Научная статья на тему 'Что читать детям, или практический взгляд Фребелевского общества на детскую литературу XIX века'

Что читать детям, или практический взгляд Фребелевского общества на детскую литературу XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Детские чтения
Область наук
Ключевые слова
ФРЕБЕЛЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛВИНЫ XIХ В / ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ / ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС / Н. ПОЗНЯКОВ / Ф. Г. ТОЛЛЬ / FRöBEL SOCIETY / PRESCHOOL EDUCATION / CHILDREN'S LITERATURE OF THE 19TH CENTURY / LITERARY PRIZE / LITERARY CONTEST / N. POZNYAKOV / F. G. TOLL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волоскова Снежана

Статья посвящена истории конкурса на лучший рассказ для детей младшего возраста, организованный Фребелевским обществом. Конкурс проводился с 1878 по 1905 гг. и ставил своей целью содействие развитию книгоиздания и литературы для детей, особенно для читателей младшего (3-7 лет) возраста. В статье описывается организация конкурса, прослеживается формирование вокруг него экспертного сообщества, раскрываются предпосылки его возникновения, связь с предшествующей педагогической и библиографической деятельностью в сфере детской книги и детского чтения, оценивается вклад организаторов конкурса в развитие детской литературы. Для освещения этих вопросов привлекается архивный материал, находящийся в фондах фундаментальной библиотеки РГПУ им. Герцена (отчеты Фребелевского общества за 1871-1906 гг.), а также материалы из педагогических журналов 1880-1900-х гг. Автор статьи уделяет внимание формированию критериев оценки детской книги, в данном случае педагогических, упоминает о влиянии конкурса на творческую биографию детских писателей К. П. Лукашевич, В. П. Авенариуса, Н. Г. Вучетича. Фребелевский конкурс признается значимой институцией, влияющей на развитие детской литературы конца XIX начала XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Волоскова Снежана

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT TO READ TO THE CHILDREN, OR PRACTICAL VIEW OF THE FRÖBEL’ SOCIETY ON THE CHILDREN’S LITERATURE OF THE XIX CENTURY

The paper studies the history of competition for the best story for children, organized by Fröbel’ Society. The competition was holding from1878 to 1905 and aimed at promoting the development of book publishing and literature for children, especially for young readers (3-7 years old). The article describes the organization of the competition and the development of an expert community around it, reveals the prerequisites for its emergence and connection with previous pedagogical and bibliographical activities in the field of children’s books and children’s reading. Contribution of the organizers to the development of children’s literature has been described. The author used the archive materials from collections of the Library of Herzen University (reports of the Frebelev society for 1871-1906), as well as materials from educational journals of 1880s-1900s. The author pays attention to the making of criteria for evaluating a children’s book, in this case pedagogical, mentions the impact of the competition on the creative biography of children’s writers K. P. Lukashevich, V. P. Avenarius, N. G. Vuchetich. The Fröbel’ competition is recognizing as a significant institution that influenceson the development of children’s literature from the end of the 19th to thebeginning of the 20th centuries.

Текст научной работы на тему «Что читать детям, или практический взгляд Фребелевского общества на детскую литературу XIX века»

МАТЕРИАЛЫ

Снежана Волоскова

ЧТО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ, ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД ФРЕБЕЛЕВСКОГО ОБЩЕСТВА НА ДЕТСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ XIX ВЕКА

Статья посвящена истории конкурса на лучший рассказ для детей младшего возраста, организованный Фребелевским обществом. Конкурс проводился с 1878 по 1905 гг. и ставил своей целью содействие развитию книгоиздания и литературы для детей, особенно для читателей младшего (3-7 лет) возраста. В статье описывается организация конкурса, прослеживается формирование вокруг него экспертного сообщества, раскрываются предпосылки его возникновения, связь с предшествующей педагогической и библиографической деятельностью в сфере детской книги и детского чтения, оценивается вклад организаторов конкурса в развитие детской литературы. Для освещения этих вопросов привлекается архивный материал, находящийся в фондах фундаментальной библиотеки РГПУ им. Герцена (отчеты Фребе-левского общества за 1871-1906 гг.), а также материалы из педагогических журналов 1880-1900-х гг. Автор статьи уделяет внимание формированию критериев оценки детской книги, в данном случае — педагогических, упоминает о влиянии конкурса на творческую биографию детских писателей К. П. Лукашевич, В. П. Авенариуса, Н. Г. Вучетича. Фребелевский конкурс признается значимой институцией, влияющей на развитие детской литературы конца XIX — начала XX вв.

Ключевые слова: Фребелевское общество, дошкольное воспитание, детская литература второй полвины XIХ в., литературная премия, литературный конкурс, Н. Позняков, Ф. Г. Толль.

