Научная статья на тему 'Что сделать, чтобы завтра не стало хуже, чем сегодня?'

Что сделать, чтобы завтра не стало хуже, чем сегодня? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальный интерес / содружество / привлечение инвестиций / финансы

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мунтиян Валерий Иванович

Происходящие процессы глобализации и регионализации подтверждают, что у Украины есть национальные интересы. В то же время Европу ожидает целый каскад неплатежей. Украина заинтересована в переходе на расчеты в национальной валюте во внешней торговле с Россией и странами СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что сделать, чтобы завтра не стало хуже, чем сегодня?»

УДК 33 (477) ББК 65.6

В.И. Мунтиян, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент HAH Украины, заместитель Министра экономики Украины (г. Киев)

ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ЗАВТРА НЕ СТАЛО ХУЖЕ, ЧЕМ СЕГОДНЯ?

Аннотация. Происходящие процессы глобализации и регионализации подтверждают, что у Украины есть национальные интересы. В то же время Европу ожидает целый каскад неплатежей. Украина заинтересована в переходе на расчеты в национальной валюте во внешней торговле с Россией и странами СНГ.

Ключевые слова: национальный интерес, содружество, привлечение инвестиций, финансы.

V.I. Muntian (Kyiv)

THAT DO THAT TOMORROW WAS NOT WORSE THAN IT IS TODAY?

Как никогда ранее, информационное пространство Украины охвачено дискуссиями в части того, что Украине нужно определиться: или она интегрируется в ЕС, или в направлении Государств Содружества. Мы считаем, что это неправильный подход, потому что Украине нужно исходить в первую очередь из своих собственных интересов, идти своей правильной дорогой, защищать права и свободы своих граждан, строить экономически сильное демократическое государство, способное обеспечить его суверенитет и безопасность в этом сложном, быстро изменяющемся мире.

Происходящие процессы глобализации и регионализации только подтверждают, что у Украины есть национальные интересы, как в ЕС, так и в СНГ, как на Западе, так и на Востоке. Поэтому нельзя представлять интересы Украины только через призму интересов Запада, такая постановка вопроса является не просто необъективной, а опасной и дезорганизующей. Так как не предоставляет возможность реально оценить ситуацию и принять правильные стратегические решения по обеспечению национальной безопасности Украины.

Выводы необходимо делать на основании реальных фактов и аргументов, научно-обоснованных прогнозов, а не на популизме и политической заангажированности. Наша 20-летняя

уступка Западу и выполнение их рекомендаций, а также слепое копирование их опыта, не дало не то что положительного эффекта, а скорее привело к отрицательному во всех сферах жизни, потеряв время и ресурсы. При этом катастрофически упал уровень обороноспособности страны и вместо экономического процветания мы имеем экономическую деградацию, которая в любой момент может ввергнуть страну в хаос. С целью недопущения такого пессимистического сценария необходимо очень тщательно прогнозировать развитие событий, принимать мудрые стратегические решения.

А теперь посмотрим на экономические реалии. Из 210 стран и территорий, с которыми Украина имеет торгово-экономические отношения, на 10 стран СНГ приходится 40,2 % от общего объема товарооборота. Причем 30,2 % оборота приходится на РФ. Как можно этим пренебрегать? Кто нам в условиях глобальной конкуренции и мировой рецессии может предоставить аналогичные объемы рынка? Экспорт Украины в Россию составляет 26,4 % от всего объема экспорта, тогда как Украины в ЕС27 только 24,9.

И это еще не все. Для полноты картины необходимо посмотреть на динамику. Объем товарооборота со странами ЕС снижается, а с Россией возрастает, и этот процесс носит обоюдный

102

характер. Для примера: рост экспорта из России в Украину за январь-октябрь 2010 года составил 183,4 %, а общего товарооборота 174,6 %. Таких темпов роста не имеется ни с одной страной мира ( ссылка 1). Кроме объема и положительной динамики, для нас существенное значение имеет структура экспорта. Особое значение в структуре экспорта отводится отраслям, которые имеют высокую степень переработки сырья. Если взять экспорт машиностроения в страны СНГ за период 2010 года, то его рост по сравнению с периодом за 2009 год составил 53%, а доля, которая приходится на страны СНГ, в общем объеме составила 66,3%. Что касается экспорта машиностроения в Российскую Федерацию, то его доля в общем объеме экспорта составила 53,9%. Для экономики страны продукцию машиностроения экспортировать выгодно, потому что машиностроение является той отраслью, которая имеет большую добавленную стоимость.

