Научная статья на тему 'Чтение лекций с использованием ИТ'

Чтение лекций с использованием ИТ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
525
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ / ВИДЕОКОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ВКТ) / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ / ЛЕКЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / РАБОТА С ТЕКСТОВЫМ РЕДАКТОРОМ / МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Витиска Н.И., Цопкало Н.Н.

Настоящая работа относится к области информационных технологий обучения и может быть использована в качестве пособия при подготовке к чтению лекций с применением видеокомпьютерных технологий (ВКТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чтение лекций с использованием ИТ»

Раздел III. Информатика

Н.И. Витиска, Н.Н. Цопкало ЧТЕНИЕ ЛЕКЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИТ

Настоящая работа относится к области информационных технологий обучения и может быть использована в качестве пособия при подготовке к чтению лекций с применением видеокомпьютерных технологий (ВКТ).

Чтение лекций с использованием Информационных технологий (ИТ) эффективно способствует более качественному усвоению материала студентами.

Современное компьютерно-совместимое презентационное оборудование позволяет заменить традиционные технические средства обучения, такие как слайдопроектор, эпидиаскоп, учебное кино. Однако использование его для систематического чтения лекций нецелесообразно, потому что компьютерный видеопроектор имеет небольшой срок службы и высокую стоимость.

Поэтому в ТГПИ используется персональный компьютер и, вместо видеопроектора, телевизор с большим экраном.

Это позволяет расширить возможности использования ВКТ в учебном процессе вообще, и при чтении лекций, в частности.

На экран телевизора можно выводить краткое содержание читаемых разделов, таблицы, графики, рисунки. Использование ВКТ для чтения лекций имеет ряд преимуществ по сравнению с чтением лекций у обычной классной доски.

1. Любые объемы информации человек лучше усваивает, когда она поступает через канал зрения. Исследования показали что, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит - 25 % видимой информации, когда видит и слушает - 65 % получаемой информации. Поэтому чтение лекции с текстовым сопровождением основного содержания на экране телевизора дает соответствующий эффект.

2. Для студентов 1 курса, не умеющих писать лекции, краткий конспект лекции на экране телевизора, сопровождающий чтение лекции преподавателем будет достаточным для подготовки к экзамену.

4. ВКТ позволяет использовать все старые накопленные материалы, причем старые материалы легко поддаются модернизации.

Для чтения лекций можно использовать графический планшет, на котором можно писать, как мелом по доске, а изображение будет автоматически выводиться на экран.

На видеоэкране демонстрируются следующие элементы лекции. тема лекции, и ее основные разделы.

представление лекции в виде связанных функциональных блоков. краткий конспект лекции.

Для подготовки лекционного материала необходимо уметь работать с программами Microsoft Word и PowerPoint. Некоторые приемы работы с названными программами приводятся в данной работе.

Подготовка демонстрационного материала в себя следующие операции.

1. Подготовка текста лекции (тема лекции и ее основные разделы, конспект лекции);

2. Подготовка функциональных блоков;

3. Подготовка формул;

4. Подготовка наглядных пособий (функциональные схемы, рисунки)

Демонстрация лекционного материала, ведется в режиме PowerPoint.

Рассмотрим технологию подготовки лекции на примере вводной лекции по теме Информационные технологии управления.

Тема лекции, и ее основные разделы

Тема лекции, и ее разделы должны быть представлены так (рис. 1), чтобы они соответствовали ключевым словам функционального блока (рис. 2).

Далее каждый элемент функционального блока представляется отдельным дополнительным блоком и т.д. до полного раскрытия содержания лекции (рис. 3).

Развитие информационных систем Информация Информационное общество Информационные системы Информационная индустрия Информационные технологии Информатика

Рис. 1. Общий вид текста, демонстрируемый на экране телевизора

Рис. 2. Основной блок

Рис. 3. Дополнительный функциональный блок содержания лекции.

