РЕГУЛИРОВАНИЕ
п ч □□
ппя
□ □2 □ □
H
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
Что такое репутация власти? Взгляд извне и изнутри
(на примере Смоленской области)1
В статье представлены результаты социологического исследования по определению сущностных и содержательных характеристик репутации региональной власти с точки зрения основных субъектов ее формирования: населения и самой власти - государственных гражданских служащих - на примере органов исполнительной власти Смоленской области. Выявляется принципиальное единство в понимании категории «репутация власти».
адачи сохранения общественной стабильности в условиях нарастания современных кризисных явлений в социально-экономической сфере развития государства связаны с укреплением доверия между основными субъектами политического взаимодействия - властью и населением. Возникает противоречие между имиджем власти и реальной ситуацией, складывающейся в стране, регионе, муниципальном образовании. Высокие ожидания, сформировавшиеся у населения в период стабильности, могут послужить фактором деимиджирования региональной власти, утраты элементов позитивного восприятия со стороны граждан. Для преодоления данной тенденции речь должна идти в большей степени о целенаправленном формировании властью не столько собственного имиджа, сколько репутации как важнейшего нематериального ресурса нара-
ЕЗ
ЕЗЕЗ
ЕЗЕЗЕЗ
ЕЗЕЗЕЗ
ЕЗЕЗ
ЕЗ
Ключевые слова:
репутация, региональная власть, оценка населением, результативность, доверие, создание условий для достойной жизни.
ЕЗ
ЕЗЕЗ с: ЕЗЕЗ ЕЗЕЗЕЗ ЕЗЕЗ ЕЗ
Keywords:
reputation, regional authorities, assessment by the population, effectiveness, trust, creating conditions for a dignified life.
BeWKAHECTBA № 1 • 2015
Н.Н. РОЗАНОВА,
доцент кафедры управления факультета экономики и управления ФГБОУ ВПО Смоленский государственный университет, к.п.н.
What is the reputation of the power? A look from the outside and from the inside (on the example of the Smolensk region)
The article presents the results of sociological research to determine the essential characteristics and content reputation regional authorities in terms of the main subjects of its formation: the population and the authorities -civil servants on the example of the executive authorities of the Smolensk region. Reveals the fundamental unity in the understanding of the category «reputation power».
щивания потенциала доверия. Между имиджем и реальным объектом существует так называемый разрыв в достоверности, поскольку имидж сгущает краски образа и тем самым выполняет функцию механизма внушения. В психологических исследованиях существует точка зрения, что имидж - это «реальность мнимого пространства». Следование ценностям мнимого мира освобождает от мук выбора и ответственности - человек ведет себя так, как ему подсказывают. Он живет под влиянием внушенных установок, критичность мышления его невысока [2, с . 13-14].
Необходимость преодоления социально-экономического кризиса сопряжена с осознанным возложением на себя различными субъектами российского общественно-политического пространства не просто ответственности, а повышенной ответственности за принятие решений и соответствующее поведение. Это делает необходимость формирования именно репута-
'Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Технология формирования позитивной репутации региональной власти», № 14-03-00549 а.
16
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
•• п
СП □ СП
\=в
РЕГУЛИРОВАНИЕ
ции власти (как ее рационального восприятия) и объективной оценки реализуемой ею политики не только значимым содержательным элементом процесса развития демократического государства, но и обязательным условием его становления.
Доверие формируется на объективной основе, исходя из оценки реальной ситуации, понимания населением того, какие усилия прилагает власть для решения актуальных задач общественного развития и насколько они результативны. Это особенно важно в условиях нарастания социально-экономических трудностей, которые необходимо преодолевать совместными усилиями власти и общества. При этом в первую очередь речь должна идти о формировании сначала объективной репутации, а затем о наращивании ее положительного потенциала - через политику реальных дел, высокую эффективность власти. Доверие к власти растет, если формируемая репутация соотносится с ее действительными усилиями по улучшению условий жизни граждан, и наоборот.
Одним из важнейших аспектов в процессе целенаправленного управления репутацией является выявление принципиального понимания содержания репутации власти двумя основными субъектами ее формирования - самой властью и населением, для того чтобы выработать единый идейно-смысловой концепт по формированию позитивной репутации региональной власти.
Результаты исследования репутации региональной власти позволили определить принципиальное понимание (сущностные черты) категории «репутация власти», в том числе, в сравнении с имиджем власти, и ее основные содержательные характеристики с точки зрения как населения, так и самой власти (на примере исполнительной власти Смоленской области)2.
Респондентам был задан ряд вопросов, на которые были получены следующие ответы:
Имидж власти - это больше ее эмоциональный портрет, а репутация - рациональный, оценочный. 75,2% населения и 66,1% государственных гражданских служащих поддержали данный тезис.
Имидж власти может быть надуманным и не всегда отражает ее реальную деятельность, а репутация основана на реальных качествах и деятельности власти. С этим тезисом согласилось 82,1% населения и 78% государственных гражданских служащих.
Для формирования репутации власти необходим опыт (личный и/или косвенный) взаимодействия с властью. Как у населения (83,3%), так и у государственных гражданских служащих (82,7%) преобладает ответ «да».