Что касается стран ЕС, товарооборот носит в основном сырьевую направленность. Большую обеспокоенность для нас представляет вывоз масличных культур для производства биотоплива в Европе, что в свою очередь ведет к деградации украинских черноземов. По мнению экспертов, в условиях мировой продовольственной инфляции и когда 1,2 млрд. человек в мире голодает, это является недопустимым.

Если говорить об экономической интеграции, то, как показывает практика, ЕС не намерен в ближайшее время принять Украину в ЕС, но вместе с тем ведется политика, которая является нежелательной для сближения со странами СНГ и другими структурами: ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП. Нельзя отстаивать национальные интересы Украины, не сотрудничая с этими организациями, т. к. мы наоборот усугубляем и без того сложную ситуацию. Одним из способов преодоления дефицита факторов развития является объединение стран в торгово-экономические группировки (торговые, валютные и таможенные союзы, зоны свободной торговли, общие рынки и др.), позволяющие улучшить ситуацию за счет мобилизации коллективных ресурсов. Это средство особенно эффективно в решении проблем наименее развитых стран или малых стран с огра-

ниченной ресурсной базой и рынком. К настоящему времени в мире существует свыше 300 различных торгово-экономических объединений, и многие страны являются членами двух-трех объединений одновременно.

Кроме того, в программе Президента Украины определено, что сотрудничество с РФ и странами СНГ является приоритетным для нас так же, как и ЕС. СНГ один из перспективных и динамичных регионов мировой экономики, его потенциальный рост 5-7% против 2% развития мировой экономики и 1% в еврозоне, 1,1% в США [1]. У многих стран СНГ потенциал еще выше, для примера Республика Узбекистан входит в 5-ку стран мира с самыми большими темпами роста ВВП. К примеру, в 2011 году рост ВВП Катара 15,9%, Гана 14%, Эритрея 10%, Узбекистан 8,5%, Китай 8,4%, Индия 8,2%. Таким образом, Республика Узбекистан выходит на 4 место в мире, обогнав по темпам прироста ВВП Индию и Китай [2].

Вероятные риски для Украины при создании Зоны свободной торговли с ЕС:

- в краткосрочной перспективе - потери для отдельных отраслей промышленности Украины из-за низкого уровня их конкурентоспособности;

- рост уровня структурной безработицы в краткосрочной перспективе;

- вытеснение национального производителя с внутреннего рынка;

- рост отрицательного для Украины сальдо двусторонней торговли из-за ухудшения структуры экспорта в связи с переориентацией отечественных экспортеров из экспорта готовой продукции на экспорт сырья и полуфабрикатов.

Какие же потери и выгоды могут ожидать Украину на пути вступления в ТС.

Рассмотрим вначале возможные потери.

Поскольку среднеарифметическое увеличение ставок таможенных ставок в Таможенном тарифе Таможенного союза по сравнению с Таможенным тарифом Украины составляет 7,73%, где такое увеличение имеет место. То в случае возможного вступления в ТС - 1,37 млрд. долл. США - искомая сумма, на которую могут быть предъявлены претензии от стран-членов ВТО из-за повышения таможенных ставок на импорт

определенных групп товаров для этих стран. Необходимо иметь в виду, что в случае вступления Украины в ТС указанная сумма может быть предъявлена к возмещению не отдельно к Украине, а к ТС в целом.

Теперь необходимо осветить вопрос, касающийся возможных выгод Украине от вступления в ТС. Потенциальное увеличение объемов торговли в случае возможного присоединения Украины к ТС, при условии отмены ограничительных и фискальных мер во взаимной торговле, может составить 4,8 млрд. долл. США. Из вышеуказанного видно, что в целом общие выгоды значительно превысят потери. Необходимо отметить, что Украина может получить целый ряд и других положительных эффектов, включая снижение цен на природный газ, нефть и тарифы, но нужно не упустить свой шанс. Можем дождаться того момента, когда страны ТС создадут общее экономическое пространство со странами ЕС, и Украина может оказаться вне этих процессов, потеряв свои универсальные возможности, в т. ч. транзитный потенциал.