Вторая половина XIX в. — время активного развития детской литературы: с одной стороны, «создается огромный массив произведений, адресованных детям», с другой — «возникает критика детской литературы, закладываются основы ее теории. Детская литература отныне — высокое искусство, имеющее важное социально-воспитательное значение» [Арзамасцева 2012, 235]. В это время

БОТ 10.31860/2304-5817-2019-1-15-200-214

в педагогическом сообществе возникает запрос на профессиональную рекомендательную библиографию литературы для детского чтения. До этого момента функцию рецензента детской литературы выполняла, по большей части, цензура, разрешая или запрещая то или иное издание, а критика детской литературы, несмотря на активную деятельность на этом поприще В. Г. Белинского, еще практически не сформировалась. Указатель Ф. Г. Толля «Наша детская литература» (СПб., 1862) стал первым справочным изданием, в котором была затронута проблема рекомендательной библиографии.

Единственным подспорьем для специалистов и родителей, интересующихся чтением детей, могли стать педагогические журналы — такие как «Учитель», «Книжный вестник», «Воспитание», «Детское чтение» с приложением «Педагогический листок», «Воспитание и обучение», «Народная школа» и др., публиковавшие на своих страницах библиографические обзоры детской литературы. Первостепенное внимание при этом уделялось литературе для учащихся, особенно скудно освещалась литература для детей младшего возраста (3-7 лет), в том числе и потому, что книг для этой возрастной категории издавалось не так много. Рекламная информация о книгах для самых маленьких читателей периодически появлялась в журналах и книгах для детей, где ее публиковали сами книгоиздатели. Например, на страницах своего журнала «Задушевное слово» М. О. Вольф размещал объявления о выпущенных им книгах. Эти рекомендации, безусловно, носили рекламный характер, а возраст целевой аудитории определялся на усмотрение книгоиздателя. Разумеется, такая информация не могла удовлетворить запросы педагогического общества и той части родителей, которая была серьезно заинтересована вопросами детского чтения .

Составители рекомендательных списков книг для читателей младшего возраста неизбежно сталкивались с рядом трудностей. Во-первых, как уже говорилось, самой литературы, подходящей для чтения малышей, издавалось мало. Не были определены четкие критерии отбора для включения книги в рекомендательный список. Не было и признаваемого всеми педагогического сообщества, рекомендации которого стали бы ориентиром для родителей: в 1860-е гг. такое сообщество еще только формировалось.

В 1871 г. в Петербурге было создано Фребелевское общество, которое занималось распространением идей Фридриха Августа Фребеля (1782-1852), теоретика и практика дошкольного воспитания. Основными направлениями деятельности Общества были

чтение публичных лекций, открытие детских садов, создание педагогических курсов для подготовки воспитательниц (детских садовниц) и нянь.

Одной из важных задач своей деятельности Общество считало организацию детских праздников, в корне отличающихся от распространенных общественных увеселений «в форме детских балов», чье влияние фребелевцы считали «растлевающим» [Отчет 1871-1896, 15]. Эти праздники, начиная с самого первого, организованного на Пасху 1877 г., были очень популярны: «помещения Педагогического музея не могли вместить всех, желавших быть на празднике, билеты разбирались нарасхват» [Там же, 15]. Праздники проводились также в Русском императорском техническом обществе, в саду Михайловского дворца. В противовес балам на этих праздниках устраивались развивающие детей увеселения: подвижные игры, хоровое пение, выступление фокусников или клоунов, катание на каруселях или катание с гор, чтение литературных произведений с показом туманных картин, кроме того, дети получали памятные подарки [Отчет 1881-1887, 31-32]. И тут организаторы столкнулись с проблемой выбора литературного произведения, которое подходило бы для этих целей. Как оказалось, найти рассказ или законченный сюжетный отрывок, понятный и интересный детям дошкольного возраста, очень непросто: «Включая в свою обязанность содействие правильному удовлетворению всех требований первоначального возраста, Фребелевское Общество обратило внимание на отсутствие (курсив мой — В. С.) хороших рассказов для детей младшего возраста» [Отчет 1871-1896, 15].

Картина действительно выглядела удручающе. Позднее, в 1895 г. писатель, педагог и библиограф Н. И. Позняков (1856-1910) так объяснял ситуацию с литературой для детей младшего возраста:

Видно, нелегко нашим писателям приноровиться к этому возрасту; не могут они никак опроститься до такой степени, чтобы приблизиться к ребятишкам и по содержанию своей мысли и по доступности формы. И получаются в большинстве крайне бессодержательные рассказцы, изложенные каким-то сюсюкающим языком, как будто с детьми нельзя затрагивать сколько нибудь серьезных вопросов, а надо непременно толковать им о барашках, да козочках, да куколках и всяких болванчиках, да притом еще и излагать это неестественным, подделанным под детский лепет языком [Позняков 1895, 191].

