2008, 248 p. (In English).
13. Inglehart, R. F. Neozhidannyy upadok religioznosti v razvitykh stranakh [Religion's Sudden Decline in Developed Countries.]. St. Petersburg, 2022, 238 p. (In Russian). = Inglehart, R. F. Religion's Sudden Decline: What's Causing it, and What Comes Next? New York: Oxford University Press, 2021, 206 p. (In English).
14. Kurlyandskiy, I. A. Stalin, vlast, religiya (religioznyy i tserkovnyy fak-tory vo vnutrenney politike sovetskogo gosudarstva v 1922-1953 gg.) [Stalin, Power, Religion (Religious and Ecclesiastical Factors in the Internal Politics of the Soviet State in 1922-1953).]. Moscow, 2011, 720 p. (In Russian).
15. Lavrinov, V. V. Ocherki istorii obnovlencheskogo raskola na Urale (1922-1945) [Essays on the History of the Renovationist Schism in the Urals (1922-1945).]. Moscow, 2007, 314 p. (In Russian).
16. Odintsov, M. I. Gosudarstvo i tserkov v Rossii, XX v. [The State and the Church in Russia, XX Century.]. Moscow, 1994, 171 p. (In Russian).
17. Orabey, G.N. Podvizhnik very i nauki: pastyrskoe sluzhenie arkhiepis-kopa Luki (Voyno-Yasenetskogo) [Ascetic of Faith and Science: The Pastoral Ministry of Archbishop Luka (Voino-Yasenetsky).]. Moscow, 2020, 381 p. (In Russia).
18. Peris, D. Storming the Heavens: The Soviet League of the Militant Godless. Ithaca (NY); London: Cornell University Press, 1998, 237 p. (In English).
19. Sinelina, Yu.Yu. Sekulyarizatsiya v sotsialnoy istorii Rossii [Secularization in the Social History of Russia.]. Moscow, 2004, 222 p. (In Russian).
20. Shilenok, D. F. Iz istorii pravoslavnoy tserkvi v Belorussii (1922-1939): ("obnovlencheskiy" raskol v Belorussii) [From the History of the Orthodox Church in Belarus (1922-1939): (The "Renovationisf' Schism in Belarus).]. Moscow, 2006, 216 p. (In Russian).
21. Sushko, A. V. Zhizn, sluzhenie i podvig svyashchennika Vasiliya Feo-fanovicha Infanteva [The Life, Ministry and Feat of Priest Vasily Feofanovich Infantev.]. Omsk, 2021, 239 p. (In Russian).
22. Taylor, C. A Secular Age. Cambridge (MA); London: Harvard University Press, 2007, 896 p. (In English).
DOI: 10.54770/20729286 2023 4 42
Д. В. Морозов
«Что касается меня, то я только ученик Ленина»: Методы формирования образа генерального секретаря в советских биографических очерках об И. В. Сталине 1930-1940-х годов *
D. V. Morozov
"As for Me, I am only a Student of Lenin": Methods of Creating the Image of the General Secretary in Soviet Biographical Essays about I. V. Stalin in the 1930s and 1940s
Изучение биографических очерков советских политических лидеров, написанных в 1930-1940-е гг., является важной исследовательской задачей для исторической науки. Жизнеописания того периода обладают интегративным характером, позволяя раскрыть теоретико-методологическое и институциональное становление отечественной исторической науки, процессы конструирования революционного пантеона, а также ход политической борьбы внутри РКП(б)-ВКП(б).
Тексты об И. В. Сталине, написанные в эти годы, не попали в поле зрения советской историографии по причине того, что данная тема была табуирована. В постсоветской исторической науке вопросы, посвященные биографиям вождя, остаются недостаточно исследованными. Знаковыми работами при изучении данной темы является статья Д. Бранденберга1, рассматривавшего создание биографий в контексте становления культа личности И. В. Сталина и внутриап-паратной борьбы между авторами текстов, и статья Г. Б. Куликовой2, изучавшей предысторию появления книги А. Барбюса — «Сталин. Новый мир, увиденный через одного человека». Но исследователи в своих работах оставили в стороне само содержание текстов.
Таким образом, опираясь на достижения предшествующей историографии, у нас появляется возможность задать новые вопросы биографическим очеркам 1930-1940-х гг. Из каких компонентов состоит образ вождя? Какие методики конструирования портрета И. В. Сталина используют авторы жизнеописаний?