Чтение лекции начинается с демонстрации темы лекции ее ключевых слов и функциональных блоков. Затем раскрывается содержание каждого элемента блока (рис. 4). Таким образом, в течение 2 часов можно кратко рассказать обо всем курсе, используя Компьютерные технологии.

Информация. Развитие человеческого общества происходило на основе технического прогресса. В процессе формирования трудовых коллективов возникла необходимость обмена информацией -знаниями. Первоначально знания передавались устно, из поколения в поколение. Появление письменности позволило по новому показать накопленные знания -представить их ввиде информации. Понятие информации должно быть связано с определенным объектом, свойства которого она отражает. Информация - результат отражения. Информация отображает некоторый образ реального мира, который в дальнейшем может существовать независимо от материального объекта. При обмене информацией имеют место источник информации в виде объекта материального мира и приемник -человек, либо какой-то материальный объект. Таким образом понятие информации предполагает наличие двух объектов - источника информации и потребителя. Важно, чтобы информация для потребителя имела смысл. Потребитель информации может ее оценивать в зависимости от того, где и для какой конкретной задачи информация используется.

Рис. 4. Содержание ключевого слова «Информация»

Технология подготовки материалов лекции

Подготовка текста. Подготовка текста лекции заключается в написании Темы лекции и краткого конспекта лекции. Текст печатается на «альбомной странице» шрифтом 14 пунктов, и с межстрочным одинарным интервалом в текстовом редакторе Microsoft Word.

Microsoft Word - это приложение Windows, предназначенное для создания, просмотра, модификации и печати текстовых документов. Это одна из самых совершенных программ в классе текстовых процессоров, которая предусматривает выполнение сотен операций над текстовой и графической информацией. С помощью Microsoft Word можно быстро и с высоким качеством подготовить любой документ - от простой записки до оригинал-макета сложного издания.

При демонстрации лекционных материалов в режиме Corel Draw, подготовленных в текстовом редакторе тезисы лекций, необходимо перенести в графический редактор. Для этого поочередно, каждая страница тезисов помещается в буфер обмена и вставляется на страницу Corel Draw в режиме Простой текст. При чтении лекции, страницу можно развернуть на весь экран, например, с помощью меню: Показать ► Полноэкранный просмотр (см. рис. 1).

Рассмотрим более подробно создание тезисов лекций в режиме Microsoft Word.

Microsoft Word. Простейшие операции с текстом Запуск Microsoft Word

Программа WORD обычно находится в главном меню (меню Пуск - Программы). Кроме того, ярлык программы часто помещают на рабочий стол. Программа запускается стандартным способом - двойным щелчком по ее пиктограмме.

Печать и редактирование текста. Печать и редактирование текста выполняется в рабочем окне Microsoft Word (см. рис. 4). Его основные элементы управления следующие. Самая верхняя строка — заголовок документа. Под заголовком окна располагается строка меню. В расположенной под строкой меню панели инструментов находятся элементы управления, соответствующие наиболее часто выполняемым командам: открытию, сохранению и закрытию файлов иллюстраций, операциям с системным буфером обмена, режимам и масштабу просмотра иллюстраций и т.д. Ниже панели инструментов расположена панель форматирования текста, рабочее поле, и строка состояния, включающая индикаторы.

К базовым приемам работы с текстами в текстовом процессоре Microsoft Word (далее WORD) относятся следующие:

• Создание документа;

• Ввод текста;

Сохранение документа;

Рассмотрим приемы работы с текстом.

Объекты печатного издания. Для того чтобы приступить к работе с текстовым процессором, необходимо овладеть простыми алгоритмами работы с различными объектами: текстами, символами, абзацами таблицами, иллюстрациями. Прежде всего, выясним, с какими объектами мы будем работать в процессе создания текстового документа. Как и в других приложениях Microsoft Office, здесь можно выделить две основные группы объектов: Документы и Инструменты.