В связи с такой ситуацией в 1877 г. Фребелевское общество решило не ограничиваться только констатацией проблемы, а подойти к вопросу практически: учредить собственный конкурс «на соис-

кание премии Общества за лучший рассказ для детей младшего возраста».

Выработку условий конкурса осуществляли авторитетные специалисты в области педагогики и детской литературы: Е. Н. Водо-возова, Е. П. Свешникова, а также не являвшиеся членами Фребе-левского общества Е. И. Конради, М. К. Цебрикова, М. Б. Чистяков.

Для проведения конкурса были выработаны и опубликованы условия, которым должен был удовлетворять рассказ. Они отражали взгляд членов Фребелевского общества на книги для дошкольников. С учетом того, что в комиссию конкурса входили видные педагоги, в том числе занимающиеся проблемами детского чтения, сами эти условия представляют немалый интерес с точки зрения истории литературного процесса. Приведем их целиком:

1) Рассказ предназначается для чтения с детьми в возрасте от 5-7 лет; он должен быть написан на русском языке.

2) Рассказ должен иметь воспитательное значение для детей и должен преследовать развитие в них общенравственных чувств.

3) Беллетристическая форма рассказа предпочитается научной.

4) Темы для рассказа из детской жизни не отвергаются, но им предпочитаются темы из жизни взрослых.

5) Изложение ожидается живое, интересное, по языку и образам вполне доступное пониманию детей указанного возраста; подделки под детский язык следует старательно избегать.

6) Отвлеченные нравоучения в рассказе считаются неуместными.

7) Общество не премирует рассказов, которые могут в целом или частях своих производить на детей впечатление, возмущающее душу, как-то: описание кровавых сцен, пыток и т. п.

8) Объем рассказа предполагается в Уг обыкновенного печатного листа приблизительно.

9) Срок предоставления рассказов шестимесячный — со дня первой публикации о конкурсе.

10) Внешние условия конкурса отвечают установившимся в практике требованиям.

11) Общество издает премированные им рассказы и, возвратив понесенные им расходы путем продажи соответственной по цене части издания, остальные экземпляры последнего предоставляет в собственность авторов лореатов.

12) Первая премия — диплом имени общества и 150 руб.; вторая — диплом и 50 руб. и третья — диплом имени Общества [Отчет 18771878, 11-12].

Если сопоставить эти условия со взглядами Ф. Г. Толля, то можно увидеть, что они фактически не изменились. Толль писал:

В отношении изложения мы будем требовать от всякой книги, которую решимся рекомендовать обществу: а) чтобы язык ее был безупречен по правильности, плавности, ясности и изяществу <...> б) был сообразен с степенью понимания дитяти того возраста, для которого книга назначается [Толль 1862,7].

К содержанию детских книг Толль предъявлял три требования. Они должны были быть «безусловно нравственны», «безусловно умны» и «занимательны» [Толль 1862, 8-9].

Современный читатель безусловно обратит свое внимание на пункт 7 конкурсных требований Фребелевского общества, где прослеживается стремление защитить детей от информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб. Этот пункт перекликается с нормами введенной в России с 1 сентября 2012 г. «Возрастной классификации информационной продукции». Характерно, что Ф. Г. Толль еще не поднимал этого вопроса, ограничившись указанием на нежелательность излишней сентиментальности книги, над которой, по его мнению «слезы дитяти пролиты втуне» [Толль 1862, 6].

Рассказы на конкурс присылались анонимно, что гарантировало непредвзятость суждений о произведении. Только после выбора премиальных сочинений комиссия вскрывала приложенный к рукописи запечатанный конверт с именем автора.

В заседании конкурсной комиссии принимали участие известные поэты, писатели, литераторы, филологи. Например, рассказы первого конкурса (1877 г.), на который было прислано 26 заявок, оценивала экспертная комиссия в составе И. А. Гончарова, А. Н. Плещеева, М. Б. Чистякова [Отчет 1871-1896, 35]; в 1882 г. в рассмотрении 8 лучших рассказов из 87 присланных принимали участие М. Б. Чистяков, А. Н. Плещеев, О. Ф. Миллер [Отчет 1881-1887, 35]; в 1883 г. (6 рассказов из 120) — М. Б. Чистяков и Я. П. Полонский [Там же, 36]. Экспертами конкурса в разные годы также были: В. Г. Короленко, Д. В. Григорович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, В. П. Острогорский, А. М. Калмыкова, П. И. Рогов, О. И. Рогова, Н. П. Вагнер, П. И. Вейнберг, Д. Д. Семенов, О. Н. Тиблен, В. А. Воскресенский, А. Н. Анненская, С. М. Макарова, М. Н. Стоюнина.

Подробные разборы лучших произведений печатались в ежегодных отчетах Совета Санкт-Петербургского Фребелевского общества.

