Научная статья на тему 'Чтения памяти Н. И. Ливана на филологическом факультете'

Чтения памяти Н. И. Ливана на филологическом факультете Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
37
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чтения памяти Н. И. Ливана на филологическом факультете»

исследований, которые были далеки от разрабатываемой ею проблематики.

В.Ф. Васильева вспомнила о необыкновенной научной трудоспособности и ответственности А.Г. Широковой, ее повышенной требовательности к себе и ученикам. А.Г. Широкова жила работой и для работы.

Ж.Ж. Варбот, которую А.Г. Широкова когда-то учила чешскому языку, отметила необычайный талант А.Г. Широковой как педагога, ее способность увлечь студента, заставить его поверить в собственные силы.

А.И. Изотов, выступая от имени поколения последних учеников А.Г. Широковой, в том числе от имени сидящих в зале своих бывших одногруппниц Е.Н. Ковтун и В.В. Белоусовой, вспомнил необыкновенную душевную щедрость А.Г. Широковой, ее готовность прийти на помощь даже малознакомому человеку, а также ее высочайшую принципиальность даже в мелочах, служащую высоким ориентиром для всех окружающих.

А.И. Изотов

Сведения об авторе: Изотов Андрей Иванович, докт. филол. наук, доц. кафедры славянской филологии филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: a.i.izotov@mail.ru

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2009. № 3

ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ Н.И. ЛИБАНА НА ФИЛОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

10 декабря 2008 г. на филологическом факультете состоялись чтения, посвященные памяти Николая Ивановича Либана (19102007) - старейшего преподавателя, более 60 лет проработавшего на кафедре истории русской литературы. С Николаем Ивановичем связана целая эпоха в жизни факультета, его лекции неизменно тепло вспоминают выпускники разных лет и разных отделений, а его фамилия постоянно встречается на страницах мемуаров.

Чтения открыл заведующий кафедрой истории русской литературы В.Б. Катаев, поделившийся своими воспоминаниями о Николае Ивановиче. Ученик Н.И. Либана Ю.С. Суходольский выступил с попыткой реконструкции мировоззрения своего учителя, особенно отметив огромное значение, которое имели для Николая Ивановича такие категории, как история, личность, свобода человеческого выбора и инициатива. О своих встречах с Николаем Ивановичем, особенно

в последние годы его жизни, вспоминал В.Е. Хализев, охарактеризовав чрезвычайно широкую проблематику бесед, которые Н.И. Либан любил вести со своими гостями, неизменно касаясь самых разнообразных предметов - истории и современного состояния филологического факультета, судеб его выпускников, политики, путешествий и, конечно же, русской литературы и русских писателей. А.В. Степанов в своем сообщении коснулся особого отношения Н.И. Либана к эпохе 60-х гг. XIX столетия и уделил пристальное внимание анализу педагогического дискурса Николая Ивановича (по призванию - прежде всего - именно педагога) с точки зрения параллелей и перекличек с литературным материалом 1860-1880-х гг. Е.С. Федорова уделила внимание происхождению и биографии Н.И. Либана, отметила широту его педагогических и исследовательских интересов, а также рассказала о своем исследовании жизненного и творческого пути малоизвестного литератора Серебряного века М.Д. Мищенко-Атэ, которое появилось в том числе и из бесед с Н.И. Либаном. В.А. Не-дзвецкий отметил феноменальную сложность личности Николая Ивановича, которая отнюдь не является простой суммой отдельных сфер его деятельности, и выразил уверенность в том, что разгадать особенную тайну этой личности нам еще предстоит. Также докладчик выступил с предложением увековечить память Н.И. Либана, назвав его именем одну из учебных аудиторий на филологическом факультете МГУ.

Вторую, научную часть чтений открыл А.А. Пауткин, посвятивший свое выступление вошедшей в состав «Повести временных лет» под 1097 г. так называемой «Повести об ослеплении Василька Теребовльского» - выдающемуся произведению рубежа XI-XII вв., которое Н.И. Либан называл в своих лекциях «шекспировской страницей». Обличительная повесть обладала не только динамичным сюжетом, в центре которого - невиданное дотоле преступление, политические страсти, кипевшие после Любечского съезда князей. Огромную роль здесь играет прямая речь: общий объем высказываний участников драмы занимает около половины всего текста летописной статьи. В докладе были проанализированы основные принципы использования прямой речи создателем этого произведения, располагавшим значительной информацией устного характера.

А.В. Архангельская рассмотрела малоизвестный рукописный памятник XVIII в. «Роман в стихах» с точки зрения проблемы становления личности в русской литературе этого времени, отметив, что, несмотря на фрагментарность данного произведения, оно представляет несомненный интерес для исследователя анонимной рукописной литературы XVIII столетия. В отличие от большинства любовно-бытовых новелл, в изобилии хлынувших сначала в виде переводов и переработок, а потом и в виде оригинальных вариантов

в русскую литературу начиная с середины XVII в., здесь традиционная новеллистическая коллизия решается скорее в романном ключе. Сохраняя целый ряд традиционных для рукописных повестей и новелл черт (обобщенная характеристика героев, места и времени действия, дидактическая концовка и др.), так называемый «Роман в стихах» представляет интерес как попытка пусть пока еще довольно поверхностного, но все-таки проникновения в психологию любовного чувства.

В докладе А.А. Смирнова была проанализирована эволюция творческого метода А.С. Пушкина от «легкой» поэзии лицейского периода к романтическому мироощущению в лирике 1820-х гг. и отмечены ключевые моменты этого процесса: противопоставление эпикурейского содружества в ранней лирике одиночеству героя-романтика; обращение автора к внутреннему миру лирического субъекта в противовес «бездумной» проповеди эпикурейского «блаженства», отказ от обобщенной лирической эмоции, свойственной ранней лирике, в пользу широкого спектра лирических переживаний; интерес к внешней событийности в лицейский период сменяется глубоким проникновением внутрь романтического переживания.

П.Н. Долженков в своем докладе высказал предположение о том, что А.П. Чехов в задуманной им пьесе о царе Соломоне собирался изобразить библейского царя в разные периоды его жизни и в написанном писателем монологе Соломона сходятся важнейшие темы творчества Чехова конца 1880-х - начала 1890-х гг. Пьеса так и не была написана, но в повести «Огни» образ библейского царя и внутренний путь, пройденный Соломоном, стали скрытым фоном для происходящего и прежде всего - для концепции «лестницы мышления», созданной инженером Ананьевым. Соломон был для Чехова в конце 1880-х гг. образцом человека в его естественном и нормальном развитии, чем и объясняется большой интерес писателя к образу библейского царя.

На чтениях присутствовали многочисленные гости - ученики Николая Ивановича разных лет, а также сегодняшние студенты филологического факультета. Заседание прошло в теплой и непринужденной обстановке и было данью светлой памяти Учителя нескольких поколений отечественных филологов в скорбные дни годовщины со дня его кончины.

А.В. Архангельская

Сведения об авторе: Архангельская Анна Валерьевна, канд. филол. наук, доц. кафедры истории русской литературы филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: arhanna@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.