С помощью инструментов мы производим различные операции над документами. Так, оперируя различными символами, можно ввести текст, придать ему необходимый вид, расположить на странице. Выполняя операции с фигурным текстом, можно оформить красивый заголовок на титульном листе, Операции с рисунками позволяют украсить внешний вид вашего документа и сделать его содержание более понятным.

Создание документа. Существует два метода создания документа: на основе готового шаблона или на основе существующего документа.

При создании документа на основе существующего документа открывают готовый документ (Файл ► Открыть), сохраняют его под новым именем (Файл ► Сохранить как), затем выделяют в нем все содержимое (Правка ► Выделить все) и удаляют его нажатием клавиши DELETE, после чего получают пустой документ, имеющий собственное имя и сохраняющий все настройки, ранее принятые для исходного документа.

Создание документа на основе готового шаблона выполняется следующим образом.

Командой Файл ► Создать открывают диалоговое окно Создание файла, включают переключатель Создать документ, и выбирают шаблон. Если никаких предпочтений нет, следует выбрать шаблон Обычный на вкладке Общие. Созданный документ приобретает имя Документ 1, принятое по умолчанию. Его целесообразно сохранить под «правильным именем», выбрав для него соответствующую папку и дав команду Файл ► Сохранить как.

Масштаб Для просмотра документа в WORD можно использовать различный масштаб. Для этого можно вызвать в меню Вид диалоговое окно Масштаб, или воспользоваться кнопкой Масштаба на Стандартной панели инструментов.

Масштаб выбирают в зависимости от того, нужно просмотреть несколько страниц сразу, или одну страницу документа; страницу целиком, или ее фрагмент.

Основные правила ввода текста. При вводе текста необходимо соблюдать следующие правила.

Во всех современных текстовых редакторах переход на новую строку в процессе набора текста происходит автоматически.

Окончание абзаца маркируется нажатием клавиши <ENTER>, позволяющей перейти на новую строку.

Пробел обязателен после знака препинания; перед знаком препинания пробел не ставится. Для установки специальных знаков используются следующие комбинации клавиш: Дефис <->

Неразрывный дефис <Ctrl>+Shiít>+<дефис> Тире <Qrl>+Shiít>+<серый минус> Неразрывный пробел <Qrl>+Shiít>+<пробел>

Знак «дефис» ставится без пробелов, например: файл-сервер, кто-нибудь, темно-синий.

Для улучшения внешнего вида документа можно использовать «неразрывный дефис», который препятствует нежелательному переносу слов, содержащих дефис (в месте его расположения).

Знак «тире», или как его называют «длинное тире», ставится с пробелами до и после знака, например, «следующий этап - форматирование».

Знак «неразрывный пробел» препятствует символам, между которыми он поставлен, располагаться на разных строчках, и сохраняется фиксированным при любом выравнивании абзаца. Этот знак очень удобно применять при вводе дат (которые не принято располагать на двух строчках), фамилий с инициалами и т.п. Например: М.Ю. Лермонтов, 9 мая, 1682-1696 гг.

Слова, заключенные в кавычки или скобки, не должны отделяться от них пробелами. Например, «Евгений Онегин», гостиница «Невский палас».

Редактирование текста Редактировать - проверять и исправлять текст при подготовке к печати.

Редактирование текста, возможно осуществлять непосредственно во время ввода текста. Для этого надо установить режим автоматической проверки орфографии при вводе. Режим устанавливается с помощью раздела Правописание диалогового окна Параметры, которое вызывается соответствующей командой меню Сервис.

После установки в данном окне флажка Автоматически проверять орфографию каждое неверно введенное или неизвестное слово автоматически подчеркивается волнистой чертой.

Для исправления слова достаточно установить на нем курсор, нажать правую клавишу мыши для вызова контекстного меню, которое предложит варианты исправления ошибки.

Орфографию можно проверить по окончании ввода всего текста. Для этого надо вызвать команду Сервис ► Правописание. При обнаружении ошибки или неизвестного слова появляется диалоговое окно Правописание, в котором написано данное слово, предлагаются варианты исправления (если такие есть в словаре) и имеется возможность исправить слово вручную.

