Научная статья на тему 'Что вспоминается. . . (Л. Я. Хинчин, А. Н. Сохор)'

Что вспоминается. . . (Л. Я. Хинчин, А. Н. Сохор) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. Я. ХИНЧИН / А. Н. СОХОР / МУЗЫКОВЕДЕНИЕ / МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / L. KHINCHIN / A. SOCHOR / MUSICOLOGY / METHODIC OF PROFESSIONAL EDUCATION / RESEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шевляков Евгений Георгиевич

В мемуарном очерке воссоздается многогранный облик Л. Я. Хинчин и А. Н. Сохора -выдающихся учёных, педагогов, организаторов науки и музыкального образования. Характеризуются их подходы к формированию научно-педагогических кадров, индивидуальные особенности профессионального и личного общения с коллегами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT DO YOU REMEMBER... (L. KHINCHIN, A. SOCHOR)

In the memoir essay the many-sided images of L. Khinchin, A. Sochor prominent scholars, pedagogues, organizers of art studies and music education are reconstructed. Their approaches to the formation of the research and pedagogical personnel, individual features of professional and private communication with colleagues are characterized.

Текст научной работы на тему «Что вспоминается. . . (Л. Я. Хинчин, А. Н. Сохор)»

Е. Г. ШЕВЛЯКОВ

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

ЧТО ВСПОМИНАЕТСЯ... (Л. Я. ХИНЧИН, А. Н. СОХОР)

■I в I»

Одним из главных богатств людей является уважение учеников к своим Учителям. Так было ещё во времена прогулок Аристотеля со своими питомцами в Ликее, пригороде Афин. Так, надеюсь, сохранилось и в наши дни.

Не скрою, долго, весьма долго из лет обучения я чаще вспоминал «юные забавы».

Но чем дальше - тем больше владеет памятью уважительная благодарность к моим Учителям.

.О ЛИЕ ЯКОВЛЕВНЕ ХИНЧИН

До переезда в Ростов, а это произошло в 1966 году, вскоре после открытия Ростовского государственного музыкально-педагогического института, Лия Яковлевна Хинчин работала в консерваториях Новосибирска, Саратова, Киева... Везде у неё были свои музыковедческие привязанности, своеобразные, нестандартные учебные курсы.

Уже позднее из её рассказов я узнал о детстве на Украине, первых шагах в музыке, учёбе в Киевской консерватории. С особым интересом, прямо сказать, с благоговением слушал о её встречах с академиком Борисом Владимировичем Асафьевым.

А её ростовскую жизнь я видел уже собственными глазами.

Она была не просто заметным человеком в музыкальной жизни и самого вуза, и всего города. Педагог, заведующая кафедрой, авторитетный член Ростовской организации Союза композиторов, активный участник городской концертной жизни - даже просто «по обязанности» она была в постоянной гуще дел. При этом она просто не умела отделять «рабочее» от «не-рабочего». Ну не заложено в ней было такого, и всё. К ней постоянно шли за советом, за помощью, шли многие - и я, конечно, в их числе. Её появление в здании института вызывало водоворот движения к ней, с вопросами, с профессиональными заботами, да и не профессиональными тоже.

Мне кажется, что самым трудным для неё в последние годы жизни, когда ей очень серьёзно нездоровилось, было вынужденное отключение от этих непрестанных хлопот. В ней словно

сломался внутренний стержень. Может быть, а скорее всего непременно, и это усугубило её тяжёлые болезни.

Вот чего у неё не было, так это хрестоматийного глянца. Как-то установилось, широко распространилось стереотипное суждение, что простой человек - уж обязательно хороший человек. Полезный - это точно. А если сложный - плохо?

Лия Яковлевна была нестандартным человеком. Можно было потеряться, стараясь предугадать её реакцию на то либо иное слово, мысль, событие. С ней можно было соглашаться или не соглашаться, можно было спорить. И споры нередко выходили острые, разговор мог получиться трудным. Но бесполезным он не был никогда. Сейчас я понимаю это яснее, чем понимал в те студенческие годы.

И больше всего её помнят ученики. При всём разнообразии плодотворных дел Лии Яковлевны, убеждён, что по самой природе своей, по складу натуры она была учителем, наставником.