Проведенные исследования в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН свидетельствуют о том, что активизация интеграционного процесса создания ЕЭП России, Беларуси, Казахстана и Украины имеет высокую экономическую эффективность как для всех интегрируемых стран в целом, так и для каждой из этих стран в отдельности. Суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным ростом ВВП, к 2015 составит примерно 170 млрд. долл., или 5,8 % прогнозируемого уровня суммарного ВВП четырех стран по первому варианту. При этом каждая из стран будет иметь значительный интеграционный эффект. Россия за счет интеграционного фактора в 2015 г. получит дополнительно 7,4% современного уровня ВВП (разница ВВП за 2015 г. по первому и второму варианту, отнесенная к уровню ВВП в базовом году), Украина - 12,4 % Беларусь - 14,3% и Казахстан -4,5%. Но здесь речь пока о вступлении не идет, мы изучаем ситуацию и просчитываем потери и выгоды.

Я думаю, что европейцев может беспокоить, что Россия создает на ее границах новый Совет-

ский Союз. Но у руководства России сегодня реально нет таких возможностей и желаний.

Россия действительно заинтересована в сохранении жизненно важного пространства в углублении и интеграции с государствами Содружества, но как с суверенными государствами. Украина в таком взаимовыгодном сотрудничестве и интеграции заинтересована не меньше, чем другие страны. Но прослеживается другая угроза. ЕС, не принимая Украину в свой состав, с благословения США, будет делать все возможное, чтоб ослабить и расколоть государство, чтоб оно, не дай Бог, не присоединилось к Таможенному Союзу, а тем более к ЕЭП. Но Украине это не нужно, она должна отстоять свой суверенитет и повысить безопасность до уровня, способного противостоять угрозам, откуда б они ни исходили: с Запада или Востока. ЕС на самом деле боится не воссоздания Советского Союза, а экономически мощной Украины. Украина имеет существенный потенциал, ее сельскохозяйственная продукция - самая доброкачественная в мире, и при правильной политике в интеграции со странами Содружества она может очень быстро восстановиться, и при привлечении инноваций и инвестиций в реальный сектор экономики, используя современные технологии, географические, климатические и экологические преимущества, Украина будет представлять серьезную конкуренцию странам ЕС и в первую очередь в сельском хозяйстве.

С ЕС в ближайшее время будет проведен 15-й раунд переговоров о зоне свободной торговли. Хотел бы отметить, что сам ЕС не очень заинтересован в принятии данного соглашения. Смысл заключается в том, что при вступлении Украины в ВТО страны ЕС в двусторонних договорах уже получили свои преференции от Украины. Что касается ЗСТ с ЕС, так она существенно отличается как от классической формы в нашем понимании, так и от договора о ЗСТ с СНГ. В договоре о ЗСТ с ЕС фактически выводятся из режима свободной торговли группы товаров с № 1-24, которую представляют продукты питания и сельского хозяйства. Также вводятся графики поэтапного уменьшения величины таможенных пошлин. Таким образом, с эти-

ми ограничениями выгоды Украины становятся достаточно иллюзорными.

Что касается ЗСТ со странами СНГ, то она предполагает распространение между государствами отмену пошлин на все товары, произведенные странами-участниками. Проведено уже 10 раундов переговоров. На Совете Глав Государств 10.12.10 было принято решение -подписать данный договор. Я думаю, что в мае 2011 года этот договор будет подписан. Для Украины это шаг вперед. Необходимо отметить, что существующий договор 1994 г. устарел, а кроме этого также не был ратифицирован РФ. Следующим положительным моментом является то, что в новом договоре отображены полностью нормы и принципы ВТО, а также все изъятия зафиксированы в одном документе и установлены конкретные даты их отмены. После вступления в силу договора Украина получит существенный эффект, который будет выражаться в том, что применение специальных защитных мер будет строго регламентировано соответствующими соглашениями ВТО, прекратятся торговые споры и войны. Хотел бы напомнить, что в программе Президента Украины по экономическим реформам четко указано, что необходимо заключить новый договор о ЗСТ с СНГ.