Понятие «образ» в историческом тексте
Прежде чем мы перейдем непосредственно к биографическим очеркам, нам необходимо разъяснить, что мы понимаем под термином «образ» в исторических текстах. Для этого мы обратимся к кон-
* Работа выполнена в рамках проекта РГТУ «Интеллектуальная биография в исследованиях молодых историков» (Конкурс «Студенческие проектные научные коллективы РГТУ»),
цепции X. Уайта, изложенной им в своей работе «Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века»3.
Следуя за X. Уайтом, мы исходим из того, что «не существует нар-ратива, который когда-либо демонстрировал бы последовательную логическую дедукцию»4. Рассматривая создание текста в его историческом развитии и ведя поиск противоречий в нем, ученый получает возможность проанализировать тот социально-культурный контекст, в котором живет человек. В сознании автора текста одни типы дискурса всегда превалируют, а другие оказываются второстепенными, но остаются в памяти и продолжают борьбу за формирование смысла. Этот процесс отражается в виде неоднородности текста, условной последовательности мысли, логических противоречиях и т.д. Все эти «разрывы», присущие любому труду, дают возможность представить историографический источник как гигантскую полевую структуру, создаваемую разными видами дискурса5. Иными словами, текст никогда не представляет собой единого целого.
Для поиска разрывов и противоречий, имплицитно присутствующих в текстах, в данной статье используется историко-тропологический метод. Он направлен на выявление историографических стилей, составными частями которого являются следующие три элемента.
1) Тип построения сюжета исторического произведения воплощает собой взаимоотношения, с одной стороны, между обществом или отдельным индивидом и, с другой, законами или закономерностями социального развития.
2) Способы формального доказательства позволяют объяснить, то есть обусловить, возникновение одних фактов в историческом сочинении другими. В основе этой операции лежит силлогизм, выраженный в представлениях об общих идеях, определяющих развитие исторического процесса6.
3) Идеологический подтекст является неустранимым «этическим элементом» каждого исторического сочинения, вытекающим из типа построения сюжета и способа формального доказательства. Он представляет собой определенные выводы, «которые могут быть извлечены из изучения прошлых событий для понимания настоящих»7 и желательны для автора исторического произведения.
Понятие «образ» в рамках настоящей статьи рассматривается как совокупность вышеуказанных элементов. Иными словами, мы рассматриваем образ И. В. Сталина в контексте той роли, которую он занимает в доминирующей в исследовательском сообществе концепцией философии истории.
Образ И. В. Сталина в биографических очерках
В основе жизнеописаний И. В. Сталина лежит учение марксизма-ленинизма. Это учение конституирует комический (по X. Уайту) сю-
жет, предполагающий, что человек вынужден подчиняться законам социального развития, но при этом ему дается возможность их познать и поставить себе на службу. История жизни И. В. Сталина — это история становления большевика, претерпевающего на своем пути различные препятствия, с которыми он с легкостью справляется. Он еще в раннем возрасте узнал о марксизме8, возглавляет подпольные кружки9, создает нелегальные типографии и сам печатается в журналах10, руководит народными массами11 и, что самое главное, приобретает те же личные черты характера, что и у В. И. Ленина.
Кульминацией текстов можно считать, в зависимости от даты издания биографии, два события. В довоенных текстах ею является XVII съезд ВКП(б), «съезд победителей», на котором была провозглашена победа социализма в СССР12. В послевоенной биографии, актуальным только для второго издания биографии И. В. Сталина ИМЭЛ в 1947 г., ею является победа СССР в Великой Отечественной войне13.
И. В. Сталин прилагает значительные усилия для «познания» законов исторического развития и воплощения их на практике. Его фигура становится «смычкой» между марксистскими законами социального развития (они являются предпосылками всех событий в историческом нарративе) и отдельными событиями, произошедшими в конкретное время и в конкретных исторических условиях. Это сочленение вкратце можно выразить цитатой из брошюры, написанной самим И. В. Сталиным, и опубликованной в его биографии: «Что такое научный социализм без рабочего движения? <...> Что такое рабочее движение без социализма? <.. .> Соедините и то, и другое, и вы получите прекрасный корабль, который прямо понесется к другому берегу и невредимым достигнет пристани»14. Это, в свою очередь, приводит к гиперболизации личных качеств И. В. Сталина, так как перед ним стоят проблемы глобального характера, которые только великий человек способен разрешить.
Создание связи между фактами в текстах, то есть объяснение вышеуказанного сюжета, предполагает под собой сочетание механи-цистских и органицистских способов формального доказательства.
