Научная статья на тему 'ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ?'

ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1055
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С.

Статья посвящена проблематике воспитания в современном профессиональном образовании: постановке целей и созданию условий для их достижения. Цель работы - первичный эмпирический анализ причин повышенного интереса к воспитательной деятельности в современной России со стороны различных субъектов. Выводы носят промежуточный характер и состоят в констатации задач предстоящего исследования. Теоретическая значимость работы состоит в обосновании тезиса о диалектическом единстве интенционального и экстенционального компонентов воспитания. Практическую ценность представляет характеристика особенностей современной цифровой эпохи, в рамках которой выстраивается воспитательный процесс в СПО, и определение комплекса условий, при которых он становится успешным. В статье по-новому трактуются задачи воспитания и определяются пути их решения в контексте социального договора, основными участниками которого выступают научно-педагогические и практические работники системы СПО, работодатели, государство, родительская общественность. Работа адресована федеральным и региональным органам власти в сфере образования, профессионально-педагогическому и научному сообществу СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT IS FORMATIVE EDUCATION IN MODERN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION?

The article is devoted to the problems of formative education in modern vocational education: setting goals and creating conditions for their achievement. The aim of the work is a primary empirical analysis of the reasons for the increased interest in educational activities in modern Russia on the part of various subjects. The conclusions are intermediate and consist in stating the objectives of the upcoming study. The work’s theoretical significance consists of the substantiation of the thesis about the dialectical unity of the intentional and extensional components of education. Of practical value is the characteristic of the features of the modern digital age, within which the educational process in the secondary school is built, and the definition of a set of conditions under which it becomes successful. The article interprets the tasks of education in a new way and defines how to solve them in the context of the social contract, the main participants of which are scientific, pedagogical and practical workers of the SVE system, employers, the state, and the parent community. The work is addressed to the federal and regional authorities in education, the professional-pedagogical and scientific community of SVE.

Текст научной работы на тему «ЧТО ТАКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ?»

4 | 2 / 2021

ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION | I

and labour market Что такое воспитание

в современном среднем

профессиональном

образовании?

В. И. Блинов1, Е. Ю. Есенина1, Н. Ф. Родичев1, И. С. Сергеев1

Федеральный институт развития образования РАНХиГС, Москва, Россия

Статья поступила в редакцию 19 апреля 2021 г

© Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С.

Блинов Владимир Игоревич — доктор педагогических наук, директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, ORCID 0000-0001-8607-9159, e-mail: blinov-vi@ranepa.ru

Есенина Екатерина Юрьевна — доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, ORCID 0000-0001-9288-367X, e-mail: esenina-ey@ranepa.ru

Родичев Николай Федорович — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, ORCID 0000-0001-5385-1675, e-mail: rodichev-nf@ranepa.ru

Сергеев Игорь Станиславович — доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС, ORCID 0000-0001-5767-7213, e-mail: sergeev-is@ranepa.ru

Аннотация

Статья посвящена проблематике воспитания в современном профессиональном образовании: постановке целей и созданию условий для их достижения. Цель работы — первичный эмпирический анализ причин повышенного интереса к воспитательной деятельности в современной России со стороны различных субъектов. Выводы носят промежуточный характер и состоят в констатации задач предстоящего исследования. Теоретическая значимость работы состоит в обосновании тезиса о диалектическом единстве интенционального и экстенци-онального компонентов воспитания. Практическую ценность представляет характеристика особенностей современной цифровой эпохи, в рамках которой выстраивается воспитательный процесс в СПО, и определение комплекса условий, при которых он становится успешным. В статье по-новому трактуются задачи воспитания и определяются пути их решения в контексте социального договора, основными участниками которого выступают научно-педагогические и практические работники системы СПО, работодатели, государство, родительская общественность. Работа адресована федеральным и региональным органам власти в сфере образования, профессионально-педагогическому и научному сообществу СПО.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, среднее профессиональное образование, профессиональное самоопределение, ценностно-ориентированная образовательная среда

Для цитирования: Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Родичев Н. Ф., Сергеев И. С. Что такое воспитание в современном среднем профессиональном образовании? // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 2. С. 4-14. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.45.2.001

What is formative education in modern secondary vocational education?