Складывается катастрофическая ситуация на финансовых рынках, поэтому финансово-экономическим и банковским службам Украины и Российской Федерации и государств-участников СНГ необходимо принять меры по разработке комплекса неотложных мероприятий, направленных на обеспечение финансово-экономической безопасности государств.

Проблема заключается в том, что доллар США стремительно теряет позиции мировой резервной валюты и мировой расчетной валюты, кроме того, доллар США быстрыми темпами теряет статус эталона мировой финансовой системы. Удерживается он пока на плаву за счет инерционности, но продолжает терять доверие многих стран мира.

Как ответ на провалившийся процесс глобализации, происходит резкое наступление региональных валют. Создание на их основе международных расчетов. В СНГ появилась

реальная возможность создать эффективно функционирующую рублевую зону, а также осуществить переход на взаимные расчеты в национальных валютах. Переход на прямые расчеты в национальных валютах стран СНГ ослабит их зависимость от доллара и евро, выступит стабилизирующим фактором наших экономик.

Те мероприятия, которые осуществляет Президент Обама, Конгресс США, ФРС показывают, что у США отсутствует реальная стратегия устранения причинно-следственных связей не только мирового финансово-экономического кризиса, но и спасения собственной страны от развала. Наоборот, их практические действия свидетельствуют, что они только усугубляют и без того сложную финансовую ситуацию.

Кроме того, в ФРС идет почти бесконтрольная накачка ликвидности. Только за последнее время было принято решение о проведении эмиссии на 1,2 трлн. долларов США. Что в свою очередь спровоцирует в 2 раза увеличение темпов роста инфляции.

Политическое руководство США будет принимать меры, чтобы свой кризисный и инфляционный навес перенести на другие страны мира. И мы считаем, что первый удар будет направлен против стран ЕС для того чтобы убрать главного конкурента и ослабить влияние евро в мире, как основного конкурента доллара США. Дело в том, что ни одна страна ЕС не выдерживает пороговые значения критериев экономической конвергенции Валютного союза ЕС, принятые Маастрихтским соглашением 1992 года.

Поэтому Европу ожидает целый каскад неплатежей в первую очередь из-за неподъемных суверенных долгов. Мы считаем, что будет большое противостояние между валютами: доллар США и евро. По всей видимости, евро может сдать позиции несмотря на то, что экономика Европы сегодня более сильная и структурирована лучше, чем у США. Поэтому непонятно, откуда берется такой оптимизм, как у руководства США, так и ЕС, экономики и валютные системы которых находятся на грани развала, а они рапортуют, что кризис побежден, рецессия закон-

чилась, что идет восстановление мировой экономики.

Во-первых, игнорирование и искажение реальных фактов свидетельствует о том, что их не желают замечать. Во-вторых, осуществляются целенаправленная фальсификация, обман и зомбирование не только граждан своих стран, но и мирового сообщества в целом, а, в-третьих, это может свидетельствовать о сговоре на уровне транснациональных финансово-банковских структур. И мы должны проводить настолько мудрую политику, чтоб не попасть в хитросплетенные процессы мирового «закули-сья».

В США социально-экономическая ситуация еще хуже, чем в ЕС: долги астрономические, большинство штатов потенциальные банкроты, федеральный долг растет, доллары печатаются на полную мощность, но экономика продолжает находиться в стагнации, кредиты уменьшаются, стоимость акций падает, банки и промышленные предприятия закрываются, уровень безработицы продолжает неуклонно расти. Выхода правительство пока не видит, зато везде видит врагов и готово воевать со всеми. Пора остановиться, мир устал как от войн, так и от побед Вашингтона. Энергию и ресурсы нужно направлять не на разрушение, а на созидание, на спасение человечества и биосферы от угроз планетарного масштаба.

Огульно критиковать ЗСТ со странами СНГ, сперва не дав объективную оценку ЗСТ с ЕС, ведь интеграционные риски присутствуют в обоих случаях. Не могу согласиться также с оптимистическими высказываниями руководства ЕС о финансовом выздоровлении и преодолении экономического кризиса. Я считаю, что буквально в ближайшее время в течение квартала уже будет известно, что страны ЕС ждет новое потрясение на финансовых рынках, а также снижение доверия к устойчивости государственного бюджета в первую очередь в странах Еврозоны. Глобального подъема экономики не ожидается, наоборот, возникнут новые сложности с финансированием, которые распространятся через межбанковские рынки.