Механицистская аргументация направлена на создание широкого социально-экономического и политического контекста героя биографии. Для авторов важно подчеркнуть, что на Кавказе (и в частности нефтяном Баку) появилась промышленность, а вместе с ней — и рабочий класс15. Создатели биографий при освещении данного периода жизни И. В. Сталина цитируют В. И. Ленина: «Страна, слабо заселённая в начале пореформенного периода или заселённая горцами, стоявшими в стороне от мирового хозяйства и даже в стороне от истории, превращалась в страну нефтепромышленников, торговцев вином, фабрикантов пшеницы и табаку.. ,»16. В иных же случаях использование широкого социально-экономического и политического контекста, знаний из истории России, азов марксизма-ленинизма и т.д. выполняют еще одну задачу — заполнить логические, смыс-
ловые лакуны в тексте, возникающие в результате недостатка иных источников.
Также частью механицистской аргументации является создание неразрывной связи между народными массами и И. В. Сталиным. Приведем небольшой пример: «В августе 1898 он формально вступает в тифлисскую организацию Российской социал-демократической рабочей партии <.. .> Сталин ведет в этот период пропагандистскую работу в рабочих кружках, участвует на нелегальных рабочих собраниях, пишет листовки, организует стачки. Это была первая школа революционной практической работы, пройденная Сталиным среди передовых пролетариев Тифлиса»17. Аналогично пишет и А. Барбюс: «Теоретики и вожди партий <...> бывают иногда одержимы одной неприличной болезнью. Болезнь эта называется боязнью масс. Вождь нуждается в массах больше, чем массы в вожде. Он учится у них (больше, чем они у него). Как только вождь начал сторониться от масс, с ним кончено, он погиб и для победы, и для дела»18.
Конечно, недостаток источников сковывал авторов жизнеописания о И. В. Сталина (например, дореволюционной жизни И. В. Сталина — с момента его рождения и до 1917 г. — посвящено всего лишь 64 из 243 страниц второго издания жизнеописания, подготовленного ИМЭЛ19) — поэтому зачастую его деятельность подметается общими фразами: в годы Первой русской революции «Сталин повседневно руководил деятельностью большевистских организаций Закавказья по подготовке вооруженного восстания»20, «последовательно отстаивает и развивает ленинскую теорию революции, ленинский тактический план»21. В данном случае авторы используют описательный (нарративный) метод, позволяющий связать между собой два события, произошедшие в одно и то же время, между собой, но не имеющие между собой прямой причинно-следственной связи. Указание на то, что во время Первой русской революции большевики воодушевляли народные массы на борьбу, создает впечатление, что именно благодаря большевикам растут революционные настроения и разворачиваются революционные события.
Но помимо механистической аргументации в биографии проявляется и набор органицистских объяснительных стратегий, направленных на формирование положительных черт личности и характера И. В. Сталина. Они являются такими по той причине, что биография как вид историографического источника неизбежно связывает все события в историческом нарративе вокруг человека, которому посвящено жизнеописание. В данном случае объектом очерков является сам И. В. Сталин.
В первую очередь, И. В. Сталин приобретает набор личных качеств и жизненный путь, что и В. И. Ленин. В биографиях И. В. Сталина большое внимание уделяется показу стандартного набора качеств профессионального революционера: он много работает над собой, много читает, то есть «становится образованным марксистом»22.
В детстве — это любознательный мальчик, учащийся «как учился Ленин: прилежно, на "отлично"»23. Еще будучи школьником (не зная ни марксизма, ни народничества) он занимается пропагандой среди местного крестьянства24. Он умел, и «жадно стремился знать возможно больше»25, уже с 15 лет он вступил в подпольный марксистский кружок. Молодой вождь читал в семинарии и запретную литературу, много и жадно. К моменту отчисления из семинарии «Сталин... обладал знанием "Капиталом" Маркса... имел уже 4-летний опыт работы в подпольных марксистских кружках, первый опыт издания нелегального ученического издания». Чем не молодой В. И. Ленин в те же годы? Вот что писал авторский коллектив ИМЭЛ про последнего: «Ему было тогда всего 23 года, но это уже был вполне сложившийся, превосходно образованный, беззаветно преданный рабочему классу революционер-марксист»26.