Вырастить музыковеда - сложнейшее дело, тут мало напитать информацией, оснастить навыками. Нужно ещё развить чутьё, профессиональное и человеческое. Научить, как не терять живое ощущение музыки при её теоретическом анализе. Вне этого музыкознание превращается в пустое нагромождение схем и словес. На таком пути нет постоянных рецептов, не бывает постоянных удач.

Тем весомее плоды многолетних усилий Лии Яковлевны Хинчин, у которой было много, много учеников. Любой, кто прошёл класс профессора Л. Я. Хинчин, помнит его по-своему. Случалось, что и грозы полыхали в этом классе тоже. Она никого не оставляла равнодушным. Стоит ли удивляться, что её невозможно забыть!

Впоследствии, уже после совместного с Л. Я. Хинчин вузовского диплома, из учеников вырастали доктора и кандидаты наук, преподаватели консерваторий, училищ и лекторы-популяризаторы. Из её класса вышли десятки исследователей, педагогов, пропагандистов. Их имена представлены в научных сборниках, в учебных расписаниях колледжей и вузов, на концертных афишах в городе, в стране, да и, встречается, в зарубежных странах.

Уже немало выросло и учеников её бывших учеников... Не это ли определяется весомым понятием «школа»?

Как-то, ещё в былые студенческие годы, я спросил, сколь же всего у неё училось, в числовом, так сказать, выражении? Ответила она не без яда: «Реестров не веду». И действительно не вела, были ситуации, когда б этом стоило бы пожалеть. Но она их просто помнила, всех, как часть своей судьбы, да и часть самой себя.

Мне везло на учителей. Свой вузовский диплом я писал у Лии Яковлевны Хинчин.

Что же касается пресловутых «реестров», то вести их всё-таки необходимо, теперь уже нам. И не только из уважения, вполне присущего всем людям. Не только потому, что забвению не подлежат ни сам человек, ни сделанное некогда им. Ещё и по иной причине: всё, что мы помним о Л. Я. Хинчин, - это наш рабочий арсенал. Именно всё - и ошибки, которые становятся для нас предостережением, и успехи, их ведь больше, они будут теперь маяками. Жизнь продолжается в учениках - не может быть, что это лишь красивые слова.

После Л. Я. Хинчин осталось наследие научное, методическое, просто человеческое. Оно не должно пылиться в шкафах, оно должно работать. Сделать это - наш долг. А долги следует отдавать.

Но не хотелось бы вспоминать о ней лишь в благополучно-приглаженной тональности. Человеком она была вовсе не пресным, а очень даже живым и органичным. Порой даже бывало... Ох, было, было!

Моя наставница являлась в консерватории фигурой более чем заметной.

Она твёрдой рукой правила кафедрой, обличала беспорядки и начальство, её побаивались студенты. А если она принималась пробирать кого-то из педагогов, ей и в голову не приходило снижать резкий пронзительный голос.

Была она худа, в движениях стремительна, в посадке головы что-то львиное. Коротко стриженые седые волосы при поворотах головы взлетали, а когда опадали вниз, то становились на вид такими же каменно-жёсткими, как и вечно сжатые губы.

А маленький Димочка, сын одной из начинающих тогда преподавательниц, был жаден к впечатлениям и уж, конечно, по семейному своему окружению, наслышан о консерваторских знаменитостях. Только одно дело слышать, другое - наблюдать воочию.

Держа маму за руку, Димочка идёт по консерваторскому коридору. И видит, что некая, явно не безопасная тётя воспитывает подвернувшегося штрафника. Голос её легко перекры-

вает постоянный шум в коридоре, заполняет пространство, а когда ноты его особенно высоки - под потолком звякают светильники.

Мама тянет Димочку в сторону, от греха подальше. Но тот упирается. Как же, столь яркой сцены он ещё не видывал! Всё пояснения и предупреждения вылетели из головы.

Он заворожён сверканьем молний. Мысль его мощно работает. Наконец, со сладким ужасом, в предчувствии открытий, он спрашивает во весь свой звонкий голосок:

- Мама! Это и есть - настоящая Баба-Яга?!

Я бы не взялся определить своё отношение к Лие Яковлевне Хинчин одним словом.

В студенческие годы, о чём мне уже доводилось высказываться, «...смотрел на неё снизу вверх и почти боготворил. Но и тогда отношения безоблачными не были; она умела разжигать ярые инстинкты. Или, сказать по-научному, полемический задор.