Пропущенные
30%
Авторитет
Оценка власти населением
29,9%
Имидж власти
Доверие населения к
8%
соответствия слова и дела 22%
Рис. 1. Репутация власти, по мнению жителей Смоленской области, открытый вопрос (% от
числа опрошенных)
Конкретные характеристики власти; честность, открытость, доступность, справедливость, стабильность, трудолюбие
7,2%
Пропущенные 23,6%
Мнение населения о власти, оценка ее деятельности 26%
Реальные дела,
исполнение обязательств 11%
Достойная
жизнь населения 2,4%
14,2%
Рис. 2. Репутация власти, по мнению государственных гражданских служащих ОИВ Смоленской области, открытый вопрос (% от числа опрошенных)
Таким образом, можно отметить принципиальное единство мнений и населения, и самой власти в понимании сущностных черт репутации власти: ^ репутация - это глубинное, не только эмоциональное, но и ценностное, рационально-оценочное восприятие власти;
^ репутация в большей степени объективна, основана на
реальных качествах и деятельности власти; ^ источником формирования и оценки репутации является опыт прямого и/или косвенного взаимодействия с властью, репутация подтверждается практикой.
Далее, для того чтобы уточнить понятие «репутация власти», населению и государственным гражданским служащим был задан открытый вопрос: «Что такое, по вашему мнению, репутация власти?». Полученные ответы представлены на рис 1 и 2.
Таким образом, с точки зрения населения, репутация власти - это, прежде всего, отношение населения к власти, оценка степени результативности ее деятельности.
2Приведены результаты анкетных опросов по изучению репутации региональной власти жителями г. Смоленска и Смоленской области (ноябрь 2011 г. - январь 2012 г., январь 2014 г., по 305 респондентов); государственных гражданских служащих органов исполнительной власти Смоленской области (127 респондентов, что составляет 10% от общего числа служащих, июнь 2014 г.) [1].
№ 1 • 2015 ВеККАЧЕСТВА
17
РЕГУЛИРОВАНИЕ
1Ш ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО
По мнению государственных гражданских служащих, репутация власти - это, прежде всего, оценка населением работы власти, ее реальных дел. Но представители власти в большей степени, чем граждане, связывают репутацию с категорией доверия. В отличие от населения, ряд госслужащих наполняет данное понятие конкретными, наиболее значимыми, на их взгляд, характеристиками. Также, среди ответов на вопрос, что такое репутация власти, (не отраженных в диаграмме) были следующие: взаимопонимание между властью и обществом; состояние, когда народ доволен всем; степень соответствия государственной политики потребностям, интересам и ценностям населения; способность власти показать свои положительные черты; то, что говорят у нее за спиной.
И, наконец, важным было определение ключевых содержательных характеристик репутации власти. Для этого респондентам предложили 60 характеристик, объединенных в два основных блока: институциональный и деятель-ностный.
Институциональные характеристики репутации власти - это качественные характеристики самой власти, отражающие ее обобщенное целостное восприятие населением; преимущественно они являются довольно абстрактными категориями. Вопрос к респондентам на выявление ключевых институциональных характеристик звучал следующим образом: «Какие из перечисленных характеристик, на Ваш взгляд, в наибольшей степени создают репутацию власти?». Из 31 предложенной характеристики было необходимо выбрать не более 10 вариантов.
Ключевые институциональные характеристики, создающие репутацию власти, по мнению граждан следующие (приводятся характеристики, которые выбрали не менее половины респондентов):
^ результативность деятельности власти - 79,9%; ^ доверие населения - 61,2%; ^ неподкупность (отсутствие коррупции) - 59,8%; ^ ориентированность на нужды населения («служение»
народу) - 56,4%; ^ честность - 55,2%; ^ ответственность - 53,9%; ^ профессионализм представителей власти - 47,2%.
Более половины государственных гражданских служащих отметили следующие институциональные характеристики репутации власти:
^ результативность деятельности власти - 66,9%; ^ доверие населения - 59,8%; ^ взаимодействие власти с населением - 53,5%.
Деятельностные характеристики репутации власти - это качественные, вполне конкретные характеристики власти, отражающие результативность ее деятельности.
ВеКкАЧЕСТВА № 1 • 2015
Вопрос к респондентам на выявление ключевых деятель-ностных характеристик звучал следующим образом: «Выберите, пожалуйста, 10 наиболее важных действий власти, которые, на Ваш взгляд, лучше всего могут способствовать формированию ее хорошей репутации у населения». Всего было предложено 29 вариантов.
Более половины граждан отметили в качестве значимых следующие деятельностные характеристики репутации:
^ создание условий для достойной жизни - 75,1%; ^ создание возможностей для трудоустройства - 60,4%; ^ обеспечение доступности и качества медицинского
обслуживания - 57,1%; ^ забота о состоянии ЖКХ, качестве и доступности коммунальных услуг - 53,3%; ^ создание условий для получения достойного и стабильного дохода населения - 50,9%; ^ обеспечение социальной защищенности граждан -48,6%.
