исследований, которые были далеки от разрабатываемой ею проблематики.
В.Ф. Васильева вспомнила о необыкновенной научной трудоспособности и ответственности А.Г. Широковой, ее повышенной требовательности к себе и ученикам. А.Г. Широкова жила работой и для работы.
Ж.Ж. Варбот, которую А.Г. Широкова когда-то учила чешскому языку, отметила необычайный талант А.Г. Широковой как педагога, ее способность увлечь студента, заставить его поверить в собственные силы.
А.И. Изотов, выступая от имени поколения последних учеников А.Г. Широковой, в том числе от имени сидящих в зале своих бывших одногруппниц Е.Н. Ковтун и В.В. Белоусовой, вспомнил необыкновенную душевную щедрость А.Г. Широковой, ее готовность прийти на помощь даже малознакомому человеку, а также ее высочайшую принципиальность даже в мелочах, служащую высоким ориентиром для всех окружающих.
А.И. Изотов
Сведения об авторе: Изотов Андрей Иванович, докт. филол. наук, доц. кафедры славянской филологии филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: a.i.izotov@mail.ru
ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2009. № 3
ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Н.И. ЛИБАНА НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
10 декабря 2008 г. на филологическом факультете состоялись чтения, посвященные памяти Николая Ивановича Либана (19102007) - старейшего преподавателя, более 60 лет проработавшего на кафедре истории русской литературы. С Николаем Ивановичем связана целая эпоха в жизни факультета, его лекции неизменно тепло вспоминают выпускники разных лет и разных отделений, а его фамилия постоянно встречается на страницах мемуаров.
Чтения открыл заведующий кафедрой истории русской литературы В.Б. Катаев, поделившийся своими воспоминаниями о Николае Ивановиче. Ученик Н.И. Либана Ю.С. Суходольский выступил с попыткой реконструкции мировоззрения своего учителя, особенно отметив огромное значение, которое имели для Николая Ивановича такие категории, как история, личность, свобода человеческого выбора и инициатива. О своих встречах с Николаем Ивановичем, особенно
в последние годы его жизни, вспоминал В.Е. Хализев, охарактеризовав чрезвычайно широкую проблематику бесед, которые Н.И. Либан любил вести со своими гостями, неизменно касаясь самых разнообразных предметов - истории и современного состояния филологического факультета, судеб его выпускников, политики, путешествий и, конечно же, русской литературы и русских писателей. А.В. Степанов в своем сообщении коснулся особого отношения Н.И. Либана к эпохе 60-х гг. XIX столетия и уделил пристальное внимание анализу педагогического дискурса Николая Ивановича (по призванию - прежде всего - именно педагога) с точки зрения параллелей и перекличек с литературным материалом 1860-1880-х гг. Е.С. Федорова уделила внимание происхождению и биографии Н.И. Либана, отметила широту его педагогических и исследовательских интересов, а также рассказала о своем исследовании жизненного и творческого пути малоизвестного литератора Серебряного века М.Д. Мищенко-Атэ, которое появилось в том числе и из бесед с Н.И. Либаном. В.А. Не-дзвецкий отметил феноменальную сложность личности Николая Ивановича, которая отнюдь не является простой суммой отдельных сфер его деятельности, и выразил уверенность в том, что разгадать особенную тайну этой личности нам еще предстоит. Также докладчик выступил с предложением увековечить память Н.И. Либана, назвав его именем одну из учебных аудиторий на филологическом факультете МГУ.
Вторую, научную часть чтений открыл А.А. Пауткин, посвятивший свое выступление вошедшей в состав «Повести временных лет» под 1097 г. так называемой «Повести об ослеплении Василька Теребовльского» - выдающемуся произведению рубежа XI-XII вв., которое Н.И. Либан называл в своих лекциях «шекспировской страницей». Обличительная повесть обладала не только динамичным сюжетом, в центре которого - невиданное дотоле преступление, политические страсти, кипевшие после Любечского съезда князей. Огромную роль здесь играет прямая речь: общий объем высказываний участников драмы занимает около половины всего текста летописной статьи. В докладе были проанализированы основные принципы использования прямой речи создателем этого произведения, располагавшим значительной информацией устного характера.
А.В. Архангельская рассмотрела малоизвестный рукописный памятник XVIII в. «Роман в стихах» с точки зрения проблемы становления личности в русской литературе этого времени, отметив, что, несмотря на фрагментарность данного произведения, оно представляет несомненный интерес для исследователя анонимной рукописной литературы XVIII столетия. В отличие от большинства любовно-бытовых новелл, в изобилии хлынувших сначала в виде переводов и переработок, а потом и в виде оригинальных вариантов
в русскую литературу начиная с середины XVII в., здесь традиционная новеллистическая коллизия решается скорее в романном ключе. Сохраняя целый ряд традиционных для рукописных повестей и новелл черт (обобщенная характеристика героев, места и времени действия, дидактическая концовка и др.), так называемый «Роман в стихах» представляет интерес как попытка пусть пока еще довольно поверхностного, но все-таки проникновения в психологию любовного чувства.
В докладе А.А. Смирнова была проанализирована эволюция творческого метода А.С. Пушкина от «легкой» поэзии лицейского периода к романтическому мироощущению в лирике 1820-х гг. и отмечены ключевые моменты этого процесса: противопоставление эпикурейского содружества в ранней лирике одиночеству героя-романтика; обращение автора к внутреннему миру лирического субъекта в противовес «бездумной» проповеди эпикурейского «блаженства», отказ от обобщенной лирической эмоции, свойственной ранней лирике, в пользу широкого спектра лирических переживаний; интерес к внешней событийности в лицейский период сменяется глубоким проникновением внутрь романтического переживания.
П.Н. Долженков в своем докладе высказал предположение о том, что А.П. Чехов в задуманной им пьесе о царе Соломоне собирался изобразить библейского царя в разные периоды его жизни и в написанном писателем монологе Соломона сходятся важнейшие темы творчества Чехова конца 1880-х - начала 1890-х гг. Пьеса так и не была написана, но в повести «Огни» образ библейского царя и внутренний путь, пройденный Соломоном, стали скрытым фоном для происходящего и прежде всего - для концепции «лестницы мышления», созданной инженером Ананьевым. Соломон был для Чехова в конце 1880-х гг. образцом человека в его естественном и нормальном развитии, чем и объясняется большой интерес писателя к образу библейского царя.
На чтениях присутствовали многочисленные гости - ученики Николая Ивановича разных лет, а также сегодняшние студенты филологического факультета. Заседание прошло в теплой и непринужденной обстановке и было данью светлой памяти Учителя нескольких поколений отечественных филологов в скорбные дни годовщины со дня его кончины.
А.В. Архангельская
Сведения об авторе: Архангельская Анна Валерьевна, канд. филол. наук, доц. кафедры истории русской литературы филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: arhanna@mail.ru