Научная статья на тему 'Чтение как средство самовоспитания и саморазвития сотрудника органов внутренних дел'

Чтение как средство самовоспитания и саморазвития сотрудника органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / БИБЛИОТЕРАПИЯ / ЛИТЕРАТУРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЦЕННОСТИ / СОТРУДНИКИ / ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нежкина Л.Ю., Балашов А.В.

В статье представлены результаты изучения отношения сотрудников органов внутренних дел к чтению как средству самовоспитания и саморазвития. В основу работы положены данные проведенного авторами анкетного опроса сотрудников, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Чтение как средство самовоспитания и саморазвития сотрудника органов внутренних дел»

ПРОСВЕЩЕНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.351.74

Л. Ю. НЕЖКИНА, доцент кафедры философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин ВосточноСибирского института МВД России, кандидат педагогических наук (г. Иркутск)

L. YU. NEZHKINA, associate professor, department of philosophy, psychology and socio-humanitarian disciplines of the East-Siberian institute of the Ministry of internal affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences (Irkutsk)

А. В. БАЛАШОВ, заместитель начальника кафедры физической подготовки Восточно-Сибирского института МВД России (г. Иркутск)

A. V. BALASHOV, deputy head of the department of physical training of the East-^ Siberian institute of the Ministry of internal

;§! affairs of Russia (Irkutsk)

3 ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО САМОВОСПИТАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ

s СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

У У

£ READING AS A MEANS OF SELF-EDUCATION AND SELF-EMPLOYEE

|| OF IN TERNAL AFFAIRS BODIES

I Аннотация. В статье представлены результаты изучения отношения сотруд-

^ ников органов внутренних дел к чтению как средству самовоспитания и саморазвития.

Л В основу работы положены данные проведенного авторами анкетного опроса сотруд-у

| ников, обучающихся в образовательных организациях системы МВД России. ^ Ключевые слова: чтение, библиотерапия, литература, интеллектуальные уп-

§ ражнения, ценности, сотрудники, подготовка. у

S4

Annotation. The article presents the results of studying the relationship of employees

«

у

volved the employee is enrolled in an educational institution of the interior Ministry of internal affairs of Russia.

Keywords: reading, bibliotherapy, literature, intellectual exercise, values, staff, training.

у Специфика профессиональной

§ деятельности сотрудников органов § внутренних дел характеризуется постоянно увеличивающимся объемом работ,

изменением привычных условий труда, специфичностью общения, высокой эмоциональной напряженностью, воздействием стрессовых факторов, свя-

занных с обострением криминальной обстановки и нарушениями общественного порядка. В связи с этим высокие требования предъявляются не только к профессиональной подготовке сотрудников, которая предполагает систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения оперативно-служебных задач, но и к их физическому, психическому и личностному потенциалу.

Сегодня в служебной деятельности от сотрудника требуется реализация способностей, знаний, умений и навыков в нестандартных, недоопределен-ных ситуациях, необходимость действовать порой с ненадежной информацией, гибко перестраивая привычные способы действия, учитывая разные точки зрения. В связи с этим сотруднику не следует ограничиваться только овладением знаний, умений и навыков в системе органов внутренних дел, сюда необходимо включить те знания, которые приобретаются вне этой системы, способствуют формированию и воспитанию его личностных качеств, стремлению к саморазвитию. Одним из базовых компонентов воспитания, образования и развития интеллектуальной и эмоциональной сферы личности, формирования мотивации к саморазвитию и реализации жизненных планов является чтение.

Как отмечает Т. Г. Галактионова, чтение представляет собой одно из значимых средств сохранения интеллектуального и культурного потенциала общества, преемственности знаний и существенного фактора социокоммуника-тивного развития человека [2].

По мнению С. Н. Плотникова, чтение способствует развитию социокультурных качеств личности, среди которых способность мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения. Те, кто читают, имеют большой объем памяти и активное творче-

ское воображение; лучше владеют речью : она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении [3].

Рассматривая чтение на групповом субкультурном уровне, оно представляется как составная часть механизма передачи и сохранения традиций и обычаев, способствующих обогащению мирового запаса идей. С другой стороны, литература и общение неразделимы, и группы, где приняты такие формы проведения досуга, как, например, обсуждение прочитанного, требуют от своих членов большой интеллектуальной активности. Так, М. К. Гайдай отмечает, что стержень познавательной деятельности обучающихся составляют занятия с преподавателем (учителем), направленные на обсуждение прочитанного. Такие интеллектуальные упражнения развивают мыслительную ао функцию человека, повышают его раз- «2 витие [1, с. 104]. а

В представленном исследовании у поставлена задача - изучить отношение сотрудников правоохранительных орга- ^ нов к чтению. Для этого была разрабо- ^ тана анкета «Любите ли Вы читать?», и Ц проведено анкетирование 134 сотруд- ^ ников, обучающихся в образовательной | организации системы МВД России. «

Отвечая на вопрос «Много ли Вы в читаете?», 5 % сотрудников ответили, § что много и с удовольствием читают; | 76 % респондентов указали, что читают

г

иногда, так как чтение не является их ^ основным занятием - «притрагиваюсь к в книге от случая к случаю»; у 16 % оп- | рошенных нет времени на чтение книг, У 3 % не имеют желания что-либо читать. ^ Результаты ответов на вопрос ^ «Ваш любимый литературный жанр?» § позволили определить предпочтения § сотрудников в чтении. Так, 26 % отме- ед

тили детективы и приключения: исторический детектив «Приключения Эраста Фандорина» Б. Акунина; детектив «Записки о Шерлоке Холмсе» Артура Конан Дойла; приключенческий роман «Сердца трех» Джека Лондона. 22 % опрошенных предпочитают читать фантастику (фентези): приключенческая фантастика «Мир смерти» Гарри Гарри-сона. Любовные романы любят читать 20 % респондентов: любовный роман «Лунная тропа» Сары Джио.