Усугубляется ситуация с объемами суверенных долгов, связанных с этим риском, а также

ухудшается ситуация банковского сектора стран Европы. Ведь Центробанк Евросоюза и другие европейские банки не могут покрыть априори системные долги. На помощь пришли МВФ, МБ, а также Китай, Япония и страны арабского мира, но, несмотря на такую мощную поддержку, оптимизм пока находится за горизонтом. Возникла угроза для существования евро как валюты и для Еврозоны.

Спрос на экспорт продукции Еврозоны будет уменьшаться, а цены на энергоресурсы и сырье будут увеличиваться. По всей видимости, основной сценарий на 2011 год свидетельствует о том, что степень нарастания экономических шоков для Европы будет увеличена. Необходимо также честно признать, что степень финансовых условий и внутреннего спроса в Еврозоне ожидается такой же высокой, как в 2008-09 - кризисных годах. Негативным фактором влияния также будет эффект падения цен на акции, которые приведут в свою очередь к снижению частного спроса.

Таким образом, отрицательные, как финансовые, так и торговые эффекты, а также ограниченный внутренний спрос приведут в целом к подавлению экономического роста и вытекающими из этого другим негативным для экономической и социальной сферы последствиям. Самое тяжелое положение с госдолгом в Греции, Португалии, Ирландии, Венгрии и Испании. По всей видимости, именно Испания станет тем Рубиконом, после которого будет видно, есть перспектива у евро или она обречена.

Выкуп бондов Еврозоны еще не свидетельствует о решении проблемы. А что дальше? Неужели непонятно, что в больной экономической системе не может быть здоровых финансов? Да и сами финансы отравлены.

Необходимо задать вопрос, откуда Украина получит помощь и не ждем ли мы у моря погоды? Ведь в странах ЕС у самих катастрофическое финансовое положение. Хочу напомнить, что количество средств в Фонде финансовой стабильности, а необходимо более 2 трлн. евро, т. е. фактически в 10 раз меньше необходимого -составили 220 млрд. евро. Одной только Испании для решения проблем в банковской сфере необходимо в 2 раза больше - 450 млрд. евро.

Кроме того законодательно ЕЦБ не может моне-тизировать долг. А привлечение зарубежных инвесторов Китая, Японии, арабских стран и других в перспективе может иметь политически негативные последствия.

Необходимо отметить, что Еврозона лишилась в основном факторов положительного воздействия, которые обеспечивали оживление экономики. Прежде всего они связаны, с одной стороны, с сокращением запасов, а, с другой, с проблемами во внешней торговле, ведь сокращение объемов экспорта в ведущих странах Ев-розоны превысило 20%. Необходимо учесть, что сохранилось до сих пор негативное влияние мирового финансового кризиса, были приняты поспешные планы по подъему экономик, начиная с плана Полсона в США, которые впоследствии перекинулись на страны Европы. Роль регулятора была преувеличена, а система планирования и контроля снижена, что в итоге привело к потере управляемости, по своей сути, сложной хозяйственной системой, а государство со своими функциями в таких условиях справиться не смогло, что привело к увеличению дефицита госбюджета, раскрутке спекуляций, повышению уровня долгов.

Европейская финансовая система проявила слабость во время кризиса, не позволяющая странам оперативно находить и внедрять правильные решения, чтобы избежать спекуляций на государственном долге. Эксперты пришли к умозаключению, что основной риск заключается не в суверенном дефолте, а в чрезмерном росте издержек финансирования большинства стран Еврозоны. Ситуация будет усугубляться тем, что инвестиции будут отставать из-за наличия неиспользованных мощностей и снижения вложений в основной капитал. Объем инвестиций в Еврозону уменьшился в связи с низким уровнем частного потребления, а также падением внешней торговли. В 2010-12 годах стабилизации объема инвестиций не предвидится. Объем кредитов, предоставляемых предприятиям, будет снижаться, а уровень безработицы расти. Например, в Испании он превысил 20%, а во Франции 11%. В 2011-12 годах предполагается обесценивание евро, что в целом будет иметь негативный эффект, так как увеличатся

цены на импортируемые товары и соответственно издержки производства и цены на потребительские товары. Также необходимо отметить, что основной резервной валютой евро является доллар США и это является самым уязвимым звеном в валютной системе евро.