V. I. Blinov1, E. Y. Esenina1, N. F. Rodichev1, I. S. Sergeev1

1 The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Federal Education Development Institute (FIRO), Research Center for Vocational Education and Qualifications Systems, Moscow, Russia

Vladimir Blinov — Doctor of Sciences in Pedagogy, Head of Research Center for Vocational Education and Qualifications Systems FIRO RANEPA, ORCID 0000-0001-8607-9159, e-mail: blinov-vi@ranepa.ru

Ekaterina Esenina — Doctor of Sciences in Pedagogy, Head Scientist Researcher of Research Center for Vocational Education and Qualifications Systems FIRO RANEPA, ORCID 0000-0001-9288-367X, e-mail: esenina-ey@ranepa.ru

Nikolaj Rodichev — Candidate of Sciences in Pedagogy, Head Scientist Researcher of Research Center for Vocational Education and Qualifications Systems FIRO RANEPA, ORCID 0000-0001-53851675, e-mail: rodichev-nf@ranepa.ru

Igor Sergeev — Doctor of Sciences in Pedagogy, Head Scientist Researcher of Research Center for Vocational Education and Qualifications Systems FIRO RANEPA, ORCID 0000-0001-5767-7213, e-mail: sergeev-is@ranepa.ru

Abstract

The article is devoted to the problems of formative education in modern vocational education: setting goals and creating conditions for their achievement. The aim of the work is a primary empirical analysis of the reasons for the increased interest in educational activities in modern Russia on the part of various subjects. The conclusions are intermediate and consist in stating the objectives of the upcoming study. The work's theoretical significance consists of the substantiation of the thesis about the dialectical unity of the intentional and extensional components of education. Of practical value is the characteristic of the features of the modern digital age, within which the educational process in the secondary school is built, and the definition of a set of conditions under which it becomes successful. The article interprets the tasks of education in a new way and defines how to solve them in the context of the social contract, the main participants of which are scientific, pedagogical and practical workers of the SVE system, employers, the state, and the parent community. The work is addressed to the federal and regional authorities in education, the professional-pedagogical and scientific community of SVE.

Keywords: formative education, secondary vocational education, self-determination, value-oriented educational environment

For citation: Blinov, V. I., Esenina, E. Y., Rodichev, N. F., & Sergeev, I. S. (2021). What is formative education in modern secondary vocational education? Vocational Education and Labour Market, 2, 4-14. https://doi.org/10.52944/PORT.2021.45.2.001

Введение

Законодательные тренды современной государственной политики России в области образования концентрируют внимание граждан и профессионального сообщества на проблеме воспитания. В июле 2020 года были внесены поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые определили понятие воспитания на законодательном уровне, обязали иметь и реализовывать воспитательные программы в каждой образовательной организации в рамках процесса обучения. Проблема воспитания оказалась в фокусе особого внимания государства, руководителей системы образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

и педагогов-практиков, научного сообщества. Соответственно, возникла необходимость обозначить стороны, заинтересованные в обновлении воспитательных приемов в СПО, оценить их аргументацию и наметить пути согласования позиций.

В задачи статьи входит: 1) рассмотреть воспитание в разрезе интенци-онального и экстенционального процесса; 2) соотнести его особенности с уровнем среднего профессионального образования на современной стадии развития общества (начала постиндустриальной, цифровой эпохи); 3) обозначить условия, при которых интенциональная составляющая процесса воспитания может стать ведущей.

Список ученых и работ по проблемам целеполагания в сфере воспитания очень велик. В двадцатом — начале двадцать первого века к этой тематике обратился целый ряд исследователей (Вопросы воспитания, Новикова, 1981; Кларин, 1994; Лернер, Проблема девальвации, 1994; Бон-даревская, 1995; Пискунов, 2001). Часть научных трудов была посвящена различным аспектам воспитания в условиях развития индустриального общества, часть (например, Вопросы воспитания, 1981) — советской действительности. В настоящее время требуется пересмотреть ценностно-смысловые установки при формировании целей воспитания и инструментария их достижения.