Таким образом, художественную литературу предпочитают читать 14 % опрошенных, при этом среди любимых названы разные произведения: рассказ «Судьба человека» М. А. Шолохова; историческая проза «Честь имею», роман-хроника «Нечистая сила» В. Пикуля; классическая художественная проза «Записки незнакомки» Андре Моруа; фантастика «Человек-невидимка» Г. Уэльса; роман «Как закалялась сталь» А. Н. Островского; фило-г, софская сказка «Маленький принц» ^ Антуана де Сент-Экзюпери; историче-^ ская повесть «Капитанская дочка» г, А. С. Пушкина; сборник рассказов «За-§ писки охотника» И. Тургенева; Бурят-| ские буддийские притчи «Дождь из цветов»; роман «Портрет Дориана Грея» М Оскара Уайльда; роман «Воскресенье» ^ Л. Н. Толстого; роман «Тэмуджин» ^ А. С. Гатаповой. В пользу научно-§ популярной литературы выбор пал у I 9 % сотрудников: 6 % читают научно-§ образовательную литературу, 3 % -§ юмористическую литературу (журналы, | комиксы).

» Сегодня, когда информация ста-

1 ла доступной в разных формах, интерес ^ представляет ответ на вопрос: «Какой ® носитель информации предпочитаете | (Интернет, книга, электронная книга, I другое)?». 61 % опрошенных любят чи-^ тать книги; 19 % берут необходимую к информацию в сети Интернет; 17 % § респондентов заявляют, что вообще не

р читают книг. у

»5

Отдельно нами изучались ответы респондентов на следующий вопрос: «Как Вы считаете, современная молодежь любит читать книги?». Так, 74 % сотрудников полагают, что современная молодежь стала меньше читать; 9 % говорят о том, что современная молодежь читает больше; 17 % не ответили на данный вопрос.

Во время бурного развития средств массовой коммуникации и кинематографа, когда по наиболее известным книгам имеются экранизированные аналоги, мы интересовались у сотрудников: «Что Вы предпочитаете: прочитать книгу или посмотреть фильм по мотивам того произведения, которое интересно, либо прочитать краткое содержание выбранного произведения?». 35 % сотрудников предпочитают посмотреть фильм по мотивам произведения; 21 % читают книгу; 2 % читают краткое содержание выбранного произведения: «нет времени читать книгу целиком, читаю только краткое содержание».

На вопрос «Вы стали больше читать в 2017 году?» 28 % сотрудников ответили, что стали читать меньше; 15 % стали читать больше; 8 % ответили: «как не читал(а) книги, так и не читаю»; 6 % сотрудников ответили, что читают на прежнем уровне. Повлияла ли служба в органах внутренних дел на литературные интересы наших респондентов, мы узнали из ответа на вопрос: «Поменялись ли Ваши интересы в жанрах литературы после поступления на службу в органы внутренних дел?». Так, у 36 % сотрудников интересы в жанрах не изменились; 16 % отметили изменения: «стали нравиться другие жанры».

Результаты анкетирования показали отношение сотрудников к чтению, их стремление к саморазвитию и самовоспитанию. Сотрудники обладают недостаточным желанием читать книги. Как отмечалось нами ранее, благодаря чтению и анализу художественного произведения у человека развиваются воображение, мышление, память, также

чтение воздействует на эмоциональную сферу человека, способствует личностному росту. В целях формирования стремления у сотрудника к саморазвитию и самовоспитанию предлагаем использовать метод библиотерапии. Метод библиотерапии предполагает самостоятельное чтение или прослушивание художественного произведения, специально подобранного психологом, преподавателем в подразделении или в образовательной организации системы МВД России. В качестве психолого-педагогических условий, обеспечивающих использование метода библиотерапии, мы выделяем:

- использование в психолого-педагогическом процессе технологий,

способствующих формированию ценностей, расширению сведений о мире и человеческих взаимоотношениях (специальные тренинги по методу библиотерапии, семинары, деловые игры, практические занятия, диагностические методики: «Вижу - читаю - думаю - понимаю»);

- формирование коммуникативной культуры сотрудников через умение передавать полученную информацию в устной форме;

- развитие навыков сотрудничества, умения находить выходы из спорных и конфликтных ситуаций;

- формирование профессионально-нравственных и значимых качеств, умений и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гайдай М. К. Пенитенциарная девиантность и стратегии ее минимизации. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2010.

2. Галактионова Т. Г., Саввина С. О. Рабочая тетрадь читателя «Учимся успешному чтению», «Портфель читателя»: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Издательство: Просвещение, 2014. ^

3. Плотников С. Н. Читательская культура России: социологический очерк // ^

HomoLegens [памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995)]. 1999. а

у

© Нежкина Л. Ю. © Балашов А. В.

к а

I

у »

а а

I

0

1

у

£ *

а к

I

у »5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.