На основании перечисленных выше конкурсных принципов можно сделать вывод, что именно такой литературы для дошкольников, с точки зрения устроителей, было совершенно недостаточно. Поэтому Фребелевское общество не остановились только на рецензировании и рекомендации книг для дошкольников, но пошло дальше, выполняя свою задачу: «содействовать развитию литературы для младшего возраста» [Отчет 1871-1896, 11]. Премированные произведения публиковались в серии «Рассказы для детей младшего возраста, удостоенные премии Санкт-Петербургского Фребелев-ского общества».

Книги оформляли известные художники: Е. М. Бем, Н. Н. Ка-разин, В. А. Табурин, К. А. Савицкий, П. О. Яблонский, Н. А. Дем-чинский, В. С. Крюков, И. С. Панов, К. В. Изенберг, А. В. Валь, М. Н. Рашевский, В. Ф. Адт, В. В. Маттэ, Б. Э. Брауне, А. А. Шли-пер, И. С. Попов, П. З. Куренков, И. И. Матюшин, Д. Смирнов. Печать осуществлял известный издатель М. М. Стасюлевич. Цена экземпляра обычно составляла 50 копеек (иногда — 30 копеек), что делало хорошую детскую книгу доступной для широких масс. Издательская деятельность Фребелевского общества и распространение одобренных педагогами книг для дошкольников стали важным вкладом в литературный процесс своего времени.

О популярности конкурса свидетельствуют цифры присланных на конкурс рукописей: «1878 — 26, 1879 — 26, 1880 — 81, 1881 — 102, 1882 — 87, 1883 — 120, 1885 — 124, 1887 — 106, 1890—198, 1892—121, 1893 — 182, 1895 — 153» [Отчет 1871-1896,58]. Позже в связи с изменениями условий конкурса количество присланных рукописей заметно снизилось.

За 18 лет (с 1878 по 1905 гг.) было объявлено 13 конкурсов, на которые было представлено 1276 рукописей [Там же, 58]. Высокий уровень требований к конкурсантам подтверждается и тем фактом, что четырежды конкурс был признан несостоявшимся, так как комиссия не смогла отобрать произведений, полностью удовлетворявших всем выдвигаемым требованиям [Там же, 58].

Например, в 1885 г., рассматривая 6 лучших из 98 присланных рассказов, эксперты П. И. Вейнберг, О. Ф. Миллер, А. Н. Плещеев, Я. П. Полонский и В. П. Острогорский пришли к заключению «что ни один из них не заслуживает премии» [Отчет 1881-1887, 37]. Решением комиссии конкурс этого года был отложен и объявлено новое соискание. Из 26 присланных рассказов были отобраны два, и одному из них экспертная комиссия при участии детской писательницы С. М. Макаровой присудила вторую премию, причем

рассказ, не получивший премии, также был издан за счет Общества.

При этом члены конкурсного комитета не собирались снижать заданную высокую планку. Объявляя конкурс 1881 г. несостоявшимся, организаторы писали:

Из ста двух рассказов, присланных на соискание премии, ни один не удовлетворял требованиям конкурса, хотя многие из них были не лишены литературных достоинств и даже таланта. Причина этого заключается прежде всего в трудности задачи... Чтобы удовлетворить этим требованиям недостаточно обладать поэтическим талантом, надо знать и любить детей, уметь спуститься до их миросозерцания, понимать биение их сердца, живо постигать доступный им нравственный критерий [Там же, 34].

В 1896 г. были частично изменены условия получения премии:

Приняв во внимание почти полное отсутствие в русской детской литературе хороших мелких рассказов, размером не превышающих 4 — 5 страниц, — Совет признал необходимым внести в прежние условия конкурсов следующие существенные изменения: во 1-х, объявить конкурс не только на отдельные рассказы, но и на сборники мелких рассказов, объемом не превышающие 1-го или 2-х печатных листов и заключающие в себе от 4-х до 8-ми рассказов, и во 2-х, при одинаковых достоинствах сборника и рассказа преимущество отдавать первому. Независимо от изложенного изменение условий конкурса заключалось и в том, что Общество приобретало право двух первых изданий премированного сборника или рассказа, в количестве 5000 экземпляров каждое издание [Отчет 1895-1897, 16].

Литературное мастерство присылаемых рукописей по-прежнему оценивалось строго: рукописи рассматривали эксперты А. Н. Анненская, П. И. Вейнберг, А. М. Калмыкова, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. И. Позняков [Там же, 16]

Так как было отмечено резкое снижение количества присылаемых рукописей (прислано было 53 рукописи, в том числе 14 сборников, что почти в три раза ниже по сравнению с предшествовавшими годами), в 1897 г. конкурс был объявлен на прежних условиях [Там же, 17].

К 1881 г. книги, удостоенные премии, были изданы общим тиражом 28,000 экземпляров, а к 1897 г. общий тираж достиг 91,858 экземпляров.

