Научная статья на тему 'ЧТО ТАКОЕ МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА И КАК ЕГО ОРГАНИЗОВАТЬ'

ЧТО ТАКОЕ МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА И КАК ЕГО ОРГАНИЗОВАТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
управление персоналом / маркетинг / маркетинг персонала / эффективность.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатеева Наталья Борисовна, Симачкова Наталья Николаевна, Петрова Любовь Николаевна, Чупина Ирина Павловна, Петрякова Светлана Викторовна

Персонал является важнейшим ресурсом организации. В настоящее время всё большее значение приобретает маркетинг персонала. В статье дается понятие маркетинга персонала, определяются его задачи, изучаются виды. Рассматривается процесс организации маркетинга персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фатеева Наталья Борисовна, Симачкова Наталья Николаевна, Петрова Любовь Николаевна, Чупина Ирина Павловна, Петрякова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧТО ТАКОЕ МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА И КАК ЕГО ОРГАНИЗОВАТЬ»

gs4 право и экономика ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-198-201 ФАТЕЕВА Наталья Борисовна,

NIION: 2018-0076-9/23-695 старший преподаватель кафедры

MOSURED: 77/27-023-2023-9-695 менеджмента и экономической теории

Уральского государственного аграрного университета, e-mail: natbor73@mail.ru

СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,

к.и.н., доцент кафедры менеджмента и экономической Уральского государственного аграрного университета, е-mail: nikolina73@yandex.ru

ПЕТРОВА Любовь Николаевна,

старший преподаватель кафедры менеджмента и экономической Уральского государственного аграрного университета, е-mail: lyubow.petrova@mail.ru

ЧУПИНА Ирина Павловна,

д.э.н., профессор кафедры философии, Уральского государственного аграрного университета, е-mail: lyubow.petrova@mail.ru

ПЕТРЯКОВА Светлана Викторовна,

преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного аграрного университета, е-mail: uprkadr@mail.ru

ЧТО ТАКОЕ МАРКЕТИНГ ПЕРСОНАЛА И КАК ЕГО ОРГАНИЗОВАТЬ

Аннотация. Персонал является важнейшим ресурсом организации. В настоящее время всё большее значение приобретает маркетинг персонала. В статье дается понятие маркетинга персонала, определяются его задачи, изучаются виды. Рассматривается процесс организации маркетинга персонала.

Ключевые слова: управление персоналом, маркетинг, маркетинг персонала, эффективность.

FATEEVA Natalya Borisovna,

senior lecturer of the Department of Management and Economic Theory of the Ural State Agrarian University

SIMACHKOVA Natalya Nikolaevna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Management and Economics of the Ural State Agrarian University

PETROVA Lyubov Nikolaevna,

senior lecturer at the Department of Management and Economics, Ural State Agrarian University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

CHUPINA Irina Pavlovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Philosophy, Ural State Agrarian University

PETRYAKOVA Svetlana Viktorovna,

lecturer at the Department of Accounting and Auditing,

Ural State Agrarian University

WHAT IS PERSONNEL MARKETING AND HOW TO ORGANIZE IT

Annotation. The staff is the most important resource of organization. Currently growing importance acquires marketing of the staff. In the article is given concept of marketing of the staff, determined it's tasks, it kinds are being studied. Process under consideration organize of marketing of the staff.

Key words: personnel Management, marketing, marketing of the staff, efficiency.

Персонал организации является важнейшим ресурсом любой организации, и только та организация, руководство которой понимает и принимает его ценность, добивается высокой конкурентоспособности на рынке. «Решением большинства проблем неэффективности традиционного подхода в области управления персонала является применение технологии маркетинга персонала» [2]. Замещение вакансии - главная функция, которую призван выполнять маркетинг персонала.

Несмотря на то, что понятие «маркетинг персонала» относительно молодое, но его значимость неоспорима в системе менеджмента. Рассмотрим что включает в себя маркетинг персонала.

Саенко И.И., Косян М.С., Паненкова Н.Н. в своей работе определяют «маркетинг персонала как определенный вид управленческой деятель-

ности, целью которого является привлечение, удержание, а также обучение и мотивация высококвалифицированных специалистов, способствующих улучшению финансового положения фирмы и удержанию выгодных позиций на рынке» [6].

Умарова М.А., Джамалдинова М.А. маркетинг персонала определили как «активную форму социально-обменного процесса между фирмой и совокупным рынком рабочей силы, включающей в себя как внутренний, так и внешний рынок человеческих ресурсов [8].

В самом общем смысле под маркетингом персонала понимается деятельность организации, направленная на привлечение соискателей на вакантные места.

Сущность маркетинга персонала представлена на рисунке 1 [5].

Рисунок 1. Сущность маркетинга персонала

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

Маркетинг персонала может быть, как внеш- Рассмотрим функции маркетинга персонала

ним, так и внутренним. на рисунке 2.

Рисунок 2. Функции маркетинга персонала

Процесс маркетинга персонала включает следующие этапы:

1. Поиск и выбор источников информации о требованиях рынка [4].

2. Исследование поведения соискателей [4].

3. Разработка процедур, направленных на наиболее выгодную «продажу» вакансий.

4. Проведение разработанных процедур.

Таким образом, маркетинг персонала - это

процесс создания внешнего и внутреннего имиджа организации как работодателя, направленный как на привлечение соискателей на вакантные места, чтобы соискатель выбрал именно эту организацию, так и на повышение лояльности уже имеющегося персонала.