Для удобства расстановки переносов в словах можно установить функцию автоматической расстановки переносов в диалоговом окне Расстановка переносов в меню Сервис ► Язык.

Задание автопереноса не исключает необходимости расстановки переносов вручную, так как не всегда перенос выполняется грамматически правильно.

Нередко возникает необходимость изменить текст: сделать сокращение, добавление, переместить фрагмент. Для того чтобы вставить фрагмент, достаточно установить курсор в нужное место текста и дать команду Правка / вставить. Для того чтобы удалить фрагмент, достаточно выделить его и нажать клавишу <Delete> или выполнить команду Правка / удалить. Перестановку фрагмента на другое место можно выполнить как с помощью команд Вырезать и Вставить, так и путем перемещения мыши.

Перестановка фрагментов с помощью команд Вырезать и Вставить.

1. Выделить фрагмент.

2. Выполнить команду Правка / вырезать или то же при помощи контекстного меню.

3. Установить курсор в то место текста, куда необходимо перенести фрагмент.

4. Выполнить команду Правка / Вставить или то же при помощи контекстного меню.

Перестановка фрагментов простым перемещением.

1. Выделить фрагмент.

2. Установив курсор на выделенный фрагмент, нажать правую клавишу мыши (слева от курсора появляется вертикальная пунктирная черточка).

3. Удерживая правую клавишу, перемещать мышь так, чтобы ее указатель (вертикальная черта) совпал с позицией вставки фрагмента.

4. Отпустить правую клавишу мыши.

Подготовка формул. Формулы можно печатать непосредственно в тезисах, при подготовке текста в режиме текстового редактора Microsoft Word, печатать в режиме Фигурный текст или печатать формулу, комбинируя заранее заготовленные знаки.

Первый вариант очевиден и формулы переносятся в графический редактор Corel Draw вместе с текстом через буфер обмена.

Первый вариант очевиден и формулы переносятся в графический редактор Corel Draw вместе с текстом через буфер обмена.

Рассмотрим последовательно все варианты.

Печать формул в текстовом редакторе Microsoft Word.

Печать формул. Если формулы не сложные, например, имеют только верхний и нижний индекс, их можно печатать как обычный текст. Если формула сложная, то ее удобно печатать в режиме Вставка формулы (Вставка ► Объект ► Создание ► Microsoft Equation 3)

Вставка формул. Для вставки формулы необходимо щелкнуть мышкой на том месте, куда будет вставлена формула. В меню Вставка выбрать команду Объект, а затем открыть вкладку Создание (рис. 5).

В списке Тип объекта выбрать Microsoft Equation 3.0. Нажмите кнопку OK.

Создать формулу, выбирая символы на панели инструментов «Формула» и вводя переменные и числа с клавиатуры. Верхняя строка панели инструментов «Формула» содержит более 150 математических символов. Нижняя строка используется для выбора разнообразных шаблонов, предназначенных для построения дробей, интегралов, сумм и других сложных выражений (рис. 6).

Рис.5. Диалоговое окно Вставка объекта

Чтобы вернуться в Microsoft Word, нужно щелкнуть на странице документа. Подготовленную лекцию нужно перенести на слайды программы Microsoft Power Point.

|формула «1

< я ~ А aJ> '■■ ± * © .-.v 3 ЁПС âooÊ A ш e АП®

0:0 0:0 §.чШ с □ la jo Jo fi ...... = П ù □□□□ ODD SSSS □ □□□

W//S/SS/S/SS/SS/S/SS/S//S/SS/S/SS/SS/S/SS]mrS/S/SS/S/SS/SS/S/SS/SS/S/SS/S/SS/SS/S/SSM

\N{

xfi)