Результаты проведения конкурса само Фребелевское общество отметило в 1881 г.:

Назначаемые от имени СПб. Фребелевского Общества конкурсы вызвали на авторское поприще несколько дарований, способствовали об-

разованию детских писателей. Произведения лиц, получивших премии, охотно принимаются в детские журналы, которые не забывают упомянуть, при случае, о сотрудничестве у них лиц, получивших премии. С другой стороны, издания Спб. Фребелевского Общества занимают одно из почетных мест среди рождественских подарков для детей. Склад получает требования со всех концов России. Тифлис, Уфа, Иркутск и Благовещенск шлют свои требования. На последние издания был спрос даже из Парижа и Лейпцига от известной книгопродавче-ской фирмы Брокгауза и Ефрона [Отчет 1871-1881, 51].

Отмечается также роль конкурсных изданий Общества в общем подъеме качества детской литературы:

...значительный спрос на издания Общества естественно должен был отразиться и вообще на издании детских книг. Чтобы конкурировать с фребелевскими изданиями, они должны и с внешней стороны подходить к ним. И действительно, следящие за детскою литературою подтвердят, что за последние два года и особенно в прошлом году заметно значительное улучшение книг, изданных для детей. Общество может вполне основательно думать, что и оно способствовало этому улучшению [Там же, 52].

В 1895 г. Н. И. Позняков, один из постоянных экспертов конкурса, писал:

В 1880 году С. Петербургское Фребелевское общество учреждает конкурс с премиями, главным образом с целью упорядочения детского чтения и привлечения людей достойных к этой благородной деятельности; в 1882 году С. Петербургский комитет грамотности предпринимает издание целого ряда образцовых произведений русских писателей в дешевых сравнительно выпусках; в 1885 году начинает такую же деятельность, но в еще больших размерах, известная фирма «Посредник» и ведет ее сначала в Петербурге, а с 1890 года по настоящее время в Москве [Позняков 1895, 187].

Далее Позняков говорит, что для достижения этих целей было предпринято издание библиографического указателя «Что читать народу?»1 под редакцией Х. Д. Алчевской, первые два тома которого вышли в 1884 ив 1888 гг. и ряд других подобных изданий, а также библиографические заметки о детской литературе в журналах и газетах, в том числе и «политического направления», как характеризовал их сам Позняков, «Русская мысль», «Северный вестник», «Новое время», «Русские ведомости», «Новости» [Позняков 1895, 187]. Он заключает: «Этот возникший так кстати контроль быстро делает свое хорошее дело» [Там же, 187].

Признавая авторитет Ф. Г. Толля на поприще детской библиографии, Позняков отмечает первенство конкурса Фребелевского

общества в деле привлечения авторов к созданию новых, а главное, качественных с педагогической и художественной точки зрения, произведений для детей. Далее он еще раз подчеркивает роль конкурса Фребелевского общества в увеличении количества литературы именно для самых младших читателей:

Книг для детей младшего возраста, несмотря на их большое количество, можно выбрать, однако, чрезвычайно мало... Из такого рода книг только и возможно указать рассказы гг. Авенариуса, Шмидт, Лукашевич, Сливицкого, Куликовой, Смирнова, Вучетича, Мамина, Сергиевской, Ахшарумовой, премированные Фребелевским обществом» [Там же, 191].

Последний раз конкурс был объявлен в 1904 г. На соискание премии поступила 51 рукопись, из которых было выбрано 5 лучших. Эксперты А. Н. Анненская, Н. И. Позняков, К. С. Баранцевич, ознакомившись с ними, на заседании Совета в апреле 1905 г. огласили свой вердикт: «ни один из представленных рассказов не удовлетворяет вполне условиям конкурса, а потому и не заслуживает быть премированным» [Отчет 1904-1905, 25].

После 1905 г., возможно, из-за обострения политической ситуации в стране, а также в связи с материальным положением, Фребелевское общество лишь публиковало и распродавало ранее премированные рассказы, о чем свидетельствуют годовые отчеты о деятельности Общества с 1906 г.

В целом результаты конкурса можно представить в следующей таблице:

№ Год Лауреат премии

Произведение

1 1878 1. А. П. Авенариус

2. Н. Г. Вучетич

3. А. Г. Лякидэ

2 1879 1. А. П. Авенариус

2. И. Д. Смирнов

3. О. И. Шмидт (Рогова)

3 1880 1. О. И. Шмидт (Рогова)

