Научная статья на тему 'Что ожидает педагогическое образование?'

Что ожидает педагогическое образование? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЫ КРУГЛОГО СТОЛА / СОВРЕМЕННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Что ожидает педагогическое образование?»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ЧТО ОЖИДАЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?

На кафедре методики обучения истории и обществознанию факультета социальных наук состоялся круглый стол, посвященный проблемам развития современного педагогического образования. Поводом для обсуждения стало интервью доктора психологических наук, профессора, директора Института содержания образования Высшей школы экономики, председателя Высшего экспертного совета Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры Владимира Дмитриевича Шадрикова. Интервью под названием «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса» было опубликовано в № 7—8 журнала «Качество образования» за 2010 г. В нем затрагиваются вопросы оптимизации сети педагогических вузов, путей повышения качества современного педагогического образования, изменения предметной части содержания образования, проблемы качества абитуриентов и привлекательности педагогической карьеры для выпускников педагогических вузов.

Дискуссию открыл заведующий кафедрой, декан факультета Владимир Васильевич Барабанов: Российское педагогическое образование сегодня переживает важный и трагический период своего развития, ему угрожает такая серьезная перестройка, которая может привести к полному уничтожению. Именно поэтому кафедра, университет и все педагогическое сообщество должно высказать свои соображения по ключевым вопросам реформы педагогического образования. Никто не спорит с тем, что подготовка педагогических кадров в нашей стране нуждается в модернизации, однако необходимо взвешенно и конструктивно подойти к этой проблеме, решая существующие задачи, а не создавая новые.

Доцент Д. В. Кузин отметил, что критики современного педагогического образования, как правило, не учитывают его специфики, которая заключается в равной важности двух составляющих: предметной и психолого-педагогической. В силу ряда обстоятельств доминирующей сейчас стала предметная составляющая, так как именно она оказывалась для абитуриента более привлекательной, ведь она отчасти копирует университетское образование по данному предмету. Реформирование педагогического образования должно найти разумный баланс между этими двумя элементами.

Доцент Н. Н. Лазукова, соглашаясь с автором статьи, дала негативную оценку идее трансформации педагогических вузов в филиалы классических университетов. Это противоречит задачам создания условий для реализации новой концепции школьного образования о переходе его на деятельностную, развивающую модель обучения. Для эффективной организации учебного процесса в новых условиях педагогам необходимы серьезные знания современных психолого-педагогических и методических наук об общих и возрастных возможностях учащихся по освоению ими предметного содержания на основе самостоятельной деятельности, т. е. тех, которые легли в основу проекта нового стандарта среднего образования. Ими невозможно овладеть за полгода или год. Нужна системная, долговременная и целенаправленная деятельность по формированию профессиональной педагогической компетентности студентов. Ведь ключевым моментом в понятии компетентности является «опыт», а накопление этого опыта требует времени, нескольких лет и профессионального руководства этим процессом. Студенты, которые идут сегодня в педагогические вузы, слабо ориентированы

на педагогическую работу, их мотивация к педагогической деятельности в школе в основном осуществляется за счет развития интереса к тому или иному предмету, а не к самому процессу преподавания. Многолетняя практика показывает, что приобщение студентов к психолого-педагогическим знаниям и опыту педагогической деятельности, становление осознанных ценностных ориентаций на работу учителем происходят только к концу обучения. Возможно, само педагогическое образование должно измениться, возможно, что этот процесс можно немного ускорить, но именно за счет расширения психолого-педагогических и методических дисциплин, различных практик. Классический вуз никогда не сможет справиться с решением этих задач.