Идеи ряда ученых, направленные на установление взаимосвязи между целями воспитания и ценностями общества определенного периода, а также на решение конкретных проблем в воспитательной работе, заложили основу для развития теории и практики воспитания в среднем профессиональном образовании в современности (Блинов, 2002; Профессиональная педагогика, 2009; Новиков, 2008).

Воспитание всегда рассматривалось как неотъемлемая часть образовательного процесса, однако эта деятельность не регламентировалась на законодательном уровне с момента распада СССР. Что послужило причиной внесения поправок в федеральный закон, в котором отразился, несомненно, государственный взгляд на воспитание? Как эти изменения сказываются на образовательной практике? Каков научный взгляд на эту проблему? Ответы на эти вопросы должно дать серьезное научно-прикладное исследование, опирающееся на методы сравнительно-исторического и эмпирического анализа, систематизации, концептуализации и моделирования.

Воспитание личности как основа решения сложных социальных проблем

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» воспитание — это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного

отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»1.

«Деятельность, направленная...» — эти слова указывают, что законом определена одна из составляющих процесса воспитания, а именно — институциональная, интенциональная2, связанная со специально организованной, целенаправленной воспитательной деятельностью образовательных организаций. На основе государственного задания Минпросвещения России идет активная работа над созданием современных программ воспитания образовательных организаций СПО, в которых в соответствии с заданной законом целью будут определены содержание и система соответствующих ему средств. Рабочая группа, созданная на базе Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, рассматривает возможности частичной унификации программ воспитания для всех уровней образования — от дошкольного до среднего профессионального и дополнительного, где будет общая, инвариантная, часть и часть, отражающая специфику уровня или вида образования.

Государство задает установку на решение сложных социальных проблем, обострившихся в последние годы: распространение наркотиков в молодежной среде, ранняя беременность у школьниц и студенток, участие молодых людей в несанкционированных митингах и протестах, нарушение законов и т. д. Очевидна заинтересованность в создании условий, при которых достаточно быстро может быть получен результат: ориентированность молодежи на здоровый образ жизни и семейные ценности, формирование у студентов гражданской ответственности и патриотических убеждений. Именно этих результатов ожидает государство от воспитательной работы в образовательных организациях.

На федеральном уровне поставлена задача — внедрить рабочие программы воспитания в среднем профессиональном образовании с первого сентября 2021 года. Соответственно ввиду сжатых временных сроков предпринимаются попытки на уровне отдельных федеральных научных организаций, региональных органов управления образованием и некоторых образовательных организаций подготовить необходимые документы самостоятельно. Существующие проекты примерных программ сводят задачи воспитания к формированию общих компетенций, заданных федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС СПО), то есть не происходит осмысления особенностей воспитательного процесса в современных условиях, а делается попытка просто уложить имеющиеся практики работы в формально новые документы. Однако усиление акцента на решении воспитательных задач, скорее всего, приведет к необходимости пересмотра ФГОС СПО, к введению в него индивидуальных результатов образования, нетождественных общим компетенциям.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

1 ФЗ «Об образовании в РФ» (ред. от 24.03.2021). http://pravo.gov.ru/praxy/ips/?docbody=&nd=1□2162745

2 Интенциональная составляющая воспитания (от латинского Мепйо «намерение, стремление»; в философии «интенция» — направленность сознания на какой-либо предмет) здесь и далее рассматривается как педагогически управляемая социализация.

Экстенциональная составляющая воспитания (от латинского е>^ю «протяжение, расширение») далее рассматривается как социализация человека под влиянием всех возможных факторов (среды, ближнего окружения — семьи, друзей, общества в целом).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

Тем не менее среди некоторых представителей руководящих или научных структур существует уверенность, что разработка и внедрение программно-управленческого документа решит проблему воспитания, подчинив ее интересам государственной политики, определенной законодательно. Трансляция духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения через программу воспитания в колледже или техникуме сформирует и соответствующие чувства и отношения выпускников. Более того, сам факт наличия программы воспитания приведет к заметному повышению результативности воспитательного процесса.