Кроме того, в Еврозоне накопились значительные структурные дисбалансы, которые невозможно скорректировать за счет изменения валютного курса. Дефицит бюджета Ирландии составляет - 32% ВВП, Франции - 8% ВВП, Великобритании - 10% ВВП, в США - 12,4% ВВП. А от стран Содружества МВФ и МБ требуют, чтоб дефицит бюджета не превышал 3% ВВП, нам выставляют маяки и применяют санкции, вот вам и политика двойных стандартов в действии.

Таким образом, финансовые риски в Евро-зоне остаются высокими, и страны Евросоюза вероятнее всего вынуждены будут пойти на дефолт и реструктуризацию долгов. А что же необходимо сделать Украине, России и другим государствам Содружества? Для предотвращения дефолта и потери финансовых активов и чтоб завтра не стало хуже, чем вчера, необходимо прежде всего сделать следующее:

1 . Провести реструктуризацию суверенных долгов.

2. Качественно изменить существующую корзину Международных золотовалютных резервов, сумма которых по итогам четвертого квартала 2010 года составляет 476,266 млрд. долларов США. Основную долю в валютной корзине составляют доллары США, на них приходится около 47% (223,8 млрд. долл. США) валютных запасов. Чуть менее - порядка 41% (195,2 млрд. долл. США) резервов - хранится в евро, около 10% ( 47,6 млрд. долл. США) - в британских фунтах. В японских иенах содержится около 2% (9,52 млрд. долл. США) резервов. В Украине чуть лучше структура валютной корзины, но все равно она очень рискованная. Доллар США около 58% и евро около 30%, но валютная структура внешних обязательств еще более рискованная: 73,1% - это доллар США, 10,6% - евро, 11,8% - СПЗ и 4,5% - другие валюты. Чтоб рассчитаться с кредиторами, нужно за счет чего-то приобрести. А это сложней-

шии процесс, когда экономика деградирует, а совокупный внешний долг приблизился к величине ВВП и составляет 105 млрд. долларов США, а международные золотовалютные резервы 34,3 долларов США [3]. Очень сложной остается ситуация с погашением государственных долговых обязательств из госбюджета в 2011, 2012, 2013 гг.

3. Принять неотложные меры по созданию условий статуса рубля, как региональной валютной системы, и внедрение расчетной системы между странами СНГ, которая даст возможность заменить существующую рискованную пропорцию валютной корзины.

4. Безотлагательно обеспечить реализацию первого этапа (2009-2011 гг.) плана мероприятий Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года.

Хочу сказать, что экономически Украина заинтересована в переходе на расчеты в национальной валюте во внешней торговле с Россией и странами СНГ. Безусловно, такой переход будет способствовать либерализации доступа иностранных инвесторов на рынок капитала Украины и повышению ликвидности валютного рынка. Украина также заинтересована в переходе на российский рубль в расчетах во время импорта из РФ природного газа и других энергоресурсов. Без преувеличения могу сказать, что около 65% валюты Нацбанка используется на эти операции, что по существу представляет угрозу валютной безопасности страны. О какой диверсификации можно вести речь, когда Нацбанк в основном работает для «НАК Нефтегаз Украины», обеспечивая его валютой для расчетов, даже таможенная пошлина Россией берется в долларах США.

Украина также заинтересована и в переходе на российский рубль в расчетах во время экспорта в РФ украинских товаров. В этом заинтересованы, безусловно, и другие страны Содружества, но до сегодняшнего дня не разработаны и не утверждены порядки перехода на эти расчеты. Рабочей группой не предложены механизмы минимизации внешнеторговых, банковских и процентных, налоговых и финансовых рисков, с которыми сталкиваются субъекты внешне-экономической деятельности.

5. Принять безотлагательные меры по демонетизации национальной экономики путем увеличения объема денежной массы в России с 3 5% от ВВП до 55-70% от ВВП. В первую очередь за счет увеличения кредитной составляющей. Путем внедрения кредитно-инвестиционных механизмов обеспечения расширенного воспроизводства с целью обеспечения устойчивого экономического роста. Увеличение монетизации экономики даст возможность добавить в оборот, ранее изъятый, суверенный финансовый объем 0,5 - 0,75 трлн. долларов США.