Доцент О. В. Иванов предложил не быть голословными и перечислил некоторые компетентности, которыми должен овладеть студент педагогического вуза, чтобы впоследствии стать современным учителем. Вариативная модель обучения современной школы (вариативность образовательных маршрутов, программ, учебников и т. д.) требует способности к самостоятельному проектированию учебного процесса, сообразного, как с образовательным маршрутом его учреждения, так и с общими и индивидуальными познавательными возможностями именно его учеников. Чтобы участвовать в этом процессе, учитель должен обладать не только общим теоретическим кругозором, но и новыми умениями педагогического моделирования. Он должен также уметь строить обучение на основе личностного и деятельностного подходов, применять современные педагогические технологии, не только использовать, но и создавать интерактивные средства обучения. Современный выпускник педагогического вуза должен владеть достаточно сложными техническими средствами обучения, такими как документ-камера и интерактивная доска, работать в социальных сетях и системе дистанционно-

го обучения. Он должен свободно владеть основными различными компьютерными программами, которые сегодня включают не только Microsoft Word, Microsoft Excel, или Power Point. Выпускник педагогического вуза должен уметь пользоваться и программами-конструкторами (например, для создания измерителей учебных достижений учащихся, мультимедийных учебных курсов — Dreamweaver), а также и специализированным программным обеспечением, например, для студентов-историков — это система KLEIO, программа FuzzyClass, система SOCRATES.

Доцент О. Б. Соболева согласилась с высказанной в статье идеей, что содержание самой предметной области науки при ее изучении в педагогическом вузе должно отличаться от изучения той же дисциплины в классическом университете. То, что автор статьи назвал «петлей фундирования», чрезвычайно актуально для современных студентов — содержание обучения должно быть спроектировано в соответствии с содержанием школьного курса и методически обработано так, чтобы облегчить будущему учителю его использование на практике. Это вовсе не обозначает, что в вузе должен просто читаться углубленный школьный курс по предмету, но его структура, соотношение объема информации по разным темам, глубина изучения разных тем, приемы их изучения должны быть другими. Именно в разработке этой системы сегодня состоит одна из задач реформирования педагогического образования. Здесь существует огромное поле для научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава педагогических вузов. Однако происходящие сейчас лавинообразное сокращение кадров ведет к увеличению учебной нагрузки преподавателей, что не позволяет им работать творчески, искать и реализовывать пути модернизации своей деятельности в системе образования.

Н. Н. Лазукова отметила, что продуктив-

Что ожидает педагогическое образование?

ность идей модели «петли фундирования», описанных в эксперименте Ярославского государственного педагогического университета, подтверждается опытом советских педагогических вузов. Преподаватели вузов всегда следили за содержанием школьных предметов и при их изменении вносили изменения и в содержание своих дисциплин. Это приводило к оптимизации процесса изучения базовых наук, не требовало дополнительных курсов методистов, в которых бы еще раз пересказывалось научное содержание, но уже адаптированное к его изучению в школе (как это вынуждены сейчас делать при классическом образовании).

Доцент Л. В. Искровская не согласилась с тем, что авторитет преподавателя педагогического вуза — профессора в современной школе ни для учителей, ни для учеников ничего не значит. Среди преподавателей нашей кафедры многие очень долго, вплоть до сегодняшнего дня весьма успешно работают в школе, апробируют собственные учебники, во время педагогической практики дают открытые уроки. Соединение практической и теоретической деятельности педагога, действительно, сегодня очень важно, однако это вовсе не обозначает, что вместо учителя в школу должен прийти «человек от станка». Современный учитель — это высокий профессионал своего дела. Ни классическое университетское образование, ни краткосрочные курсы повышения квалификации, ни опыт работы в области преподаваемой дисциплины не смогут воспитать такого учителя. Если мы говорим о том, что у нас слишком много выпускников педагогических вузов, которые не соответствуют современным потребностям школы, надо поднимать уровень педагогического образования, а не отказываться от него вовсе.

Профессор В. В. Барабанов отметил, что уровневая система обучения, определяющая сущность современного вуза (бакалавриат и магистратура), позволяет иначе взглянуть на перспективы организации педагогического образования. На уровне бакалавриата оно

может совпадать с классическим университетским, при этом оно должно насыщаться психолого-педагогическими дисциплинами и ознакомительными практиками. На уровне магистратуры должна осуществляться непосредственно педагогическая подготовка, с полноценными практиками, мастер-классами, всевозможными методическими дисциплинами. В идеале рассматривается вариант непрерывной педагогической практики, сочетание обучения с работой по специальности. Это может способствовать созданию нового содержания связей с работодателями.