В то же время делаются попытки проанализировать изменения в российской практике воспитания и обозначить проблемные зоны, которые необходимо брать во внимание и продумывать существенные изменения в воспитательной деятельности профессиональных образовательных организаций. Педагоги-практики, региональные проектные команды и молодежные объединения заинтересованы в повышении результативности процесса воспитания в СПО и в расширении педагогического инструментария для этого.

Предпосылки формирования ценностно-ориентированной образовательной среды

Проведенные в последний год исследования в нескольких российских регионах показали, что современная молодежь прислушивается к советам тех, кто не оказывает на нее прямого воздействия, оставляя право на самостоятельное решение. Студенты СПО, отвечая на вопрос, к кому они пойдут за советом в трудной жизненной ситуации, указывают друзей, старших родственников, иногда родителей и крайне редко — педагогов. Одна из причин может быть именно в том, что учащиеся ощущают наибольшее внешнее давление как раз со стороны преподавателей. (Это пока только предположение, но сбрасывать его со счетов не стоит.) В свою очередь, давление происходит от недостаточного уровня профессионализма, когда педагог понимает «воспитание» как прямое авторитарное воздействие на воспитанника. Профессиональный, опытный воспитатель предпочитает незаметно направлять обучающихся в сторону осмысленных и верных решений, в том числе используя в качестве воспитательного средства собственный «образ успешной взрослости».

В педагогической науке есть решения, позволяющие преодолеть проблему упрощенных подходов (вербальных, «мероприятийных», поведенческих) к пониманию сути воспитательного процесса. Необходим существенный пересмотр программы подготовки педагогов системы СПО с упором на практическое овладение психолого-педагогическими методами работы и формами сопровождения личности для ее социально-профессионального самоопределения и профессиональной идентификации. Например, в современной Швейцарии данные навыки — ключевые направления подготовки и повышения квалификации педагогов. Двадцать лет назад академик А. И. Пискунов подчеркивал, что личность учителя — самый главный фактор воспитания детей (Пискунов, 2001).

Это утверждение было сделано в работе «Педагогическое образование: концепция, содержание, структура». Ученый писал о важности психолого-педагогической подготовки будущих учителей, формирования их практических умений (говоря современным языком — компетенций). И эта работа не теряет своей актуальности сегодня. Молодежь стала другой — более раскрепощенной и свободной от влияния авторитета взрослых, более прагматичной в своих жизненных целях, более общительной и информированной благодаря сетевым цифровым технологиям. С другой стороны — более уязвимой в условиях неопределенности и быстрых изменений как на рынке труда, так и в социуме. Эта уязвимость усугубляется тем, что взрослые (семья, педагоги, старшие товарищи на производстве) также не готовы к преодолению неопределенности и быстрым изменениям в их жизни и профессиональной деятельности. Они опираются в своем общении с молодыми людьми на старый опыт (жизненный или профессиональный), часто не принимая во внимание, что современный мир развернулся в сторону мультипрофессионализма и современному человеку необходима высокая адаптивность к изменениям, обучение и воспитание должны обеспечивать функциональную грамотность и устойчивую мотивацию к саморазвитию.

Если мы хотим добиться ключевой роли образовательной организации (школы, колледжа, техникума) в процессе воспитания, если видим педагога в качестве ключевой фигуры, то параллельно с внедрением программ воспитания необходимо коренным образом пересмотреть требования к подготовке педагогов. Ключевыми должны стать следующие компетенции:

- оказание помощи в профессиональном самоопределении обучающихся, выявлении их возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья (включая обучающихся с ОВЗ, инвалидностью);

- своевременное оказание психолого-педагогической помощи в преодолении выявленных трудностей в учебной деятельности, межличностных отношениях (со сверстниками, педагогами, родителями и т. д.), адаптации на рабочем месте при прохождении производственной практики;

- диагностика актуального состояния и индивидуально-личностного развития обучающихся;

- диагностика профессионально-личностного развития.