Следующий способ органицистской аргументации сводится к созданию «своих крепостей», которые И. В. Сталину нужно будет овладеть. Так же, как и перед В. И. Лениным, перед И. В. Сталиным ставятся задачи исторического и историософского значения: «Индустриализация в исторически кратчайшие сроки такой огромной и вместе с тем отсталой в экономическом отношении страны, какой являлся Советский Союз в тот период, представляла гигантские трудности. Нужно было построить заново целый ряд отраслей индустрии, неизвестных старой царской России. Нужно было создать новую оборонную промышленность, которой не было в прежней России. Нужно было построить заводы современных сельскохозяйственных машин, неведомых старой деревне»27. Опять, как и у остальных биографов, «выполнение такой исторической задачи требовало самой тщательной подготовки, которая по глубине и размаху может быть смело поставлена в один ряд с подготовкой Великой Октябрьской социалистической революции»28. И. В. Сталин является не только практиком, но еще и теоретиком марксизма-ленинизма: «Ленин написал свою известную работу "Государство и революция" в августе 1917 года, то есть за несколько месяцев до Октябрьской революции и создания Советского государства. <.. .> Ленин собирался написать вторую часть "Государства и революции", где он рассчитывал подвести главные итоги опыта русских революций 1905 и 1917 годов. Однако смерть помешала ему выполнить эту задачу. Но то, чего в вопросах теории государства не успел сделать Ленин, сделал Сталин!»29
Другой прием органицистской аргументации, который используют авторы биографий, —это изображение «показной скромности» И. В. Сталина: «мастерски выполняя задачи вождя партии и народа и имея полную поддержку всего советского народа, Сталин, однако, не допускал в своей деятельности и тени самомнения, зазнайства, самолюбования. В своём интервью немецкому писателю Людвигу... Сталин просто заявляет о себе: "Что касается меня, то я только ученик Ленина, и моя цель — быть достойным его учеником"»30. В био-
графиях можно встретить высказывания такого рода: «Тут, в Кремле, напоминающем выставку церквей и дворцов, у подножия одного из этих дворцов, стоит маленький трехэтажный домик. <.. > В нем жил какой-нибудь царский слуга. Поднимаемся по лестнице. На окнах — белые полотняные занавески. Это три окна квартиры Сталина»31.
ЧастоИ. В. Сталин во все вникает лично, а, следовательно, все, что строится — происходит под его неусыпным контролем и благодаря нему. «Вся эта гигантская работа по техническому перевооружению нашего народного хозяйства проходит под непосредственным руководством товарища Сталина. Новые марки машин, крупные технические новшества или изобретения внедрялись и внедряются в жизнь по непосредственным указаниям товарища Сталина. Он лично входит во все детали работы по технической реконструкции промышленности и сельского хозяйства, вдохновляет и окрыляет рабочих и инженеров, руководителей предприятий и главков, изобретателей и конструкторов»32; «Вместе со стахановцами промышленности и транспорта, с комбайнерами, с трактористами, доярками, с героинями свекловичных полей он обсуждал в деталях вопросы техники и производства во всех отраслях народного хозяйства»33.
Третьим элементом образа является идеологический подтекст. Он, представляя собой производную от сюжета и исторической аргументации34, содержит в себе ответы на следующие вопросы: каким образом следует решать тот или иной конфликт? Разрешаем ли он вообще? На что должен обратить внимание сам человек для преодоления тех трудностей, которые обозначает историк в своем историческом произведении? Ответы на эти вопросы могут быть не вписаны напрямую в само историческое изложение, их можно также опознать по тону или настроению, в каком выполнено разрешение конфликта исторического произведения35.
Доминирующим идеологическим подтекстом в биографиях И. В. Сталина является радикальная идеология, полагающая, что исторический процесс научно познаваем, рационалистичен. Радикальная позиция подразумевает, что люди, вооружившись научным знанием о законах социального развития (в данном случае — научная теория марксизма-ленинизма) и проявив свои лучшие личные качества, смогут качественно преобразовать окружающую их реальность. Именно этот идеологический подтекст способствует дополнительной героизации И. В. Сталина.
* * *
Таким образом, портрет И. В. Сталина в биографических очерках можно разделить на три элемента: 1) способы построения сюжета; 2) формы исторического объяснения; 3) идеологический подтекст, лежащий в основе повествования о вождях революции. По своему сюжету биографические очерки являются комическими (по X. Уай-
ту), то есть они полагают, что существуют определенные законы социального развития, который человек может поставить себе на службу. Данный тип сюжета является предпосылкой к возвеличиванию личных качеств вождя. Его фигура становится «смычкой» между марксистскими законами социального развития и отдельными событиями, произошедших в конкретное время и конкретном месте.