6. Ликвидировать зависимость финансовой системы Украины и других государств Содружества от агрессивной внешней среды. Изменить управление извне на управление внутри страны, исходя из национальных интересов. Это даст возможность прекратить несанкционированный отток капитала из государства. Для примера, только за 3 месяца 2008 года скорость оттока капитала в России составила 137 млрд. долларов США, эта величина соответствует годовому объему ВВП Украины. Не допускать замещение денежной массы неконтролируемыми зарубежными заимствованиями, в том числе путем перекредитования и другими финансовыми манипуляциями, которые привели к увеличению корпоративного внешнего долга до 540 млрд. долларов США, тогда как Международные золотовалютные резервы Российской Федерации составляют 482 млрд. долларов США, при этом надо учесть, что их ликвидность не является абсолютной.

7. Разработать систему управления эмиссионных функций Нацбанку Украины и Центральному Банку РФ, которая бы раз и навсегда ликвидировала существующую негативную практику, при которой объем эмиссии зависел от объема валюты, поступающей из внешних заимствований и валютной выручки. Данная система должна быть привязана к универсальным ресурсам, национальному богатству страны, учитывала бы экономическое развитие, удовлетворяла бы потребность по обеспечению экономического развития, ликвидности банковской системы, торгового баланса и ценовой политики государства.

Это даст возможность вернуть управление банковской системой в руки руководства страны.

108

Управлять банковской системой с целью обеспечения экономического развития страны, уменьшить зависимость от внешнего влияния и в том числе, исключив или минимизировав финансовые кризисы и экономические шоки. Повысить макроэкономическую роль Центральных банков государств СНГ и ценовую стабильность. Сделать доступными кредиты для субъектов хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, а также населения. Дать возможность работать Правительству ресурсами, не только находящимися в бюджетной сфере, но самое главное -национальной банковской системе.

8. Провести ликвидацию структурной диспропорции через высокий уровень сырьевого сектора экономики, который в структуре экспорта, например, России превышает 67 %, а в структуре ВВП около 40 %. Существенно изменить структуру инвестиций с сырьевого направления в сторону инновационного развития.

9. Уменьшить ставку рефинансирования до 3-4 %, потому что экономически необоснованная и неадекватно высокая ставка рефинансирования существенно превышает уровень рентабельности в реальном секторе экономики и не дает возможности обеспечить приемлемое кредитование субъектов предпринимательской деятельности, при этом снижая конкурентоспособность в первую очередь экспортных отраслей и глобальную конкурентоспособность национальной экономики в целом. Для примера: уровень рентабельности промышленности Украины составляет 2,5%, а ставка рефинансирования Нац-банка 7,75%, а фактическое кредитование предприятий осуществляется по ставке 22%. Это разве не диверсия против национальной экономики государства?

10. Возобновить механизм депозитно-кре-дитной банковской мультипликации денежной массы, внедрить эффективную систему мониторинга и валютного контроля банковских транзакций, в том числе по экспорту капитала, включая обязательную продажу валютной выручки государству. Это даст возможность увеличить эффективность управления и уменьшить отток капитала. Необходимо произвести расчеты по оптимизации доли государственных расходов ВВП, чтобы была возможность полно-

ценно выполнять регуляторные функции государства, а не под диктовку международных финансовых организаций. Размер доли должен составлять 35-37% от объема ВВП, а не 28%, как сегодня.

11. Выровнять необоснованно заниженную долю оплаты труда в ВВП, что негативно влияет на мотивацию человека к труду и на рост производительности. Снижает уровень жизни населения и усугубляет демографический кризис. Необходимо разработать и реализовать эффективную политику доходов населения, которая должна быть согласована с ценовой политикой, фискальной и денежно-кредитной, а также амортизационной.

12. Произвести диверсификацию структуры международных золотовалютных резервов, увеличив в первую очередь запасы в монетарном золоте, 3 % монетарного золота - это очень низкий уровень в структуре ЗВР РФ, а в Украине этот показатель составляет 1,8%, что негативно влияет на обеспечение безопасности национальной валютной системы. Китай, Индия, страны ЕС скупают золото, а мы ценные бумаги госказначейства США, которые завтра могут быть поделены на 1000 или совсем обесценены.