Педагоги должны уметь не только организовывать традиционные воспитательные мероприятия, проводить конкурсы, создавать и развивать молодежные общественные объединения, клубы и кружки, вовлекать обучающихся в разные виды деятельности, но и оказывать персонали-зованную поддержку студентам в процессе их личностного развития, социально-профессионального самоопределения, гражданской и профессиональной идентификации.

Ведущей ролью, которую должен сыграть педагог, становится роль фасилитатора — успешного современного учителя, способного создавать доверительные отношения с обучающимися и на собственном примере убеждать их развиваться в нужном направлении. Успешность означает прежде всего восприятие себя как «человека на своем месте»,

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

получающего удовольствие от своей работы, занимающего позитивную жизненную позицию.

Если понимать воспитание как помощь человеку в развитии, то в современности наиважнейшей ее составляющей является формирование у учащихся навыков самостоятельно определяться в жизни на всем ее протяжении.

В то же время нельзя забывать, что интенциональное воспитание, несмотря на четкие ориентиры и понятные механизмы реализации, далеко не всегда достигает заданных целей, вступая в противодействие с влиянием окружающей социальной среды (Блинов, 2002). Среда спонтанно действует на сознание детей и молодежи, со временем — на взрослых, в том числе родителей, а через них — уже на новое поколение детей и подростков. Стремление как-либо ограничить ее влияние или что-либо запретить всегда вызывает обратный эффект, иногда гораздо более сильный, чем эффект от специально организованного и целенаправленного воспитательного процесса. И в этом случае вся суть воспитания должна заключаться в искусном и тонком формировании юной личности и ее внутренней способности противостоять всем нежелательным воздействиям со стороны. Главной ценностью становится сопряженная с этой способностью внутренняя свобода человека, а главным средством воспитания — уважение к личности в любом возрасте. Этой идее С. И. Гессена уже почти сто лет, и она не теряет своей актуальности (Гес-сен, 1995).

Параллельно с изменениями в законодательной сфере и разработкой программно-управленческих документов необходим серьезный научный анализ практики воспитания, который поможет принять взвешенные решения. Профессионально-педагогическое научное сообщество заинтересовано в существенном пересмотре подходов к организации воспитательного процесса. Важно создать очаги изменений (экспериментальные площадки), с помощью которых будет обеспечена поддержка и трансляция достигнутых результатов и постепенное наращивание устойчивых ценностно-смысловых изменений в долгосрочной перспективе.

Педагогическая наука уже давно доказала, что воспитание — процесс многофакторный. На разных этапах жизни человека на него оказывают влияние не только образовательные организации (в которых человек проводит довольно ограниченное время жизни), но и семья, общество (друзья, коллеги по работе), социально-экономическая среда и т. д. Соответственно, создание условий для развития личности, ее социализации, принятия определенных ценностей и отношений невозможно исключительно в рамках интенционального процесса. Последний должен находиться во взаимосвязи с экстенциональными компонентами — особенностями, условиями самой социальной среды — ценностно-ориентированной и настроенной на воспитание. Для создания такой среды недостаточно усилий только образовательных организаций — следует объединить силы и средства (в том числе финансовые) федеральным и региональным властям, бизнесу и обществу в целом. Так, например, задача удержания молодежи на малой родине не может быть решена без

создания социальной и культурной инфраструктуры, рабочих мест с соответствующими условиями труда и заработной платой, без продуманных мер по поддержке молодых семей и т. д.