Основу исторического объяснения составляет механицистская аргументация, ориентированная на создание неразрывной связи народа и вождя, и органицистская аргументация, зиждущаяся на отображение личных качеств вождя (необыкновенный ум, повторение жизненного пути И. В. Сталина за В. И. Лениным, постановка задач всемирно-исторического значения и т.д.). Все это конституирует радикальный подтекст жизнеописаний, подразумевающий, что И. В. Сталин способен, проявив свои личные качества, решить проблемы глобального характера.
Примечания Notes
1 Brandenberger D. Stalin as Symbol: A Case Study of the Personality Cult and its Construction // Stalin: A New History. Cambridge, 2005. P. 249-270.
2 Куликова Г. Б. Анри Барбюс и И. В. Сталин: к истории создания биографии вождя // Труды Института российской истории Российской академии наук. Вып. 13. Москва, 2015. С. 157-183.
3 УайтХ. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002.
4 Доманска Э. Философия истории после постмодернизма. Москва, 2010. С. 35.
5 Воробьева О. В. «Между прошлым и настоящим»: типы дискурсов в творчестве А. Тойнби // Диалог со временем. 2002. № 8. С. 32-53.
6 УайтХ. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002. С. 30-42.
7 УайтХ. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002. С. 42.
8 Иосиф Виссарионович Сталин (краткая биография). Москва, 1939. С. 3-4; О товарище Сталине. Москва, 1939. С. 6-7; Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. Москва, 1947. С. 8-9.
9 Иосиф Виссарионович Сталин (краткая биография). Москва, 1939. С. 5; О товарище Сталине. Москва, 1939. С. 9.
10 Иосиф Виссарионович Сталин (краткая биография). Москва, 1939. С. 9, 12, 25; О товарище Сталине. Москва, 1939. С. 16, 29, Барбюс А. Сталин: Человек, через которого раскрывается новый мир. Москва, 1936. С. 30-33; Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. Москва, 1947. С. 16.
11 Иосиф Виссарионович Сталин (краткая биография). Москва, 1939. С. 16, 17, 31; О товарище Сталине. Москва, 1939. С. 22-23, Барбюс А. Сталин: Человек, через которого раскрывается новый мир. Москва, 1936.
С. 19-21,26,30-31.
12 Иосиф Виссарионович Сталин (краткая биография). Москва, 1939. С. 67-70; О товарище Сталине. Москва, 1939. С. 132-134.
13 Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. Москва, 1947. С.243.
14 Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. Москва, 1947. С.28-29.
15 Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. Москва, 1947. С. 7.
16 Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. Москва, 1947. С. 7.
17 Иосиф Виссарионович Сталин (краткая биография). Москва, 1939. С. 5.
18 Барбюс А. Сталин: Человек, через которого раскрывается новый мир. Москва, 1936. С. 27.
19 Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. Москва, 1947.
20 Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. Москва, 1947. С. 33.
21 Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. Москва, 1947. С. 35.
22 Иосиф Виссарионович Сталин (краткая биография). Москва, 1939. С. 5.
23 О товарище Сталине. Москва, 1939. С. 4.
24 О товарище Сталине. Москва, 1939. С. 4.
25 О товарище Сталине. Москва, 1939. С. 8.
26 Ленин Владимир Ильич: Краткий очерк жизни и деятельности. Москва, 1942.С. 17.
27 Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. Москва, 1947. С. 106.
28 Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. Москва, 1947. С. 115.
29 Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. Москва, 1947. С. 171.
30 Иосиф Виссарионович Сталин: Краткая биография. Москва, 1947. С.105.
31 Барбюс А. Сталин: Человек через которого раскрывается новый мир. Москва, 1936. С. 5.
32 Иосиф Виссарионович Сталин (краткая биография). Москва, 1939. С. 70-71.
33 Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. Москва, 1947. С. 154.
34 УайтХ. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002. С. 43.
35 УайтХ. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург, 2002. С. 47.