-erf

lJ~Dt

-erf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

x + x0 ijüt

*7777777777777777777777777777777777777777Г777777777777777777777777777777777777777У

I

Рис. 6 Создание формулы

Использование программы Microsoft Power Point для демонстрации слайдов

Программа Microsoft Power Point

Общие сведения

Программа Microsoft PowerPoint предназначена для создания презентаций с использованием упорядоченного набора слайдов, позволяющего графически пояснить выступление на конференции, прокомментировать лекционный материал и т. п. Существует ряд способов создания новой

презентации. Первый способ - с помощью мастера автосодержания, предлагающего выбрать в качестве исходного материала презентацию с определенным типовым содержанием и оформлением. Другой способ создания презентации состоит в выборе шаблона

оформления, определяющего ее композицию, но не включающего содержание. Можно также начать со структуры, импортированной из другого приложения, такого как Word, а также с пустой презентации, в которой не задано ни оформления, ни содержания. Интерфейс (рабочее окно) программы Microsoft PowerPoint является типичным для Microsoft Office ,что в свою очередь позволяет опустить описание меню и непосредственно приступить к творческой процедуре - создание презентации на основе пустой презентации.

Создание презентации на основе пустой презентации

Запустите программу Microsoft PowerPoint. На экране появиться диалог, с помощью которого вы можете выбрать способ создания новой презентации.

Выберите вкладку «Новая презентация» и нажмите ОК. В новой презентации используются цветовая схема, стиль заголовка и стили текста презентации, принимаемой по умолчанию. В меню создать слайд выберите вкладку титульный слайд. Далее введите на титульном слайде заголовок презентации и прочие сведения. Нажмите на панели инструментов кнопку. Создать слайд. Затем просмотрите все разметки с помощью полосы прокрутки и выберите подходящую разметку для следующего слайда. Добавьте нужное содержимое, затем повторите указанную выше процедуру для каждого из создаваемых слайдов. Для просмотра вида создаваемого показа слайдов либо нажмите кнопку Показ слайдов расположенную в левом нижнем углу окна PowerPoint, либо в меню Показ слайдов выберите пункт Показ.

Вставка текста. Как правило, самый простой способ добавления текста к слайду - ввести его непосредственно в местозаполнитель (т.е. рамки с пунктирным контуром, которые изображаются на создаваемом слайде и обозначают место для размещения таких объектов, как заголовок слайда, текст, диаграмма, таблица и т.д.) на слайде. Чтобы вставить текст вне местозаполнителя или фигуры (например, снабдить рисунки надписями или выносками), можно воспользоваться инструментом Надпись расположенным на панели инструментов Рисование. Чтобы вставить текст без перехода на следующую строку (например, надпись) щелкните по указанной кнопке, затем щелкните в то место, где планируете разместить текст, и наберите текст.

В.М. Глушань, Н.Н. Липало, В.А. Малютин ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗНАНИЙ

Контроль и оценка знаний является одной из важнейших составляющих процесса обучения. Форма проведения этих мероприятий может быть самой различной. Но есть общие этапы, присущие любой форме - это процесс составления заданий, которые затем предъявляются обучаемым. Задания составляются либо в традиционном виде - билетов с несколькими вопросами, либо в виде тестовых заданий, каждое их которых также состоит их нескольких вопросов и соответствующим образом сформированных ответов на каждый вопрос задания. Причем среди ответов имеются как правильные ответы, так и неправильные. Обычно правильным является только один ответ.

При составлении заданий возникает множество психолого-педагогических и дидактических проблем. Одной их таких проблем является проблема соблюдения принципа «справедливости». Этот принцип заключается в составлении заданий равной сложности. С проблемой соблюдения этого принципа сталкивается каждый педагог (учитель) при составлении билетов или тестовых заданий для проведения рубежного или итогового контроля по читаемому им предмету.

Указанная проблема возникает, как правило, по двум причинам:

• в связи с различной сложностью вопросов, изучаемых практически в любом предмете;

• с необходимостью рассредоточения вопросов по заданиям, т.е. в каждом задании нежелательно помещать вопросы из одного и того же раздела изучаемого предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.