2. Н. Г. Вучетич

3. не присуждалась

4 1881 Конкурс не состоялся

5 1882 1. не присуждалась

2. В. Н. Куликова

3. А. Н. Сливицкий

Сказка о пчеле Мохнатке Красный фонарь Третий червонец

Что комната говорит Подпасок Ласточкино гнездо

Мурка Митина нива

Шарик

Лиса Патрикеевна

№ Год Лауреат премии

Произведение

6 1883 1. не присуждалась

2. Д. Н. Мамин

3. Н. П. Ахшарумова

7 1884 Конкурс не состоялся

8 1885 1. не присуждалась

2. А. М. Сливицкий

3. не присуждалась

9 1888 1. не присуждалась

2. К. В. Лукашевич

3. О. Т. Сергиевская

10 1889 Конкурс не состоялся

11 1892 Конкурс не состоялся

12 1893 1. не присуждалась

2. не присуждалась

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Н. Ф. Плахово

3. К. В. Лукашевич

13 1895 1. не присуждалась

2. В. И. Дмитриева

3. К. В. Лукашевич

14 1896 1. не присуждалась

2. не присуждалась

3. К. В. Лукашевич

15 1898 Конкурс не состоялся

16 1899 Конкурс не состоялся

17 1900 1. не присуждалась

2. не присуждалась

3. В. И. Дмитриева 3. Л. И. Соловьева

18 1902 Конкурс не состоялся

19 1903 Конкурс был объявлен,

сведений о присуждении

3

премии нет

20 1905 Конкурс не состоялся

Емеля-охотник Гнедко

Белячок

Макар

Веселая зима

Волшебница Весна Птичница Агафья

Малыш и Жучка Рыбка-колюшка-резвушка

Аксютка-нянька

Горюн На охоте

Среди премированных произведений за все годы проведения конкурса (1878-1905) наиболее коммерчески успешным оказался рассказ В. И. Дмитриевой «Малыш и Жучка», что было признано

членами Совета Фребелевского общества. Этот рассказ в конкурсе 1895 г. занял второе место, при этом первое место в том году не присуждалось.

Рассказ «Малыш и Жучка» был приобретен Обществом «в полную собственность» [Отчет 1903-1904, 21] и неоднократно переиздавался как отдельно, так и в составе сборников. Этот рассказ выдержал проверку временем, его охотно печатали и в советское время. В целом он издавался около 45 раз, причем более 25 — после 1917 г., последний раз он публиковался в сборнике «Повести и рассказы» В. И. Дмитриевой в 1986 г.

Лучшие рассказы были востребованы на детских праздниках, как это и задумывалось устроителями конкурса. Так, в апреле 1882 г. на празднике, посвященном 100-летию со дня рождения Ф. А. Фребеля, «прочтен был самим автором премированный рассказ "Мурка" с прекрасными туманными картинами» [Отчет 18811887, 30-31].

В отчетах также можно найти сведения о том, что «премированные рассказы» читали детям в детских садах, устроенных Фребелевским обществом, например:

Прочитанный детям рассказ «Малыш и Жучка» произвел на них очень сильное впечатление [Отчет 1902-1903, 22]; Услышав, что из овчины делают полушубки и шапки, один из прошлогодних мальчиков вспомнил о «Малыше» из рассказа Дмитриевой «Малыш и Жучка» <...> после этого игра в «Малыша», даже во время свободной игры, была самою любимою у детей... Ознакомившись с рассказом «Макар», детям очень захотелось иметь и в детском саду птичку; им была куплена чечетка, за которою они по очереди ухаживали [Отчет 1901-1902, 22].

Помимо насыщения рынка детской литературы качественными изданиями, литературный конкурс на соискание премии Фребелевского общества сыграл заметную роль в судьбах некоторых авторов, в частности В. П. Авенариуса, К. П. Лукашевич, Н. Г. Вучетича.

В 1878 г., в год учреждения конкурса, В. П. Авенариусу была присуждена первая премия за «Сказку о пчеле-Мохнатке», в следующем году — ему же за книгу «Что комната говорит». Начиная с этого времени В. П. Авенариус открыл для себя новое поприще — детскую литературу, и стал одним из наиболее популярных детских писателей конца XIX — начала ХХ вв.

Начало творчества известной детской писательницы Клавдии Лукашевич, которую в дальнейшем сравнивали по популярности с Лидией Чарской, также связано с конкурсом Фребелевского общества. К. Лукашевич четырежды занимала призовые места этого

конкурса с рассказами «Макар» (1889), «Птичница Агафья» (1893), «Рыбка-колюшка-резвушка» (1896) и «Аксютка-нянька» (1897).

Первая детская книга Николая Вучетича тоже издана Фребе-левским обществом. Это рассказ «Красный фонарь» (1879), завоевавший вторую премию в первом конкурсе и выдержавший впоследствии 13 изданий. Н. Г. Вучетич дважды становился лауреатом, получив вторую премию и в 1880 г. за рассказ «Митина нива». Интересно, что при публикации других произведений Н. Г. Вучетича на обложке указывалось, что он является автором этих рассказов.

