, совершенствования адвокатской деятельности, защиты прав и законных интересов адвокатов, идет только на пользу.

В этой связи возникла потребность высказать некоторые соображения относительно самого статуса адвокатуры в гражданском обществе.

В России действует принятый 31 мая 2002 года базовый Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», который, кстати, успешно регулирует профессиональную деятельность адвокатуры в организационно-правовом плане на протяжении уже 16 лет. Хочется отметить, что в некоторых других странах нет такого закона.

Однако в других странах существуют правовые институты и механизмы, более продвинутые в правозащитной сфере, которые российские законодатели могли бы в целях совершенствования адвокатуры также позаимствовать. Без позитивного опыта международных принципов организации и деятельности адвокатуры российская адвокатура не сможет полноценно реализовать свои поставленные цели и задачи. Российское общество скоро отметит четверть века Конституции РФ, однако когда знакомишься с Основным законом, то ловишь себя на мысли по поводу отсутствия в нем какого-либо упоминания об очень важном для всего общества правозащитном институте. К глубокому сожалению, в Конституции РФ ни слова не говорится об адвокатуре, целях, задачах и принципах организации ее деятельности.

Единственное, что следует из текста Конституции РФ, - это упоминание о том, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. Однако о том, кто же является таким «спецсубъектом», в Конституции нет ни слова, и на кого возложена такая прямая обязанность обеспечивать граждан юридической, да еще и квалифицированной помощью, остается только догадываться.

Вопрос о статусе адвокатуры в России имеет очень важное значение [2]. Если вспомнить 2002 год, когда принимался Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», то одновременно с ним принимались и дру-

гие федеральные законы: о судах общей юрисдикции, о прокуратуре, о полиции и др.

Однако, например, в отличие от адвокатуры, судебной системе в Конституции РФ посвящена аж целая 7 глава (статьи с 118 по 128), и в этой главе даже нашлось место прокуратуре (ст. 129) [1]. Но почему-то авторы Конституции 1993 года «забыли» про адвокатуру. Как рассказывают ее разработчики, Конституция принималась в спешке, как говорят в таких случаях, «писалась на коленках».

Однако вопреки мнению некоторых авторов, полагаем, что Конституция РФ - это не «священная корова», которую нельзя подвергать коррекции. И это «упущение» необходимо как можно скорее исправить. Тем более, что за последние годы в Конституцию уже вносились изменения и дополнения, да и российское общество живет уже в 2018, а не в 1993 году.

Это однозначно придало бы адвокатуре в обществе совсем другое значение.

На данный момент в стране работает огромный отряд адвокатов, которых насчитывается более 70 тысяч человек, и их права и законные интересы необходимо учитывать. В ближайшее время Минюстом РФ в целях реализации госпрограммы «Юстиция» планируется увеличить число адвокатов аж до 400-500 тысяч. Поэтому нельзя не учитывать в Конституции постоянно востребованный обществом профессиональный статус адвоката.

Например, в зарубежных странах, в частности Бразилии и др., адвокатуре придан конституционно-правовой статус, однако в России подобным статусом адвокатура, к глубокому сожалению, не обладает, что принижает ее значимость. Поэтому, если законодатель действительно заинтересован в создании сильной адвокатуры, то он не может не учитывать этот положительный опыт.

Эту конституционно-правовую проблему все равно придется решать, и, на наш взгляд, чем раньше, тем лучше, поскольку придание адвокатуре конституционной значимости будет иметь огромное значение для выполнения возложенных на нее государством публично-правовых функций по оказанию населению квалифицированной юридической помощи.

Уверен, что когда, наконец, в Конституции РФ будет закреплен статус адвокатуры как важного и крайне востребованного в обществе правозащитного органа, отношение к адвокатам и адвокатуре в целом, как со стороны наших граждан, так и особенно со стороны всех правоприменителей, существенно изменится в лучшую сторону.

ЕВРАЗИЙСКАЯ

> 3 (34) 2018 <

— АДВОКАТУРА

Пристатейный библиографический список

1. Власов А.А. Катаракта на «Око государево» // Российская юстиция. 2001. № 8. С. 34.

2. Власов А.А., Куксин И.Н. Адвокат в судопроизводстве: краткий учебный курс. М., 2005. (Краткие учебные курсы юридических наук).

3. Рагулин А.В. Профессиональные права адвоката-защитника в Российской Федерации и зарубежных государствах: монография. М.: Юрлитинформ, 2012.

4. Шаров Г. Проект убедительный, взвешенный, добротный. Проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи обрел зримые очертания // Вестник Федеральной палаты адвокатов. 2017. № 4. С. 232-241.

References (transliterated)

1. Vlasov A.A. Katarakta na «Oko gosudarevo» // Ros-sijskaya yusticiya. 2001. № 8. S. 34.

2. Vlasov A.A., Kuksin I.N. Advokat v sudoproizvod-stve: kratkij uchebny"j kurs. M., 2005. (Kratkie uchebny"e kursy" yuridicheskix nauk).

3. Ragulin A.V. ProfessionaTny'e prava advokata-za-shhitnika v Rossijskoj Federacii i zarubezhny"x gosudarst-vax: monografiya. M.: Yurlitinform, 2012.

4. Sharov G. Proekt ubediteFny'j, vzveshenny"j, dobrotny"j. Proekt Koncepcii regulirovaniya ry"nka professionaFnoj yuridicheskoj pomoshhi obrel zrimy"e ochertaniya // Vestnik FederaFnoj palaty" advokatov. 2017. № 4. S. 232-241.

ШШРШМШЖМ

мжмш ПМШШМ ПРАВА

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Мы рады представить вашему вниманию ЕВРАЗИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ПРАВА

Деятельность нашего института направлена на разработку актуальных проблем юридической науки в евразийском правовом пространстве. Институт проводит фундаментальные и прикладные исследования в области государственно-правовых наук, международного права, адвокатуры и нотариата, социологии права, политологии, интерэкоправа, изучает закономерности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности, разрабатывает на этой основе практические рекомендации, принимает участие в разработке законопроектов, содействует повышению профессионального уровня юристов, организует и участвует в проведении научных мероприятий, оказывает консультационные услуги в области права, а также редакционно-издательские услуги.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

Контактная информация www.eurasniipp.ruinfo@eurasniipp.ru +7-917-40-61-340

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.