13. Необходимо заменить процедуру вложения государственных активов на депозиты зарубежных банков под проценты, меньшие, чем кредитная ставка хозяйствующих субъектов, вынужденных кредитоваться практически в этих же банках; а самое главное - необходимо выровнять несправедливую и неэквивалентную валютную диспропорцию между национальными валютами государств СНГ и эталонной валютой - доллар США. Вследствие чего наши государства несут в 2 раза выше потери, чем, к примеру, США.

14. Прекратить необоснованную с позиции национальной безопасности государства процедуру вложений государственных активов в ценные бумаги зарубежных корпораций, фактически перекачивая капитализацию компаний государств СНГ в капитализацию зарубежных компаний в условиях риска банкротства этих компаний и потери средств. Основная задача наших государств - принять неотложные меры по несанкционированному оттоку капиталов. Откуда

мы аккумулируем средства для осуществления инновационного прорыва, когда львиная часть их оседает в оффшорах.

15. Изменить существующую политику плавающего валютного обменного курса, требующего значительных затрат золотовалютных резервов в условиях манипуляционных атак на национальную валюту, снижающего уровень финансового суверенитета страны.

16. Разработать стратегию внешнеэкономической деятельности, в том числе по защите от негативных последствий ВТО и международных финансовых организаций, в первую очередь МВФ.

Разве мы можем игнорировать процессы, которые изменяют мир: демографический вызов, экологический императив, технологический переворот, информационная эра, преобразования политических и государственно-правовых отношений, экономические трансформации, формирование постиндустриальной цивилизации, переход к интегральному социокультурному строю и др.

Как утверждают ученые, точкой прорыва в экономику знаний является схождение в фокусе нано-, биоинформационных и когнитивных технологий - КБ1К - конвергенция. Полностью согласен с Андреем Девятовым, что догнать Запад в этих технологиях для нас будет проблематично. Но по существу Запад внедряет в общество сознания, которое базируется на кибер-мо-дели, за основу взята схема работы мозга и компьютера. Но существует когнитивная часть, которая значительно шире в понимании, чем ки-бер-модель, и этот не занятый Западом участок могут занять Украина, Россия и другие страны СНГ- это наша ниша и возможность прорваться к мировой интеллектуальной ренте. На кибер-модель должна накладываться сходимость информационных технологий с технологиями живой и неживой природы на молекулярном уровне. Но именно когнитивная часть - это то, что будет конфигурировать, задавать матрицу, осуществлять маршрутные указатели - как должно

осуществляться это схождение: КБЖ - конвергенция [4].

Для того, чтобы вырваться из мирового финансово-экономического кризиса, необходимо срочно сменить макроэкономическую и денежно-кредитную политику, которая была разработана стратегами США и Западного альянса в 1990-е гг. и немедленно приступить к реализации Стратегии экономического развития государств СНГ на период до 2020 года.

Согласен с автором инновационной концепции Карзума. Татенси утверждает, что в истории человечества, включая первую четверть XXI века, прошло 10 главных инновационных сдвигов: от примитивного общества до возникновения так называемого «естественного общества», связанного с метапсихологическими технологиями. На основе анализа всех этих 10-ти стадий развития автор прогнозирует развитие общества, его потребности в инновациях до 2033 г. Поэтому для государств Содружества стратегически важным является реализация Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года.

Успех нам будет обеспечен при выходе стран Содружества на траекторию инновационного развития на принципах ноосферной экономики.

Примечания:

1. Федеральная служба государственной статистики. Исполнительный комитет СНГ. Социально-экономическое положение России. Январь - октябрь 2010.

2. Государственный комитет статистики Украины.

3. Клепач, А.Н. ОТ свободы никто не отказывался /А.Н. Клепач // Политический журнал. - Ноябрь, 2010. - № 2(198). - С. 8-11.

4. Яременко, Сергей. «Ресурсна д1ета» / Сергей Яременко // Свггу 2011 рощ.

5. Девятов, А. «Интеллектуальный аутсорсинг» / Андрей Девятов // Политический журнал. - Ноябрь 2000. - № 2 (198), - 2010.

110

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.