Помню, закончив диплом двумя месяцами раньше установленного срока, сей счастливый факт я от своей наставницы скрыл. Остаток уже тёплых южных дней я провёл на пляже, в блаженной неге и истоме. Объясняя своё отсутствие в классе, ясное дело, срочными научными изысканиями.

Ещё помню чёрное для меня время, когда тайное стало явным. Помню, но никому не скажу.

Потом я работал на одной с ней кафедре, под её руководством и рядом с ней. Это тоже было не просто - и это было интересно. На первых порах я обливался холодным потом перед каждой лекцией - она ободряла меня, не забывая поддеть при этом по поводу не мужской явно трусости. Школила тоже она - и безо всяких скидок на цветущую молодость.

Ещё она очень любила завиральные идеи. Любила выслушивать, но ещё больше комментировать. Она уничтожала. Зажигала. Обнадёживала. Ругала и доводила. О-ох, всяко было.

Так вот, помогала она всегда сама, не ожидая просьб. Если считала, что помощь нужна. А то ведь могла и бросить в мутные воды ректората, с исследовательским интересом наблюдая, выплывешь или нет.

Я действительно не знаю одного слова, чтобы вместить моё отношение к ней; уж больно много в ней было обертонов.

Но доминанту своих чувств определить могу.

Это - благодарность» [1].

...ОБ АРНОЛЬДЕ НАУМОВИЧЕ СОХОРЕ

Научный руководитель моей первой диссертации, ленинградский профессор А. Н. Со-хор был специалистом экстра-класса. Он был светилом.

Докторскую он защитил уже в 40 лет (это у математиков бывают скороспелые доктора, гуманитарии созревают куда позже). Разработал и вёл в Ленинградской консерватории новый курс теории и практики музыкальной критики. В Научно-исследовательском отделе Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, хорошо знакомого нам как просто ЛГИТМиК, организовал и возглавил сектор по непривычной тогда проблематике - «социология искусства» (это в середине семидесятых!). Притом не оставил работы в секторе музыки, в котором и начинал.

У него было единовременно до десятка аспирантов и соискателей, я в том числе.

Приведу ещё один фрагмент из более ранних мемуарных заметок: «После приёмных экзаменов в аспирантуру Арнольд Наумович поздравил меня чуть ли не последним. Он не забыл, он сказал сразу: сначала приказ о зачислении, потом поздравления; нечего дразнить судьбу. Зато узнал я о приказе от него же - и раньше других; Арнольд Наумович ещё до официального появления документа без зазрения совести переворошил бумаги на рабочем столе начальника нашего Научно-исследовательского отдела.

Поздравив меня, наконец, и поморгав глазами на мою щенячью радость, он пригласил проводить его по тёплому в ту пору Ленинграду.

Я был горд собой и эйфоричен. Арнольд Наумович поглядывал на меня с усмешкой и негромким голосом втолковывал будущему покорителю высот:

- О-ох, Женя, Женя! Сейчас, до реальной работы над диссертацией, Вы убеждены, что знаете по Вашей теме всё.

Я с готовностью покивал головой.

- Примерно через год Вы поймёте, что не знаете ровным счётом ничего. И Вы придёте в отчаянье.

Из вежливости я не стал возражать.

- Ещё через пару-тройку лет у Вас в голове начнёт что-то брезжить. Что-то весьма туманное. В этот момент Вы защититесь.

Всё остальное, Женя, - и не делайте скептической мины! - остальное последует на протяжении Вашей жизни.

Излишне говорить, что его прогноз оправдался.

Но ко дню моей защиты, к 25 апреля 1978 года, Арнольда Наумовича уже не было в живых...

На самой защите, когда главное уже кончилось и мне предоставили заключительное слово перед голосованием, я сказал, что если меня ждёт поражение, это лишь мой удел. Но если победа, то общая, с Арнольдом Наумовичем.

Автореферат диссертации и стенограмму защиты я отнёс на его могилу, вместе с цветами» [1].

Чего у него не было, так свободного времени. Для занятий его приходилось отлавливать, как диверсанта, между двумя вылетами на международные конференции. В таких случаях я пел про него русскую народную песню «Высоко Сохор летает».

Но одна сторона жизненного опыта была у него атрофирована начисто. У него было не очень с чувством юмора. Он это сознавал, принимал трезво, но втайне, по-моему, всё-таки жалел.