Особенности процесса воспитания в организациях среднего профессионального образования определяются самой эпохой, в которую мы живем. Она характеризуется развитием «риска неопределенности», понимаемым как основное условие всех сфер жизнедеятельности современного общества и каждого человека в отдельности. Разные сферы жизни стали определяться такими словами, как полифоничность, текучесть, мобильность, ускорение изменений, разнообразие, сложность, многомерность, неопределенность. Важнейшими качествами современного человека, определяющими не только его конкурентоспособность, успешность, но и жизнеспособность, являются стрессоустойчивость и способность к самоопределению в течение жизни, высокая профессионально-образовательная и социальная мобильность. Возрастает роль цифровой сетевой среды, способности безопасно действовать в ней. Повышается степень самостоятельности решений человека, не подверженных влиянию «других», даже самых близких.

Для СПО существенным оказывается влияние организаций работодателей, которые заинтересованы в подготовке молодых кадров. Особенности отраслевых корпоративных кодексов и стандартов, определяющих требования к профессионально-личностным качествам работников, невозможно не учитывать в учебно-воспитательном процессе колледжа или техникума. Корпоративная культура предприятий и организаций, где студенты СПО проходят практику, должна интегрироваться с внутренней культурой образовательной организации, создавая единое непротиворечивое воспитательное пространство.

На протяжении последних десяти — пятнадцати лет в системе СПО ведется работа над повышением открытости образовательных организаций, развитием сетевого партнерского сотрудничества, выстраиванием региональных экосистем профессионального образования. Это важнейшее условие и для успешности воспитательной деятельности. Интенци-ональная и экстенциональная составляющие воспитательного процесса в этом смысле сходятся, поскольку нацелены на формирование общественного договора вовлеченных в этот процесс сторон.

Необходимы изменения в самой системе образования (на всех уровнях). Важно не только эффективно решать краткосрочные задачи, но и проявлять стратегическую гибкость: развивать сектор неформального образования, создавать образовательную среду (не только и не столько в образовательных организациях, сколько в целом — это необходимость для любых организаций, общественных институтов, работодателей и т. д.). Еще одна характеристика гибкости — создание атмосферы, в которой у обучающегося (в любом возрасте) есть право на ошибку с последующим анализом, самоанализом, получением рекомендаций от педагога или наставника. Образовательная организация СПО в этой связи должна стать своего рода организационно-методическим хабом, объединяющим на определенной территории различных участников «воспитательной сети». При этом, конечно, потребуется существенный

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

рост квалификации, профессионализма всего педагогического коллектива, включая администрацию.

Администрация колледжей и техникумов должна уметь решать следующие задачи:

- совершенствовать инфраструктуру, необходимую для создания и развития воспитывающей среды, включая обустройство территории при образовательной организации, столовой, общежитий и т. д.;

- повышать квалификацию педагогических работников образовательной организации по вопросам организации дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования, кружковой деятельности и деятельности спортивных секций, по вопросам сопровождения профессионально-личностного самоопределения молодежи, психолого-педагогического сопровождения «трудных», талантливых обучающихся, обучающихся с ОВЗ и т. д.;

- привлекать ресурсный потенциал внешнего контура: воспитательно значимых программ и проектов федерального, регионального, местного, отраслевого уровней, воспитательного потенциала социальных партнеров — молодежных организаций, предприятий-работодателей, учреждений культуры и спорта, организаций дополнительного образования, силовых и правоохранительных структур и пр.;

- развивать взаимодействие с общеобразовательными организациями — не только в рамках профориентационной работы со школьниками, но и на уровне целей, задач, содержания, форм и педагогических технологий, нацеленных на формирование преемственности и непрерывности в воспитательной и личностно-развивающей деятельности.

Заключение

Интерес к проблеме воспитания в России обострился на фоне мирового экономического кризиса и социально-экономической нестабильности. В решение этой проблемы вовлечены несколько заинтересованных сторон: государство в лице федеральных и региональных властей, профессионально-педагогическое сообщество в лице педагогов-практиков и ученых, работодатели, родители. Точки зрения сторон на процесс воспитания в СПО совпадают в том, что он должен обеспечить единство и сбалансированность педагогически управляемых мероприятий, нацеленных на формирование у студентов: 1) социальной адаптации личности к общечеловеческим ценностям и нормам, образующим «культурный код» гражданина Российской Федерации; 2) личностного и социально-профессионального самоопределения.