Современные исследователи признают высокую значимость премии Фребелевского общества. Так, Б. Хеллман, рассказывая в своей монографии «Сказка и быль. История русской детской литературы» о произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. П. Авенариуса, К. П. Лукашевич, В. И. Дмитриевой, указывает, что они получили «престижную Фребелевскую премию» [Хеллман 2016, 118, 137, 183, 192].

Лучшие из премированных рассказов достойно выдержали испытание временем. Например, «Рыбка-колюшка-резвушка» К. Лукашевич вошла в сборник ее рассказов, опубликованный в 1992 г., а ее же «Птичница Агафья» была опубликована в сборнике произведений разных авторов в 2011 г., «Емеля-охотник» Д. Н. Мамина-Сибиряка в 2017 г. был напечатан в составе в сборника «Аленуш-кины сказки», (изначально рассказ не входил в цикл «Аленушкины сказки», включен в издание 2017 г. составителем).

Таким образом, конкурс Фребелевского общества способствовал насыщению рынка детской литературы новыми произведениями высокого литературного качества и помог становлению некоторых детских писателей, то есть стал новой институциональной структурой в развитии литературы для детей.

Примечания

1 Характерно, что педагоги-просветители 1860-80 гг. не видели особой

разницы между чтением «народа» и детским чтением.

2 Конкурсы объявлялись в текущем году, срок предоставления рукописей

мог приходиться на следующий год; если удовлетворяющих условиям конкурса рукописей не было, срок конкурса мог быть продлен. В связи с этим в таблице указывается год объявления результатов конкурса.

3 В «Отчете Совета С.-Петербургского Фребелевского общества для со-

действия первоначальному воспитанию за 1901-1902 год. СПб. 1903» говорится: «1 декабря 1901 года истек срок, назначенный Советом для предоставления сочинений на конкурс, объявленный в предшествовав-

шем отчетном году... [Совет] в заседании, состоявшемся 1 мая 1902 года, единогласно пришел к заключению, что ни один из представленных рассказов не удовлетворяет вполне установленным Советом требованиям и поэтому не может быть удостоен премии. Вследствие этого Совет постановил: признать конкурс не состоявшимся и назначить новый на таких же условиях. Сроком для предоставления сочинений на этот конкурс определено было 1 сентября минувшего 1902 года» [Отчет 1901-1902, 24]. Однако никаких других сведений о присуждении премии в этом отчете, а также отчете за 1902-1903 гг. нет. Кроме того, в опубликованных «Отчетах по общей кассе С.-Петербургского Фребелевского общества» нет сведений о премировании победителей конкурса, есть только сведения о расходах на издание ранее премированных рассказов.

Литература Источники

Отчет 1871-1881 — Краткий отчет деятельности состоящего под покровительством ее императорского высочества государыни великой княгини Екатерины Михайловны СПб. Фребелевского общества в первое десятилетие его существования с 1871 по 1881 год. СПб., Тип. Императорской Академии наук, 1881. (Kratkii otchet deyatel'nosti sostoyashchego pod pokrovitel'stvom ee imperatorskogo vysochestva gosudaryni velikoi knyagini Ekateriny Mikhailovny SPB. Frebelevskogo obshchestva v pervoe desyatiletie ego sushchestvovaniya s 1871 po 1881 god. SPb., Tip. Imperatorskoi Akademii nauk, 1881.)

Отчет 1877-1878 — Отчет о деятельности, состоящего под покровительством ее императорского высочества великой княгини Екатерины Михайловны С.-Петербургского Фребелевского общества с 30 октября 1877 г. по 17 октября 1878 г. СПб., Тип. В. С. Балашева, 1878. (Otchet o deyatel'nosti, sostoyashchego pod pokrovitel'stvom ee imperatorskogo vysochestva velikoi knyagini Ekateriny Mikhailovny S.-Peterburgskogo Frebelevskogo obshchestva s 30 oktyabrya 1877 g. po 17 oktyabrya 1878 g. SPb., Tip. V. S. Balasheva, 1878.)

Отчет 1871-1896 — Отчет Совета Санкт-Петербургского Фребелевского общества. 1871-1896. XXV. СПб.: Тип. училища глухонемых, 1897. (Otchet Soveta Sankt-Peterburgskogo Frebelevskogo obshchestva. 1871 — 1896. XXV. SPb.,: Tip. uchilishcha glukhonemykh, 1897.)

Отчет 1881-1887 — Отчет Совета состоящего под покровительством ее императорского высочества государыни великой княгини Екатерины Михайловны СПБ. Фребелевского общества за 1881 — 1887 годы. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1887. (Otchet Soveta sostoyashchego pod pokrovitel'stvom ee imperatorskogo vysochestva gosudaryni velikoi knyagini

Ekateriny Mikhailovny SPb. Frebelevskogo obshchestva za 1881 — 1887 gody. SPb.,: Tip. Imperatorskoi Akademii nauk, 1887.)