И вот однажды ему удалась, случайно, вполне приличная острота.

В те годы нас всех часто «вступали» в разные общества, ассоциации и фонды. Назывались они добровольными, но «вступали» нас принудительно. Взносы были маленькими, никто не спорил, просто расписывался в очередной ведомости и получал очередной членский билет. У меня этих билетов скопилось тогда десятка два.

Вот Арнольд Наумович только-только вошёл в здание и направился к раздевалке. Я уже занял пост на нижней ступеньке лестницы, зная, что его сейчас станут отлавливать и перехватывать. Уж лучше я первый.

Но в тот раз первым оказался не я. Опередил меня очередной принимающий. Арнольд Наумович без колебаний вступил, машинально взглянул на билет. И с явным недоумением сказал:

- Автомобиля у меня всё ещё нет, - а членский билет автомобильного общества уже есть!

Вручавший, он-то Сохора знал, сначала разинул рот, а потом от неожиданности хохотнул.

Арнольд Наумович, сосредоточившийся было на другом (он вообще не умел терять времени), удивлённо поднял взгляд.

И - понял: судьба посылает ему шанс.

Он повторил остроту гардеробщице. Потом мне. Приходящим к утреннему заседанию коллегам. Зашёл в библиотеку. В канцелярию. Даже в хозяйственную часть.

Все реагировали соответственно. Успех нарастал.

И я бегом помчался на второй этаж, в наш сектор музыки, в большую комнату с видом на боковой фасад Исаакиевского собора. Предупредил всех, кто был, что сейчас придёт Сохор и будет острить. Неправдоподобную весть никто не принял всерьёз - сочли очередной моей выходкой.

Тут и появился Арнольд Наумович со словами:

- А знаете, автомобиля у меня ещё нет.

Хохот стоял гомерический, сбегались соседи.

В том числе аристократы из киносектора, ко-

торые имён-то, кроме Антониони и Бергмана, вообще знать не желали.

А. Н. Сохор стоял в центре и сиял. Он впервые в жизни познал вкус и такой славы.

Я чувствовал себя изменником и искал повод загладить свой грех. Решено было показать ему ещё одну, незнакомую для него, грань жизни. Я уговорил его поехать со мной на футбол. Далеко не сразу - но уговорил.

По дороге он долго брюзжал, пеняя мне на несерьёзность. Однако там, на трибуне, постепенно увлёкся. Поддался общему настроению.

Он вскакивал, кричал и вздымал руки. В момент особенно острый он даже стал тыкать пальцем в соседа снизу. И тот принял это вполне естественно - а как иначе!.. Здесь футбол, здесь все братья.

Лишь на обратном пути, втиснувшись в переполненный трамвай (автомобиля-то у него ещё не было!), он голосом, охрипшим после стадиона, спросил, причём с явным недоумением:

- Женя, объясните, пожалуйста, - а чего мы там все прыгали?!

■■ » ЛИТЕРАТУРА «■

1. Шевляков Е. Мои учителя. URL: http: // www. rostcons.ru/shevliakov.html.

■I » REFERENCES ««

1. Shevlyakov E. Moi uchitelya [My Mentors]. URL: http: // www.rostcons.ru/shevliakov.html.

ЧТО ВСПОМИНАЕТСЯ... (Л. Я. ХИНЧИН, А. Н. СОХОР)

В мемуарном очерке воссоздается многогранный облик Л. Я. Хинчин и А. Н. Сохора -выдающихся учёных, педагогов, организаторов науки и музыкального образования. Характеризуются их подходы к формированию научно-педагогических кадров, индивидуальные

особенности профессионального и личного общения с коллегами.

Ключевые слова: Л. Я. Хинчин, А. Н. Сохор, музыковедение, методика профессионального образования, научно-исследовательская деятельность.

WHAT DO YOU REMEMBER... (L. KHINCHIN, A. SOCHOR)

In the memoir essay the many-sided images of L. Khinchin, A. Sochor - prominent scholars, pedagogues, organizers of art studies and music education - are reconstructed. Their approaches to the formation of the research and pedagogical person-

nel, individual features of professional and private communication with colleagues are characterized.

Key words: L. Khinchin, A. Sochor, musicolo-gy, methodic of professional education, research activities.

Шевляков Евгений Георгиевич

доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки

e-mail: [email protected] Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российская Федерация, 344002, Ростов-на-Дону

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.