Для государственных гражданских служащих репутация региональной власти заключается в следующих основных направлениях ее деятельности: ^ создание условий для достойной жизни - 70,9%; ^ обеспечение доступности и качества медицинского
обслуживания - 68,5%; ^ забота о состоянии дорог - 62,2%; ^ забота о состоянии ЖКХ, качестве и доступности коммунальных услуг - 56,7%; ^ обеспечение доступности и качества жилья -51,2%; ^ создание возможностей для трудоустройства - 47,2%.
Таким образом, мы видим, что приоритеты в содержании репутации региональной власти у населения и государственных гражданских служащих несколько различаются. Тем ни менее, принципиально совпадает их мнение по наиболее значимым характеристикам: результативность деятельности власти, создание условий для достойной жизни, доверие. Данные характеристики действительно можно считать ключевыми обобщающими характеристиками репутации власти, аккумулирующими в себе все остальные.
Интересным представляется тот факт, что для населения наиболее важной характеристикой является результативность власти, а для государственных гражданских служащих - создание условий для достойной жизни. Такая расстановка акцентов, на наш взгляд, является правильной с точки зрения целевой ориентации данных субъектов, поскольку для населения результативность власти определяется созданием условий для достойной жизни, а для самой власти важно, в первую очередь, создавать такие условия для населения, а результативность является следствием.
Таким образом, можно дать следующее, совпадающее в принципиальных моментах и для самой власти, и для населения, определение репутации власти. Репутация (региональной) власти - это совокупность устойчивых, объективно сложившихся ценностных убеждений и рационально осознанных, оценочных мнений населения о власти, формируемых в значительной степени на основе опыта прямого и косвенного взаимодействия, вызывающих чувство доверия и отражающих степень результативности деятельно-
БП
ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО РЕГУЛИРОВАНИЕ
сти власти по удовлетворению интересов и потребностей граждан в создании условий для достойной жизни. ■
Литература
1. Официальный сайт научно-исследовательского проекта «Репутация региональной власти» // 1Ж: http://www.smolvlast.ru.
2. Пирогова Л.И. Имидж власти как отражение политической культуры общества: дис. ... канд. полит. наук. М., 2005. 145 с.
НОВОСТИ -> NEWS -> НОВОСТИ ~> NEWS НОВОСТИ NEWS
Esri CIS: новые карты рельефа с разрешением 30m в ArcGIS Online
По сообщению российской компании Esri CIS (официального дистрибьютора в странах СНГ мирового поставщика геоинформационных технологий компании Esri), пользователям ArcGIS Online теперь доступны новые карты рельефа большей части европейской территории России, а также Европы, Южной и Центральной Америки.
Данные цифровой модели рельефа для этих карт получены с помощью радарной съемки в рамках проекта SRTM (Shuttle Radar Topography Mission). При этом детализация рельефа составляет 30 м, что в три раза превышает детальность имевшейся ранее информации. Специалисты Esri CIS подчеркивают, что данные о рельефе сегодня требуются для эффективной работы подавляющего числа ГИС-приложений. В частности, такие приложения в течение ряда лет успешно используются при проектировании в строительстве, на транспорте и в энергетике, при решении задач территориального планирования, при обработке спутниковых и аэрофотоснимков, создании 3D-карт и других инструментов визуализации, при проведение различного вида пространственного анализа и др.
Еще в середине 2014 г. компания Esri запустила масштабную программу World Elevation Services, призванную предоставить пользователям удобный доступ к данным о рельефе через портал ArcGIS Online. С его помощью уже сегодня предоставляется онлайн-доступ к глобальной коллекции лучших таких данных в
различном разрешении (от 3 до 1000 м), в том числе получаемых из множества публично доступных источников. Особенно важно, что данный сервис обеспечивает единую точку доступа для настольных и веб-приложений как к исходным данным о рельефе, так и к производным продуктам. Таким образом, пользователям больше не нужно самостоятельно собирать, обрабатывать и хранить терабайты данных о высотах на локальном компьютере: вся пред- и постобработка уже выполнена Esri.
Используемые динамические сервисы цифровой модели рельефа («Цифровая модель местности» и «Батиметрия») эффективно применяются не только для визуализации (например, «Разнонаправленная отмывка», «Цветная отмывка»), но и обеспечивают доступ к исходным значениям высоты и производным параметрам (например, «Крутизна уклонов» и «Экспозиция склонов»), что часто является необходимым для проведения анализа. Доступ к этим слоям является бесплатным и не потребляет никаких пользовательских «кредитов» - пользователю просто необходимо иметь корпоративную подписку на ArcGIS.
Получить дополнительную информацию о покрытии новых наборов данных о рельефе можно на странице Elevation coverage map.
Полный каталог имеющихся данных о рельефе можно посмотреть в соответствующей группе ArcGIS Online. Там же можно воспользоваться онлайн-инструментами геообработки. ■
www.esri-cis.ru
>
Сравнение ранее опубликованных (БЯТМ 90 м, слева) и новых данных (БЯТМ 30 м, справа) г. Монблан, самой высокой вершины Западной Европы (4810 м)
№
2015
¡ек КАЧЕСТВА