Отчет 1895-1897 — Отчет Совета С.-Петербургского Фребелевского общества для содействия первоначальному воспитанию за 1895 — 1897 год. СПб.: Тип. Ю.А. Мансфельд, 1897. (Otchet Soveta S.-Peterburgskogo Frebelevskogo obshchestva dlya sodeistviya pervonachal'nomu vospitaniyu za 1895 — 1897 god. SPb.:, Tip. Yu. A. Mansfel'd, 1897.) Отчет 1901-1902 — Отчет Совета С.-Петербургского Фребелевского общества для содействия первоначальному воспитанию за 1901 — 1902 год. СПб.: Тип. Ю.А. Мансфельд, 1903. (Otchet Soveta S.-Peterburgskogo Frebelevskogo obshchestva dlya sodeistviya pervonachal'nomu vospitaniyu za 1901 — 1902 god. SPb.:, Tip. Yu. A. Mansfel'd, 1903.) Отчет 1902-1903 — Отчет Совета С.-Петербургского Фребелевского общества для содействия первоначальному воспитанию за 1902— 1903 год. СПб.: Тип. Ю.А. Мансфельд, 1904. (Otchet Soveta S.-Peterburgskogo Frebelevskogo obshchestva dlya sodeistviya pervonachal'nomu vospitaniyu za 1902—1903 god. SPb.:, Tip. Yu. A. Mansfel'd, 1904.) Отчет 1903-1904 — Отчет Совета С.-Петербургского Фребелевского общества для содействия первоначальному воспитанию за 1903 — 1904 год. СПб.: Тип. Ю.А. Мансфельд, 1905. (Otchet Soveta S.-Peterburgskogo Frebelevskogo obshchestva dlya sodeistviya pervonachal'nomu vospitaniyu za 1903 — 1904 god. SPb.,: Tip. Yu. A. Mansfel'd, 1905.) Отчет 1904-1905 — Отчет Совета С.-Петербургского Фребелевского общества для содействия первоначальному воспитанию за 1904 — 1905 год. — СПб.: Тип. Ю.А. Мансфельд, 1906. (Otchet Soveta S.-Peterburgskogo Frebelevskogo obshchestva dlya sodeistviya pervonachal'nomu vospitaniyu za 1904 — 1905 god. — SPb.,: Tip. Yu. A. Mansfel'd, 1906.) Позняков 1895 — Позняков Н. И. Детская книга — ее прошлое, настоящее и желательное // Исторический вестник. 1895. Т. LXII (октябрь). С. 183-197. (Poznyakov N. I. Detskaya kniga — ee proshloe, nastoyashchee i zhelatel'noe // Istoricheskii vestnik. 1895. T. LXII (oktyabr'). S. 183-197.) Толль 1862 — Толль Ф. Г. Наша детская литература. СПб.: Тип. Эдуарда Веймара, 1862. (Toll' F. G. Nasha detskaya literatura. SPb.:, Tip. Eduarda Veimara, 1862.)

Исследования

Арзамасцева 2012 — Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. М.: Академия, 2012. (Arzamastseva I.N., Nikolaeva S.A. Detskaya literatura. M.,: Akademiya, 2012.)

Хеллман 2016 — Хеллман Б. Сказка и быль. История русской детской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2016. (Khellman B. Skazka i byl'. Istoriya russkoi detskoi literatury. M., Novoe literaturnoe obozrenie, 2016.)

Sneczana Voloskova

Herzen State Pedagigocal University of Russia, Fundamental Library

WHAT TO READ TO THE CHILDREN, OR PRACTICAL VIEW OF THE FROBEL' SOCIETY ON THE CHILDREN'S LITERATURE OF THE XIX CENTURY

The paper studies the history of competition for the best story for children, organized by Frobel' Society. The competition was holding from 1878 to 1905 and aimed at promoting the development of book publishing and literature for children, especially for young readers (3-7 years old). The article describes the organization of the competition and the development of an expert community around it, reveals the prerequisites for its emergence and connection with previous pedagogical and bibliographical activities in the field of children's books and children's reading. Contribution of the organizers to the development of children's literature has been described. The author used the archive materials from collections of the Library of Herzen University (reports of the Frebelev society for 1871-1906), as well as materials from educational journals of 1880s—1900s. The author pays attention to the making of criteria for evaluating a children's book, in this case pedagogical, mentions the impact of the competition on the creative biography of children's writers K. P. Lukashevich, V. P. Avenarius, N. G. Vuchetich. The Frobel' competition is recognizing as a significant institution that influences on the development of children's literature from the end of the 19th to the beginning of the 20th centuries.

Keywords: Frobel society, preschool education, children's literature of the 19th century, literary prize, literary contest, N. Poznyakov, F. G. Toll.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.