При организации процесса маркетинга персонала важно понимать, что на рынке труда, где встречаются работодатель и соискатель. преимущество будет у того работодателя, чей имидж положителен. Эти организации имеют преимущества, а значит, они более конкурентоспособны.

Соискатель, прежде всего, рассматривает условия труда и выбирает наиболее приемлемые для себя, а работодатель выдвигает требования к кандидату «к его определенным личностным и профессиональным характеристикам» [7].

В целом, маркетинг персонала направлен на формирование бренда работодателя. Положительный имидж работодателя позволяет быстро формировать кадровый резерв и закрывать вакантные места. «Заинтересованность работодателя в своих сотрудниках побуждает человека мобилизовать всю свою энергию и инициативы на достижение поставленных компанией целей» [3].

В настоящее время существуют ряд крупных компаний, которые имеют положительный имидж у соискателей.

Тем не менее, при организации маркетинга персонала необходимо помнить и его недостатках:

1) маркетинг персонала создает напряжение внутри трудового коллектива, является основой конкуренции и борьбы между сотрудниками за продвижение по карьерной лестнице;

2) необходимость разработки системы адаптации новых сотрудников;

3) постоянные расходы, причем их бюджет, как правило, достаточно большой.

Кадровым службам в настоящее время необходимо использовать все известные инструменты маркетинга персонала в системе, вместо применения отдельных средств подбора.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

«Одним из ключевых факторов повышения эффективности маркетингового управления организацией является маркетинг персонала, ставящий своей задачей владение ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации тем самым целей организации» [1].

Маркетинг персонала призван рассматривать вакансию, как продукт, который нужно продвигать на рынке труда, что безусловно, делает с одной стороны, ценным для соискателя, а с другой стороны, повышает имидж компании, обеспечивая при этом рост её конкурентоспособности.

Список литературы:

[1] Висторобская, Е. Н. Маркетинг персонала в системе маркетингового управления организацией / Е. Н. Висторобская // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации.

- 2006. - № 2(16). - С. 14-16. - EDN ICJZRX.

[2] Демьянченко, Н. В. Маркетинг персонала как ключ к повышению конкурентоспособности российских предприятий в современных условиях / Н. В. Демьянченко, А. М. Сафронов // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - № 35-1.

- С. 19-21. - DOI 10.18411/!|-28-02-2018-05. - EDN YSUPZI.

[3] Коптева, Е. Ю. Маркетинг персонала как составляющая системы управления человеческими ресурсами организации / Е. Ю. Коптева // Сетевой научный журнал ОрелГАУ. - 2016. - № 2(7). - С. 186-189. - EDN XELDRV.

[4] Масалова, Ю. А. Маркетинг персонала: учебное пособие для вузов / Ю. А. Масалова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 321 с.

[5] Патласов О. Ю. Маркетинг персонала: Учебник для бакалавров / О. Ю. Патласов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. — 384 с.

[6] Саенко И.И., Косян М.С., Паненкова Н.Н. Применение маркетинга персонала при решении проблемы текучести кадров в организации// Деловой вестник предпринимателя. 2023. № 1 (11). С. 34-36.

[7] Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А., Токмакова Р.А., Бисчекова Ф.Р. Маркетинг персонала:

современный подход II Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 8-1. - С. 96-104.

[8] Умарова М.А., Джамалдинова М.А. Маркетинг персонала: понятие и сущность!! Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 8. С. 96-101.

Spisok literatury:

[1] Vistorobskaya, E. N. Marketing personala v sisteme marketingovogo upravleniya organizaciej I E. N. Vistorobskaya II Vestnik Belgorodskogo universiteta potrebitel'skoj kooperacii. - 2006. - № 2(16). - S. 14-16. - EDN ICJZRX.

[2] Dem'yanchenko, N. V. Marketing personala kak klyuch k povysheniyu konkurentosposobnosti rossijskih predpriyatij v sovremennyh usloviyah I N. V. Dem'yanchenko, A. M. Safronov II Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. - 2018. - № 35-1. - S. 19-21. - DOI 10.18411Ilj-28-02-2018-05. - EDN YSUPZI.

[3] Kopteva, E. YU. Marketing personala kak sostavlyayushchaya sistemy upravleniya chelovecheskimi resursami organizacii I E. YU. Kopteva II Setevoj nauchnyj zhurnal OrelGAU. -2016. - № 2(7). - S. 186-189. - EDN XELDRV.

[4] Masalova, YU. A. Marketing personala: uchebnoe posobie dlya vuzov I YU. A. Masalova. — Moskva: Izdatel'stvo YUrajt, 2021. — 321 s.

[5] Patlasov O. YU. Marketing personala: Uchebnik dlya bakalavrov I O. YU. Patlasov. — M.: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2018. — 384 s.

[6] Saenko I.I., Kosyan M.S., Panenkova N.N. Primenenie marketinga personala pri reshenii problemy tekuchesti kadrov v organizaciiII Delovoj vestnik predprinimatelya. 2023. № 1 (11). S. 34-36.

[7] Tappaskhanova E.O., Mustafaeva Z.A., Tokmakova R.A., Bischekova F.R. Marketing personala: sovremennyj podhod II Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. - 2020. - № 8-1. - S. 96-104.

[8] Umarova M.A., Dzhamaldinova M.A. Marketing personala: ponyatie i sushchnost'II Voprosy ustojchivogo razvitiya obshchestva. 2022. № 8. S. 96-101.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.