Достичь этого единства возможно путем проектирования и организации ценностно-ориентированной образовательной среды, подразумевающей взаимопроникновение интенциональных и экстенцио-нальных составляющих процесса воспитания. Инструментом создания такой среды является общественный договор всех заинтересованных сторон.

Существует риск формального подхода к воспитательной деятельности, имитации изменений, сводящихся только к подготовке документов в обновленном формате. Преодоление этого риска представляется

возможным при выполнении двух условий: проведении научно-прикладных исследований на базе профессиональных образовательных организаций и публичном обсуждении результатов этой работы, а также разработке и внедрении программы подготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров СПО.

Литература

1. Блинов В. И. Эволюция аксиологических оснований теории и практики образования в России (XVIII — начало XX в.). М.: Прометей, 2002. 232 с.

2. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентиро-ванного воспитания (с учетом принципа культуро- и природосообраз-ности) // Педагогика. 1995. № 4. С. 29-36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

4. Кларин В. М., Петров В. М. Русская религиозная философия воспитания XIX-XX в. М.: Кодекс, 1994. 80 с.

5. Вопросы воспитания: системный подход: Сб. статей / Под общ. ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. 136 с.

6. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. М.: Эгвес, 2008. 136 с.

7. Пискунов А. И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура // Педагогика. 2001. № 3. С. 41-48.

8. Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования: Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под науч. ред. И. Я. Лернера. М: РАО, 1994. 131 с.

9. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. М.: ЭГВЕС, 2009. 456 с.

References

Batyshev, S. Y., & Novikov, A. M. (Eds). (2009). Professional'naya pedagogika

[Vocationalpedagogy]. (3rd ed.). Moscow: EGVES. (In Russ.) Blinov, V. I. (2002). Evolyutsiya aksiologicheskikh osnovaniy teorii i praktiki obrazovaniya v Rossii (XVIII - nachalo XX v.) [Evolution of the axiological foundations of the theory and practice of education in Russia (XVIII - big-iningof XXcent.)]. Moscow: Prometey. (In Russ.) Bondarevskaya, Y. V. (1995). Tsennostnyye osnovaniya lichnostno-oriyentiro-vannogo vospitaniya (s uchetom printsipa kul'turo i prirodosoobraznos-gi) [Value foundations of personality-oriented education (Taking into account the principle of culture and nature-conformity)]. Pedagogika [Pedagogy], 4, 29-36. (In Russ.) Gessen, S. I. (1995). Osnovy pedagogiki. Vvedeniye v prikladnuyu filosofiyu [Fundamentals of pedagogy. Introduction to applied philosophy]. Moscow: Shkola-Press. (In Russ.) Klarin, V. M., & Petrov, V. M. (1994). Russkaya religioznaya filosofiya vospitaniya XIX-XX v. [Russian religious philosophy of education in the 19th-20th centuries]. Moscow: Kodeks. (In Russ.)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

VOCATIONAL EDUCATION AND LABOUR MARKET

14 | 2 / 2021 ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

andalabo^reidaraetn Lerner, I. Y. (ed.). (1994). Problema devalvatsii dukhovnykh tsennostey obsh-chestva i sistemy obrazovaniya: Prognosticheskaya kontseptsiya tseley i soderzhaniya obrazovaniya [The problem of devaluation of the spiritual values of society and the education system: A predictive concept of the goals and content of education]. Moscow: Russian Academy of Education. (In Russ.)

Novikov, A. M. (2008). Postindustrial'noye obrazovaniye [Post-industrial education]. Moscow: Egves. (In Russ.)

Novikova, L. I. (Ed.). (1981). Voprosy vospitaniya: sistemnyy podkhod [Education issues: a systematic approach]. Moscow: Progress. (In Russ.)

Piskunov, A. I. (2001) Pedagogicheskoye obrazovaniye: kontseptsiya, soder-zhaniye, struktura [Pedagogical education: concept, content, structure]. Pedagogika [Pedagogy], 3, 41-48. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.