Автор, аннотация, ключевые слова
Морозов Дмитрий Владимирович — ассистент, Российский государственный гуманитарный университет (Москва) ORCID ID: 0009-0008-1798-8752 [email protected]
Целью данной статьи является анализ методов конструирования образа И. В. Сталина в советских биографиях о Генеральном секретаре ЦК ВКП(б), написанных в 1930-1940-е гг. Автором на основе концепции X. Уайта используется историко-тропологический метод, направленный на выявлении историографического стиля. Уточняется понятие «образ» в исторической науке как совокупности следующих элементов: 1) тип построения сюжета, положенного в основу повествования; 2) способы формального доказательства, используемые исследователями; 3) идеологический подтекст очерков. Таким образом, у автора появилась возможность рассмотреть героя биографии в контексте доминирующей в исследовательском сообществе концепции философии истории. Раскрываются предпосылки и причины, по которым образ И. В. Сталина приобретал характер культа личности в историческом нарративе. Сочетание между собой конфликтных элементов образа приводит к возвеличиванию в историческом тексте фигуры И. В. Сталина. По своему сюжету биографические очерки являются комическими, то есть полагают, что существуют определенные законы социального развития, которые человек может поставить себе на службу. Этот подход возвеличивает личные качества И. В. Сталина и подчеркивает его способность решать проблемы глобального характера. Способы формального доказательства в таких текстах основывается на механицистской аргументации, которая устанавливает тесную связь между народом и его вождем, и органицист-ской аргументации, которая ориентирует читателя на выдающиеся личные качества вождя. Все эти элементы создают, в свою очередь, радикальный подтекст в жизнеописаниях, предполагая, что И. В. Сталин способен решать глобальные проблемы, полагаясь на свои личные качества.
Историография, персональная история, биография, образ, историко-тропологический метод, культ личности, И. В. Сталин.
Author, Abstract, Key words
Dmitriy V. Morozov — assistant, Russian State University for the Humanities (Moscow, Russia)
ORCID ID: 0009-0008-1798-8752 [email protected]
The purpose of this article is to analyze the methods of constructing the image of I. V. Stalin in Soviet biographies of the General Secretary of the Central
Committee of the CPSU (b), written in the 1930s and 1940s. On the basis of H. White's concept, the author applies a historical and topological method aimed at identifying the historiographical style. The concept of "image" in historical science is clarified as a combination of the following elements: 1) the type of plot construction underlying the narrative; 2) the methods of formal proof used by researchers; 3) the ideological implication of the essays. Thus, the author had the opportunity to consider the hero of the biography in the context of the dominant concept of the philosophy of history in the research community. The prerequisites and reasons why the image of Stalin acquired the character of a personality cult in the historical narrative are revealed. The combination of conflicting elements in the image leads to the glorification of the figure of Stalin in the historical text. According to their plot, biographical sketches are comic, that is, they believe that there are certain laws of social development that a person can put at his service. This approach magnifies Stalin's personal qualities and emphasizes his ability to solve problems of a global nature. The methods of formal proof in such texts are based on mechanistic argumentation, which establishes a close connection between the people and their leader, and organicist argumentation, which refers the reader to the leader's outstanding personal qualities. All these elements, in turn, create a radical implication in the biographies, suggesting that I. V. Stalin is able to resolve global problems relying on his personal qualities.
Historiography, personal history, biography, image, historical and topological method, personality cult, J. V. Stalin.
References (Articles from Scientific Journals)
1. Vorobeva, O.V. "Mezhdu proshlym i nastoyashchim": tipy diskursov v tvorchestve A. Toynbi ["Between the Past and the Present": Types of Discourses in the Work of A. Toynbee.]. Dialog so vremenem, 2002, no. 8, pp. 32-53. (In Russian).
(Essays, Articles, and Papers from Books, Proceedings, and Research Collections)
2. Brandenberger, D. Stalin as Symbol: A Case Study of the Personality Cult and its Construction. Stalin: A New History / Ed. by S. Davies, J. Harris. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. P. 249-270. (In English).
(Monographs)
3. Domanska, E. Filosofiya istorii posle postmodernizma [Philosophy of History after Postmodernism.]. Moscow, 2010, 399 p. (In Russian). = Domanska,
E. Encounters: Philosophy of History after Postmodernism. Charlottesville: University of Virginia Press, 1998, 293 p. (In English).
4. White, H. Metaistoriya: Istoricheskoe voobrazhenie v Evrope XIX veka [Metahistory: The Historical Imagination in Nineteenth-Century Europe.]. Ekaterinburg, 2002, 528 p. (In Russian). = White, H. Metahistory: The Historical Imagination in Nineteenth-Century Europe. Baltimore: lohns Hopkins University Press, 1973, 448 p. (In English).
DOI: 10.54770/20729286 2023 4 53