Переходя к проблеме качества абитуриента педагогического вуза, доцент Д. В. Кузин предложил введение иной организации взаимодействия вуза с системой образования (школой, научно-методическими центрами, органами управления образованием). Пока можно констатировать недостаточное взаимодействие между школой и вузом. Решение этой проблемы может происходить на следующих основаниях: создание при педагогических вузах учебных округов, школ — экспериментальных площадок, взаимодействие профильных кафедр и научно-методических центров; использование потенциала вузов в плане переподготовки кадров, повышения квалификации кадров, создания учебнометодического сопровождения учебных курсов и т. д. Имея в виду повышение мотивации к профессии, возможно, следует вернутся к идее педагогических классов (или создания педагогического профиля на уровне профильной школы)

Профессор О. Б. Островский согласился с тем, что причина многих проблем современного педагогического образования кроется в качестве абитуриента, с которым приходится работать. Не секрет, что в педагогические вузы идут не самые лучшие выпускники. Это приводит к тому, что на уровне бакалавриата приходится осуществлять не столько высшее образование, сколько компенсировать пробелы в школьных зна-

ниях. Перевод педагогического образования в рамки классических университетов не решит проблему — в учителя опять пойдут «неудачники».

Доцент И. П. Насонова отметила, что проблема мотивации будущего специалиста к учительской профессии упирается не только в низкую оплату труда, но и в низкий социальный престиж профессии, в устарелость организационных основ труда учителя. Какую карьеру может предложить школа молодому специалисту? Вопрос остается открытым. В современной школе — ты учитель и в 22, и в 32, и в 42, потом ты никому ненужный, истощенный пенсионер с низкой пенсией и расшатанным здоровьем.

Итоги дискуссии подвел профессор

В. В. Барабанов. Он констатировал, что никто из коллег не отрицает необходимость модернизации педагогического образования. При этом все единогласно выступают против перевода педагогического образования в рамки классического университетского или замены его краткосрочными курсами. Напротив, речь должна идти о глубокой, качественной перестройке всей системы обучения будущих учителей. Основой такой перестройки является практико-ориентированный подход.

Материалы круглого стола обобщила доцент кафедры методики обучения истории

и обществознанию О. Б. Соболева

В. Д. Будаев,

декан факультета математики, заведующий кафедрой математического анализа

Н. Л. Стефанова,

заведующая кафедрой методики обучения математике

КАК ПОДГОТОВИТЬ УЧИТЕЛЯ?

В журнале «Качество образования» (№ 7—8 за 2010 г.) опубликовано интервью с Владимиром Дмитриевичем Шадриковым «Выпускник педвуза должен уметь решать узловые проблемы организации учебного процесса». В интервью затронут ряд актуальных проблем современной российской школы и педагогического образования, а также высказано несколько важных и интересных соображений. Преподавательский коллектив факультета математики заинтересовано откликнулся на эту публикацию. В частности, живое продуктивное обсуждение состоялось на кафедре методики обучения математике. Настоящая заметка написана в основном по результатам этого обсуждения.

В целом коллектив факультета и кафедры методики обучения математике поддерживает основные положения, высказанные В. Д. Шадриковым.

Система высшего педагогического образования должна сохраниться в России как самостоятельная единица, нацеленная на решение професииональных задач, прежде всего, в системе общего среднего образования. Включение педагогических вузов в состав классических университетов дает только отрицательный эффект (об этом свидетельствует опыт преподавателей, работающих в таких университетах, например, в Новгородском имени Ярослава Мудрого). Дело в том, что в такой системе исчезает, если можно так выразиться, «целенаправленность» в подготовке выпускника. Целевая установка при подготовке студентов в классическом университете состоит в подготовке специалистов для современной науки, а значит, предполагает углубленное изучение разделов современной науки (например, математики). Целевая установка при подготовке учителя предполагает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.